Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5945

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

СТЕП

ЕНЬ
АФФЕК-
ТИВНОЙ
ДЕЗАДАП-
ТАЦИИ

Само

оагрес-сия
как 

про-

явление
аути-
стической
защиты.
Неадекват
ные
бредоподо
б-ные
страхи

При

изменении
обстанов-
ки,
например
вне  дома,
аф-
фективные
нарушения
уве-
личиваютс
я. Страхи
обус-
ловлены
по-
вышенной
гиперчувст
ви-
тельность
ю (страх
пос-
торонних
ма-
лозаметны
х  шумов,
запахов,
ярких  бле-
стящих
предметов
и пр.).

Реак

цией   на
неудачу
может
быть 

не-

гативизм.
Возможна
агрессия,
которая
чаще  про-
является  в
вербальны
х  формах.
Аффектив
ные
переживан
ия
проявляют
ся 

в

постоянны
х
вербальны
х
монологах,
в
однотипны
х  рисунках
(ребенок
может
постоянно
говорить  о
пожарах,
кражах,
убийствах
и 

пр.).

Повышенн
ый интерес
к предмету
также
может
быть
проявлени
ем

При

контактах с
окружа-
ющими
проявляет
повышенну
ю
ранимость.
Реакцией
на  неудачу
является
уход 

от

конфликта,
склонность
к  изоляции
от
окружающ
их.
Наблюдают
ся
сверхцен-
ные страхи.

170

Радик

алы

Груп

па 1

Груп

па 2

Груп

па 3

Груп

па 4

страх

а (напри-
мер,
интерес  к
горшку,
эле-


background image

ктророзетк
е,

 к

спичкам  и
пр.)

ПСИ

ХИ-
ЧЕСКАЯ
РЕ-
ГУЛЯЦИЯ

Преи

мущест-
венно
полевое
поведение
(не
обращает
внимания
на
предметы,
пе-
редвигаетс
я 

в

неопреде-
ленном
на-
правлении,
рассеянно
трогает
вещи,
часто 

не

глядя 

на

них).

Акти

вность
избиратель
на,
выраженна
я
привержен
ность 

к

посто-
янству.
На-
блюдается
полевое
поведение,
особенно
в   не-
привычны
х 

для

ребенка
условиях.

Пове

дение
более
целена-
правленно
е. Дети
меньше
сосредоточ
ены 

на

ощуще-
ниях
своего тела
или   на
отдельных
внешних
впе-
чатлениях.
В        связи
с 

этим

меньше
аутости-
муляций
и
нецелена-
правленны
х
манипуляц
ий 

с

предметам
и.

Пове

дение 

в

целом
целе-
направлен-
ное. При
напряже-
нии
ситуации
могут
наблю-
даться
моторные
стереоти-
пии,
беспокойст
во,
снижение
концентра
ции
внимания.

МОТ

ОРНОЕ
РАЗВИТИ
Е

При

бесцель-
ных
движениях
могут  на-
блюдаться
высоко
коор-
динирован
ные,
пластич-
ные
движения.
(Например
, ходьба по
тонкой
доске,
подпрыгив

Движ

ения менее
координи-
рованны
и
пластичны
,  чем      у
детей
первой
группы.
Наблюдает
ся
скованност
ь,
напряжен-
ность
мышеч-
ного

Мото

рная 

не-

ловкость,
нарушение
мышечног
о  тонуса,
слабая
координац
ия
движений
туловища,
рук, ног,
тяжелая
походка.

Выра

женных
нарушений
в  развитии
моторных
функций
не  просле-
живается.
Наблюдаю
тся
трудности
в  усвоении
моторных
навыков.  В
целом  дви-
жения
отлича-
ются


background image

ание 

со

сложным
чередо-
ванием
ног, точное
движение
рук 

при

попытке
схватить
предмет  и
пр.).

тонуса,
недоразвит
ие  тонкой
моторики.

i

меньшей
плавность
ю,
замедленно
стью 

в

отличие  от
здоровых
детей.

