Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6213

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

Глава 5 

• 

Ведение беседы

ет, что преподаватель достаточно добр, чтобы оказы
вать услуги, может оказаться полезной.

2. Вы можете предпринять действие, угрожаю

щее репутации, таким образом, чтобы оно приняло
негативную вежливую форму.

 «Я уверен, что вы

очень заняты и у вас нет времени перечитывать и
комментировать каждое задание, но я надеюсь, что
вы охотно просмотрите мою работу снова. Чтобы сэ
кономить ваше время, я отметил места, которые хо
тел бы обсудить. Я также пояснил, почему сформу
лировал эти разделы именно таким образом». Хотя
просьба все еще навязчива, вы признаетесь в том, что
проявляете навязчивость. Она также предполагает,
что вы бы не обратились с ней, если бы у вас не было,
по меньшей мере, потенциальных, веских причин.
Кроме того, вы позаботились, чтобы не только изба
вить преподавателя от траты его времени, но также
показать, почему вы считаете эти разделы соответ
ствующими заданию.

3. Вы можете предпринять действия, угрожаю

щие репутации, в косвенной форме или неофици
ально. 

«Пожалуйста, не сочтите за назойливость, но

я был удивлен некоторыми вашими комментария
ми». Говоря это как бы между прочим, вы надеетесь,
что преподаватель окажется достаточно любопыт
ным и спросит, что именно вас удивило. После этого
вы сможете перейти к другому, более прямому, но
спасающему лицо приему.

На основании чего мы решаем быть вежливыми,

и которую из трех стратегий мы затем используем?
Браун и Левинсон (Brown & Levinson, 1987) счита
ют, что на это решение влияет комбинация из трех
факторов:

1. Насколько хорошо люди знают друг друга и

каков статус собеседника. 

Чем меньше мы знакомы

с кемто и чем выше социальное положение челове
ка, тем больше усилий мы прикладываем, чтобы быть
вежливыми.

2. Какую власть имеет слушатель над говоря

щим.

 Большинство из нас прикладывает больше уси

лий, чтобы быть вежливыми с людьми, обладающи
ми властью, чем с людьми, которые не обладают вла
стью.

3. Существует ли риск навредить другому чело

веку.

 Большинству из нас не нравится намеренно на

носить вред другим людям.

Чтобы показать, как вы можете применять эту те

орию, рассмотрим два примера. Вопервых, предпо
ложим, вы хотите обратиться с просьбой к своему
соседу по комнате, чтобы он просмотрел вашу рабо
ту, прежде чем дать ее преподавателю. Сосед — ваш
друг, и вы успешны в своем начинании. Степень на
вязчивости вашей просьбы незначительна и она мо
жет лишь слегка угрожать — в прошлом вы оба про
сматривали работы друг друга. Кроме того, ваш со
сед не имеет над вами особой 

власти

. В связи с этим

соображением вы можете не прикладывать особых
усилий, чтобы быть вежливым. Вы можете попро
сить об этом, не особенно заботясь об интересах со
седа, и сказать: «Дэнни, посмотрика на это задание.
Я должен отдать его завтра».

Вовторых, предположим, вы хотите попросить

преподавателя просмотреть задание, прежде чем

окончательно сдать его для оценки. Поскольку ваш
преподаватель не является вашим другом (между
вами большая социальная дистанция) и преподава
тель обладает некоторой властью над вами, вам, воз
можно, придется обратиться к преподавателю более
вежливо, чем к своему другу. В результате вы, веро
ятно, построите высказывание, которое включает
форму позитивной вежливости, или высказывание,
которое включает форму негативной вежливости.

Когда вы станете лучше понимать потребности

людей в сохранении лица, вы будете лучше опреде
лять ситуации, в которых вам придется проявить
особенно вежливое поведение. Кроме того, каждый
из нас может сделать мир немного гуманнее, работая
над тем, чтобы быть всегда вежливым, независимо от
требований обстоятельств.

НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО

ОБЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА

ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Хотя все, что мы обсуждаем в этой главе, приме

нимо по отношению к коммуникации через элект
ронные средства, общение в режиме «онлайн» требу
ет дополнительного обсуждения. Общаетесь ли вы
через электронную почту, в сетевых конференциях
или в чате, вам придется учесть эти соображения.

Наблюдай и размышляй

Использование вежливости

Вспомните случай, когда вы предприняли дей
ствие, угрожающее репутации. Что вы сказали?
Попытайтесь вспомнить как можно более точно,
какие именно слова вы использовали.
Проанализируйте ваше действие, угрожающее
репутации, в терминах знакомства и социально
го положения, власти и риска. Обладали ли вы
более высоким или более низким социальным
статусом? Имели ли вы большую или меньшую
социальную власть? Был ли большим или ма
леньким риск навредить человеку? Опишите три
других способа обратиться с той же просьбой.
Попытайтесь использовать один из них с пози
тивным вежливым высказыванием, а другой —
с негативным вежливым высказыванием. В тре
тьем способе попробуйте скомбинировать не
гативное и позитивное вежливые высказыва
ния. Запишите ваши наблюдения и анализ под
пунктом 5.3 в вашу рабочую тетрадь.

Общение через электронную почту

Напомню, что электронная почта

 

— это перепис

ка между двумя или более пользователями сети.
Хотя электронную почту было бы правильнее расце
нивать скорее как эпистолярный жанр, чем как бесе
ду, все же адресаты получают послания вскоре после
того, как их написали, таким образом, они прибли
жаются к беседам. Давайте обсудим способы, кото


background image

82

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

рыми вы можете усилить эффективность ваших бе
сед по электронной почте.

1. Получайте выгоду, которую дает задержка об

ратной связи. 

Многие люди используют электрон

ную почту для разговоров. В результате мы имеем
склонность реагировать первой же мыслью, которая
приходит к нам в голову, и обращать слишком мало
внимания на то, как мы выражаем эту мысль. Таким
образом, первый шаг в улучшении наших электрон
ных посланий — это всегда помнить, что вы можете
и должны редактировать написанное.

Электронная почта —

 переписка между

двумя и более пользователями сети.

Никогда не посылайте электронную почту, не про

читав и не проанализировав написанное вами. Не
ограничивайтесь исправлением опечаток.

2. Включайте те же формулировки, которые вы

получили, в свое письмо.

 Даже если обмен электрон

ной почтой произошел в тот же самый день и даже
минуты, автор не может помнить точно, что он пи
сал вам первоначально. Когда вы ознакомитесь со
специфическими выражениями, которые люди ис
пользуют в своих сообщениях, к вашей же пользе
будет повторить или перефразировать их, прежде
чем ответить.

3.

 

Примите во внимание отсутствие значимых

невербальных сигналов. 

Пишете ли вы сообщение

или получаете его, всегда принимайте во внимание,
что партнер не слышит звуков вашего голоса, не ви
дит выражения вашего лица и ваших жестов. Невер
бальное общение может передать до 66% социально
го значения сообщения, таким образом, вам следует
определить, какие слова могут пригодиться для «за
полнения пробелов» в значении.

Большинство специалистов советуют, чтобы вы

более тщательно выбирали слова и добавляли боль
ше прилагательных, когда уместно. Такой совет час
то помогает компенсировать отсутствие невербаль
ного контакта. Например, вместо того чтобы напи
сать: «То, что вы сказали, вызвало у меня
раздражение», — вы можете написать: «То, что вы
сказали, имеет ряд достоинств; я был несколько груб
в своих комментариях, но то, как вы указали на это,
задевает мои чувства». В этом случае читатель луч
ше поймет вас.

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Вежливость

Навык

Обращение с други

ми людьми, отвечаю
щее их потребностям
быть оцененными и за
щищенными.

