Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5981
Скачиваний: 52
являются вздрагивание век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и ту-
ловища в ответ на сильный хлопок в ладоши около уха младенца. На 10- 12-й день у
младенца появляется реакция на звук человеческого голоса. На втором месяце звук
может вызвать у младенца торможение даже пищевого рефлекса. Младенец
замирает, услышав голос матери. К концу первого месяца жизни у младенца выра-
батываются условные реакции на запахи.
Очень рано обнаруживаются реакции на тактильные и температурные
ощущения.
В результате исследования ощущений обследуемые младенцы были разделены
на три основные группы по успешности выполнения заданий. В первую группу (12
детей, 26,6%) вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений
в развитии ощущений, несмотря на недоразвитие двигательных функций, по-
вышенный мышечный тонус и другие неврологические симптомы, указывающие на
церебрально-органическую недостаточность по типу ДЦП. Причем корреляций
между успешностью выполнения заданий и степенью тяжести клинических
проявлений не получено (г-0,21). Ко второй группе были отнесены младенцы с
задержкой в формировании сенсорных функций (22 ребенка, 48,8%). У них
наблюдался комплекс оживления при предъявлении предмета, но, в отличие от
предыдущей группы, это проявлялось не в реакции сосредоточения на нем, а в
беспорядочных, хаотичных движениях конечностей. В третьей группе (11 детей,
24,6%) наблюдалась выраженная задержка в формировании зрительных и слуховых
сосредоточений. Движения глаз не были согласованы с поворотом головы, а
движения рук были хаотичны.
В процессе повторного обследования младенцев в возрасте от 3 до 6 месяцев
был сделан упор на анализ взаимодействия зрения и движений.
К концу третьего месяца у здорового младенца начинают образовываться связи
между зрением и движением рук. Например, слу-
218
т
чайно попавшая в поле зрение рука задерживается перед глазами младенца, и он
пытается схватить предмет, когда рука и предмет одновременно оказываются в поле его
зрения. В период от 4 до 8 месяцев повышается активность взаимодействия руки и глаза.
Координация зрения и хватания является решающим шагом в объективизации
предметного мира у младенца и пусковым механизмом в развитии предметно-
практических манипуляций.
Предметно-практические действия активно развиваются у ребенка первого года
жизни. Р. Я. Абрамович-Лехтман выделила четыре основных этапа в формировании
предметно-практических действий у детей первого года жизни. Первый — этап
преддейст-вия — начинается у младенца уже в 2,5 месяца. Ребенок выполняет
направленные движения с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой
кисть другой руки и т. п. Второй — этап результативных действий начинается у ребенка с
4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся
доступными многообразные предметные действия: притягивание, постукивание,
толкание, выпускание из рук, разрывание бумаги и многие другие действия. После 7
месяцев ребенок может действовать с двумя предметами одновременно: всовывание, вкла-
дывание, вынимание, нанизывание колец и пр. Это третий этап соотносящих действий. К
концу первого года жизни ребенок выполняет функциональные действия (четвертый
этап), подражая аналогичным действиям взрослых: мешает ложкой в чашке, пишет
палочкой, причесывает куклу и пр.
Предметные действия являются важной формой активного познания ребенком
окружающего мира и основой формирования сенсорно-перцептивных и мыслительных
процессов.
При повторном обследовании младенцев в возрасте от 3 до 6 месяцев мы
анализировали особенности развития предметно-практических манипуляций.
У здорового ребенка в этот период активно развиваются хватательные движения, что
является важной предпосылкой для развития предметно-практических действий,
формируются такие действия как захватывание, притягивание, отталкивание, качание,
бросания и пр. В основе развития этих действий лежит формирование интерсенсорной
связи «рука-глаз», которая появляется у здо-
219
рового ребенка в четыре месяца. Это важный пусковой механизм в становлении
предметно-практических действий.