171

Радик

алы

Груп

па 1

Груп

па 2

Груп

па 3

Групп

а 4

КОГН

ИТИВНЫЕ
ПРОЦЕСС
Ы

Проя

вляются
через
активные
формы
аутостиму
ля-ции
(раскачи-
вание,
прыжки,
лазание  и
др.)

 В

процессе
об-
следовани
я
предметов
использует
обо-
нятельные,
ве-
стибулярн
ые 

и

тактильны
е
ощущения.

Проя

вляются
через
симво-
лические
игры,
которые
отличаютс
я
выраженно
й
стереотипн
остью
(например,
может  ча-
сами
играть  со
шнурками,
палочками
и 

пр.).

Возможен
высокий
уровень
развития
ме-
ханическо
й  памяти
как 

в

зрительно
й,  так  и  в
слуховой
модаль-

На

эффек-
тивность
вос-
приятия
су-
щественно
е  влияние
оказывает
аф-
фективная
установка.
Восприяти
е
избиратель
но.
Высокий
уровень
развития
памяти,
особенно
на 

аф-

фективно
значимые
события.

Эффе

ктивность
восприятия
в 

зна-

чительной
степени
зависит  от
эмоцио-
нального
состояния
ребенка. В
незнакомой
ситуации, в
ситуации,
требующей
максималь
ного
общения,
эффек-
тивность
ког-
нитивных
процессов
снижается.


background image

ностях.
Сверх-
чувствител
ьное
восприя-
тие
(например,
ребенок
может
заметить
не-
большую
точку,
услышать
слабый
звук).

ИНТЕ

Л-
ЛЕКТУАЛ
ЬНОЕ
РАЗ-
ВИТИЕ

Резко

е        сни-
жение
интел-
лекта.
Возможны
перцептив-
ные
обобще-
ния,
освоение
глобальног
о  чтения  в
более
старшем
возрасте.

Возм

ожны
обобщения
предметов,
но
преимущес
твенно  по
аф-
фективны
м
признакам.
Более
успешное
выполне-
ние
невер-
бальных
заданий.

Нера

вномерный
темп 

ин-

теллектуал
ьной
деятельнос
ти.
Доступны
обобщения
, суждения
по
существен-
ным
признакам,
но 

моти-

вировка
ответов
за-
труднена.

Прояв

ление
отдельных
способност
ей, обычно
связанных
с 

не-

вербальной
,. сферой
(музыкой,
конст-
руирование
м,
эисованием
а 

пр.).

Нормальны
й  уровень
развития
обобще-
ний,
суждений,

172

Радик

алы

Груп

па 1

Груп

па 2

v

Iрупп

а 3

Груп

па 4


background image

Огра

ничен-
ность
(зацик-
ленность)
ин-
теллектуал
ьных
интересов
(например,
од-
нообразны
е
увлечения,
стереотипн
ые
воспроизве
дения
отдельных
впечатлен
ий).

умоза

ключений.
В
экстрема-
льных
ситуациях
возможны
стереотипи
и
мыслитель-
ных
операций,
аффек-
тивная
окраска.

РЕЧЕ

ВОЕ
РАЗВИТИ
Е

f-

Речев

ой      му-
тизм. Не
сразу
понимает
обращенну
ю 

речь,

однако при
изменении
интонации
(например,
шепотом)
может
выполнить
простую
инструкци
ю.  В  более
старшем
возрасте
наблюдаю
тся
эхолалии.

Могу

т  пользо-
ваться
речью  при
аффектив-
но-
значимых
ситуациях
Набор
речевых
штампов
жестко
связан 

с

ситуацией.
Эхолалии,
телеграфн
ый  стиль
речи. Не
использует
обращенну
ю 

речь.

Повышенн
ое
внимание
к
аффектив-
ной
стороне
речи, к
стихо-
сложению.

Высо

кое 

раз-

витие
словарного
запаса  при
слабом
развитии
коммуника
тивной
стороны
речи.

 В

экстрема-
льной
ситуации
возможны
речевые
штампы.

В

целом  уро-
вень
речевого
развития  в
диапазоне
возрастной
нормы.  В
процессе
речевого
общения
возможны
аграм-
магазин.