Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5660

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

реагирования

4.

Закрепляюща
я фаза

Закрепл

ение
адекватных
форм
эмоционально
го
реагирования
на  конфликт.
Фор-
мирование
адекватного
отношения   к
себе   и
окружающим

Специал

ьные 

сю-

жетно-
ролевые
игры,
предложен-
ные детьми

Детям  с

ДЦП 

не-

обходима
помощь
психолога 

в

выборе  игры.
Рекомен-
дуется
включить 

в

игру
родителей  и
здоровых
сверстников

250
Важное  значение  в  коррекции  эмоциональных  расстройств  у  детей  с  ДЦП  имеет

психорегулирующая тренировка (Мамайчук, 1997).

Основными  целями  этих  занятий  являются: смягчение  эмоционального

дискомфорта, формирование  приемов  релаксации, развитие  навыков  саморегуляции  и
самоконтроля  поведения. Занятия  проводятся  поэтапно  с  учетом  возрастных  и
индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 че-
ловек) группой детей.

I этап — успокаивающий, в  процессе  которого  используется  вер-бально-

музыкальная  психокоррекция  с  целью  снятия  психического  напряжения. Детям
предлагаются  зрительно-музыкальные  стимулы, направленные  на  снятие  тревожности  и
создание  позитивных  установок  на  последующие  занятия. Чем  младше  ребенок, тем  в
меньшей  степени  он  осознает  свой  физический  дефект, и  тем  сложнее  поддерживать  у
него  интерес  к  упражнениям. Важным  принципом  психорегулирующей  тренировки
является  создание  игровой  ситуации  в  процессе  занятий (например, занятия  вместе  с
куклой, игра в сказку и т. п.). У детей более старшего возраста, особенно подросткового,
на первый план выступает стимулирование потребности быть самостоятельным, волевым,
здоровым. Психолог рассказывает детям о значении психорегулирующей тренировки, о ее
применении  в  спорте, в  космонавтике, в  профессиях, связанных  с  высоким  нервно-
психическим напряжением. Следующий важный принцип — это создание эмоционально-
волевого настроя к занятиям. Больной или группа больных располагаются в кресле или на
диване в зависимости от физического состояния детей. Психолог предлагает закрыть глаза
и  сосредоточиться  на  прослушивании  музыкального  произведения. Нами  подобраны
аудиозаписи, оказывающие  положительное  эмоциональное  воздействие  на  слушателя  и
дающие  успокаивающий  эффект. Это  произведения  Чайковского, Рахманинова, Баха,
Бетховена. Каждому музыкальному произведению и темпу его исполнения соответствуют
определенные  субъективные  переживания  и  ассоциации. Сеанс  длится 25-30 минут.
Задача первого этапа считается выполненной, если ребенок проявляет интерес к занятию и
расслабляется. На фоне музыки больному предлагаются упражнения на общее успокоение


background image

251

с  традиционными  формулами (например: «Я  совершенно  спокоен, меня  ничто  не

тревожит. Мышцы  моего  тела  все  больше  и  больше  расслабляются»). Больному
предлагается запомнить формулы и использовать их перед засыпанием.

II этап — обучающий, целью  которого  является  обучение  детей  релаксирующим

упражнениям. Используются  упражнения  на  вызывание  тепла, на  регуляцию  дыхания,
ритма  и  частоты  сердечных  сокращений. После  того  как  ребенок, находясь  в  удобной
позе, расслабился и успокоился с помощью приемов, усвоенных на первом этапе занятий,
ему предлагается сосредоточить свое внимание на руках и ногах.

Некоторые авторы рекомендуют начинать тренировку с мышц рук, в которых легче

вызвать  ощущение  расслабленности  и  тепла. Каждое  слово  формулы  необходимо
сопровождать  подготовленными  мысленными  образами. Например, произнося  слово
«руки»,  ребенок  должен  мысленно  видеть  свои  руки  со  всеми  их  особенностями,  при
произнесении  слов «расслабляются» и «теплеют» — мысленно  видеть  источник  тепла,
который согревает руки (теплая ванна, рефлектор, грелка).

