ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8217
Скачиваний: 64
тогда как игрушки для девочек предполагают более спокойные занятия
,
зачастую
связанные с различными домашними делами
(
куклы
,
наборы посуды
,
игрушечные
косметические наборы или миниатюрные пылесосы
,
печи и холодильники
).
Если та или
иная игрушка предназначена и для мальчиков
,
и для девочек
,
то ее вариант для девочек
так или иначе модифицирован
,
чтобы в большей степени отвечать специфическим
потребностям
.
Например
,
велосипеды для мальчиков рекламируются как
"
прочные
,
быстрые и долговечные
";
такие же изделия для девочек
"
изящны и безопасны
,
имеют
седло
,
украшенное цветочным орнаментом
,
и свисающие с руля красивые розовые
кисточки
".
Подробный анализ наборов игрушек в
96
семьях показал
,
что мальчикам
покупают больше разнообразных игрушечных машин
,
спортивных принадлежностей и
военизированных игрушек
,
а у девочек преобладают куклы
,
кукольные домики и
игрушечные предметы домашнего обихода
(Rheingold, Cook, 1975).
Хотя в наши дни
многие мальчики играют куклами типа
"
Рембо
"
и в солдатики
,
большинство родителей
,
имеющих сыновей
,
наверняка бы забеспокоились
,
узнав
,
что они предпочитают возиться с
"девчачьими
"
разряженными куклами
(Collins, 1984).
Еще одним важным источником
,
из которого дети черпают знания о роли полов
,
служат
книжки с картинками
.
Как замечает Вейцман
(Weitzman, 1975), "
из книг дети получают
сведения о том мире
,
который лежит за пределами их непосредственного окружения
;
они
узнают
,
чего ждут от них другие люди
".
Несмотря на произошедшие в последние годы
изменения
,
анализ содержания книг для детей дошкольного возраста
,
удостоенных тех
или иных наград
,
выявил явную дискриминацию по половому признаку
(Weitzman et al.,
1972).
Во-первых
,
мужчины изображаются в них гораздо чаще
,
чем женщины
(
авторы
насчитали на картинках
261
мужчину и
23
женщины
,
что дает соотношение
11:1).
Во
-
вторых
,
большинство мужчин представлены активно и независимо действующими
,
тогда
как женщины выполняют пассивные роли
.
В-третьих
,
взрослые женщины
,
изображенные
на этих рисунках
,
как правило
,
либо матери
,
либо жены
,
а взрослые мужчины заняты
самыми разнообразными делами и представляют разные профессии
.
Неудивительно
,
что у
девочек формируется твердое убеждение
,
что их жизненный
"
успех
"
связан только с
замужеством и материнством
.
К счастью
,
положение начинает постепенно
нормализоваться
,
и многие вышедшие в последнее время книги для дошкольников
изображают женщину в более привлекательном свете
.
Телевидение также является мощным средством социализации половой роли в детском
возрасте
,
поскольку оно служит для них окном в мир
.
Однако детские мультфильмы также
полны стереотипов половой роли
:
почти все их герои
-
мужчины
,
а женщины
,
как
правило
,
изображаются
"
жертвами
",
которых приходиться спасать от злодеев
.
Даже такие
получившие награды детские шоу
,
как
"
улица Сезам
",
не избежали критики
,
потому что в
них доминируют мужские персонажи
,
а женщины редко изображаются действующими
вне дома
(Vogel, Broverman, Gardner, 1970).
Реклама
,
рассчитанная на дошкольников
,
закрепляет ту же тенденцию
:
мальчики представлены в ней твердыми
,
деловыми людьми
,
а девочки
-
более тихими и утонченными
,
занятыми домашними делами
.
Ребенок школьного возраста
Пока дети не поступили в школу
,
половая роль навязывается им не очень настойчиво
.
Семилетнюю девочку
,
которая лазает по деревьям и состязается в ловкости с
мальчишками
,
родители могут вполне одобрительно и даже с оттенком гордости называть
сорванцом
,
но при этом ее сверстник-мальчик
,
предпочитающий игру в куклы или со
скакалкой футболу
,
получает оскорбительное прозвище
"
маменькиного сынка
",
и
приводит в ужас родителей
.
Детские психиатры считают
"
нормальной фазой развития
"
период
,
когда девочка может выглядеть сорвиголовой
(Green, 1974).
В то же время
,
многие исследователи считают
,
что с
"
женственностью
"
мальчиков необходимо бороться
во избежание развития у них гомосексуальных наклонностей или осложнений на
сексуальной почве
(Lebovitz, 1972; Green, 1974, 1987; Newman, 1976; Rekensetal., 1978).
В школьные годы характер игр все больше ориентируется на реализацию половой роли
.
