Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3210

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

50
воспитания в неполной семье без отца, и к культуре российского воспитания.
Анализ  особенностей  совладающего  поведения  подростков  в  неполной  семье

показал, что  у  большинства  подростков  из  неполных  семей  присутствует  продуктивный
стиль, у трети — непродуктивный.

Преобладающими  копинг-стратегиями  среди  подростков  из  неполных  семей

являются: 1)

решение  проблемы;

2)

работа, достижения;

3)

социальная  поддержка.

Средние  значения  выраженности  стратегий  совладающего  поведения  подростков  в
неполных  семьях  ниже  значений, полученных  при  адаптации  методики. Стратегия

Социальная поддержка

используется значительно чаще, они чаще надеются на

Чудо, Не

совладают

и  обращаются  за  помощью  к  Богу. В  целом, подростки  из  неполных  семей

предпочитают прямые действия, достижение успеха  при совладении с трудностями; они
стремятся  поделиться  своей  проблемой  с  другими, заручиться  их  поддержкой,
одобрением, советами, нередко  беспокоятся. В  период  отрочества  необыкновенно
возрастает  значение  групп  сверст -ников: подростки  обычно  ищут  поддержки  у  других,
чтобы  справиться  с  физическими, эмоциональными  и  социальными  переменами
отрочества, а также трудностями собственной ежедневной жизни в семье без отца. Тесные
симбиотические  связи  между  матерями  и  их  детьми  позволяют  нам говорить  о  том, что
подростки  стремятся  к  поиску  поддержки  не  столько  у  сверстников, сколько  у  матерей.
Данная  тенденция  является  спецификой  детско-родительских  отношений  в  неполных
семьях.

Уровень  испытываемого  гнева  и  уровень  враждебности  к  школе  у  подростков,

воспитывающихся  без  отца, находятся  в  пределах  нормы; уровень  позитивного  копинга
выше уровня деструктивного ко-пинга, что позволяет сделать вывод о предпочтении ими

конструктивного

совладания с негативным аффектом (гневом).

Мы  установили, что  установка  матерей  на

симбиоз

препятствует

непродуктивному

копингу подростков. С другой стороны, существует умеренная обратная связь между той
же  самой  родительской  установкой  матерей  и  продуктивным  копингом  подростков.
Понятно, что  симбиоз  является  сложной, противоречивой  установкой, которую  нельзя
интерпретировать однозначно.

Оказалось, что

инфантилизация

ребенка со стороны матери по -ложительно связана

с

эмоционально-ориентированным копин-

51
гом.

Эмоциональное реагирование в трудной ситуации вместо ее ре -шения (выплеск

эмоций), видимо, провоцирует у матери стремление увидеть ребенка младше, чем он есть
на  самом  деле, неуспешным  и  неприспособленным, тем  самым  приписывая  ему
несостоятельность. Но парадокс заключается  в  том, что

эмоционально-ориентированный

стиль совладания положительно коррелирует и с

принятием:

возможность отреагировать,

выразить  как  положительные, так  и  отрицательные  эмоции, видимо, способствует
принятию  матерью  своего  ребенка-подростка. Мать, принимающая, жалеющая  только
маленькое  дитя, — это  проявление  разных  ликов  матери, о  которых  много  известно
психоаналитической психологии и психотерапии, — предстает перед нами и в результатах
количественного исследования.

Связь  между  совладающим  поведением  подростков  и  стилем  совладающего

поведения  матери  противоречива  и  неоднозначна. С  одной  стороны, прямая  активность
матерей, их  лидирующая  позиция  в  разрешении  проблем  не  всегда  являются
положительным  примером  для  формирования  моделей  копинг-поведения  подростков. С
другой  стороны, если  матери  используют  эмоционально -ориентированный  копинг
(застревают  на  переживании  своей  беспомощности  и  невозможности  справиться  с
ситуацией, склонны обращаться за помощью и поддержкой к окружающей среде — семье,
друзьям, значимым другим), то подросткам это «разрешает» подобное же поведение, без


background image

необходимости  прикладывать  усилия  и  стремиться  к  самостоятельному, действенному
решению трудной ситуации.

