ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8218
Скачиваний: 64
К счастью
,
целый ряд признаков свидетельствует о положительных изменениях в
обществе
.
Сейчас уже не редкость семьи
,
в которых работают оба супруга
,
и все больше и
больше мужчин добровольно берут на себя те домашние заботы
,
которые раньше
считались исключительно
"
женским делом
" (Pleck, 1985; Donthitt, 1989).
Конечно
,
немногие мужчины готовы бросить работу и вести домашнее хозяйство
,
но число их
постепенно растет
(Beer, 1983).
Половые роли взрослых людей реализуются
,
разумеется
,
не только в браке
.
Показательно
,
что неравенство мужчины и женщины сохраняется и вне дома
.
В деловом мире лишь
немногие компании имеют женщин среди руководящего персонала
(
столь же редки
мужчины
,
выполняющие секретарские обязанности
).
На молодого человека
,
добившегося
успеха в бизнесе
,
смотрят как на одаренного
"
чудесными
"
способностями
,
но если
высокого положения достигает молодая женщина
,
то ее взлет тут же начинают
приписывать протекции любовников
.
Медицинские и юридические институты только в
последнее десятилетие под давлением правительства стали принимать более или менее
значительное число женщин
.
Следует к тому же иметь в виду
,
что изменение правил
приема отнюдь не означает
,
что в университетах женщин встречают с распростертыми
объятиями
.
Вот что говорит по этому поводу одна студентка медицинского факультета
:
С самого начала я заметила
,
что вызываю раздражение тем
,
что и умна
,
и привлекательна
.
Кажется
,
мои преподаватели полагают
,
что думать могут только некрасивые женщины
.
Возникает ощущение
,
что тебя все время хотят поставить на место и унизить
".
В
анатомичке с явной издевкой дают самые
"
неудобные
"
задания и с удовольствием
насмехаются
.
Да и вообще
,
я не понимаю
,
чем женщина-врач
,
осматривающая пенис
,
отличается от мужчины
,
проводящего гинекологическое обследование
.
Тем не менее
,
такая ситуация всегда служит поводом к веселью
. (
Из картотеки авторов
)
Дискриминацию по половому признаку ощущают женщины
,
овладевшие даже самыми
престижными профессиями
.
Как показало одно из исследований
,
с этим сталкиваются
25%
студенток медицинского факультета Гарвардского университета
;
в старинной
юридической конторе Кинг и Сподцинг в Атланте сотрудница возбудила судебное дело
против руководства
"
в связи с отсутствием равных условий труда на почве половой
дискриминации
".
Женщинам не только затруднен доступ к получению престижных профессий
-
они
наказываются также более низкой заработной платой
;
гораздо более труден для них и путь
наверх по служебной лестнице
.
А если женщина все же достигает успеха в работе
,
это
чаще приписывают удачному стечению обстоятельств
,
а не личным способностям
,
усердию и трудолюбию
(Walum, 1977; Heilman, 1980).
Другой вид предубеждения
,
которое зачастую приходится преодолевать женщинам
,
был ярко продемонстрирован в
ходе специального исследования
.
Его участникам
(
это были
360
студентов ВУЗов
,
половину которых составляли мужчины
,
а половину женщины
)
предлагали оценить
курсовые работы
.
Выяснилось
,
что одна и та же работа получала высокую оценку
,
когда
была подписана мужским именем
,
и низкую
,
если под ней стояло женское имя
(Paludi,
Bauer, 1983).
Очевидно
,
что половая дискриминация является существенным элементом жизни
современного общества и не может исчезнуть в одночасье
(Heilman, 1980).
Тем не менее
что-то меняется
:
уже есть женщины-сварщицы и мастера по ремонту телефонных
аппаратов
,
а многие мужчины все чаще выполняют традиционно
"
женские
"
работы
.
Сандра Дей О'Коннор стала первой женщиной-членом Верховного Суда США
,
а одна
женщина в
1984
г
.
баллотировалась на пост вице-президента США
.
Все больше женщин
занимают высокие
,
ответственные должности в государстве
.