Мальчиков чрезвычайно привлекают школьные дворы и спортплощадки
.
Соревнование
становится главным содержанием их игр
.
Ребят награждают за смелость и стойкость и
порицают за трусость и неумение достойно принять отражение
.
Мальчики
,
предпочитающие тихие игры и избегающие соревнований
,
считаются странными и
становятся мишенью для насмешек
.
Девочек
,
напротив
,
стараются по привычке устранить
от участия в играх
,
построенных на соревновании
,
и избавить от чрезмерных нагрузок
,
несмотря на то что в детстве их физическое развитие опережает развитие мальчиков
сопоставимого возраста
. (
Ныне ситуация заметно меняется
;
в частности
,
участие девочек
в соревнованиях по плаванию
,
гимнастике
,
футболу и бейсболу приветствуется в такой же
степени
,
как музыкальные и балетные занятия
.)
Девочки обычно очень быстро начинают
понимать
,
что их слезы по поводу боли или обиды вызывают у окружающих желание
защитить их или утешить
.
Таким образом
,
мальчиков учат преодолевать трудности
посредством самостоятельных активных действий
,
тогда как для девочек наилучшим
способом решения всех проблем становится проявление собственной беспомощности в
надежде на помощь со стороны
.
Иногда родители
,
сами того не сознавая
,
навязывают детям идею дискриминации
женщины
.
"Недавно моя приятельница Ирен
(
она вице-президент компании
)
на презентации
публично сетовала на упорное нежелание мужчин видеть женщин на высоких
руководящих должностях
.
Но не прошло и десяти минут
,
как она с гордостью
рассказывала нам о своем восьмилетнем сыне
,
который бегает по дому и выкрикивает
: "
А
мальчики лучше девочек
,
а мальчики лучше девочек
!"
Ирен с пафосом говорила о том
,
что
40-50-
летние сотрудники дискриминируют своих
коллег женщин и тут же представляя своего помощника Джонатана
,
который запросто
может выставить за дверь молодую сотрудницу
,
называла его
"
настоящим мужчиной
"
("
Ничего не поделаешь
-
такой возраст
", -
объясняла она
) (Rommel, 1984,
стр
. 32).
Бывают
,
конечно
,
случаи
,
когда родители мальчиков по-иному реагируют на проявления
пренебрежительного отношения к девочкам
.
Одна мамаша
,
услышав
,
как ее восьмилетний
сын говорил друзьям
,
что девчонки не умеют играть в баскетбол
,
в ближайшие выходные
дни повела его на матч женщин-баскетболисток
.
Очевидно
,
мальчик совсем по-новому
стал оценивать спортивные возможности девочек
,
поскольку скоро его увидели
играющим в мяч с девятилетней соседкой
,
живущей на той же улице
.
Пренебрежительное отношение к девочкам вызывает беспокойство только у тех
родителей
,
которые стремятся воспитывать детей в духе равенства полов
.
Большинство
взрослых
,
даже считающих недопустимой половую дискриминацию
,
смотрят на это
сквозь пальцы
,
полагая
,
что такие взгляды способствуют повышению самооценки у
мальчиков
.
Дети проводят много времени в школе
,
где еще очень распространены стереотипы
половой роли
.
Уроки истории приучают детей к мысли
,
что в мире господствуют
мужчины
.
В школе на девочек возлагают обычно совсем иные обязанности
,
чем на
мальчиков
(
например
,
мальчика могут попросить принести стопку книг
,
а девочку
-
навести порядок в классной комнате
),
причем такое распределение заданий имеет своим
источником представление учителя о функциональных особенностях половой роли
.
В
одной школе мальчикам-третьеклассникам было предложено возвести стенку
,
а девочкам
-
разрисовать ее
.
Когда одна из учениц сказала
,
что тоже хочет строить
,
учительница
заявила
: "
Это не женское дело
".
Дети школьного возраста очень часто сталкиваются со стереотипами половой роли и при
просмотре телевизионных передач
.
Из рекламных роликов они узнают
,
что большинство
женщин озабочено такими важными проблемами
,
как выбор стирального порошка
,
сорта
мыла или самой мягкой туалетной бумаги
.
Мужчины
,
напротив
,
решают вопросы
,
связанные с поддержанием здоровья
("
Четверо из пяти врачей рекомендуют
...),
экономикой
,
покупкой машин и организацией досуга
(
например
,
большинство сюжетов с
рекламой пива построены на эксплуатации темы
"
мужественности
").
За исключением
немногих ярких примеров
,
юристы
,
врачи и детективы
,
появляющиеся на телеэкранах
-
мужчины
,
а женщины
(
даже участвующие в рискованных предприятиях
),
как правило
,
оказываются чувствительными
,
романтическими существами
,
не способными собраться с
мыслями
.
