Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3589
Скачиваний: 54
• самостоятельное воспитание ребенка одной матерью, так называемой
«одиночкой».
Обе группы семей, в основном, уравнены, хотя имеются различия в уровне
материального обеспечения. Существенно они разли-
4
1
чаются по структуре семьи: полные (с отцом) и неполные (без отца).
Основная
гипотеза
исследования заключается в предположении, что совладеющее с
трудностями (нормативными и экстремальными) поведение членов неполной семьи не
отличается от совладания членов полной семьи.
В качестве исследовательских гипотез выдвинуты следующие предположения:.
1. Семьи с разной структурой оценивают как трудные различные ситуации.
2. Совладающее поведение матерей и подростков в полной «неполной семьях
различается.
3. Выбор подростками продуктивного или непродуктивного сти -ля совладания с
трудностями связан с предпочитаемыми стилями совладания их родителей, а также с
реальными родительскими (воспитательными) установками.
В качестве методик в исследовании использовались:
1) опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина,
включающий шкалы «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз»,
«авторитарнаягиперсоциализация », « инфантилизация »;
2) опросник CISS (КПСС, или копинг-поведение в стрессовых ситуациях),
выявляющий три стиля совладающего поведения: проблемно-ориентированный,
эмоционально - ориентиро -ванный, избегание;
3) ASC (юношеская копинг-шкала, специальная форма, 1993), диагностирующая 18
стратегий, объединенных в три общих стиля совладающего поведения: продуктивное
совладание, непродуктивное совладание и промежуточный — социальный копинг;
4) шкала школьного гнева (MSAI), измеряющая уровень испы -тываемого гнева
(аффективная шкала), враждебности (когнитивная шкала) и тип совладающего поведения
у подрост -ков (позитивный копинг — совладание с гневом и деструктивный
копинг — деструктивная экспрессия гнева) (P. Boman, Gr. Yates, 2002);
5) полуструктурированное интервью, разработанное с целью определения
нормативных и экстремальных трудностей, испытываемых членами полной и неполной
семьи; контент-анализ
42.
результатов интервью и монографических описаний ситуаций, определяемых
членами неполных семей как трудные, стрессо -вые.
Анализ трудностей в неполных и полных семьях
Полуструктурированное интервью членов неполных семей о жизненных трудностях,
пережитых в прошлом и переживаемых в данный момент, а также о том, как они
совладают с ними, дало воз -можность проникнуть в мир неполной семьи.
Вот пример описанных ими трудных (стрессовых) ситуаций.
Пример 1.
В своей семье после развода с мужем (9 лет назад) В. А. самой главной проблемой
считает свою беспомощность, которая проявляется в неспособности защитить сына
от негативных действий взрослых людей. Однако в последнем случае, произошедшим с ее
сыном, в отношении которого совершили мораль -нов оскорбление с причинением
физической боли, В. А. нашла конструктивный выход, применив свои профессиональные
способности журналиста. Надо сказать, что ситуация оказалась трудной вдвойне,
поскольку взрослые обидчики явились сотруд
-
пиками правоохранительных органов. В. А.
написала анонимную статью о том, как люди, «занимающие посты», дающие
полномочия и права на защиту граждан, используют их против них. Она описала
частный случай, произошедший с ее сыном, используя псевдонимы.
«После публикации статьи,
—
говорит В. А.,
—
мне стало легче, потому что я
выразила свою обиду и переживания, пусть косвенно, но тем самым я обратила внимание
общественности на подобные проблемы и других матерей, таких одиноких (име -ет в
виду отсутствие мужской поддержки), как я; теперь мы вместе будем бороться за
своих детей».
43
Пример 2.
Единственный сын А. (16 лет) рассказывает о том, что с его мамой буквально
полгода назад случилась «трагедия» (так А. называет эту проблему). Мама начала
выпивать, и для А. это самая трудная проблема, с которой он когда-либо встречался в
жизни. Чувства, которые переполняли подростка, — страх того, что он может
лишиться второго родителя, очень любимого и дорогого ему; обида за то, что мама не
думает о нем, о его переживаниях; безысходность от незнания, как поступить в данной
ситуации, что предпринять.
