Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5982
Скачиваний: 52
Трудности восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом
обусловлены не только тяжестью двигатель-
НОГО
дефекта, но, главным образом,
своеобразными особенностями их умственного и эмоционально-волевого развития.
Поэтому своевременно начатая психолого-педагогическая помощь являет- ;| ся одним из
важнейших звеньев системы их реабилитации.
В настоящее время вопросы психологической помощи детям j с ДЦП освещены
далеко недостаточно. Практическое применение различных психотехнических приемов,
направленных на больных с ДЦП, часто используются психологами и педагогами без
учета формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей
эмоционально-волевой сферы. Отсутствие чет- j ко разработанных дифференцированных
методов психокоррекции детей с ДЦП, неадекватный подбор психотехнических приемов
может отрицательно сказываться на качестве психического развития больного ребенка, а
также создает существенные трудности в работе педагогов и родителей.
226
Многолетний опыт нашей работы показывает, что правильно подобранные методы
психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей
больных оказывает положительное влияние на динамику их умственного и личностного
развития.
Мы рассматриваем психологическую помощь детям и подросткам с церебральным
параличом как сложную систему реабилитационных воздействий, направленных на
повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной
позиции личности больного, формирование системы ценностных установок и ориентации,
развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и
физическим возможностям больного ребенка.
Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных
реакций на физический дефект, длительное пребывание в стационаре и хирургическое
лечение.
Эффективность психологической помощи детям с церебральным параличом в
значительной степени зависит от качественной психологической диагностики.
Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на
следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций,
сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотива-
ционно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик.
Клинико-психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно
сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у
большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому
обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных
данных. Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его
хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального
развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельнос-
ти, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности
ребенка с ДЦП. Учет физических возможностей больного очень важен при
психологическом обследовании.
227
Например, при полной обездвиженности ребенок укладывается' в удобное для него
положение, в котором достигается максимальное! мышечное расслабление.
Дидактический материал, используемый при обследовании, не-' обходимо
располагать в поле его зрения. Обследование рекоменду- ] ется проводить в манеже, на
ковре или в специальном кресле.; При выраженном мышечном напряжении ребенку
придают так на-
'■
зываемую «эмбриональную позу» (голову ребенка пригибают к груди,
ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сгибают в локтевых
суставах и скрещивают на груди). Затем производят несколько качательных движений по
продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенок ук-1
ладывается на спину. При помощи специальных приспособлений (валиков, мешков с
песком, резиновых кругов, поясов и т. д.) ребенок фиксируется в этом положении. При
выраженности непроизвольных лишних движений — гиперкинезов, которые мешают
захвату игрушки, перед началом обследования рекомендуется про-
вести
специальные
упражнения, способствующие уменьшению гиперкинезов. Например, можно производить
перекрестные движения с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и
приведением к этой ноге противоположной руки. Приспособления для фиксации позы
особенно важны при обследовании ребенка с гиперкинезами (применяются специальные
пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и т. д.).
У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся
в тесной взаимосвязи с двигательными расст-
\
ройствами. Обездвиженность ребенка во
многом мешает ему актив- j но познавать окружающий мир. Положение многих детей с
цереб-
ральными
параличами бывает вынужденным, они подолгу лежат] в одной позе, не
могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в положение на
животе они не могут под-1 нять и удержать голову, в положении сидя они часто не могут
поль-j зоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия и т. д. Все это
значительно ограничивает поле зрения, препятствует
развитию
зрительно-моторной
координации.
При оценке двигательных возможностей ребенка для развития его познавательной
деятельности необходимо учитывать состояние
228
моторики не только в момент обследования, но важно обратить внимание на время
овладения ребенком теми или иными двигательными навыками (когда начал держать
голову, впервые захватил игрушку, начал самостоятельно передвигаться). Вторым
важным моментом в исследовании двигательных функций у детей с церебральными
параличами является оценка их «функциональной приспособляемости» к своему
двигательному дефекту. У детей с сохранным интеллектом она достаточно выражена, т. е.
ребенок, несмотря на тяжелый гипертонус, пытается схватить предмет и приспосабли-
вается его удерживать, рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и
безымянным пальцами.
Важное значение при оценке двигательной сферы детей с ДЦП имеет уровневый
подход с учетом особенностей клинико-патофизиологической структуры аномалий
развития моторной сферы, обусловленных недостаточностью различных отделов нервной
системы. Например, при недостаточности подкоркового уровня организации движений
наблюдаются нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и
выразительных движений. При поражении кортикального уровня страдают сила, точность
движений, формирование предметных действий.
