Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5990
Скачиваний: 52
А. Р. Лурия (1948) провел психологический анализ развития конструктивной
деятельности дошкольников. В отличие от обычно применяемых в дошкольной
педагогике конструктивных игр, где ребенок точно копирует образец, автор предложил
конструирование с нерасчлененных образцов. Перед ребенком стояла задача мысленного
анализа элементов, из которых состоит предложенная модель. Однояйцевые близнецы
были разделены на две группы. Одна группа обучалась конструированию по
традиционной методике, а вторая группа (их сестры и братья) обучалась конструированию
с нерасчлененных образцов (готовые постройки были заклеены белым плотным
картоном). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что предложенный
метод конструирования по моделям радикально изменяет развитие конструктивной
деятельности ребенка, положительно сказывается на развитии сенсорно-перцептивных и
мыслительных процессов. Обучение конструированию по моделям существенно повлияло
на умственное развитие детей, на развитие зрительно-пространственного анализа и
синтеза. Мы использовали метод, предложенный А. Р. Лурия, в психокоррекционной
работе с больными детьми.
Таблица 9. Содержание обучения детей конструктивному моделированию
Этап
Программа
Задания
I.
Подготовительный
Знакомство
детей со
строительным
материалом.
Обучение простым
конструктивным
действиям.
Обучение
планомерному
обследованию
образца и деталей.
Обучение
словесному
обозначению
пространственных
отношений пред-
метов (рядом, на,
над, под, около и т.
п.)
Конструиров
ание
башни
из
трех-пяти кубиков
разных
цветов.
Конструирование
«дорожки» из
кирпичиков разных
цветов.
Конструирование
«забора» из
кирпичиков разных
цветов (верти-
кальное
расположение
деталей).
Конструирование
фигур
из
одинаковых
по
величине и форме
блоков
в
вертикальном
и
горизонтальном
направлениях
267
Этап
Программа
Задания
II. Модельное
конструирование
Обучение
детей
плано-
мерному
рассматриванию
образцов-моделей
и выделению их
значимых
компонентов.
Обучение
эффективным
способам
конструирования с
использованием
развернутых
действий
с
деталями в виде
прикладывания,
приставления,
примеривания.
Обучение
использованию
пространственных
и
метрических
признаков
предметов.
Обогащение
словаря
спе-
циальной
пространственной
терминологией
(квадрат, круг,
треугольник и др.)
Конструирова
ние
объемных
образцов-моделей
из
деталей
одинаковой
ве-
личины и формы
(модель
заклеена
белой
плотной
бумагой).
Конструирование
объемных построек
из деталей разной
величины и формы.
Конструирование
плоскостных
моделей из деталей
одинаковой вели-
чины и формы.
Конструирование
плоскостных
моделей из деталей
разной формы и ве-
личины.
III.
Конструирование с
нерасчлененных
образцов-рисунков
(объемных)
Обучение
детей
рассма-
триванию
образцов-ри-
сунков,
выделение их
значимых
элементов.
Научить
детей
называть
пространственные
отношения.
Обучение детей
правильному
воспроизведению
в постройках
пропорционально
соотносящихся
деталей.
Конструирова
ние построек в
вертикальном
и
горизонтальном
направлениях
из
различных деталей
по
величине
и
форме.
Опыт нашей работы показал высокую эффективность этих занятий (Мамайчук И. И.,
Мендоса С, Мендоса Д., 1983).
Память
детей с ДЦП отличается недостаточностью объема запоминания,
трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. У детей с ДЦП в
сочетании с психическим недоразвитием наблюдаются существенное недоразвитие
опосредованного запоминания, что обусловлено трудностями смысловой организации
запоминаемого материала.
268
В связи с этим важными направлениями психокоррекции памяти являются:
1. Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях.
2. Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в
процессе игровой и учебной деятельности.
Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с ДЦП с психическим
недоразвитием. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования
понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у них непосредственно
связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направлением психокоррекции
является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В связи с
этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:
1. Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с
предметами различной формы, величины, цвета.
2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).
3. Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и
изобразительной деятельности.
Важным принципом психокоррекции детей, с ДЦП и психическим недоразвитием
является деятельностный подход. Сам процесс психокоррекции должен проходить в
процессе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной
недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то
психокоррекцию необходимо проводить в контексте предметно-практической деятель-
ности. Вторым важным принципом является комплексный подход к психокоррекции.
