Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6207

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

Прикосновения

Как пишут Гудикунст и Ким (Gudykunst & Kim,

1997), различия в манере прикасаться к другим лю
дям в значительной степени зависят от культуры.
В некоторых культурах довольно распространены
близкий контакт и прикосновения, в других же куль
турах люди уважают личное пространство человека
и частые прикосновения не поощряются. «Люди из
контактной культуры считают, что находиться “близ
ко” — это хорошо, а “далеко” — плохо. Представите
ли культуры с низкой контактностью оценивают
“близкое” как негативное и плохое, а “далекое” как
позитивное и хорошее». Латиноамериканские стра
ны и страны Средиземноморья — это культуры с вы
соким уровнем контактности, культуры Северной
Европы характеризуются средним или низким уров
нем контакта, а азиатские культуры — это по боль
шей части культуры с низкой степенью контактнос
ти. Поэтому, как и можно предположить, в США —
стране иммигрантов уровень контактности в целом
средний, хотя могут отмечаться значительные инди
видуальные различия.

Время

Особенно существенные различия касаются вос

приятия времени. В некоторых культурах, как, на
пример, в доминирующей культуре США, время ха
рактеризуется 

монохроничностью

; то есть время де

лится на отрезки, оно необратимо и однонаправленно.
Время — скудный ресурс, и оно «тратится», «сохра
няется» и «учитывается». В результате в США, опоз
дав всего на несколько минут, вы должны извинить
ся. Опоздание на десятьпятнадцать минут обычно
требует извинений, опоздание более чем на тридцать
минут воспринимается как оскорбление, и нужно
подробно объяснить его причину, чтобы заслужить у
человека прощение.

Люди, выросшие в другой культуре, скажем, выход

цы из Латинской Америки, Азии или Среднего Вос
тока, как правило, представляют время 

полихроничес,

ки

. Для людей с полихроническим представлением о

времени понятие «опоздание» не имеет смысла. Чело
век приходит, когда заканчивает свои дела. Например,
в культуре Латинской Америки и в арабской культу
ре вполне обычным считается опоздание более чем на
тридцать минут, никто не ждет оправданий и не при
носит извинений. Хотя доминирующая культура в
США — монохроматическая, в субкультуре американ
цев латинского и африканского происхождения встре
чаются и полихроматические представления, оказыва
ющие влияние на поведение людей.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Культурные различия в самопрезентации

Составьте список вопросов, относящихся к об
суждаемым здесь формам самопрезентации, и
запишите их в рабочей тетради под пунктом 4.4.
Используя эти вопросы, проведите интервью или

побеседуйте с двумя представителями других
культур. Выберите людей, которые принадлежат
к разным и малознакомым вам культурам. Попы
тайтесь понять, чем отличается в этих культурах
невербальное поведение, связанное с самопре
зентацией. Опишите ваши наблюдения.

КОММУНИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ

ОРГАНИЗАЦИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ

Мы не только используем телодвижения, пара

язык и самопрезентации в невербальном общении, но
и воздействуем на свое физическое окружение, в том
числе на занимаемое нами пространство, температу
ру окружающей среды, уровень освещения и цвета
внутренней отделки помещения.

Пространство

Пространство, интересующее нас в данном кон

тексте, включает постоянные структуры, предметы,
которые могут двигаться, и неформальное простран
ство.

Организация постоянных структур

Постоянные структуры — это здания, в которых

мы живем и работаем, и части зданий, планировку
которых нельзя изменить. Хотя мы едва ли сможем
контролировать строительство зданий, мы можем
выбирать помещения. Например, когда вы снимаете
квартиру или покупаете дом, вас интересует, соответ
ствует это жилье вашему стилю жизни или нет.
Люди, которые выбирают мансарду, воспринимают
себя иначе, чем те, кто живет в однокомнатной квар
тире. Врачи, юристы и многие другие специалисты,
как правило, тщательно выбирают дома, соответству
ющие их желаемому имиджу.

