Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5987

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

сознание. Этому возрасту свойственна дисгармоничность психического развития, которая
часто  проявляется  в  акцентуирован-ности  характера. По  данным  А. Е. Личко,
акцентуированность (заостренность) отдельных черт  характера у учащихся разных типов
школ варьирует от 32 до 68 процентов от общего контингента (Личко, 1983).

Акцентуации характера — это крайние варианты нормального характера, но в то же

время  они  могут  быть  предрасполагающим  фактором  для  развития  неврозов,
невротических, патохарактеро-логических и психопатических реакций.

В 

многочисленных 

исследованиях 

психологов 

показано, что 

степень

дисгармоничности у подростков различна, а акцентуированность характера имеет разные
качественные  особенности  и  по-разному  проявляется  в  особенностях  поведения
подростков.

Традиционно при классификации акцентуаций характера используется два основных

подхода: клинический (психиатрический)

281

и психологический. Клинический подход разработан А. Е. Личко. Автор на основе

клинико-психиатрического  анализа  выделил 11 ■  типов  акцентуаций  характера  в
подростковом  возрасте: гипертим-ный  тип, циклоидный, лабильный, астено-
невротический, сензи-тивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероид-
ный.

В классификации К. Леонгарда, разработанной на основе психологического анализа

личности, предлагаются  следующие  типы  акцентуаций  характера: гипертимный,
дистимический, эмотив-ный, тревожный, интровертированный, возбудимый, демонстра-
тивный, неустойчивый, аффективно-лабильный, педантичный и др. (Леонгард, 1981).

Типы  акцентуаций  характера  весьма  сходны  и  частично  совпадают  с  типами

психопатий. Различия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на
диагностических  критериях, разработанных  в  трудах  П. Б. Ганнушкина (1998) и  О. В.
Кебрико-ва (1971). Обычно  акцентуации  развиваются  в  период  становления  характера  и
сглаживаются с повзрослением индивида. Особенности характера при акцентуациях могут
проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и
почти  не  обнаруживаются  в  обычных  условиях. Социальная  дезадаптация  при
акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В  динамике  акцентуаций  характера  А. Е. Личко  выделяет  две  основные  группы

динамических изменений:

Первая группа — это переходящие, транзиторные изменения характера.
Вторая группа — относительно стойкие изменения характера.
Транзиторные  изменения  характера  проявляются  в  подростковом  возрасте  в

аффективных  реакциях  различного  вида.  А.  Е.  Личко  выделяет  следующие  виды
аффективных реакций:

1.   Интрапунитивные реакции, которые представляют собой разряд аффекта путем

аутоагрессии — нанесение  себе  повреждений, покушений  на  самоубийство, причинение
себе вреда разными способами.

2.  Экстрапунитивные  реакции  подразумевают  разряд  аффекта  путем  агрессии,

направленной на окружающих, а именно: напа-

282
дение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под

руку предметах.

3.  Импунитивная  реакция  проявляется  в  том, что  аффект  разряжается  путем

безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак не исправляет
ситуацию.

4.  Демонстративные  реакции, когда  аффект  разряжается  в «спектакль», в

разыгрывании бурных сцен, в изображении попыток самоубийства и т. п.


background image

Кроме  аффективных  реакций  при  транзиторных  акцентуациях  особенности

поведения  могут  проявляться  как  в  виде  делинквентно-сти, т. е. в  проступках  и  мелких
правонарушениях, в  аддикции, в  побегах  из  дома  или  бродяжничестве; транзиторных
сексуальных девиациях (ранняя половая жизнь, гомосексуальная направленность и пр.).

Во  второй  группе  наблюдаются  стойкие  изменения  характера, что  проявляется: в

переходе «явной акцентуации» в скрытую, латентную; в формировании под воздействием
неблагоприятных условий среды психопатических черт характера («краевые психопатии»
по О. В. Кебрикову); трансформации типов характера (Личко, 1983).

Рассмотрим  содержательные  характеристики  каждого  типа  акцентуаций  характера,

представленные в классификации Леонгарда (1981).

