Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5961

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Склонност
ь 

к

словотвор
честву.

ПРОГ

НОЗ

Нужд

ается 

в

постоянно
й  опеке  со
стороны
взрослых  в
условиях
спе-
циального
уч-
реждения
или 

в

семье.

Возм

ожно
обучение
на дому по
инди-
видуально
й
программе
.
Овладение
элементар-
ным
счетом,
чтением.

Возм

ожно
обучение
на 

дому

или 

в

коррекци-
онном
классе  по
специаль-
ной
программе
.

Прог

ноз 

бла-

гоприятны
й.
Возможно
обучение
по
массовой
программе
в школе.

173

Радик

алы

Груп

па 1

Груп

па 2

Груп

па 3

Груп

па 4

Нужд

ается

При

целена-

в

постоянно
й

правл

енной

-

опеке

.     Воз-

корре

кции

можн

о   овла-

возм

ожно са-

дени

е элемен-

мост

оятель-

тарн

ыми

ное

прожива-

трудо

выми

ние

под

навы

ками.

прис

мотром


background image

родст

венни-

ков

или опеку-

на  и

овладение

трудо

выми на-

выка

ми.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОРРЕКЦИИ  И

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ
АУТИЗМОМ

При составлении  психокоррекционных программ  необходимо j ориентироваться на

специфику аффективной патологии. Традиционно выделяются две основные группы:

— дети с выраженным искажением эмоционально-волевого] развития;
— дети  с  выраженным  искажением  когнитивного  развития. Некоторые  авторы

предлагают выделить третью группу — моза- ]

ичные  формы  искаженного  развития, при  котором  наблюдаются  как  искажения

эмоционально-волевой  сферы, так  и  когнитивных  про* цессов (Семаго  Н., Семаго  М.,
2000). Однако  следует  подчеркнуть, что  определяющим  симптомокомплексом  у  детей  с
искаженным  развитием  является  аффективная  патология, а  нарушения  речи, моторики,
когнитивных  процессов  являются  вторичными  и  могут  способствовать  углублению
психического дефекта.

Учитывая  специфику  искаженного  развития, необходим  комплексный  подход  к

психологической  коррекции. Необходимо  привлечение  к  психокоррекции  специалистов
различного профи-

174
ля: детских  психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-

воспитателей, музыкального работника и других.

Вторым 

важным 

принципом 

является 

строгое 

соблюдение 

этапности

психокоррекционных  воздействий  с  учетом  степени  выраженности  эмоционального  и
интеллектуального дефекта у ребенка с РДА.

Третий  принцип — принцип  уровневого  подхода  к  эмоциональной  регуляции

поведения аутичного ребенка, предложенный Лебединским В. В. с соавторами.

Базовая  аффективная  регуляция  человека  представлена авторами  в виде структуры,

состоящей из четырех основных уровней.

1.  Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности).
2.  Уровень аффективных стереотипов.
3.  Уровень аффективной экспансии.
4.  Уровень аффективного (эмоционального) контроля.
Каждый  уровень, по  мнению  авторов, вносит  свой  вклад  в  организацию  всей

психической  деятельности. На  каждом  из  уровней  решаются  качественно  различные
задачи  адаптации  ребенка, и  ослабление  или  усиление  функционирования  какого-либо
уровня может привести к общей дезадаптации. В процессе психического развития ребенка
механизмы аффективной регуляции качественно преобразуются и совершенствуются.

Рассмотрим каждый из этих уровней:
Первый  —

уровень  полевой  реактивности

исходно  связан  с  наиболее

примитивными, пассивными  формами  психической  адаптации  ребенка. Аффективные
переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки,
они  связаны  лишь  с  общим  ощущением  комфорта  или  дискомфорта. Этот  уровень
является  базальным  в  адаптации  ребенка  к  миру. Задача  этого  уровня — организация


background image

аффективной  преднастройки  ребенка  к  активному  контакту  с  окружающим  миром. Этот
уровень  является  наиболее «примитивным» механизмом  регуляции, но  во  многом
определяет  человеческое  поведение  в  среде, обеспечивая  индивиду  безопасность  и
эмоциональный  комфорт. Именно  на  этом  уровне  у  ребенка  начинают  формироваться
собственные приемы стабилизации аффективной жизни (душевного равновесия).

175

В более старшем возрасте у ребенка и у взрослых этот уровень

выполняет

фоновые

функции  в  осуществлении  эмоционально-смысловой  адаптации  к  окружающему. Он
обеспечивает тоническую реакцию аффективных процессов.