Кроме того, специфические характеристики среды

влияют на нашу коммуникацию в ней. Например,
люди, живущие в квартирах, чаще лучше знают сосе
дей по лестничной площадке, чем тех, кто живет на
других этажах. Точно так же у людей, которые пользу
ются, например, одной прачечной или автостоянкой,
больше возможностей познакомиться друг с другом.

Подумайте об этом

Постоянные структуры и коммуникация

Подумайте о том месте, где вы живете. Каких
соседей вы хорошо знаете? Как вы с ними по
знакомились? Соответствует ли ваш опыт тому,
что написано в этой главе? Если нет, как объяс
нить его иначе?

Организация предметов в пространстве

В любом пространстве — в комнате общежития, в

гостиной, в аудитории для занятий — у нас есть воз


background image

67

Глава 4 

• 

Невербальная коммуникация

можность переставлять вещи так, чтобы достичь же
лаемого эффекта. Например, в кабинете менеджер
может сидеть за столом, а стул с другой стороны сто
ла как бы напоминает «давайте перейдем к делу — я
начальник, а вы подчиненный». И наоборот, если
стул находится на той же стороне стола, что и стул
начальника (то есть формальный барьер убирается),
то такой дизайн как бы говорит «не нервничайте, да
вайте просто поболтаем».

Организация неформального

пространства

Организация 

неформального пространства

 вклю

чает организацию пространства вокруг нас в данный
момент. В доминирующей американской культуре
четыре типа дистанции характеризуют приемлемость
или неудобство чеголибо в различных ситуациях
(Hall, 1969).

 

Интимное расстояние

 — до 45 см — вполне под

ходит для личных разговоров между близкими дру
зьями.

 

Личное расстояние

 — от 45 см до 1,20 м — это

пространство, в котором происходит обычный разго
вор.

 

Социальная дистанция

 — от 1,2 м до 3,5 м. Такая

дистанция соблюдается на деловых встречах, таких,
например, как собеседование при приеме на работу.

 

Публичная дистанция

 — это дистанция от 3,5 м

и больше.

Для нас наибольший интерес представляет интим

ное расстояние, которое кажется приемлемым для
разговоров с близкими друзьями, родителями и ма
ленькими детьми. Установки в отношении интимно
го пространства могут повлиять на разговор. Люди
обычно испытывают неловкость, когда «чужие» на
рушают интимную дистанцию.

Вторжение в личное пространство приемлемо

только в некоторых ситуациях и только тогда, когда
все, кто участвует в этой ситуации, следуют неписа
ным правилам. Например, люди терпимо отнесутся
к другим людям в переполненном лифте или метро,
и их даже не заденут прикосновения других людей
при условии, что другие следуют таким «правилам»:
стоят неподвижно, смотрят на пол или указатель над
дверью и не оглядываются на тех, кто стоит рядом.
Встретившись взглядами, в этой ситуации люди мо
гут обменяться смущенными улыбками или както
иначе признать взаимное вторжение в интимное про
странство. В рубрике «Исследования ученых» мы
расскажем о психологе Джуди Бергун. Большая
часть ее исследований касается вторжений в интим
ное пространство. В своих работах она развивает «те
орию нарушения ожиданий» и проверяет ее на прак
тике.

Межличностные проблемы возникают, когда че

ловек нарушает ожидания другого человека, свя
занные с конкретным пространством. К сожале
нию, иногда один человек намеренно нарушает
пространственные ожидания другого. Когда нару
шения возникают между представителями проти
воположного пола, это может рассматриваться как
сексуальное домогательство. Например, Дон нару

шает неформальное пространство, его поза, движе
ния или жесты, как кажется, «соблазняют» Дон
нис. Если такое внимание не нравится Доннис, то
ей покажется, что ей угрожают. В этом случае не
вербальное поведение Дона можно расценить как
сексуальное домогательство. Чтобы не создавалось
впечатление домогательства, людям нужно особен
но чутко относиться к интимному пространству
других людей.