Гипертимный тип

Основными характеристиками этого типа акцентуации характера является оптимизм,

усиленная жажда деятельности, высокая активность у подростков. При слабовыраженной
акцентуации  у  подростка  наблюдаются  такие  особенности, как  общительность,
устойчивое, хорошее  настроение, уверенность  в  себе, активное  стремление  к
деятельности, организаторские  способности. При  резко  выраженной  акцентуации
характера  по  гипертимному  типу  у  подростка  могут  проявляться  такие  дезадаптивные
качества, как  легкомыслие, неразвитость  этических  норм  и  правил, безответственность,
склонность  к  азартным  увлечениям, побегам, ранней  алкоголизации  и  ранним
сексуальным  связям. Гипертимные  подростки  конформно  чувствуют  себя  в  группе
сверстников, инициативны, свободолюбивы. В  ситуации  ограничения  проявляют  еще
большую гипертимность, склонны к асоциальным поступкам.

283

Дистимический тип

Особенностями  этого  типа  акцентуации  являются  периодиче- . ские  колебания

настроения и жизненного тонуса у подростков. В период подъема настроения подростки
этого  типа  коммуникабельны, активны. В  период  спада  настроения они  немногословны,
пессимистичны, начинают  тяготиться  шумным обществом, становятся  унылыми, теряют
аппетит, страдают бессонницей.

Подростки  этого  типа  акцентуации  конформно  чувствуют  себя  среди  небольшого

круга  близких  людей, которые  их  понимают  и  оказывают  поддержку. Важным  для  них
является наличие длительных, устойчивых привязанностей, увлечений.

Эмотивный тип

Подростки  этого  типа  характеризуются  изменчивостью  настроений, глубиной

переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой
интуицией, чувствительны  к  оценкам  окружающих. Они  конформно  чувствуют  себя  в
кругу  семьи,  понимающих  и  заботливых  взрослых,  постоянно  стремятся  к
доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

Тревожный тип

Основной  чертой  этого  типа  акцентуации  является  тревожная  мнительность,

постоянный страх за себя и своих близких. В детстве у подростков тревожного типа часто
наблюдается  симбиоти-ческая  связь с матерью или другими родственниками. Подростки
испытывают  сильный  страх  перед  новыми  людьми  (учителя,  соседи  и  пр.).  Они
нуждаются  в  теплых, заботливых  отношениях. Уверенность  подростка, что  ему  окажут
поддержку, помощь  в  неожиданной, нестандартной  ситуации, способствует  развитию
инициативы, активности.

Интровертироеанный тип

У подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональной отгороженности,

замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские
отношения с окружающими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности.

284


background image

У  них  наблюдается  слабая  экспрессивность, стремление  к  одиночеству,

заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Нуждаются в  теплых, заботливых
отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии
взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.

Возбудимый тип

При 

этом 

типе 

акцентуации 

характера 

у 

подростков 

наблюдается

несбалансированность  между  возбудительными  и  тормозными  процессами. Подростки
возбудимого  типа, как  правило, находятся  в  состоянии  дисфории, что  проявляется  в
подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом
состоянии  возбудимый  подросток  подозрителен, заторможен, ригиден, склонен  к
аффективной  вспыльчивости, импульсивности, немотивированной  жестокости  по
отношению  к  близким.  Возбудимые  подростки  нуждаются  в  теплых  эмоциональных  от-
ношениях с окружающими.

Демонстративный тип.

Подростки  этого  типа  отличаются  ярко  выраженным  эгоцентризмом, постоянным

желанием  быть  в  центре  внимания, желанием «произвести  впечатление». Для  них
характерна  коммуникабельность, высокая  интуиция, умение  приспосабливаться. При
благоприятных  условиях, когда «демонстративный» подросток  оказывается  в  центре
внимания  и  принят  окружающими, он  хорошо  адаптируется, способен  к  продуктивной,
творческой  деятельности. При  отсутствии  таких  условий  наблюдается  дисгармония
личностных  свойств  по  истероидному  типу — привлечение  к  себе  особого  внимания
демонстративным  поведением, проявляется  склонность  ко  лжи  и  фантазированию  как
защитный механизм.

Педантичный тип

Как  подчеркивает  Леонгард, педантичность  как  акцентуированная  черта  характера

проявляется  в  поведении  личности. «Поведение  педантической  личности  не  выходит  за
пределы  разумного, и  в  этих  случаях  часто  сказываются  преимущества, связанные  с
тенденцией к основательности, четкости, законченности» (С. 64).

