Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5982

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Трудности  восстановительного  лечения  детей  с  детским  церебральным  параличом

обусловлены  не  только  тяжестью  двигатель-

НОГО

дефекта, но, главным  образом,

своеобразными  особенностями  их  умственного  и  эмоционально-волевого  развития.
Поэтому своевременно  начатая  психолого-педагогическая помощь являет- ;| ся одним из
важнейших звеньев системы их реабилитации.

В  настоящее  время  вопросы  психологической  помощи  детям j с  ДЦП  освещены

далеко  недостаточно. Практическое  применение  различных  психотехнических  приемов,
направленных  на  больных  с  ДЦП, часто  используются  психологами  и  педагогами  без
учета  формы заболевания, уровня  развития интеллектуальных процессов  и особенностей
эмоционально-волевой сферы. Отсутствие чет- j ко разработанных дифференцированных
методов психокоррекции детей с ДЦП, неадекватный подбор психотехнических приемов
может отрицательно сказываться на качестве психического развития больного ребенка, а
также создает существенные трудности в работе педагогов и родителей.

226
Многолетний опыт нашей  работы  показывает, что  правильно  подобранные методы

психологической  помощи  с  учетом  индивидуально-психологических  особенностей
больных  оказывает  положительное  влияние  на  динамику  их  умственного  и  личностного
развития.

Мы  рассматриваем  психологическую  помощь  детям  и  подросткам  с  церебральным

параличом  как  сложную  систему  реабилитационных  воздействий, направленных  на
повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной
позиции личности больного, формирование системы ценностных установок и ориентации,
развитие  интеллектуальных  процессов, которые  соответствуют  психическим  и
физическим возможностям больного ребенка.

Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных

реакций  на  физический  дефект, длительное  пребывание  в  стационаре  и  хирургическое
лечение.

Эффективность  психологической  помощи  детям  с  церебральным  параличом  в

значительной степени зависит от качественной психологической диагностики.

Процесс  психологической  диагностики  детей  с  ДЦП  рекомендуется  разделить  на

следующие  направления: психологическая  диагностика  развития  моторных  функций,
сенсорных  функций, мнемических, интеллектуальных, а  также  особенностей  мотива-
ционно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик.

Клинико-психологическое  обследование  детей  с  ДЦП  является  чрезвычайно

сложным. Это  обусловлено  тяжелой  двигательной  патологией, а  также  наличием  у
большинства  детей  интеллектуальных, речевых  и  сенсорных  нарушений. Поэтому
обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных
данных. Предъявляемые  ребенку  задания  должны  быть  не  только  адекватны  его
хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального
развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельнос-
ти, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности
ребенка  с  ДЦП. Учет  физических  возможностей  больного  очень  важен  при
психологическом обследовании.

227

Например, при полной обездвиженности ребенок  укладывается' в  удобное  для него

положение, в котором достигается максимальное! мышечное расслабление.

Дидактический  материал, используемый  при  обследовании, не-' обходимо

располагать  в  поле  его зрения. Обследование  рекоменду- ] ется  проводить  в  манеже, на
ковре  или  в  специальном  кресле.; При  выраженном  мышечном  напряжении  ребенку
придают так на-

'■

зываемую «эмбриональную позу» (голову ребенка пригибают к груди,

ноги  сгибают  в  коленных  суставах  и  приводят  к  животу, руки  сгибают  в  локтевых


background image

суставах и скрещивают на груди). Затем производят несколько качательных движений по
продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенок ук-1
ладывается  на  спину. При  помощи  специальных  приспособлений (валиков, мешков  с
песком, резиновых  кругов, поясов  и  т. д.) ребенок  фиксируется  в  этом  положении. При
выраженности  непроизвольных  лишних  движений — гиперкинезов, которые  мешают
захвату  игрушки, перед  началом  обследования  рекомендуется  про-

вести

специальные

упражнения, способствующие уменьшению гиперкинезов. Например, можно производить
перекрестные  движения  с  одновременным  сгибанием  одной  ноги  и  разгибанием  и
приведением  к  этой  ноге  противоположной  руки. Приспособления  для  фиксации  позы
особенно важны при обследовании ребенка с гиперкинезами (применяются специальные
пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и т. д.).

У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся

в  тесной  взаимосвязи  с  двигательными  расст-

\

ройствами. Обездвиженность  ребенка  во

многом мешает ему  актив- j но познавать окружающий  мир. Положение многих детей с
цереб-

ральными

параличами бывает вынужденным, они подолгу лежат] в одной позе, не

могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в положение на
животе они не могут под-1 нять и удержать голову, в положении сидя они часто не могут
поль-j зоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия и т. д. Все это
значительно  ограничивает  поле  зрения, препятствует

развитию

зрительно-моторной

координации.

