Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16322

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

человека хорошо адаптированным, если продуктивность его дея­
тельности, его способность наслаждаться жизнью и его психичес­
кое равновесие остаются ненарушенными». 

На значимость проблемы адаптации в психотерапевтическом 

контексте, пожалуй, впервые обратил внимание основоположник 
гештальт-терапии Ф. Перлз. Для описания базовых механизмов 
психокоррекции он использовал модель «организм - окружающая 
среда», в которой адаптация рассматривается как результирующая 
взаимодействия двух самостоятельных процессов - воздействия ок­
ружающей среды и связанных с ним ответных реакций организма. 

По-видимому, для описания закономерностей психической 

адаптации эта модель является оптимальной с точки зрения ее прак­

тических приложений. При этом со стороны окружающей среды 
рассматриваются различные варианты психотравм, в первую оче­
редь в зависимости от их интенсивности и длительности воздействия 

(Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000): 

1) шоковые (внезапные, сверхсильные) психотравмы; 

2) кратковременные психотравмирующие ситуации; 
3) затяжные, хронические психотравмирующие ситуации; 
4) эмоциональная депривация (дефицит внимания и любви). 

Последняя наиболее значима в раннем возрасте и может ле­

жать в основе происхождения личностных дисгармоний, нарушая 
нормальное протекание возрастного развития психики. Конкретные 
же причины психотравм можно свести к известной классификации 
фрустрирующих факторов по С. Розенцвейгу. Это такие универсаль­
ные психотравмирующие факторы (цит. по Левитову Н.Д., 1967): 

◊ лишения (и внешние - материальные, социальные, и внутрен­

ние, связанные с психологическими самоограничениями, ком­
плексом неполноценности); 

◊ потери (внешних объектов или внутренних ресурсов); 
◊ конфликты (которые также могут быть внешними или внут­

ренними). 

Ответными реакциями со стороны организма на физиологичес­

ком уровне являются соответствующие вегетативные сдвиги, на пси­
хоэмоциональном уровне - аффективные и когнитивные сдвиги, 

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 27 


background image

связанные с субъективным переживанием стресса (фрустрацией), на 
уровне поведения - приспособительное поведение и поисковая ак­
тивность. Эти реакции соответствуют трем основным видам психо­

логической адаптации (Платонов К.К., 1986), которые включают: 

1) психофизиологическую адаптацию или способность организма 

человека целесообразно перестраивать функциональное состо­

яние в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся в 

первую очередь физиологические проявления стресса; 

2) собственно психологическую или психическую адаптацию, 

нарушения которой проявляются в первую очередь на эмоци­

ональном и когнитивном уровнях; 

3) психосоциальную адаптацию или приспособление личности к 

взаимодействию с обществом. 

Представления о психической адаптации дополняются извест­

ной классификацией К. Хорни, рассматривающей универсальные 
стратегии адаптации по отношению к внешнему воздействию. 

1. Движение

 «от»

 внешнего воздействия. Это стратегия капи­

туляции, смысл которой состоит в первую очередь в сохранении 
(физического) существования. Результатом же данной стратегии 
является расщепление тела и психики; на телесном уровне - кон­
версия или трансформация психологических проблем в психосома­
тические нарушения, на психологическом уровне - отрыв от реаль­
ности, бегство в мир иллюзий, призрачных фантазий и несбыточ­
ных надежд. 

2. Движение

 «вместе»

 или согласование внутреннего состоя­

ния с внешним воздействием. Целью этого варианта приспособле­
ния является интеграция сознательных и подсознательных механиз­
мов психики, позволяющая добиться снижения эмоциональной 
фрустрации и уменьшения телесного дискомфорта. (Последнее все­
гда возожно осуществить с помощью разнообразных техник психо­
логической саморегуляции, и практически все подобные техники 
функционируют именно в рамках данного способа адаптации.) На 
экзистенциальном уровне этой стратегии адаптации соответствуют 
так называемые ценности переживания (В. Франкл). 

3. Движение

 «против»

 или противостояние проблеме лицом к 

лицу, активное противодействие внешним обстоятельствам и пре­
одоление их. Это конструктивный способ разрешения проблем, не 

28 

Глава 2 


background image

мечтательный, а конкретно-действенный. В психоанализе подобный 
способ описывается как сублимация (по 3. Фрейду), в терминах 

НЛП - как настройка на конкретный положительный результат или 

создание позитивного образа будущего. По В. Франклу, данной стра­
тегии адаптации соответствуют так называемые ценности отноше­
ния. Их осознавание помогает человеку обрести жизненный смысл 
и сформулировать для себя те конкретные и практически достижи­
мые цели, движение к которым требует от него мобилизации всех 
душевных, психологических ресурсов, способствуя развитию его 
личности. 

