Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3216

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

социальному давлению, стремящиеся к достижениям, риску и получающие удовольствие
от манипуляций другими людьми (Т. В. Бендас, 2000; Д. Майерс, 1996).

Задача доминирующей личности — обеспечение безопасности группы, координация

действий ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив группы и
внушение веры в будущее. Доминирование одного из супругов является необходимым ус-
ловием устойчивости семьи.

Ответственность — склонность  личности  придерживаться  в  сво -ем  поведении

общепринятых в данной обстановке социальных норм, исполнять ролевые обязанности и
ее готовность дать отчет за свои действия. Личность может нести ответственность за себя,
отдельных членов группы, референтную группу (часть группы, к которой принадлежит) и
группу в целом. В случае, интересующем нас, член семьи может нести ответственность за
других членов семьи (напри -мер, жену, или мужа, или детей) и за семью в целом. Роль
лидера, главы  семьи  предполагает  именно  ответственность  за  семью  в  целом: ее
настоящее, прошлое  и  будущее, деятельность  и  поведение  членов  семьи  перед  собой  и
семьей, перед  ближайшим  социальным  окружением  и  той  частью  общества, к  которому
принадлежит семья. Это всегда ответственность за других, и не просто отдельных близких
людей, а за социальную группу как целое.

Вслед за М. Мид В. Н. Дружинин нормальной называет семью, где ответственность

несет муж / отец.

Чаще  субъект  доминирования  и  субъект  ответственности  совпадают  в  одном  лице.

Максимально  стабильной  является  семья, в  которой  субъект  ответственности  и  субъект
власти  —  одно  и  то  же  лицо,  а  члены  семьи  психологически  ближе  к  нему,  чем  друг  к
другу.

68
Распределение власти между супругами характеризует то, насколько каждый из них

отвечает  за  принятие  и  реализацию  решений  в  различных  сферах  функционирования
семьи. Можно  предположить  и  другую  ситуацию, когда  реализацией  роли  занимается
один супруг, а властью в ней обладает другой.

Понятие

глава  семьи

подразумевает, что один из супругов  практически определяет

все, что  происходит  в  семье. Проведенный  анализ  ролевой  структуры  семьи  наглядно
показывает, что:

1) структура власти в семье — явление достаточно сложное;
2) сам  феномен власти сложен, и  для  разностороннего его анализа  необходим  учет

таких факторов, как соотношение власти и контроля, абсолютные показатели власти мужа
и жены и т. д. Поэтому целесообразно говорить не о власти в семье вообще, а о власти в
реализации данной семейной роли.

В  исследовании  лидерства  в  молодой  семье (2002) мы  предположили, что

существуют различные типы семейного лидерства, лидерская роль по-разному осознается
членами  семьи, члены  семьи  различаются  по  степени  удовлетворенности  своей  ролью  в
системе  лидер — подчиненный, семейное  лидерство  связано  с  уровнем  удов-
летворенности браком у супругов. Кто же чаще является лидером в современной семье и
как это сказывается на благополучии семьи?

Использовались  методики, изучающие  характер  распределения  ролей  в  семье  и

взаимодействия  супругов  в  конфликтных  ситуациях, удовлетворенность  браком  и
выявления лидерских качеств.

Результаты  показали, что, в  основном, у  участников  исследования  были  выявлены

средние по выраженности лидерские способности

(53%

мужчин и 80% женщин). Сильно

лидерские  качества  выражены  в  семье  у 27% мужчин  и 3% женщин. Представление  об
идеальном лидерстве в семье различалось у мужчин и женщин (лидером в семье должен
быть муж — считают 70% мужчин и 47% женщин, жена — 5% мужчин и 10% женщин);
лидера  в  семье  быть  не  должно (30% мужчин  и 40% женщин). Эти  данные  отражают
традиционные  представления  о  преобладании  мужского  лидирования  и  одновременно


background image

тенденцию к равноправию в семье. Кроме того, в интервью выяснилось, что в 20% семей
лидерами являются мужья, а в 13% — жены. В трети семей лидерство не рефлексируется,
и  еще  в  трети  существует  борьба  за  лидерство. В  ходе  исследования  были  получены
данные  о  степени  удовлетворенности  опрашиваемых  сво -им  положением  в  семье. Все
мужчины признали, что их устраивает

6

9

их положение в семье. 85% женщин также удовлетворены своим уровнем лидерства.