Неудивительно
,
что стереотипные представления о мужественности и
женственности так устойчивы
:
их столь активно навязывают детям
,
что те начинают
верить в их реальность
.
Это нашло подтверждение и в том факте
,
что у детей
,
проводящих
у телевизора более
25
часов в неделю
,
такие представления о роли полов носят более
устойчивый характер
,
чем у детей сопоставимого возраста
,
которые смотрят
телевизионные передачи меньше
10
часов в неделю
(McGhee, Fruch, 1980).
Подростковый возраст
Ориентация на выполнение той или другой половой роли в подростковом возрасте
выражена еще сильнее
,
чем у детей
.
То
,
что раньше воспринималось как игра или
репетиция будущего поведения
,
становится реальностью
.
Правила усложняются
,
а
наказание за отступление от
"
общепринятых норм
"
становится все тяжелее
.
Мальчику-подростку приходится следовать трем основным правилам
.
Во-первых
,
стремиться к успехам в спорте
.
Во-вторых
,
проявлять интерес к девочкам и вопросам
секса
.
В-третьих
,
не выказывать
"
девчачьих
"
свойств или интересов
.
Если в этом возрасте
мальчик слишком явно пренебрегает названными правилами
,
он может вызвать град
насмешек в свой адрес
;
более того
,
на него могут смотреть как на потенциального
гомосексуалиста
.
Многие родители возражают против преподавания домоводства в
школе
,
полагая
,
что изучение данного предмета может ослабить мужское начало в их
сыновьях и даже привести к
"
сексуальным отклонениям
" (Spence, Helmreich, 1978).
На
самом деле никаких вредных с психологической точки зрения последствий такой опыт не
имеет
.
Девочки-подростки сталкиваются совсем с другими проблемами
.
Согласно традиционным
представлениям
,
конечной целью в жизни женщины является замужество и материнство
,
а
не карьера и самостоятельность
.
В связи с этим первостепенное значение приобретают
привлекательность для лиц противоположного пола и умение проявить соответствующие
качества
.
Система школьного обучения побуждает девочку-подростка ориентироваться на
приобретение навыков ведения домашнего хозяйства или работы секретарши
,
а не
стремиться получить какую-либо престижную профессию
.
Из общения со сверстниками и
родителями она выносит убеждение
,
что успехи в учебе никак не сочетаются с
женственностью
(Weitzman, 1975; Frieze et al., 1978; Zong Laws, 1979).
Однако положение
начинает меняться
.
По мере того как в обществе растет уважение к женщинам
,
сделавшим
карьеру
,
все больше и больше девушек стремится получить высшее образование и
хорошую работу
.
Одним из факторов
,
влияющих на выбор женщины рода занятий
,
служит
"
страх успеха
",
т.е
.
боязнь быть отвергнутой мужчинами
,
если успех будет достигнут
(
Ногпег
, 1972;
Shaffer, 1981).
Такие опасения не лишены оснований
,
поскольку успешная деятельность
женщин на том или ином поприще зачастую
"
отпугивает
"
от нее менее удачливых
мужчин и
,
следовательно
,
уменьшает шансы на замужество
(Frieze et al., 1978).
В подростковом возрасте девушки получают недостаточно четкое представление о
взаимосвязи между женственностью и сексуальностью
.
Известно
,
что традиционное
представление о половом поведении женщины укладывается в формулу
: "
порядочные
девушки так не поступают
",
а если поступают
,
то должны испытывать чувство вины
.
В то
же время главная прелесть женственности состоит в сексуальности и именно сексуальная
привлекательность служит ее критерием
.
Но коль скоро женственности придают такое
значение
,
логично столь же высоко ценить сексуальную активность
!
Тем не менее
большинство людей
,
допуская многочисленные сексуальные связи для мужчин
,
осуждают
женщину
,
имеющую более одного партнера
.
С течением времени традиционные стереотипы полового поведения начинают отвергаться
подростками
.
Теперь девушки гораздо чаще назначают свидание юношам
,
чем это
случалось лет
20
назад
;
более того
,
нередко они сами настаивают на сексуальной
близости
.
Многих молодых людей это устраивает
,
но есть и такие
,
кто лучше чувствует
себя в рамках традиционных сексуальных отношений
,
кого напористость в женщине
просто пугает
.
Один
17-
летний юноша выразил это в следующих словах
: "
Мне не
нравится
,
что кто-то управляет мной и вообще
,
что я должен делать
,
если девушка хочет
секса
,
а я не в настроении
?". (
Из картотеки авторов
.)
На наших глазах стираются грани между устремлениями мужчин и женщин в таких
сферах жизни
,
как спорт
,
образование или служебная карьера
;
изменился стиль одежды
;
во многих учебных заведениях
,
где раньше практиковалось раздельное обучение мужчин
и женщин
,
оно стало совместным
.