Чем точнее и конкретнее мысленный образ, тем отчетливее ощущается его действие.

После успешного овладения первыми упражнениями, на что требуется от 4 до 10 занятий
в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, можно приступать
к  упражнениям  на  расслабление  других  групп  мышц: ног, шеи, туловища, лица. На
овладение упражнениями этого этапа требуется от 12 до 30 занятий. Опыт нашей работы
показал  эффективность  использования  занятий  первого  и  второго  этапа  с  целью
смягчения  эмоционального  дискомфорта  ребенка  в  послеоперационный  период
(Мамайчук И. И., 1987).

III этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные

упражнения, направленные  на  коррекцию  настроения, развитие  коммуникативных
навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр. Так, психолог предлагает
ребенку, который  находится^ состоянии  аутогенного  расслабления (пассивного
бодрствования), выполнять  идеомоторный  проигрыш  конкретного  двигательного  акта
(например, больному с гемипаретической формой ДЦП предлагается представить, что

252
он  берет  ложку  или  карандаш  больной  рукой  либо  выполняет  другие

манипулятивные действия). Идеомоторные проигрыши рекомендуется повторять 3-4 раза
в день.

Мы  использовали  идеомоторные  тренировки  на  фоне  аутогенного  погружения  с

детьми, у  которых  имеются  фобические  расстройства, при  обучении  их  ходьбе  в
послеоперационный период.

Например, Елена  Ш. 14 лет, с  диагнозом — ДЦП, спастическая  диплегия,

множественные  контрактуры  нижних  конечностей, подвывих  в  правом  тазобедренном
суставе. До  операции  самостоятельно  не  передвигалась. Выраженные  фобии  высоты,
передвижения, в  связи  с  чем  девочка  отказывалась  заниматься  с  методистом  ЛФК.
Психологический  статус: недоразвитие  зрительно-пространственного  анализа  и  синтеза,
уменьшение  объема  слухоречевой  памяти. Уровень  осведомленности, суждения,
обобщения в пределах возрастной нормы. Эмоционально-волевая сфера — высокий уро-
вень  реактивной  и  личностной  тревожности, повышенная  зависимость  от  окружающих,
робость, отсутствие  самостоятельности  в  разрешении  конфликтных  ситуаций,
необщительность. Учится  в 8-м  классе  по  массовой  программе, успеваемость
удовлетворительная за исключением математики.

До  оперативного  лечения  с  девочкой  были  проведены  два  этапа  занятий

(успокаивающий  и  обучающий). После  операции  ежедневно  проводились  гетерогенные
идеомоторные  тренировки. После  достижения  состояния  аутогенного  расслабления
больной  предлагали  формулу: «Представь, что  ты  стоишь  на  костылях, твои  ноги


background image

уверенно опираются на пол, твои руки крепко удерживают костыли. Ты высокого роста,
прямая, уверенная  в  себе. Все  окружающие  любуются  тобой. Ты  держишься  спокойно,
тебе  легко  и  приятно. Правой  рукой  ты  выставляешь  костыль  вперед  и  легко
подтягиваешь правую ногу, затем то же самое делаешь левой рукой и ногой. Ты сделала
первые  шаги, ты  уверенно  шагаешь  дальше, чувствуешь  себя  легко  и  спокойно. Ты
делаешь второй, третий, четвертый шаг...» После восьми занятий больная стала уверенно
передвигаться, страхи ходьбы и высоты уменьшились.

Для  коррекции  интрапсихических  конфликтов  и  межличностных  отношений

разыгрываются различные психодраматические ситуации, с использованием специальных
сценариев, имеющие целью

253

отреагирование  конфликта, разрешение  его, адаптацию  к  трудное- ] тям,

нормализацию отношений.

Опыт  нашей  работы  показал, что  психорегулирующая  тренировка  способствует

повышению  устойчивости  детей  к  экстремальным  ситуациям, улучшению  концентрации
внимания, уменьшению  эмоционального  напряжения. При  систематических  занятиях  у
детей  нормализуются  тормозные  процессы, что  дает  возможность  ребенку  управлять
своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева.