Сравнение совладающего поведения в неполной и полной семьях
Основной  гипотезой  нашего  исследования  было  утверждение  о  том, что

совладающее  с  трудностями  поведение  членов  неполной  семьи

не  отличается

от

совладания  членов  полной  семьи. Мы  обнаружили, что  определенные  различия  в
предпочтении членами семей

52
некоторых  стратегий  совладения, в  зависимости  от  структуры  семьи, существуют.

Значимые  различия  обнаружены  в  выраженности (средние  значения) и  рейтинге  такого
стиля совладеющего поведения у матерей, как эмоционально-ориентированный копинг.

Женщины-матери, воспитывающие  ребенка  вместе  с  мужем, реже  используют  при

столкновении  с  трудностями  субстиль

отвлечение

и  стиль

избегание.

А  матери,

самостоятельно, без  отцовской  поддержки  воспитывающие  ребенка, реже  используют

эмоционалъ -но-ориентированный

стиль и субстиль

отвлечение.

Предпочтение матерями

обеих групп субстиля

социальное отвлечение,

содержательно включающее обращение за

поддержкой к социуму, свойственно российскому менталитету, однако выраженность это-
го  стиля  выше  у  матерей  из  полных  семей. Видимо, присутствие  мужской  поддержки  в
жизнедеятельности  семьи  дает  женщине  больше  возможностей  расслабиться, отдохнуть
от  забот  повседневной  жизни, пообщаться  с  друзьями  и  близкими. У  матерей, само-
стоятельно воспитывающих ребенка, уровень эмоционального самоконтроля выше, чем в
другой выборке.

Родительская  роль  на  данном  этапе  семейного  развития  предполагает  принятие

ответственности  за  жизнь  и  благополучие  подростка, необходимость  своевременно  и
адекватно  реагировать  на  возникающие  потребности  ребенка, требования  общественной
жиз -ни, необходимость  быть  в  определенной  степени  эталоном  для  подростка,
способность  активно  разрешать  проблемные  ситуации. Следовательно, предпочтение
матерями подростков именно таких стратегий совладения с трудными ситуациями может
характеризо -вать их как опытных и успешных родителей, а семью — как полную, так и
неполную —как функциональную. Безусловно, это невозможно без активной субъектной
позиции — проблемного  совладающе-го  поведения, принятия  ответственности  и
самоконтроля.

Совладеющее  поведение  подростков  из  полных  и  неполных  семей  в  целом

харектеризуется  как  продуктивное. Однако  зафикси-ровены  некоторые

различия.

Мы

обнаружили, что  подростки  из

полных

семей  знечительно  чаще  используют  текие

стретегии  совле -дания  как

Друзья

и

Принадлежность,

что  говорит  о  большей  вы-

реженности социального копинга у подростков, воспитываемых обоими родителями. Это
может  быть  свидетельством  начевшегося  нормативного  для  денного  возресте
сеперационного  процесса. Дети, воспитывающиеся  без  отце, сокрещеют  поиск
социальной поддер -

53
жки  среди  сверстников,  вероятно,  они  нередко  ищут  ее  у  матери,  с  которой

существуют симбиотические отношения.

Сревнивея выраженность негативных установок родителей по отношению к ребенку

в  двух  группех  метерей, участвовавших  в  исследовании, мы  установили, что  значимые

различия

материнского  отношения  существуют  в  двух  аспектах:

образ  социальной

желательности

и

инфангпилизация  ребенка

больше  выражены  у  матерей  в

полных

семьях.

