Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5661

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

242
Шкала оценок
0 — Хаотично манипулирует с предметными картинками,
не понимает инструкции.
1  — Принимает инструкцию, самостоятельно раскладывает кар-
тинки в две группы, например, животных или транспорт.
2 — Самостоятельно раскладывает картинки на четыре
группы:  животные,  машины,  инструменты,  овощи, но затрудняется в  назывании

некоторых групп.

3 — Самостоятельно раскладывает картинки на пять групп
и правильно называет каждую из них.
В  начале  занятия  дети  могут  классифицировать  картинки  неадекватно, но  после

двух-трех  дополнительных  инструкций  должны  провести  обобщение  по  существенному
признаку.

Обследование счетных навыков

Особое место в структуре задержки умственного развития у детей с ДЦП занимает

нарушение  функций  счета. Понятие  числа  имеет  сложную  психологическую  структуру,
что  в  значительной  степени  связано  с  пространственным  восприятием  множества
объектов, с речевым развитием, и требует высших форм анализа и синтеза.

Исследование  количественных  представлений  необходимо  проводить  поэтапно.

Сначала  исследуется  способность  ребенка  дифференцировать «много-мало», «один-
много», «больше-меньше», одинаковое количество.

Важно  исследовать  способность  ребенка  абстрагироваться  от  формы  и  величины

предметов и ориентироваться только на количество.

Для  этого  необходимо  приготовить  счетный  материал  из  предметов  разной

величины и формы и на этом материале изучить, как дети соотносят количества разных
предметов. Можно, например, предложить детям два стержня, на одном из них нанизаны
кольца,  а  на  другом  —  шары.  Несмотря  на  одинаковое  количество  деталей  на  обоих
стержнях, пирамидка с шарами будет выглядеть  выше, чем  с кольцами. Спросить: «чего
больше — колец или шаров?».

Кроме  описанных  выше  диагностических  приемов  рекомендуется  широкое

использование  психодиагностических  методов, разработанных  для  обследования  детей  с
аномалиями в развитии (С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовской и др.).

243

При  обследовании  детей  школьного  возраста  рекомендуется  использование  и

психометрических  методов, например  методика  Равена  и  Векслера. Опыт  нашей  работы
показывает целесообразность использования этих методов для детей с преимущественным
поражением  нижних  конечностей  с  относительно  сохранным  развитием  речи, как
лексической, так и фонематической ее сторон.

В  процессе  психологической  диагностики  детей  и  подростков  с  ДЦП  необходимо

соблюдать ряд основных принципов:

1.  Деятельностный  принцип, направленный  на  проведение  психологического

обследования  в  контексте  деятельности  доступной  ребенку  с  ДЦП:  предметно-
практической, игровой, учебной деятельности.

2.  Принцип  качественного  анализа  полученных  данных  психологического

обследования. Это  принцип, построенный  на  концепции  Л. С. Выготского  об
опережающей роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным
при психологической диагностике аномального развития. Для психолога важен не только
конечный  результат  выполнения  тестового  задания, а  также  способ  работы  ребенка, его
умение  переносить  усвоенные  навыки  на  новое  задание, отношение  ребенка  к  заданию,
собственная оценка результатов.


background image

3.   Принцип  личностного  подхода. В  процессе  психологической  диагностики

психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом

4.   Принцип сравнительного подхода. При изучении аномального развития психолог

должен  правильно  ориентироваться  в  особенностях  психического  развития  здорового
ребенка.

5.   Принцип  комплексного  подхода  к  диагностике  психического  развития

аномального  ребенка. Он  включает  в  себя  учет  множества  факторов, лежащих  в  основе
аномального  развития  ребенка  с  ДЦП: клинических, педагогических, психологических,
социально-психологических.

После  окончания  диагностических  занятий  рекомендуется  переходить  к  комплексу

коррекционных занятий.

Психологическая  коррекция  является  одним  из  важных  звеньев  в  системе

психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и
физического дефекта.

