Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3217

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

2) различия лидеров разного пола были отражением общих тендерных различий, то

есть лидеры имели больше сходства с рядовыми участниками своего пола, чем с лидерами
противоположного пола;

3) лидеры-женщины  отличались  от  мужчин, но  в  сторону, противоположную

ожидаемым  тендерным  различиям; так, по  мотивации  достижения  и  стремлению  к
лидерству женщины не только не уступали мужчинам, но даже превосходили их.

Поиск причин тендерной диспропорции лидерства, различий (или доказательств их

отсутствия) между  лидерами-мужчинами  и  лидерами-женщинами  ведется  в  разных
направлениях.

1. Концепция

гендерного потока,

выдвинутая Барбарой Гу-тек, фактор пола считает

доминирующим: он является более мощным, чем другие факторы, в том числе лидерство,
как  бы «заливая», подобно  потоку, всё  вокруг (возникает  так  называемый

гендерный

эффект,

когда пол становится более значимым, чем все другие факторы). Согласно этой

концепции,  восприятие  лидера  зависит,  прежде  всего,  от  его  пола.  В  самом  деле,  в
некоторых  исследованиях  было  установлено, что  женщины  воспринимались  как  менее
компетент-  ; ные  лидеры, особенно  если  эксперты-подчиненные  были  сторонниками
традиционных, не эгалитарных взглядов на лидерство.

59
2.  Теория

гендерного  отбора  лидеров

(Дж.  Боумэн  с  соавторами;  С.  Суттон  с

соавторами) исходит из допущения, что люди вообще предъявляют различные требования
по отношению к лидерам разного пола. По отношению к женщинам эти требования выше;
так, чтобы  получить  ту  же  менеджерскую  должность, что  и  мужчина, женщина  должна
продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы
снять  влияние  предубеждений  против  нее. Эти  предубеждения  не  позволяют  части
женщин занять лидерскую позицию, что порождает тендерную диспропорцию среди лиде-
ров  в  организации. Были  получены  эмпирические  данные  о  существовании
предубеждений против лидерства женщин, в том числе и против их лидерства в семье —
даже  у  профессиональных  психотерапевтов. В  то  же  время, несмотря  на  существование
таких  убеждений (более  устойчивых  у  мужчин, чем  у  женщин), во  многих  семьях
лидерство делится между мужем и женой, особенно в длительно существующих браках.

3.  Концепция

токенизма,

предложенная Р. Кэнтер, постулирует, что на групповую

динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий
в группе. В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из
признаков (вчастности, по тендерной и расовой принадлежности), были названы доминан
-тами, а те, кто количественно  лишь  символически был  представлен  в  группе, получили
название «токенов» (символов). Женщины  в  мужской  группе  и  женщины-лидеры  в
мужском мире выступают в качестве токенов, играя одну из четырех неформальных ролей
(обнаруженных эмпирически): а) «ма-

'тери» — от  нее  ждут  эмоциональной  поддержки, а  не  деловой  активности; б)

«соблазнительницы» — токен  выступает  лишь  сексуальным  объектом  мужчины  с
высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег -мужчин;
в) «игрушки, талисмана» — милой, но  не  деловой  женщины, приносящей  удачу; г)
«железной  леди» — этим  токенам  приписывалась  неженская  жесткость, и  они  были
особенно  изолированы  от  группы. Все  эти  роли  мешают  женщинам  занять  положение
равных доминантов в группе, снижают их возможности роста, и изменить эту ситуацию
может лишь увеличение их числа среди лидеров.


В обществе маскулинность дает больше преимуществ индивиду, чем фемининность,

поэтому  некоторые  женщины  предпочитают  демонстрировать  маскулинное  поведение:
выгод  от  него  может  быть  больше, чем  потерь. Возможно, поэтому  ряд  женщин
подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в
традиционно  мужских  областях  деятельности. Обладание  же  и  маскулинными, и


background image

фемининными  чертами  одновременно  чревато  для  индивида  провоцированием
дисфункционального внутрен -него конфликта.

4.  Сторонники

фрейдизма

традиционно  негативно  относились  к  женскому

лидерству, связывая  его  сугубо  с  маскулинной  тендерной  ролью. Лидеры-женщины
считались  обладателями  нездоровой  тендерной  идентичности, а  их  стремление  к
лидерству, называемое «фаллическим», рассматривалось 

как 

проявление

неполноценности женщин, завидующих мужчинам.

5.

Вероятностная

модель  лидерства, разрабатываемая  Ф. Фид-лером  и  его

последователями, хотя  и  редко  обращается  к  половым  различиям, постулирует, что
женщины и мужчины будут различаться по лидерской эффективности лишь в том случае,
если будут использовать различный лидерский стиль (см., например, обзор у Т. В. Бендас,
2000).

