Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5945
Скачиваний: 52
СТЕП
ЕНЬ
АФФЕК-
ТИВНОЙ
ДЕЗАДАП-
ТАЦИИ
Само
оагрес-сия
как
про-
явление
аути-
стической
защиты.
Неадекват
ные
бредоподо
б-ные
страхи
При
изменении
обстанов-
ки,
например
вне дома,
аф-
фективные
нарушения
уве-
личиваютс
я. Страхи
обус-
ловлены
по-
вышенной
гиперчувст
ви-
тельность
ю (страх
пос-
торонних
ма-
лозаметны
х шумов,
запахов,
ярких бле-
стящих
предметов
и пр.).
Реак
цией на
неудачу
может
быть
не-
гативизм.
Возможна
агрессия,
которая
чаще про-
является в
вербальны
х формах.
Аффектив
ные
переживан
ия
проявляют
ся
в
постоянны
х
вербальны
х
монологах,
в
однотипны
х рисунках
(ребенок
может
постоянно
говорить о
пожарах,
кражах,
убийствах
и
пр.).
Повышенн
ый интерес
к предмету
также
может
быть
проявлени
ем
При
контактах с
окружа-
ющими
проявляет
повышенну
ю
ранимость.
Реакцией
на неудачу
является
уход
от
конфликта,
склонность
к изоляции
от
окружающ
их.
Наблюдают
ся
сверхцен-
ные страхи.
170
Радик
алы
Груп
па 1
Груп
па 2
Груп
па 3
Груп
па 4
страх
а (напри-
мер,
интерес к
горшку,
эле-
ктророзетк
е,
к
спичкам и
пр.)
ПСИ
ХИ-
ЧЕСКАЯ
РЕ-
ГУЛЯЦИЯ
Преи
мущест-
венно
полевое
поведение
(не
обращает
внимания
на
предметы,
пе-
редвигаетс
я
в
неопреде-
ленном
на-
правлении,
рассеянно
трогает
вещи,
часто
не
глядя
на
них).
Акти
вность
избиратель
на,
выраженна
я
привержен
ность
к
посто-
янству.
На-
блюдается
полевое
поведение,
особенно
в не-
привычны
х
для
ребенка
условиях.
Пове
дение
более
целена-
правленно
е. Дети
меньше
сосредоточ
ены
на
ощуще-
ниях
своего тела
или на
отдельных
внешних
впе-
чатлениях.
В связи
с
этим
меньше
аутости-
муляций
и
нецелена-
правленны
х
манипуляц
ий
с
предметам
и.
Пове
дение
в
целом
целе-
направлен-
ное. При
напряже-
нии
ситуации
могут
наблю-
даться
моторные
стереоти-
пии,
беспокойст
во,
снижение
концентра
ции
внимания.
МОТ
ОРНОЕ
РАЗВИТИ
Е
При
бесцель-
ных
движениях
могут на-
блюдаться
высоко
коор-
динирован
ные,
пластич-
ные
движения.
(Например
, ходьба по
тонкой
доске,
подпрыгив
Движ
ения менее
координи-
рованны
и
пластичны
, чем у
детей
первой
группы.
Наблюдает
ся
скованност
ь,
напряжен-
ность
мышеч-
ного
Мото
рная
не-
ловкость,
нарушение
мышечног
о тонуса,
слабая
координац
ия
движений
туловища,
рук, ног,
тяжелая
походка.
Выра
женных
нарушений
в развитии
моторных
функций
не просле-
живается.
Наблюдаю
тся
трудности
в усвоении
моторных
навыков. В
целом дви-
жения
отлича-
ются
ание
со
сложным
чередо-
ванием
ног, точное
движение
рук
при
попытке
схватить
предмет и
пр.).
тонуса,
недоразвит
ие тонкой
моторики.
i
меньшей
плавность
ю,
замедленно
стью
в
отличие от
здоровых
детей.
