Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8219

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

тогда как игрушки для девочек предполагают более спокойные занятия

зачастую

связанные с различными домашними делами

 (

куклы

наборы посуды

игрушечные

косметические наборы или миниатюрные пылесосы

печи и холодильники

). 

Если та или

иная игрушка предназначена и для мальчиков

и для девочек

то ее вариант для девочек

так или иначе модифицирован

чтобы в большей степени отвечать специфическим

потребностям

Например

велосипеды для мальчиков рекламируются как

 "

прочные

,

быстрые и долговечные

"; 

такие же изделия для девочек

 "

изящны и безопасны

имеют

седло

украшенное цветочным орнаментом

и свисающие с руля красивые розовые

кисточки

". 

Подробный анализ наборов игрушек в

 96 

семьях показал

что мальчикам

покупают больше разнообразных игрушечных машин

спортивных принадлежностей и

военизированных игрушек

а у девочек преобладают куклы

кукольные домики и

игрушечные предметы домашнего обихода

 (Rheingold, Cook, 1975). 

Хотя в наши дни

многие мальчики играют куклами типа

 "

Рембо

и в солдатики

большинство родителей

,

имеющих сыновей

наверняка бы забеспокоились

узнав

что они предпочитают возиться с

"девчачьими

разряженными куклами

 (Collins, 1984).

Еще одним важным источником

из которого дети черпают знания о роли полов

служат

книжки с картинками

Как замечает Вейцман

 (Weitzman, 1975), "

из книг дети получают

сведения о том мире

который лежит за пределами их непосредственного окружения

они

узнают

чего ждут от них другие люди

". 

Несмотря на произошедшие в последние годы

изменения

анализ содержания книг для детей дошкольного возраста

удостоенных тех

или иных наград

выявил явную дискриминацию по половому признаку

 (Weitzman et al.,

1972). 

Во-первых

мужчины изображаются в них гораздо чаще

чем женщины

 (

авторы

насчитали на картинках

 261 

мужчину и

 23 

женщины

что дает соотношение

 11:1). 

Во

-

вторых

большинство мужчин представлены активно и независимо действующими

тогда

как женщины выполняют пассивные роли

В-третьих

взрослые женщины

изображенные

на этих рисунках

как правило

либо матери

либо жены

а взрослые мужчины заняты

самыми разнообразными делами и представляют разные профессии

Неудивительно

что у

девочек формируется твердое убеждение

что их жизненный

 "

успех

связан только с

замужеством и материнством

К счастью

положение начинает постепенно

нормализоваться

и многие вышедшие в последнее время книги для дошкольников

изображают женщину в более привлекательном свете

.

Телевидение также является мощным средством социализации половой роли в детском
возрасте

поскольку оно служит для них окном в мир

Однако детские мультфильмы также

полны стереотипов половой роли

почти все их герои

 - 

мужчины

а женщины

как

правило

изображаются

 "

жертвами

", 

которых приходиться спасать от злодеев

Даже такие

получившие награды детские шоу

как

 "

улица Сезам

", 

не избежали критики

потому что в

них доминируют мужские персонажи

а женщины редко изображаются действующими

вне дома

 (Vogel, Broverman, Gardner, 1970). 

Реклама

рассчитанная на дошкольников

,

закрепляет ту же тенденцию

мальчики представлены в ней твердыми

деловыми людьми

,

а девочки

 - 

более тихими и утонченными

занятыми домашними делами

.

Ребенок школьного возраста

Пока дети не поступили в школу

половая роль навязывается им не очень настойчиво

.

Семилетнюю девочку

которая лазает по деревьям и состязается в ловкости с

мальчишками

родители могут вполне одобрительно и даже с оттенком гордости называть

сорванцом

но при этом ее сверстник-мальчик

предпочитающий игру в куклы или со

скакалкой футболу

получает оскорбительное прозвище

 "

маменькиного сынка

", 

и

приводит в ужас родителей

Детские психиатры считают

 "

нормальной фазой развития

"

период

когда девочка может выглядеть сорвиголовой

 (Green, 1974). 

В то же время

,


background image

многие исследователи считают

что с

 "

женственностью

мальчиков необходимо бороться

во избежание развития у них гомосексуальных наклонностей или осложнений на
сексуальной почве

 (Lebovitz, 1972; Green, 1974, 1987; Newman, 1976; Rekensetal., 1978).

В школьные годы характер игр все больше ориентируется на реализацию половой роли

.