Семейные отношения с точки зрения
проблем социальной власти
и лидерства
Как уже говорилось, структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также

совокупность  их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить
на  вопрос  о  том,  каким  образом  реализуется  властная  функция  семьи:  кто  в  семье  осу-
ществляет руководство, кто является исполнителем, какраспреде-

6i

лены  между  членами  семьи  права  и  обязанности (Ю. Е. Алешина, 1987; В.

Н.Дружинин, 2000; Н. Н. Обозов, 1990; Р. Скиннер, Д. Клииз, 1995).

С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в

руках  одного  члена  семьи, и  семьи, где  явно  выражено  равное  участие  всех  членов  в
управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений, во втором — о
демократической. Различной может быть структура семей в зависимости от того, как в ней
распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена
в руках одного члена семьи. В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное
распределение  обязанностей, а  также  равноправное  участие  в  решении  всех  семейных
проблем.

Вопросотом, что в семье является нормой, а что нарушением, — один из наиболее

трудных  вопросов  современной  науки  о  семье. Часть  специалистов  по  семейным
отношениям имеют определенное представление, какой должна быть семья, — например,
какими могут и должны быть отношения между супругами (С. Мину-хин). Другие четче
определяют  требования, предъявляемые  к  семье, — например, необходимость  создания
условий  для  развития  личностей членов семьи (К. Витакер). Третьи  точнее знают, какой
не должна быть семья, — учение о  «семейных треугольниках» и о «двойной связи» (М.
Боуэн). Наконец, четвертые верят человеку из семьи и помогают ему избавиться от того,
что мешает (Д. Фонтана, 1995; Э. Г. Эйдемиллер, 2000; В. Юстицкис, 1999).

Нормально 

функционирующая  семья  обеспечивает  требуемый  минимум

благосостояния, социальной  защиты  и  продвижения  ее  членам  и  создает  необходимые
условия  для  социализации  детей  до  достижения  ими  психологической  и  физической
зрелости (В. Н. Дружинин, 2000). Это семья, которая ответственно и дифференцированно
выполняет  свои  функции, вследствие  чего  удовлетворяется  потребность  в  росте  и
изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Ролевая структура семьи
Одной  из  важнейших  характеристик  семьи  является  ее  ролевая  структура,

отражающая, какие  обязанности  в  семье  выполняет  каждый  из  супругов, насколько
жестко  они  связаны  с  полом, в  какой  степени  они  определяются  волей  и  желанием
супругов, а  в  какой — традициями  и  другими  внешними  факторами (Ю. Е. Алешина,
1987; Е. A. Blechman, E. M. Hetherington, 1996).


background image

Существует  ряд  обстоятельств, делающих  проблему  ролевой  внутрисемейной

структуры  особенно  актуальной  для  современной  семьи. Что  такое  традиционная  и
эгалитарная  семья, в  чем  их  основные  различия? Это, прежде  всего, две  различные
системы  распределения  внутрисемейных  ролей. Так,

традиционная  семья

— это  семья,

где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли: жена играет
роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение семьи
и  сексуальные  отношения  (Ю.  Е.  Алешина,  Л.  Я.  Гозман,  Е.  М.  Дубов-ская,  1987).  В

эгалитарной  семье

фактически  все  роли  распределяются  между  мужем  и  женой  вне

зависимости от их пола, преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной
формами  семьи  лежит  ряд  переходных  форм, где  также  имеется  своя  специфическая
структура  семейных  ролей. Таков, например,

брак-содружество,

где  жена  хотя  и

выполняет, прежде  всего, роли  матери  и  хозяйки, но  огромное  внимание  уделяет  и
выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу.

Каждый  тип  семейных  отношений  характерен  для  определенно -го  общества,

рассматриваемой социальной группы и т. д.

Структура  семейных  ролей  непостоянна. В  ходе  развития  семьи  в  ней  происходят

значительные изменения в плане традиционности — эгалитарности распределения ролей
между супругами. Как показывают исследования, некоторый сдвиг в сторону традицион-
ных  отношений  способствует  повышению  удовлетворенности  браком  на  определенных
этапах цикла развития семьи (например, в период после рождения в семье ребенка), но в
другие  периоды  повышению  удовлетворительности  браком  способствует, наоборот,
увеличение эгалитарности супружеских отношений (В. А. Абабков, М. Перре, 2004; Ю. Е.
Алешина, 1987). Естественные  изменения  в  ролевой  структуре  семьи  вызывает  также
любое другое событие в

6

3

жизни  ее  членов: переезд  на  новое  место  жительства, переход  на  другую  работу

одного  из  супругов  и  др.,  но  эти  изменения  чаще  всего  незначительны  и  происходят
постепенно (P. Boman, Gr. Yates, 2002).