При  оценке  двигательных  возможностей  ребенка  для  развития  его  познавательной

деятельности необходимо учитывать состояние

228
моторики не только в момент обследования, но важно обратить внимание на время

овладения  ребенком  теми  или  иными  двигательными  навыками (когда  начал  держать
голову, впервые  захватил  игрушку, начал  самостоятельно  передвигаться). Вторым
важным  моментом  в  исследовании  двигательных  функций  у  детей  с  церебральными
параличами  является  оценка  их «функциональной  приспособляемости» к  своему
двигательному дефекту. У детей с сохранным интеллектом она достаточно выражена, т. е.
ребенок, несмотря  на  тяжелый  гипертонус, пытается  схватить  предмет  и  приспосабли-
вается его удерживать, рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и
безымянным пальцами.

Важное  значение  при  оценке  двигательной  сферы  детей  с  ДЦП  имеет  уровневый

подход  с  учетом  особенностей  клинико-патофизиологической  структуры  аномалий
развития моторной сферы, обусловленных недостаточностью различных отделов нервной
системы. Например, при  недостаточности  подкоркового  уровня  организации  движений
наблюдаются  нарушения  тонуса, ритмичности, выработки  первичных  автоматизмов  и
выразительных движений. При поражении кортикального уровня страдают сила, точность
движений, формирование предметных действий.

При  детском  церебральном  параличе  наблюдаются  нарушения  мышечного  тонуса,

играющего  ведущую  роль  в  преднастройке  движения, их  стойкости, стабильности,
эластичности. При  недостаточности  тонической  функции  в  раннем  возрасте  нарушается
формирование  ряда  рефлексов, обеспечивающих  удержание  головы, сидение, стояние,
сохранение  позы. В  более  старшем  возрасте  нарушения  мышечного  тонуса  оказывают
отрицательное  влияние  на  работоспособность, обучение. Валлон (1967) отмечал, что
патологический  мышечный  тонус  у  ребенка  вызывает  усталость  рук, быстрое  общее
утомление, нарушение  внимания. Патологический  гипертонус  с  напряженностью  позы,
недостаточная  пластичность  также  приводят  к  быстрой  утомляемости  и  снижению
внимания. Особенно  наглядно  это  отражается  в  рисунках  и  в  письме  у  ребенка. Из-за
скованности  движений  линия  не  дотягивается  до  конца, рисунок  отличается  мелким
размером, прерывистостью  линий. Нарушение  тонуса  отражает  дефицит  подкорковых
функций у детей с ДЦП. Недостаточность подкорковых образований приводит к на-


background image

229

рушению  в  формировании  автоматических  движений. У  ребенка! страдает

синхронность  движений  ног  и  рук  при  ходьбе, поворотах  туловища, наблюдается
недоразвитие выразительных движений,

в

первую очередь мимических, особенно важных

в  процессе  общения. Отставание  в  развитии  выразительных  движений  на  ранних  этапах
детства, когда  еще  недостаточно  развита  речь, усугубляет  задержку  его  психического
развития. Например, значительное  недоразвитие  выразительной  моторики  наблюдается
при  умственной  отсталости. Это  проявляется  в  невыраженности, обедненно-сти,
монотонности мимики, жестов, защитных и автоматических движений.

Патология 

кортикального 

уровня 

движений 

формирует 

разнообразную

симптоматику нарушений моторных функций.

При  повреждении  ядерных  зон  сенсомоторных  отделов  будут] страдать  отдельные

компоненты  движения: его  сила, точность  и  ско-

рость,

что  наблюдается  при  параличах

конечностей ребенка. При па- i тологии как премоторных, так и постцентральных отделов
головного мозга  наблюдаются  нарушения  целостных двигательных актов, объединенные
общим названием апраксии.

В исследованиях Н. А. Бернштейна, а затем и А. Р. Лурия, бы-ло показано, что при

нормальном  развитии  премоторные  системы  работают  как  своеобразные  посредники,
устанавливающие  и  под- -держивающие  связь  между  кортикальной  и  экстрапирамидной
системами (Бернштейн  Н. А., 1947). Это  отражается  на  характере  нарушений., При
премоторном  дефекте  возникает  дисфункция «кинетической  мелодии» движения (А. Р.
Лурия, 1962). Из плав-1 ного оно превращается в толчкообразное, дезавтоматизированное,

состоящее

из  отдельных  не  связанных  друг  с  другом  элементов.

При

постцентральных

нарушениях коры головного мозга наблю-

\

дается так называемая афферентная апраксия

с  недостаточность]*} коркового  анализа  кинестетических  импульсов, выражающаяся | в
затруднениях выбора нужной комбинации движений (А. Р. Л у-] рия, 1962).

