Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3592
Скачиваний: 54
социальному давлению, стремящиеся к достижениям, риску и получающие удовольствие
от манипуляций другими людьми (Т. В. Бендас, 2000; Д. Майерс, 1996).
Задача доминирующей личности — обеспечение безопасности группы, координация
действий ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив группы и
внушение веры в будущее. Доминирование одного из супругов является необходимым ус-
ловием устойчивости семьи.
Ответственность — склонность личности придерживаться в сво -ем поведении
общепринятых в данной обстановке социальных норм, исполнять ролевые обязанности и
ее готовность дать отчет за свои действия. Личность может нести ответственность за себя,
отдельных членов группы, референтную группу (часть группы, к которой принадлежит) и
группу в целом. В случае, интересующем нас, член семьи может нести ответственность за
других членов семьи (напри -мер, жену, или мужа, или детей) и за семью в целом. Роль
лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: ее
настоящее, прошлое и будущее, деятельность и поведение членов семьи перед собой и
семьей, перед ближайшим социальным окружением и той частью общества, к которому
принадлежит семья. Это всегда ответственность за других, и не просто отдельных близких
людей, а за социальную группу как целое.
Вслед за М. Мид В. Н. Дружинин нормальной называет семью, где ответственность
несет муж / отец.
Чаще субъект доминирования и субъект ответственности совпадают в одном лице.
Максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и субъект
власти — одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к
другу.
68
Распределение власти между супругами характеризует то, насколько каждый из них
отвечает за принятие и реализацию решений в различных сферах функционирования
семьи. Можно предположить и другую ситуацию, когда реализацией роли занимается
один супруг, а властью в ней обладает другой.
Понятие
глава семьи
подразумевает, что один из супругов практически определяет
все, что происходит в семье. Проведенный анализ ролевой структуры семьи наглядно
показывает, что:
1) структура власти в семье — явление достаточно сложное;
2) сам феномен власти сложен, и для разностороннего его анализа необходим учет
таких факторов, как соотношение власти и контроля, абсолютные показатели власти мужа
и жены и т. д. Поэтому целесообразно говорить не о власти в семье вообще, а о власти в
реализации данной семейной роли.
В исследовании лидерства в молодой семье (2002) мы предположили, что
существуют различные типы семейного лидерства, лидерская роль по-разному осознается
членами семьи, члены семьи различаются по степени удовлетворенности своей ролью в
системе лидер — подчиненный, семейное лидерство связано с уровнем удов-
летворенности браком у супругов. Кто же чаще является лидером в современной семье и
как это сказывается на благополучии семьи?
Использовались методики, изучающие характер распределения ролей в семье и
взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях, удовлетворенность браком и
выявления лидерских качеств.
Результаты показали, что, в основном, у участников исследования были выявлены
средние по выраженности лидерские способности
(53%
мужчин и 80% женщин). Сильно
лидерские качества выражены в семье у 27% мужчин и 3% женщин. Представление об
идеальном лидерстве в семье различалось у мужчин и женщин (лидером в семье должен
быть муж — считают 70% мужчин и 47% женщин, жена — 5% мужчин и 10% женщин);
лидера в семье быть не должно (30% мужчин и 40% женщин). Эти данные отражают
традиционные представления о преобладании мужского лидирования и одновременно
тенденцию к равноправию в семье. Кроме того, в интервью выяснилось, что в 20% семей
лидерами являются мужья, а в 13% — жены. В трети семей лидерство не рефлексируется,
и еще в трети существует борьба за лидерство. В ходе исследования были получены
данные о степени удовлетворенности опрашиваемых сво -им положением в семье. Все
мужчины признали, что их устраивает
6
9
их положение в семье. 85% женщин также удовлетворены своим уровнем лидерства.
Но оставшихся 15% не устраивает их уровень социальной власти в семье. Это те
женщины, которые в действительности являются лидерами в семье, но хотели бы, чтобы
на их месте были мужья. Одна из причин такого состояния — усталость, вызванная
объемом ответственности и доминирующей над мужем позицией. Стало ясно, что жены
приписывают себе выполнение всех ролей, за исключением роли «добытчика».