244

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ 

ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ 

ПРИ

КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У  ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  С
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Эмоциональные  нарушения  у  детей  и  подростков  с  различными  формами  детского

церебрального  паралича  проявляются  по-разному. Это  могут  быть  тяжелые
неврозоподобные  нарушения  и  психопатоподобные  нарушения  на  фоне  органического
поражения  ЦНС, которые  нередко  встречаются  при  спастической  дип-легии  и
гемипаретической  форм  ДЦП (Кириченко, Калижнюк, Ковалев  и  др.). Однако  у  детей  и
подростков  с  ДЦП  могут  наблюдаться  эмоциональные  расстройства  в  связи  с  наличием
физического  дефекта, воспитанием  по  типу  гиперопеки  или  ранней  социальной  и
психической депривацией (Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. и др.).

Психологическая  коррекция  эмоциональных  нарушений  у  детей — это

целесообразно  организованная  система  психологических  воздействий. Основным  ее
направлением  является  смягчение  эмоционального  дискомфорта  у  детей  и  подростков,
повышение  их  активности  и  самостоятельности, устранение  вторичных  личностных
реакций, обусловленных  эмоциональными  нарушениями, таких  как  агрессивность,
повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими
детьми  является  коррекция  самооценки, уровня  самосознания, формирование
эмоциональной устойчивости и саморегуляции (Мамайчук И. И.).

Психологическая  диагностика  эмоциональных  расстройств  у  детей  с  ДЦП  требует

тщательного  дифференцированного  подхода  к  этой  проблеме. Перед  психологом  стоит
задача  диагностики  направленности  конфликта  у  ребенка. Традиционно  выделяется  три
вида направленности конфликта у детей: конфликт в рамках межличностных отношений,
интрапсихический  конфликт (внут-риличностный) и  смешанный  конфликт (Запорожец,
Неверович, 1974; Мамайчук, 1996; Миланич, 1998).

Дети, у  которых  эмоциональные  проблемы  проявляются  в  рамках  межличностных

отношений, отличаются повышенной возбуди-

245

мостью, что  выражается  в  бурных  аффективных  вспышках  в  процессе  общения,

особенно  со  сверстниками. Негативные  эмоциональные  реакции  у  этих  детей  могут
возникнуть  по  любому  незначительному  поводу. По  нашим  данным, межличностные
конфликты наблюдаются у детей с различными формами ДЦП и в значительной степени
обусловлены  не  столько  тяжестью  церебрально-органического  дефекта, сколько
особенностями воспитания ребенка (Мамайчук, Чавес, 1992).

У  детей  с  внутриличностной  направленностью  конфликта  в  поведении

прослеживается  повышенная  тормозимость, слабо-выраженная общительность. Эти  дети


background image

глубоко  переживают  обиду, у  большинства  из  них  наблюдаются  стойкие
неврозоподобные  реакции (энурез, страхи  и  пр.). Эти  явления  достаточно  часто  на-
блюдаются у детей с ДЦП, но в отличие от детей с неврозами они обусловлены не только
наличием  психогенных  переживаний, но  и  церебрально-органической  недостаточностью
мозга (Калиж-нюк Э. С, Ковалев В. В.).

Дети  с  внутриличностными  и  межличностными  конфликтами (смешанный  тип)

отличаются  агрессивностью, импульсивностью. Опыт  нашей  работы  показывает, что  у
подавляющего  большинства  детей  с  церебральным  параличом  наблюдается  этот  тип
направленности конфликта.

Успешность  диагностики  направленности  конфликта  зависит  от  способности

психолога наблюдать и анализировать эмоциональные проявления ребенка. Прежде всего
это  достигается  в  процессе  наблюдения  за  игрой  ребенка, направленной  беседы  с
родителями  и  педагогами. Рекомендуется  использование  психологических  методик  для
уточнения  полученных  в  процессе  наблюдения  и  беседы  данных. Экспериментально —
психологическое  обследование  детей  необходимо проводить как индивидуально, так  и  в
присутствии  родителей. Перед  психологом  стоит  важная  задача  диагностировать
родительскую  позицию  по  отношению  к  ребенку, проанализировать  родительские
установки  и  стили  воспитания, оценить  психологический  климат  в  семье. Наибольшую
информацию  психологу  может  дать  совместная  игра  родителей  с  детьми, разыгрывание
семейных ситуаций с обме-

246
ном  ролями  (родители  участвуют  в  роли  детей,  а  дети  —  родителей).  Опыт  нашей

работы  показывает  огромное  преимущество  игровых  методов  в  системе  диагностики
стилей и методов семейного воспитания детей с ДЦП.