Однако при анализе нарушений движений у ребенка необходи-] мо помнить, что в

детском возрасте двигательная система, особенно отдельные ее стороны, еще находятся в
процессе становления. ] Поэтому у детей меньше, чем у взрослых, проявляется четкость,

ло-1

230
кальность  и  изолированность  нарушений  движений. При  детском  церебральном

параличе наблюдается диффузная симптоматика, сочетающая в себе явления повреждения
в двигательной сфере с её недоразвитием.

К  явлениям  недоразвития  относятся  синкинезии: непроизвольные  движения, не

связанные  по  смыслу  с  произвольными  движениями. Например, ребенок  при  попытке
поднять одну руку, одновременно поднимает и вторую; при движении пальцев одной руки
возникают  аналогичные  движения  в  другой. Синкинезии  наблюдаются  и  у  здоровых
детей, особенно  в  ранние  периоды, но  с  возрастом  они  уменьшаются  и  в  подростковом
возрасте  уже  не  наблюдаются. При  детском  церебральном  параличе  они  имеют  место  у
ребенка и подростка в течение длительного времени, а в тяжелых случаях сопровождают
человека всю его жизнь.

Второе  важное  направление  в  психологической  диагностике  дошкольников  с  ДЦП

— это оценка их сенсорно-перцептивных функций.

ПСИХОДИАГНОСТИКА
И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Клинико-психологическое  обследование  детей  преддошкольного  возраста  с

церебральным параличом


background image

У  многих  детей, страдающих  церебральным  параличом, отмечаются  сенсорные

нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия,
в недостаточности перцептивных действий.

В отечественной психологии под перцептивными действиями понимают восприятие,

направленное на создание образа предмета. Основное свойство перцептивного образа —
его  предметность, формируется  при  соотнесении  субъектом  получаемой  сенсорной  ин-
формации  с  действительными  качествами  воспринимаемого  объекта, для  обнаружения
которых  недостаточно  одного  созерцания, а  требуется  практическое  взаимодействие  с
объектом (Ж. Пиаже,

231

А. В. Запорожец). Перцептивное действие осуществляется при по-1 мощи сенсорно-

двигательной  интеграции. Примером  перцептивно- ■  го  действия  может  быть
рассмотрение ребенком нового предмета, для чего необходимо, прежде всего, выделение
его  из окружающего  фона. При  нарушении  перцептивных  действий  у  детей  с  Д  ЦП  на-
блюдается  неспособность  к  интеграции  частей  воспринимаемого  предмета  в  целостный
образ (Мамайчук  И. И., 1978). Ребенок  может  выделить  какую-то  отдельную  часть
предмета, но соотнести его, с другими частями и воспринять целостность этого предмета
ребенок  с  ДЦП  нередко  затрудняется. Особенно  наглядно  недоразвитие  перцептивных
действий  проявляется  в  процессе  конструирования  и  рисования. У  детей  с  ДЦП  могут
существенно страдать все этапы развития зрительных функций.

У многих детей с церебральным параличом отсутствует активность при зрительном

восприятии  предметов. Ребенок  не  ищет  глазами  спрятанный  или  упавший  предмет.
Чтобы  вызвать  у  ребенка  прослеживание  предмета, необходимо, чтобы предмет  попал  в
поле зрение ребенка. Такая функция прослеживания при нормальном развитии характерна
для  детей  первых  4-х  месяцев  жизни.  Кроме  того,  у  детей  с  ДЦП  наблюдается
недостаточность  зрительно-моторной  координации (ребенок  не  тянется  к  видимой
игрушке  и  не  захватывает  ее, т. е. зрение  активно  не  направляет  движение  его  руки  к
определенной  цели). С  другой  стороны, захватив  игрушку, ре-

бенок

не  пытается  ее

рассмотреть, т. е. отмечается отсутствие единого поля зрения и поля действия.

Для исследования зрительного восприятия у ребенка с церебральным параличом ему

показывается  яркая  блестящая  игрушка, которая  помещается  в  поле  его  зрения, и
отмечается  возможность  и  длительность  фиксации  взора  на  ней, возможность
прослеживания  ее  во  всех  направлениях. Психолог  отмечает, тянется  ли  ребенок  к
видимой  игрушке. При  недостаточности  указанных  функций  необходимо  определить
причину  этих  нарушений: отсутствие  ин-

тереса,

преобладание  реакций  страха, грубое

нарушение глазодвигательной иннервации, тяжелая двигательная патология.