Матери, не имеющей мужской (отцовской) поддержки в со-вледении с жизненными

трудностями, приходится  искать  ее  не  только  у  родственников, но  и  у  своих  детей,
особенно  старших. Наверное, поэтому  в  неполных  семьях  меньше  инфентилизируют
ребенка, и  даже, напротив, вероятнее  всего, матери  проявляют  желание  более  быстрого


background image

приобретения ребенком статуса взрослости, поскольку это дает им опору и возможность
почувствовать себя не такой одинокой в переживании и совладании с трудностями жизни.
Кроме  того,  как  уже  было  отмечено  выше,  у  подростков  и  матерей  из  неполных  семей
существуют  сильные  симбиотические  отношения, что  говорит  о  стремлении  матери  и
подростка  в  такой  семье  видеть  друг  в  друге

ресурс

для

совладания

с  переменами  и

жизненными  невзгодами. Стремление  метери  к  симбиозу  с  ребенком  может  быть
свидетельством  того, что  в  подростковом  возрасте, когда  ребенок стремится  стать более
автономным  и  самостоятельным, а  родители  должны  несколько  ослабить  детс-ко-
родительскую  связь, матерям  сделать  это  оказывается  намного  сложнее, нежели  отцам.
Матери продолжают, как и раньше, когда,ребенок был маленьким, оберегать его, узнаветь
все  о  событиях  его  жизни  и  внутренних  переживаниях.  Вместе  с  этим  появляется
потребность  гордиться  своим  ребенком, знать, что  он  не  хуже, чем  другие  дети,
возрастают критичность и требовательность к подростку.

Подводя  итоги, можно  утверждать, что  имеющееся  в  литературе  мнение  о

неблагополучии  неполной  семьи  не  нешло  убедительных  доказетельств  в  нашем
исследовании. Условно благополучные семьи, воспитывающие детей-подростков с отцом
и  без  отца, можно  отнести  к  реальным

нормальным

семьям, так  как  они  эффективно

совладают с возникающими трудностями, способствуют успешной социализации детей. В
целом, нами  не  установлено, что  совладающее  поведение  явно  продуктивнее  в  полных
семьях.

54
Вероятно, структура  семьи (полнота) выступает  как  фактор, но  не  как  предиктор

выбора членами семьи совладеющего поведения.

Мы  обнаружили, что  семьи  с  разной  структурой (полная  и  неполная) испытывают

различные трудности, являющиеся для них стрессорами. В полных семьях все отмеченные
родителями  трудности  связаны  с  их  детьми-подростками, концентрируются  на  дет-ско-
родительских  отношениях. В  неполных  же  семьях  по  степени  глубины  переживания  и
сложности  совладания  с  трудностями  преобладают  экстремальные  трудности. Потерю
отца, развод, рождение ребенка женщиной без мужа (стигма) семья переживает дольше и
интенсивнее, чем нормативный стресс.

Следовательно, семьи, воспитывающие детей с отцом и без отца, хотя и различаются

по  уровню  переживания  трудностей, похожи  по  содержанию  и  сфере  внутрисемейных
отношений, в которой они чаще всего возникают.

Выявленные  семейные  ресурсы  в  полных  и  неполных  семьях  имеют  больше

сходства, чем различий. Наиболее значимыми являются здоровье, финансовое положение,
семейная  сплоченность, семейные  традиции, поддержка  родственников  и  друзей, что
представляет собой несомненный фактор благополучия любой семьи.

Переживаемые трудности активизируют совладающее поведение членов семьи. Мы

выяснили, что  модели  совладания  в  полных  и  неполных  семьях  характеризуются
следующими  особенностями: совладающее  поведение  матерей  подростков  при  обеих
структурах  семьи  активно, проблемно-ориентированно, направлено  на  разрешение
трудных  ситуаций. В  целом, закономерности  совладеющего  поведения  родителей  и
подростков сходны. Однако матери из неполных семей реже, чем матери из полных семей,
используют

эмоционально-ориентированный

копинг. У  матерей, самостоятельно

воспитывающих  ребенка, уровень  эмоционального  самоконтроля  выше, чем  в  другой
выборке, также  у  них  наблюдаются  стремление  к  поиску  социальной  поддержки,
ощущение  усталости  от  выполнения  активной  воспитательной  роли «за  двоих», что
является  спецификой  одиночного  воспитания  ребенка  в  неполной  семье  при  отсутствии
мужской  поддержки. Но  иногда  отсутствие  мужской  поддержки  становится  фактором
более успешного совладания в неполной семье («энергетизирует», мобилизует семью).