Что не устраивает друг в друге мужчину и женщину
,
живущих вместе
Мужчина и женщина
,
живущие вместе
,
обычно находят друг у друга черты
,
которые их не
устраивают
(Buss, 1989).
Например
,
неверность и оскорбительное поведение в равной
степени не устраивают и того
,
и другого
.
Однако имеется целый ряд характерных половых
различий в источниках конфликтов
,
которые перечислены ниже
.
Что не нравится женщине в мужчине
:
Высокие сексуальные запросы
:
проявляет повышенную сексуальную агрессивность
,
заставляет женщину чувствовать
,
что использует ее для удовлетворения своих половых
потребностей
,
настаивает на сексуальной близости
,
не считаясь с ее желанием
Неуважительное отношение
:
считает женщину глупым
,
слабым существом
;
игнорирует ее
мнение или умаляет его значимость просто потому
,
что это мнение женщины
Эмоциональная сдержанность
:
не проявляет свои чувства открыто
,
как будто боится
выглядеть слабым
Поведение
:
слишком много пьет
,
слишком легко ввязывается в ссоры и драки
,
курит
Ненадежность
:
проводит с женщиной слишком мало времени
,
забывает позвонить
,
несмотря на обещание сделать это
,
не называет ее любимой и т.д
.
Что не нравится мужчине в женщине
:
Сексуальное пренебрежение
:
слишком часто отказывает в половой близости
,
не реагирует
на сексуальные порывы мужчины
,
склонна насмехаться над его сексуальными
способностями
Эгоизм
:
слишком занята собой
,
своей внешностью
,
своими нарядами
,
своей прической и
макияжем
;
тратит на это чересчур много времени и денег
Неуравновешенность
:
слишком зависит от своих эмоций
,
отличается в высшей степени
непрогнозируемым поведением
Воспитание детей в духе равенства полов
Девочки-подростки приобретают нетрадиционные для своего пола навыки слесарного
труда
.
Родителям
,
интересующимся проблемами воспитания детей в духе равенства полов
,
можно дать несколько простых рекомендаций
,
помогающих найти правильную линию
поведения
.
Необходимо давать пример одинакового отношения к людям независимо от их пола
.
В
частности
,
мать и отец должны в равной степени участвовать в уходе за ребенком и в его
воспитании
.
Последите за собой
.
Не повторяете ли вы расхожего мнения о том
,
что
мальчики чаще кричат и больше двигаются
?
Не высказываетесь ли вы в том смысле
,
что
мальчикам присущи сила и упорство
,
а девочкам красота
?
Обсуждая с детьми их
будущую специальность
,
ни в коем случае не связывайте выбор с половой
принадлежностью
.
Детям следует объяснить
,
что мужчины и женщины с одинаковым
успехом справляются с работой
,
которую по традиции считают
"
мужской
"
или
"
женской
".
Расскажите им о женщинах-полицейских или строителях
,
о мужчинах-танцорах или
воспитателях в детских садах
.
Выполнение данной рекомендации не дает стопроцентной
гарантии правильного формирования взглядов у вашего ребенка
,
однако создает
атмосферу
,
способствующую этому
.
Не подчеркивайте неравенство полов при выборе мебели
,
игрушек и оформлении детской
комнаты
.
В спальне ребенка должны преобладать нейтральные цвета
:
зеленый и желтый
вместо розового для девочки и голубого для мальчика
.
Резная мебель
,
белая с золотом
обивка
,
балдахин над кроватью создадут у девочки ощущение плена и искусственной
утонченности
.
А если мальчик будет каждый день рассматривать на собственном одеяле
изображение ковбоев
,
убивающих индейцев
,
это может сделать его равнодушным к
насилию
.
Пусть в спальне вашего ребенка будет много игрушек
,
развивающих
творческую активность и одинаково пригодных и для мальчиков
,
и для девочек
:
краски
,
карандаши
,
пластилин или коробка со старой одеждой
,
в которую дети любят наряжаться
во время игр
.
Задумайтесь над тем
,
сможет ли играть с игрушками вашего ребенка
ребенок противоположного пола
.
