Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6110
Скачиваний: 52
— если имеются признаки прогредиентности (прогрессирова-ния заболевания) в
виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, аспонтанность, распад речи,
регресс поведения с утратой приобретенных навыков).
Синдром раннего детского аутизма в отличие от других анома лий развития
характеризуется наибольшей сложностью и дисгар моничностью как в клинической
картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой
патологи ей развития. По данным исследования В. Е. Кагана, его распрост раненность
колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения Причем у мальчиков РДА
встречается чаще, чем у девочек.
Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются:
— Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими.
162
— Отгороженность от внешнего мира.
— Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к
матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).
— Неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко
таких детей считают агрессивными: когда они хватают другого ребенка за волосы или
толкают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает
живой и неживой объекты.
— Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители заставляет
многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Однако на первый взгляд
кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы является
ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям.
Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды
из водопроводного крана.
— Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества
по L. Kanner). Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом
году жизни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что маленький Митя сосал
импортную соску «беби-микс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта
спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной соской. Ребенок
проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу
и ночью искать старую соску под окнами.
— Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аути-стов очень рано. Дети
не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду
и обувь.
— Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным
движениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и
разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание
на носках и пр.).
— Речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА
наблюдается мутизм (полная утрата речи),
163
у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, I проявляющийся в
избирательном отношении к определен-] ным словам и выражениям. Ребенок постоянно
произносит
понравившиеся
ему слова или слоги.
Весьма характерным при РДА является зрительное поведение,] что проявляется в
непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них
характерно преобладание зри-тельного восприятия на периферии поля зрения. Например,
от ре-
)
бенка-аутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет,
и
поэтому многие
родители и педагоги отмечают, что «ребенок ви-. дит предметы затылком», или «сквозь
стенку».
Однообразные игры у детей с РДА представляют собой стереотипные манипуляции
с неигровым материалом (веревки, гайки, ■ ключи, бутылки и пр.). В некоторых случаях
используются игруш* j ки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов.
Де<-ти с РДА могут часами однообразно вертеть предметы, переклады* j вать их с места
на место, переливать жидкость из одной посуды в другую. Например, любимое занятие
четырехлетней девочки с синдромом раннего детского аутизма было переливание воды на
даче
из одной бочки в другую, и попытки бабушки отвлечь девоч- j ку от таких занятий
вызывали у нее бурный протест в виде плача, крика, падения на землю с битьем головой и
ногами.
Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда
их оставляют одних. Контакт с матерью у них может быть различным. Наряду с
безразличием, отсутствие ем реакции на присутствие или отсутствие матери, возможна
так-1 же симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается оставаться без
матери, выражает тревогу при ее отсутствии, хотя никогда не бывает ласков с ней.
i
Аффективные проявления у детей с РДА бедны и однообразны.] Аффект
удовольствия возникает у ребенка чаще всего, когда он ос-
тается
один и занят
описанными выше стереотипными играми.
!
■ |
У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные на-j рушения. По данным
психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55-60% случаев наблюдается
умственная от-1 сталость, у 15-20% наблюдается легкая интеллектуальная недоста-
точность и только 15-20% имеют нормальный интеллект. В иссле-1
164
дованиях В. Е. Кагана (1981) подчеркивается, что интеллектуальная деятельность
при РДА неравномерна, отмечаются низкие показатели при выполнении невербальных
заданий. Интеллектуальные способности в значительной степени определяются
клинической формой РДА, его этиологией и патогенезом.
Психологические исследования раннего детского аутизма ведутся с использованием
разных подходов: психоаналитического, поведенческого, когнитивного и пр. Заслуживают
особого внимания работы отечественных психологов: Лебединского В. В., Никольской О.
Е. и др.
Опираясь на данные, накопленные различными исследователями, и используя свой
собственный экспериментальный опыт, В. В. Лебединский с соавторами предложил
рабочую гипотезу, позволяющую представить механизмы психических расстройств у де-
тей с ранним детским аутизмом, препятствующие их нормальному психическому
развитию. Среди этих расстройств авторы выделяют:
1. Дефицит психической активности ребенка.
2. Нарушение инстинктивной сферы.
3. Нарушение сенсомоторных функций.
;
4. Нарушение двигательной сферы и речи.
Причины этих нарушений авторы делят на две основные группы:
Группа 1 — нарушения, обусловленные недостаточностью регу-ляторных систем
(активирующей, инстинктивно-аффективной);
Группа 2 — нарушения, обусловленные дефицитарностью анализаторных систем
(гностических, речевых, двигательных).