Использование

Определить степень

вежливости, необходи
мую для достижения
вашей цели.

Пример

Крис думает, что ее

босс не учел всего, что
мог бы, определяя ве
личину ее премии по
итогам года. Она может
сформулировать следу
ющее негативное веж
ливое высказывание
«Мистер Сиуард, мне
известно, что вы потра
тили массу времени на
решение о премиях, но
прежде вы не возража
ли против обсуждения
ваших решений. Я на
деялась, что вы выкро
ите несколько минут,
чтобы обсудить ваше
решение со мной».

Процедура

1. Определите, в ка

ких ситуациях то, что
вы собираетесь сказать,
может быть расценено
как действие, угрожаю
щее репутации.

2. Оцените, насколь

ко хорошо вы знаете
друг друга, имеет ли
какойто человек боль
ше власти над другими
и нет ли риска навре
дить другим людям.

3. Сформулируйте

позитивное или нега
тивное вежливое выска
зывание, учитывая фак
торы отношений, влас
ти и риска.

Символы, которые используются в электронной

почте, чтобы выразить эмоции, называются 

эмоти,

конами. 

Перечень различных способов, которые мо

гут помочь выражать невербальные эмоции в режи
ме «онлайн», вы найдете по адресу http://
www.chatlist.com/faces.html.

В суете переписки по электронной почте люди склонны
использовать первую мысль, пришедшую им в голову.


background image

83

Глава 5 

• 

Ведение беседы

4. Экономно используйте принятые сокраще

ния или вообще их не используйте. 

Обычно ис

пользование сокращений делает ваше послание
короче, но оно не становится от этого более ясным.
Хотя некоторые постоянные пользователи элект
ронной почты легко расшифровывают таинствен
ные обозначения, многие из тех, кто получает та
кие стенографические загадки, теряются, пытаясь
извлечь из них смысл. Некоторые обычные сокра
щения в электронной почте включают в себя сле
дующие: 

BTW

 («между прочим»), 

FWIW

 («за точ

ность не ручаюсь, хотите — верьте, хотите — нет»)
и 

IMHO

 («по моему скромному мнению»). Мы не

употребляем такие сокращения в наших беседах,
так почему мы должны рассыпать их по нашим
электронным посланиям? Более того, некоторые
получатели могут быть обижены, потому что вы не
хотите на самом деле сказать, что думаете, а вмес
то этого вставляете сокращения.

Особенно опасный прием — это использование

прописных букв для подчеркивания важности сооб
щения. Вместо того чтобы придать высказыванию
важное звучание, часто использование прописных
букв воспринимается как угроза. Все прописные бук
вы в электронной почте равносильны крику при бе
седе с глазу на глаз.

5. Помните, что при использовании электронной

почты отсутствует тайна переписки.

 В связи с тем,

что электронную почту легко использовать, мы мо
жем отправить по электронной почте послания, со
держащие конфиденциальный материал — информа
цию, которую

 

мы обыкновенно тщательно охраняем.

Помните, что сообщение, которое вы написали, ско
пировано и сохранено, как минимум временно, на
многих компьютерах между вами и получателем.
«Некоторым образом электронные сообщения похо
жи на почтовые открытки. Каждый “переносчик” со
общения может его прочитать, даже если большин
ство из них никогда не стали бы это делать»
(Crumlish, 1997). Если вам нужно сказать нечто важ
ное, что может какимлибо способом быть использо
вано против вас или может быть коренным образом
неверно истолковано, лучше отправить такое сооб
щение в письменном виде или передать по домашне
му телефону.

Для дополнительных рекомендаций по эффектив

ному использованию электронной почты прокон
сультируйтесь, зайдя на этот сайт или отправив со
общение по адресу: http://www.iwillfollow.com/e
mail.htm.

Разговоры через сетевые

конференции и в Интернет;чатах

Запомните, что 

сетевые конференции

 — это элек

тронные виртуальные места общения людей со сход
ными интересами.

