Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5972

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ания при

значи

мом  за-

дани

и.

Позна

ватель-

ная
деяте

льность

Орие

нтиро-

Выра

женная

Осла

бленная

Проя

вляет

Актив

ные це-

вочна

я    дея-

псевд

оактив-

напр

авлен-

интер

ес к объ-

ленап

равлен-

тельн

ость

ность

при пол-

ность

на объ-

ектам

, предва-

ные

манипу-

ном

отсутст-

екты,

прими-

рител

ьно раз-

ляции

вии

рацио-

тивн

ые,

гляд

ывает их,

с

предметам
и.

192

Оценки

Пара

метры
наблюдени
й

0

1

2

3

нальн

ого 

ана-

лиза
объекта.
Сниженная
активность
при
непродук-
тивном
поиске.

стере

отипные
манипуляц
ии 

с

игрушками
.

но

направлен-
ность
поиска
ослаблена.

Речев

ая
деятельнос
ть

Экспр

ессивная
речь

Полн

ое  отсут-
ствие
внешней
речи, на
высоте
аффекта
про-
износит
редкие
слова  или
фразы.

Имее

тся    на-
бор
коротких
стереотипн
ых 

фраз.

Наблю-
даются
эхола-лии.
Не
пересказы-
вает  даже
короткий
текст.
Отсутству
ют

Разве

рнутая
речь, но
трудности
диалога.


background image

развернут
ые фразы.

Задачи

второго (ориентировочного)

блока занятий:

—  подбор группы для ребенка;
—  установление  эмоционального  контакта  психолога  с  ребенком  и  ребенка  с

членами группы.

Важным  на  этом  этапе  занятий  является  анализ  степени  нарушения  аффективного

развития  ребенка. Психолог  устанавливает  форму  и  тип  аутизма, специфику
стереотипности, формы  ауто-стимуляции  особенности  взаимодействия  ребенка  с
окружающими. Кроме  того, необходимо  обратить  внимание  на  особенности
интеллектуального  развития  ребенка. Например, у  большинства  аутичных  детей,
относящихся  к  первой  и  второй  группе, запас  знаний, характер  игровой  деятельности
значительно  отстают  от  возрастной  нормы. У  них  преобладает  манипулятивная  игра,
наблюдаются  слабые  реакции  на  новые  игрушки  и  ситуации. Поэтому  на
ориентировочном  этапе  занятий  необходимо  проследить, как  формируются  у  ребенка
реакции оживления, слежения за предме-

193

тами, слухомоторные  и зрительно-моторные  координации, каковы особенности  его

манипулятивной деятельности.

Для  реализации  задач  ориентировочного  этапа  целесообразна! сформировать

микрогруппу  из 2-3 детей  с  РДА  и  использовать  недирективные  игровые  методы.
Психолог  предварительно  раскладывает 3-4 игровых  пособия  в  зависимости  от  возраста
ребен-

;

ка. Например, вкладки  из  набора  Монтессори, строительные  на-i боры,

дидактические  игры, мячи, кегли, доску  и  цветные  мелки. Наблюдая  за  ребенком  в
процессе недирективной игры, психолог определяет, к какой из четырех описанных выше
групп  относится  ребенок  и  в  какую  коррекционную  группу  его  можно  определить.
Дополнительную  информацию  о  ребенке  психолог  получает  в  беседе  с  родителями, а
также в процессе консультаций с другими специалистами (психиатр, логопед, дефектолог,
социальный работник).

После  ориентировочного  психологического  обследования, длительность  которого

варьирует  от  2  до  5  занятий,  ребенок  включался  в  психокоррекционную  группу.  При
формировании  группы  нами  учитывались  степень  тяжести  аффективной  и  интеллекту-
альной  патологии, время возникновения  заболевания, особенности  социальной  ситуации
развития  аутичного  ребенка (воспитывается  дома, посещает  специализированное
учреждение и пр.).

Основной  коррекционный  блок  занятий

направлен  на  исправление  аффективных  и

интеллектуальных нарушений у детей с РДА.

На  основе  опыта  многолетней  работы  нами  были  предложены' следующие

направления занятий с детьми с РДА первой и второй группы.

1.   Формирование эмоционального контакта с психологом! и членами группы.
2.  Развитие  разнообразных  манипуляций  с  предметами  в  про-: цессе  группового

взаимодействия.


background image

3.  Переход от манипулятивных игр к сюжетным.
Важное значение имеет формирование эмоционального кон-» такта с психологом.
С этой целью можно использовать следующие психотехнические приемы:
194

Игра «Ручки»

Цель: формирование эмоционального контакта с психологом.
Ход  игры. Группа  из 2-3 детей  располагается  перед  психологом. Психолог  берет

ребенка  за  руки  и  ритмично  похлопывает  своей  рукой  по  руке  ребенка,  повторяя  «Рука
моя, рука твоя...». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда пси-
холог продолжает похлопывания себе или с другим ребенком.