Одна из наиболее серьезных проблем при исследовании ролевой структуры семьи —

это  само  выделение  ролей (Ю. Е. Алешина, 1987; Д. Майерс, 1996), так  как  они  могут
быть  описаны  по  разным  основаниям (например, инструментальные — экспрессивные),
кроме того, они могут быть сформулированы как достаточно обобщенно (например, роль
хозяйки — хозяина), так  и  на  основании  каких-либо  частных  семейных  функций
(например, приготовление пищи или закупка продуктов в магазине).

Каких-либо  строгих  правил или  теоретического обоснования  того, как  необходимо

выделять  семейные  роли, фактически  не  существует. Выделяют  следующие  семейные
роли: ответственный за материальное обеспечение семьи (хозяин), осуществляющий уход
за  маленькими  детьми, воспитывающий  детей-подростков, сексуальный  партнер,
организатор  развлечений, обеспечивающий  психологический  комфорт, отвечающий  за
организацию родственных связей, и др.

Ответственный  за  материальное  обеспечение  семьи.

Эта  роль  включает  в  себя,

прежде  всего, различные  дела  и  обязанности, связанные  с  зарабатыванием  денег,
обеспечением  семье  адекватного  для  нее  материального  уровня  благосостояния. В
исследованиях  различных  отечественных  авторов  часто  используется  обозначение
«кормилец». Данные  свидетельствуют, что  эта  роль  воспринимается  как  мужская, ее
реализация в большей степени лежит на плечах мужа.

Хозяин — хозяйка.

Традиционно  эта  роль  включает  в  себя  покупку  продуктов  и

приготовление  пищи,  уход  за  одеждой,  обеспечение  уюта,  порядка  и  чистоты  в  доме.  В
большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в
этом  плане  произошли  значительные  сдвиги. Так, по  данным  И. Ная, 70% мужчин
заявили,  что  эти  функции,  закрепленные  за  этой  ролью,  должны  быть  поделены  между
женой и мужем поровну.


background image

Роль ответственного за уход за маленьким ребенком

заклю -чается в деятельности

по  обеспечению  ребенку  физического  и  психологического  комфорта (чистоты, пищи,
тепла и т. д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя

6

4

эгалитарные  нормы, широко  распространяющиеся  в  последние  годы, несколько

пошатнули это убеждение.

Роль  воспитателя  заключается  в  реализации  обязанностей, связанных  с  развитием

ребенка  в  компетентную, моральную  и  социальную  личность. Реализация  этой  роли  в
целом  определяется  некоторыми  специфическими  факторами. Прежде  всего, то,
насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от уровня их образования . На
основании  многочисленных  данных  можно  говорить  о  том, что  степень  включенности
мужа и жены в воспитание определяется и полом ребенка. Если ребенок мальчик, то эта
функция  чаще  распределяется  между  родителями  поровну, в  случае  же, если  в  семье
растет девочка, ее воспитанием занимается, прежде всего, мать.

Роль сексуального партнера.

Эта роль включает в себя проявление различного рода

активности  в  плане  поведения. Традиционно  считается, что  инициирует  и  определяет
характер  сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют  о
том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров.

В молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интим -ных отношений, чем

в более пожилых парах.

Роль организатора развлечений.

Эта  роль включает в  себя выдвижение  различного

рода  инициатив  в  сфере  досуга, а  также  активность, связанную  с  организацией  выходов
семьи в гости, в кино, планированием и поведением отпуска и т. д.

В исследовании И. Ная показано: большая часть испытуемых считают, что эту роль

должен выполнять тот, у кого значительные возможности в этом плане, то есть эта роль
жестко не закреплена за определенным членом семьи. Анализ же реального поведения по-
казывает, что муж в большей степени исполняет эту роль.

Организатор  семейной  субкультуры.

Реализация  этой  роли  включает  в  себя

активность, направленную  на  формирование  у  членов  семьи  определенных  культурных
ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.

Роль ответственного за поддержание родственных связей

включает в себя участие

в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие
материальному  обеспечению, социальному  становлению  членов  семьи. Реализация  этой
роли  традиционно  возлагается  на  обоих  супругов, хотя  несколько  большую  активность
должна проявлять при этом жена.