Наше интимное или личное пространство пере

мещается вместе с нами, однако мы также претен
дуем на новое пространство. То есть мы, скорее все
го, будем считать определенное пространство своей
территорией и относиться к нему как к нашей соб
ственности. Допустим, Марсия решает позавтракать
в буфете компании, и стол, который она выбирает,
становится ее территорией. Предположим, за завт
раком Марсия уходит со своей территории, чтобы
взять масло для булочки. Стул, на котором она си
дела, еда на столе и пространство рядом с едой —
«ее», и она ожидает, что никто не займет его. Если,
вернувшись, Марсия видит, что ктото за столом
подвинул свои стакан или тарелку на то место, ко
торое она считала своим, она, скорее всего, возму
тится.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Вторжение в личное пространство

Войдите в переполненный лифт. Посмотрите в
глаза человеку, напротив которого вы стоите.
Отметьте его реакцию. Во время обратной по
ездки представьтесь человеку, который стоит
рядом с вами, и начните с ним оживленный раз
говор. Отметьте реакцию окружающих. Войди
те в пустой лифт и встаньте точно по центру. Не
двигайтесь, когда будут входить другие люди.
Отметьте их реакцию. Опишите свои реакции в
рабочей тетради под пунктом 4.5.

Личная территория

 — пространство, ко,

торое человек считает своим собственным.

Многие люди определенным образом помечают

свою территорию. Например, Реймон рано приходит
на первое занятие в класс, ставит рюкзак на пол у
свободной парты, вешает куртку на стул и быстро
бежит в туалет. Если ктото придет, пока Реймона
нет, отодвинет его рюкзак и куртку и сядет за парту,
то этот человек вторгнется на территорию, которую
Реймон отметил как свою.

Поскольку вы уже достаточно много знаете о не

вербальной коммуникации, вам должно быть понят
но, что другие люди могут иначе воспринимать про
странство и территорию рядом с вами. Несмотря на
то, что большинство жителей США придерживают
ся одних и тех же правил обладания пространством,
это не означает, что все соблюдают одни и те же пра
вила или одинаково относятся к последствиям нару
шения этих правил.

3*


background image

68

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

Джуди К. Бергун,

преподаватель

коммуникации

Университета Аризоны о

теории нарушения

невербальных ожиданий

следствиям. Например, в ситуаци
ях, когда общаются двое малозна
комых людей и один из них начи
нает «флиртовать», придвигаясь
ближе к другому и тем самым «на
рушая» его личное пространство,
другой человек не всегда отодвига
ется от него, как можно было бы
ожидать. Фактически оказывается,
что иногда человек нормально от
носится к такому нарушению и
даже может сам придвинуться бли
же. Точно так же, она отметила, что
прикосновения, которые нарушали
социальные нормы, иногда отвер
гались, а иногда воспринимались
нормально.

Чтобы объяснить то, что она

увидела, Бергун разработала и на
чала проверять теорию, которую
она назвала «теорией нарушения
ожиданий», основанную на пред
посылке, что у нас есть сильные
ожидания, связанные с тем, как
люди должны вести себя при вза
имодействии с нами. Будут они от
вечать нашим ожиданиям или нет,
зависит не только от того, как мы с
ними взаимодействуем, но и от
того, насколько компетентными,
заслуживающими доверия и влия
тельными они нам кажутся и что
мы думаем о наших взаимоотно
шениях. Она обнаружила, что
наша интерпретация нарушений
личного пространства зависит от
того, какие чувства мы испытыва
ем к «нарушителю». Если человек
нам нравится, мы, скорее всего,
оценим невербальное нарушение
как позитивное («Да, она меня об
няла — значит, я ее интересую»).
Если человек нам не нравится, то
мы, скорее всего, оценим те же не
вербальные нарушения как нега
тивные («Лучше бы он убрал свою
руку и не клал ее на плечо, это яв
ное домогательство»). А поскольку
мы более чутко начинаем реагиро
вать на ситуацию, то такие наруше
ния сразу вызывают у другого че
ловека сильную ответную реакцию
(«Здорово, мне действительно нра
вится, что она положила мне руку
на талию» или «Я с ним себя не
ловко чувствую»). По мере изуче
ния таких нарушений личного
пространства Бергун обнаружила,
что когда наши ожидания наруша
ет человек, который нам действи

тельно нравится, мы часто лучше
воспринимаем его поведение, чем
если бы оно соответствовало на
шим ожиданиям. После несколь
ких лет работы и экспериментов с
участием студентов Бергун полу
чила много данных, подтверждаю
щих теорию нарушения ожиданий.