Большинство из них считают, что финансовое положение семьи в равной степени зависит
и от жены, и от мужа. Мужчины же все семейные роли с готовностью отдают женам,
оставляя за собой лишь материальное обеспечение. Все семьи по распределению ролей
были разделены на три группы (ранжированный список):
1) лидерские качества выражены у супругов в равной степени;
2) лидерские качества сильнее выражены у мужа;
3) лидерские качества сильнее выражены у жены.
По результатам исследования оказалось, что лидерские качества не связаны с
тендерной принадлежностью. Хотя в патриархальном укладе провинциального города
считается, что в идеале лидером должен быть муж, на самом деле, в большей части семей
наблюдается либо равноправие, либо борьба за лидерскую позицию. Интересным кажется
факт, что в основном, не желая быть лидерами в семье (возможно, лишь декларируя
нежелание), жены занимают доминирующее положение во всех сферах организации
семейной жизни.
Было установлено, что существуют различные типы семейного лидерства: лидерство
мужа, лидерство жены, взвешенный тип. Лидерская позиция по-разному осознается
супругами. Считая себя лидерами, мужья в то же время не берут на себя ответственность
за выполнение семейных ролей. А жены, фактически доминируя во всех сферах семейной
жизни, не признают (не осознают) себя лидерами.
В целом, можно сказать, что наибольшее влияние на благополучие семьи имеет то,
насколько удовлетворяет распределение власти и семейных ролей остальных членов
семьи, и соответствует ли доминирующий член семьи представлениям об идеальном
лидерстве.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение следующим понятиям: семейный стресс, стрессор, семейные
трудности, семейный кризис.
2. Назовите основания для классификации семейных стрессоров и приведите
примеры из жизни.
3. В чем проявляется семейный стресс?
4. Что помогает семье противостоять кризису?
5. Чем отличается защитное поведение в семье от совладающе-го поведения?
6. Что такое совладеющее поведение и его продуктивные стратегии и стили?
7. Дайте определение стрессов семейной жизнедеятельности, которое является
признанным в зарубежной психологии семьи.
8. Назовите основные источники семейных стрессов и охарактеризуйте их
последствия для внутрисемейного равновесия.
9. Дайте определение центрированного на отношениях, или ди -адического,
копинга. Каковы его основные характеристики, его значение и ценность для супружеских
отношений?
10. Проанализируйте, различаются ли трудности, описываемые в психологической
теории, от трудностей действительных, наблюдаемых вами в реальной жизни?
11. Каковы различия в предпочитаемых стратегиях совладающего поведения в
семьях на разных этапах жизненного цикла, чем обусловлены эти различия?
12. Какие различия в переживаемых трудностях существуют между полной и
неполной семьей?
13. Какие воспитательные установки присущи матерям из непол -ных семей и как
они влияют на совладание подростков?
14. Насколько адаптивно совладеющее поведение членов непол -ной семьи по
сравнению с семьей полной?
Задания для самостоятельной работы
1. Теории лидерства с точки зрения половых и тендерных различий.
2. Виды и типы семейного лидерства в современной семье.
3. Причины распада современной семьи.
4. Специфика диадического копинга в российской семье.
ЛИТЕРАТУРА
1.
АбабковВ. А., ПерреМ.
Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики,
терапии. СПб.: Речь, 2004.
2. Алешина Ю. Е.
Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник
Московского Университета. Серия 14. Психология. 1987. № 2.
3.
АлешинаЮ. Е., ГозманЛ. Я., ДубовскаяЕ. М.
Социально-психологические
методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987.
4.
АндрееваЕ. Н.
Переживание проблем в области взаимоотношений с родителями
и стратегии совладающего поведения асоциальных и просоциальных подростков //
Психологические проблемы современной российской семьи. В 2-х частях. Ч. 2. М., 2003.
5.
БелоруковаН. О.
Семейные трудности и психологическое совладание с ними на
разных этапах жизненного цикла семьи. Квалификационная работа. (На правах рукописи.)
