ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8223
Скачиваний: 64
здоровья и отсутствие половых партнеров действительно могут осложнять сексуальную
жизнь пожилых людей
,
однако нет никаких оснований считать
,
что в этом возрасте
человек не должен получать сексуального удовлетворения
.
Вопросы для размышления
1.
Каковы типичные различия сексуальных возможностей
20-
летних людей и лиц
пожилого возраста
?
Как обычно меняется сексуальный опыт и отношение к сексу на
протяжении зрелого возраста
?
2.
Выше упоминалось об
"
относительном
"
исчезновении двойного стандарта в отношении
сексуальной активности
.
Согласны ли вы с этим
?
Если да
,
то какие компоненты двойного
стандарта еще сохраняются в нашем обществе
,
а какие больше не ощущаются
?
3.
Разумно ли
,
по вашему мнению
,
вступать в брак с человеком
,
с которым вы никогда не
были в половой связи
?
Разумно ли заключать брак с тем
,
с кем вы не пожили вместе
?
Помогло или помешало кому-нибудь из ваших друзей сожительство упрочить отношения
с партнером
?
4.
Продолжительные браки и длительные сексуальные отношения часто приводят к
сексуальному перегоранию
.
Что еще
,
кроме продолжительности отношений
,
способствует
сексуальному перегоранию
?
Можно ли его избежать
?
Что можно порекомендовать
живущим вместе партнерам
,
которые обнаруживают у себя признаки сексуального
перегорания
?
5.
Согласны ли вы
,
что в нашем обществе существует общепринятое представление о типе
красивого
,
сексуального мужчины средних лет
,
но отсутствует такое же представление о
красивой
,
сексуальной женщине средних лет
?
Обязательно ли женщине быть молодой
,
чтобы считаться красивой и сексуальной
? 6.
Большинство читателей этой книги скорее
всего порицают предубежденное отношение к людям в связи с их расовой или половой
принадлежностью
.
Однако предубеждение против стариков распространено столь же
широко и
,
очевидно
,
общество легче мирится с ним
.
Почему предубежденное отношение к
престарелым
-
это особенно глупая форма предубеждений
?
Действительно ли именно оно
заставляет молодых людей иногда ронять фразы вроде
: "
Я надеюсь
,
что не доживу до
старости
?"
11
глава Половые роли
В телевизионной мыльной опере самоуверенный
,
велеречивый бизнесмен соблазняет
красивую
,
но не блещущую умом секретаршу
.
В детской книжке описывается ласковая
,
заботливая
,
хозяйственная мамаша
,
мужу которой
,
искателю приключений
,
не сидится
дома
.
Газетная реклама сигарет представляет крепкого молодого человека
,
усердно
обливающего водой свою стройную
,
кокетливо вскрикивающую подругу
,
мокрая майка
которой плотно облегает бюст
;
сопровождающая надпись призывает
: "
Освежайтесь
".
И
то
,
и другое
,
и третье помогает понять
,
что такое стереотипы половой роли и половая
дискриминация
.
На протяжении последних
25
лет значительно возрос интерес к изучению различий и
сходства между полами
.
Тому есть несколько причин
.
Во-первых
,
несомненное влияние
всех аспектов этой проблемы на социально-политические процессы в обществе
.
Во
-
вторых
,
наметившаяся в последнее время тенденция к стиранию веками существовавшей
грани между полами
.
Так например
,
в
1990
г
.
в Соединенных Штатах работало более
половины всех женщин
.
Нынешняя мода диктует форму прически
,
манеру одеваться и
носить украшения независимо от половой принадлежности
.
Даже анатомический статус
мужчины и женщины отныне нельзя считать неизменным
,
после того как стала
возможной хирургическая коррекция пола
.
В-третьих
,
развернувшееся в стране
феминистическое движение
,
привлекшее повышенное внимание к проблеме половой
дискриминации
,
требующее равенства полов
.
Результатом этих тенденций стало коренное изменение ранее бытовавшего отношения к
различию полов
,
вопросам деторождения
,
к проявлениям мужского и женского начал и к
тому
,
что общество определяет как
"
приличествующее
"
половой роли поведение
.
Многие
лица
,
уже достигшие к настоящему времени зрелости
,
выросли в семьях
,
где
исповедывались прогрессивные взгляды на роль обоих полов и где родители стремились
сломать собственный стереотип мышления
.