Клинико-психологический анализ показал, что у детей с недостаточностью
регуляторной системы в структуре психического дефекта наблюдается низкая
концентрация внимания, слабость моторного тонуса, нарушения восприятия, что
проявляется в выраженной аффективной его окраске. Их поведение отличается выра-
женной парадоксальностью. Находясь в постоянном сенсорном дискомфорте, дети
пытаются его компенсировать аутостимуляцией: раскачиванием, бегом по кругу,
прыжками. Их непреодолимая тяга к грязи, воде или огню также является важным
компенсаторным механизмом с целью смягчения эмоционального дискомфорта.
Отрицательная эмоциональная доминанта почти постоянно присутствует у детей с
РДА и является причиной того, что эти де-
165
ти воспринимают окружающий мир как набор отрицательных аф-' фективных
признаков. Это обуславливает состояние диффузной тревоги и немотивированных
страхов.
Клинический анализ страхов аутичных детей позволил выделить 3 группы страхов:
1. Сверхценные страхи, типичные для детского возраста, ко-
1
торые обусловлены
реакцией ребенка на реальную, значимую опасность. Например, боязнь остаться одному,
потерять мать, бо-
язнь
чужих людей, незнакомой обстановки. Такие страхи наблюдались
у 28% детей с РДА.
2. Страхи, обусловленные характерной для РДА аффективной и сенсорной
гиперчувствительностью, наблюдаются у них значительно чаще — в 35% случаев. Уже в
раннем возрасте дети испытывают страх от различных бытовых шумов (пылесос, шум
воды и пр.), зрительных, тактильных раздражений (свет люстры, попадание на тело
комаров или др. объектов). Ряд страхов связа* ны с гиперсензитивностью в
эмоциональной сфере, в этом случае причиной могут стать незнакомые люди, новые места
и пр.
3. Неадекватные бредоподобные страхи, что связано с край-
ней
ограниченностью и
фрагментарностью представлений аутич-; ного ребенка об окружающем мире
(Лебединская К. С, Николь-» екая О. С, 1991). >
Объекты страха у детей с РДА выявляются с трудом, в связи ■ с этим психологу и
педагогу необходимо внимательно наблюдать за поведением ребенка. Когда аутичный
ребенок оказывается рядом с пугающим его предметом, он может оставаться
безучастным,
■'■
но почти всегда напрягается всем телом, может раскачиваться или
отойти
в сторону. Страхи у аутичных детей значительно препятст^ вуют их
эмоциональной стабилизации и адаптации.
Нарушение подкорковых функций у них нередко сочетается с ря<- ] дом корковых
нарушений (В. В. Лебединский, О. С. Никольская).
Например, движения у них отличаются отсутствием плавно- j сти, что указывает на
нарушение связи между корковыми и подкорковыми функциями, их тонической и
синергической основа-ми. В других, более тяжелых случаях, наблюдается нарушение
программы движения, трудности зрительной фиксации указыва-I ют на зрительно-
моторные нарушения.
166
Наблюдается прямая связь между характером первичных двигательных расстройств,
связанных с нарушением тонической регуляции, и речевых. У детей с РДА наблюдается
не только нарушение потребности в речевом общении, но и страдает сама возможность
реализации этого акта. У многих детей с РДА наблюдаются дизарт-рические расстройства,
нарушение темпа и ритмической организации речи.
Психическое развитие детей с РДА не только нарушено в связи с биологическими
факторами. Особую негативную роль на динамику их развития оказывают вторичные
(социальные) факторы. Исходная энергетическая недостаточность у детей и связанная с
ней слабость побуждений, быстрая истощаемость и пресыщае-мость любой
деятельностью, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном
ощущений — все это повышает готовность к формированию у ребенка реакции тревоги и
страха и создает хроническую ситуацию дискомфорта. Как справедливо подчеркивают
упомянутые выше авторы, аутизм является своеобразной компенсаторной реакцией,
направленной на защиту от травмирующей внешней среды.
Развитие познавательных процессов протекает у детей с РДА с выраженным
искажением, что обусловлено их повышенной эффективностью. Например, в процессе
зрительного восприятия предметов у них очень долго сохраняются активные предметно-
практические манипуляции. Кроме того, наблюдаются рудиментарные способы
обследования предметов: обнюхивание, облизывание и пр. Аффективный компонент
восприятия у здорового ребенка к концу дошкольного возраста имеют подчиненное
значение, а у детей с РДА он доминирует и на более поздних возрастных этапах.
Многие авторы обращают внимание на высокий уровень развития памяти у детей с
РДА (В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др.). Однако сам процесс памяти носит у
детей изолированный характер и в ее использовании проявляется выраженная автономия.
