Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5657

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

—  если  имеются  признаки  прогредиентности (прогрессирова-ния  заболевания) в

виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, аспонтанность, распад речи,
регресс поведения с утратой приобретенных навыков).

Синдром  раннего  детского  аутизма  в  отличие  от  других  анома  лий  развития

характеризуется  наибольшей  сложностью  и  дисгар  моничностью  как  в  клинической
картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой
патологи  ей  развития. По  данным  исследования  В. Е. Кагана, его  распрост  раненность
колеблется  от 0,06 до 0,17 на 1000 детского  населения  Причем  у  мальчиков  РДА
встречается чаще, чем у девочек.

Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются:
—  Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими.
162
—   Отгороженность от внешнего мира.
—  Слабость  эмоционального  реагирования  по  отношению  к  близким, даже  к

матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).

—  Неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко

таких  детей  считают  агрессивными: когда  они  хватают  другого  ребенка  за  волосы  или
толкают  его  как  куклу. Такие  действия  указывают  на  то, что  ребенок  плохо  различает
живой и неживой объекты.

—  Недостаточная  реакция  на  зрительные  и  слуховые  раздражители  заставляет

многих  родителей обращаться  к офтальмологу  или  сурдологу.  Однако  на  первый  взгляд
кажущаяся  нам  слабой  реакция  ребенка  на  зрительные  или  слуховые  сигналы  является
ошибкой.  Дети  с  аутизмом,  наоборот,  очень  чувствительны  к  слабым  раздражителям.
Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды
из водопроводного крана.

—  Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества

по L. Kanner). Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом
году  жизни. Родители  ребенка  с  аутизмом  рассказывали, что  маленький  Митя  сосал
импортную  соску «беби-микс». Когда  соска  стала  непригодна, отец  вытащил  ее  изо  рта
спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной соской. Ребенок
проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу
и ночью искать старую соску под окнами.

—  Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аути-стов очень рано. Дети

не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду
и обувь.

—  Однообразное  поведение  со  склонностью  к  стереотипным, примитивным

движениям (вращение  кистей  рук  перед  глазами, перебирание  пальцев, сгибание  и
разгибание  плечей  и  предплечий, раскачивание  туловищем  или  головой, подпрыгивание
на носках и пр.).

—    Речевые  нарушения  при  РДА  разнообразны.  В  более  тяжелых  формах  РДА

наблюдается мутизм (полная утрата речи),

163

у  некоторых  больных  отмечается  повышенный  вербализм, I проявляющийся  в

избирательном отношении к определен-] ным словам и выражениям. Ребенок постоянно
произносит

понравившиеся

ему слова или слоги.

Весьма  характерным  при  РДА  является  зрительное  поведение,] что  проявляется  в

непереносимости  взгляда  в  глаза, «бегающий  взгляд» или  взгляд  мимо. Для  них
характерно преобладание зри-тельного восприятия на периферии поля зрения. Например,
от ре-

)

бенка-аутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет,

и

поэтому многие

родители  и  педагоги отмечают, что «ребенок ви-. дит  предметы затылком», или «сквозь
стенку».


background image

Однообразные игры у детей с РДА представляют собой стереотипные манипуляции

с неигровым материалом (веревки, гайки, ■ ключи, бутылки и пр.). В некоторых случаях
используются игруш* j ки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов.
Де<-ти с РДА могут часами однообразно вертеть предметы, переклады* j вать их с места
на  место, переливать  жидкость  из одной  посуды  в  другую. Например, любимое  занятие
четырехлетней девочки с синдромом раннего детского аутизма было переливание воды на

даче

из одной бочки в другую, и попытки бабушки отвлечь девоч- j ку от таких занятий

вызывали у нее бурный протест в виде плача, крика, падения на землю с битьем головой и
ногами.

Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда

их  оставляют  одних. Контакт  с  матерью  у  них  может  быть  различным. Наряду  с
безразличием, отсутствие  ем  реакции  на  присутствие  или  отсутствие  матери, возможна
так-1 же  симбиотическая  форма  контакта, когда  ребенок  отказывается  оставаться  без
матери,  выражает  тревогу  при  ее  отсутствии,  хотя  никогда  не  бывает  ласков  с  ней.
i

Аффективные  проявления  у  детей  с  РДА  бедны  и  однообразны.] Аффект

удовольствия  возникает  у  ребенка  чаще  всего, когда  он  ос-

тается

один  и  занят

описанными выше стереотипными играми.