Но  оставшихся 15% не  устраивает  их  уровень  социальной  власти  в  семье. Это  те
женщины, которые в действительности являются лидерами в семье, но хотели бы, чтобы
на  их  месте  были  мужья. Одна  из  причин  такого  состояния — усталость, вызванная
объемом ответственности и  доминирующей  над  мужем  позицией. Стало  ясно, что  жены
приписывают  себе  выполнение  всех  ролей, за  исключением  роли «добытчика».
Большинство из них считают, что финансовое положение семьи в равной степени зависит
и  от  жены, и  от  мужа. Мужчины  же  все  семейные  роли  с  готовностью  отдают  женам,
оставляя  за  собой  лишь  материальное  обеспечение. Все  семьи  по  распределению  ролей
были разделены на три группы (ранжированный список):

1) лидерские качества выражены у супругов в равной степени;
2) лидерские качества сильнее выражены у мужа;
3) лидерские качества сильнее выражены у жены.
По  результатам  исследования  оказалось, что  лидерские  качества  не  связаны  с

тендерной  принадлежностью. Хотя  в  патриархальном  укладе  провинциального  города
считается, что в идеале лидером должен быть муж, на самом деле, в большей части семей
наблюдается либо равноправие, либо борьба за лидерскую позицию. Интересным кажется
факт, что  в  основном, не  желая  быть  лидерами  в  семье (возможно, лишь  декларируя
нежелание), жены  занимают  доминирующее  положение  во  всех  сферах  организации
семейной жизни.

Было установлено, что существуют различные типы семейного лидерства: лидерство

мужа, лидерство  жены, взвешенный  тип. Лидерская  позиция  по-разному  осознается
супругами. Считая себя лидерами, мужья в то же время не берут на себя ответственность
за выполнение семейных ролей. А жены, фактически доминируя во всех сферах семейной
жизни, не признают (не осознают) себя лидерами.

В целом, можно сказать, что наибольшее влияние на благополучие семьи имеет то,

насколько  удовлетворяет  распределение  власти  и  семейных  ролей  остальных  членов
семьи, и  соответствует  ли  доминирующий  член  семьи  представлениям  об  идеальном
лидерстве.

Контрольные вопросы
1.    Дайте определение следующим понятиям: семейный стресс, стрессор, семейные

трудности, семейный кризис.

2.     Назовите  основания  для  классификации  семейных  стрессоров  и  приведите

примеры из жизни.

3.     В чем проявляется семейный стресс?
4.    Что помогает семье противостоять кризису?
5.    Чем отличается защитное поведение в семье от совладающе-го поведения?
6.    Что такое совладеющее поведение и его продуктивные стратегии и стили?
7.    Дайте  определение  стрессов  семейной  жизнедеятельности, которое  является

признанным в зарубежной психологии семьи.

8.     Назовите  основные  источники  семейных  стрессов  и  охарактеризуйте  их

последствия для внутрисемейного равновесия.

9.    Дайте  определение  центрированного  на  отношениях, или  ди -адического,

копинга. Каковы его основные характеристики, его значение и ценность для супружеских
отношений?


background image

10.     Проанализируйте, различаются ли трудности, описываемые в психологической

теории, от трудностей действительных, наблюдаемых вами в реальной жизни?

11.     Каковы  различия  в  предпочитаемых  стратегиях  совладающего  поведения  в

семьях на разных этапах жизненного цикла, чем обусловлены эти различия?

12.          Какие  различия  в  переживаемых  трудностях  существуют  между  полной  и

неполной семьей?

13.     Какие воспитательные установки присущи матерям из непол -ных семей и как

они влияют на совладание подростков?

14.     Насколько  адаптивно  совладеющее  поведение  членов  непол -ной  семьи  по

сравнению с семьей полной?

Задания для самостоятельной работы
1.  Теории лидерства с точки зрения половых и тендерных различий.
2.  Виды и типы семейного лидерства в современной семье.
3.  Причины распада современной семьи.
4.  Специфика диадического копинга в российской семье.
ЛИТЕРАТУРА
1.

АбабковВ. А., ПерреМ.

Адаптация  к  стрессу. Основы  теории, диагностики,

терапии. СПб.: Речь, 2004.

2.        Алешина  Ю.  Е.

Цикл  развития  семьи: исследования  и  проблемы // Вестник

Московского Университета. Серия 14. Психология. 1987. № 2.

3.

АлешинаЮ. Е., ГозманЛ. Я., ДубовскаяЕ. М.

Социально-психологические

методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987.

4.

АндрееваЕ. Н.

Переживание проблем в области взаимоотношений с родителями

и  стратегии  совладающего  поведения  асоциальных  и  просоциальных  подростков //
Психологические проблемы современной российской семьи. В 2-х частях. Ч. 2. М., 2003.

5.

