Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5970
Скачиваний: 52
непродуктивности запоминания и фрагментарности воспроизведения. У этих детей
выявлено также недоразвитие пространственного анализа и синтеза, фрагментарность
восприятия, наблюдается нарушение критики своего поведения. У детей с третьим типом
органической деменции в психическом статусе доминировали вялость, медлительность,
пассивность. Отмечалась эмоциональная бедность, слабость побуждений, отсутствие
интеллектуальных интересов (Лебединский, 1985). Представленный выше клинический
подход имеет важное значение при разработке эффективных психокоррекционных
технологий для детей с поврежденным развитием, но далеко не достаточным.
Как уже подчеркивалось выше, в процессе дифференциальной диагностики
поврежденного развития от психического недоразвития и задержанного развития
необходимо учитывать следующие параметры:
— локализация повреждения;
— время возникновения дефекта;
— структура дефекта;
— особенности психического и физического развития ребенка до заболевания;
— особенности семейного воспитания ребенка.
138
По локализации повреждения традиционно выделяются две группы детей с
поврежденным развитием: локальное поврежденное развитие и диффузное поврежденное
развитие.
При локально поврежденном типе развития специфика формирования когнитивных
процессов определяется локализацией поражения. Например, у ребенка, перенесшего
черепно-мозговую травму в височной области в возрасте 8 лет, наблюдаются афази-ческие
расстройства, что в значительной степени негативно отражается на усвоении чтения,
письма.
Для диффузного поврежденного типа развития характерны более выраженные
нарушения
психических
функций. Это
проявляется
в
грубом
нарушении
работоспособности, в трудностях регуляции своей деятельности, а также в
многочисленных аффективных нарушениях. В связи с этим компенсация дефекта при
таком типе развития значительно снижена.
При поврежденном психическом развитии ребенок приобретает дефект не раньше
2,5-3 лет, когда основные функциональные структуры мозга у него уже сформировались,
однако время приобретения дефекта имеет важное значение при анализе специфики
поврежденного развития.
Еще Л. С. Выготский в своих работах обращал внимание на то, что у взрослых
нарушение зрительного восприятия носит характер частного дефекта, не приводящего к
нарушению уже сложившихся речевых и интеллектуальных функций. Кроме того,
сохранная речь в известной степени позволяет компенсировать имеющиеся частные
зрительные дефекты. В отличие от взрослых, патология зрительного восприятия у детей
приводит не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и разрушает
основу для формирования других психических процессов, которые строятся на базе
наглядно-действенного отражения окружающего (Выготский, 1956).
Важное значение в исследовании гностических особенностей у детей с
поврежденным
развитием
имеют
нейропсихологические
исследования. В
нейропсихологических исследованиях отечественных и зарубежных психологов
отмечается, что мозговые поражения в детском возрасте приводят к нарушениям
зрительно-пространственных функций. У детей, так же как у взрослых, нарушению
перцептивных процессов в большей степени выступают при поражении правого по-
139
лушария мозга, чем левого (McFie, 1961; Семерницкая, 1985; Ма-майчук, 1992 и др.).
Например, при ранних поражениях правого полушария показатели выполнения зрительно-
пространственных и конструктивных тестов в сравнении с возрастной нормой снижены в
три раза (цит. по: Семерницкая, 1985, с. 87). Значимость правого полушария в разных
видах психической деятельности ребенка проявляется разновременно. Например, при
тактильно-пространственном восприятии активность правого полушария обнаруживается
в возрасте 8 лет, а при зрительном в возрасте 5-7 лет При образных формах деятельности
преобладание активности правого полушария отчетливо выступает в дошкольном
возрасте (Айрапетянц, 1982).
В многочисленных нейропсихологических исследованиях взрос лых больных с
органическими поражениями головного мозга
были
выявлены выраженные изменения
межполушарных взаимодейст вий. Поражение правополушарных структур приводит к
изменению психосенсорных процессов, обусловливая нарушения чувственного познания
внешнего мира и самого себя. При поражении левого по лушария в большей степени
страдают психомоторные и речевые процессы, что негативно влияет на абстрактные
функции.
