Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5985
Скачиваний: 52
242
Шкала оценок
0 — Хаотично манипулирует с предметными картинками,
не понимает инструкции.
1 — Принимает инструкцию, самостоятельно раскладывает кар-
тинки в две группы, например, животных или транспорт.
2 — Самостоятельно раскладывает картинки на четыре
группы: животные, машины, инструменты, овощи, но затрудняется в назывании
некоторых групп.
3 — Самостоятельно раскладывает картинки на пять групп
и правильно называет каждую из них.
В начале занятия дети могут классифицировать картинки неадекватно, но после
двух-трех дополнительных инструкций должны провести обобщение по существенному
признаку.
Обследование счетных навыков
Особое место в структуре задержки умственного развития у детей с ДЦП занимает
нарушение функций счета. Понятие числа имеет сложную психологическую структуру,
что в значительной степени связано с пространственным восприятием множества
объектов, с речевым развитием, и требует высших форм анализа и синтеза.
Исследование количественных представлений необходимо проводить поэтапно.
Сначала исследуется способность ребенка дифференцировать «много-мало», «один-
много», «больше-меньше», одинаковое количество.
Важно исследовать способность ребенка абстрагироваться от формы и величины
предметов и ориентироваться только на количество.
Для этого необходимо приготовить счетный материал из предметов разной
величины и формы и на этом материале изучить, как дети соотносят количества разных
предметов. Можно, например, предложить детям два стержня, на одном из них нанизаны
кольца, а на другом — шары. Несмотря на одинаковое количество деталей на обоих
стержнях, пирамидка с шарами будет выглядеть выше, чем с кольцами. Спросить: «чего
больше — колец или шаров?».
Кроме описанных выше диагностических приемов рекомендуется широкое
использование психодиагностических методов, разработанных для обследования детей с
аномалиями в развитии (С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовской и др.).
243
При обследовании детей школьного возраста рекомендуется использование и
психометрических методов, например методика Равена и Векслера. Опыт нашей работы
показывает целесообразность использования этих методов для детей с преимущественным
поражением нижних конечностей с относительно сохранным развитием речи, как
лексической, так и фонематической ее сторон.
В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо
соблюдать ряд основных принципов:
1. Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического
обследования в контексте деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметно-
практической, игровой, учебной деятельности.
2. Принцип качественного анализа полученных данных психологического
обследования. Это принцип, построенный на концепции Л. С. Выготского об
опережающей роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным
при психологической диагностике аномального развития. Для психолога важен не только
конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, его
умение переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию,
собственная оценка результатов.
3. Принцип личностного подхода. В процессе психологической диагностики
психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом
4. Принцип сравнительного подхода. При изучении аномального развития психолог
должен правильно ориентироваться в особенностях психического развития здорового
ребенка.
5. Принцип комплексного подхода к диагностике психического развития
аномального ребенка. Он включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе
аномального развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических,
социально-психологических.
После окончания диагностических занятий рекомендуется переходить к комплексу
коррекционных занятий.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе
психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и
физического дефекта.
244
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ
КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Эмоциональные нарушения у детей и подростков с различными формами детского
церебрального паралича проявляются по-разному. Это могут быть тяжелые
неврозоподобные нарушения и психопатоподобные нарушения на фоне органического
поражения ЦНС, которые нередко встречаются при спастической дип-легии и
гемипаретической форм ДЦП (Кириченко, Калижнюк, Ковалев и др.). Однако у детей и
подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием
физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и
психической депривацией (Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. и др.).
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это
целесообразно организованная система психологических воздействий. Основным ее
направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков,
повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных
реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность,
повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими
детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование
эмоциональной устойчивости и саморегуляции (Мамайчук И. И.).
Психологическая диагностика эмоциональных расстройств у детей с ДЦП требует
тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. Перед психологом стоит
задача диагностики направленности конфликта у ребенка. Традиционно выделяется три
вида направленности конфликта у детей: конфликт в рамках межличностных отношений,
интрапсихический конфликт (внут-риличностный) и смешанный конфликт (Запорожец,
Неверович, 1974; Мамайчук, 1996; Миланич, 1998).
Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в рамках межличностных
отношений, отличаются повышенной возбуди-
245
мостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения,
особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут
возникнуть по любому незначительному поводу. По нашим данным, межличностные
конфликты наблюдаются у детей с различными формами ДЦП и в значительной степени
обусловлены не столько тяжестью церебрально-органического дефекта, сколько
особенностями воспитания ребенка (Мамайчук, Чавес, 1992).
У детей с внутриличностной направленностью конфликта в поведении
прослеживается повышенная тормозимость, слабо-выраженная общительность. Эти дети
глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдаются стойкие
неврозоподобные реакции (энурез, страхи и пр.). Эти явления достаточно часто на-
блюдаются у детей с ДЦП, но в отличие от детей с неврозами они обусловлены не только
наличием психогенных переживаний, но и церебрально-органической недостаточностью
мозга (Калиж-нюк Э. С, Ковалев В. В.).
Дети с внутриличностными и межличностными конфликтами (смешанный тип)
отличаются агрессивностью, импульсивностью. Опыт нашей работы показывает, что у
подавляющего большинства детей с церебральным параличом наблюдается этот тип
направленности конфликта.
Успешность диагностики направленности конфликта зависит от способности
психолога наблюдать и анализировать эмоциональные проявления ребенка. Прежде всего
это достигается в процессе наблюдения за игрой ребенка, направленной беседы с
родителями и педагогами. Рекомендуется использование психологических методик для
уточнения полученных в процессе наблюдения и беседы данных. Экспериментально —
психологическое обследование детей необходимо проводить как индивидуально, так и в
присутствии родителей. Перед психологом стоит важная задача диагностировать
родительскую позицию по отношению к ребенку, проанализировать родительские
установки и стили воспитания, оценить психологический климат в семье. Наибольшую
информацию психологу может дать совместная игра родителей с детьми, разыгрывание
семейных ситуаций с обме-
246
ном ролями (родители участвуют в роли детей, а дети — родителей). Опыт нашей
работы показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики
стилей и методов семейного воспитания детей с ДЦП.
Следует подчеркнуть, что сам процесс диагностики продолжается и на других этапах
психокоррекционного комплекса, так как одним из определяющих принципов
психологической коррекции, как было отмечено выше, является единство диагностики и
коррекции. Особое место занимает содержательный анализ психической травмы ребенка.
Нередко острые психические травмы у детей с ДЦП приводят к страху самостоятельного
передвижения.
Например, мальчик с ДЦП со спастической диплегией в возрасте б лет начал
самостоятельно ходить и был напуган собакой в момент передвижения, после чего у него
появился страх самостоятельной ходьбы, который длился в течение пяти лет. После
направленной психологической коррекции стал передвигаться самостоятельно.
Наши исследования показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность
ребенка с ДЦП оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные
(хронические). Пролонгированной психотравмирующей ситуацией для них является их
физическая беспомощность вследствие двигательной недостаточности, вынужденная
изоляция в связи с инвалидизацией, частая госпитализация. Следует подчеркнуть, что
патогенное влияние оказывает не столько сама тяжесть физического дефекта, сколько его
значимость для ребенка и его родителей.
Эмоциональное неблагополучие у детей с ДЦП может быть обусловлено
органическими патохарактерологическими особенностями.
У подавляющего большинства детей с раннего возраста отчетливо проявляются
повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все
это благоприятный фон для формирования таких личностных характеристик, как
противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность. Важным
фактором, предрасполагающим ребенка
247
с ДЦП к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские
установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания (Мамайчук, Чавес, 1992).
Анализ показал, что преобладающим стилем семейного воспитания детей с ДЦП является
безграничная гиперопека и гиперпротекция, что проявляется в излишней концентрации
родителей на проблемах ребенка. Патогенное влияние на стиль воспитания оказывает
наличие у родителей, особенно матерей, чувства вины за рождение больного ребенка. Это
в значительной степени дисгармонизирует личность детей с ДЦП, формирует у них
инактивность и зависимость.
Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют
игровые методы. Опыт нашей работы показал, что эффективность проведения сюжетно-
ролевых игр в значительной степени зависит от интеллектуальных и физических
возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о
людях, их чувствах и взаимоотношениях. Психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой
игры рекомендуется использовать при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохранным
интеллектом, а также с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением
поведения. В процессе коррекции целесообразно предложить детям не только игровое
воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в
возможных стрессовых условиях, например, на этапах послеоперационного лечения, в
ситуации вынужденного общения и пр.
Для детей с ограниченным вследствие физической и психической неполноценности
социальным опытом используются игры-драматизации на темы знакомых им сказок.
Основной целью игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Проведению игры-драматизации должна предшествовать подготовительная работа с
ребенком. Психолог вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки по
заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей
сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует воображение
ребенка, развивает у него умение представ-
248
лять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок должен создать
образ персонажа и уподобиться ему. Способность ребенка входить в роль и уподобляться
образу — это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального
дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные
эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажи
собственными отрицательными эмоциями и чертами характера. Нами разработаны игры-
драматизации на тему госпитализации и оперативного лечения (Мамайчук, Ортис, 1989).
Групповые методы психокоррекции достаточно широко используются психологами
и психотерапевтами при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков
(Спиваковская, 1988; Захаров, 1982). В процессе психокоррекции детей с ДЦП в форме
групповых занятий особое внимание следует уделять положительной установке родителей
и детей на процесс занятий. С этой целью используются разнообразные психотехнические
приемы: организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале
психокоррекции с привлечением родителей, организация встречи родителей, дети
которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими. Особое значение для
установочного этапа психокоррекции имеет место, где проводятся занятия. Это должно
быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мягким освещением, со
специальными креслами и ходилками для детей, где ребенок должен чувствовать себя
безопасно.
В процессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную
жизненную ситуацию, использует привычные для него типы эмоционального
реагирования на условия, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения.
В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные
проблемы, получает эмоциональную поддержку, модифицирует свои эмоциональные
отношения, переживания и способы реагирования. С учетом сложной структуры
эмоциональных расстройств у детей с ДЦП нами выделены четыре основные фазы
процесса групповой психокоррекции (см. табл. 8).
249
Таблица 8. Динамика групповой психокоррекции детей
с церебральным параличом
Фаза
Задачи
Психоте
хнические
приемы
Субъект
психокоррекц
ии
1.
Установочная
Образов
ание группы
как
целого.
Формировани
е
по-
ложительного
настроя
на
занятие.
Диагностика
поведения и
особенностей
общения
Спонтан
ные
игры.
Игры на
невербальные
комму-
никации.
Комму-
никативные
игры
Для
детей со спа-
стической
дипле-гией и
гемипаре-
зами
не
больше пяти
человек. Дети
с
ДЦП
с
гипер-
кинезами не
больше трех
человек
2.
Подготовител
ьная фаза
Структу
рирование
группы.
Приучение к
активности и
само-
стоятельност
и.
Формировани
е
эмоционально
й поддержки
у
членов
группы.
Сюжетн
о-роле-вые
игры. Игры-
драматизации
для
снятия
эмо-
ционального
напряжения
Для
детей с ДЦП
со сниженным
интеллектом
игры-
драматизации.
С сохранным
интеллектом
— сю-жетно-
ролевые игры.
3.
Реконструкти
вная фаза
Коррекц
ия
неадек-
ватных
эмоцио-
нальных
реакций.
Вытеснение
негативных
переживаний.
Обучение
само-
стоятельному
нахождению
нужных форм
эмоциональ-
ного
Разыгры
вание детьми
конкретных
жизненных
проблемных
ситуаций
Для
детей с ДЦП
возможно
привлечение
родителей