Мальчиков чрезвычайно привлекают школьные дворы и спортплощадки

Соревнование

становится главным содержанием их игр

Ребят награждают за смелость и стойкость и

порицают за трусость и неумение достойно принять отражение

Мальчики

,

предпочитающие тихие игры и избегающие соревнований

считаются странными и

становятся мишенью для насмешек

Девочек

напротив

стараются по привычке устранить

от участия в играх

построенных на соревновании

и избавить от чрезмерных нагрузок

,

несмотря на то что в детстве их физическое развитие опережает развитие мальчиков
сопоставимого возраста

. (

Ныне ситуация заметно меняется

в частности

участие девочек

в соревнованиях по плаванию

гимнастике

футболу и бейсболу приветствуется в такой же

степени

как музыкальные и балетные занятия

.) 

Девочки обычно очень быстро начинают

понимать

что их слезы по поводу боли или обиды вызывают у окружающих желание

защитить их или утешить

Таким образом

мальчиков учат преодолевать трудности

посредством самостоятельных активных действий

тогда как для девочек наилучшим

способом решения всех проблем становится проявление собственной беспомощности в
надежде на помощь со стороны

.

Иногда родители

сами того не сознавая

навязывают детям идею дискриминации

женщины

.

"Недавно моя приятельница Ирен

 (

она вице-президент компании

на презентации

публично сетовала на упорное нежелание мужчин видеть женщин на высоких
руководящих должностях

Но не прошло и десяти минут

как она с гордостью

рассказывала нам о своем восьмилетнем сыне

который бегает по дому и выкрикивает

: "

А

мальчики лучше девочек

а мальчики лучше девочек

!"

Ирен с пафосом говорила о том

что

 40-50-

летние сотрудники дискриминируют своих

коллег женщин и тут же представляя своего помощника Джонатана

который запросто

может выставить за дверь молодую сотрудницу

называла его

 "

настоящим мужчиной

"

("

Ничего не поделаешь

 - 

такой возраст

", - 

объясняла она

) (Rommel, 1984, 

стр

. 32).

Бывают

конечно

случаи

когда родители мальчиков по-иному реагируют на проявления

пренебрежительного отношения к девочкам

Одна мамаша

услышав

как ее восьмилетний

сын говорил друзьям

что девчонки не умеют играть в баскетбол

в ближайшие выходные

дни повела его на матч женщин-баскетболисток

Очевидно

мальчик совсем по-новому

стал оценивать спортивные возможности девочек

поскольку скоро его увидели

играющим в мяч с девятилетней соседкой

живущей на той же улице

.

Пренебрежительное отношение к девочкам вызывает беспокойство только у тех
родителей

которые стремятся воспитывать детей в духе равенства полов

Большинство

взрослых

даже считающих недопустимой половую дискриминацию

смотрят на это

сквозь пальцы

полагая

что такие взгляды способствуют повышению самооценки у

мальчиков

.

Дети проводят много времени в школе

где еще очень распространены стереотипы

половой роли

Уроки истории приучают детей к мысли

что в мире господствуют

мужчины

В школе на девочек возлагают обычно совсем иные обязанности

чем на

мальчиков

 (

например

мальчика могут попросить принести стопку книг

а девочку

 -


background image

навести порядок в классной комнате

), 

причем такое распределение заданий имеет своим

источником представление учителя о функциональных особенностях половой роли

В

одной школе мальчикам-третьеклассникам было предложено возвести стенку

а девочкам

разрисовать ее

Когда одна из учениц сказала

что тоже хочет строить

учительница

заявила

: "

Это не женское дело

".

Дети школьного возраста очень часто сталкиваются со стереотипами половой роли и при
просмотре телевизионных передач

Из рекламных роликов они узнают

что большинство

женщин озабочено такими важными проблемами

как выбор стирального порошка

сорта

мыла или самой мягкой туалетной бумаги

Мужчины

напротив

решают вопросы

,

связанные с поддержанием здоровья

 ("

Четверо из пяти врачей рекомендуют

...),

экономикой

покупкой машин и организацией досуга

 (

например

большинство сюжетов с

рекламой пива построены на эксплуатации темы

 "

мужественности

"). 

