Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5989
Скачиваний: 52
реагирования
4.
Закрепляюща
я фаза
Закрепл
ение
адекватных
форм
эмоционально
го
реагирования
на конфликт.
Фор-
мирование
адекватного
отношения к
себе и
окружающим
Специал
ьные
сю-
жетно-
ролевые
игры,
предложен-
ные детьми
Детям с
ДЦП
не-
обходима
помощь
психолога
в
выборе игры.
Рекомен-
дуется
включить
в
игру
родителей и
здоровых
сверстников
250
Важное значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет
психорегулирующая тренировка (Мамайчук, 1997).
Основными целями этих занятий являются: смягчение эмоционального
дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и
самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и
индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 че-
ловек) группой детей.
I этап — успокаивающий, в процессе которого используется вер-бально-
музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Детям
предлагаются зрительно-музыкальные стимулы, направленные на снятие тревожности и
создание позитивных установок на последующие занятия. Чем младше ребенок, тем в
меньшей степени он осознает свой физический дефект, и тем сложнее поддерживать у
него интерес к упражнениям. Важным принципом психорегулирующей тренировки
является создание игровой ситуации в процессе занятий (например, занятия вместе с
куклой, игра в сказку и т. п.). У детей более старшего возраста, особенно подросткового,
на первый план выступает стимулирование потребности быть самостоятельным, волевым,
здоровым. Психолог рассказывает детям о значении психорегулирующей тренировки, о ее
применении в спорте, в космонавтике, в профессиях, связанных с высоким нервно-
психическим напряжением. Следующий важный принцип — это создание эмоционально-
волевого настроя к занятиям. Больной или группа больных располагаются в кресле или на
диване в зависимости от физического состояния детей. Психолог предлагает закрыть глаза
и сосредоточиться на прослушивании музыкального произведения. Нами подобраны
аудиозаписи, оказывающие положительное эмоциональное воздействие на слушателя и
дающие успокаивающий эффект. Это произведения Чайковского, Рахманинова, Баха,
Бетховена. Каждому музыкальному произведению и темпу его исполнения соответствуют
определенные субъективные переживания и ассоциации. Сеанс длится 25-30 минут.
Задача первого этапа считается выполненной, если ребенок проявляет интерес к занятию и
расслабляется. На фоне музыки больному предлагаются упражнения на общее успокоение
251
с традиционными формулами (например: «Я совершенно спокоен, меня ничто не
тревожит. Мышцы моего тела все больше и больше расслабляются»). Больному
предлагается запомнить формулы и использовать их перед засыпанием.
II этап — обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим
упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания,
ритма и частоты сердечных сокращений. После того как ребенок, находясь в удобной
позе, расслабился и успокоился с помощью приемов, усвоенных на первом этапе занятий,
ему предлагается сосредоточить свое внимание на руках и ногах.
Некоторые авторы рекомендуют начинать тренировку с мышц рук, в которых легче
вызвать ощущение расслабленности и тепла. Каждое слово формулы необходимо
сопровождать подготовленными мысленными образами. Например, произнося слово
«руки», ребенок должен мысленно видеть свои руки со всеми их особенностями, при
произнесении слов «расслабляются» и «теплеют» — мысленно видеть источник тепла,
который согревает руки (теплая ванна, рефлектор, грелка).
Чем точнее и конкретнее мысленный образ, тем отчетливее ощущается его действие.
После успешного овладения первыми упражнениями, на что требуется от 4 до 10 занятий
в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, можно приступать
к упражнениям на расслабление других групп мышц: ног, шеи, туловища, лица. На
овладение упражнениями этого этапа требуется от 12 до 30 занятий. Опыт нашей работы
показал эффективность использования занятий первого и второго этапа с целью
смягчения эмоционального дискомфорта ребенка в послеоперационный период
(Мамайчук И. И., 1987).
III этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные
упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных
навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр. Так, психолог предлагает
ребенку, который находится^ состоянии аутогенного расслабления (пассивного
бодрствования), выполнять идеомоторный проигрыш конкретного двигательного акта
(например, больному с гемипаретической формой ДЦП предлагается представить, что
252
он берет ложку или карандаш больной рукой либо выполняет другие
манипулятивные действия). Идеомоторные проигрыши рекомендуется повторять 3-4 раза
в день.
Мы использовали идеомоторные тренировки на фоне аутогенного погружения с
детьми, у которых имеются фобические расстройства, при обучении их ходьбе в
послеоперационный период.
