Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5991

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Методические  требования  к  занятиям  третьего  этапа

Приступать  к  занятиям

можно  только  после  того,  как  дети  успешно  овладели  приемами  конструирования  с
образцов предметов и научились мысленно анализировать образцы-модели.

Обязательно, как  и  на  предыдущих  этапах, совместно  с  ребенком  проводить

предварительный анализ образцов, называть существенные компоненты построек.

258
Если  ребенок  неправильно  выполнил  задание, обязательно  совместно  с  ним

проанализировать его ошибки.

Количество  и  продолжительность  занятий  третьего  этапа  зависит  от  возраста

ребенка, его обучаемости и индивидуальных особенностей.

Итак, на  первых  трех  этапах  коррекционных  занятий  дети  должны  овладеть

приемами  обследования  образцов-моделей  и  рисунков, научиться  подбирать  детали  с
учетом пространственных и цветовых характеристик. На четвертом этапе занятий ребенку
можно  предложить  свободное  конструирование, где  он  должен  самостоятельно  ис-
пользовать усвоенные им приемы обследования и конструирования.

Программное содержание занятий четвертого этапа

Обучение детей использованию усвоенных способов конструирования.
Формирование  умений  представлять  и  воспроизводить  объекты  в  различных

пространственных расположениях.

Строительный 

материал: разнообразные 

строительные 

наборы, широко

используемые в дошкольных учреждениях.

Руководство: педагог предлагает ребенку сделать предмет, который можно было бы

использовать  в  определенных  условиях. Ребенок  не  имеет  перед  собой  образца, ему
даются только условия, в которых предмет должен быть использован.

Задания

—  Конструирование «кровати» для большой и маленькой кукол.
—  Конструирование «домов» для кукол разной величины.
—  Постройка улицы города.
—  Конструирование по замыслу (построй, что тебе хочется).

Методические требования к занятиям четвертого этапа

Перед  началом  конструирования  следует  обговорить  с  ребенком, с  какой  целью  и

что он хочет построить, отобрать совместно с ним необходимый строительный материал.

Напомнить ребенку способы конструирования.
В процессе занятий закреплять названия формы, цвета деталей, с которыми работает

ребенок, называть их пространственное расположение.

259

В  отличие  от  предыдущих  этапов, занятия  четвертого  этапа  рекомендуется

проводить не индивидуально, а в небольших группах (2-3 человека).

Занятия  с  детьми  по  конструктивному  моделированию  предполагают  решение

следующих четырех задач:

1.  Обучение детей самостоятельным способам обследования образцов.
2.  Обучение самостоятельным способам решения конструктивных задач.
3.  Обучение  словесному  анализу  пространственных  положений  деталей

конструкции.

4.  Обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.

Рисование

Параллельно с обучением конструированию проводится обучение рисованию также

в четыре этапа.

Для успешного овладения изобразительной деятельностью, в частности рисованием,

необходимо  развитие  у  ребенка  целого  ряда  способностей, среди  которых  важное  место
занимают сенсорные, а именно: зрительное и осязательное восприятие предметов.


background image

Правильно изобразить предмет ребенок может только тогда, когда представляет его

себе, когда  владеет  комплексом  движений, которые  позволяют  ему  передать  форму
предмета и другие его особенности. Эти два процесса тесно связаны между собой, и раз-
витие  способности  только  в  одной  области  не  обеспечивает  успешного  овладения
графической деятельностью.

Опыт  нашей  работы  показал,  что  у  детей  с  ДЦП  трудности овладения  рисованием

обусловлены, главным  образом, несформиро-ванностью  их  восприятий, а  также
двигательными  нарушениями  верхних  конечностей. Поэтому, для  правильного
формирования  графической  деятельности  необходимо, во-первых, совершенство-

!

вание

целенаправленного  аналитико-синтетического  восприятия  у  ребенка; во-вторых,
совершенствование  графических  движений,

направленных

на  воспроизведение

пространственных и метричес-1 ких признаков предметов (И. И. Мамайчук, 1978).

На  занятиях  по  конструированию  дети  достаточно  интенсив- i но  обучаются

зрительному анализу и синтезу предметов, поэтому

260
основной  акцент  на  первых этапах занятий  по  рисованию  рекомендуется  делать на

формировании графических движений.

На первом этапе занятий по рисованию дети обучаются элементарным графическим

движениям в вертикальном и в горизонтальном направлениях по опорным точкам.

Материал:

цветные  граненые  карандаши (желательно, утолщенные), альбом  для

рисования.

Руководство:

педагог  показывает  ребенку, как  правильно  держать  карандаш,

располагать руку в процессе рисования.

Задания:

Рисование «ниточек» по  опорным  точкам  в  вертикальном  направлении (рисование

разноцветных, коротких, длинных отрезков).

Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие,

длинные отрезки).

Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и

др.

Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.

Методические требования к занятиям первого этапа:

Опорные точки наносятся на бумагу до занятия.
На  первых  занятиях  следует  обращать  внимание  детей  на  правильное  держание

карандаша и положение рисующей руки.