Кострома, 2003.
6.
Бендас Т. В.
Тендерная психология лидерства. Оренбург: ИПКОГУ, 2000.
7.
БрайтД., Джонс Ф.
Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб: ПРАЙМ-
ЕВРОЗНАК, 2003.
8.
Варга А. Я.
Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.
СПб.: Речь, 2001.
9.
Дружинин В. Н.
Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М. -
СПб.: ПЕР СЭ, 2000.
10.
Дружинин В. Н.
Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
11.
КобзеваЕ. В.
Копинг-поведение семьи в трудных ситуациях.
Квалификационная работа. (На правах рукописи.) Кострома, 2001.
12.
МайерсД.
Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.
13.
Миллер А.
Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.:
Академический проект, 2001.
14.
Обозов Н. Н.
Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.
15. Психологические проблемы современной российской семьи. Мат-лы
Всероссийской научной конференции. В 2-х частях/ Под ред. В.К. Шабельникова, А. Г.
Лидерса. М., 2003.4.1-2.
16. Семейная психотерапия. (Хрестоматия.) / Сост. Э. Г. Эй-демиллер и др. СПб.:
Питер, 2000.
17. Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии со-владающего
поведения в семейном контексте. Коллективная монография / Под ред. Т. Л. Крюковой, М.
В. Сапоровской. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.
18.
Скиннер Р., Клииз Д.
Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995.
19.
Спиваковская А. С.
Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. М.: ЭКСМО-
Пресс, 1999.
20.
Фонтана Д.
Как справиться со стрессом. / Перри Г. Как справиться с
кризисом: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995.
21.
Хамитова М. Ю.
Теория семейных систем Мюррея Боуэна / / Журнал
практической психологии и психоанализа. 2001. № 3.
22.
ХорниК.
Проблема моногамного идеала. Проблемы брака / Психология
женщины. Собр. соч. М.: Смысл, 1997. В 3 т. Т. 1.
23.
Чехов А. П.
Скучная история. Избр. соч. в 2 т. Т. 1. М.: Художественная
литература, 1979.
24.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.
Психология и психотерапия семьи. СПб.:
Питер, 1999.
25.
Юнг К. Г.
Брак как психологическое отношение / Конфликты детской
ДУШИ
. М
• Кянпн 1 QQ4
73
26.
Bodenmann G.
Die Bedeutung von Stress fur die Famili-enentwicklung: Gattingen:
Hogrefe, 2000.
27.
McCubbin H. I.
Families under Stress: what makes them Resilient. University
ofWisconsin — Madison, 1997.
28. Stress, Coping and Resiliency in Children and Families. / Ed. byE. M. Hetherington,
E. A. Blechman. Lawrence Erlbaum Ass. Inc., Publishers. Mahwah, New Jersey, 1996.
29. Stress and the Family. Vol.1. Coping with Normative Transitions. Vol.2.Coping with
Catastrophe / Ed. by H. I. McCubbin, C. R. Figley. Brunner / Mazel Publishers, New York,
1983.
30.
Boman P., Yates Gr.
Optimism, Hostility, and Adjustment in the First Year of High
School // British J. of Educational Psychology, 2002 [http://www.unisanet.unisa.edu.au/
edpsych/quests].
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
ТЕОРИИ РОДИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ,
КУЛЬТУРЕ
и психологии
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать
мужем и отцом, а женщина — женой и матерью. В самом общем плане отношения в
семье, ролевые предписания матери и отца определяются, прежде всего, экономическим
строем общества. Материнство и отцовство, описываемые в настоящее вре -мя,
существенно отличаются от тех образов и ролевых моделей поведения матерей и отцов,
которые были характерны для предыдущих исторических периодов.
Материнская любовь как нормативная установка и общественная ценность
сформировалась только к концу XVIII в. «Новая мать» в конце XVIII — начале XIX вв.
