Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6211

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

Если другой человек не слышат заданного вами

вопроса, то вы должны повторить его.

Если с вами разговаривают, вы должны смотреть

на говорящего.

Если беседуют более чем два человека, вы долж

ны позаботиться, чтобы каждый имел возможность
говорить одинаковое время.

Если участники беседы значительно старше, чем

вы, то вы должны воздерживаться от употребления
бранных выражений и непристойностей.

Если вы не можете сказать ничего уместного, то

вообще ничего не говорите.

Если вы хотите сказать то, что не должно быть

услышано посторонними, говорите тише.

ЭФФЕКТИВНЫЕ БЕСЕДЫ

ПОДЧИНЯЮТСЯ ПРИНЦИПУ

СОТРУДНИЧЕСТВА

Принцип сотрудничества 

состоит в том,

что беседы будут протекать удачно, когда
вклад участников разговора будет соответ,
ствовать его цели.

Правила беседы

 — необходимые условия

беседы.

Беседы не только структурируются правилами,

которым следуют участники, но они также зависят от
того, насколько хорошо сотрудничают партнеры по
разговору. 

Принцип сотрудничества 

состоит в том,

что беседы будут протекать удачно, когда вклад участ
ников разговора будет соответствовать его цели
(Grice, 1975). Основываясь на этом правиле, Поль
Грайс описывает следующие четыре 

правила

 (необ

ходимых условия) 

беседы

:

1. Правило качества 

требует от нас сообщать дос

товерную

 

информацию. Когда мы преднамеренно

лжем, искажаем чтолибо или представляем в лож
ном свете, мы не сотрудничаем в беседе. Быть прав
дивым значит не только избегать намеренной лжи
или искажений, но также заботиться о недопущении
любых ошибочных интерпретаций. Так, если одно
классник задает вам вопрос на определенную тему,
вы делитесь с ним, если вы знаете ответ, но вы не долж
ны делать предположения и предлагать ему свою
точку зрения, выдавая ее за истину. Если вы не знае
те или у вас неопределенное представление об этом,
так и скажите.

Правило качества

 — требование сооб,

щать достоверную информацию.

2. Правило количества 

призывает нас сообщать

такое количество информации, которое достаточно,
чтобы удовлетворить других потребителей информа
ции и поддерживать разговор на должном уровне, но
не столь долго и подробно, чтобы погубить нефор

мальный компромисс, который характеризует хоро
шее обсуждение. Таким образом, когда Сэм спраши
вает Рэнди, как ему понравилось посещение Сент
Луиса, ответ последнего «прекрасно» — слишком ко
роткий, но его монолог на двадцать пять минут со
всеми подробностями его путешествия, вероятно,
будет слишком длинен.

Правило количества — 

требование сооб,

щать такое количество информации, которое
достаточно или необходимо — не слишком
много и не слишком мало.

3. Правило уместности 

требует от нас сообщать

информацию, которая связана с обсуждаемой темой.
Поверхностные комментарии или откровенная под
мена предмета обсуждения, когда другие партнеры
еще активно заинтересованы в обсуждавшейся теме,
разрушают сотрудничество. Например, представьте,
что Хэл, Кори и ЛиСунь дружески беседуют о
пользе, которую принесут местным приютам для без
домных благотворительные соревнования по ходьбе/
бегу на 5 километров. Если при этом Кори спросит,
кто из них решил задачу №101 по математике, он
разрушит сотрудничество. Его комментарий не свя
зан с предметом обсуждения.

Правило уместности — 

требование сооб,

щать информацию, которая связана с обсуж,
даемой темой.