Для оценки сформированное™ уровней аффективной регуля-

ции

К. С. Лебединской

и  О. С. Никольской (1991) была  предложена  диагностическая «Карта  наблюдений  за
поведением ребенка, имеющего эмоциональное  недоразвитие», модифицированная  Н. Я.
Семаго, М. М. Семаго (2000).

Данная  схема  ориентирована  на  анализ  поведения  и  эмоцио-

налышх

реакций

ребенка  в  различных  жизненных  ситуациях. Каждый  из  четырех  уровней  анализируется
авторами  с точки зрения  гипо- или  гиперфункционирования того или  иного уровня. Это
дает  возможность  представить  соответствующий «профиль» структуры  аффективной
регуляции  у  ребенка. Гипер- или  гипофункцию  авторы  рассматривают  как  дисфункцию
какого-либо уровня аффективной регуляции.

При  анализе  функционирования  отдельных  уровней  аффективной  регуляции  в

первую  очередь  ими  выделяется  и  анализируется  характер  нарушения  взаимодействия
существующих  уровней, особенности  гиперкомпенсаторных  механизмов, определяется
синдром аффективной дезадаптации в целом.

Рассмотрим  основные  ориентиры  наблюдений  за  ребенком  первого  уровня

аффективной регуляции.

При

гипофункции  первого  уровня

выделяются  следующие  психологические

радикалы:

1. Чувствительность  ребенка  к  интенсивности  изменений  в  процессе  контакта  и

взаимодействия с другими людьми:

—  чувствителен к резкой перемене голоса;
—  не  переносит  неожиданного (например, с  незнакомым  человеком) зрительного

контакта, также для него труден длительный зрительный контакт;

—  чувствителен  к  качеству  прикосновений, напрягается, от-

клоняется,

если  кто-

либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает;

—  испытывает  беспокойство, напряжение, если  кто-либо  резко  меняет  дистанцию

во время общения (садится близко, касается коленями);

176
—  замирает, капризничает  или  отказывается  работать  при  быстрой  смене  видов

деятельности.

2.  Чувствительность ребенка к изменениям в расположении окружающих объектов в

процессе освоения им жизненного пространства:

—  не любит находиться в пустых, слишком просторных помещениях;
—  боится маленьких, закрытых помещений;
—    любит  порядок,  долго  раскладывает  вещи  на  столе,  пытается  как  бы  все

классифицировать, разложить по группам.

3.  Чрезмерная  чувствительность  к  интенсивности  сенсорных  впечатлений

проявляется в следующем:

—  не любит или боится слишком громких звуков, вида сильного пламени, яркого

света, даже незначительных перепадов температуры.

4.  Особенности поведения проявляются в следующем:
—  боится новых впечатлений;


background image

—  боязлив, нерешителен при смене обстоятельств, не уверен в собственных силах,

часто перестраховывается;

—  часто  наблюдается  пониженное  настроение, бывают  резкие  перепады  в

настроении;

—  любит играть один.
При

гиперфункции  первого  уровня

наблюдается  следующее: 1. Ребенок  не

испытывает  дискомфорта  при  интенсивных  изменениях  во  время  взаимодействия  и
общения с другими, что проявляется в следующих особенностях:

—  не  устает от случайных и частых  контактов с другими людьми, может подолгу

находиться среди незнакомых людей, в толпе;

—  не боится прикосновений чужих людей;
—  нечувствителен к изменению дистанции во время общения;
—  нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке;
—  нечувствителен к качеству сенсорных впечатлений;
—  устойчив к холоду, голоду, боли;
—  неразборчив в еде;
—  не имеет выраженных сенсорных привычек;
—  стремится к частой смене впечатлений.
177

2. Ребенок  не  реагирует  отрицательно  на  интенсивное  изменение  объектов  в

окружающем мире во время освоения пространства:

— не  боится  высоты, достаточно  ловко  карабкается, любит  смотреть  вниз  с

высоты;

— не испытывает страха в просторном или тесном помещении.
3. В поведении чаще всего проявляются следующие особенности:
— любит частые перемены во внешних обстоятельствах;
— не боится оказываться на новом месте, любит находиться один, в том числе

в незнакомых местах;

— склонен к бродяжничеству;
— неадекватно оценивает свои возможности, некритичен;
— с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнить;
— постоянно повышенное настроение.
Роль этого уровня в аффективной регуляции поведения чрезвычайно велика, и