Особенно целесообразно использовать  психорегулирующие тренировки с детьми, у

которых  эмоциональные  проблемы  проявляются  в  основном  в  сфере  межличностных
конфликтов.

Кроме психорегулирующих тренировок для коррекции эмоционального напряжения

у  детей  с  двигательными  нарушениями  целесообразно  использовать  психомышечные
тренировки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ  ГНОСТИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ  У

ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В  систему  психокоррекционных  занятий  с  дошкольниками  с  ДЦП  вОшло

обязательное  обучение  детей  конструированию  и  рисованию, которые  являются
основными  видами  продуктивной  деятельности  в  дошкольном  детстве. Занятия
рекомендуется проводить с детьми, начиная с четырехлетнего возраста, а если у ребенка
наблюдается  умственная  отсталость (дебильность), то  занятия  можно  начинать  с  шести-
семилетнего возраста, в зависимости от уровня его умственного развития.

Конструирование

Конструктивная деятельность дошкольника является сложным

\

процессом, который

успешно  формируется  и  совершенствуется  в  данном  возрастном  периоде. Обучение
конструированию  способствует  умственному  развитию  ребенка, развивает  его
способность к точному, расчленению целого на отдельные элементы, формирует глазомер
у ребенка и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и
памяти.

254
В  ряде  исследований  по  конструктивной  деятельности  детей  дошкольного

возраста  выделены  такие  формы  этой  деятельности, как  конструирование  по
образцу, конструирование на заданную тему и свободное конструирование.

При конструировании по образцу детям предлагают постройку и указывают на

способы ее воспроизведения.

Конструирование  на  заданную  тему  заключается  в  том, что  ребенку

указывается лишь общая тема, обычно усвоенная им раньше, например: постройка
мостов, домов и т. д. При свободном конструировании каждый ребенок сам решает,
что он будет строить. Здесь открываются возможности для развертывания фантазий
детей, воплощения их творческих замыслов в практическую действительность.


background image

Кроме  общепринятых  методов, в  дошкольной  педагогике  получил  широкое,

распространение особый вариант — конструирование по моделям.

Этот  метод  обучения  является  наиболее  эффективным  средством  умственного

развития  ребенка. В  данном  методе  модель  выступает  для  ребенка  в  качестве
образца, структуру которого ребенок не видит (модель оклеена плотной бумагой или
картоном) и  он  должен  подобрать  детали  и  расположить  их  соответственно
конструкции  образца. Такой  способ  конструирования  требует  от  ребенка
мысленного  обследования  образцов-моделей  и  их  четкого  обследования  с
включением не только зрительного, но и осязательного восприятия.

Опыт  нашей  работы  показал, что  конструирование  по  нерас-члененным

образцам-моделям  является  более  эффективным  и  целесообразным, чем  простое
копирование образцов (Мамай-чук И. И., 1978).

Обучение дошкольников с ДЦП рекомендуется начинать с конструирования по

наглядным  образцам  и  только  после  этого (первого) этапа  занятий  переходить  к
конструированию по моделям.

Программное содержание занятий первого этапа:

— знакомство ребенка со строительным материалом;
— обучение детей простым конструктивным действиям из деталей одинаковой

величины и формы;

255

—  обучение планомерному обследованию образцов и деталей построек;
—  обучение словесному обозначению пространственного расположения предметов:

рядом, на, над, под, около и т. д.

Строительный материал: блоки и кубики одинаковой величины, но разного цвета и

фактуры: пластмассовые и деревянные.

Руководство: педагог  строит  образец  и  сопровождает  свои  действия  словами,

указывая  на  расположение  деталей, их  цвет, а  затем  предлагает  ребенку  воспроизвести
такую же постройку.

Задания:

—  Конструирование «башни» из трех-пяти кубиков разного цвета.
—  Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета.
—  Конструирование «заборов» из  разноцветных  кирпичиков (вертикальное

расположение деталей).