Следует подчеркнуть, что сам процесс диагностики продолжается и на других этапах

психокоррекционного  комплекса, так  как  одним  из  определяющих  принципов
психологической  коррекции, как было отмечено выше, является  единство диагностики и
коррекции. Особое место занимает содержательный анализ психической травмы ребенка.
Нередко острые психические травмы у детей с ДЦП приводят к страху самостоятельного
передвижения.

Например, мальчик  с  ДЦП  со  спастической  диплегией  в  возрасте  б  лет  начал

самостоятельно ходить и был напуган собакой в момент передвижения, после чего у него
появился  страх  самостоятельной  ходьбы, который  длился  в  течение  пяти  лет. После
направленной психологической коррекции стал передвигаться самостоятельно.

Наши  исследования  показывают, что  наибольшее  патогенное  влияние  на  личность

ребенка  с  ДЦП  оказывают  не  острые  психические  травмы, а  пролонгированные
(хронические). Пролонгированной  психотравмирующей  ситуацией  для  них  является  их
физическая  беспомощность  вследствие  двигательной  недостаточности, вынужденная
изоляция  в  связи  с  инвалидизацией, частая  госпитализация. Следует  подчеркнуть, что
патогенное влияние оказывает не столько сама тяжесть физического дефекта, сколько его
значимость для ребенка и его родителей.

Эмоциональное  неблагополучие  у  детей  с  ДЦП  может  быть  обусловлено

органическими патохарактерологическими особенностями.

У  подавляющего  большинства  детей  с  раннего  возраста  отчетливо  проявляются

повышенная  раздражительность, тревожное  беспокойство, капризность, негативизм. Все
это  благоприятный  фон  для  формирования  таких  личностных  характеристик, как
противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность. Важным
фактором, предрасполагающим ребенка

247

с  ДЦП  к  эмоциональному  неблагополучию, являются  неадекватные  родительские

установки  и  дисгармоничный  стиль  семейного  воспитания (Мамайчук, Чавес, 1992).


background image

Анализ показал, что преобладающим стилем семейного воспитания детей с ДЦП является
безграничная  гиперопека  и  гиперпротекция, что  проявляется  в  излишней  концентрации
родителей  на  проблемах  ребенка. Патогенное  влияние  на  стиль  воспитания  оказывает
наличие у родителей, особенно матерей, чувства вины за рождение больного ребенка. Это
в  значительной  степени  дисгармонизирует  личность  детей  с  ДЦП, формирует  у  них
инактивность и зависимость.

Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют

игровые  методы. Опыт  нашей  работы показал, что эффективность  проведения  сюжетно-
ролевых  игр  в  значительной  степени  зависит  от  интеллектуальных  и  физических
возможностей  ребенка, его  социального  опыта, от  особенностей  его  представлений  о
людях,  их  чувствах  и  взаимоотношениях.  Психокоррекцию  в  форме  сюжетно-ролевой
игры рекомендуется использовать при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохранным
интеллектом, а  также  с  выраженными  межличностными  конфликтами  и  с  нарушением
поведения. В  процессе  коррекции  целесообразно  предложить  детям  не  только  игровое
воспроизведение  прошлого  или  настоящего  опыта, но  и  моделирование  нового  опыта  в
возможных  стрессовых  условиях, например, на  этапах  послеоперационного  лечения, в
ситуации вынужденного общения и пр.