!

 ■ |

У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные на-j рушения. По данным

психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55-60% случаев наблюдается
умственная  от-1 сталость, у 15-20% наблюдается  легкая  интеллектуальная  недоста-
точность и только 15-20% имеют нормальный интеллект. В иссле-1

164
дованиях  В. Е. Кагана (1981) подчеркивается, что  интеллектуальная  деятельность

при  РДА  неравномерна, отмечаются  низкие  показатели  при  выполнении  невербальных
заданий. Интеллектуальные  способности  в  значительной  степени  определяются
клинической формой РДА, его этиологией и патогенезом.

Психологические исследования раннего детского аутизма ведутся с использованием

разных подходов: психоаналитического, поведенческого, когнитивного и пр. Заслуживают
особого внимания работы отечественных психологов: Лебединского В. В., Никольской О.
Е. и др.

Опираясь на данные, накопленные различными исследователями, и используя свой

собственный  экспериментальный  опыт, В. В. Лебединский  с  соавторами  предложил
рабочую гипотезу, позволяющую представить механизмы психических расстройств  у де-
тей  с  ранним  детским  аутизмом, препятствующие  их  нормальному  психическому
развитию. Среди этих расстройств авторы выделяют:

1.  Дефицит психической активности ребенка.
2.   Нарушение инстинктивной сферы.
3.  Нарушение сенсомоторных функций.

;

    4. Нарушение двигательной сферы и речи.

Причины этих нарушений авторы делят на две основные группы:
Группа 1 — нарушения, обусловленные  недостаточностью  регу-ляторных  систем

(активирующей, инстинктивно-аффективной);

Группа 2 — нарушения, обусловленные  дефицитарностью  анализаторных  систем

(гностических, речевых, двигательных).

Клинико-психологический  анализ  показал, что  у  детей  с  недостаточностью

регуляторной  системы  в  структуре  психического  дефекта  наблюдается  низкая
концентрация  внимания, слабость  моторного  тонуса, нарушения  восприятия, что
проявляется  в  выраженной  аффективной  его  окраске. Их  поведение  отличается  выра-
женной  парадоксальностью. Находясь  в  постоянном  сенсорном  дискомфорте, дети
пытаются  его  компенсировать  аутостимуляцией: раскачиванием, бегом  по  кругу,


background image

прыжками. Их  непреодолимая  тяга  к  грязи, воде  или  огню  также  является  важным
компенсаторным механизмом с целью смягчения эмоционального дискомфорта.

Отрицательная  эмоциональная  доминанта  почти  постоянно  присутствует  у  детей  с

РДА и является причиной того, что эти де-

165

ти  воспринимают  окружающий  мир  как  набор  отрицательных  аф-' фективных

признаков. Это  обуславливает  состояние  диффузной  тревоги  и  немотивированных
страхов.

Клинический анализ страхов аутичных детей позволил выделить 3 группы страхов:
1.  Сверхценные  страхи, типичные  для  детского  возраста, ко-

1

торые  обусловлены

реакцией ребенка на реальную, значимую опасность. Например, боязнь остаться одному,
потерять мать, бо-

язнь

чужих людей, незнакомой обстановки. Такие страхи наблюдались

у 28% детей с РДА.

2.  Страхи, обусловленные  характерной  для  РДА  аффективной  и  сенсорной

гиперчувствительностью, наблюдаются у них значительно чаще — в 35% случаев. Уже в
раннем  возрасте  дети  испытывают  страх  от  различных  бытовых  шумов (пылесос, шум
воды  и  пр.), зрительных, тактильных  раздражений (свет  люстры, попадание  на  тело
комаров  или  др. объектов). Ряд  страхов  связа* ны  с  гиперсензитивностью  в
эмоциональной сфере, в этом случае причиной могут стать незнакомые люди, новые места
и пр.

3.   Неадекватные бредоподобные страхи, что связано с край-

ней

ограниченностью и

фрагментарностью  представлений  аутич-; ного  ребенка  об  окружающем  мире
(Лебединская К. С, Николь-» екая О. С, 1991).                                                                          >

Объекты страха у детей с РДА выявляются с трудом, в связи ■ с этим психологу и

педагогу  необходимо  внимательно  наблюдать  за  поведением  ребенка. Когда  аутичный
ребенок  оказывается  рядом  с  пугающим  его  предметом, он  может  оставаться
безучастным,

■'■

но  почти  всегда  напрягается  всем  телом, может  раскачиваться  или

отойти

в  сторону.  Страхи  у  аутичных  детей  значительно  препятст^  вуют  их

эмоциональной стабилизации и адаптации.