Принятие на себя родителями основной активности и ответственности в совладании,

разрешение трудностей «вместо подрос-


background image

55
тка» и в то же время их избегание не позволяют подростку усваивать эффективные

копинг-стратегии в полных семьях. В неполных семьях присутствие в совладании матери

проблемно-ориентированного

копинга не уводит ребенка от выбора непродуктивного со-

владания . Если  мать  активно  использует

эмоционально -ориенти -рованный

копинг, то

есть  при  решении  проблем  застревает  на  переживании  своей  беспомощности  и
невозможности  справиться  с  ситуацией, это  является  отрицательным  примером  для
формирования моделей копинг-поведения подростка.

Подростки, участвующие  в  нашем  исследовании, преимущественно  выбирают

продуктивный

стиль  совладания  с  трудными  ситуациями  и  гневом, отличаются  низким

уровнем  враждебности. Но  совладающее  поведение  подростков  из  полных  и  неполных
семей имеет различия: дети, воспитывающиеся без отца, реже обращаются за поддержкой
к друзьям и нередко ищут ее у матери, с которой существуют симбиотические отношения.
Это может существенно затруднять сепарацию подростка от родителей, представляющую
собой важный и необходимый этап возрастного развития.

В  целом, можно  заключить, что  в  неполных  семьях  наблюдается  тенденция

продуктивного

совладания  с  жизненными  трудностями, что  делает  такие  семьи  вполне

успешными. Нужно  сказать  и  о  том, что  выбор

социального

копинга  у  подростков,

воспитываемых  обоими  родителями, выше. Значит, дети, воспитываемые  без  отца,
получают  социальную  поддержку, в  основном, у  матери, с  которой  существуют
симбиотические отношения.

Родительское  отношение  к  подросткам (установки  воспитания) и  в  полных, и  в

неполных  семьях  сбалансировано, возможные  негативные  установки, как  мы  выяснили,
имеют  нормативную  выраженность . В  неполных  семьях

симбиоз

является  видимой

родитель -ской  установкой: практически  все  матери  в  своем  отношении  к  ребенку
демонстрируют симбиотические связи, которые говорят о стремлении матери и подростка
в такой семье видеть друг в друге

ресурс

для совладания с переменами и тяготами жизни.

Родительская установка

симбиоз

имеет двоякое влияние: эта переменная объясняет выбор

как продуктивного, так и непродуктивного стиля совладающего поведения подростками.

В  неполных  семьях  при  отсутствии  отца  структура  и  выраженность  некоторых

копинг - стилей  матерей  значимо  отличается  от  со -владающего  поведения  матерей  из
полных семей (они чаще выби-

56
рают

избегание

и  реже —

эмоционально-ориентированный

стиль  совладания).

Особенностью  и  спецификой  одиночного  воспитания  ребенка  без  мужа  является
потребность  матери  в  поддержке, поиске  ее  со  стороны  друзей, родственников  и  детей.
Матери  обеспечивают  адаптивное  поведение  своей  семьи, вероятно, за  счет  исполь-
зования своих ресурсов. Они устают от выполнения родительской роли за двоих, поэтому
естественна  их  потребность  иногда  уйти  от  решения  проблемной  ситуации, отвлечься,
отдохнуть. Здесь существует противоречие: с одной стороны, эти матери активно совла-
дают  с  трудностями и  лучше  контролируют  свои  эмоции  (не  дают  себе  волю),  с  другой
стороны, они, испытывая  перегрузки, используют  стиль

избегание.

Это  подтверждает

необходимость разработки и внедрения поддерживающих программ для неполной семьи и
женщины - матери.