Занятия  по  рисованию  рекомендуется  проводить  в  небольшой  группе (по 2-3

человека).

Продолжительность и количество занятий рекомендуется варьировать в зависимости

от динамики формирования графических умений у ребенка.

Рекомендуется  поощрять ребенка  за  успешное выполнение заданий оценкой в виде

звездочек, нарисованных педагогом около детского рисунка.

После  того  как  дети  овладели  элементарными  изобразительными  движениями,

рекомендуется  формировать  у  него  изобразительные  движения  по  следующим
параметрам: скорости, направлению, темпу, амплитуде.

На втором этапе занятий дети обучаются произвольному управлению графическими

движениями с помощью специально разработанной нами методики.

261

Материал:

альбом  для  рисования, утолщенные  граненые  карандаши, трафареты,

изготовленные  из  пенопласта  или  картона, изображающие  геометрические  фигуры  и
фигуры животных.


background image

Руководство:

педагог  показывает  ребенку,  как  укреплять  трафарет  и  обводить

контур  фигуры. При  обведении  контура  фигуры  движения  должны  быть медленными, а
при закрашивании быстрыми.

Задания:

Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.
Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.
Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.
Рисование  и  окраска  по  трафаретам  флажков, неопределенных  фигур  разной

величины.

Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.

Методические требования к занятиям второго этапа:

Строго следить за осанкой ребенка.
Необходимо  следить  за  тем, чтобы  дети  обводили  контур  фигуры  медленно, а

закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями.

Окраску  необходимо  проводить  в  соответствии  с  формой  фигуры. Например, круг

необходимо  закрашивать  круговыми  движениями, а  квадрат  прямыми  линиями,
треугольник — наклонными.-

Обязательно учить детей произвольно регулировать силу нажима.
Перед  началом  рисования  совместно  с  ребенком  проводить  анализ  фигуры

трафарета. Учить детей обводить его контуры указательным пальцем.

В  процессе  занятия  обязательно  включать  в  работу  вторую  руку  для  удерживания

трафарета на листе бумаги.

Обязательно проводить занятия в указанной последовательности.
После того как дети овладели элементарными графическими движениями, научились

произвольно  регулировать  их  в  зависимости  от  формы  изображаемого  предмета,
рекомендуется переходить к рисованию предметов с натуры.

На третьем этапе перед началом рисования педагог совместно с ребенком обследует

образцы  и  предлагает  ему  сконструировать  их  из  готовых  блоков. Например, при
рисовании катушки ребенок

262
складывает  целую фигуру из двух частей, обследует  ее и  после  этого приступает  к

рисованию.

Материал:

альбом  для  рисования, цветные  карандаши, геометрические  фигуры,

разделенные  на  несколько  частей, объемные  фигуры, разделенные  на  части (катушка,
яйцо, пирамидка и пр.). На данном этапе обучения ребенок должен широко использовать
графические  умения, приобретенные  в  процессе  рисования  предметов  на  предыдущих
занятиях.

Задания:

Рисование «дорожки», предварительно  построенной  ребенком  из  кирпичиков

разного цвета.

Рисование  квадрата, треугольника  и  прямоугольника, предварительно  построенных

из палочек одинаковой величины.

Рисование геометрических фигур, предварительно сложенных из частей.
Рисование «домиков», предварительно сложенных из геометрических фигур.
Рисование 

разноцветных «воротиков» (одноярусных, двухъярусных),

предварительно сконструированных из блоков разной величины.

Методические требования к занятиям третьего этапа:

Занятия этого этапа рекомендуется проводить с ребенком индивидуально.
Если  ребенок  испытывает  затруднения  в  процессе  конструирования  предметов,

рекомендуется напомнить ему приемы конструирования.

Следует сопоставлять изображенный ребенком предмет с образцом.
Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.


background image

На четвертом этапе продолжается обучение детей изображению предметов с натуры,

а также включаются занятия по изображению предметов по замыслу и представлению. На
данном  этапе  дети  обучаются  выделять  в  своих  рисунках  пространственные  ха-
рактеристики  предметов: форму, величину, направление  как  после  зрительного, так  и
после осязательного их обследования.

263

Материал:

цветные  карандаши, альбом  для  рисования; предметы  одинаковой

фактуры (из  дерева): куб, пирамидка, матрешка, груша  и  пр.; пластмассовые  бусы  на
ниточке, пластмассовые модели яблока, банана, огурца и пр.

Руководство:

педагог  предлагает  ребенку  сначала  ощупать  фигуру, словесно

описать  ее, а  затем  нарисовать. В  случае  затруднения  названия  фигуры  рекомендуется
обследовать ее зрительно и затем приступать к рисованию.

Задания:

Рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обследованием с помощью

зрения и осязания.

Рисование бус на ниточке после осязательно-зрительного восприятия.
Рисование катушки, пирамидки после осязательного и зрительного восприятия
Рисование куба, шара после осязательного восприятия.