4. Правило хороших манер 

призывает нас быть

точными и организованными, когда мы излагаем
наши мысли. Мы сотрудничаем, приводя в порядок
наши мысли и используя специфический язык, кото
рый проясняет смысл сказанного. Когда мы даем ин
формацию, которую слушатель считает малопонят
ной, неопределенной и вносящей дезорганизацию,
это не способствует доведению до него смысла. Так,
если ктото спрашивает у вас объяснения, как ис
пользовать новое фотокопировальное устройство, вы
можете провести человека через все стадии получе
ния копии, вместо невнятных перечислений техни
ческих характеристик аппарата, только сбивающих
слушателя с толку.

Бах и Харнич (Bach & Harnich, 1979) предложи

ли два дополнения к правилам Грайса — правило
нравственности и правило вежливости.

Правило хороших манер — 

требование

быть точными и организованными, когда мы
излагаем наши мысли.

5. Правило нравственности 

призывает нас гово

рить таким образом, чтобы соответствовать этичес
ким нормам. Например, в Соединенных Штатах на
рушением моральных принципов считается разгла
шение информации, сообщенной конфиденциально
или склоняющей человека к действиям, которые го
ворящий расценивает как направленные против лич
ных интересов собеседника.


background image

77

Глава 5 

• 

Ведение беседы

Правило нравственности — 

требование

говорить соответственно этическим нормам.

6. Правило вежливости

 призывает нас быть веж

ливым по отношению к другим участникам беседы.
В наших разговорах мы пытаемся соблюдать соци
альные нормы вежливости, присущие господствую
щей культуре, и не позволяем мешать себе или дру
гим в течение беседы. В следующей рубрике «Раз
личные голоса» Гвендолин Гонг описывает, что
вежливость предписана ее культурным сообществом.
В следующем разделе мы обсудим применение веж
ливых оборотов речи на практике.

Правило вежливости — 

требование быть

вежливым с любым участником беседы.

НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО

РАЗГОВОРА ОДИН НА ОДИН

Независимо от того, насколько уверенно, по наше

му мнению, мы чувствуем себя в разговорах, практи
чески каждый из нас может научиться вести беседы
более эффективно. В этом разделе мы обсудим не
сколько навыков, которые служат повышению эф
фективности беседы.

Сообщайте качественную

информацию

Чем больше вы компетентны в области обсуждае

мых предметов, тем больше шанс, что вы будете ин
тересным собеседником. Вот несколько советов для
построения высококачественной информационной
базы разговора.

Наблюдай и размышляй

Правила ведения беседы

Используйте две записи бесед, которые вы сде
лали ранее в вашей рабочей тетради под пунк
том 5.1 при выполнении упражнения на деловое
обсуждение проблем. Каких правил ведения бе
седы вы придерживались? Если они нарушены,
то как именно, и как это влияло на обсуждение?
Можете ли вы определить, какие правила веде
ния беседы были использованы? Какие из них
были выполнены, а какие нарушены? Как этот
анализ помог вам понять, удовлетворены ли вы
разговором?

•••••

 

Читайте каждый день газеты (не только комик

сы и спортивные новости).

•••••

 

Читайте, как минимум, один еженедельный жур

нал новостей или специальный журнал.

•••••

 

Смотрите телевизионные документальные филь

мы и специальные новости так же внимательно, как

развлекательные и спортивные программы. (Конеч
но, спорт и развлечения тоже являются любимыми
темами для бесед, но не с каждым.)

•••••

 

Посещайте театры и концерты так же часто, как

вы ходите в кино.

•••••

 

Посещайте музеи и исторические места.

Следуя этим рекомендациям, вы обеспечите себе

неиссякаемый источник качественной информации,
которой вы сможете поделиться в непринужденной
беседе.

В качестве инициатора разговора

задавайте значимые вопросы

То, что произойдет в первые пять минут обсужде

ния, сильно повлияет на дальнейшее течение дружес
кой беседы. Хотя вопросы возникают часто сами со
бой, многие люди кажутся растерянными и не знают,
что предпринять, чтобы завязалась беседа. Эти четы
ре предложения обычно помогают начать разговор.
Заметьте, что ни одно из них не предполагает в ответ
получить просто 

да 

или 

нет, — 

каждое из них при

зывает собеседника поделиться конкретной инфор
мацией.