Сама научная деятельность

Бергун напоминает реку. Ее пер
вая работа — узкий ручеек, в ней
в основном описывается проксе
мика. Затем работы Джуди рас
ширяются до теории нарушения
ожиданий и включают невербаль
ное поведение в целом. В настоя
щее время она изучает факторы,
определяющие то, как люди при
спосабливают свое поведение,
когда они переживают любой тип
нарушения коммуникации. Поче
му и когда люди отвечают на на
рушение нарушением (например,
если ктото кричит на вас, вы
кричите в ответ) или компенси
руют его (скажем, если ктото
подходит к вам слишком близко,
вы отходите на шаг назад)? Вто
рое направление работ Бергун
составляют такие нарушения
ожиданий, как обман. Она попы
талась определить, какую роль
играет невербальное поведение в
ситуации обмана. Наконец, она
начала исследовать отличия меж
личностной коммуникации от
коммуникации в средствах массо
вой информации. Какую бы об
ласть ни охватывало исследова
ние Бергун, она постоянно под
вергает сомнению привычные
представления. Полный список
ее последних публикаций приво
дится в конце книги.

Бергун не только много препо

дает, но и помогает студентам за
ниматься исследовательской ра
ботой и формулировать теории:
«Одно из самых больших удо
вольствий для меня — помогать
другим в проведении исследова
ний. Забавно обучать других лю
дей тому, чему когдато учили
меня саму, — всегда подвергать со
мнению общепринятые представ
ления». Более подробную инфор
мацию о Джуди К. Бергун вы мо
жете получить, открыв ее
страницу в Интернете по адресу
http://www.u.arisona.edu/~judee.

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ

Джуди К. Бергун написала семь

книг и более 150 статей и глав в
книгах. Она является ведущим
специалистом в своей области и
оказала большое влияние на фор
мирование наших представлений
о невербальной коммуникации.
Джуди заинтересовалась этой те
мой еще в аспирантуре  универси
тета Западной Вирджинии, когда
ей поручили сделать доклад на се
минаре и подготовить материал
о 

проксемике,

 или изучении про

странства. Вспоминая этот слу
чай, она говорит: «Я просто подсе
ла на это. Невербальное общение —
очень тонкая и трудная тема, а мне
всегда нравились трудности!»

В то время психологи считали,

что успех в межличностных отно
шениях зависит от того, насколько
хорошо человек в своем поведении
соблюдает дистанцию, приемле
мую для некоторых взаимодей
ствий, и нормы прикосновений.
Таким образом, успех человека в
общении определялся его владени
ем этими нормами. Один из препо
давателей Джуди К. Бергун посо
ветовал ей искать подходы и мето
ды, основанные «не на интуиции».
Исследование Бергун описывает
ситуации, когда нарушения дис
танции в общении приводит к по
зитивным, а не негативным по


background image

69

Глава 4 

• 

Невербальная коммуникация

Подумайте об этом

Личная территория

У вас есть свое место за семейным обеденным
столом? Что происходит, если вы видите, что
ктото другой сидит на вашем месте? Мысленно
составьте список других «ваших территорий».

Температура, освещение и цвет

Еще три элемента в окружающей среде, которые

можно контролировать, влияют на коммуникацию и
«передают» сообщения. Это температура, освещение
и цвет в нашем окружении.

Температура

 может способствовать или препят

ствовать эффективной коммуникации, так как она
изменяет настроение людей и уровень их внимания.
Вспомните, как трудно слушать учителя в жарком и
душном классе. А может быть, вы замечали, что на
чинаете нервничать, когда вам холодно?

