Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16322
Скачиваний: 267
человека хорошо адаптированным, если продуктивность его дея
тельности, его способность наслаждаться жизнью и его психичес
кое равновесие остаются ненарушенными».
На значимость проблемы адаптации в психотерапевтическом
контексте, пожалуй, впервые обратил внимание основоположник
гештальт-терапии Ф. Перлз. Для описания базовых механизмов
психокоррекции он использовал модель «организм - окружающая
среда», в которой адаптация рассматривается как результирующая
взаимодействия двух самостоятельных процессов - воздействия ок
ружающей среды и связанных с ним ответных реакций организма.
По-видимому, для описания закономерностей психической
адаптации эта модель является оптимальной с точки зрения ее прак
тических приложений. При этом со стороны окружающей среды
рассматриваются различные варианты психотравм, в первую оче
редь в зависимости от их интенсивности и длительности воздействия
(Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000):
1) шоковые (внезапные, сверхсильные) психотравмы;
2) кратковременные психотравмирующие ситуации;
3) затяжные, хронические психотравмирующие ситуации;
4) эмоциональная депривация (дефицит внимания и любви).
Последняя наиболее значима в раннем возрасте и может ле
жать в основе происхождения личностных дисгармоний, нарушая
нормальное протекание возрастного развития психики. Конкретные
же причины психотравм можно свести к известной классификации
фрустрирующих факторов по С. Розенцвейгу. Это такие универсаль
ные психотравмирующие факторы (цит. по Левитову Н.Д., 1967):
◊ лишения (и внешние - материальные, социальные, и внутрен
ние, связанные с психологическими самоограничениями, ком
плексом неполноценности);
◊ потери (внешних объектов или внутренних ресурсов);
◊ конфликты (которые также могут быть внешними или внут
ренними).
Ответными реакциями со стороны организма на физиологичес
ком уровне являются соответствующие вегетативные сдвиги, на пси
хоэмоциональном уровне - аффективные и когнитивные сдвиги,
Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 27
связанные с субъективным переживанием стресса (фрустрацией), на
уровне поведения - приспособительное поведение и поисковая ак
тивность. Эти реакции соответствуют трем основным видам психо
логической адаптации (Платонов К.К., 1986), которые включают:
1) психофизиологическую адаптацию или способность организма
человека целесообразно перестраивать функциональное состо
яние в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся в
первую очередь физиологические проявления стресса;
2) собственно психологическую или психическую адаптацию,
нарушения которой проявляются в первую очередь на эмоци
ональном и когнитивном уровнях;
3) психосоциальную адаптацию или приспособление личности к
взаимодействию с обществом.
Представления о психической адаптации дополняются извест
ной классификацией К. Хорни, рассматривающей универсальные
стратегии адаптации по отношению к внешнему воздействию.
1. Движение
«от»
внешнего воздействия. Это стратегия капи
туляции, смысл которой состоит в первую очередь в сохранении
(физического) существования. Результатом же данной стратегии
является расщепление тела и психики; на телесном уровне - кон
версия или трансформация психологических проблем в психосома
тические нарушения, на психологическом уровне - отрыв от реаль
ности, бегство в мир иллюзий, призрачных фантазий и несбыточ
ных надежд.
2. Движение
«вместе»
или согласование внутреннего состоя
ния с внешним воздействием. Целью этого варианта приспособле
ния является интеграция сознательных и подсознательных механиз
мов психики, позволяющая добиться снижения эмоциональной
фрустрации и уменьшения телесного дискомфорта. (Последнее все
гда возожно осуществить с помощью разнообразных техник психо
логической саморегуляции, и практически все подобные техники
функционируют именно в рамках данного способа адаптации.) На
экзистенциальном уровне этой стратегии адаптации соответствуют
так называемые ценности переживания (В. Франкл).
3. Движение
«против»
или противостояние проблеме лицом к
лицу, активное противодействие внешним обстоятельствам и пре
одоление их. Это конструктивный способ разрешения проблем, не
28
Глава 2
мечтательный, а конкретно-действенный. В психоанализе подобный
способ описывается как сублимация (по 3. Фрейду), в терминах
НЛП - как настройка на конкретный положительный результат или
создание позитивного образа будущего. По В. Франклу, данной стра
тегии адаптации соответствуют так называемые ценности отноше
ния. Их осознавание помогает человеку обрести жизненный смысл
и сформулировать для себя те конкретные и практически достижи
мые цели, движение к которым требует от него мобилизации всех
душевных, психологических ресурсов, способствуя развитию его
личности.