Наблюдай и размышляй

Разнообразие разговоров

В течение следующих трех дней попытайтесь
проявить больше разнообразия в ваших бесе
дах с людьми. Насколько хорошо вы способны
начинать и поддерживать такие беседы? На
сколько удовлетворительны, с вашей очки зре
ния, эти беседы по сравнению с обсуждением
погоды, спортивных новостей и ежедневных
происшествий? Чем это объясняется? Запиши
те ваши наблюдения под пунктом 5.2 в рабочую
тетрадь.

 

Обращение к семье: 

Как шли дела у Сьюзен в кол

ледже в этом году? Как себя чувствует ваш отец?

Обращение к сотруднику:

 Над каким проектом вы

работали в последнее время?

Обращение к увлечениям:

 Как прошла ваша рыбалка

на прошлой неделе? Что случилось с нашим Тайгером
Вудзом*, почему он и близко не подошел к своим луч
шим результатам в таком важном соревновании?

Обращение к текущим событиям: 

Что, на ваш

взгляд, снова привлекает людей к акциям более на
дежных компаний? Как, повашему, мы можем вы
звать интерес к чтению у детей?

Может быть, эти четыре варианта вопросов помо

гут вам начать беседу с вашими знакомыми.

Отвечая, обеспечьте собеседника

открытой информацией

Эффективные собеседники поддерживают обмен

мнениями, давая возможность другим продолжать
беседу путем предоставления открытой информации
своим собеседникам. 

Открытая

 

информация — 

это

дополнительная информация, которую собеседник
может использовать для продолжения разговора.

* Известный игрок в гольф. 

— Примеч. перев.


background image

78

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

Когда говорят китайцы,

живущие на Миссисипи

Гвендолин Гонг, доктор

философии

В статье, из которой взят

этот отрывок, доктор Гонг, адъ,
юнкт,профессор Сельскохозяй,
ственного и политехнического уни,
верситета Техаса,

 

объясняет, как

говорят китайцы, живущие на реке
Миссисипи. Они используют такие
разговорные приемы, как приспо,
сабливание к слушателю и измене,
ние темы, чтобы уменьшить дис,
комфорт для себя и своих партне,
ров по разговору. Этот отрывок
фокусирует внимание на использо,
вании приемов приспосабливания
или почтительного отношения.

Хотя моя семья происходит из

китайской провинции Кантон,
где находится наша родная дерев
ня, я — американка китайского
происхождения, родилась и вос
питывалась в дельте Миссисипи.
Привыкнув, что мои братья и сес
тры — на самом деле все мои бли
жайшие родственники — исполь
зуют классический язык Юга, я не
доумевала, когда поступила в
университет в Индиане, почему
мои индианские ровесники и пре
подаватели смотрели на меня как
на своего рода загадку. Они шути
ли: «Картинка прекрасная, но нуж
но наладить звук». Такого рода за
мечания преследовали меня вплоть
до Техаса, где, разумеется, говорили
на других версиях английского
языка. «Наладьте звук». Что это
значило? Разве эти люди раньше не
встречались с кемнибудь с Мисси
сипи? Конечно, встречались. Но я
была другой. Я была китаянкой с
Миссисипи. С начала XIX века эта
благодатная сельскохозяйственная
земля стала родиной для работав
ших на ней 1200 кантонских китай
цев из южного Китая, которые
здесь постепенно ассимилирова
лись, став южанами, как и другие,
им подобные: китайцы, живущие на
Миссисипи (МК). На я часто на
блюдала, как южная благовоспи
танность и конфуцианство про
являли себя в разговоре МК.