Нейропсихологические исследования Э. Г. Семерницкой, проведенные среди детей с
очаговыми поражениями
головного
мозга подтвердили положения Л. С. Выготского о
том, что мозговые механизмы, обеспечивающие
осуществление
психических функций у
детей являются иными, чем у взрослых, и в процессе онтогенетического развития
изменяется не только структура психической функции, но и ее мозговая организация
(Семерницкая, 1985). Ав
тор
убедительно
доказала, что
функциональная
неравнозначность различных отделов головного мозга в детском возрасте отчетливо
проявляется как на межполушарном, так и на внутриполушарном уровне. Мозговая
организация психических процессов не остается неизменной в онтогенезе и претерпевает
ряд существенных перестроек. С наибольшей отчетливостью возрастная динамика
функциональной
организации
мозга
проявилась
при
анализе
механизмов
межполушарного взаимодействия. Автор отмечает, что при поражении левого полушария
у детей правое полушарие не испытывает тормозящего влияния со стороны
патологического очага, оно
140
имеет у детей больше возможностей для смягчения и компенсации речевых
расстройств, чем у взрослых.
В процессе онтогенеза изменяются механизмы и внутриполу-шарного
взаимодействия. Проводя нейропсихологический анализ памяти у детей с очаговыми
поражениями мозга, Семерницкая выявила высокую корреляцию снижения объема
слухоречевой памяти с поражением левой височной доли. В перцептивной сфере были
отмечены связи нарушения зрительного восприятия с поражением затылочной доли и
нарушения зрительно-конструктивной деятельности с поражением теменной доли.
Нейропсихологический подход при изучении высших психических функций у
детей
с
очаговыми поражениями головного мозга позволил приблизиться к решению
важнейших вопросов, связанных как с общими принципами мозговой организации
психических процессов, так и с закономерностями ее формирования в онтогенезе. На
основе нейропсихологического
анализа
Э. Г. Семерницкая убедительно доказала, что
онтогенетическое развитие высших корковых функций предполагает не столько
дифференциацию, сколько интеграцию различных отделов головного мозга, обеспечивае-
мую развитием межполушарных и внутриполушарных связей, Полученные данные имеют
важное значение для психокоррекци-онной работы, так как они позволяют
дифференцированно подойти к структуре и локализации дефекта.
Структура дефекта при поврежденном развитии в отличие от психического
недоразвития отличается парциальностью (частичностью) расстройств. Это могут быть
грубые локальные корковые или подкорковые нарушения, что наглядно
проявляется
в
нарушении гнозиса, праксиса, а также в регуляции поведения, В детском возрасте это, как
правило, корково-подкорковые нарушения, но в более старшем возрасте может иметь
место первичное повреждение лобных систем.
Наряду
с
выпадением отдельных частных корковых функций у ребенка прежде всего
отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Кроме того, структура психического
дефекта при поврежденном развитии отличается выраженной полиморфностыо. Это
проявляется в разнообразных интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных
нарушениях.
141
Динамика дефекта при поврежденном развитии чрезвычайно своеобразна.
Повреждение ведет к явлениям изоляции отдельных систем, распаду сложных
иерархических функциональных связей, что нередко приводит к грубым регрессам
интеллекта и поведения.
Наиболее тяжелые нарушения психики наблюдаются у детей вследствие
перенесенных менингитов и менингоэнцефалитов, при которых могут возникнуть три
основных вида слабоумия:
— органическое слабоумие с грубым нарушением мыслительных операций;
— задержка психического развития с нарушением предпосылок в развитии
интеллекта (память, внимание и др.);
— психопатоподобное поведение с грубым нарушением эмоционально-волевой
сферы.
В отличие от умственной отсталости у детей с органическим слабоумием вследствие
перенесенного менингита или менингоэн-цефалита наблюдается выраженное нарушение
нейродинамики психических процессов, нарушения целенаправленности мышления и
более выраженное нарушение критичности.
Поврежденное развитие может наблюдаться и у детей, перенесших тяжелые травмы
головного мозга. В клинической практике различают два вида черепно-мозговых травм —
- это контузия (тяжелая травма мозга) и комоция (сотрясение мозга) и три стадии
динамики последствий травмы: острая, подострая и резидуальный период.