Наряду  с  указанными  наиболее  простыми  зрительными  функциями  исследуют

возможность  узнавания  знакомых  игрушек, картинок (1-2 года), возможность  сличения
цветов (2-3 года). Ис-

232

Т

следование  возможности  сличения  цветов  проводится  в  виде  обучающего

эксперимента. Проводится занятие по подбору шариков по цвету.

Проведение  занятия: 6-8 шариков  одинакового  размера, окрашенных  в  два  цвета,

складываются в общую коробку. На стол помещаются две пластмассовые тарелочки таких
же цветов, как шарики.

Педагог  на  глазах  у  ребенка  берет  красный  шарик, кладет  его  в  красную  тарелку,

затем  дает  синий  шарик  ребенку  и  просит  положить  его  в  соответствующую  по  цвету
тарелку. Ребенок с тяжелым двигательным поражением взглядом указывает тарелку, куда
надо  положить  шарик  соответствующего  цвета. Постепенно  задание  усложняется:


background image

увеличивается  количество  предъявляемых  ребенку  цветов. При  оценке  результатов
учитывается объем оказанной ребенку помощи.

У  детей, начиная  с 3-4 летнего  возраста, исследуют  особенности  восприятия

объемного  предмета  и  его  соотнесения  с  плоским  изображением. Для  этого  используют
яркие  игрушки  и  такие  же  картинки:  ложка,  ботинки,  мячик,  собака,  яблоко.  Ребенок
рассматривает  игрушки  и  при  предъявлении  картинки  показывает  или  подает
соответствующую  игрушку. При  усложнении  задания  ребенку  можно  предложить
сличение геометрических форм.

Наряду  с  нарушениями  зрительного  восприятия  у  детей  с  церебральными

параличами  может  отмечаться  недостаточность  слухового  восприятия. Слуховое
восприятие у детей  с ДЦП  подробно обследуется  особенно в тех случаях, когда  ребенок
не  понимает  или  ограниченно  понимает  обращенную  речь. Исследуется  состояние
ориентировочного  слухового  рефлекса, проверяется  возможность  локализации  звука  в
пространстве. Для  этого  ребенку предлагается  указать  жестом  или взглядом  спрятанный
звучащий предмет. Если есть подозрение на нарушение слуха у ребенка, необходимо об-
следование у сурдолога.

У  некоторых  детей  с  ДЦП  отмечается  повышенная  чувствительность  к  слуховым

раздражителям. Эти дети вздрагивают при любом неожиданном звуке. У многих детей это
является  выражением  врожденного  безусловного  рефлекса  Моро, который  при  нор-
мальном развитии является физиологическим до 6 месяцев, но у детей с ДЦП сохраняется
значительно дольше.

233

Пр*и  исследовании  зрительного  и  слухового  восприятия  необ-' ходимо  выявить,

имеется  ли  у  ребенка  диссоциация  в  реагирова-нии  на  зрительные  и  слуховые
раздражители. Если  это наблюдается, то возможно нарушение  сенсорной  функции. Если
ребенок слабо реагирует  на  оба раздражителя, то это может  быть связано  с нарушением
познавательной  активности, что  наблюдается  у  детей  с  задержкой  в  развитии  или  с
психическим недоразвитием.

Психолого-педагогическая  диагностика  детей  дошкольного  возраста  с

церебральным параличом

Для  определения  уровня  перцептивного  и  умственного  развития  у  детей  с  ДЦП

дошкольного  возраста  используются  различные  диагностические  методики, широко
применяемые в отечественной и зарубежной психологии.

Учитывая  тормозящую  роль  сенсорных  дефектов  в  умственном  развитии  детей  с

ДЦП, основное  внимание  при  психологическом  обследовании  следует  уделять  уровню
развития  сенсорно-перцептивной  деятельности. На  первых  этапах  обследования
рекомендуется  исследовать  особенности  развития  зрительного  восприятия: восприятия
формы, цвета, величины  и  пространственных  отношений  предметов; уровень  развития
осязательного  восприятия  предметов: формы, фактуры, веса; уровень сформированности
конструктивных  и  графических  навыков  и  умений. Обязательно  в  обследования
необходимо  включить  изучение  процессов  анализа, синтеза  и  обобщений  предметов, а
также уровень развития количественных представлений.

При  исследовании  особенностей  сенсорного  и  интеллектуального  развития

дошкольников  с  ДЦП  важен  не  только  сам  результат  выполнения  заданий,  а  главное  —
способ их выполнения. Методики должны быть построены соответственно особенностям
уровня развития предметно-практических манипуляций дошкольника с ДЦП.

Для  проведения  обследования  необходимо  иметь  следующее  оборудование  и

материал: детский стол  и  стул, а если  ребенок самостоятельно не  сидит, то  специальное
кресло.