Уровень освещения

 также имеет значение для пе

редачи информации. В лекционных помещениях и
читальных залах, как правило, яркое освещение —
оно помогает лучше воспринимать информацию на
слух и создает комфортные условия для чтения. На
оборот, в шикарном ресторане, в помещении, где слу
шают музыку или смотрят фильм, освещение слабое
и незаметное, так что создается уютная атмосфера,
располагающая к интимному разговору (Knapp &
Hall, 1992). Мы часто изменяем уровень освещения
в комнате, чтобы создать настроение, соответствую
щее определенному типу взаимодействий. Яркие
цвета стимулируют активность и шумные разговоры,
слабое же освещение способствует спокойному и
умиротворяющему настроению, а также настраива
ет на тихий и серьезный разговор.

Цвет

 может стимулировать как эмоциональные, так

и физические реакции. Например, красный возбужда
ет, голубой смягчает и успокаивает, а желтый повыша
ет настроение. Профессиональные дизайнеры интерье
ров, понимающие, как люди реагируют на цвета, пред
почитают голубые тона, когда пытаются создать
спокойную безмятежную атмосферу для гостиной, а в
игровой комнате используют красные и желтые тона.

Кроме того, особые цвета также передают информа

цию о людях и событиях. Например, молодежь часто
использует определенные тона в знак принадлежнос
ти к какойто группе. В некоторых районах члены мо
лодежных группировок надевают пестрые платки или
другую одежду характерного для этой группы цвета.

Культурные различия в организации

окружающей среды

Вполне естественно, что окружающая среда, в ко

торой люди чувствуют себя уютно, зависит от их
культуры. В США, где достаточно свободной земли,
многие люди живут в отдельных домах или больших
квартирах. В других странах, где плотность населе
ния выше, люди живут в более стесненных условиях
и при этом чувствуют себя «одиноко», живя в про
сторных помещениях. В Азии большинство людей
живут в довольно тесных, по нашим меркам, жили
щах. Точно так же люди из других культур имеют
иные представления о том, какая обстановка нужна
для разных взаимодействий. Вспомните, что в доми
нирующей культуре США личное или интимное про
странство составляет около 45 см или меньше. Од
нако в культурах Ближнего и Среднего Востока муж
чины в разговоре между собой обычно придвигаются
ближе (Samovar, Porter, & Stefani, 1998). Таким об
разом, когда мужчинаараб разговаривает с мужчи

После того как студенты в колледже провели не

сколько смешанных парных игр в теннис, они отпра
вились в бар при студенческом городке выпить и по
болтать. Маркес и Лайза сели с Барри и Эланой, они
сильно проиграли этой паре, потому что Элана игра
ла гораздо лучше обычного. Маркес и Лайза обща
лись только за игрой в теннис, а Барри и Элана по
большей части проводили время вдвоем.

После нескольких общих замечаний о турнире

Маркес сказал: «Элана, твоя подача сегодня была
самой лучшей из тех, что я видел в этом году».

— Да, ты здорово играла. И, если ты заметила, мне

было трудно принять подачу, — добавила Лайза.

— И играешь ты гораздо лучше, чем раньше, —

добавил Маркес.

— Спасибо, ребята, — поблагодарила Элана, — я

стараюсь.

— Ну, сегодня мы получаем комплименты — съяз

вил Барри. Затем, после паузы, продолжил: «Эй,
Элана, подайка мне свитер — я оставил его вон на
том стуле».

— Барри, ты ближе к нему, чем я, — парировала

Элана.

Барри принял намеренно холодный вид, придви

нулся к Элане чуть ближе и настойчиво сказал: «Эла
на, подай мне свитер — немедленно».

Элана быстро отодвинулась и сказала: «Ладно,

Барри — тут прохладно», — и подала ему свитер.

— Ну разве она не милашка, — заметил Барри, обра

щаясь к Маркесу и Лайзе, и взял свитер у Эланы.

В ответ Лайза и Маркес посмотрели на пол. Затем

Лайза взглянула на Маркеса и сказала: «Извините,
я вынуждена вас покинуть, сегодня вечером у меня
много дел».

— Позволь проводить тебя до машины, — сказал

Маркес, вставая.

— Увидимся на следующей неделе, — произнесли

они оба в унисон, поспешно отходя к двери и оста
вив Барри и Элану вдвоем.

1. Проанализируйте невербальное поведение Бар

ри. Какая у него цель?