Нарушение подкорковых функций  у них нередко сочетается с ря<- ] дом корковых

нарушений (В. В. Лебединский, О. С. Никольская).

Например, движения у них отличаются отсутствием плавно- j сти, что указывает на

нарушение  связи  между  корковыми  и  подкорковыми  функциями, их  тонической  и
синергической  основа-ми. В  других, более  тяжелых  случаях, наблюдается  нарушение
программы  движения, трудности  зрительной  фиксации  указыва-I ют  на  зрительно-
моторные нарушения.

166
Наблюдается прямая связь между характером первичных двигательных расстройств,

связанных с нарушением тонической регуляции, и речевых. У детей  с РДА наблюдается
не  только  нарушение  потребности  в  речевом  общении, но  и  страдает  сама  возможность
реализации этого акта. У многих детей с РДА наблюдаются дизарт-рические расстройства,
нарушение темпа и ритмической организации речи.

Психическое  развитие  детей  с  РДА  не  только  нарушено  в  связи  с  биологическими

факторами.  Особую  негативную  роль  на  динамику  их  развития  оказывают  вторичные
(социальные) факторы. Исходная  энергетическая  недостаточность  у  детей  и  связанная  с
ней  слабость  побуждений, быстрая  истощаемость  и  пресыщае-мость  любой
деятельностью, низкие  сенсорные  пороги  с  выраженным  отрицательным  фоном
ощущений — все это повышает готовность к формированию у ребенка реакции тревоги и
страха  и  создает  хроническую  ситуацию  дискомфорта. Как  справедливо  подчеркивают
упомянутые  выше  авторы, аутизм  является  своеобразной  компенсаторной  реакцией,
направленной на защиту от травмирующей внешней среды.


background image

Развитие  познавательных  процессов  протекает  у  детей  с  РДА  с  выраженным

искажением, что  обусловлено  их  повышенной  эффективностью. Например, в  процессе
зрительного восприятия предметов у них очень долго сохраняются активные предметно-
практические  манипуляции. Кроме  того, наблюдаются  рудиментарные  способы
обследования  предметов: обнюхивание, облизывание  и  пр. Аффективный  компонент
восприятия  у  здорового  ребенка  к  концу  дошкольного  возраста  имеют  подчиненное
значение, а у детей с РДА он доминирует и на более поздних возрастных этапах.

Многие авторы обращают внимание на высокий уровень развития памяти у детей с

РДА  (В.  В.  Лебединский,  О.  С.  Никольская  и  др.).  Однако  сам  процесс  памяти  носит  у
детей изолированный характер и в ее использовании проявляется выраженная автономия.

Нарушение  взаимодействия  психических  функций  наиболее  специфично

проявляется в формировании речи и мышления аутич-ного ребенка. В исследованиях В. В.
Лебединского, А. С. Спиваков-ской и других авторов выявлен диффузный характер связи
между словом и предметом, что не наблюдается у здоровых детей. Аффек-

167

тивно  насыщенная  акустическая  сторона  слова  приобретает  у  детей] с  РДА

самостоятельное  значение, и  это  проявляется  в  явлении  ав-1 тономной  речи. Изучение
особенностей  игровой  деятельности  детей  с  РДА (Спиваковская  А. С, 1980) показало
тесную связь нарушения мышления и интеллектуальной деятельности с недостаточностью
аффективной сферы (явление аутизма).

В  исследованиях  особенностей  мышления  у  младших  школьни-  j  ков  с  РДА,

проведенных  В. В. Лебединским  с  соавторами, выявлено  преобладание  перцептивных
обобщений, несмотря на достаточ-но высокий уровень развития понятийного мышления.
Это  явление  авторы  объясняют  задержкой  развития  социального  опыта  ребенка  с  РДА.
«Можно предположить, — пишет В. В. Лебединский, — что в результате аутистических
установок в поле сознания больного ребенка поступает лишь часть необходимой с точки
зрения социаль-; ной практики информации о предметах, их свойствах и функциях. ] В то
же  время  приобретают  самостоятельное  значение  не  координированные  с
функциональными (социально  более  значимыми) такие  перцептивные  свойства
предметов, как  цвет, форма, размер. В  этих j условиях  при  решении  задач, где  имеется
конфликт между зрительно воспринимаемой ситуацией и смыслом поставленной задачи,
больной  ребенок  ориентируется  не  на  существенные  признаки, а  на  глобальные
перцептивные впечатления».