БелоруковаН. О.

Семейные трудности и психологическое совладание с ними на

разных этапах жизненного цикла семьи. Квалификационная работа. (На правах рукописи.)
Кострома, 2003.

6.

Бендас Т. В.

Тендерная психология лидерства. Оренбург: ИПКОГУ, 2000.

7.

БрайтД., Джонс  Ф.

Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб: ПРАЙМ-

ЕВРОЗНАК, 2003.

8.

Варга  А.  Я.

Системная  семейная  психотерапия. Краткий  лекционный  курс.

СПб.: Речь, 2001.

9.

Дружинин В. Н.

Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М. -

СПб.: ПЕР СЭ, 2000.

10.

Дружинин В. Н.

Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

11.

КобзеваЕ. В.

Копинг-поведение  семьи  в  трудных  ситуациях.

Квалификационная работа. (На правах рукописи.) Кострома, 2001.

12.

МайерсД.

Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.

13.

Миллер  А.

Драма  одаренного  ребенка  и  поиск  собственного  Я. М.:

Академический проект, 2001.

14.

Обозов Н. Н.

Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.

15.     Психологические  проблемы  современной  российской  семьи. Мат-лы

Всероссийской  научной  конференции. В 2-х  частях/ Под  ред. В.К. Шабельникова, А. Г.
Лидерса. М., 2003.4.1-2.

16.     Семейная психотерапия. (Хрестоматия.) / Сост. Э. Г. Эй-демиллер и др. СПб.:

Питер, 2000.

17.     Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы  психологии  со-владающего

поведения в семейном контексте. Коллективная монография / Под ред. Т. Л. Крюковой, М.
В. Сапоровской. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.

18.

Скиннер Р., Клииз Д.

Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995.


background image

19.

Спиваковская А. С.

Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. М.: ЭКСМО-

Пресс, 1999.

20.

Фонтана  Д.

Как  справиться  со  стрессом. / Перри  Г. Как  справиться  с

кризисом: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995.

21.

Хамитова  М. Ю.

Теория  семейных  систем  Мюррея  Боуэна  /  /  Журнал

практической психологии и психоанализа. 2001. № 3.

22.

ХорниК.

Проблема  моногамного  идеала. Проблемы  брака / Психология

женщины. Собр. соч. М.: Смысл, 1997. В 3 т. Т. 1.

23.

Чехов  А. П.

Скучная  история. Избр. соч. в 2 т. Т. 1. М.: Художественная

литература, 1979.

24.

Эйдемиллер  Э. Г., Юстицкис  В.

Психология  и  психотерапия  семьи. СПб.:

Питер, 1999.

25.

Юнг К. Г.

Брак как психологическое отношение / Конфликты детской

ДУШИ

. М

• Кянпн   1 QQ4

73

26.

Bodenmann G.

Die Bedeutung von Stress fur die Famili-enentwicklung: Gattingen:

Hogrefe, 2000.

27.

McCubbin H. I.

Families under Stress: what makes them Resilient. University

ofWisconsin — Madison, 1997.

28.     Stress, Coping and Resiliency in Children and Families. / Ed. byE. M. Hetherington,

E. A. Blechman. Lawrence Erlbaum Ass. Inc., Publishers. Mahwah, New Jersey, 1996.

29.     Stress and the Family. Vol.1. Coping with Normative Transitions. Vol.2.Coping with

Catastrophe / Ed. by H. I. McCubbin, C. R. Figley. Brunner / Mazel Publishers, New York,
1983.

30.

Boman P., Yates Gr.

Optimism, Hostility, and Adjustment in the First Year of High

School // British J. of Educational Psychology, 2002 [http://www.unisanet.unisa.edu.au/
edpsych/quests].

ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
ТЕОРИИ РОДИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ,

КУЛЬТУРЕ

и психологии

Природой  и  обществом  каждый  мужчина  подготавливается  к  тому, чтобы  стать

мужем  и  отцом, а  женщина — женой  и  матерью. В  самом  общем  плане  отношения  в
семье, ролевые предписания  матери и  отца  определяются, прежде  всего, экономическим
строем  общества. Материнство  и  отцовство, описываемые  в  настоящее  вре -мя,
существенно отличаются  от  тех образов и  ролевых моделей  поведения матерей  и  отцов,
которые были характерны для предыдущих исторических периодов.