Например, Елена Ш. 14 лет, с диагнозом — ДЦП, спастическая диплегия,
множественные контрактуры нижних конечностей, подвывих в правом тазобедренном
суставе. До операции самостоятельно не передвигалась. Выраженные фобии высоты,
передвижения, в связи с чем девочка отказывалась заниматься с методистом ЛФК.
Психологический статус: недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза,
уменьшение объема слухоречевой памяти. Уровень осведомленности, суждения,
обобщения в пределах возрастной нормы. Эмоционально-волевая сфера — высокий уро-
вень реактивной и личностной тревожности, повышенная зависимость от окружающих,
робость, отсутствие самостоятельности в разрешении конфликтных ситуаций,
необщительность. Учится в 8-м классе по массовой программе, успеваемость
удовлетворительная за исключением математики.
До оперативного лечения с девочкой были проведены два этапа занятий
(успокаивающий и обучающий). После операции ежедневно проводились гетерогенные
идеомоторные тренировки. После достижения состояния аутогенного расслабления
больной предлагали формулу: «Представь, что ты стоишь на костылях, твои ноги
уверенно опираются на пол, твои руки крепко удерживают костыли. Ты высокого роста,
прямая, уверенная в себе. Все окружающие любуются тобой. Ты держишься спокойно,
тебе легко и приятно. Правой рукой ты выставляешь костыль вперед и легко
подтягиваешь правую ногу, затем то же самое делаешь левой рукой и ногой. Ты сделала
первые шаги, ты уверенно шагаешь дальше, чувствуешь себя легко и спокойно. Ты
делаешь второй, третий, четвертый шаг...» После восьми занятий больная стала уверенно
передвигаться, страхи ходьбы и высоты уменьшились.
Для коррекции интрапсихических конфликтов и межличностных отношений
разыгрываются различные психодраматические ситуации, с использованием специальных
сценариев, имеющие целью
253
отреагирование конфликта, разрешение его, адаптацию к трудное- ] тям,
нормализацию отношений.
Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка способствует
повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации
внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у
детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять
своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева.
Особенно целесообразно использовать психорегулирующие тренировки с детьми, у
которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных
конфликтов.
Кроме психорегулирующих тренировок для коррекции эмоционального напряжения
у детей с двигательными нарушениями целесообразно использовать психомышечные
тренировки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У
ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
В систему психокоррекционных занятий с дошкольниками с ДЦП вОшло
обязательное обучение детей конструированию и рисованию, которые являются
основными видами продуктивной деятельности в дошкольном детстве. Занятия
рекомендуется проводить с детьми, начиная с четырехлетнего возраста, а если у ребенка
наблюдается умственная отсталость (дебильность), то занятия можно начинать с шести-
семилетнего возраста, в зависимости от уровня его умственного развития.
Конструирование
Конструктивная деятельность дошкольника является сложным
\
процессом, который
успешно формируется и совершенствуется в данном возрастном периоде. Обучение
конструированию способствует умственному развитию ребенка, развивает его
способность к точному, расчленению целого на отдельные элементы, формирует глазомер
у ребенка и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и
памяти.
254
В ряде исследований по конструктивной деятельности детей дошкольного
возраста выделены такие формы этой деятельности, как конструирование по
образцу, конструирование на заданную тему и свободное конструирование.
При конструировании по образцу детям предлагают постройку и указывают на
способы ее воспроизведения.
Конструирование на заданную тему заключается в том, что ребенку
указывается лишь общая тема, обычно усвоенная им раньше, например: постройка
мостов, домов и т. д. При свободном конструировании каждый ребенок сам решает,
что он будет строить. Здесь открываются возможности для развертывания фантазий
детей, воплощения их творческих замыслов в практическую действительность.
Кроме общепринятых методов, в дошкольной педагогике получил широкое,
распространение особый вариант — конструирование по моделям.
Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного
развития ребенка. В данном методе модель выступает для ребенка в качестве
образца, структуру которого ребенок не видит (модель оклеена плотной бумагой или
картоном) и он должен подобрать детали и расположить их соответственно
конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка
мысленного обследования образцов-моделей и их четкого обследования с
включением не только зрительного, но и осязательного восприятия.
Опыт нашей работы показал, что конструирование по нерас-члененным
образцам-моделям является более эффективным и целесообразным, чем простое
копирование образцов (Мамай-чук И. И., 1978).