171
Радик
алы
Груп
па 1
Груп
па 2
Груп
па 3
Групп
а 4
КОГН
ИТИВНЫЕ
ПРОЦЕСС
Ы
Проя
вляются
через
активные
формы
аутостиму
ля-ции
(раскачи-
вание,
прыжки,
лазание и
др.)
В
процессе
об-
следовани
я
предметов
использует
обо-
нятельные,
ве-
стибулярн
ые
и
тактильны
е
ощущения.
Проя
вляются
через
симво-
лические
игры,
которые
отличаютс
я
выраженно
й
стереотипн
остью
(например,
может ча-
сами
играть со
шнурками,
палочками
и
пр.).
Возможен
высокий
уровень
развития
ме-
ханическо
й памяти
как
в
зрительно
й, так и в
слуховой
модаль-
На
эффек-
тивность
вос-
приятия
су-
щественно
е влияние
оказывает
аф-
фективная
установка.
Восприяти
е
избиратель
но.
Высокий
уровень
развития
памяти,
особенно
на
аф-
фективно
значимые
события.
Эффе
ктивность
восприятия
в
зна-
чительной
степени
зависит от
эмоцио-
нального
состояния
ребенка. В
незнакомой
ситуации, в
ситуации,
требующей
максималь
ного
общения,
эффек-
тивность
ког-
нитивных
процессов
снижается.
ностях.
Сверх-
чувствител
ьное
восприя-
тие
(например,
ребенок
может
заметить
не-
большую
точку,
услышать
слабый
звук).
ИНТЕ
Л-
ЛЕКТУАЛ
ЬНОЕ
РАЗ-
ВИТИЕ
Резко
е сни-
жение
интел-
лекта.
Возможны
перцептив-
ные
обобще-
ния,
освоение
глобальног
о чтения в
более
старшем
возрасте.
Возм
ожны
обобщения
предметов,
но
преимущес
твенно по
аф-
фективны
м
признакам.
Более
успешное
выполне-
ние
невер-
бальных
заданий.
Нера
вномерный
темп
ин-
теллектуал
ьной
деятельнос
ти.
Доступны
обобщения
, суждения
по
существен-
ным
признакам,
но
моти-
вировка
ответов
за-
труднена.
Прояв
ление
отдельных
способност
ей, обычно
связанных
с
не-
вербальной
,. сферой
(музыкой,
конст-
руирование
м,
эисованием
а
пр.).
Нормальны
й уровень
развития
обобще-
ний,
суждений,
172
Радик
алы
Груп
па 1
Груп
па 2
v
Iрупп
а 3
Груп
па 4
Огра
ничен-
ность
(зацик-
ленность)
ин-
теллектуал
ьных
интересов
(например,
од-
нообразны
е
увлечения,
стереотипн
ые
воспроизве
дения
отдельных
впечатлен
ий).
умоза
ключений.
В
экстрема-
льных
ситуациях
возможны
стереотипи
и
мыслитель-
ных
операций,
аффек-
тивная
окраска.
РЕЧЕ
ВОЕ
РАЗВИТИ
Е
f-
Речев
ой му-
тизм. Не
сразу
понимает
обращенну
ю
речь,
однако при
изменении
интонации
(например,
шепотом)
может
выполнить
простую
инструкци
ю. В более
старшем
возрасте
наблюдаю
тся
эхолалии.
Могу
т пользо-
ваться
речью при
аффектив-
но-
значимых
ситуациях
Набор
речевых
штампов
жестко
связан
с
ситуацией.
Эхолалии,
телеграфн
ый стиль
речи. Не
использует
обращенну
ю
речь.
Повышенн
ое
внимание
к
аффектив-
ной
стороне
речи, к
стихо-
сложению.
Высо
кое
раз-
витие
словарного
запаса при
слабом
развитии
коммуника
тивной
стороны
речи.
В
экстрема-
льной
ситуации
возможны
речевые
штампы.
В
целом уро-
вень
речевого
развития в
диапазоне
возрастной
нормы. В
процессе
речевого
общения
возможны
аграм-
магазин.