«Первые попытки помочь маме закончились неудачно, —говорит А.,
—
мама не
слушала меня, моих просьб, даже угроз («уйду из дома, хотя я понимал, что этого я
точно никогда не сделаю, ведь я у нее один, кто ей поможет ?»). Потом я решил, что
маму надо отвлечь, а поскольку я увлекаюсь живописью, то я стал просить маму ходить
на природу вместе со мной. Ей это понравилось. Потом я стал стараться учиться
(смеется) , мне даже самому понравилось быть отличником. Конечно же, это лишь
маленький вклад в решение проблемы, ведь большую роль сыграли родственники, наши
друзья, они здорово помогли нам справиться с маминой проблемой: лечили ее, даже я
помогал травы настаивать. Сейчас мы живем дружно и без про -блем, в общем-то, я
очень рад, что мама справилась. Но боюсь, как бы не повторилось все, поэтому
стараюсь чаще говорить маме, как я ее люблю».
Пример 3.
Самой большой трудностью в семье О. В. и ее сын считают смерть отца
(произошло это три года назад). «Это было страшным ударом дляменя,
—
говорит О. В.
— Яне знала, что делать, меня переполняли эмоции, скорбь из-за потери родного,
любимого мною человека. В то же время, я испытывала состоя -ние безысходности: я не
знала, как быть теперь, как себя вести, что говорить детям ? Как мы будем жить ? Но
дети оказались намного сильнее меня в решении данной проблемы, они даже за -ставили
меня поверить в себя, в свои силы. Мы все вместе обсудили, как будем жить:
материальную сторону (старшая дочь уже училась в другом городе, а младшей
предстояло поступать в училище), моральную сторону (мы как-то стали ближе друг
44
к другу, больше теплых слов говорить, меньше ссориться). Можно сказать, что,
несмотря на свои 17 лет, младшая дочь Н. как-то невольно взяла на себя обязанности
руководителя семьи, ее главы. Она действительно решительно и верно находила,
принимала пути выхода из трудностей. Мы ей доверяли и доверяем сейчас. Она у нас
молодец. Если до смерти мужа трудности, по большей части, решались нами —
родителями, то теперь в этом принимают участие все члены семьи. Было время после
смерти мужа, когда в финансовом отношении нам было сложно, тогда мы летом все
вместе подрабатывали тем, что носили ягоды, грибы. Сын А. очень любит ловить рыбу,
это у него способ заработка на карманные расходы. В этом году мы вместе сделали
ремонт. Участвовали в этой затее все члены семьи, а ведь несколько лет собирались
обновить квартиру. Я думаю, что мы вполне успешно (если можно так сказать) смог -ли
справиться с горем, я имею в виду, что если бы муж был жив, он мог бы гордиться нами,
особенно детьми: старшие дочери заканчивают в этом году обучение и получают
профессию, о которой мечтали; младшая уже давно работает парикмахером и
полностью обеспечивает себя, а теперь еще будет медсестрой, но не хочет на этом
останавливаться, собирается продолжить обучение на косметолога-визажиста. Сын
же будет пробовать поступить в техникум — сам решил, что уже готов к жизни вдали
от дома. Я рада за него. Думаю, что справиться с болью нам помогло семейное
объединение своих сил в одно целое, которое стало мощным ресурсом в борьбе с трудно -
стями и переживаниями».
Трудные жизненные ситуации в семье вызывают стресс различного уровня. По
глубине переживаний и сложности совладания с трудностями в неполной семье
преобладают экстремальные ситуации (90%). Потерю отца, неожиданный развод, даже
произошедший более двух лет назад, семья переживает дольше, чем какой-либо
нормативный стресс, что объясняется длительной «эмоциональной памятью» или
посттравматическим состоянием. Средний временной интервал переживания потери отца
(мужа), его ухода вследствие развода определяется членами неполных семей от полутора
до двух с половиной лет. Именно таким трудностям члены неполных семей отводят
первое место как наиболее значимым. Второе место отведено ежедневным жизненным,
или нормативным труд-
45
ностям, например, в воспитании и содержании детей (87,5%). С этим связано резкое
усиление беспокойства и тревоги за сына / дочь (62,5%). Выражается это в том, что после
потери / ухода отца мать начинает ощущать большую ответственность за своего ребенка.
Если раньше выполнение родительской роли она делила с мужем — отцом, то теперь,
когда матери приходится в одиночку справляться с проблемами, у нее возникает
тревожность по поводу эффективности своей материнской роли. Третье место разделили
два вида трудностей — связанные с появлением у родителей чувства бес -помощности из-
за невозможности оградить своего ребенка от неприятностей взрослой жизни (52,5%) и
трудности принятия взросления сына / дочери; страх перед отдалением ребенка от матери
и увеличением близости с дружескими компаниями (52,5%).
Личностными ресурсами
члены семей считают свое здоровье (75%). Второе место
занял образовательный уровень членов семей (50%). На третье место они отнесли такой
личностный ресурс, как надежда, оптимизм (40%). На четвертом оказались самоуважение
и самоэффективность, вера в собственные силы (35%).