Исследования показали, что только у 5 детей первой группы наблюдалось
своевременное развитие этого типа связей, у остальных детей выявлено отставание на 1,5-
2 месяца. У всех детей второй группы интерсенсорная связь «рука-глаз» также
сформировалась позднее, чем у здоровых детей, хотя многие дети могли одновременно
удерживать предмет и смотреть на него. У них наблюдалось кратковременное
сосредоточение на предмете, и они быстро выпускали его из рук. Это связано, с одной
стороны, с несформирован-ностью двигательных функций рук, а с другой стороны, с
нарушением внимания. В третьей группе детей интерсенсорная связь «рука-глаз»
сформировалась значительно позже, в отличие от младенцев предыдущих групп, в период
от 7 до 24 мес. Мы наблюдали резкое снижение познавательной активности у некоторых
детей этой группы, несмотря на достаточный объем движений рук.
Обследование детей в возрасте от 6 до 9 месяцев показало, что соотносящие
действия вызывали некоторые трудности у детей первой группы, так как выполнение этих
действий требует тонких и дифференцированных движений кисти. Однако у всех детей
наблюдалась познавательная активность, дети сосредотачивались на предметах более
длительно, активно брали предмет в руки, рассматривали его, пытались перекладывать его
в другую руку и пр. У детей второй группы соотносящие действия появились только к
концу первого года жизни, но, так же как в первой группе, у них наблюдался интерес к
предмету, желание взять его в руку. А такие действия, как постукивание, всовывание,
вынимание были им практически недоступны. У детей третьей группы соотносящие
действия начали формироваться только на втором году жизни. В процессе предметно-
практических манипуляций ребенка мы учитывали не только специфику и уровень их
развития, а также длительность сосредоточения на предметах и эмоциональное отношение
к ним.
Важным показателем произвольной активности у младенца являются особенности
его внимания. Первые проявления сосредоточенности младенца проявляются на 10-12-й
день после рождения. К концу первого месяца младенец уже может следить за яр-
220
кими, блестящими предметами на расстоянии одного метра от него. В 3 месяца
младенец более продолжительно слушает звуки колокольчика, когда он находится в поле
его зрения.
В этот же период младенец отвечает реакцией оживления на приход человека. С 5-го
месяца объектом внимания ребенка все чаще становится определенный предмет: яркая
игрушка, блестящий шарик и пр., которым он манипулирует.
Роль действия с предметами для удержания их в поле внимания особенно возрастает
у здорового ребенка после 7 месяцев. К концу 1-го года жизни, когда малыш начинает
ходить, его внимание приобретает больший объем. Ребенок, производя функциональные
действия с предметами, может сосредоточенно заниматься в течение 8-10 минут.
Обследование младенцев с угрозой ДЦП в возрасте 6-9 месяцев было направлено на
анализ их произвольной активности и внимания. У детей с ДЦП, в отличие от здоровых
сверстников, наблюдалось недлительное сосредоточение на предметах, особенно у детей
третьей группы (не более 3-4 минут). Особое значение в формировании устойчивости
внимания играет поисковая активность ребенка и уровень развития его предметно-
практических действий. У обследуемых детей, особенно во второй группе, уровень
развития предметно-практических манипуляций был незначительно снижен, наблюдалась
поисковая активность, однако внимание оставалось неустойчивым и слабо
концентрированным. С наибольшими трудностями концентрации внимания сталкивались
дети третьей группы.
В отличие от младенцев предыдущих групп недоразвитие внимания у них тесно
коррелировало с недоразвитием предметно-практических манипуляций. Эти данные
подчеркивают тотальность недоразвития всех психических функций у младенцев третьей
группы, в отличие от младенцев первой и второй групп, где четко прослеживается
парциальность недоразвития таких психических функций, как внимание, локомоторные
функции.
Обследование младенцев в возрасте 9-12 месяцев было направлено на анализ
эмоциональных реакций. Уже с 4 месяцев здоровый ребенок все чаще реагирует общим
комплексом оживления на появление матери, на ее голос, улыбку. Однако до 4 месяцев
его
221
реакции могут быть недифференцированными, ребенок одинаково положительно
может встречать как близких, так и чужих людей.
