Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6215

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

86

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

Беседа

Сьюзан: 

Ну как у тебя дела с Биллом?

Шейла: 

О, не очень хорошо, Сьюзи. Я думаю, что

наши отношения закончились. Чувств больше не ос
талось, кроме того, появилась куча других проблем.

Сьюзен:

 Да, ты знаешь, я могу тебя понять. У вас

возникла какаято проблема?

Шейла:

 Ну, их набралось множество. Но я пола

гаю, что одна из них, мм, действительно имеет зна
чение — то, что мы разной веры. Причина в том, что
я — иудейка, а он — нет. Сначала я не думала, что это
играет какуюто роль, но, ты знаешь, играет.

Сьюзен:

 Ага, ты знаешь, мне повезло, я уже это

проходила. Когда я училась в школе, мои родители
не позволяли мне гулять с кемнибудь, если он не
был евреем. Боже, я возмущалась сначала, но теперь,
ты знаешь, я испытываю некоторую радость, потому
что я начала думать о будущем. И мои родители го
ворили: никогда не знаешь, чего ожидать от этих
школьных отношений.

Шейла:

 Ага, я помню. Ты это 

ненавидела.

 Ты зна

ешь, это удивительно, узнать, что твои родители мо
гут быть на самом деле в чемто правы.

Сьюзен: 

Да, и теперь я не попаду в такое затруд

нительное положение, как ты, разрушая отношения
потому, что они не оправдали ожиданий.

Шейла:

 Ага, но я, ты знаешь, рада, что они меня не

ограничивали, потому что считаю, если бы они делали
это, я бы испытывала большое давление… Ты знаешь, я
бы не имела возможности встречаться с кем хочу и я
не была бы такой независимой. Ты знаешь, мне необ
ходимо иметь

 свой собственный 

выбор. Я думаю, если

знаю, чего хочу, то чувствую, что это и есть хорошо.

БЕСЕДА И АНАЛИЗ

Ниже приведен разговор между Сьюзен и Шей

лой. Обратите внимание на то, что говорит каждая
девушка и как они взаимодействуют в беседе. Рядом
с высказываниями дан анализ их разговора, основан
ный на следующих вопросах.

1. Определите тип этой беседы?

2. Каким правилам беседы следует каждая де

вушка.

3. Отметьте моменты, когда девушки использу

ют определенные навыки эффективного разго
вора.

Прочитайте и проанализируйте этот диалог. Срав

ните ваш анализ с нашим.

Сьюзан и Шейле по двадцать с небольшим лет. Они

где,то встретились и разговорились.

Анализ

Сьюзен начинает беседу со значимого вопроса.

Шейла отвечает на вопрос и дает «открытую ин

формацию» об утрате чувств и наличии многочис
ленных проблем.

Сьюзен ставит вопрос, пробуя получить от Шей

лы больше информации.

Шейла, следуя принципу качества, делится конк

ретной информацией, которая становится главной
темой разговора.

Сьюзен немного меняет тему, рассказывая о сво

ем опыте. Кажется, это нарушает принцип уместно
сти, но делая так она готовит почву для последующе
го обмена мнениями.

Сьюзен предпринимает непрямые действий, угро

жающие репутации, напоминая Шейле о ее затруд
нительном положении.

Шейла соглашается с комментарием Сьюзен и от

вечает ей, делясь своими чувствами, чтобы не поте
рять тему разговора.

Заметьте, как использование слов «ты знаешь» в

качестве фильтра разрушает целостность сказанно
го Шейлой и отвлекает от содержания ее сообще
ния.


background image

87

Глава 5 

• 

Ведение беседы

Сьюзен:

 Это была моя проблема — найти и вы

брать. Я думаю, мои родители спросили бы: «А он ев
рей?» А я бы ответила: «Я не знаю, я что, должна его
спросить?» Я думаю, они хотели бы, чтобы я спро
сила: «Вы еврей? Нет? Ну, тогда вы не можете встре
чаться со мной».

Шейла:

 Ага, это ужасно. Такая трудная ситуация.

Это огорчает, потому что мне хочется встречаться с
евреями, но я не могу ходить и постоянно думать: о,
вот этот еврей, а этот — не еврей. Ты знаешь, я долж
на заинтересоваться 

кем,то.