Так возник непрерывный ряд форм
социализации
,
охватывающий как старые
,
традиционные представления
,
так и их
современные интерпретации
.
В настоящей главе эти вопросы рассматриваются с точки
зрения их влияния на половую самоидентификацию
.
Мужественность и женственность
Перечислите в уме признаки
,
характеризующие по вашему мнению типичного американца
и американку
.
Если это мужчина
,
вы наверняка назовете силу
,
храбрость
,
уверенность в
собственных силах
,
способность к соперничеству
,
агрессивность
,
а если женщина
-
мягкость
,
склонность полагаться на других
,
повышенную эмоциональность
,
чувствительность
,
разговорчивость и готовность к любви
.
Большинство людей не только убеждены в реальности различий между мужчиной и
женщиной
,
но и примерно одинаково представляют себе эти различия
(Broverman et al.,
1972).
Убежденность такого рода
,
свойственная сразу многим людям и основанная на
чересчур упрощенных представлениях и некритичных суждениях
,
называется
стереотипом
.
Стереотипы могут быть вредны
,
поскольку они служат источником
ошибочных суждений и обобщений и
,
следовательно
,
влияют на отношения людей друг к
другу
.
Многие стереотипы
,
касающиеся сексуальности
,
базируются на представлениях
относительно природы мужского и женского начала
,
однако дать краткое определение
этих двух понятий весьма непросто
.
С одной стороны
,
мужественность в мужчине и
женственность в женщине предполагает сексуальную привлекательность для лица
противоположного пола
.
Реклама одежды и косметики постоянно напоминает нам об
этом
.
С другой стороны
,
понятия мужественность и женственность используются для
обозначения степени соответствия того или иного лица социально обусловленным нормам
внешности и поведения
.
В недалеком прошлом в обществе высказывалось недовольство
по поводу моды на длинные волосы у мужчин или стремления женщин получить доступ к
военным секретам Пентагона
,
поскольку эти новшества не
"
соответствовали
"
преобладавшим представлениям о различиях между полами
.
Если рассматривать мужское
и женское начала под еще одним углом зрения
,
то можно определить их как признаки
,
выявляемые с помощью стандартных психологических тестов
,
которые позволяют
сравнивать реакцию индивидуума с реакцией больших групп мужчин и женщин
,
поставленных в аналогичные условия
.
Согласно традиционным представлениям
,
крайне желательно
,
чтобы мужчина был
мужественным
,
а женщина женственной
.
Если поведение отдельных людей соответствует
ожиданиям окружающих
,
в обществе сохраняется социальное равновесие и
обеспечивается стабильность
.
Соответствие культурным нормам
,
по-видимому
,
отражает
"устойчивость
"
и
"
здоровье
",
тогда как слишком явное отклонение от ожидаемого
поведения означает неблагополучие и даже болезнь
.
Наконец
,
мужчины с выраженным
"мужским началом
"
и женщины
,
у которых развито
"
женское начало
",
отличаются легко
прогнозируемым поведением
,
образ их действий достаточно постоянен и носит
взаимодополняющий характер
.
К счастью
(
или к несчастью
,
в зависимости от точки
зрения
),
в наше время мужское и женское начала не слишком много говорят нам о
личности человека
,
его сексуальных предпочтениях или образе жизни
,
а прежние
стереотипы уступают место более практичным
,
динамичным и научно обоснованным
представлениям
.
При традиционном подходе к изучению мужественности и женственности эти понятия
рассматривали как противоположные
.
Согласно такому подходу
,
если в вас заложено
"женское
"
начало
,
вы не можете обладать
"
мужскими
"
признаками и наоборот
(Spence,
Helmreich, 1978).
Считалось
,
что люди с сильно выраженными признаками
,
свойственными мужскому началу
(
например
,
самостоятельность
,
способность к
соперничеству
),
не могут обладать чертами
,
ассоциирующимися с женским началом
.
В
результате многие психологические тесты
,
разработанные для оценки мужественности и
женственности
,
предполагали однозначное разделение исключительно по тому или
другому набору признаков
(Kaplan, Sedney, 1980).