При детском церебральном параличе наблюдаются нарушения мышечного тонуса,
играющего ведущую роль в преднастройке движения, их стойкости, стабильности,
эластичности. При недостаточности тонической функции в раннем возрасте нарушается
формирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние,
сохранение позы. В более старшем возрасте нарушения мышечного тонуса оказывают
отрицательное влияние на работоспособность, обучение. Валлон (1967) отмечал, что
патологический мышечный тонус у ребенка вызывает усталость рук, быстрое общее
утомление, нарушение внимания. Патологический гипертонус с напряженностью позы,
недостаточная пластичность также приводят к быстрой утомляемости и снижению
внимания. Особенно наглядно это отражается в рисунках и в письме у ребенка. Из-за
скованности движений линия не дотягивается до конца, рисунок отличается мелким
размером, прерывистостью линий. Нарушение тонуса отражает дефицит подкорковых
функций у детей с ДЦП. Недостаточность подкорковых образований приводит к на-
229
рушению в формировании автоматических движений. У ребенка! страдает
синхронность движений ног и рук при ходьбе, поворотах туловища, наблюдается
недоразвитие выразительных движений,
в
первую очередь мимических, особенно важных
в процессе общения. Отставание в развитии выразительных движений на ранних этапах
детства, когда еще недостаточно развита речь, усугубляет задержку его психического
развития. Например, значительное недоразвитие выразительной моторики наблюдается
при умственной отсталости. Это проявляется в невыраженности, обедненно-сти,
монотонности мимики, жестов, защитных и автоматических движений.
Патология
кортикального
уровня
движений
формирует
разнообразную
симптоматику нарушений моторных функций.
При повреждении ядерных зон сенсомоторных отделов будут] страдать отдельные
компоненты движения: его сила, точность и ско-
рость,
что наблюдается при параличах
конечностей ребенка. При па- i тологии как премоторных, так и постцентральных отделов
головного мозга наблюдаются нарушения целостных двигательных актов, объединенные
общим названием апраксии.
В исследованиях Н. А. Бернштейна, а затем и А. Р. Лурия, бы-ло показано, что при
нормальном развитии премоторные системы работают как своеобразные посредники,
устанавливающие и под- -держивающие связь между кортикальной и экстрапирамидной
системами (Бернштейн Н. А., 1947). Это отражается на характере нарушений., При
премоторном дефекте возникает дисфункция «кинетической мелодии» движения (А. Р.
Лурия, 1962). Из плав-1 ного оно превращается в толчкообразное, дезавтоматизированное,
состоящее
из отдельных не связанных друг с другом элементов.
При
постцентральных
нарушениях коры головного мозга наблю-
\
дается так называемая афферентная апраксия
с недостаточность]*} коркового анализа кинестетических импульсов, выражающаяся | в
затруднениях выбора нужной комбинации движений (А. Р. Л у-] рия, 1962).
Однако при анализе нарушений движений у ребенка необходи-] мо помнить, что в
детском возрасте двигательная система, особенно отдельные ее стороны, еще находятся в
процессе становления. ] Поэтому у детей меньше, чем у взрослых, проявляется четкость,
ло-1
230
кальность и изолированность нарушений движений. При детском церебральном
параличе наблюдается диффузная симптоматика, сочетающая в себе явления повреждения
в двигательной сфере с её недоразвитием.
К явлениям недоразвития относятся синкинезии: непроизвольные движения, не
связанные по смыслу с произвольными движениями. Например, ребенок при попытке
поднять одну руку, одновременно поднимает и вторую; при движении пальцев одной руки
возникают аналогичные движения в другой. Синкинезии наблюдаются и у здоровых
детей, особенно в ранние периоды, но с возрастом они уменьшаются и в подростковом
возрасте уже не наблюдаются. При детском церебральном параличе они имеют место у
ребенка и подростка в течение длительного времени, а в тяжелых случаях сопровождают
человека всю его жизнь.
Второе важное направление в психологической диагностике дошкольников с ДЦП
— это оценка их сенсорно-перцептивных функций.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Клинико-психологическое обследование детей преддошкольного возраста с
церебральным параличом
У многих детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются сенсорные
нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия,
в недостаточности перцептивных действий.
В отечественной психологии под перцептивными действиями понимают восприятие,
направленное на создание образа предмета. Основное свойство перцептивного образа —
его предметность, формируется при соотнесении субъектом получаемой сенсорной ин-
формации с действительными качествами воспринимаемого объекта, для обнаружения
которых недостаточно одного созерцания, а требуется практическое взаимодействие с
объектом (Ж. Пиаже,
231
А. В. Запорожец). Перцептивное действие осуществляется при по-1 мощи сенсорно-
двигательной интеграции. Примером перцептивно- ■ го действия может быть
рассмотрение ребенком нового предмета, для чего необходимо, прежде всего, выделение
его из окружающего фона. При нарушении перцептивных действий у детей с Д ЦП на-
блюдается неспособность к интеграции частей воспринимаемого предмета в целостный
образ (Мамайчук И. И., 1978). Ребенок может выделить какую-то отдельную часть
предмета, но соотнести его, с другими частями и воспринять целостность этого предмета
ребенок с ДЦП нередко затрудняется. Особенно наглядно недоразвитие перцептивных
действий проявляется в процессе конструирования и рисования. У детей с ДЦП могут
существенно страдать все этапы развития зрительных функций.