Наиболее характерные черты,

типичные для речи МК, — это ува
жение, вежливая подача или вы
слушивание точек зрения, жела
ний или суждений собеседника,
что проявляется в двух формах:
приспосабливании (то есть созда
нии для не МКговорящего атмос
феры комфорта и радушия) и из
менении темы разговора. Ирония
состоит в том, что приспосаблива
ние для обеспечения большего
комфорта для не МКговорящего
слушателя в некоторых случаях
приводит к дискомфорту для МК
говорящего. И наоборот, измене
ние темы часто обеспечивает сня
тие напряжения и ощущение кон
троля МКговорящему, но
приносит разочарование не МК
слушателю. Для не МКговоряще
го и слушателя знание правил
вежливости, принятых у МК, по
может более эффективно общать
ся с китайцами.

Несколько лет назад в институ

те, где я преподавала, я пыталась
наладить дружбу с коллегой. Эта
женщина была знатоком своего
дела — преподавания, она говори
ла властно и часто открыто пока
зывала свое честное, но предвзя
тое отношение ко мне как к лич
ности. Случайно мы встретили
друг друга на прогулке и разгово
рились.

— Привет, Гонг. В воскресенье я

была в тайском ресторане. Я по
просила соевый соус, а официант
посмотрел на меня, как на сума
сшедшую. Что плохого случилось,
когда я попросила немного соево
го соуса? Пища была плохая, как
обычная скверная китайская еда,
поэтому я все поливаю соусом.
Отчего этот парень так на меня
разозлился?

— Попросить соевый соус — это

не преступление. Я не знаю, поче
му официант так себя повел, — от
ветила я застенчиво. Я удивилась,
почему она начала обсуждать со
мной тему тайской кухни — я не
эксперт в этом, хотя мне доставля
ет удовольствие именно эта кухня.

— Мы должны позавтракать.

Как у тебя с расписанием? — осве
домилась коллега.

— Я уже ела. К тому же сегодня

я должна закончить работу в офи
се. Извини, что я не смогу с тобой
позавтракать, — мне было неудоб
но, хотя я говорила правду.

— А что ты ешь? Наверное, яич

ные рулетики, а? Гонг, ты ведь все
гда ешь яичные рулетики — или,
как минимум, их предпочитаешь.
Помнишь, когда ты впервые при
ехала сюда несколько лет назад? Я
не могла в это поверить — китаян
ка преподавательница английско
го, да еще с южным акцентом. Я
делю кабинет с парнем по имени
Джо, который постоянно ест тако и
авокадо, а тогда я увидела тебя в
холле, уплетающую яичные руле
тики. Правда, Гонг? Ты помнишь?

— Ну, я действительно не по

мню, но я полагаю, что это прав

да, — ответила я, пытаясь идти в

ногу с моей коллегой. — Я помню

Джо и я иногда беру еду на вынос.

Это самый быстрый способ позав

тракать, — добавила я, умолкая. Я

хотела быть в любом другом мес

те, только не здесь, «разговари

вая» с этой женщиной. Меня

сильно смущало, что она делала

мне такого типа замечания, и звук

ее голоса мог долетать до других

преподавателей и студентов. Где

мне спрятаться? Я подумала про

себя: «Держись, это кончится

очень скоро».

Это только один разговор сре

ди многих, которыми эта препода
вательница меня одаривала. Не
смотря на мое глубокое убежде
ние, что она заботилась обо мне, и
несмотря на мое уважение к ее
профессиональным достоинствам,
я всегда приспосабливалась к ее
манере говорить со мной. Я осоз
нанно защищалась от нее, пред
ставляя, что она издает только
глухой надоедливый звук, и пуб
лика не очень хорошо ее понима
ет. Она признавалась, что никогда
раньше не знала азиатов, рожден
ных в Америке, вроде меня. В ре
зультате я доказывала себе, что
должна дать ей шанс, помочь ей
избежать «потери лица» и уберечь
от неловких чувств. Однако я все
гда сожалела, что добровольно
подставляю себя под обиды, уни
жения и умаление моих досто
инств, лишь бы ктото играл в
«настоящую» дружбу.