Для детей с ограниченным вследствие физической и психической неполноценности

социальным  опытом  используются  игры-драматизации  на  темы  знакомых  им  сказок.
Основной  целью  игр-драматизаций  является  коррекция  эмоциональной  сферы  ребенка.
Проведению  игры-драматизации  должна  предшествовать  подготовительная  работа  с
ребенком. Психолог  вместе  с  ребенком  обсуждает  содержание  знакомой  ему  сказки  по
заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей
сказки  и  проявить  к  ним  эмоциональное отношение. Сказка  актуализирует  воображение
ребенка, развивает у него умение представ-

248
лять  игровые  коллизии, в  которые  попадают  персонажи. Ребенок  должен  создать

образ персонажа и уподобиться ему. Способность ребенка входить в роль и уподобляться
образу — это  важное  условие, необходимое  для  коррекции  не  только  эмоционального
дискомфорта, но  и  негативных  характерологических  проявлений. Свои  отрицательные
эмоции  и  качества  личности  дети  переносят  на  игровой  образ, наделяя  персонажи
собственными отрицательными эмоциями и чертами характера. Нами разработаны игры-
драматизации на тему госпитализации и оперативного лечения (Мамайчук, Ортис, 1989).

Групповые методы психокоррекции достаточно широко используются психологами

и  психотерапевтами  при  коррекции  эмоциональных  нарушений  у  детей  и  подростков
(Спиваковская, 1988; Захаров, 1982). В  процессе  психокоррекции  детей  с  ДЦП  в  форме
групповых занятий особое внимание следует уделять положительной установке родителей
и детей на процесс занятий. С этой целью используются разнообразные психотехнические
приемы: организация  веселой, эмоционально  насыщенной  игры  с  детьми  в  начале
психокоррекции  с  привлечением  родителей, организация  встречи  родителей, дети
которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими. Особое значение для
установочного  этапа  психокоррекции  имеет  место, где  проводятся  занятия. Это  должно
быть  просторное, хорошо  оборудованное  помещение  с  мягким  освещением, со
специальными  креслами  и  ходилками  для  детей, где  ребенок  должен  чувствовать  себя
безопасно.

В процессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную

жизненную  ситуацию, использует  привычные  для  него  типы  эмоционального
реагирования на условия, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения.
В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные
проблемы, получает  эмоциональную  поддержку, модифицирует  свои  эмоциональные
отношения, переживания  и  способы  реагирования. С  учетом  сложной  структуры


background image

эмоциональных  расстройств  у  детей  с  ДЦП  нами  выделены  четыре  основные  фазы
процесса групповой психокоррекции (см. табл. 8).

249

Таблица 8. Динамика групповой психокоррекции детей
с церебральным параличом

Фаза

Задачи

Психоте

хнические
приемы

Субъект

психокоррекц
ии

1.

Установочная

Образов

ание  группы
как 

целого.

Формировани
е 

по-

ложительного
настроя 

на

занятие.
Диагностика
поведения  и
особенностей
общения

Спонтан

ные 

игры.

Игры   на
невербальные
комму-
никации.
Комму-
никативные
игры

Для

детей  со  спа-
стической
дипле-гией  и
гемипаре-
зами 

не

больше  пяти
человек. Дети
с 

ДЦП 

с

гипер-
кинезами  не
больше  трех
человек

2.

Подготовител
ьная фаза

Структу

рирование
группы.
Приучение  к
активности  и
само-
стоятельност
и.
Формировани
е
эмоционально
й  поддержки
у 

членов

группы.

Сюжетн

о-роле-вые
игры. Игры-
драматизации
для 

снятия

эмо-
ционального
напряжения

Для

детей  с  ДЦП
со сниженным
интеллектом
игры-
драматизации.
С  сохранным
интеллектом
— сю-жетно-
ролевые игры.

3.

Реконструкти
вная фаза

Коррекц

ия 

неадек-

ватных
эмоцио-
нальных
реакций.
Вытеснение
негативных
переживаний.
Обучение
само-
стоятельному
нахождению
нужных  форм
эмоциональ-
ного

Разыгры

вание  детьми
конкретных
жизненных
проблемных
ситуаций

Для

детей  с  ДЦП
возможно
привлечение
родителей