2. Как вы интерпретируете невербальные реакции

Лайзы и Маркеса на Барри?

3. Было ли поведение Барри этичным? Поясните

свой ответ.

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики


background image

70

Часть 1 

• 

Основы коммуникации

ной из США, очень вероятно, что один из них будет
чувствовать себя неуютно. Или американцу покажет
ся, что на его личное пространство посягают, и он
смутится, или араб будет чувствовать себя слишком
изолированным и дистанцированным для серьезно
го разговора. Для людей из разных культур также
может быть комфортной разная температура. Люди,
живущие в более теплом климате, легче переносят
жару, чем люди из стран с более холодным климатом.
Даже значение цветов варьируется в зависимости от
национальной культуры и религии. В Индии цветом
траура считается белый цвет, а не черный, а невесты
на свадьбе одеты в красное.

РЕЗЮМЕ

Невербальная коммуникация включает движения,

жесты, параязык, особенности самопрезентации и
элементы обстановки.

Вероятно, наиболее знакомые методы невербаль

ной коммуникации — это движения и параязык. Че

Самоанализ

Формирование коммуникативной базы.

Главы 2–4

К какому типу людей в общении вы относитесь?

Эта анкета поможет определить основные характе
ристики человека, умеющего эффективно общаться.
В строке, предназначенной для каждого утверждения,
укажите ответ, который лучше всего характеризует
ваши поступки: я поступаю так — 1 (почти всегда);
2 (часто); 3 (иногда); 4 (крайне редко); 5 (никогда).

_________Когда я говорю, то стараюсь создать у со

беседника позитивный образ (глава2).

________В общении с другими я ищу информацию,

которая может подтвердить или опровергнуть пер
вое впечатление о человеке и обо мне самом (гла
ва 2).

________Прежде чем действовать на основании не

вербальных сигналов других людей, я стремлюсь
найти их вербальное подтверждение (глава 2).

_______ В разговоре мне помогает большой словар

ный запас (глава 3).

_______Я говорю отчетливо, используя хорошо по

нятные слова (глава 3).

_______Когда я говорю с представителями различ

ных культур или противоположного пола, я тща
тельно слежу за выбором слов (глава 3).

______ Как правило, я смотрю на людей, когда раз

говариваю с ними (глава 4).

______По большей части в моих фразах редко

встречаются такие выражения, как «ах», «ну», «вро
де» и «ты понимаешь» (глава 4).

_____Я учитываю реакцию людей на то, как я одет

(глава 4).

_____Я пытаюсь контролировать окружающую

среду так, чтобы облегчить коммуникацию (гла
ва 4).

На основании ваших ответов выберите такие

типы поведения в коммуникации, которые вы бы
хотели изменить. Сформулируйте цель по улучше
нию навыков коммуникации, так же как вы делали
при составлении плана совершенствования комму
никации в главе 1 (с. 25). Если вы захотите прове
рить объективность вашего самоанализа до того,
как вы определите для себя цель, попросите друга
или коллегу по работе сделать такой же анализ о
вас.

тыре основных типа движений — зрительный кон
такт, выражение лица, жесты и поза. Движения яв
ляются своего рода знаками, они влияют на общение,
устанавливают нормы и снимают напряжение в бе
седе. Точно так же голосовые характеристики (гром
кость голоса, скорость, высота и тембр), а также та
кие звуки и слова, как «эээ», «ммм», «ты понима
ешь» и «вроде того», помогают интерпретировать
смысл вербального сообщения.

Хотя вербальная и невербальная формы коммуни

кации наиболее эффективны, когда дополняют друг
друга, невербальные сигналы могут замещать вер
бальные или даже противоречить им. В целом, когда
вербальные и невербальные сигналы противоречат
друг другу, нужно больше доверять невербальной
коммуникации.

Через такие формы самовыражения, как одежда,

манера прикасаться к другому человеку и манера
распоряжаться временем, проявляется наше отноше
ние к другим людям. В коммуникации часто недооце
нивается физическая среда. Наше жилье и офис, рас
становка мебели, температура в помещении, а также
освещение и цвет оказывают существенное влияние
на коммуникацию.