За исключением

немногих ярких примеров

юристы

врачи и детективы

появляющиеся на телеэкранах

 -

мужчины

а женщины

 (

даже участвующие в рискованных предприятиях

), 

как правило

,

оказываются чувствительными

романтическими существами

не способными собраться с

мыслями

Неудивительно

что стереотипные представления о мужественности и

женственности так устойчивы

их столь активно навязывают детям

что те начинают

верить в их реальность

Это нашло подтверждение и в том факте

что у детей

проводящих

у телевизора более

 25 

часов в неделю

такие представления о роли полов носят более

устойчивый характер

чем у детей сопоставимого возраста

которые смотрят

телевизионные передачи меньше

 10 

часов в неделю

 (McGhee, Fruch, 1980).

Подростковый возраст

Ориентация на выполнение той или другой половой роли в подростковом возрасте
выражена еще сильнее

чем у детей

То

что раньше воспринималось как игра или

репетиция будущего поведения

становится реальностью

Правила усложняются

а

наказание за отступление от

 "

общепринятых норм

становится все тяжелее

.

Мальчику-подростку приходится следовать трем основным правилам

Во-первых

,

стремиться к успехам в спорте

Во-вторых

проявлять интерес к девочкам и вопросам

секса

В-третьих

не выказывать

 "

девчачьих

свойств или интересов

Если в этом возрасте

мальчик слишком явно пренебрегает названными правилами

он может вызвать град

насмешек в свой адрес

более того

на него могут смотреть как на потенциального

гомосексуалиста

Многие родители возражают против преподавания домоводства в

школе

полагая

что изучение данного предмета может ослабить мужское начало в их

сыновьях и даже привести к

 "

сексуальным отклонениям

" (Spence, Helmreich, 1978). 

На

самом деле никаких вредных с психологической точки зрения последствий такой опыт не
имеет

.

Девочки-подростки сталкиваются совсем с другими проблемами

Согласно традиционным

представлениям

конечной целью в жизни женщины является замужество и материнство

а

не карьера и самостоятельность

В связи с этим первостепенное значение приобретают

привлекательность для лиц противоположного пола и умение проявить соответствующие
качества

Система школьного обучения побуждает девочку-подростка ориентироваться на

приобретение навыков ведения домашнего хозяйства или работы секретарши

а не

стремиться получить какую-либо престижную профессию

Из общения со сверстниками и

родителями она выносит убеждение

что успехи в учебе никак не сочетаются с

женственностью

 (Weitzman, 1975; Frieze et al., 1978; Zong Laws, 1979). 

Однако положение

начинает меняться

По мере того как в обществе растет уважение к женщинам

сделавшим


background image

карьеру

все больше и больше девушек стремится получить высшее образование и

хорошую работу

.

Одним из факторов

влияющих на выбор женщины рода занятий

служит

 "

страх успеха

",

т.е

боязнь быть отвергнутой мужчинами

если успех будет достигнут

 (

Ногпег

, 1972;

Shaffer, 1981). 

Такие опасения не лишены оснований

поскольку успешная деятельность

женщин на том или ином поприще зачастую

 "

отпугивает

от нее менее удачливых

мужчин и

следовательно

уменьшает шансы на замужество

 (Frieze et al., 1978).

В подростковом возрасте девушки получают недостаточно четкое представление о
взаимосвязи между женственностью и сексуальностью

Известно

что традиционное

представление о половом поведении женщины укладывается в формулу

: "

порядочные

девушки так не поступают

", 

а если поступают

то должны испытывать чувство вины

В то

же время главная прелесть женственности состоит в сексуальности и именно сексуальная
привлекательность служит ее критерием

Но коль скоро женственности придают такое

значение

логично столь же высоко ценить сексуальную активность

Тем не менее

большинство людей

допуская многочисленные сексуальные связи для мужчин

осуждают

женщину

имеющую более одного партнера

.

С течением времени традиционные стереотипы полового поведения начинают отвергаться
подростками

Теперь девушки гораздо чаще назначают свидание юношам

чем это

случалось лет

 20 

назад

более того

нередко они сами настаивают на сексуальной

близости

Многих молодых людей это устраивает

но есть и такие

кто лучше чувствует

себя в рамках традиционных сексуальных отношений

кого напористость в женщине

просто пугает

Один

 17-

летний юноша выразил это в следующих словах

: "

Мне не

нравится

что кто-то управляет мной и вообще

что я должен делать

если девушка хочет

секса

а я не в настроении

?". (

Из картотеки авторов

.)