В отличие от комоции, при контузии в острой стадии (сразу после травмы)
наблюдаются длительное расстройство сознания, ко-
магазине
состояния, оглушенность,
сонливость. У больного наблюдается нарушение ориентировки в окружающем. При
комоции в острой стадии отмечается кратковременное расстройство сознания. Однако в
обоих случаях у больного наступает адинамия, астения, могут наблюдаться речевые
нарушения, амнезии, расстройства сна и пр. В острый период при контузиях могут
проявляться также тяжелые психические расстройства в виде двигательного возбуждения,
эйфории, нарушения критики, нелепого поведения и грубых амнестических расстройств.
В подострой стадии у больного после контузии наступают оглушенность, растерянность,
сумеречные состояния, головные боли с головокружением. Нарастает амнезия,
142
могут наблюдаться расстройства речи. При комоции также могут наблюдаться
головные боли и головокружение, но без выраженной амнезии и расстройства сознания. В
резидуальный период в обоих случаях наблюдаются церебрастении и вестибулярные
расстройства. Как показывают исследования, в структуре посттравматического дефекта
имеют место явления стойкого, часто необратимого регресса ряда психических функций:
нарушения внимания, памяти, динамики мыслительных процессов. Специфика дефекта в
значительной степени зависит и от времени поражения. При более позднем поражении
мозга наблюдалась парциальность (частичность) повреждения отдельных корковых и
подкорковых функций, в результате чего нарушались корково-подкорковые
взаимодействия. Это наглядно проявляется в нарушении умственной работоспособности,
в нарастании эмоционально-волевой неустойчивости. При тяжелых травмах мозга
отмечался выраженный регресс этих функций, что четко отражается в личностных
характеристиках и в специфике познавательной деятельности. У ребенка могут
повреждаться функции как с коротким, так и с длительным периодом развития. Однако
онтогенетически молодые функции, получившие повреждение, одновременно и
задерживаются в своем развитии. Например, в исследованиях, проведенных нами на детях
с тяжелыми эн-цефалопатическими нарушениями вследствие натальной травмы, было
показано, что в структуре их познавательных процессов наблюдается выраженное
недоразвитие внимания и мнестической деятельности по модально-неспецифическому
типу. То есть отмечается недоразвитие памяти и внимания во всех модальностях
(зрительной, слуховой, двигательной и пр.). Эти особенности негативно повлияли на
формирование зрительно-пространственных функций, что проявлялось в выраженных
трудностях в пространственной ориентировке и в пространственном анализе и синтезе. В
структуре их личности наблюдалась выраженная эмоционально-волевая неустойчивость,
которая в значительной степени способствовала формированию личностной дисгармонии
и психопатоподоб-ного поведения. У детей, перенесших травму мозга в более позднем
возрасте, структура психического дефекта была качественно иная. У них также
наблюдалось нарушение внимания и памяти, но по модально-специфическому типу (или в
слухоречевой, или в зритель-
143
ной модальностях). В эмоционально-волевой сфере у них наблюдались также
повышенная фрустрированность, напряженность, но они проявлялись более
изолированно, не оказывая существенного влияния на структуру личности в целом
(Мамайчук И. И., Мендоса, 1989).
В. В. Лебединский подчеркивал, что характер вторичных дефектов при
поврежденном развитии у детей обусловлен не только спецификой первичного
поражения, но и недоразвитием систем как функционально связанных с
повреждением, так и более молодых в фило-и онтогенезе. Автор отмечает, что
основные координаты недоразвития направлены преимущественно «снизу вверх», т.
е. от поврежденной функции к регуляторной, от поврежденных подкорковых образо-
ваний к коре. В нарушении межфункциональных взаимодействий при
поврежденном развитии наблюдается распад иерархических связей. Это проявляется
в растормаживании подкорковых функций, что негативно отражается на
формировании регуляторных систем и на динамике психического состояния детей с
поврежденным развитием (Лебединский В. В., 1985).
М. О. Гуревич, изучая отдаленные последствия поврежденного развития при
травмах мозга, выделяет четыре клинических этапа:
1.
Травматическая церебрастения, при которой у больного наблюдается
неспособность к умственному напряжению, повышенная утомляемость. В целом
адаптация детей удовлетворительная. Они продолжают обучаться в школе, однако
при усложнении жизненной ситуации у них могут наблюдаться обострения в виде
головокружения, нарушения сна, снижения общего психического тонуса. Наши
исследования показали, что при травматической церебрастении наблюдается
выраженное нарушение объема ,и переключаемости внимания, снижение объема
памяти в слуховой и зрительной модальностях, нарушение динамики мыслительных
процессов. В структуре их личности четко прослеживается повышенная
фрустрированность, эмоциональная неустойчивость, ригидносхь поведения
(Мамайчук И. И., 1989).