Какие игрушки окажутся лишними
?
Обратите внимание на то
,
как вы наказываете и поощряете своих детей
.
Не получается ли
так
,
что за один и тот же проступок вы шлепаете Томми
,
а Салли всего лишь
выговариваете
?
Чаще ли вы хвалите дочь за ее внешность
,
а сына
-
за его успехи
.
Не
забывайте
,
что телевидение предоставляет вашему ребенку модели половой роли и
соответствующую
"
информацию
".
Следите за тем
,
что смотрит ваш ребенок
,
чтобы знать
,
какие программы его интересуют и сколько времени он проводит у экрана
.
Учите ребенка
критически относиться к увиденному
.
Указывайте ему на положительные и
отрицательные
,
по вашему мнению
,
стороны передачи
.
Если не помогают уговоры
,
можно
просто выключить телевизор или сослаться на его неисправность
,
при условии что ваш
ребенок не проведет полдня за тем же занятием у приятеля
.
Будьте в курсе школьных дел вашего ребенка
,
чтобы вовремя подметить признаки
пренебрежительного отношения к девочкам
.
Просматривайте учебники ребенка
,
чтобы
выявить
"
явные пробелы
",
например отсутствие упоминаний о выдающихся женщинах в
учебнике по истории
.
Старайтесь
,
чтобы ваш ребенок посещал уроки труда и домоводства
в классах со смешанным обучением
.
Развитие у детей только тех навыков
,
которыми по
общему мнению должно обладать лицо данного пола
,
стимулирует поведение
,
вытекающее из традиционной понимаемой половой роли
.
Постарайтесь критически
оценивать действие учителей
,
не забывая о трудности этой задачи
,
в виду того что
дискриминационные тенденции в преподавании могут быть незаметными и
трудноуловимыми
.
В частности,учитель может ожидать
(
и добиваться
)
более высокой
успеваемости по математике у мальчиков и по английскому языку у девочек
.
Тесные
взаимоотношения с учителями
,
например на родительских собраниях
,
а также посещение
педагогических советов
,
помогут выявить и скорректировать нежелательные тенденции
.
Андрогиния
При чтении настоящей главы вы
,
вероятно
,
заметили
,
что в вашем характере есть и
мужские и женские черты
.
Если это действительно так
,
то вы похожи на большинство
людей
.
Лишь очень немногим присущи качества
,
приписываемые исключительно одному
или другому полу
.
Не так давно психологи отбросили устаревшие представления о природе
"
мужского
"
и
"женского
"
и сконцентрировали внимание на проблеме андрогинии
.
Термином
андрогиния определяют одновременное присутствие у одного человека стереотипных
признаков женщины и мужчины
(Kaplan, Sedney, 1980).
Это слово составлено из двух
греческих корней
:
андро
(
мужчина
)
и гин
(
женщина
).
Что же имеют в виду
,
говоря об андрогинии у того или иного человека
?
Среди
исследователей нет единого мнения по этому вопросу
.
Одни полагают
,
что мужские и
женские признаки сосуществуют
,
но проявляются в разных ситуациях
.
Женщина может
твердо и непреклонно отстаивать свою точку зрения перед коллегой
,
а затем чисто по
-
женски утешать этого же человека
,
если у него случилось какое-то горе
.
По мнению других
,
мужские и женские черты полностью сливаются в характере одного
человека и проявляются не попеременно
,
а вместе
,
как неотъемлемое свойство личности
.
Так например
,
женщина может выступать инициатором сексуального общения
(
т.е
.
проявлять качество
,
традиционно приписываемое мужчинам
),
но делает это в мягкой и
деликатной форме
(
т.е
. "
по-женски
").
Следовательно
,
адрогинность не означает утрату
качеств
,
свойственных одному полу
,
и приобретение признаков противоположного пола
.
Она означает развитие черт противоположного пола
,
которые предсуществуют в нас
(Washburn, 1981).
Во избежание недоразумений следует также заметить
,
что понятие андрогиния не
относится к экономическому равенству полов
,
отсутствию дифференцированной половой
роли
,
бисексуальности или биологическому состоянию гермафродитизма
(
наличия у
одного человека яичниковой и тестикулярной тканей
).