Соблюдение этого принципа требует тесного контакта психолога с педагагом-
дефектологом, логопедом, воспитателем и родителями. Третьим наиболее важным
принципом является иерархический принцип коррекции. Психолог в процессе коррекции
должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его
потенциальные возможности.
У подавляющего большинства детей с ДЦП наблюдается задержка психического
развития, что проявляется в замедленном темпе формирования познавательных процессов
и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возраст-
269
ных этапах. Для них характерно недоразвитие предпосылок мы-| шления, а именно:
внимания, памяти, пространственного гнозиса. Для удобства анализа структуры
нарушения познавательной! деятельности у детей с ДЦП в сочетании с задержкой
психического развития целесообразно выделить три ее основных блока: мо-тивационный,
операционно-регуляторный и блок контроля (Бур-менская, Карабанова, Лидере, 1990).
Таблица 10. Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП с
задержкой психического развития
Наименовани
е и содержание
блока
Психокоррек
ционные задачи и
приемы
Формы ДЦП
Мотивационн
ый
Неумение
ребенка выделить,
осознать и принять
цели действия
Формирован
ие познавательных
мотивов:
—
создание
проблемных
учебных
ситуаций;
—
стимулирование
активности
ребенка
на
занятии; — анализ
типа
семейного
воспитания (при
доминантном типе
снижается
познавательная
активность
у
ребенка).
Приемы:
создание игровых
учебных ситуаций;
дидактические и
развивающие игры
Задержанное
развитие у детей с
двигательными
нарушениями,
обусловленное
социально-педаго-
гической
запущенностью
Операционно-
регуляторный блок
Неумение
планировать свою
деятельность
по
времени
и
содержанию
Обучение
ребенка
пла-
нированию
деятельности
во
времени.
Предварительная
организация
ориентировки
в
задании.
Предварительный
анализ с ребенком
используемых
средств
деятельности
Приемы: обучение
ребенка
продуктивным
видам
деятельности
(конструирование,
рисование, мо-
делирование)
Все
формы
ДЦП в сочетании с
задержкой
пси-
хического
развития.
■
270
Наименовани
е и содержание
блока
Психокоррек
ционные задачи и
приемы
Формы ДЦП
Блок
контроля
Неумение ребенка
контролировать
свои действия и
вносить необходи-
мые коррективы
Обучение
контролю
по
результатам
деятельности.
Обучение
контролю
по
способу
деятельности.
Обучение
контролю по ходу
выполнения
дея-
тельности.
Приемы:
дидактические
игры
и
упражнения
на
внимание, память,
на-
блюдательность;
обучение
конструированию
и рисованию по
моделям.
Дети с ДЦП с
задержкой
психического раз-
вития
Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов
могут проводиться как индивидуально, так
и в
группе.
Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и
других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои
действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации
повседневной жизни ребенка, исключение возможности незавершения начатых ребенком
действий.
Важным направлением психокоррекции детей с церебральным параличом является
работа с родителями.
Перед психологом стоит задача смягчить тот эмоциональный
дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка, а .также
сформировать у родителей положительные установки на активную помощь ребенку,
найти адекватный стиль семейного воспитания детей с ДЦП. В диссертационном
исследовании Чавес С, проведенном под нашим руководством, было выявлено, что
родители детей с ДЦП склонны к неадекватной оценке их психических
и
физических
возможностей, преобладающим стилем воспитания больных детей является
потворствующая гиперпротекция, что в значительной степени снижает самостоятельность
детей, негативно отражается на их коммуникативных и эмоционально-волевых качествах.
Наблю-
271
дается также воспитательная неуверенность у родителей, проекция на ребенке
детских качеств и своих недостатков. В процессе работы с родителями необходимо
формировать у них адекватные представления о личности и психофизических
возможностях
больного
ребенка. Целесообразно
организованная
система
психокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ
конфликтных ситуаций и пр.) способствует позитивной перестройке отношений
родителей к больному ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает
редукции их негативных переживаний. Опыт нашей работы свидетельствует о
целесообразности организации родительских ассоциаций и клубов с целью взаимной