Сетевые конференции

 — это электронные

места общения людей со сходными интересами.

Интернетчаты

 — это обмен интерактивными со

общениями в режиме «онлайн» двух или более лю

дей. В сетевых конференциях вы отсылаете статьи, а
люди посылают ответы, а в чатах печатаются ответы,
мгновенно появляющиеся на экранах участников.
Таким образом, Интернетчат приближается к бесе
де с глазу на глаз, поскольку отличается мгновенной
обратной связью.

Интернет,чаты — 

это обмен интерак,

тивными сообщениями в режиме «онлайн» двух
или более людей.

Некоторые из рекомендаций для переписки по

электронной почте одинаково важны для общения в
и сетевых конференциях, и в чатах. Однако общение
в сетевых конференциях и в чатах значительно отли
чается от электронной почты. Например, когда вы
записываетесь в сетевую конференцию, вы можете
провести время, занимаясь «прослушкой», публикуя
статьи и отвечая на них.

«Прослушка» — это безучастный просмотр сете

вых новостей и конференций, являющийся псевдо
взаимодействием с другими людьми.

«Прослушка»

 — безучастный просмотр

сетевых новостей и конференций, являю,
щийся псевдовзаимодействием с другими
людьми.

Например, предположим, вы участвуете в

спортивной сетевой конференции, которая обсужда
ет игру в гольф. Она может состоять как из статей,
обсуждающих любимого игрока в гольф (таких, как
Тайгер Вудз, Роберт Дюваль, Джулия Инкстер или
Шри Пак), так и из статей о путях совершенствова
ния этой игры (плоский удар, а также удары, загоня
ющие мяч в лунку, фишки), сюда относится и лите
ратура по гольфу (этикет, правила игры) и т. д. Кро
ме того, вы можете заниматься «прослушкой», читая
статьи и различные ответы на них, не полученные
вами лично. Таким способом вы можете получить
некоторые сведения как об авторах статей, так и об
отвечающих на них.

Отправка корреспонденции дает вам возмож

ность увидеть, хотят ли люди отвечать на ваши
мысли. Вы можете послать статью и получить со
всем немного ответов. Но сказанное вами может
когото задеть за живое, и вы можете получить
много ответов, часть из которых будет носить ха
рактер 

нападок

, то есть враждебных или негатив

ных ответов на то, что вы написали. Некоторые из
них написаны специально, чтобы заставить вас
принять участие в «перепалке». Хотя вас может
обрадовать такой анонимный вербальный бой «ли
цом к лицу», чаще случается, что вы мудро реши
те избежать искушения. Другими словами, вы мо
жете совершенно игнорировать любые нападки,
которые вы увидите.

Нападки — 

враждебный или негативный

ответ на то, что вы написали.


background image

84

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

Более важно то, что публикация в Интернете дает

возможность получить ответы, которые написаны,
чтобы предложить вам взаимодействие. Таким обра
зом, если люди присылают ответы, вы можете отве
тить им и этим создать основу для некоего вида «от
ношений».

Это подводит нас к третьему способу проводить

время — отвечать. Как упоминалось раньше, напол
ненный идеями благоприятный ответ может создать
хорошую мотивацию участнику переписки и дальше
отвечать на ваши послания.

Кроме того, в сетевых конференциях (так же как

и в некоторых чатах) вас могут попросить соблю
дать правила поведения в таких группах, потому что
туда вовлечено большое количество людей. «Несоб
людение этикета в сетевых конференциях может
повлечь за собой внезапную критику и замечания,
обычно со стороны более чем одного участника»
(Banks, 1997).

Многие сетевые конференции публикуют 

часто

задаваемые вопросы

 

(FAQs)

, которые содержат пе

речень правил, обязательных для участников подоб
ных групп. Дополнительно к «

нетикету» 

(этикету в

Интернете) часто задаваемые вопросы сетевых кон
ференций могут содержать другую информацию, та
кую как история группы и принятый среди ее участ
ников жаргон. Чтобы найти часто задаваемые вопро
сы сетевых конференций, поищите публикации с
аббревиатурой 

FAQ

 в заголовке или пошлите вежли

вую записку, спрашивая, где размещены часто зада
ваемые вопросы.