Опыт  нашей  работы показывает, что тактильный контакт  имеет  важное  значение в

формировании эмоционального общения с ребенком.

Игра «Отойди и подойди»

Цель: та же.
Ход  игры:  психолог  отходит от  ребенка  на  несколько шагов  и  руками  приглашает

его  подойти,  приговаривая:  «Подойди  ко  мне,  хороший  мальчик  (девочка)».  Когда
ребенок  приблизится, то  психолог  обнимает  его, удерживает, если  ребенок  оказывает
сопротивление, — старается  заглянуть  ребенку  в  глаза, приговаривая: «Какой  хороший,
умный, красивый и пр.».

Игра «Хоровод»

Цель: формирование эмоционального контакта с психологом и другими детьми.
Ход игры (группа из 3-5 человек): психолог выбирает из группы ребенка, который

здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет
в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится
в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их.

Эта игра вызывает много положительных эмоций у детей  с РДА, однако многие из

них на первых этапах занятий отказываются войти в круг, затыкают уши, убегают.

Игра «Качание в одеяле»

Цель: установление эмоционального контакта с группой. Ход игры (группа детей и

взрослых из 5-7 человек): психолог предлагает ребенку сесть на одеяло. Взрослые вместе
с ос-

195

тальными  детьми  раскачивают  ребенка  в  одеяле, приговаривая: «Море  волнуется

раз, море волнуется два...»

Игра вызывает много положительных эмоций у детей с аутизмом.

Игра «Догонялки»

Цель: та же.
Ход  игры (проводится  с  подгруппой  из 2-3 человек): психолог  предлагает  детям

убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в
глаза и предлагает ему догнать других детей. В игре могут участвовать родители.

Особое  значение  имеет  формирование  у  аутичного  ребенка  способности  к

подражанию как одному из способов усвоения общественного опыта.

Психотехнические игры:

Игра «Птички»

Цель: развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка

подражанию действиям взрослых.

Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей

«прилететь  к  нему». Если  ребенок  не  выполняет  движение (взмах  руками), психолог
помогает ему. Задание можно усложнить. Психолог присаживается на корточки и стучит
пальцем  по  полу, показывая  детям, как  птички  клюют  зернышки. Задания  можно
повторить.


background image

Игра «Обезьянка»

Цель: учить детей подражать мелким движениям рук.
Оборудование: игрушка Обезьянка.
Ход  игры. Дети  стоят  в  кругу, психолог  показывает  обезьянку  и  рассказывает, как

она  любит  подражать. Психолог  поднимает  руку, потом  делает  это  же  движение  с
обезьянкой, потом  предлагает  детям  выполнить  это  движение  самим  или  на  обезьянке.
Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопание в ладоши, постукивание и пр.

196
Аналогичные  игры  можно  проводить  с  куклой, можно  использовать  ребенка  в

качестве  куклы  и  дети  поочередно  показывают  действия  на  нем. Учитывая  наличие
страхов  у детей  с РДА и трудности контакта с ними, можно предложить выполнить эту
роль родителям. Можно включить в группу здоровых братьев и сестер.

На  следующем (втором) этапе  основного  коррекционного  блока  занятий  можно

предложить детям разнообразные манипуля-тивные игры с предметами, что способствует
развитию  у  них  зрительного  и  осязательного  восприятия. Очень  важно  формировать  у
ребенка представление о собственном теле, его частях, сторонах.

Психотехнические игры:

Игра «Возьми, положи, брось»

Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию.
Оборудование: кегли, корзина или коробка.
Ход  игры:  психолог  ставит  на  стол  кегли,  предлагает  детям  взять  их  и  кинуть  в

коробку,  которая  находится  в  двух  метрах  от  него.  Если  дети  успешно  справились  с
заданием, то  можно  организовать  соревнование: «Кто  быстрее». Занятие  можно
усложнить. Детям предлагается кинуть кегли в коробку с учетом цвета.

Игра «Найди место для игрушки»

Оборудование: кегли, мячи и  коробки  с разными отверстиями. Ход игры: психолог

предлагает ребенку поочередно положить кегли или мячи на место. Можно организовать
соревнование. Аналогичные занятия можно организовать и за столом.