СОЦИАЛЬНАЯ  ВЛАСТЬ  И  ЛИДЕРСТВО  КАК  ФАКТОРЫ  СОВЛАДАНИЯ  В

СЕМЬЕ

Данные  явления  семейной  жизни  относятся  к  процессам  групповой  динамики,

которые  характеризуют  семью  как  малую  группу. Кроме  них  в  рамках  групповой
динамики  семейной  группы  рассматривают  процессы  межличностной  и  ролевой
дифференциации, поляризацию  мнений, групповое  влияние, например, давление,
конформизм как его следствие и т. д.


background image

Социальная власть

— это степень влияния членов группы (семьи) друг на друга (Д.

Френч, Б. Рейвен, 1977).

Лидерство

— это отношения доминирования и подчинения, вли -яния, следования в

системе межличностных отношений в группе.

Д. Майерс (1996) определяет  лидерство  как  один  из  примеров  силы  личности,

процесс, посредством которого определенные индивидуумы мобилизуют и ведут за собой
группу.

Посредством  лидерства  осуществляются  координация  индивидуальных  усилий

членов группы, организация их действий (иногда совершенно спонтанно, иногда в какой-
то степени программиро-

57
ванно), наконец, управление  людьми. Но  все  это  происходит  исключительно  на

неформальной  основе, в  рамках  стихийно  складывающихся  неофициальных
межличностных взаимоотношений.

Желание  быть  лидером  присуще  немалому  числу  людей. Но  не  всякому  удается

свою мечту осуществить. Особенно нелегко это сделать в семье, где отношения близкие, а
общение очень интенсивное. Суть проблемы в том, что в качестве лидера человек должен
быть, прежде всего, воспринят членами своей группы.

Классически выделяют

две фундаментальные лидерские роли:

1.  Роль  инструментального  лидера  в  решении  задачи, включающая  действия,

направленные, преимущественно, на решение поставленной перед группой задачи.

2.  Роль  экспрессивного, или  социально-эмоционального  лидера, содержащая

действия, относящиеся, в  основном, к  различным  аспектам  межличностного  общения  в
группе.

Более  поздние  исследования  структуры  группового  лидерства, выполненные, в

частности, отечественными  психологами  и  педагогами, позволили  выявить  некоторые
новые  аспекты. Речь  идет  об  увеличении  списка  лидерских  ролей  в  связи  с  учетом
многообразия ситуаций жизни группы. Так, Л. И. Уманским и его сотрудниками в 1980-е
гг. описаны следующие роли:

•    лидер-организатор, осуществляющий функцию групповой интеграции;
•    лидер-инициатор, задающий тон в решении групповых проблем;
•    лидер — генератор эмоционального настроения (роль эмоционального лидера);
•    лидер - эрудит (одна из ролей интеллектуального лидера);
•    лидер эмоционального притяжения (соответствует «социометрической звезде»);
•    лидер - мастер, умелец (то есть специалист в каком - либо виде деятельности).
Данная  классификация  лидерства  успешно  применена  в  психологии  семьи  М. С.

Резниковой (1972): ею  описаны  лидеры  и  степень  их  эффективности  в  разных  сферах
семейной жизнедеятельности.

Тендерные исследования лидерства
Традиционно  проблема  лидерства  изучалась  почти  без  учета  пола, поскольку

лидерская  роль  считалась  маскулинной. Область  тендерных  исследований  лидерства
активно  формируется  за  рубежом (в  США, Западной  Европе, Австралии), начиная  с
середины 1970-х гг. под влиянием феминистической психологии, представители которой
добились  того, что  тендерный  подход  стал  неотъемлемой  частью  психологического
исследования.

Большинство  работ, посвященных  тендерным  проблемам  лидерства, можно

разделить  на  две  категории;  они  проводятся  в  группах:  а)  с  деловыми,  б)  с  интимными
отношениями.

Были получены три типа эмпирических данных (Д. Майерс, 1996):
1) лидеры-женщины не отличались от лидеров - мужчин ни по лидерскому стилю, ни

по эффективности своей деятельности, ни по вербальному поведению;