На наших глазах стираются грани между устремлениями мужчин и женщин в таких
сферах жизни

как спорт

образование или служебная карьера

изменился стиль одежды

;

во многих учебных заведениях

где раньше практиковалось раздельное обучение мужчин

и женщин

оно стало совместным

Тем не менее нельзя забывать

что старые

представления о половой роли продолжают оказывать влияние на подростков

это лишний

раз подчеркивает

что настоящее есть в значительной степени продукт прошлого

.

Зрелый возраст

Прежде чем продолжить обзор социализации половой роли

необходимо отметить два

важных момента

Во-первых

мы умышленно концентрируем внимание на общих чертах

этого процесса

игнорируя многочисленные источники отклонений от главной линии

Так

,

совершенно неправильно думать

что дети в Беверли Хиллз

Детройте или сельских

районах Вермонта находятся в одинаковых условиях с точки зрения формирования
половой роли

Процесс социализации зависит от религиозного и социально

-

экономического статуса населения

характера семейных ценностей и этнической

принадлежности

В частности

исследователи установили

что дифференцировка половой

роли сильнее выражена в низших классах общества по сравнению со средними или
высшими

 (Reiss, 1980). 

Во-вторых

нельзя считать

что половая роль целиком

формируется в детском и юношеском возрасте

так как это означало бы

что в зрелом

возрасте люди не меняются

Между тем в последние годы многие молодые люди отошли

от традиционного понимания различий между полами

которое им внушали в детстве

и

исповедуют альтернативные взгляды

находя их более соответствующими условиям


background image

жизни в современном обществе

Трудно сказать

как эта тенденция в конечном счете

скажется на будущих поколениях

.

При всех различиях в характере воспитания и изменениях во взглядах стереотипы
половой роли

сложившиеся в нашем обществе

обычно в наибольшей степени

проявляются у взрослых людей

хотя и в несколько иной форме

чем в предшествовавшие

периоды жизни

У мужчин внешняя привлекательность и гетеросексуальный опыт

остаются важными критериями мужественности

однако простой силе и успехам на

поприще физической активности

 (

охота

драки

спорт

уже не придается прежнего

значения

В средних и высших классах американского общества мерилом истинно

мужских качеств стали профессиональные достижения

оцениваемые по уровню

служебного положения и финансового состояния

.

Замужество и материнство остаются главными конечными целями женщины в
соответствии с ее ожидаемой ролью в обществе

однако и этот стереотип в настоящее

время претерпевает существенное изменение

По мере того как все больше и больше

женщин предпочитают работать

а не сидеть дома

представление о несовместимости

деловой карьеры и женственности постепенно становится достоянием прошлого

.

Брак представляет собой весьма привлекательный общественный институт

Таврис и

Оффир

 (Tavris, Offir, 1977) 

замечают

:

"По иронии судьбы брак

который многие мужчины считают ловушкой

приносит им

множество благ

тогда как работа служит источником напряжения и конфликтов

Для

женщин все обстоит совершенно иначе

Замужество

к которому они стремятся с самого

детства

может оказаться губительным для здоровья

в то время как работа по душе делает

женщину здоровее и приносит удовлетворение

".

Женатые мужчины физически и психически здоровее неженатых

 (Gurman, Klein, 1980;

Scanzoni, Fox, 1980; Weissman, 1980), 

а среди замужних женщин частота психических и

соматических расстройств выше

чем среди незамужних

 (Walker et al., 1985; Gotlib,

McCabe, 1990). 

Гоув

 (Gove, 1979) 

выделяет несколько аспектов половой роли и брака

,

которые в совокупности приводят к такой ситуации

:

1. 

Для женщины роль

 "

жены-матери

служит единственным источником удовлетворения в

браке

тогда как большинство мужчин имеют два таких источника

работу и роль главы

семьи

.

2. 

Некоторые женщины находят обременительной обязанность растить детей и вести

домашнее хозяйство

тогда как других не устраивает низкий статус

 "

жены-матери

".

3. 

Относительная неопределенность и незаметность роли домашней хозяйки служит для

замужней женщины постоянным источником недовольства и раздражения

.

4. 

На плечи работающей женщины в большинстве случаев все равно ложится львиная

доля домашних хлопот

 (

поэтому нагрузка на нее гораздо больше

чем на мужа

). 

К тому же

ее служебное положение

как правило

ниже

она меньше получает и должна бороться за

равные права с коллегами-мужчинами

.

5. 

Перспективы для замужней женщины неясны и расплывчаты

Неопределенность

будущего

невозможность повлиять на ход событий в совокупности зачастую создают

дополнительные проблемы и приводят к заниженной самооценке

.