Методические требования к занятиям четвертого этапа:

Рекомендуется занятия с детьми проводить в небольшой группе 3-4 человека.
Обязательно проводить занятия в указанной выше последовательности.
Добиваться, чтобы  дети  в  процессе  осязательного  и  зрительного  восприятия

образцов проводили тщательный их анализ, называли их существенные признаки.

Напомнить детям, как нужно закрашивать рисунок: горизонтальные, вертикальные,

круговые линии.

Обязательно  перед  началом  рисования  предложить  детям  воспроизвести  форму

фигуры движением руки.

В конце занятий сопоставлять совместно с ребенком его рисунки с образцом.
Проведение  четырех этапов обучающих занятий  по  конструированию  и  рисованию

не  исчерпывает  всего  комплекса  психолого-педагогической  коррекции. Если  дети
успешно  овладевают  конструктивными  и  графическими  умениями, то  в  дальнейшем
рекомендуется  продолжить  их  обучение  рисованию  и  конструированию  по  программе
детского сада.

264
Сложная  структура интеллектуального дефекта  у детей  с церебральным параличом

требует  дифференцированного  подхода  к  психологической  коррекции. При  составлении
психокоррекционной  программы  необходимо  учитывать форму, степень тяжести, специ-
фику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.

Диапазон  интеллектуальных  нарушений  при  ДЦП  чрезвычайно  велик: от

нормального уровня интеллектуального развития до самых тяжелых степеней умственной
отсталости.

Для  детей  с  ДЦП  в  сочетании  с  умственной  отсталостью  характерно  раннее  время

поражения  мозговых  систем  и  тотальное  их  недоразвитие. Первичный  дефект  при  этой
форме аномалии развития — недоразвитие высших форм мыслительной деятельности —
абстрактного мышления.

Исследования  показали, что  у  больных  с  ДЦП  в  сочетании  с  умственной

отсталостью  наблюдаются  выраженные  нарушения  сенсорно-перцептивных  процессов,
что  проявляется  в  недоразвитии  константности  и  предметности  восприятия, в
замедленном  темпе  узнавания  предметов, в  трудностях  обобщения  сенсорных  сигналов
(Мамайчук, 1978 и др.).


background image

Эти  особенности  определяют  основные  задачи  психологической  коррекции

сенсорно-перцептивных процессов:

1.  Обучение  детей  усвоению  сенсорных  эталонов  и  формирование  перцептивных

операций.

2.  Развитие константности, предметности и обобщенности
восприятия.
3.  Развитие скорости восприятия объектов.
С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по
обучению их адекватному восприятию форм и величины предметов.
Занятия проводятся поэтапно с возрастающей сложностью
каждого задания.
1.  Восприятие  детьми  простой  нерасчлененной  формы. Для  этого  психолог

подбирает  предметы, формы  которых  совпадают  с  формами-эталонами. Например,
блюдце и круг, тетрадь и прямоугольник, и пр. Психолог просит ребенка найти предмет,
похожий на образец-эталон.

2.  Восприятие формы, не вполне совпадающей с геометрической. Этот этап занятий

характеризуется  усложнением  способов  обследования  и  усложнением  сопоставления.
Перед ребенком сто-

265

ит  задача  не  только  определить  сходство  формы  воспринимаемого  предмета  с

геометрической формой-эталоном, но и понять, в чем состоит отличие реального предмета
от эталона.

Правильное  сопоставление  формы  реального  предмета  с  формой  эталона

невозможно  без  восприятия  других  пространственных  свойств  предмета — величины,
прстранственного  расположения  или  соотношения  частей. Например, чтобы  отличить
форму яблока от шара, психолог указывает на то, что у яблока наверху «ямка», а свекла в
отличие от шара имеет внизу «хвостик».

3.   Выделение в предмете главных деталей. Перед ребенком стоит задача не только

дополнительного  обследования  предмета, но  и  нового  подхода  к  восприятию  всего
предмета. Вначале дети рассматривают предмет как единое целое. Они воспринимают об-
щую  форму  предмета, затем  обучаются  выделению  в  предмете  основных  деталей  и
соотнесению их друг с другом.

4.   Выделение существенных и характерных признаков предмета. Задача состоит в

том, чтобы  научить  детей  видеть  в  каждом  предмете  его  существенные  признаки, без
которых он теряет свою предметную отнесенность и выделять конкретные черты, харак-
терные  признаки, позволяющие  воспринимать  именно  этот  предмет  со  всеми  его
индивидуальными  отличиями. Например, существенным  признаком  всяких  часов
являются стрелки, а наличие подставки характерно для настольных часов.

5.  Составление форм из отдельных частей. Например, сложение квадрата, круга из

двух и более частей по образцам и без наглядных образцов.

6.  Восприятие пространственных отношений. Восприятие отношений между двумя

предметами. Например, ребенку предлагается поставить (посадить) дерево около дома, за,
рядом, справа, слева и пр.

Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным

видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации.

Особое  внимание  уделяется  формированию  конструктивной  деятельности.

Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате
которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространствен-
ных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969).

266