Сьюзан: 

Итак, ты говоришь, что рада тому, что

твои родители тебя не ограничивали подобным об
разом, или ты говоришь, что рада, потому что они не
делали этого, но хотела бы, чтобы они ограничивали?

Шейла:

 Полагаю, я говорила, что рада тому, что

они меня не ограничивали, но иногда мне кажется,
лучше бы они ограничивали меня, потому что тогда
я бы лучше это осознала.

Сьюзен: 

Ага, я думаю, лучше раньше понять, что

ты хочешь на самом деле. Думаю, я никогда не счи
тала, что отношения в школе могли бы к чемунибудь
привести, но Дэвид и я были вместе целых четыре
года. Думаю, это долгий срок.

Шейла:

 Знаю, я однажды видела вас вместе, вы

смотрелись очень мило. Мне тоже хотелось бы встре
тить когонибудь, кто…

Сьюзен:

 Ага, ты знаешь, я видела, как ты переста

ла обращать на Билла внимание и стала просто его
игнорировать.

Шейла:

 Ну, мне тяжело думать об этом. Я действи

тельно не считаю, что религия могла бы повлиять на
наши отношения, но она на самом деле много для
меня значит.

Сьюзен:

 Итак, что ты ему собираешься сказать?

Шейла:

 Полагаю, я только скажу ему, что так не

может продолжаться, но это меня тоже огорчает.

Сьюзен:

 Не позволяй себе расстраиваться. Я по

лагаю, ты сама этого хотела, правильно?

Шейла:

 Да, наверное. Я думаю, что решила все

наилучшим образом.

Сьюзен продолжает беседу, честно описывая свою

дилемму.

Шейла подтверждает чувства Сьюзен и показыва

ет, что она тоже расстроена.

Сьюзен задает вопрос с целью прояснить, что име

ет в виду Шейла.

Шейла и Сьюзен продолжают по очереди сооб

щать релевантную информацию.

Шейла порадовалась за Сьюзен и вернулась к сво

ей собственной ситуации.

Сьюзен прервала Шейлу, помешав ей закончить

предложение.

Поскольку они друзья, Шейла смогла продолжить

беседу и изложить свою позицию.

Сьюзен переключила внимание с обсуждения про

блемы на обсуждение действий, которые она пред
примет.

Шейла отвечает на вопросы и затем описывает

чувства, сообщая открытую информацию.

Замечания Сьюзен предназначены, чтобы поддер

жать себя, но бестактность не способствует сотруд
ничеству в большей части разговора.

В этом диалоге отражены большинство принци

пов, обсуждаемых в данной главе.


background image

6

:

:

:

:

:

'    ,      6 :

 $    6!    ?

 $      ?

 <    ?

 $      ,     ?

 $          

6?

 $   !       ?

 $      ?

 $     ?

 $       ?

— 8 ,           ? >  -   ,  
        .
— /,     ,    ,  ...
— >     . $    !   ,   ,
 .
— B ,   ...
— >     —   ,   —      
! . >           .
— B ,     Q,  ...
— 7      !. >  ,   ,     6  
, &   . 0    .
— B , . =...
— H?!         ,     -
 . $       !   ,
     . <     ?
— B ,       . >  ...
— / , —        :  ,    
 ,          . / , 8 , —   6  
   ?
— B ,     !!!    * ,  ,  
  ,     .
— (         ?

# $


background image

89

Глава 6 

• 

Умение слушать

Хороший ли вы слушатель? Даже когда у вас кри

тическая ситуация, как у Барта? Или вы иногда за
мечаете, что не вникаете в то, что вам говорят? Слу
шание — это «процесс направленного восприятия
слуховых и зрительных стимулов и приписывания
им значения» (Wolvin & Coakley, 1996). Слушание
является фундаментальным навыком, влияющим на
качество отношений в повседневном общении и биз
несе. Но несмотря на важность этого процесса, мно
гие из нас не умеют слушать. В этой главе мы обсу
дим составляющие процесса активного слушания:
сосредоточение, понимание, запоминание, оценка и
реагирование.