недооценка  его  влечет  за  собой  существенные  издержки  в  психокоррекционном
процессе. Тоническая  эмоциональная  регуляция  с  помощью  специальных
ежедневных психотехнических приемов (например, расслабляющая музыка, прият-
ные  зрительные  и  тактильные  стимулы) оказывает  позитивное  воздействие  на
разные  уровни  базальной  эффективности. В  связи  с  этим  не  случайно  в  процессе
разнообразных  психорегулирую-щих  тренировок  используются  разнообразные
сенсорные стимулы (звук, цвет, свет, тактильное прикосновение) в психокоррекции
поведения.

Второй —

уровень  аффективных  стереотипов

играет  важнейшую  роль  в

регуляции  поведения  ребенка  первых  месяцев  жизни, в  отработке  его
приспособительных  реакций — пищевых, оборонительных, установления
физического  контакта  с  матерью. На  этом  уровне  происходит  углубление
аффективного контакта со средой. Это проявляется в качественной оценке сигналов
из окружающего мира и внутренней среды организма, в аффективно-избирательной
оценке ощущений всех модальностей: слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых
и  др. Одной  из  задач  этого  уровня  является  регуляция  процесса  удовлетворения
витальных

178


background image

потребностей. Уровень  аффективных  стереотипов  устанавливает  контроль  за

функциями  организма, упорядочивает  психосоматические  ощущения  и  связывает  их  с
внешними сигналами.

Развитие  этого  уровня  приводит  к  возникновению  первичной  аффективной

избирательности, которая  проявляется  в  оценке  соответствия  внешнего  воздействия
витальным нуждам организма, оценке комфорта или дискомфорта в связи с нарушениями
процесса удовлетворения потребности.

Важной  характеристикой  этого  уровня  является  непереносимость, неприятие

впечатлений, связанных  с  изменениями  условий  жизни. Именно  на  этом  уровне
закладываются  основы  формирования  индивидуальности  человека. Аффективные
стереотипы  являются  фоновым  обеспечением  наиболее  сложных  форм  поведения
человека. Эти  стереотипы  задают  аффективный  смысл  поведению. Типом  поведения,
характерным для этого уровня аффективной адаптации, являются стереотипные реакции.
Аффективные  стереотипы  можно  рассматривать  как  необходимый  фон  для  обеспечения
самых сложных форм поведения человека.

Особенности  поведения  ребенка

при  гипофункции  второго  уровня

проявляются  в

следующих радикалах:

1.  Ребенок  чрезмерно  чувствителен  к  качеству  сенсорных  впечатлений  и

собственному соматическому состоянию:

—  имеет устойчивые привычки в еде, требователен к качеству пищи, не принимает

новых или незнакомых блюд;

—  не любит расставаться с привычной одеждой;
—    не  любит  перепадов  температуры,  пищу  принимает  только  той  температуры,  к

которой привык;

—  не может заснуть в непривычной обстановке;
—  часто жалуется на недомогание, не переносит малейшей боли;
—  быстро устает, часто жалуется на усталость;
—  часто испытывает немотивированный страх за собственное здоровье;
—  испытывает  страх  темноты, одиночества, высоты, незнакомых  людей  и

обстоятельств.

2.   Ребенок испытывает дискомфорт в нестабильных, меняющихся обстоятельствах:
—  с трудом привыкает к режиму в детском саду, школе, чувствителен к изменениям

в режиме;

179

—  с трудом привыкает к новому учителю, новому коллективу;
—  не любит перемен, новых впечатлений, не стремится к ним;
—  капризничает, может  отказываться  от  работы  или  проявлять  агрессию  при

переключении на новый вид деятельности.

3.   Ребенок  испытывает трудности  и  дискомфорт  во  взаимодействии  и общении  с

другими людьми:

—  не склонен к сотрудничеству, особенно если оно протекает в непривычных для

ребенка обстоятельствах;

—  имеет низкую коммуникативность;
—  излишне привязан к людям, жалеющим его;
—  имеет  склонность  к  защитным, компенсаторным  реакциям  и, в  случае

отрицательной  оценки  его  деятельности, наказаний: раскачивается, сосет  палец, теребит
предметы и т. п.;

—  часто замкнут, неразговорчив, одинок или имеет таких же, как он, приятелей.
4.  Особенности в поведении:
—  часто имеет пониженное настроение;
—  раздражителен, ворчлив;