О.  С.  Никольская  с  соавторами'  выделяет  четыре  основных  группы  детей  с  РДА  в

зависимости  от  степени  нарушения  взаимо- I действия  с  внешней  средой. Дети  первой
группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, их поведение носит
полевой характер, они мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют
потребности  в  нем. У  них  наблюдается  почти  полное  отсутствие  навыков
самообслуживания. Эта группа j детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в
постоян- ] ном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается вы-1 раженное
нарушение  активности, дискомфорт. Они  проявляют  беспокойство, у  них  отмечается
неустойчивый сон. Аутизм у детей | этой группы максимально глубокий, он проявляется
как полная

»

отрешенность от происходящего вокруг. В связи с этим авторы вы-1 деляют

отрешенность

от внешней среды как ведущий патопсихо-1 логический синдром.

168
Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у

них  вырабатываются  самые  простейшие  стереотипные  реакции  и  речевые  штампы.
Прогноз у этой группы лучше, чем в предыдущей. При адекватной длительной коррекции
они  могут  освоить  навыки  самообслуживания  и  элементарного  обучения. Ведущим
патопсихологическим  синдромом  в  данной  группе  детей  является

отвержение

окружающей реальности.


background image

Дети  третьей  группы  характеризуются  большей  произвольностью  в  поведении. В

отличие от детей первой и второй группы они имеют более сложные формы аффективной
защиты, что  проявляется  в  формировании  патологических  влечений, в  компенсаторных
фантазиях. У  детей  этой  группы  более  высокий  уровень  развития  речи. При  адекватной
коррекции  они  могут  быть  подготовлены  к  обучению  во  вспомогательной  школе.
Ведущим  патопсихологическим  синдромом  у  них  является

замещение

с  целью

противостояния аффективной патологии.

Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аути-стическим барьером,

меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на переднем плане
выступают  неврозопо-добные  расстройства, что  проявляется  в  тормозимости, робости,
пугливости, особенно  при  контактах. Основным  патопсихологическим  синдромом  у  них
является

повышенная  ранимость

при  взаимодействии  с  окружающими. У  детей  этой

группы  наблюдается  развернутая, менее  штампованная  речь, сформированы  навыки  са-
мообслуживания. При  адекватной  психологической  коррекции  они  могут  быть
подготовлены к обучению в массовой школе (Никольская, Баенская, Либлинг, 1997).

Итак, специфика раннего детского аутизма проявляется следующим образом:
— дефицит  потребности  в  общении, который  в  значительной  степени  зависит  от

степени тяжести РДА;

— при  всех  степенях  тяжести  у  детей  с  РДА  наблюдается  аффективная

дезадаптация;

— недоразвитие  регуляторных  функций  у  детей  с  РДА  проявляется  в  выраженных

нарушениях поведения;

— интеллектуальное  и  речевое  развитие  при  РДА  отличаются  значительной

вариабельностью и специфичностью (см. таблицу 6).

169

Таблица 6. Особенности  психического  развития  у  детей  с  РДА  в  зависимости  от

степени тяжести аффективной патологии

Радик

алы

Груп

па 1

Груп

па 2

Груп

па 3

Групп

а 4

ОСОБ

ЕННОСТИ
ОБЩЕНИЯ

Прак

тически
отсутствуе
т (взгляд
ребенка
ускользает
от 

собе-

седника).

Огра

ниченна,
особенно  в
непривыч-
ных
условиях,
(случайно
встретив
чей-то
взгляд,
резко
отворачи-
ваются,
вскрикива
ют,
закрывают
лицо
руками).

При

ограни-
ченной
по-
требности
на-
блюдается
выраженно
е
избиратель
ное
общение,
пре-
имуществе
нно 

со

взрослыми
(взгляд
направлен
«сквозь
чело-
века»).

Не

проявляют
инициати-
вы 

в

процессе
общения
(способны
смотреть  в
лицо
собеседни-
ку, но
контакт
носит
преры-
вистый
характер,
взгляд  ча-
сто  уходит
в сторону).