Часто задаваемые вопросы (FAQs) — 

пе,

речень правил, обязательных для участников
сетевых конференций.

«Нетикет» — 

этикет в Интернете.

В дополнение к совету, даваемому как для сетевых

конференций, так и для чатов, вы захотите обсудить
эти два предмета. В большинстве чатов разговор со
средоточен на определенных темах. Поищите чаты,
которые обсуждают именно те вещи, которые вас
интересуют (Snell, 1998). Кроме того, все, что печа
тается в чатах, появляется на экранах. Большинство
людей пытается сохранить свою анонимность, чаще
используя псевдонимы, чем свои настоящие фами
лии. Вы можете быть, кем вы только захотите, так же
как и остальные люди. В результате вы не представ
ляете себе человека, с которым вы говорите, — муж
чина это или женщина, молодой или старый, богатый
или бедный.

Подумайте об этом

Разговор в Интернете

Обладаете ли вы опытом разговора с использо
ванием электронных средств? Каков самый су
щественный недостаток разговора через элек
тронную почту по сравнению с беседой лицом
к лицу? Что вы можете сделать, чтобы компен
сировать этот недостаток?

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

В ЭФФЕКТИВНОМ РАЗГОВОРЕ

В этой главе мы обсуждали способы повышения

эффективности беседы, подходящие для людей, жи
вущих в Соединенных Штатах Америки, где преоб
ладает культура с низким уровнем контекста. Куль
туры с низким и высоким уровнями контекста отли
чаются как вербальными и невербальными
правилами, так и руководящими принципами разго
вора. Гудикунст и Мацумото (Gudykunst &
Masumoto, 1996) дают объяснение разницы в паттер
нах разговоров у людей, принадлежащих к культурам
с низким и высоким уровнями контекстом.

Вопервых, при беседах людей, принадлежащих к

культурам с низким уровнем контекста мы, вероят
но, обнаружим обильное использование таких кате
горических слов, как 

конечно, совершенно

 и

 несомнен,

но. 

При беседах людей, принадлежащих к культурам

с высоким уровнем контекста, мы, вероятно, увидим
больше таких уточняющих слов, как 

может быть,

возможно 

и

 вероятно.

Вовторых, люди, принадлежащие к культурам с

низким уровнем контекста, строго придерживаются
правила уместности, сосредоточивая внимание на
комментариях, которые воспринимаются слушателя
ми как уместные. В культурах с высоким уровнем
контекста ответы людей, вероятно, будут более
уклончивы, двусмысленны и явно менее уместны, по
тому что слушатели чаще полагаются на невербаль
ные сигналы, чтобы понять намерения говорящего и
смысл сказанного.

 Втретьих, в культурах с низким уровнем контек

ста правило качества проявляется в том, что люди
склонны говорить правду. Люди хотят выказать свои
истинные чувства, независимо от того, как это вос
примут другие люди. Собеседники в культурах с вы
соким уровнем контекста используют правило каче
ства подругому. Они определяют качество как под

Как могут культурные или гендерные различия влиять
на разговор между этими двумя людьми?


background image

85

Глава 5 

• 

Ведение беседы

держание гармонии, и собеседники могут передавать
сообщения, в которых за словами скрыты их настоя
щие чувства.

Наконец, в культурах с низким уровнем контекста

периоды молчания вызывают чувство неловкости,
потому что когда все молчат, отсутствует информа
ция для обсуждения. В культурах с высоким уровнем
контекста молчание в беседе часто многозначитель
но. Когда три или четыре человека находятся вместе
и ни один из них не говорит, молчание может озна
чать согласие, осуждение, замешательство или возра
жение, в зависимости от ситуации.