—  Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из одинаковых по

величине блоков (расположение деталей в вертикальном и горизонтальном направлениях
с учетом общей конфигурации постройки).

Методические требования к занятиям первого этапа

Количество  занятий  необходимо  варьировать  в  зависимости  от  индивидуальных

особенностей ребенка и его подготовленности.

Обязательно  перед  началом  конструирования  давать  словесное  описание  каждого

образца, с указанием на его существенные детали.

В конце занятий рекомендуется каждую постройку обыгрывать. (Например, катание

машины по построенной дорожке, прогулки куклы около башни и т. д.)

Продолжительность  каждого  занятия  зависит  от  интереса  детей  и  их

работоспособности.

После  того  как  дети  успешно  овладели  конструктивными  действиями, научились

приемам  конструирования  с  опорой  на  восприятие  наглядных  образцов, рекомендуется
перейти  к  основному  этапу  обучения — конструированию  с  нерасчлененных  образцов-
моделей или модельному конструированию.

256

Программное содержание занятий второго этапа:


background image

Обучение  детей  планомерному  обследованию  образцов-моделей, выделение  их

существенных компонентов.

Обучение  детей  эффективным  способам  конструирования  с  использованием

развернутых  действий  с  деталями  в  виде  прикладывания  к  образцам, приставления,
примеривания.

Обучение  детей  использованию  пространственных  и  метрических  признаков

предметов.(форма и величина) в процессе конструирования.

Обогащение 

словарного 

запаса 

ребенка 

специальной 

пространственной

терминологией: квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.

Строительный  материал: предварительно  сконструированные  постройки  нужно

заклеить  плотной  белой  бумагой  так, чтобы  ребенок не  видел, из каких  деталей  состоит
модель. В строительном наборе необходимо иметь кубики разной величины, блоки разной
формы и величины, части геометрических фигур, вырезанные из картона или пенопласта.

Задания:

Конструирование объемных построек с образцов-моделей из деталей одинаковой

величины и формы: «башни», «дорожки», «колодец» и пр.

—  Конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины.
—  Конструирование  плоскостных  моделей  из  деталей  одинаковой  величины  и

формы: круг, квадрат, ромб, разделенные на несколько одинаковых частей.

—    Конструирование  плоскостных  моделей  из  деталей  разной  формы  и  величины:

геометрические фигуры, разделенные на части различной формы и величины.

Методические требования к занятиям второго этапа

На данном этапе занятий дети

могут широко использовать различные способы конструирования: накладывание деталей
на образцы или приставление к ним с целью сличения.

В  процессе  занятий  взрослый  может  подсказать  или  показать  ребенку  способ

работы.

257

Обязательно в конце каждого занятия производить обыгрывание постройки.
Занятия желательно проводить ежедневно в указанной последовательности.
Программа второго этапа рассчитана на длительный срок, он различен и зависит от

индивидуальных возможностей ребенка.

После того как дети научились мысленно анализировать образцы-модели, овладели

эффективными способами конструирования, научились использовать пространственные и
метрические  признаки  предметов  в  процессе  воспроизведения  заданных  образцов-
моделей, можно приступить к обучению детей конструированию с образцов-рисунков.

На  третьем  этапе  обучения  конструированию  значительно  усложняется

перцептивная  задача, стоящая  перед  ребенком. Сложность  конструирования  с  образца-
рисунка  состоит  в  том, что  исключаются  предметно-практические  действия  детей  с
деталями, и  ориентировочно-исследовательская  деятельность  ребенка  в  процессе
обследования образцов превращается в идеальное действие, действие в уме.

Программное содержание занятий третьего этапа

Учить  детей  правильно  рассматривать  образцы-рисунки, выделять  в  них

существенные элементы постройки.

Учить детей правильно называть пространственные отношения: «наверху», «внизу»,

«слева», «справа» и т. д.

Учить  детей  правильно  воспроизводить  в  постройках  пропорциональные

взаимоотношения деталей.

Строительный материал: блоки и кубики одинакового размера. Набор рисунков, где

постройки нарисованы в нерасчле-ненном объемном изображении.