С этой точки зрения наличие
у человека нерешенных психоло
гических проблем
не только не влечет за собой фатальную жизнен
ную неуспешность, но и
содержит в себе позитивные моменты. Это
не что иное, как проявление «кризиса развития»,
в котором заложен
мощный потенциал обновления, резерв для изменения жизни, дви
жения к лучшему, перехода на иной уровень организации собствен
ного существования, личностного роста. Подобные представления
лежат в основе парадигмы гуманистической психотерапии (К. Род
жерс, А. Маслоу), согласно которой психологические проблемы
представляют собой блокированное стремление человека к само
актуализации, личностному росту. В трансперсональной психо
терапии подобные проблемы рассматриваются именно как «болез
ни роста», преодоление которых необходимо для роста личности
(С. Гроф). С этой же точкой зрения связано разделяемое большин
ством практических психологов убеждение, что психологическая
проблема всегда имеет внутреннее решение, существующее на под
сознательном уровне, но до определенного времени не осознавае
мое самим носителем этой проблемы (М. Эриксон). Можно упомя
нуть в этой связи о взглядах А. Адлера, согласно которым каждому
человеку изначально присущ комплекс неполноценности, преодо
ление которого по закону гиперкомпенсации может приводить к уси
лению личности. Аналогичное мнение высказывалось представите
лями «академической» психологии (Л.С. Выготский): наличие у че
ловека некоторой изначальной неполноценности какой-либо
высшей психической функции стимулирует развитие, так как ком
пенсация этого дефекта достигается за счет большего развития дру
гих психических функций.
Важно также представить, каким образом психологическая
адаптация связана с личностным ростом. На первый взгляд, эта вза-
Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 29
имосвязь носит линейный, монотонный характер: чем выше степень
личностной зрелости, тем больше адаптивные способности. Однако
на самом деле она представляется более сложной, нелинейной. По
мере личностного роста происходят «перерывы монотонности», ка
чественные изменения адаптивных возможностей личности, общая
направленность которых - переход от конформизма, от пассивного
приспособления к реальности, к активному овладению ею. В этом
плане важное значение имеют этапы личностного роста или степени
«душевного развития», описанные еще в дореволюционной отече
ственной психологии А.Ф. Лазурским. На первом этапе человек ос
тается рабом обстоятельств, вынужденным приспосабливаться к ним;
на втором этапе ему удается приспособить обстоятельства к собствен
ным жизненным целям; наконец, цель третьего этапа - изменить
обстоятельства жизни не только для себя, но и для многих людей.
Соответственно описанному делению различных видов психо
логической адаптации, в условиях патологии традиционно рассмат
риваются следующие виды реакций на психотравмирующую ситу
ацию:
1) реакции с преобладанием собственно психоэмоциональных
нарушений - психогенные расстройства;
2 ) на уровне нарушений поведения - расстройства психосоциаль
ные (нарушения социальной адаптации);
3) реакции с преобладанием физиологических, соматических на
рушений - психосоматические расстройства.
В случае затяжного протекания психотравмирующей ситуации
упомянутые реакции формируются поэтапно (Сандомирский М.Е.,
2000а). Это происходит в порядке нарастания степени выраженно
сти стрессовых нарушений, когда преодолевается один барьер пси
хологической адаптации (в терминологии Ю. А. Александровского,
1997) вслед за другим.
1. Вначале нарушается собственно психическая адаптация, что
приводит к снижению адекватности функционирования психичес
кой сферы и эффективности интеллектуальной деятельности. Про
исходит это вследствие того, что при дезадаптации функциональ
ные звенья, обеспечивающие переработку информации - ее поиск,
восприятие, анализ и синтез, хранение и использование, - могут
разрушаться, функционировать извращенно или на сниженном
30
Глава 2
уровне (Гримак Л.П., 1987). Психическая напряженность проявля
й с я в снижении устойчивости психических функций, приводящем
к снижению эффективности деятельности, ее дезинтеграции (На-
енко Н.И., 1976), протекающем в следующих формах: тормозной
("замедление выполнения интеллектуальных операций), импульсив
ной (ошибочные действия, суетливость) и генерализованной (срыв
деятельности, сопровождаемый чувством безразличия, обреченно
сти и депрессией).
2. На втором этапе добавляется ухудшение межличностного
взаимодействия, то есть нарушение социально-психологической
адаптации. Показано, что следствием любого пограничного психи
ческого расстройства является развитие в той или иной мере выра
женной социальной дезадаптации (Александровский Ю.А., 1997).
Последнее закономерно включает определенные черты психопати-
зации - нарушения коммуникации, чувство отчужденности от дру
гих людей, неприязнь ко всякой инициативе, а также уход от ответ
ственности (Китаев-Смык Л.А., 1989), неуверенность в собствен
ной способности справляться с жизненными трудностями и кризис
идентичности (Положий Б . С , 1996).
3. Дальнейшее ухудшение состояния психической адаптации
приводит к формированию более или менее отчетливых физиоло
гических сдвигов - расстройствам психофизиологической адапта
ции. В выраженных случаях подобные нарушения проявляются как
клинически очерченные расстройства психического (а в связи с из
менениями психофизиологических соотношений и соматического)
здоровья, характер которых в существенной степени определяется
преимущественным ухудшением того или иного аспекта психичес
кой адаптации (Березин Ф.Б., 1988). При этом, по мнению того же
автора, граница между дезадаптивными проявлениями (нормаль
ные реакции личности, акцентированные личностные черты или
адаптационные вегетативные реакции) и клинически выраженны
ми психическими или психосоматическими расстройствами пред
ставляет собой не четкую линию, а более или менее широкую поло
су с довольно большим числом переходных вариантов. Именно воз
можность выявления таких зон неустойчивой адаптации позволяет
своевременно осуществлять диагностику адаптационных наруше
ний и проводить психокоррекционные мероприятия (в рамках ме
дицинской парадигмы рассматриваемых как донозологическая ди
агностика и донозологическая терапия).
Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 31