Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5972
Скачиваний: 52
ания при
значи
мом за-
дани
и.
Позна
ватель-
ная
деяте
льность
Орие
нтиро-
Выра
женная
Осла
бленная
Проя
вляет
Актив
ные це-
вочна
я дея-
псевд
оактив-
напр
авлен-
интер
ес к объ-
ленап
равлен-
тельн
ость
ность
при пол-
ность
на объ-
ектам
, предва-
ные
манипу-
ном
отсутст-
екты,
прими-
рител
ьно раз-
ляции
вии
рацио-
тивн
ые,
гляд
ывает их,
с
предметам
и.
192
Оценки
Пара
метры
наблюдени
й
0
1
2
3
нальн
ого
ана-
лиза
объекта.
Сниженная
активность
при
непродук-
тивном
поиске.
стере
отипные
манипуляц
ии
с
игрушками
.
но
направлен-
ность
поиска
ослаблена.
Речев
ая
деятельнос
ть
Экспр
ессивная
речь
Полн
ое отсут-
ствие
внешней
речи, на
высоте
аффекта
про-
износит
редкие
слова или
фразы.
Имее
тся на-
бор
коротких
стереотипн
ых
фраз.
Наблю-
даются
эхола-лии.
Не
пересказы-
вает даже
короткий
текст.
Отсутству
ют
Разве
рнутая
речь, но
трудности
диалога.
развернут
ые фразы.
Задачи
второго (ориентировочного)
блока занятий:
— подбор группы для ребенка;
— установление эмоционального контакта психолога с ребенком и ребенка с
членами группы.
Важным на этом этапе занятий является анализ степени нарушения аффективного
развития ребенка. Психолог устанавливает форму и тип аутизма, специфику
стереотипности, формы ауто-стимуляции особенности взаимодействия ребенка с
окружающими. Кроме того, необходимо обратить внимание на особенности
интеллектуального развития ребенка. Например, у большинства аутичных детей,
относящихся к первой и второй группе, запас знаний, характер игровой деятельности
значительно отстают от возрастной нормы. У них преобладает манипулятивная игра,
наблюдаются слабые реакции на новые игрушки и ситуации. Поэтому на
ориентировочном этапе занятий необходимо проследить, как формируются у ребенка
реакции оживления, слежения за предме-
193
тами, слухомоторные и зрительно-моторные координации, каковы особенности его
манипулятивной деятельности.
Для реализации задач ориентировочного этапа целесообразна! сформировать
микрогруппу из 2-3 детей с РДА и использовать недирективные игровые методы.
Психолог предварительно раскладывает 3-4 игровых пособия в зависимости от возраста
ребен-
;
ка. Например, вкладки из набора Монтессори, строительные на-i боры,
дидактические игры, мячи, кегли, доску и цветные мелки. Наблюдая за ребенком в
процессе недирективной игры, психолог определяет, к какой из четырех описанных выше
групп относится ребенок и в какую коррекционную группу его можно определить.
Дополнительную информацию о ребенке психолог получает в беседе с родителями, а
также в процессе консультаций с другими специалистами (психиатр, логопед, дефектолог,
социальный работник).
После ориентировочного психологического обследования, длительность которого
варьирует от 2 до 5 занятий, ребенок включался в психокоррекционную группу. При
формировании группы нами учитывались степень тяжести аффективной и интеллекту-
альной патологии, время возникновения заболевания, особенности социальной ситуации
развития аутичного ребенка (воспитывается дома, посещает специализированное
учреждение и пр.).
Основной коррекционный блок занятий
направлен на исправление аффективных и
интеллектуальных нарушений у детей с РДА.
На основе опыта многолетней работы нами были предложены' следующие
направления занятий с детьми с РДА первой и второй группы.
1. Формирование эмоционального контакта с психологом! и членами группы.
2. Развитие разнообразных манипуляций с предметами в про-: цессе группового
взаимодействия.
3. Переход от манипулятивных игр к сюжетным.
Важное значение имеет формирование эмоционального кон-» такта с психологом.
С этой целью можно использовать следующие психотехнические приемы:
194
Игра «Ручки»
Цель: формирование эмоционального контакта с психологом.
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет
ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука
моя, рука твоя...». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда пси-
холог продолжает похлопывания себе или с другим ребенком.
Опыт нашей работы показывает, что тактильный контакт имеет важное значение в
формировании эмоционального общения с ребенком.
Игра «Отойди и подойди»
Цель: та же.
Ход игры: психолог отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает
его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик (девочка)». Когда
ребенок приблизится, то психолог обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает
сопротивление, — старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший,
умный, красивый и пр.».
Игра «Хоровод»
Цель: формирование эмоционального контакта с психологом и другими детьми.
Ход игры (группа из 3-5 человек): психолог выбирает из группы ребенка, который
здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет
в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится
в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их.
Эта игра вызывает много положительных эмоций у детей с РДА, однако многие из
них на первых этапах занятий отказываются войти в круг, затыкают уши, убегают.
Игра «Качание в одеяле»
Цель: установление эмоционального контакта с группой. Ход игры (группа детей и
взрослых из 5-7 человек): психолог предлагает ребенку сесть на одеяло. Взрослые вместе
с ос-
195
тальными детьми раскачивают ребенка в одеяле, приговаривая: «Море волнуется
раз, море волнуется два...»
Игра вызывает много положительных эмоций у детей с аутизмом.
Игра «Догонялки»
Цель: та же.
Ход игры (проводится с подгруппой из 2-3 человек): психолог предлагает детям
убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в
глаза и предлагает ему догнать других детей. В игре могут участвовать родители.
Особое значение имеет формирование у аутичного ребенка способности к
подражанию как одному из способов усвоения общественного опыта.