Отрывки из статьи

:

 Gwendolyn

Gong, «When Mississippi Chinese
Talk,» in

 Our Voices: Essays in

Culture, Ethnicity, and Commu
nication, 

eds. Alberto Gonzalez,

Marsha Houston, and Victoria Chen
(Los Angeles, CA: Roxbury Publishing
Company, 1994), p. 110,116.

РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОСА


background image

79

Глава 5 

• 

Ведение беседы

Открытая

 

информация —

 дополнитель,

ная информация, которую собеседник может
использовать для продолжения разговора.

Многие люди испытывают трудности в построе

нии разговора, так как имеют склонность отвечать на
вопросы односложными ответами. Если, например,
Пол спрашивает Джека: «Вы любите теннис?», то
Джек отвечает: «Да», продолжая смотреть на Пола,
а тот не знает, что делать дальше. Чтобы продолжить
разговор (или хотя бы его начать), Пол должен при
думать новую линию беседы.

Предположим, однако, что после своего «да» Джек

начинает говорить: «Я играю всегото около года, но
мне это нравится». Теперь у Пола есть направление
для продолжения разговора. Он может повернуть
беседу соответственно его собственному опыту: «Я
играю недолго, но уже уверенно себя чувствую, осо
бенно при ударе справа». Или же он может исполь
зовать информацию, задав другой вопрос: «Как час
то вы играете?»

Отвечающему важно давать открытую информа

цию. Инициатору разговора важно услышать откры
тую информацию. Чем лучше качество открытой
информации, тем более вероятно, что разговор про
должится и будет продуктивным для обоих собесед
ников.

Указывайте источники

Указание источников — 

вербальное сооб,

щение об источниках, из которых вы черпаете
вашу информацию и мысли.

Указание источников — 

это вербальное сообще

ние об источниках, из которых вы черпаете вашу ин
формацию и мысли. При написании курсовой рабо
ты вы доверяете авторам, которых вы цитировали
или перефразировали, ссылаясь на источники. По
добным образом, когда вы используете в вашей речи
слова или мысли других людей, вы можете указывать
источники.

Указывая источники, вы даете возможность дру

гим участникам оценить качество информации, ко
торой вы поделились. Более того, если сообщать об
общих знакомых, которым принадлежат те или иные
мысли, люди начинают лучше думать о себе, а вы
сами избегаете тяжелых переживаний. Например,
если друг выдвигает творческую идею и на словах
подтверждает, что вы были ее источником, вы, воз
можно, чувствуете себя польщенным. Однако если
человек ведет себя таким образом, будто это его соб
ственные мысли, вы, возможно, почувствуете обиду
или злость. Итак, когда вы повторяете мысль, услы
шанную от других, проследите за тем, чтобы указать
на это.

Указание источников не составит вам труда. Со

общать при необходимости об источниках и таким
образом избегать возможных тяжелых переживаний —
значит называть имя человека, который подсказал
вам какуюто идею. Например, в дискуссии о лекци
онных курсах вы можете сказать: «Мне нравится пе

речень предложенных курсов, но, вы знаете, нам дей
ствительно нужен курс по изменению установок.
Меня натолкнула на такую мысль Лора, и я пони
маю, чем хороша эта идея».

Поддерживайте баланс между

произнесением речей и слушанием

Беседы протекают более удовлетворительно, если

участники чувствуют, что время разговора справед
ливо распределено между ними. Мы поддерживаем
баланс между разговором и слушанием с помощью
очередности.

1. Эффективные собеседники поровну распре

деляют время в разговоре. 