С этой точки зрения наличие

 у человека нерешенных психоло­

гических проблем

 не только не влечет за собой фатальную жизнен­

ную неуспешность, но и

 содержит в себе позитивные моменты. Это 

не что иное, как проявление «кризиса развития»,

 в котором заложен 

мощный потенциал обновления, резерв для изменения жизни, дви­
жения к лучшему, перехода на иной уровень организации собствен­
ного существования, личностного роста. Подобные представления 
лежат в основе парадигмы гуманистической психотерапии (К. Род­
жерс, А. Маслоу), согласно которой психологические проблемы 
представляют собой блокированное стремление человека к само­
актуализации, личностному росту. В трансперсональной психо­
терапии подобные проблемы рассматриваются именно как «болез­
ни роста», преодоление которых необходимо для роста личности 
(С. Гроф). С этой же точкой зрения связано разделяемое большин­
ством практических психологов убеждение, что психологическая 
проблема всегда имеет внутреннее решение, существующее на под­
сознательном уровне, но до определенного времени не осознавае­
мое самим носителем этой проблемы (М. Эриксон). Можно упомя­
нуть в этой связи о взглядах А. Адлера, согласно которым каждому 
человеку изначально присущ комплекс неполноценности, преодо­
ление которого по закону гиперкомпенсации может приводить к уси­
лению личности. Аналогичное мнение высказывалось представите­
лями «академической» психологии (Л.С. Выготский): наличие у че­
ловека некоторой изначальной неполноценности какой-либо 

высшей психической функции стимулирует развитие, так как ком­
пенсация этого дефекта достигается за счет большего развития дру­
гих психических функций. 

Важно также представить, каким образом психологическая 

адаптация связана с личностным ростом. На первый взгляд, эта вза-

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 29 


background image

имосвязь носит линейный, монотонный характер: чем выше степень 

личностной зрелости, тем больше адаптивные способности. Однако 
на самом деле она представляется более сложной, нелинейной. По 
мере личностного роста происходят «перерывы монотонности», ка­
чественные изменения адаптивных возможностей личности, общая 
направленность которых - переход от конформизма, от пассивного 
приспособления к реальности, к активному овладению ею. В этом 
плане важное значение имеют этапы личностного роста или степени 

«душевного развития», описанные еще в дореволюционной отече­

ственной психологии А.Ф. Лазурским. На первом этапе человек ос­
тается рабом обстоятельств, вынужденным приспосабливаться к ним; 
на втором этапе ему удается приспособить обстоятельства к собствен­
ным жизненным целям; наконец, цель третьего этапа - изменить 
обстоятельства жизни не только для себя, но и для многих людей. 

Соответственно описанному делению различных видов психо­

логической адаптации, в условиях патологии традиционно рассмат­
риваются следующие виды реакций на психотравмирующую ситу­
ацию: 

1) реакции с преобладанием собственно психоэмоциональных 

нарушений - психогенные расстройства; 

2 ) на уровне нарушений поведения - расстройства психосоциаль­

ные (нарушения социальной адаптации); 

3) реакции с преобладанием физиологических, соматических на­

рушений - психосоматические расстройства. 

В случае затяжного протекания психотравмирующей ситуации 

упомянутые реакции формируются поэтапно (Сандомирский М.Е., 
2000а). Это происходит в порядке нарастания степени выраженно­
сти стрессовых нарушений, когда преодолевается один барьер пси­
хологической адаптации (в терминологии Ю. А. Александровского, 

1997) вслед за другим. 

1. Вначале нарушается собственно психическая адаптация, что 

приводит к снижению адекватности функционирования психичес­
кой сферы и эффективности интеллектуальной деятельности. Про­
исходит это вследствие того, что при дезадаптации функциональ­
ные звенья, обеспечивающие переработку информации - ее поиск, 
восприятие, анализ и синтез, хранение и использование, - могут 
разрушаться, функционировать извращенно или на сниженном 

30 

Глава 2 


background image

уровне (Гримак Л.П., 1987). Психическая напряженность проявля­

й с я в снижении устойчивости психических функций, приводящем 

к снижению эффективности деятельности, ее дезинтеграции (На-
енко Н.И., 1976), протекающем в следующих формах: тормозной 
("замедление выполнения интеллектуальных операций), импульсив­
ной (ошибочные действия, суетливость) и генерализованной (срыв 

деятельности, сопровождаемый чувством безразличия, обреченно­
сти и депрессией). 

2. На втором этапе добавляется ухудшение межличностного 

взаимодействия, то есть нарушение социально-психологической 
адаптации. Показано, что следствием любого пограничного психи­
ческого расстройства является развитие в той или иной мере выра­

женной социальной дезадаптации (Александровский Ю.А., 1997). 

Последнее закономерно включает определенные черты психопати-

зации - нарушения коммуникации, чувство отчужденности от дру­
гих людей, неприязнь ко всякой инициативе, а также уход от ответ­
ственности (Китаев-Смык Л.А., 1989), неуверенность в собствен­

ной способности справляться с жизненными трудностями и кризис 
идентичности (Положий  Б . С , 1996). 

3. Дальнейшее ухудшение состояния психической адаптации 

приводит к формированию более или менее отчетливых физиоло­
гических сдвигов - расстройствам психофизиологической адапта­
ции. В выраженных случаях подобные нарушения проявляются как 
клинически очерченные расстройства психического (а в связи с из­
менениями психофизиологических соотношений и соматического) 
здоровья, характер которых в существенной степени определяется 
преимущественным ухудшением того или иного аспекта психичес­
кой адаптации (Березин Ф.Б., 1988). При этом, по мнению того же 
автора, граница между дезадаптивными проявлениями (нормаль­
ные реакции личности, акцентированные личностные черты или 
адаптационные вегетативные реакции) и клинически выраженны­
ми психическими или психосоматическими расстройствами пред­
ставляет собой не четкую линию, а более или менее широкую поло­
су с довольно большим числом переходных вариантов. Именно воз­
можность выявления таких зон неустойчивой адаптации позволяет 
своевременно осуществлять диагностику адаптационных наруше­
ний и проводить психокоррекционные мероприятия (в рамках ме­
дицинской парадигмы рассматриваемых как донозологическая ди­
агностика и донозологическая терапия). 

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 31