Известно, что если семьи функционируют во время изменений как единое целое, они
наиболее успешны в адаптации к трудностям. К
внутрисемейным ресурсам
неполной
семьи мы отнесли семейную сплоченность, интеграцию (80%) и эмоциональную поддер-
жку (общение — обмен эмоциями, чувствами) (80%). На втором месте по степени
значимости оказались уважение, взаимность (вов -леченность) (65%). На третье место
вышла поддерживающая социальная сеть — позитивные аспекты взаимоотношений с род-
ственниками и друзьями (60%) и финансовое положение членов семьи (60%). На
четвертом месте по степени значимости оказались семейные традиции и праздники (35%).
Нужно отметить, что рейтинг наиболее стрессогенных трудностей у матерей и их детей в
неполных семьях различается: подростки на первое место ставят материальные трудности,
на второе — взаимоотношения с матерью (подчеркивается ее гиперопека).
Влияние
экстремальных
трудностей (развод, потеря отца, одиночное воспитание
ребенка как стигматизация) на совладеющее поведение членов неполных семей было
определено ими по-разному: 1) отрицательное, то есть экстремальные трудности
«травмируют душу, не дают найти верный путь решения проблемы» (55%);
4
6
2) противоречивое, неопределенное влияние (20%);
3) положительное, в каком-то смысле это значит, что хотя смерть отца или развод
были для семьи травмой и постоянным стрессом, но в связи с этим совладение
потребовало больших усилий и привлечения дополнительных ресурсов. Другими словами,
семья «собралась» в трудной ситуации и стала функционировать даже лучше, чем прежде,
особенно это касается семей после развода, которому предшествовали длительные
деструктивные межличностные супружеские отношения (25%).
Таким образом, половина членов неполных семей оценивают влияние
экстремальных трудностей как травму, которая мешает, не дает найти верный путь
решения проблемы. Почти треть отмечают неопределенное, противоречивое их влияние.
Несколько больше людей говорят о том, что совладание с экстремальными трудностями
требовало мобилизации сил, что привело к более выраженному копингу по сравнению с
нормативной ситуацией, то есть «энерге-тизировало» семью, сделало ее более
сплоченной. Несмотря на то что на момент исследования в жизни неполных семей
встречались только нормативные ситуации, оцениваемые ими как трудные, об
экстремальных трудностях, случившихся в их жизни, они помнят и оценивают глубину их
переживания и сложность совладания с ними значительно выше по сравнению с
трудностями нормативными.
Большинство осознаваемых трудностей родителей из
полных
семей связаны только с
детьми, а трудности детей — с их родителями (сфера детско-родительскихотношений).
Трудности, отмеченные родителями, обусловлены, с одной стороны, возрастными измене-
ниями в личности самого подростка, с другой стороны, нестабильностью и
непредсказуемостью жизни в современном обществе. Необходимо отметить активное
участие родителей, участвующих в нашем исследовании, в жизни своих детей. Среди
выявленных
семейных ресурсов
в полных семьях наиболее значимыми являются:
здоровье, финансовое положение, образовательный уровень (личностные ресурсы);
семейная сплоченность, эмоциональная поддержка, семейные традиции и праздники
(внутрисемейные ресурсы), а также поддержка родственников и друзей.
Анализ различий в способах
совладания с трудностями
в неполной и полной семьях
В исследованиях костромских авторов совладающего поведения в семейном
контексте (Н. О. Белорукова, Т. Л. Крюкова, Е. В. Куф-тяк, О. Б. Подобина, М. В.
Сапоровская) предпринято интегральное изучение особенностей совладающего поведения
в
нормальных российских семьях
на разных этапах жизненного цикла семьи. Обнаружено,
что наиболее эффективно семья совладает с трудностями в середине своего жизненного
цикла, на этапе семьи с детьми-подростками, по сравнению с молодыми семьями без
детей (первый этап жизненного цикла семьи) и семьями на стадии «пустого гнезда».
Стиль совладающего поведения, в основном, проблемно-ориентированный. Именно в этот
период супруги достигают зрелого, социально активного возраста, ролевая и позиционная
структура в семье стабильна, но может развиваться, происходит профессиональная
самореализация, родительская функция предъявляет множество требований и
обязательств (Н. О. Белорукова, 2003; Е. В. Куфтяк, 2004).
В современном российском обществе существует определенная особенность семей,
когда чаще всего внутрисемейные функции и процессы подчинены детско-родительским
отношениям, заботы и мысли о детях поглощают все время и силы родителей
(детоцентрич -ная семья) (Ю. Е. Алешина, 1987; А. Я. Варга, 2001; В. Н. Дружинин, 2000).