В любой беседе будет

идеально предоставить каждому возможность вы
сказываться одинаковое число раз. Если вы обна
ружили, что говорите больше, чем следует, попы
тайтесь удержаться в границах, контролируя, что
бы вы брали слово второй раз лишь после того, как
смогут высказаться остальные участники беседы.
Аналогично, если вы считаете себя недостаточно
активным в разговоре, попытайтесь повысить сте
пень своего участия. Помните, что если у вас есть
информация, которая могла бы быть полезной, вы
вводите в заблуждение и себя и группу, если не
делитесь ею.

2.

 

Эффективные собеседники не позволяют себе

слишком длинных монологов. 

Люди, вероятно, пе

рестают обращать внимание или им начинают доку
чать партнеры по разговору, которые произносят
речи, медлят с ответом или выступают с монолога
ми, которые гораздо больше по объему, чем принято
в обычной взаимной беседе. Таким же образом, труд
но поддерживать разговор, когда ктото отвечает од
носложно и создается впечатление, что из него вы
тягивают информацию. Реплики, конечно, различны
по продолжительности, и это зависит от того, что
было сказано. Если средняя продолжительность ва
шего выступления намного длиннее или короче, чем
у ваших партнеров по разговору, вам нужно испра
вить положение.

3.

 

Эффективные собеседники распознают и учи

тывают сигналы, говорящие о необходимости дать
слово другому участнику разговора.

 Паттерны тона

голоса, такие как более тихий голос или понижение
тона, а также использование жестов, которые очевид
но указывают на то, что вопрос исчерпан, — все это
наиболее яркие сигналы для окончания реплики.
Когда вы вступаете в беседу, обращайте внимание на
эти сигналы.

К тому же будьте осторожны, чтобы нечаянно не

подать знак к окончанию реплики. Например, если
вы склонны понижать голос, когда вы не заверши
ли реплику, или делаете долгие паузы для большей
выразительности, когда вы намерены продолжать,
вас, вероятно, прервут, потому что это является сиг
налом к действию для других. Если вас часто пре
рывают, обратите внимание на ваши невербальные
сигналы. Кроме того, если вы узнали, что другой
человек имеет привычку непреднамеренно подавать
такие знаки, постарайтесь не прерывать его, когда
он говорит.


background image

80

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

4. Эффективные собеседники направляют разго

вор своим поведением и реагируют на аналогичное
поведение со стороны других. 

В основном, человек,

который заканчивает свою часть разговора, может
определить, кто будет говорить следующим. Напри
мер, когда Пол заканчивает свою часть, говоря:
«Сьюзан, ты поняла, что он имел в виду?», Сьюзан
имеет право выступить. Умелый собеседник исполь
зует поведение, направляющее разговор, чтобы сба
лансировать очередность реплик между теми, кто
говорит свободно, и теми, кто говорит неохотно. По
добным образом эффективные собеседники молчат и
вежливо слушают, когда ктонибудь направит разго
вор в нужное русло.

Конечно, если человек, который закончил разго

вор, не направил его вербально или невербально к
следующему собеседнику, тогда очередь переходит к
тому, кто заговорит первым.

5. Эффективные собеседники редко прерывают

других. 

Хотя прерывание в основном рассматрива

ется как неуместное, прерывание для «прояснения»
и «подтверждения» приемлемо (Kennedy & Kamden,
1983). Например, прерывание, которое, вероятно,
будет принято, включает относящиеся к делу вопро
сы или пересказ, предназначенные для уточнения,
такие как: «Что вы подразумеваете под “самонадеян
ностью”?» или: «У меня такое чувство, что вы счита
ете самонадеянное поведение особенно плохим», а
также выражение согласия типа реплик: «Хорошо
сказано, Макс» или «Я понимаю, что вы имеете в
виду, Сьюзи». Прерывания, вероятно, будут расцене
ны как вредные или незавершенные, если они меня
ют тему разговора или сводят к нулю вклад в разго
вор прерываемого человека.

Практикуйте вежливость

Вежливость — 

обращение с людьми, учи,

тывающее их потребности быть оцененными
и защищенными.

