Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6113
Скачиваний: 52
музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное
положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море
волнуется», «Глаза в глаза» и пр.
Кроме общих задач, в процессе коррекции детей с РДА выступают и частные задачи,
направленные на преодоление негативных
аффективных
переживаний и патологических
форм поведения. Не-
обходимо
помнить, что такие реакции ребенка, как агрессия, негати-1
визм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны ком-1 фортные условия для
ребенка. Запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других
детей, рекомендуется использовать разнообразные прожективные методы и методы neper
ключения. Например, ребенок с РДА в процессе занятий с кубика-! ми постоянно
разрушает постройки у других детей. Психолог вместе
188
с ребенком строит и разрушает построенное и при этом эмоционально реагирует на
падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр. Второй пример: у мальчика с РДА имели
место навязчивые желания схватить за волосы присутствующих в группе. Когда он
входил в группу, психолог предлагала ему погладить по голове себя и других детей и
обращала внимание на то, что так он по-особенному приветствует присутствующих.
Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях. Не рекомендуется
делать прямые замечания ребенку, удалять его из группы. Все эти директивные методы
могут только усугубить его агрессивные проявления.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе созданного впервые в
Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие —
Ленинград» нами проводились психокоррекционные занятия с группой детей,
страдающих ранним детским аутизмом.
Сам процесс групповых занятий состоял из нескольких блоков:
Блок 1 — диагностико-консультативный;
Блок 2 — ориентировочный;
Блок 3 — основной коррекционный;
Блок 4 — закрепляющий.
Каждый блок включает в себя конкретные задачи.
Основные задачи
первого блока
психокоррекционных занятий.
Предварительное знакомство с ребенком и его родителями. Это знакомство
проходило в форме консультации в кабинете. Ребенку предлагались разнообразные игры,
которые он выбирал самостоятельно и играл в течение беседы психолога с родителями.
Психолог изучал медицинские документы, анализировал продукты творчества ребенка
(рисунки, тетради, поделки). С детьми третьей и четвертой группы возможно проведение
психологического тестирования. Использовались преимущественно функциональные
пробы для оценки особенностей работоспособности и динамики психических процессов, а
также прожективные методы (методика Розенцвейга, детский вариант методики КАТ,
методика
189
Рене-Жиля, графические тесты). Следует подчеркнуть, что психологическое
тестирование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным
диагностическим критерием должны быть наблюдения за ребенком в свободной игре и в
процессе психокоррекционных воздействий. Среди основных параметров наблюдения мы
выделили:
1. Эмоционально-поведенческие особенности, включающие в себя особенности
контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, оценку ребенком своего
поведения и успехов.
2. Особенности работоспособности: динамика продуктивности ребенка в процессе
занятий; истощаемость; переключаемость внимания.
3. Особенности развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-
исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи,
особенности целенаправленного поведения.
Нами были разработаны дифференцированные оценки наблюдений от 0 до 3 баллов
(см. таблицу
7).
Таблица 7. Схема наблюдений за детьми. Характеристика параметра
Пара
метры
Оценки
набл
юдений
0
1
2
3
Эмоц
иональ-
но-
поведенче-
ские
проблемы
1.
Контакт
Конт
акт пол-
Конт
акт воз-
Конт
акт изби-
Конта
кт воз-
ность
ю отсут-
може
н при
рател
ьный
може
н, но ин-
ствуе
т.
глубо
кой за-
и
неустойчи-
тенси
вность '
инте
ресован-
вый
(напри-
и
длитель-
ност
и ребен-
мер,
вступает
ность
его за-
ка
(например,
в
контакт
висит
от наст-
чтоб
ы дали
тольк
о в при-
роени
я
ребе
нку иг-
сутст
вии мате-
и
состояния
рушк
у, берет
ри.
Уходит от
ребен
ка.
псих
олога за
конта
кта, ког-
РУК
У)-
да
психолог о
чем-
то просит
ребен
ка) когда
от
ребенка).
190
Пара
метры
Оценки
набл
юдений
0
1
2
3
2.
Отсу
Изби
Проя
Проя
Активност
ь
тствует
ра-
вляет
вляет ин-
инте
рес к за-
тель
ная ак-
инте
рес к бе-
терес
к заня-
няти
ю.
тивн
ость.