Более того
,
при выявлении
существенного отклонения показателей от неких усредненных критериев испытуемых
считали психически менее здоровыми и социально менее приспособленными по
сравнению с людьми
,
показатели которых соответствовали
"
норме
".
Научные данные
,
полученные в течение двух последних десятилетий
,
заставили изменить
это мнение
.
Вместо того чтобы противопоставлять мужское и женское в человеке
,
многие
современные исследователи поведения рассматривают их как совокупность отдельных
характеристик
,
в той или иной мере одновременно присущих одному и тому же
индивидууму
(Bern, 1972; Spence, Helmreich, 1978; Cook, 1985).
Так
,
женщина
,
отличающаяся повышенной способностью к соперничеству
,
может во всех других
отношениях быть очень женственной
,
а нежный
,
ласковый мужчина
-
сохранять все
качества
,
свойственные остальным представителям своего пола
.
Следует иметь это в виду
при обсуждении путей формирования половой роли и значения последней в жизни
человека
.
Черты социализации половой роли
Еще до рождения ребенка в семье могут быть разногласия по поводу его желаемого пола
.
В большинстве случаев родители хотят иметь мальчика
,
а не девочку
(Makle, 1974;
Coombs, 1977).
Иметь сына считается более престижным
,
нежели дочь
(Westoff, Rindfuss,
1974).
Причина такого предпочтения коренится в убеждении
,
что мужчины сильнее
,
умнее
,
смелее и способнее женщин и что
"
наш мир
-
это мир мужчин
" (
каким он
действительно был в недалеком прошлом
),
если иметь в виду
,
что мужчины имеют более
широкие возможности чем женщины для получения образования
,
материального
достатка
,
для профессиональной и политической карьеры
.
Родители часто пытаются узнать пол еще не родившегося ребенка и спланировать его
будущую судьбу
.
Если ожидается рождение мальчика
,
его заранее видят спортивным
,
удачливым
,
твердым и независимым
.
Если же должна родиться девочка
,
то чаще всего
мечтают
,
чтобы она была красивой
,
стройной
,
любящей
,
привлекательной и удачно вышла
замуж
.
Все эти размышления о судьбе еще не родившегося ребенка представляют собой род
стереотипа
,
так же как догадки о том
,
что родится мальчик
,
потому что
"
он
"
часто
толкается в материнской утробе
.
Нет ничего удивительного в том
,
что
,
едва родившись
,
ребенок оказывается в плену имеющихся в данном обществе стереотипов и
представлений
.
Рождение и младенчество
Возглас
,
оповещающий о поле ребенка в момент его появления на свет
("
Это мальчик
!"
или
"
Девочка
!"),
кладет начало целой цепочке событий
:
выбору розового или голубого
браслета
,
который надевают на ручку новорожденного
,
выбору имени
,
покупке одежды и
оформлению детской комнаты в соответствии с тем
,
что требуется мальчику или девочке
.
(В песне
"
Мальчик по имени Сью
"
композитора С
.
Силверстейна отец вопреки
общепринятым нормам назвал сына женским именем
,
считая
,
что такой парадоксальный
прием поможет закалить ребенка
.
Выбрав имя Сью
,
отец заставил мальчика часто
вступать в драки
,
чтобы
,
защищаясь от насмешек
,
воспитать в себе твердость
).
Стереотип отношения к полу виден и в том
,
что говорят друзья
,
родственники и родители
,
обсуждая внешность новорожденного
: "
Посмотрите
,
какой он большой
.
Держу пари
,
что
из него выйдет футболист
", "
Какие у нее красивые глазки
-
просто куколка
", "
У него такое
умное лицо
", "
У нее уже сейчас такие ножки
,
что можно не волноваться
,
отбоя не будет от
поклонников
".
Шутливые предсказания будущей судьбы ребенка тоже непосредственно
связаны с его полом
.
Если друзья родителей замечают
: "
Теперь придется думать
,
как
собрать приданое
",
можно с уверенностью сказать
,
что речь идет не о мальчике
.
Родители новорожденных говорят о девочках как существах более нежных
,
маленьких
,
красивых и не таких живых
,
как мальчики
,
хотя врачи не видят никаких объективных
отличий с точки зрения внешности или активности
(Rubin, Provenzano, Luria, 1974).