У многих детей с церебральным параличом отсутствует активность при зрительном
восприятии предметов. Ребенок не ищет глазами спрятанный или упавший предмет.
Чтобы вызвать у ребенка прослеживание предмета, необходимо, чтобы предмет попал в
поле зрение ребенка. Такая функция прослеживания при нормальном развитии характерна
для детей первых 4-х месяцев жизни. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдается
недостаточность зрительно-моторной координации (ребенок не тянется к видимой
игрушке и не захватывает ее, т. е. зрение активно не направляет движение его руки к
определенной цели). С другой стороны, захватив игрушку, ре-
бенок
не пытается ее
рассмотреть, т. е. отмечается отсутствие единого поля зрения и поля действия.
Для исследования зрительного восприятия у ребенка с церебральным параличом ему
показывается яркая блестящая игрушка, которая помещается в поле его зрения, и
отмечается возможность и длительность фиксации взора на ней, возможность
прослеживания ее во всех направлениях. Психолог отмечает, тянется ли ребенок к
видимой игрушке. При недостаточности указанных функций необходимо определить
причину этих нарушений: отсутствие ин-
тереса,
преобладание реакций страха, грубое
нарушение глазодвигательной иннервации, тяжелая двигательная патология.
Наряду с указанными наиболее простыми зрительными функциями исследуют
возможность узнавания знакомых игрушек, картинок (1-2 года), возможность сличения
цветов (2-3 года). Ис-
232
Т
следование возможности сличения цветов проводится в виде обучающего
эксперимента. Проводится занятие по подбору шариков по цвету.
Проведение занятия: 6-8 шариков одинакового размера, окрашенных в два цвета,
складываются в общую коробку. На стол помещаются две пластмассовые тарелочки таких
же цветов, как шарики.
Педагог на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку,
затем дает синий шарик ребенку и просит положить его в соответствующую по цвету
тарелку. Ребенок с тяжелым двигательным поражением взглядом указывает тарелку, куда
надо положить шарик соответствующего цвета. Постепенно задание усложняется:
увеличивается количество предъявляемых ребенку цветов. При оценке результатов
учитывается объем оказанной ребенку помощи.
У детей, начиная с 3-4 летнего возраста, исследуют особенности восприятия
объемного предмета и его соотнесения с плоским изображением. Для этого используют
яркие игрушки и такие же картинки: ложка, ботинки, мячик, собака, яблоко. Ребенок
рассматривает игрушки и при предъявлении картинки показывает или подает
соответствующую игрушку. При усложнении задания ребенку можно предложить
сличение геометрических форм.
Наряду с нарушениями зрительного восприятия у детей с церебральными
параличами может отмечаться недостаточность слухового восприятия. Слуховое
восприятие у детей с ДЦП подробно обследуется особенно в тех случаях, когда ребенок
не понимает или ограниченно понимает обращенную речь. Исследуется состояние
ориентировочного слухового рефлекса, проверяется возможность локализации звука в
пространстве. Для этого ребенку предлагается указать жестом или взглядом спрятанный
звучащий предмет. Если есть подозрение на нарушение слуха у ребенка, необходимо об-
следование у сурдолога.
У некоторых детей с ДЦП отмечается повышенная чувствительность к слуховым
раздражителям. Эти дети вздрагивают при любом неожиданном звуке. У многих детей это
является выражением врожденного безусловного рефлекса Моро, который при нор-
мальном развитии является физиологическим до 6 месяцев, но у детей с ДЦП сохраняется
значительно дольше.
233
Пр*и исследовании зрительного и слухового восприятия необ-' ходимо выявить,
имеется ли у ребенка диссоциация в реагирова-нии на зрительные и слуховые
раздражители. Если это наблюдается, то возможно нарушение сенсорной функции. Если
ребенок слабо реагирует на оба раздражителя, то это может быть связано с нарушением
познавательной активности, что наблюдается у детей с задержкой в развитии или с
психическим недоразвитием.
Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с
церебральным параличом
Для определения уровня перцептивного и умственного развития у детей с ДЦП
дошкольного возраста используются различные диагностические методики, широко
применяемые в отечественной и зарубежной психологии.
Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в умственном развитии детей с
ДЦП, основное внимание при психологическом обследовании следует уделять уровню
развития сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования
рекомендуется исследовать особенности развития зрительного восприятия: восприятия
формы, цвета, величины и пространственных отношений предметов; уровень развития
осязательного восприятия предметов: формы, фактуры, веса; уровень сформированности
конструктивных и графических навыков и умений. Обязательно в обследования
необходимо включить изучение процессов анализа, синтеза и обобщений предметов, а
также уровень развития количественных представлений.
При исследовании особенностей сенсорного и интеллектуального развития
дошкольников с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, а главное —
способ их выполнения. Методики должны быть построены соответственно особенностям
уровня развития предметно-практических манипуляций дошкольника с ДЦП.
Для проведения обследования необходимо иметь следующее оборудование и
материал: детский стол и стул, а если ребенок самостоятельно не сидит, то специальное
кресло.