Слушание

 — процесс направленного воспри,

ятия слуховых и зрительных стимулов и при,
писывания им значения.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

Сосредоточение — это перцептивный процесс вы

бора и концентрации на конкретных стимулах из все
го множества стимулов, достигающих наших органов
чувств. В главе 2 уже говорилось о том, что мы обра
щаем внимание на информацию, которая интересна
и которая соответствует нашим физическим и пси
хологическим потребностям. Но, чтобы быть хоро
шими слушателями, мы должны тренироваться со
средоточивать внимание на том, что говорят другие
люди, вне зависимости от наших интересов и потреб
ностей.

 

Сосредоточение

 — перцептивный процесс

выбора и концентрации на конкретных стиму,
лах из всего множества стимулов, достигаю,
щих наших органов чувств.

Рассмотрим три метода сознательного сосредото

чения внимания.

1. Физически и психологически подготовиться к

слушанию. В физическом отношении, умеющие хо

рошо слушать принимают позу слушателя. Напри
мер, когда искушенному слушателю становится из
вестно, что сейчас прозвучит важная информация,
он выпрямляется, слегка подается вперед, замира
ет и смотрит прямо на говорящего. Он также внут
ренне фокусирует внимание, блокируя множество
мыслей, проходящих через сознание. Хотя то, о чем
вы думаете, может быть более приятным, чем то, о
чем ктото вам говорит, следует побороть себя и
прислушаться.

Конечно, иногда вы можете позволить себе слу

шать не очень внимательно. Есть выражение «слу
шать краем уха», например, когда не очень внима
тельно смотрят несерьезный фильм, чтобы приятно
провести время. К несчастью, многие люди подходят
ко всем ситуациям так, как если бы они слушали про
сто ради удовольствия.

2. Полностью переключиться с роли говорящего

на роль слушающего. Общение не строится на моно
логах. В разговоре от вас требуется быть то говоря
щим, то слушающим настолько часто, что времена
ми вам сложно переключаться полностью. Если вме
сто того чтобы слушать, вы тратите время на
планирование ответа и ждете возможности вставить
слово, эффективность вашего слушания резко пада
ет. В споре, особенно в горячем, остановитесь и про
верьте себя — не готовите ли вы фразу, вместо того
чтобы слушать? Переключение с роли говорящего на
роль слушателя требует постоянных и продолжи
тельных усилий.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Сосредоточение внимания

Выберите информационную программу на од
ном из телевизионных каналов

.

 Смотрите ее в

течение по крайней мере пятнадцати минут,
устроившись поудобнее в кресле или растянув
шись на полу. Пусть по радио негромко играет
музыка.  Затем в течение следующих пятнад
цати минут слушайте, предпринимая созна
тельное усилие, чтобы использовать руководя
щие принципы для повышения внимательности.
В рабочей тетради под пунктом 6.1 сравните не

«Одно большое счастье» Рика Детори. С разрешения Рика Детори и синдиката издателей.

Мелисса сегодня
выиграла звание
«хорошего
слушателя»!

Это — ...

Это так обидно!

Я никогда

не выиграю

его!

Ладно,
может быть...

И ты знаешь почему?!
Я тебе скажу,
в чем
проблема!

Это не...

Никто не дает
мне шанса быть
хорошим
слушателем!

Ням
ням
ням...


background image

90

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

принужденное слушание со слушанием при со
средоточении внимания. Какие различия вы за
метили между первой и второй ситуациями?
Каковы были результаты этих различий?

3. Выслушать, прежде чем реагировать. Слишком

часто мы прекращаем слушать, прежде чем человек
закончит говорить, потому что мы «знаем», что он
намерен сказать, хотя наше «знание» — не более чем
предположение. В соответствии с этим заведите при
вычку всегда давать возможность людям высказать
свои мысли, прежде чем вы прекратите слушать или
ответите.