Семья с детьми-подростками — это расширенная система, где на первый план часто
выходит треугольник детско -ро -дительских отношений. Период, когда ребенок
становится подростком, — время избыточных требований к родителям и со стороны
общества, и со стороны внутрисемейных отношений. Трудности для родителей
обусловлены изменениями личности самого ребенка, необходимостью перестройки
взаимоотношений с ним, пересмотра собственного поведения. Данный период
характеризуется также высокой занятостью родителей, особенно матери, на работе, упро-
чением карьеры, интенсивностью общения.
Получены следующие результаты диагностики
стилей совладающего поведения
матерей подростков, воспитывающих детей без
4
8
отца. Они чаще, по сравнению с эмпирическими нормами, используют
проблемно-
ориентированный стиль
совладания. Внутри данного стиля они чаще всего выбирают
такие стратегии: «сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить»; «стара-
юсь вникнуть в ситуацию, определяю курс действий и придерживаюсь его»; «делаю то,
что считаю самым подходящим в данной ситуации»; «стараюсь, чтобы эмоции не мешали
мне в других делах» . Остальные стили копинга, в том числе
отвлечение
и
эмоци -
опально-ориентированный
копинг, они выбирают реже. Выбор субстиля
социальное
отвлечение,
включающего поиск и получение социальной поддержки, который занимает у
матерей второе место, вероятнее всего, можно объяснить спецификой «одиночного»
воспитания ребенка, а именно: высокой напряженностью, частыми перегрузками,
отсутствием мужской поддержки, что выражается в потребности матери искать помощь,
общаясь с друзьями, родственниками. Внутри данного стиля совладания матери чаще
выбирают стратегию «стараюсь быть на людях, звоню подруге, иду в гости к ней».
Анализ показывает, что активная роль в семье и обществе дается матерям нелегко,
они устают от обязанностей и множества трудностей (трудности детей в учебе, поведение
в школе и дома, необходимость продолжения образования, здоровье). Большинство этих
проблем решаются в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Как известно,
чаще всего именно матери ходят на родительские собрания в школу, участвуют в работе
родительских комитетов, разговаривают и обсуждают друг с другом собственные
трудности, ищут и дают советы. Вполне естественно, что мать в неполной семье чаще
всего использует активные стратегии совладания, ориентированные на решение
проблемы, действенную информационную и эмоциональную поддержку, принимает всю
ответственность на себя, но вместе с этим и устает от постоянной необходимости нести
ответственность.
Анализ особенностей воспитания в неполной семье
В неполных семьях доминирует такая переменная семейного воспитания, как
активность. Матери, испытывающие тревожность, связанную с неуверенностью
эффективного выполнения своей воспитательной функции, как было нами отмечено
выше, стремятся компенсировать отсутствие отца созданием «насыщенной» жизни
ребенка-подростка. Нередко они проявляют неожиданную жесткость, что говорит об их
стремлении компенсировать отсутствие отца более строгими моделями отношений с
подростком, стараясь быть матерью и отцом одновременно.
На данном этапе развития у подростка формируются основные паттерны поведения,
устойчивые свойства личности, происходит становление подходящих стратегий
совладания с трудностями. Нам было валено узнать, какие установки родителей
существуют по отношению к детям-подросткам в семьях и как установки родителей
влияют на выбор детьми стиля совладающего поведения (продуктивного /
непродуктивного). Мы предполагали также, что предпочтение определенных стилей
совладания родителями влияет на стиль совладания подростков.
Оказалось, что для отношения матери к ребенку в семье без отца характерно
следующее.
Симбиоз
представляет собой видимую родительскую установку: практически
все матери в своем отношении к ребенку проявляют симбиотические связи, то есть
ощущают себя с ним одним целым, пытаются оградить его от трудностей и неприят-
ностей. Большинство матерей принимают своего ребенка, что свидетельствует о том, что
матери уважают подростка, симпатизируют ему, стремятся проводить с ним время,
одобряют его интересы и планы. Оказалось, что треть матерей готовы помогать ребенку,
заинтересованы его делами и успехами, хотят, чтобы он был «не хуже других» (образ
социальной желательности).
Матери в большей степени доверяют своему ребенку,
стараются разделить его точку зре -ния в спорных вопросах. Довольно высокий балл
наблюдается по шкале
авторитарная гиперсоциализация.
Это говорит о том, что в детско
- родительских отношениях отчетливо просматривается жест -кий контроль над
поведением ребенка, относящийся и к особенностям