Нарушение взаимодействия психических функций наиболее специфично
проявляется в формировании речи и мышления аутич-ного ребенка. В исследованиях В. В.
Лебединского, А. С. Спиваков-ской и других авторов выявлен диффузный характер связи
между словом и предметом, что не наблюдается у здоровых детей. Аффек-
167
тивно насыщенная акустическая сторона слова приобретает у детей] с РДА
самостоятельное значение, и это проявляется в явлении ав-1 тономной речи. Изучение
особенностей игровой деятельности детей с РДА (Спиваковская А. С, 1980) показало
тесную связь нарушения мышления и интеллектуальной деятельности с недостаточностью
аффективной сферы (явление аутизма).
В исследованиях особенностей мышления у младших школьни- j ков с РДА,
проведенных В. В. Лебединским с соавторами, выявлено преобладание перцептивных
обобщений, несмотря на достаточ-но высокий уровень развития понятийного мышления.
Это явление авторы объясняют задержкой развития социального опыта ребенка с РДА.
«Можно предположить, — пишет В. В. Лебединский, — что в результате аутистических
установок в поле сознания больного ребенка поступает лишь часть необходимой с точки
зрения социаль-; ной практики информации о предметах, их свойствах и функциях. ] В то
же время приобретают самостоятельное значение не координированные с
функциональными (социально более значимыми) такие перцептивные свойства
предметов, как цвет, форма, размер. В этих j условиях при решении задач, где имеется
конфликт между зрительно воспринимаемой ситуацией и смыслом поставленной задачи,
больной ребенок ориентируется не на существенные признаки, а на глобальные
перцептивные впечатления».
О. С. Никольская с соавторами' выделяет четыре основных группы детей с РДА в
зависимости от степени нарушения взаимо- I действия с внешней средой. Дети первой
группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, их поведение носит
полевой характер, они мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют
потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков
самообслуживания. Эта группа j детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в
постоян- ] ном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается вы-1 раженное
нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается
неустойчивый сон. Аутизм у детей | этой группы максимально глубокий, он проявляется
как полная
»
отрешенность от происходящего вокруг. В связи с этим авторы вы-1 деляют
отрешенность
от внешней среды как ведущий патопсихо-1 логический синдром.
168
Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у
них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы.
Прогноз у этой группы лучше, чем в предыдущей. При адекватной длительной коррекции
они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим
патопсихологическим синдромом в данной группе детей является
отвержение
окружающей реальности.
Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В
отличие от детей первой и второй группы они имеют более сложные формы аффективной
защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных
фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной
коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе.
Ведущим патопсихологическим синдромом у них является
замещение
с целью
противостояния аффективной патологии.
Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аути-стическим барьером,
меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на переднем плане
выступают неврозопо-добные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости,
пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом у них
является
повышенная ранимость
при взаимодействии с окружающими. У детей этой
группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки са-
мообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть
подготовлены к обучению в массовой школе (Никольская, Баенская, Либлинг, 1997).
Итак, специфика раннего детского аутизма проявляется следующим образом:
— дефицит потребности в общении, который в значительной степени зависит от
степени тяжести РДА;
— при всех степенях тяжести у детей с РДА наблюдается аффективная
дезадаптация;
— недоразвитие регуляторных функций у детей с РДА проявляется в выраженных
нарушениях поведения;
— интеллектуальное и речевое развитие при РДА отличаются значительной
вариабельностью и специфичностью (см. таблицу 6).
169
Таблица 6. Особенности психического развития у детей с РДА в зависимости от
степени тяжести аффективной патологии
Радик
алы
Груп
па 1
Груп
па 2
Груп
па 3
Групп
а 4
ОСОБ
ЕННОСТИ
ОБЩЕНИЯ
Прак
тически
отсутствуе
т (взгляд
ребенка
ускользает
от
собе-
седника).
Огра
ниченна,
особенно в
непривыч-
ных
условиях,
(случайно
встретив
чей-то
взгляд,
резко
отворачи-
ваются,
вскрикива
ют,
закрывают
лицо
руками).
При
ограни-
ченной
по-
требности
на-
блюдается
выраженно
е
избиратель
ное
общение,
пре-
имуществе
нно
со
взрослыми
(взгляд
направлен
«сквозь
чело-
века»).
Не
проявляют
инициати-
вы
в
процессе
общения
(способны
смотреть в
лицо
собеседни-
ку, но
контакт
носит
преры-
вистый
характер,
взгляд ча-
сто уходит
в сторону).