Психотехнические игры:
Игра «Птички»
Цель: развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка
подражанию действиям взрослых.
Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей
«прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), психолог
помогает ему. Задание можно усложнить. Психолог присаживается на корточки и стучит
пальцем по полу, показывая детям, как птички клюют зернышки. Задания можно
повторить.
Игра «Обезьянка»
Цель: учить детей подражать мелким движениям рук.
Оборудование: игрушка Обезьянка.
Ход игры. Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как
она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с
обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это движение самим или на обезьянке.
Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопание в ладоши, постукивание и пр.
196
Аналогичные игры можно проводить с куклой, можно использовать ребенка в
качестве куклы и дети поочередно показывают действия на нем. Учитывая наличие
страхов у детей с РДА и трудности контакта с ними, можно предложить выполнить эту
роль родителям. Можно включить в группу здоровых братьев и сестер.
На следующем (втором) этапе основного коррекционного блока занятий можно
предложить детям разнообразные манипуля-тивные игры с предметами, что способствует
развитию у них зрительного и осязательного восприятия. Очень важно формировать у
ребенка представление о собственном теле, его частях, сторонах.
Психотехнические игры:
Игра «Возьми, положи, брось»
Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию.
Оборудование: кегли, корзина или коробка.
Ход игры: психолог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в
коробку, которая находится в двух метрах от него. Если дети успешно справились с
заданием, то можно организовать соревнование: «Кто быстрее». Занятие можно
усложнить. Детям предлагается кинуть кегли в коробку с учетом цвета.
Игра «Найди место для игрушки»
Оборудование: кегли, мячи и коробки с разными отверстиями. Ход игры: психолог
предлагает ребенку поочередно положить кегли или мячи на место. Можно организовать
соревнование. Аналогичные занятия можно организовать и за столом.
Игра «Собери фигурки»
Оборудование: доски Сегена.
Ход игры: небольшая группа детей расположена за столом. Каждому ребенку по
команде предлагается собрать и разобрать доски.
Возможны усложнения игр (дифференцировка более сложных форм, величины
предметов и пр.).
На третьем этапе психокоррекции можно перейти от манипу-лятивной игры к
сюжетно-манипулятивной. Важным является
197
формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с
последовательным включением новых игровых действий.
Психотехнические приемы:
Игра «Пришел Мурзик поиграть»
Цель: формирование у детей игровых манипулятивных действий.
Оборудование: игрушка «Кот Мурзик» и различные объемные предметы в
специальном полиэтиленовом мешке.
Ход игры (проводится с небольшой подгруппой детей): психолог показывает детям
Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем
Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он
принес, и предлагает каждому ребенку взять любое количество фигурок и расставить их
на столе.
Следует отметить, что многие дети с РДА, как правило «хватают» большое
количество предметов. Не следует им делать замечание, а в процессе занятия обратить
внимание на детей, которые успешно справились с заданием. На последующих занятиях
рекомендуется менять игрушки, предлагать детям машинки, маленькие куклы, кубики и
пр.
Методические требования к занятиям:
— любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в наглядной форме;
— объяснения должны быть простыми, повторяющимися по I несколько раз, с
одной и той же последовательностью, од-} ними и теми же выражениями;
— речевые инструкции должны предъявляться голосом разной j громкости, с
обращением особого внимания на тональность;
— не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. ] В процессе общения с
ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
— занятия необходимо проводить в одно и то же время и в од- j ном и том же месте;
198
— после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание
ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка-аутиста требует
обязательного поощрения.
На дальнейших этапах психологической коррекции психолог усложняет
деятельность ребенка, переходя к более сложным играм и упражнениям, направленным на
формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и
произвольного поведения.
У детей с аутизмом наблюдается высокий уровень развития механической памяти,
непроизвольного внимания и восприятия. Многие дети, особенно третьей и четвертой
группы, запоминают длинные стихотворения, поэмы, сказки. Мы наблюдали девочку,
которая наизусть знала почти все сказки Пушкина и успешно их воспроизводила. Однако
у детей с аутизмом наблюдаются существенные трудности произвольной организации
психических процессов: восприятия, памяти, внимания. Например, ребенок может не
запомнить простой текст, название геометрической фигуры, цвета, если они его не
интересуют, не являются эмоционально значимыми для него. В связи с этим необходимо
формировать у детей положительную установку на процесс восприятия материала,
создавать специальные игровые ситуации, аффективно значимые для ребенка.
В процессе действий с предметами здоровый ребенок учится различать форму,
величину и другие признаки предмета. У ребенка-аутиста наблюдаются стереотипные
действия с предметами (подкидывание, катание, стучание и пр.). В процессе занятий
психолог должен учитывать эти особенности и обучать ребенка восприятию формы в
контексте этих действий. С этой целью можно использовать следующие
психотехнические игры:
Игра «Поймай игрушку»
Цель: обучение ребенка различению формы.
Оборудование: круглые летающие тарелки, шары, пластмассовые кубы и бруски.
Ход игры: психолог или помощник психолога встает на стул, держит предмет за
веревку и предлагает ребенку поймать предмет или покачать его. В процессе выполнения
ребенком задания психолог называет форму предмета. После этого ребенку предлагается
выбрать названную психологом фигуру и покидать ее.
199
Задания можно усложнить и предложить ребенку поймать пло-
\
скостную форму. В
зависимости от особенностей стереотипии у ребенка можно видоизменить занятия, а
именно: предложить ребенку постучать по пойманной фигуре, поводить рукой по ее
контуру и пр.
Опыт нашей работы показал, что специальные занятия, на- i правленные на развитие
гностических процессов, целесообразно проводить с ребенком индивидуально.