Точно так же
,
поправка к закону о
равноправии не имеет целью достижение большего уровня андрогинии в нашем обществе
.
Хотя в литературе по андрогинии обычно подчеркиваются положительные следствия
сосуществования мужского и женского начал в одной личности
(
в качестве примера
обычно приводят сочетание твердости и доброты
),
одновременное присутствие
отрицательных свойств
,
скажем стремления к лидерству и мелочности или резкости и
слабости
,
тоже вполне реально
(Cook, 1985).
Ряд проведенных психолагами исследований показал
,
что примерно треть американских
студентов характеризуются андрогинностью
(Bern, 1975; Spence, Helmreich, Stapp, 1975;
Spence, Helmreich, 1978).
Установлено
,
что у андрогинных субъектов сильнее развито
чувство собственного достоинства
,
они больше ориентированы на достижение успеха и
лучше приспособлены к жизни
,
нежели лица
,
у которых четко выражены чисто мужские
или женские черты
( Spence, Helmreich, 1978).
Кроме того
,
исследование Бема позволило
установить
,
что андрогинные личности отличаются более гибким поведением
,
нежели
лица с явным преобладанием качеств
,
по традиции приписываемых только мужчинам или
только женщинам
(Bern, 1972, 1975; Bern, Martyna, Waltson, 1976).
Точно также
,
имеются
данные
,
согласно которым адрогинные женщины испытывают меньше психологических
проблем
,
нежели носители стереотипных мужского или женского начал
(Buchardt, Serbin,
1982).
Тем не менее андрогиния не всегда является положительным свойством
.
Как показало
недавнее исследование
,
проведенное на группе преподавателей
,
андрогиния
ассоциируется с относительно высокой личной удовлетворенностью
,
но сопряжена с
подверженностью стрессу
(Rotherman, Weiner, 1983).
По некоторым данным
,
эмоциональное состояние мужчин с выраженным мужским
началом в целом лучше
,
чем у андрогинных мужчин
(Jones, Chernovertz, Hansson, 1978).
Они более активны
,
меньше склонны к самоанализу
,
больше интересуются политикой и
лучше контролируют свое поведение
.
Более того
,
андрогиния вовсе необязательно
предполагает умение эффективно решать жизненные проблемы
(Spence, Helmreich, 1978;
Kaplan, Sedney, 1980).
Как показало недавно проведенное исследование
(
выборка
включила
236
студентов
),
андрогиния не делает людей более гибкими
,
способными
адаптироваться к изменяющимся условиям
;
напротив
,
было установлено
, "
что
критическим фактором для этого является обладание чисто мужскими чертами
,
а не
сочетание мужских и женских качеств
" (Lee, Scheurer, 1983,
стр
. 304).
Два другие важные
исследования также подтвердили
,
что чисто мужские качества в большей степени
коррелируют с рядом показателей психологического здоровья
,
чем женское начало
(Bassoff, Glass, 1982; Taylor, Hall, 1982).
Проанализировав результаты исследований
,
в которых оценивались отрицательные
аспекты андрогинии
,
Кук
(Cook, 1985)
пришел к выводу
,
что
"
андрогиния
,
по-видимому
,
влечет за собой ряд еще не познанных специфических последствий для ее носителей
".
В
частности
,
Кук выделил следующие потенциальные проблемы
: 1)
андрогиния может
служить причиной тревожного и подавленного состояния в неблагоприятных социальных
ситуациях
; 2)
андрогиния не позволяет эффективно контролировать поведение
; 3)
андрогинные субъекты могут испытывать трудности в любовных отношениях с лицами
,
для которых андрогинность не характерна
.
Ко всему сказанному следует добавить
,
что результаты изучения андрогинии существенно
зависят от используемых критериев самооценки
(Dorgan, Goebel, House, 1983).
Однозначно ответить на вопрос
,
является ли андрогиния положительным свойством или
осложняет жизнь индивидуума
,
сейчас нельзя
.
Несомненно только
,
что эта проблема