2. Травматическая церебропатия проявляется у детей либо в апатии, вялости,
общей заторможенности, т. е. в апатодинамиче-ском синдроме либо, наоборот, в
повышенной возбудимости, в двигательной расторможенности. У детей наблюдается
эйфория, от-
144
меняется беспечность, могут наблюдаться такие аффективные реакции, как
агрессивность, взрывчатость. Дети этой группы испытывают существенные затруднения в
обучении в школе. На фоне общей неуспеваемости у них наблюдается выраженное
психопато-подобное поведение. Обращает на себя внимание неадекватность самооценки и
снижение критики своего состояния.
3. Травматическое слабоумие проявляется не только в снижении интеллектуальной
деятельности, но и в снижении интеллектуальной активности у ребенка. В структуре
личности отмечается выраженное снижение критики своего состояния, нарастает безде-
ятельность. Мыслительные операции отличаются тугоподвижно-стью, ригидностью, в
некоторых случаях отмечается амнестичес-кая афазия.
4. Травматическая эпилепсия. В различные сроки после травмы мозга у детей могут
возникнуть эпилептические припадки. На их фоне у больного появляется травматическая
астения, наблюдаются нарушения личности, что проявляется в повышенной агрессивнос-
ти, аффективности, в психопатоподобном поведении. У большинства детей снижается
интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом (Гуревич М. О.,
1932). Психологических исследований, посвященных поврежденному развитию у детей и
подростков, далеко не достаточно. Немногочисленные исследования были посвящены
детям, перенесшим травмы головного мозга, которые наиболее часто встречаются в
детском возрасте. Однако эти исследования были посвящены ранним черепно-мозговым
травмам, перенесенным в натальный период и ранний постнатальный период, которые
могли привести к психическому недоразвитию (Бада-лян Л. О., 1983; Мастюкова Е. М.,
1967; Ковалев В. В., 1985; и др.). Структура психического дефекта при ранних травмах
отличается выраженной тотальностью и необратимостью (Мамайчук И. И., Мендоса,
1989). К поврежденному развитию относится также эпилептическая деменция, которая
наблюдается у детей в случаях вялотекущего эпилептического процесса. Кроме
судорожных припадков у больных наблюдаются специфические особенности мышления,
эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Это наглядно проявляется в общей
психической тугоподвижности, в вязкости мышления и аффекта, в полярности эмоций, в
выраженной напряжен-
145
ности аффекта. В структуре нарушения мышления у них отмечается выраженная
тугоподвижность в сочетании со склонностью к застреванию на малосущественных
деталях, трудности интеллектуальной переключаемое™, выраженная замедленность речи
(Зейгарник Б. В., 1976). Аффективные нарушения у этих больных в значительной степени
способствуют дисгармоничному развитию личности и нарушению поведения. Полярность
эмоций проявляется у них в склонности к экзальтации, ласковости в сочетании со
злопамятностью и мстительностью. В структуре поврежденного развития при эпилепсии
наблюдается стойкий, часто необратимый регресс ряда психических функций.
Один из вариантов поврежденного развития — деменция вследствие ревматических
заболеваний у детей, мало изученная в психопатологии и патопсихологии. Еще более ста
лет назад Э. Крепели-ным были описаны острые психозы, возникающие при ревматизме.
Автор выделил специфические для ревматического психоза признаки. Ими являются
угнетение психической деятельности, нарастание ипохондрического синдрома, апатии,
что обусловлено недостаточностью кислородного обмена мозга. В исследованиях
отечественных психиатров показано, что при ревматизме могут возникать не только
психозы с характерной клинической картиной, но и другие формы нервно-психических
нарушений (Гуревич, 1949; Сухарева, 1974 и др.).
Ревматические болезни нередко приводят к ревматоидным артритам. Ревматоидный
артрит (РА) — системное воспалительное заболевание соединительной ткани, относится к
хроническим заболеваниям суставов. Ревматоидным артритом чаще всего заболевают
дети в возрасте от 7 до 14 лет, реже он наблюдается у детей преддошкольного и старшего