Игра «Собери фигурки»

Оборудование: доски Сегена.
Ход  игры: небольшая  группа  детей  расположена  за  столом. Каждому  ребенку  по

команде предлагается собрать и разобрать доски.

Возможны  усложнения  игр (дифференцировка  более  сложных  форм, величины

предметов и пр.).

На  третьем  этапе  психокоррекции  можно  перейти  от  манипу-лятивной  игры  к

сюжетно-манипулятивной. Важным является

197

формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с

последовательным включением новых игровых действий.

Психотехнические приемы:

Игра «Пришел Мурзик поиграть»

Цель: формирование у детей игровых манипулятивных действий.
Оборудование: игрушка «Кот  Мурзик» и  различные  объемные  предметы  в

специальном полиэтиленовом мешке.

Ход игры (проводится с небольшой подгруппой детей): психолог показывает детям

Кота  Мурзика,  надетого  на  руку.  Кот  Мурзик  здоровается  с  каждым  ребенком.  Затем
Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он
принес, и  предлагает  каждому ребенку взять любое количество фигурок и  расставить  их
на столе.

Следует  отметить, что  многие  дети  с  РДА, как  правило «хватают» большое

количество  предметов. Не  следует  им  делать  замечание, а  в  процессе  занятия  обратить


background image

внимание на  детей, которые успешно справились с заданием. На  последующих занятиях
рекомендуется  менять  игрушки, предлагать  детям  машинки, маленькие  куклы, кубики  и
пр.

Методические требования к занятиям:
—  любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в наглядной форме;
—    объяснения  должны  быть  простыми,  повторяющимися  по  I  несколько  раз,  с

одной и той же последовательностью, од-} ними и теми же выражениями;

—    речевые  инструкции  должны  предъявляться  голосом  разной  j  громкости,  с

обращением особого внимания на тональность;

—  не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. ] В процессе общения с

ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;

—  занятия необходимо проводить в одно и то же время и в од- j ном и том же месте;
198
— после  выполнения  задания  психолог  должен  обязательно  обратить  внимание

ребенка  на  его  успехи. Даже  минимальная  активность  ребенка-аутиста  требует
обязательного поощрения.

На  дальнейших  этапах  психологической  коррекции  психолог  усложняет

деятельность ребенка, переходя к более сложным играм и упражнениям, направленным на
формирование  познавательных  процессов (восприятия, внимания, памяти) и
произвольного поведения.

У  детей  с  аутизмом  наблюдается  высокий  уровень  развития  механической  памяти,

непроизвольного  внимания  и  восприятия. Многие  дети, особенно  третьей  и  четвертой
группы, запоминают  длинные  стихотворения, поэмы, сказки. Мы  наблюдали  девочку,
которая наизусть знала почти все сказки Пушкина и успешно их воспроизводила. Однако
у  детей  с  аутизмом  наблюдаются  существенные  трудности  произвольной  организации
психических  процессов: восприятия, памяти, внимания. Например, ребенок  может  не
запомнить  простой  текст, название  геометрической  фигуры, цвета, если  они  его  не
интересуют, не являются эмоционально значимыми для него. В связи с этим необходимо
формировать  у  детей  положительную  установку  на  процесс  восприятия  материала,
создавать специальные игровые ситуации, аффективно значимые для ребенка.

В  процессе  действий  с  предметами  здоровый  ребенок  учится  различать  форму,

величину  и  другие  признаки  предмета. У  ребенка-аутиста  наблюдаются  стереотипные
действия  с  предметами (подкидывание, катание, стучание  и  пр.). В  процессе  занятий
психолог  должен  учитывать  эти  особенности  и  обучать  ребенка  восприятию  формы  в
контексте  этих  действий. С  этой  целью  можно  использовать  следующие
психотехнические игры:

Игра «Поймай игрушку»

Цель: обучение ребенка различению формы.
Оборудование: круглые летающие тарелки, шары, пластмассовые кубы и бруски.
Ход  игры: психолог  или  помощник  психолога  встает  на  стул, держит  предмет  за

веревку и предлагает ребенку поймать предмет или покачать его. В процессе выполнения
ребенком задания психолог называет форму предмета. После этого ребенку предлагается
выбрать названную психологом фигуру и покидать ее.

199

Задания можно усложнить и предложить ребенку поймать пло-

\

скостную форму. В

зависимости  от  особенностей  стереотипии  у  ребенка  можно  видоизменить  занятия, а
именно: предложить  ребенку  постучать  по  пойманной  фигуре, поводить  рукой  по  ее
контуру и пр.

Опыт нашей работы показал, что специальные занятия, на- i правленные на развитие

гностических процессов, целесообразно проводить с ребенком индивидуально.