В
младенческом возрасте общение с матерью у мальчиков ограничивается в основном
физическими контактами
;
с девочками матери больше разговаривают и больше опекают
их
(Lewis, 1972).
Это различие способствует тому
,
что впоследствии девочки оказываются
более разговорчивыми
,
а мальчики проявляют повышенную физическую активность
.
В
1977
г
.
Валум опубликовал результаты интересного исследования
.
Нескольких молодых
матерей просили присмотреть за одним и тем же шестимесячным младенцем
,
одетым в
одних случаях в голубой комбинезон и названного им Адамом
,
а в других
-
в розовое
гофрированное платье и названного Бетти
.
Оказалось
,
что матери чаще улыбались
"Бетти
",
чаще играли с ней и находили ее
"
миленькой
".
Другое недавно проведенное
исследование подтвердило
,
что матери и отцы по-разному ведут себя в отношении
незнакомых детей
,
в зависимости от того
,
какой пол ребенка им назвали
(Gulp, Cook,
Housley, 1983).
Разное отношение родителей к собственным детям разного пола проявляется по-другому
.
В частности
,
они быстрее реагируют на плач маленькой дочери
,
чем на плач сына
(Frieze
et al., 1978),
с большей готовностью разрешают мальчику проявлять самостоятельность
,
раньше начинают оставлять его одного дома
.
Напротив
,
у маленьких девочек как бы
намеренно формируют пассивность и зависимость
(Weitzman, 1975; Long, Laws, 1979).
До сих пор неясны причины проявления половых различий в процессе социализации
детей
.
Культурные влияния
,
разумеется
,
имеют важное значение
,
но не исключено
участие биологических факторов
.
Так например
,
повышенная интенсивность обмена
веществ у мальчиков
,
высокая калорийность их пищевого рациона и более активный образ
жизни способствуют раннему формированию чувства независимости
;
в свою очередь
,
стремление родителей поощрять это чувство отражает традиционно сложившиеся
ожидания
(Walum, 1977).
Разное поведение мальчиков и девочек в младенческом возрасте
может объясняться и различиями в их гормональном статусе
.
Зачастую родители сами не
осознают
,
насколько отличается их отношение к детям разного пола
.
Тем не менее
дифференцированная социализация
,
по-видимому
,
имеет место даже в тех случаях
,
когда
родители теоретически не сторонники стереотипов половой роли
(Scanzoni, Fox, 1980).
Ранее детство
(
от двух до пяти лет
)
К двухлетнему возрасту ребенок достаточно надежно определяет половую
принадлежность окружающих его людей и может разложить по ящикам одежду
мальчиков и девочек
(Thompson, 1975).
Тем не менее двухлетка зачастую неспособен
четко определить пол ребенка на фотографии
,
изображающей его
(
ее
)
самого
;
такая
способность обычно появляется только к двум с половиной годам
.
Как уже говорилось
,
половая самоидентификация
,
т.е
.
осознание себя существом мужского или женского пола
,
окончательно формируется примерно к трехлетнему возрасту
.
Этому
,
вероятно
,
способствует приобретение речевых навыков
,
которые позволяют ребенку
идентифицировать себя в новом качестве и проверять свою способность правильно
определять половую принадлежность
,
используя такие местоимения
,
как
"
он
"
или
"
она
"
применительно к другим людям
.
В возрасте двух или трех лет у детей начинает появляться понимание роли полов
,
внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому полу как членов
собственной семьи
,
так и других людей
.
По-видимому
,
вначале ребенок ориентируется по
отдельным
,
случайным признакам типа
"
мама не курит трубку
"
или
"
папа не красит
губы
".
Однако начинающий ходить ребенок понимает больше
,
чем может выразить
словами
.
Скорее всего умение различать пол людей развивается в процессе наблюдения за
разнообразными формами поведения окружающих
.
Чрезвычайно важное занятие детей раннего возраста
-
игра
;
наблюдая
,
какие предметы
ребенок использует в играх
,
можно больше узнать о социализации половой роли
.
Пройдитесь по отделу игрушек в большом магазине и вы очень скоро поймете
,
что такое
принцип дифференциальной социализации
.
Игрушки для мальчиков ориентированы на
активные действия
(
ружья
,
машины
,
космические корабли
,
спортивные принадлежности
),