начинает больше и иначе заботиться о ребенке: матери желают кормить грудью
собственных детей, отказываясь от услуг кормилиц (на такой шаг решаются матери -
дворян -ки, в литературе это нашло отражение в образе Наташи Ростовой). Становится
немодно отдавать ребенка в интернаты, модно — заботиться и общаться с ребенком, не
любить детей стало «стыдно».
Социум открыто выступает против антигуманности воспитания в семьях,
разрушающей семейные связи, наносящей вред целым поколениям. Педагоги XVIII в.
предлагают следовать детской природе и видят необходимость отказаться от ограничений,
установленных волей воспитателя, отучить ребенка от слепого повиновения.
Общество увеличивает объем социальной заботы о ребенке: воз -никает новое
направление в медицине — педиатрия, появляется новая концепция детства, растет
интерес к воспитанию и обучению детей и т. д. В центре семейной жизни находятся все
стороны детской жизни, ответственность за детей возлагается на мать. Отсюда —
75
формирующийся идеальный образ нежной, любящей матери, находящей свое
высшее счастье в детях, свое предназначение — в служении семье.
Понятие «материнская любовь» наполняется новым содержанием в зависимости от
эпохи и ценностей общества, воспитавшего мать. В целом, женщина становится «плохой»
или «хорошей» матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе
материнство.
Без сомнения,"женщина-мать, благодаря периоду беременности и родов,
значительно теснее связана с ребенком, чем отец. Так, в одном психологическом
эксперименте 27 матерей отличали по магнитофонной записи голос своего 3—7-дневного
ребенка от голоса других четырех младенцев, при этом более 80% матерей (22 матери)
узнали голос собственного ребенка безошибочно.
Кроме того, отцовство, как и материнство, — социокультурный феномен, роль отца
более или менее тщательно «прописана» в каждой культуре. По мнению западных
исследователей-этнопсихологов, роль отца в той или иной культуре определяется рядом
аспектов:
1) число жен и детей, за которых он несет ответственность перед
социумом;
2) степень его власти над ними;
3) время, которое он уделяет семье;
4) непосредственное или опосредованное включение в проблемы жен и детей, в том
числе и ухаживание за детьми;
5) степень участия в ритуальных событиях;
6) вовлеченность в труд на благо семьи;
7) усилия по увеличению ресурсов семьи. Традиционный культ мужчины — это
культ силы и суровости, а
«невостребованные» чувства подавляются и атрофируются. В мужской роли
основное значение придается поступкам, а не переживаниям. Согласно И. П. Петрище, от
отца в семье следует ожидать мудрой строгости, рассудительной справедливости в оценке
положительных и отрицательных событий, сдержанности в проявлении чувств,
уверенности, надежности.
Многие исследователи, анализируя традиционную семью, отводят отцу
второстепенную роль, считая, что мать является самым главным воспитателем в семье (О.
А. Карабанова, 2004). Следует отметить, что подобные идеи имели определенный
практический
76
резонанс, поскольку принято считать, что мать более ответственно относится к
своему ребенку, чем к своим профессиональным делам. Однако также, как в культуре
изменялся образ матери, изменялась и роль отца. Последние годы эмоциональные
контакты отца и детей воспринимаются социумом как более приемлемые.
Исследователями доказано, что уже с самого раннего возраста дети испытывают
потребность общаться с отцом, хотя еще отдают предпочтение матери. Наблюдения
показывают, что дети, отцы которых хоть немного участвуют в повседневном уходе за
ними, особенно в первые годы жизни, меньше боятся незнакомых людей, с большей
готовностью вступают в контакт с другими людьми. Стремление контактировать с
мужчинами особенно заметно у детей в детских учреждениях, где преимущественно
работает женский персонал.
В одном из исследований по проблеме отцовства был собран обширный материал,
свидетельствующий о том, какие фундаментальные изменения в выполнении роли
мужчины-родителя произошли в Великобритании с 1960 по 1980 гг. Например, в 1980 г.
при родах присутствовало около 60% мужчин, а в 1960-е гг. их было только 10%. К 1980 г.
стало больше мужчин, которые регулярно укладывали своих детей спать (48 против 35% в
1960 г.).