285

Главными  чертами  этого  типа  акцентуации  характера  в  подростковом  возрасте

являются  нерешительность, склонность  к  рассужда-тельству. Такие  подростки  очень
аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков
при  повышенной  тревожности  наблюдается  нерешительность  в  ситуации  принятия
решений. Их  поведение  отличается  некоторой  ригидностью, эмоциональной
сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.

Неустойчивый тип

Основной  характеристикой  этого  типа  является  выраженная  слабость  волевых

компонентов  личности. Безволие  проявляется  прежде  всего  в  учебной  или  трудовой
деятельности подростка. Однако в процессе развлечений такие подростки могут проявлять
высокую  активность. У  неустойчивых  подростков  наблюдается  также  повышенная
внушаемость, в связи с чем их социальное поведение в значительной степени зависит от
окружения. Повышенная  внушаемость  и  импульсивность  на  фоне  незрелости  высших
форм  волевой  деятельности  нередко  способствует  формированию  у  них  склонности  к
аддиктивному (зависимому  поведению): алкоголизм, наркомания, компьютерная
зависимость  и  пр. Неустойчивая  акцентуация  проявляется  уже  в  начальных  классах
школы. У  ребенка  полностью  отсутствует  желание  учиться, наблюдается  неустойчивое
поведение. В структуре  личности у неустойчивых подростков наблюдается  неадекватная
самооценка, что  проявляется  в  неспособности  к  самоанализу, соответствующей  оценке
своих  поступков. При  надлежащем  контроле  возможно  исключить  появление
неструктурированного  поведения. Неустойчивые  подростки  склонны  к  подражательной


background image

деятельности, что  дает  возможность  при  благоприятных  условиях  сформировать  у  них
социально приемлемые формы поведения.

Аффективно-лабильный тип

Важной  чертой  этого  типа  является  крайняя  изменчивость  настроения. Частые

перемены  настроения  сочетаются  со  значительной  глубиной  их  переживания. От
настроения  данного  момента  зависит  самочувствие подростка, его трудоспособность. На
фоне колебания настроения возможны мимолетные конфликты со свер-

286
стниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует

быстрое  раскаяние. В  период  хорошего  настроения  лабильные  подростки  общительны,
легко  приспосабливаются  к  новой  обстановке, отзывчивы  на  просьбу. У  них  хорошо
развита  интуиция, они  отличаются  искренностью  и  глубиной  привязанности  к  родным,
близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых
лиц. При  доброжелательном  отношении  со  стороны  педагогов  и  окружающих  такие
подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.

Психологическая  диагностика  типа  акцентуации  характера  имеет  важное  значение

для  дифференцированного  подхода  к  психологической  коррекции, однако  недостаточно
ориентироваться только на данный параметр. Важное значение имеет анализ Я-концепции
личности подростка и способов его психологической защиты.

В  современной  психологии  Я-концепция  рассматривается  как  многоуровневая

система, состоящая из трех основных блоков: описательный, как образ Я, отношенческий
как отношение к себе или к отдельным своим качествам, и самооценочный как принятие
себя. Я-концепция как интегрированное понятие включает в себя не только представление
индивида  о  себе  в  настоящем,  но  и  то,  что  он  о  себе  думает,  как  смотрит  на  свою
деятельность  и  возможность  развития  в  будущем (Берне  Р., 1991). Как  отмечает  Берне,
выделение  описательной  и  оценочной  составляющих  позволяет  рассматривать  Я-
концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к
Я-концепции выделяются три главных элемента установки:

1.   Когнитивная  составляющая  установки — это  образ «Я», включающий

представление индивида о самом себе.

2.  Эмоционально-оценочная составляющая — это самооценка. Аффективная оценка

образа «Я» может  различаться  по  интенсивности, так  как  конкретные  черты образа «Я»
могут  вызывать  более  или  менее  сильные  эмоции,  связанные  с  их  принятием  или
осуждением.

3.   Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые

могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (Берне, 1991).

Я-концепция  личности  является  важным  регулятором  ее  поведения  в

соответствующих условиях. Она включает в себя две

287

большие  подсистемы: личностную  и  социальную  идентичность. Личностная

идентичность относится к самоопределению в терми-

'

нах физических, интеллектуальных

и 

нравственных 

личностных 

черт. Социальная 

идентичность 

определяется

принадлежностью  человека к различным социальным категориям: расе, национальности,
классу, полу  и  т. д. Наряду  с  личностной  идентичностью, социальная  идентичность
оказывается важным регулятором са-1 мосознания и социального поведения.

Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-цен- j ностное отношение

личности  к  себе  является  центральным  звеном  ее  внутреннего  психического  мира,
создающим его единство и целостность. Эмоционально-ценностное отношение личности к
себе  возникает  на  основе  переживаний, включенных  в  рациональные  моменты
самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые человеком в
разное  время, в  разных  жизненных  обстоятельствах  в  связи  с  размышлением  о  себе,


background image

понимание самого себя и т. д. составляют тот эмоциональный «фонд» лично-

сти,

который

в  дальнейшем  оказывает  существенное  влияние  на  гармонизацию  личности, на
особенности ее поведения.

В психологии традиционно различаются два вида образа j «Я» — «Я-реальное» и «Я-

идеальное». Рассматривая  структуру  Я-

концепции,

Р. Берне  замечает, что  образ «Я» и

самооценка  поддаются  лишь  условному  концептуальному  различению, поскольку  в
психологическом  плане  они  неразрывно  взаимосвязаны. Образ  и  оценка  своего «Я»
предрасполагают  индивида  к  определенному  поведению; поэтому  глобальную  Я-
концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на
са-

мого

себя. Автор выделяет следующие основные составляющие «Я-концепции».

1.    Реальное  «Я»  —  установки,  связанные  с  тем,  как  индивид  |  воспринимает  свои

актуальные  способности, роли, свой  актуаль-1 ный  статус, то  есть  его  представления  о
том, каков он на самом я деле.

2.   Зеркальное (социальное) «Я» — установки, связанные! с  представлениями

индивида о том, как его видят другие.

3.      Идеальное  «Я»  —  установки,  связанные  с  представлениями  I  индивида  о  том,

каким он хотел бы стать.

288
Идеальное в отличие от реального «Я» складывается из целого ряда представлений,

отражающих  сокровенные  чаяния  и  устремления  индивида. Эти  представления  бывают
оторваны  от  реальности. Как  отмечает  Хорни, большое  расхождение  между  реальным  и
идеальным «Я» нередко  ведет  к  депрессии. Идеальное «Я» связано  с  усвоением
культурных  идеалов, представлений  и  норм  поведения, которые  становятся  личными
идеалами  благодаря  механизмам  социального  подкрепления. Реальное «Я» позволяет
принимать  решения  и  брать  на  себя  ответственность  за  них.  Оно  ведет  к  подлинной
интеграции и здоровому чувству целостности, тождества (Хорни К., 1993).

Итак, ориентируясь на концепцию Бернса, рассмотрим когнитивные, эмоционально-

оценочные и поведенческие составляющие образа «Я» у подростка.

Когнитивный

компонент включает в себя знания подростка о своих возможностях, в

том  числе  и  физических. Это  и  восприятие  подростком  своего  внешнего облика, своего
тела, своих  физических  качеств (сила, выносливость, ловкость  и  пр.). Когнитивный
компонент  не  только  формирует  представление  подростка  о  самом  себе, но  и  включает
отношение к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа
«Я» в значительной степени зависит от социального окружения подростка, особенностей
его  воспитания  и  жизненного  опыта. Например, у  подростков, родители  которых
постоянно  фиксируют  внимание  на  его  недостатках (физических, интеллектуальных,
личностных), наблюдается  искаженная  самооценка, которая  в  значительной  степени
негативно отражается на его поведении.

Эмоционально-оценочный

компонент  самооценки  отражает  результаты  сравнения

знаний  подростка  о  себе  с  другими. Аффективная  оценка  представлений  подростка  о
своих возможностях может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные
или  позитивные  характеристики  образа «Я» могут  вызывать  у  ребенка  более  или  менее
сильные  эмоции, связанные  с  принятием  или  осуждением  себя. Важное  значение  на
формирование  эмоционального  компонента  самооценки  играют  обобщенные  знания
подростка о себе в процессе общения и деятельности. Негативная эмоциональная оценка
подростком себя нередко приводит к аддиктивному (саморазруша-

289

ющему  поведению), что  может  проявляться  в  наркомании, алкоголизации,

табакозависимости, в склонности к азартным играм и пр.