Тем не менее нельзя забывать
,
что старые
представления о половой роли продолжают оказывать влияние на подростков
;
это лишний
раз подчеркивает
,
что настоящее есть в значительной степени продукт прошлого
.
Зрелый возраст
Прежде чем продолжить обзор социализации половой роли
,
необходимо отметить два
важных момента
.
Во-первых
,
мы умышленно концентрируем внимание на общих чертах
этого процесса
,
игнорируя многочисленные источники отклонений от главной линии
.
Так
,
совершенно неправильно думать
,
что дети в Беверли Хиллз
,
Детройте или сельских
районах Вермонта находятся в одинаковых условиях с точки зрения формирования
половой роли
.
Процесс социализации зависит от религиозного и социально
-
экономического статуса населения
,
характера семейных ценностей и этнической
принадлежности
.
В частности
,
исследователи установили
,
что дифференцировка половой
роли сильнее выражена в низших классах общества по сравнению со средними или
высшими
(Reiss, 1980).
Во-вторых
,
нельзя считать
,
что половая роль целиком
формируется в детском и юношеском возрасте
,
так как это означало бы
,
что в зрелом
возрасте люди не меняются
.
Между тем в последние годы многие молодые люди отошли
от традиционного понимания различий между полами
,
которое им внушали в детстве
,
и
исповедуют альтернативные взгляды
,
находя их более соответствующими условиям
жизни в современном обществе
.
Трудно сказать
,
как эта тенденция в конечном счете
скажется на будущих поколениях
.
При всех различиях в характере воспитания и изменениях во взглядах стереотипы
половой роли
,
сложившиеся в нашем обществе
,
обычно в наибольшей степени
проявляются у взрослых людей
,
хотя и в несколько иной форме
,
чем в предшествовавшие
периоды жизни
.
У мужчин внешняя привлекательность и гетеросексуальный опыт
остаются важными критериями мужественности
,
однако простой силе и успехам на
поприще физической активности
(
охота
,
драки
,
спорт
)
уже не придается прежнего
значения
.
В средних и высших классах американского общества мерилом истинно
мужских качеств стали профессиональные достижения
,
оцениваемые по уровню
служебного положения и финансового состояния
.
Замужество и материнство остаются главными конечными целями женщины в
соответствии с ее ожидаемой ролью в обществе
,
однако и этот стереотип в настоящее
время претерпевает существенное изменение
.
По мере того как все больше и больше
женщин предпочитают работать
,
а не сидеть дома
,
представление о несовместимости
деловой карьеры и женственности постепенно становится достоянием прошлого
.
Брак представляет собой весьма привлекательный общественный институт
.
Таврис и
Оффир
(Tavris, Offir, 1977)
замечают
:
"По иронии судьбы брак
,
который многие мужчины считают ловушкой
,
приносит им
множество благ
,
тогда как работа служит источником напряжения и конфликтов
.
Для
женщин все обстоит совершенно иначе
.
Замужество
,
к которому они стремятся с самого
детства
,
может оказаться губительным для здоровья
,
в то время как работа по душе делает
женщину здоровее и приносит удовлетворение
".
Женатые мужчины физически и психически здоровее неженатых
(Gurman, Klein, 1980;
Scanzoni, Fox, 1980; Weissman, 1980),
а среди замужних женщин частота психических и
соматических расстройств выше
,
чем среди незамужних
(Walker et al., 1985; Gotlib,
McCabe, 1990).
Гоув
(Gove, 1979)
выделяет несколько аспектов половой роли и брака
,
которые в совокупности приводят к такой ситуации
:
1.
Для женщины роль
"
жены-матери
"
служит единственным источником удовлетворения в
браке
,
тогда как большинство мужчин имеют два таких источника
:
работу и роль главы
семьи
.
2.
Некоторые женщины находят обременительной обязанность растить детей и вести
домашнее хозяйство
,
тогда как других не устраивает низкий статус
"
жены-матери
".
3.
Относительная неопределенность и незаметность роли домашней хозяйки служит для
замужней женщины постоянным источником недовольства и раздражения
.
4.
На плечи работающей женщины в большинстве случаев все равно ложится львиная
доля домашних хлопот
(
поэтому нагрузка на нее гораздо больше
,
чем на мужа
).
К тому же
ее служебное положение
,
как правило
,
ниже
,
она меньше получает и должна бороться за
равные права с коллегами-мужчинами
.
5.
Перспективы для замужней женщины неясны и расплывчаты
.
Неопределенность
будущего
,
невозможность повлиять на ход событий в совокупности зачастую создают
дополнительные проблемы и приводят к заниженной самооценке
.