Помимо преждевременного прекращения слуша

ния нас часто отвлекают отдельные слова и манеры
собеседника. Например, нас может раздражать, если
человек бормочет, заикается или говорит монотонно.
Аналогично этому, нас могут отвлечь отдельные мыс
ли или язык говорящего. Есть ли слова или идеи,
которые создадут для вас взрыв семантического
«шума», после чего вы перестанете слушать внима
тельно? Например, склонны ли вы реагировать нега
тивно или отвлекаться, когда люди говорят о 

правах

геев, скинхедах, обманчивости материального благо,
получия 

или

 политической корректности

? Чтобы

противостоять этому влиянию, представьте себе пре
дупреждающий сигнал, когда фраза собеседника за
пустит вашу эмоциональную реакцию. Вместо того
чтобы перестать воспринимать собеседника или го
товиться к драке, следует осознавать существование
этого «шума» и прикладывать усилия к тому, чтобы
слушать объективно. Если вам это удастся, вы с боль
шей вероятностью правильно поймете смысл сооб
щения, прежде чем ответить.

ПОНИМАНИЕ

Понимание — это точная расшифровка сообщения

путем присвоения ему правильного значения. Иногда
мы не понимаем собеседника, потому что он использу
ет незнакомые нам слова или нечетко формулирует
мысль. Полное понимание того, что хотел сказать че
ловек, требует 

активного слушания

, использования осо

бых техник проверки вашего понимания, включая эм
патию, задавание вопросов и парафраз.

Понимание

 — точная расшифровка сооб,

щения путем присвоения ему правильного зна,
чения.

Эмпатия

Эмпатия — это переживание чувств, мыслей или

установок другого человека. Когда мы проявляем
эмпатию, мы пытаемся понять или испытать то, что
понимает или испытывает другой человек. Чтобы
добиться этого, мы обычно пытаемся отстраниться от
собственных чувств, мыслей и установок, а затем
«включиться» в чувства, мысли и установки другого
и реагировать в соответствии с этим. Существуют

три варианта проявления эмпатии, — это эмпатичес
кое реагирование, принятие перспективы и симпати
ческое реагирование (Weaver & Kirtley, 1995).

Эмпатия 

— переживание чувств, мыслей

или установок другого человека.

Эмпатическое реагирование имеет место тогда, ко

гда вы переживаете эмоциональные реакции, сходные
с действительными или ожидаемыми проявлениями
эмоций другого человека и возникшие в результате на
блюдения за ним (Stuff et al., 1988). Например, когда
Моника говорит Хетер, что Брэд расторг их помолв
ку, у Хетер происходит эмпатическое реагирование,
если она чувствует печаль, которую испытывает Мо
ника, и переживает сходное чувство потери.

Эмпатическое реагирование

 — пережива,

ние эмоциональной реакции, сходной с действи,
тельными или ожидаемыми проявлениями эмо,
ций другого человека.

Принятие перспективы — представление себя на

месте другого — наиболее частая форма эмпатии
(Zillman, 1991). Например, если Хетер примерила бы
услышанное к себе, представив себя узнавшей о рас
торгнутой помолвке, предугадывая и испытывая те
эмоции, которые имели бы место в этом случае, по
сле чего осознала бы, что Моника, должно быть, ис
пытывает то же самое, — действия Хетер были бы
примером принятия перспективы.

Принятие перспективы

 — представление

себя на месте другого.

Симпатическое реагирование — это чувство забо

ты, соучастия, сострадания, направленное на друго
го человека изза сложившейся у него ситуации. Ме
тод симпатического реагирования отличается от двух
других тем, что вы не пытаетесь сопереживать дру
гому человеку. Вместо этого ваше понимание того,
что испытывает говорящий, вызывает у вас самого
беспокойство за этого человека, жалость к нему или
огорчение. Представьте, что Хетер видит, что Мони
ка в депрессии и отчаянии, но вместо того чтобы по
пытаться понять эмоции Моники или поставить себя
на ее место, Хетер проникается состраданием к сво
ей подруге. Это — симпатическая реакция. Изза это
го различия в «перспективе» многие ученые разделя
ют симпатию и эмпатию.

Симпатическое реагирование

 — чувство

заботы, соучастия, сострадания, направлен,
ное на другого человека из,за сложившейся у
него ситуации.

Подумайте об этом

Методы эмпатии

На какой из трех вариантов проявления эмпа
тии вы положились бы больше всего? В каких