Обучение дошкольников с ДЦП рекомендуется начинать с конструирования по
наглядным образцам и только после этого (первого) этапа занятий переходить к
конструированию по моделям.
Программное содержание занятий первого этапа:
— знакомство ребенка со строительным материалом;
— обучение детей простым конструктивным действиям из деталей одинаковой
величины и формы;
255
— обучение планомерному обследованию образцов и деталей построек;
— обучение словесному обозначению пространственного расположения предметов:
рядом, на, над, под, около и т. д.
Строительный материал: блоки и кубики одинаковой величины, но разного цвета и
фактуры: пластмассовые и деревянные.
Руководство: педагог строит образец и сопровождает свои действия словами,
указывая на расположение деталей, их цвет, а затем предлагает ребенку воспроизвести
такую же постройку.
Задания:
— Конструирование «башни» из трех-пяти кубиков разного цвета.
— Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета.
— Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков (вертикальное
расположение деталей).
— Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из одинаковых по
величине блоков (расположение деталей в вертикальном и горизонтальном направлениях
с учетом общей конфигурации постройки).
Методические требования к занятиям первого этапа
Количество занятий необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка и его подготовленности.
Обязательно перед началом конструирования давать словесное описание каждого
образца, с указанием на его существенные детали.
В конце занятий рекомендуется каждую постройку обыгрывать. (Например, катание
машины по построенной дорожке, прогулки куклы около башни и т. д.)
Продолжительность каждого занятия зависит от интереса детей и их
работоспособности.
После того как дети успешно овладели конструктивными действиями, научились
приемам конструирования с опорой на восприятие наглядных образцов, рекомендуется
перейти к основному этапу обучения — конструированию с нерасчлененных образцов-
моделей или модельному конструированию.
256
Программное содержание занятий второго этапа:
Обучение детей планомерному обследованию образцов-моделей, выделение их
существенных компонентов.
Обучение детей эффективным способам конструирования с использованием
развернутых действий с деталями в виде прикладывания к образцам, приставления,
примеривания.
Обучение детей использованию пространственных и метрических признаков
предметов.(форма и величина) в процессе конструирования.
Обогащение
словарного
запаса
ребенка
специальной
пространственной
терминологией: квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.
Строительный материал: предварительно сконструированные постройки нужно
заклеить плотной белой бумагой так, чтобы ребенок не видел, из каких деталей состоит
модель. В строительном наборе необходимо иметь кубики разной величины, блоки разной
формы и величины, части геометрических фигур, вырезанные из картона или пенопласта.
Задания:
—
Конструирование объемных построек с образцов-моделей из деталей одинаковой
величины и формы: «башни», «дорожки», «колодец» и пр.
— Конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины.
— Конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и
формы: круг, квадрат, ромб, разделенные на несколько одинаковых частей.
— Конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины:
геометрические фигуры, разделенные на части различной формы и величины.
Методические требования к занятиям второго этапа
На данном этапе занятий дети
могут широко использовать различные способы конструирования: накладывание деталей
на образцы или приставление к ним с целью сличения.
В процессе занятий взрослый может подсказать или показать ребенку способ
работы.
257
Обязательно в конце каждого занятия производить обыгрывание постройки.
Занятия желательно проводить ежедневно в указанной последовательности.
Программа второго этапа рассчитана на длительный срок, он различен и зависит от
индивидуальных возможностей ребенка.
После того как дети научились мысленно анализировать образцы-модели, овладели
эффективными способами конструирования, научились использовать пространственные и
метрические признаки предметов в процессе воспроизведения заданных образцов-
моделей, можно приступить к обучению детей конструированию с образцов-рисунков.
На третьем этапе обучения конструированию значительно усложняется
перцептивная задача, стоящая перед ребенком. Сложность конструирования с образца-
рисунка состоит в том, что исключаются предметно-практические действия детей с
деталями, и ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка в процессе
обследования образцов превращается в идеальное действие, действие в уме.
Программное содержание занятий третьего этапа
Учить детей правильно рассматривать образцы-рисунки, выделять в них
существенные элементы постройки.
Учить детей правильно называть пространственные отношения: «наверху», «внизу»,
«слева», «справа» и т. д.
Учить детей правильно воспроизводить в постройках пропорциональные
взаимоотношения деталей.
Строительный материал: блоки и кубики одинакового размера. Набор рисунков, где
постройки нарисованы в нерасчле-ненном объемном изображении.