Материнская  любовь  как  нормативная  установка  и  общественная  ценность

сформировалась только к концу XVIII в. «Новая мать» в конце XVIII — начале XIX вв.
начинает  больше  и  иначе  заботиться  о  ребенке: матери  желают  кормить  грудью
собственных  детей, отказываясь  от  услуг  кормилиц (на  такой  шаг  решаются  матери -
дворян -ки, в  литературе  это  нашло  отражение  в  образе  Наташи  Ростовой). Становится
немодно отдавать  ребенка  в  интернаты, модно — заботиться  и  общаться  с ребенком, не
любить детей стало «стыдно».

Социум  открыто  выступает  против  антигуманности  воспитания  в  семьях,

разрушающей  семейные  связи, наносящей  вред  целым  поколениям. Педагоги XVIII в.
предлагают следовать детской природе и видят необходимость отказаться от ограничений,
установленных волей воспитателя, отучить ребенка от слепого повиновения.

Общество  увеличивает  объем  социальной  заботы  о  ребенке: воз -никает  новое

направление  в  медицине — педиатрия, появляется  новая  концепция  детства, растет
интерес к воспитанию и обучению детей и т. д. В центре семейной жизни находятся все
стороны детской жизни, ответственность за детей возлагается на мать. Отсюда —

75


background image

формирующийся  идеальный  образ  нежной, любящей  матери, находящей  свое

высшее счастье в детях, свое предназначение — в служении семье.

Понятие «материнская любовь» наполняется новым  содержанием в  зависимости от

эпохи и ценностей общества, воспитавшего мать. В целом, женщина становится «плохой»
или «хорошей» матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе
материнство.

Без  сомнения,"женщина-мать, благодаря  периоду  беременности  и  родов,

значительно  теснее  связана  с  ребенком, чем  отец. Так, в  одном  психологическом
эксперименте 27 матерей отличали по магнитофонной записи голос своего 3—7-дневного
ребенка  от  голоса  других  четырех  младенцев, при  этом  более 80% матерей (22 матери)
узнали голос собственного ребенка безошибочно.

Кроме того, отцовство, как и материнство, — социокультурный феномен, роль отца

более  или  менее  тщательно  «прописана»  в  каждой  культуре.  По  мнению  западных
исследователей-этнопсихологов, роль отца в  той  или иной  культуре  определяется  рядом
аспектов:

1) число жен и детей, за которых он несет ответственность перед
социумом;
2) степень его власти над ними;
3) время, которое он уделяет семье;
4) непосредственное или опосредованное включение в проблемы жен и детей, в том

числе и ухаживание за детьми;

5) степень участия в ритуальных событиях;
6) вовлеченность в труд на благо семьи;
7) усилия  по  увеличению  ресурсов  семьи. Традиционный  культ  мужчины — это

культ силы и суровости, а

«невостребованные» чувства  подавляются  и  атрофируются. В  мужской  роли

основное значение придается поступкам, а не переживаниям. Согласно И. П. Петрище, от
отца в семье следует ожидать мудрой строгости, рассудительной справедливости в оценке
положительных  и  отрицательных  событий, сдержанности  в  проявлении  чувств,
уверенности, надежности.

Многие  исследователи, анализируя  традиционную  семью, отводят  отцу

второстепенную роль, считая, что мать является самым главным воспитателем в семье (О.
А. Карабанова, 2004). Следует  отметить, что  подобные  идеи  имели  определенный
практический

76
резонанс, поскольку  принято  считать, что  мать  более  ответственно  относится  к

своему  ребенку, чем  к  своим  профессиональным  делам. Однако  также, как  в  культуре
изменялся  образ  матери, изменялась  и  роль  отца. Последние  годы  эмоциональные
контакты отца и детей воспринимаются социумом как более приемлемые.

Исследователями  доказано, что  уже  с  самого  раннего  возраста  дети  испытывают

потребность  общаться  с  отцом, хотя  еще  отдают  предпочтение  матери. Наблюдения
показывают, что  дети, отцы  которых  хоть  немного  участвуют  в  повседневном  уходе  за
ними,  особенно  в  первые  годы  жизни,  меньше  боятся  незнакомых  людей,  с  большей
готовностью  вступают  в  контакт  с  другими  людьми. Стремление  контактировать  с
мужчинами  особенно  заметно  у  детей  в  детских  учреждениях, где  преимущественно
работает женский персонал.

В  одном из  исследований  по  проблеме отцовства  был  собран обширный  материал,

свидетельствующий  о  том, какие  фундаментальные  изменения  в  выполнении  роли
мужчины-родителя произошли в Великобритании с 1960 по 1980 гг. Например, в 1980 г.
при родах присутствовало около 60% мужчин, а в 1960-е гг. их было только 10%. К 1980 г.
стало больше мужчин, которые регулярно укладывали своих детей спать (48 против 35% в
1960 г.).