Потребности, связанные с положитель,

ной репутацией —

 желание быть оцененным

и одобренным, понравиться и завоевать ува,
жение.

Потребности, связанные с отрицатель,

ной репутацией —

 желание избежать обма,

на или навязывания мнения со стороны других.

Вежливость —

 обращение с людьми, учитываю

щее их потребности быть оцененными и защищенны
ми, — универсальна для всех культур (Braun &
Levinson, 1987). Хотя степень вежливости и способы
ее проявления различны, согласно Брауну и Левин
сону, все люди имеют 

потребности, связанные с по

ложительной репутацией 

(желание быть оцененным

и одобренным, понравиться и завоевать уважение),
и 

потребности, связанные с отрицательной репу

тацией 

(желание избежать обмана или навязывания

мнения со стороны других).

Чтобы удовлетворить потребности людей, связан

ные с положительной репутацией, мы выражаем за

боту, восхищение или используем уважительные
формы обращения. Например, будет вежливым обра
титься к вашему руководителю как к «Профессору
Рейнольдсу» (использовать уважительную форму
обращения) или сказать: «Благодарю вас за подсказ
ку решения этой проблему, она очень помогла» (сде
лать комплимент).

Чтобы удовлетворить потребности людей, связан

ные с отрицательной

 

репутацией, вы признаете, что

проявляете навязчивость или претендуете на чужое
время. Например, чтобы признаться в том, что вы
проявляете навязчивость, вы можете сказать препо
давателю: «Я понимаю, что вы заняты, но я хотел бы
узнать, не найдете ли вы свободную минутку для…»
или: «Я знаю, что сейчас у вас нет времени погово
рить со мной, но я хотел бы знать, не найдется ли у
вас время встретиться со мной позднее, сегодня или
завтра».

Хотя вежливость важна всегда, она особенно важ

на, если мы говорим человеку чтото такое, отчего он
может «потерять лицо». Такие высказывания Браун и
Левинсон называют 

действиями, угрожающими ре

путации

. Мы совершаем такие действия, когда наше

поведение 

не учитывает 

потребности, связанные с

положительной или отрицательной репутацией.

Действия, угрожающие репутации —

 по,

ведение, не учитывающее потребности, свя,
занные с положительной или отрицательной
репутацией.

Цель вежливости состоит не в том, чтобы избегать

действий, угрожающих репутации, — это естествен
ное поведение. Скорее, смысл вежливости заключа
ется в уменьшении или устранении коммуникатив
ных проблем в разговорах или отношениях, которые
могут явиться результатом действий, угрожающих
репутации.

Предположим, ваш преподаватель вернул вам вы

полненное задание, а вы считаете, что отметка, кото
рую получили, не отражает качества работы. Вы мо
жете, конечно, сказать: «Я не думаю, что вы оценили
мое задание справедливо, и я хочу попросить вас пе
ресмотреть эту оценку», — это выражение, которое
относится к действиям, угрожающим репутации, не
смотря на вежливую форму. Подобные высказыва
ния, предполагающие, что преподаватель мог оши
биться или чтото проглядеть, могут привести к тому,
что преподаватель потеряет лицо. Итак, что более
подходящее вы могли бы сказать преподавателю?

1. Вы можете предпринять действие, угрожаю

щее репутации, таким образом, чтобы оно приняло
позитивную вежливую форму.

 «Я был бы вам очень

признателен, если бы вы посмотрели мою работу
снова. Я отметил места, которые мне хотелось бы с
вами обсудить. Мой сосед по комнате сказал, что вы
всегда справедливы и обычно склонны пересматри
вать работы, если имеется веская причина». Хотя
просьба все же содержит в себе навязчивость, фраза
«я был бы вам очень признателен» звучит гораздо
мягче, чем «я хочу». Кроме того, попытка включить
позитивное вежливое выражение, которое показыва