             65

Роль «психотерапевта» —

одна  из  наиболее  интересных  и  важных  в  современной

семье. Возникновение этой роли вызвано ко -ренным изменением функций семьи, когда
одной из основных становится  удовлетворение  потребностей членов  семьи  в поддержке,
защите, личностном  комфорте. Реализация  ее  связана  с  активностью, направленной  на
решение  личностных  проблем  партнера — выслушать, выразить  принятие, симпатию,
помочь  разобраться  в  проблеме, эмоционально  поддержать. Степень  ее  реализации  чле-
нами  семьи  наиболее  тесно  связана  с  удовлетворенностью  супругов  своим  браком.
Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше исполняют эту роль,
чем мужчины.

Даже  это  краткое  описание  семейных  ролей  наводит  на  мысль: если  раньше

большинство семейных ролей связывались с полом, то в последние десятилетия связь эта
теряется, основанием для распределения ролей все более служат не социальные нормы и
стереотипы, а интересы и предпочтения супругов.

Распределение  ролей  между  супругами — далеко  не  единственная  характеристика

ролевой  структуры  семьи. Существует  ряд  других  параметров, учет  которых  может
способствовать  более  полному  описанию  внутрисемейных  отношений. Это  степень


background image

идентификации

человека  с  ролью, то  есть  насколько  он  считает, что  за  реализацию

данной  роли  действительно  несет  ответственность  именно  он (она);

ролевая

компетентность

— то, насколько  человек  способен  эффективно  реализовать  данную

семейную  роль;

конфликтность

роли, которая  подразумевает  противоречивость

различных поведенческих паттернов, необходимых для эффективного исполнения роли и
т. д. Информацию  о  характере  распределения  семейных  ролей  достаточно  просто
получить, расспросив об этом самих супругов. Но удобнее и проще применить для этой
цели  специальный  опросник, использование  которого  позволяет  решать  и  ряд  других
проблем. Прежде  всего, это  проблема  соотношения  реального  и  идеального
распределения ролей в семье.

Другая проблема — это учет влияния родительской семьи на супружескую. Супруги,

часто  не осознавая  этого, при  построении  своих  внутрисемейных  отношений во  многом
ориентируются  на  семьи  своих  родителей.  При  этом  иногда  нормы  родительской  семьи
воспринимаются  человеком  как  некий  идеал, который  он  стремится  реализовать  в
собственной  семье  во  что  бы  то  ни  стало. Но  поскольку  у  мужа  и  жены  семьи  были
разные, часто очень непохожие, то

66
подобная реализация может привести, в конечном счете, к серьезным осложнениям в

межличностных  отношениях  супругов.  Поскольку  именно  в  семейных  ролях  характер
супружеского  взаимодействия  проступает  особенно  ярко, влияние  представлений  о
родительской  семье  здесь  может  проявиться  быстрее  всего (А. Я. Вар -га, 2001; В.Н.
Дружинин, 2000; А. Миллер, 2001; А. С. Спиваков-ская, 1999).

Феномен семейной власти
Семья является не только социальной группой, но и общественным институтом. Она,

как  и  любой  другой  социальный  институт, скрепляется  системой  власти. Различают  три
типа властных структур (В. Н. Дружинин, 2000):

•   патриархальная семья, где власть принадлежит мужу;
•    матриархальная семья — власть принадлежит жене;
•    эгалитарная семья — власть равномерно распределяется между мужем и женой.
Как  любая  другая  институализированная  группа, она  скрепляется  отношениями

«власти — подчинения» и  взаимоответственности . Члены  семьи  могут  любить  друг
друга, могут ненавидеть, удов -летворять свои сексуальные и прочие потребности в семье
или «на  стороне», иметь  собственных  детей  или  приемных, но  пока  есть  система  этих
отношений и пока семья выполняет задачу воспитания детей — она существует.

Доминирование  предполагает  ответственность  за  тех, кто  подчиняется, а

ответственность — власть  над  людьми  для  реализации  ответственных  задач.
Психологическая  близость  обычно  отрицательно  коррелирует  с  отношением
«доминирования — подчинения»; чем  больше  власть  одного  человека  над  другим, тем
меньше между ними психологическая близость, так как власть — это принуждение.

Емкое определение доминирования (власти, господства) сделал политолог Р. Э. Дал:

«А обладает властью над В в той мере, в какой

6

7

он может заставить В сделать то, что предоставленный самому себе В делать не стал

бы».

Социальные  психологи  связывают  доминирование  с  принятием  социальной

ответственности  за  действия  группы: доминирующий  член  группы  отвечает  за
успешность  выполнения  общей  задачи  и, кроме  того, несет  ответственность  за
сокращение нормальных отношений между членами группы.

С  доминированием  связывают  импровизационную  активность  и  инициацию

действия. Считается, что  наиболее  успешными  лидерами  являются  лица, склонные  к
торгу, равнодушию  и  межличностным  отношениям, умеющие  сопротивляться