В 9-10 месяцев младенец радостно тянется к матери, выражая свое удовольствие в ее
присутствии. Появление чужого человека может вызвать у него настороженность,
удивление, а при попытке постороннего приблизиться к ребенку или взять его на руки,
малыш отвечает оборонительными движениями головы, рук, громким плачем. С 6
месяцев у ребенка начинают проявляться позитивные эмоциональные реакции при
восприятии различных игрушек и действий с ними.
У младенцев первой и второй групп существенных отклонений в способах
эмоционального реагирования не было выявлено. В третьей группе задержка в развитии
эмоциональных реакций проявлялась у 6 младенцев из 11. У них не наблюдалось
комплекса оживления даже при появлении матери, на ее голос или улыбку. Матери
обращали внимание психолога, что дети не отличают их от других взрослых. Кроме того,
у этих младенцев наблюдались негативные эмоциональные проявления: частый плач или
смех без соответствующей внешней стимуляции. Позитивных эмоциональных реакций не
вызывали у этих младенцев и различные предметы. Нарушение эмоциональных реакций,
особенно на близких и на знакомые предметы, является важным прогностическим
показателем наличия у ребенка отставания в психическом развитии.
Сравнительный анализ развития психических функций у здоровых младенцев и
младенцев с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП показал
следующее:
— У здоровых детей на первом году жизни развитие психических функций
отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпу их развития, но
и по качественным преобразованиям, особенно во втором полугодии жизни. Важную роль
в формировании психических функций играет развитие предметно-практических
манипуляций, уровень развития которых тесно связан с особенностями произвольной
активности и эмоциональной устойчивости.
— У младенцев с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП
наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических
функций, с другой
222
стороны, их автономность. Причем чем больше выражена автономность
психических функций, тем ниже динамика психического развития ребенка.
— Прямой связи между тяжестью клинических проявлений и уровнем развития
психических функций не выявлено. Эти данные подчеркивают высокую значимость
ранней психологической диагностики в прогностической оценке динамики психического
развития младенцев с угрозой ДЦП и позволяют разработать дифференцированные
методы психологической коррекции.
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Специальные психологические исследования особенностей развития сенсорно-
перцептивных и интеллектуальных процессов при детском церебральном параличе в
зарубежной и отечественной литературе представлены крайне недостаточно. Ряд авторов
связывают нарушения познавательных процессов при ДЦП с нарушениями моторики
(BottaN., Botta P., 1958; Абрамович-Лехтман, 1962; 1965; Ипполитова, 1967; Данилова,
1969; 1977; Поппандова, 1971; Мастюкова, 1973; Симонова, 1981 и др.). В исследованиях
этих авторов подчеркивается, что нарушения восприятия предметов, зрительно-
пространственной ориентировки при ДЦП обусловлены двигательной недостаточностью,
и с увеличением степени тяжести дефекта эти нарушения более выражены. Авторами
предлагались
специальные
коррекционные
воздействия
по
формированию
пространственных функций.
Еще в конце 1950-х годов на кафедре общей психологии ЛГУ под руководством
профессора Б. Г. Ананьева был проведен ряд исследований особенностей развития
пространственного восприятия у детей с двигательными нарушениями периферического
характера. Р. А. Воронова (1956), исследуя особенности дифференци-ровки
пространственных сигналов методом условных сосудистых рефлексов, выявила
затруднения дифференцировки сторон вертикальных линий у детей, перенесших
полиомиелит.
223
Автор предложила обращать особое внимание на развитие пространственного
различения по вертикальной линии в практике физического воспитания и обучения детей.
Ограничение в практическом овладении пространством у больных в возрасте от 8 до 11
лет проявлялось и в развитии речи, а именно, в несформированности понятия предлогов,
обозначающих пространственные положения. Автор отмечала, что с началом
самостоятельной ходьбы эти расстройства постепенно уменьшались.
Недоразвитие пространственного восприятия наблюдается у детей со всеми
формами двигательной недостаточности (врожденные и рано приобретенные
ортопедические заболевания, мио-патии и миодистрофии, вялые параличи) (Мамайчук,
1988; Мендо-са, 1990 и др.). Однако эти нарушения носят временный характер и легко
компенсируются.
Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно
сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестети-ческой функциональной системы
существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и
речевые расстройства, наблюдаемые у этих больных (Kastein, Hendin, 1951; Henderson,
1961; Oswin, 1967; Saran, 1986; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук,
1976,1978; Калижнюк, 1987). Несмотря на значительное число авторов, отмечающих
недоразвитие зрительно-пространственных функций при ДЦП, исследований, направ-
ленных на изучение динамики и механизма их формирования, описано не много.
Эволюционно-генетический подход к формированию познавательных процессов,
успешно разрабатываемый отечественными и зарубежными авторами, позволил выделить
стадии формирования восприятия в онтогенезе (Запорожец, 1974; Ананьев, Рыбалко, 1964;
Венгер, 1965; 1969; Пиаже, 1969; и др.).
Ж. Пиаже на большом эмпирическом материале выделил стадии развития
индивидуального восприятия. Он показал, что онтогенез отражения пространственных
характеристик начинается с восприятия топологической структуры объектов, проходит
через отображение проективных и аффинных свойств, далее идет к воспроизведению
подобия и завершается изображением в образе ме трических свойств объекта-оригинала.
224
Л. М. Веккер и его ученики (Веккер и др., 1971) в исследованиях фазовой динамики
становления перцептивного образа при снятии внутренних помех выделили фазы
становления
образов
восприятия, последовательность
которых
доказана
в
многочисленных экспериментах по изучению восприятия в различных модальностях и в
условиях помехи. Исследование динамики формирования перцептивных образов было
продолжено учениками Л. М. Векке-ра на контингенте школьников, в том числе с ДЦП.
Сопоставление изображений плоских фигур после осязательного и зрительного
восприятия показало, что у больных детей рисунки соответствуют топологической
адекватности, а рисунки здоровых детей соответствуют метрическим характеристикам
объектов.
В проведенном нами сравнительном онтогенетическом исследовании особенностей
гаптического и зрительного восприятия дошкольников с ДЦП была выявлена
недостаточная сформирован-ность образов восприятия в обеих модальностях у больных
детей по сравнению со здоровыми. Качественный анализ эмпирических данных показал,
что у больных с ДЦП отмечаются те же закономерности формирования образов
восприятия, что и у здоровых детей. Онтогенез отражения пространственных
характеристик предметов в процессе восприятия у больных с ДЦП так же, как и у
здоровых детей, начинается с восприятия топологической структуры объектов, проходит
через отображение проективных и аффинных свойств, отображение подобия и
заканчивается метрическим инвариантом. Однако возрастной анализ формирования
осязательных и зрительных образов у больных с ДЦП выявил их «застревание» на уровне
топологических и аффинных признаков отображения предметов.
С целью дальнейшего анализа внутри каждой возрастной группы больных детей
были выделены подгруппы с учетом уровня умственного развития и степени тяжести
двигательного дефекта. Анализ показал, что определяющую роль в формировании
адекватности восприятия и отображения предметов играет уровень умственного развития
ребенка. У детей с ДЦП с первично сохранным интеллектом выявлены затруднения в
анализе и синтезе осязательных сигналов, а у детей с нарушенным интеллектом
отмечались глубокие нарушения сенсорно-перцептивной и исполнительной деятельности,
что крайне негативно отражалось на качестве отображения и словес-
225
ного обозначения воспринимаемых объектов. У детей с первично со-
\
хранным
интеллектом, но с тяжелыми двигательными нарушениями эффективность отображения в
слове и в рисунке осязательных и зрительных образов была значительно выше, чем у
детей с нарушением умственного развития, но с менее выраженным двигательным
дефектом (Мамайчук, 1971; 1978).
Полученные данные убедительно показали, что в основе нарушений восприятия и
отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга. Степень
тяжести двигательного дефекта не является определяющим фактором в недоразвитии
сенсорно-перцептивной деятельности у этих детей. Недоразвитие зрительно-
пространственного анализа и синтеза у больных с ДЦП на ранних этапах онтогенеза
негативно влияет на формирование интеллектуальных функций.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОМОЩЬ
ДЕТЯМ
С
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ, ЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ЗАДАЧИ