седе
родите-
тию,
но трево-
Стер
еотипии,
Напр
имер,
лей с
психо-
жен,
погр
ужен-
увид
ев «лю-
лого
м.
напр
яжен, чув-
ност
ь в свои
бим
ые игруш-
Проя
вляет
ствит
елен к то-
проб
лемы.
ки»,
проявля-
инте
рес к иг-
ну,
вопросу.
ет
активност
ь,
руш
кам, ма-
стере
отипно
нипу
лирует
с
ними
мани-
с
ними, но
бы-
пули
руя^.
стро
пресы-
щает
ся, пере-
клю
чается на
друг
ие зада-
ния.
3.
Эмоцио-
Неди
ффе-
Изби
ратель-
Напр
я-
Осто
рож-
наль
ный то-
ренц
ирован-
ное
отноше-
женн
ость
ность
, повы-
нус и
эмоцио-
ное
отношени
е
ние к
ситуа-
в
процессе
об-
шенн
ая тор-
наль
ные
к
различны
м
ции,
щени
я и дея-
мози
мость
проя
вления
ситу
ациям.
но с
выражен-
тель
ности,
или,
наоборот,
Неад
екватные
ным
проявле-
стра
хи, воз-
повы
шенная
эмоц
ии: стой-
нием
негати-
мож
ны бур-
расто
рможен-
кий
негати-
визм
а,
ные
аффек-
ность
, возбу-
визм,
эффек-
нали
чия, эф-
тивн
ые
димо
сть.
тивно
фект
проя
При
сть,
ивности
вления
неудачах
лаби
льность
при
измене-
при
неудов-
може
т прояв-
и пр.
Возмож-
нии
ситуации.
летв
орении
лять
обидчи-
ны
аутоагрес-
потр
ебности.
вость
, эффек-
сивн
ые реак-
тивн
ость.
ции.
4.
Оценка
сво-
Преи
мущест-
Част
ое про-
На
замечание
Чувс
твителен
его
поведения
венн
о поле-
явле
ние эф-
реаг
ирует,
к
оценкам и
вое
поведение
фект
ивности
но
проявляет
мнен
иям окру-
без
признаков
(нем
отиви-
напр
яжен-
жаю
щих. На-
крит
ичности
рова
нные
ност
ь, страх,
пряга
ется при
крик
и, двига-
двиг
ательное
замеч
аниях.
тель
ное бес-
бесп
окойство.
На
поощрение
поко
йство).
реаги
рует без
На
замечание
выра
женных
не
реагирует.
эмоц
иональ-
ных
проявле-
ний.
191
Пара
метры
Оценки
набл
юдений
0
1
2
3
Особе
нности
рабо
тоспо-
собно
сти
Дина
мика
Отсу
тствует.
Неуп
орядо-
Заме
дленный
Внача
ле заня-
проду
ктивно-
Ребен
ок мо-
ченн
ая, хао-
или
ускорен-
тий
темп мо-
сти
ребенка
жет
быть со-
тичн
ая дея-
ный
темп при
жет
быть за-
в
процессе
за-
средо
точен на
тельн
ость
выпо
лнении
медле
нный,
нятия
како
м-то аф-
в
процессе
за-
отдел
ьных за-
но
постепенно
фект
ивно зна-
няти
й. Не-
дани
й.
увели
чивает-
чимо
м дейст-
длите
льное
ся.
вии
сосре
доточе-
Или,
наобо-
(напр
имер,
ние
на инст-
рот,
ускорен-
раска
чивание,
рукц
ии.
ный
темп в
прыж
ки, по-
начал
е заня-
стуки
вания)
тий, а
к концу
Или
наоборот,
занят
ий темп
прояв
ляет им-
норма
лизу-
пульс
ив-
ется.
ность
, несдер-
жанн
ость,
хвата
ет неце-
ленап
равлен-
но
предметы.
Перек
лю-
Слаб
ая.
Набл
юдается
Набл
юдается
Выра
женных
чаемо
сть и
Скло
нность
скло
нность к
застр
евание на
призн
аков
устой
чивость
к
застревани
ю
застр
еванию на
пред
ыдущих
инерц
ии не
внима
ния
при
выполне-
пред
ыдущих
дейст
виях.
просл
ежива-
нии
аффек-
дейст
виях, но
ется.
тивно
-значи-
спосо
бен к пе-
мых
заданий.
рекл
ючению
вним