РЕЗЮМЕ

Беседы и неформальный обмен мыслями и чув

ствами обычно происходят в обстановке с глазу на
глаз. Существует два типа разговоров: непринужден
ная беседа и деловое обсуждение проблем, каждый из
которых имеет общую структуру.

Беседа

Подготовьтесь провести с кем

нибудь непринужденную беседу
или деловое обсуждение пробле
мы перед аудиторией. Ограничьте
ваш разговор пятью минутами.

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Перед подготовкой разговора
встретьтесь с этим человеком для
выбора темы и попрактикуйтесь в
ведении беседы.

Критериями оценки послужат

четкость следования правилам и

принципам беседы и способность
применять в разговоре навыки
эффективного общения один на
один.

Сара, Джон, Луиза, Найма и

Ричард встретились на вечеринке,
которую устроил университет для
первокурсников. В перерыве ре
бята начали рассказывать, откуда
они приехали, где работали, учи
лись и какую специальность они
хотят получить. Джона очень
увлекла беседа с Луизой — он по
думал, что она милая девушка, и
захотел произвести на нее впечат
ление. Когда она упомянула, что
участвовала в школьных теат
ральных постановках и подумыва
ет о такой профилирующей дис
циплине, как драма, он начал де
литься с ней своим собственным
театральным опытом. Все сначала
вежливо и с интересом слушали,
но он говорил и говорил. Наконец
Найма прервала Джона и сменила

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

тему, за что остальная часть груп
пы была ей очень благодарна.

В продолжение их двадцатипя

тиминутного разговора, если кто
то предлагал собственную тему,
Джон немедленно вклинивался в
разговор и рассказывал какието
нелепые истории, которые не отно
сились к делу. Он был не только
скучен, но, казалось, что его исто
рии выдуманы. Он был героем
каждой — шла ли речь о его интел
лекте или его силе. Кроме того, он
давал совершенно неуместные
комментарии, которые были не
приятны всем. Один за другим
каждый из присутствующих нахо
дил повод удалиться. Скоро Джон
остался один. Несколько минут
спустя Джон услышал, как осталь
ные четверо разговаривают в кори

доре. Прежде чем он завернул за
угол и попал в их поле зрения, он
услышал, как один из них сказал:
«Не хотите ли вы, ребята, спус
титься в кафе, где мы могли бы
спокойно побеседовать? Того, что
наговорил Джон, было чересчур,
но я думаю, что мы можем избе
жать встречи с ним, если смоемся
через боковую дверь. Без него мы
сможем поговорить спокойно».

1. Говорили ли вы когдани

будь с таким человеком, как Джон?
В чем ошибка Джона? Что он дол
жен был сделать иначе?

2. Каков этический подтекст

поступка Луизы и остальной
группы, заставивший их ускольз
нуть через боковую дверь, не ска
зав ничего Джону? Аргументи
руйте свою точку зрения.

Разговоры идут по неписаным правилам, которые

определяют, какое поведение обязательно, предпоч
тительно или запрещено. Четыре особенности пра
вил бесед формируют поведение участников: прави
ла оставляют возможность выбора, предписывают,
вытекают из контекста и определяют уместное пове
дение.

Эффективные беседы опираются на принцип со

трудничества, который предполагает, что разговор
эффективен, когда участники объединяются вместе
для достижения целей беседы и разговор приятен
для каждого участника. Принцип сотрудничества, в
свою очередь, характеризуется шестью правилами:
количество, качество, уместность, хорошие манеры,
нравственность и вежливость.

Человек, умеющий вести беседу, демонстрирует

навыки предоставления достоверной информации
(включая указание источников), поддерживает ба
ланс между временем разговора и слушания (со
блюдая очередность в беседе), поддерживает после
довательность разговора, демонстрирует вежли
вость (используя позитивные и негативные
стратегии спасения престижа) и не нарушает эти
ческие нормы.