Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6214

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

226

Часть 4 

• 

Публичное выступление

короткий вариант концовки речи о первых призна
ках рака будет следующий: «Запомните, если вы
вдруг теряете в весе, чувствуете упадок сил или за
мечаете кровь в вашей моче или испражнениях, не
медленно обратитесь к врачу». В таком окончании
речи вновь сформулированы ключевые идеи, кото
рые следует запомнить слушателям. Резюме подхо
дят для информационных и убеждающих речей.

Эффективные ораторы часто делают резюме, что

бы достичь первой цели речи, — в конце напомнить
аудитории о том, что было сказано ранее. Однако
опытные докладчики часто подкрепляют свои резю
ме материалом, который должен достичь и второй
цели — повторить, так чтобы слушатели запомнили
слова говорящего и подумали над его обращением.
Остальные типы заключений, представленные здесь,
можно использовать в качестве дополнения или вме
сто резюме.

Заключения в форме истории

Материал в форме истории или анекдота, под

крепляющий общее содержание речи, так же хоро
шо подходит для заключения, как и для вступления.
В своей речи о банковском деле Эдуард Кратчфилд
(Crutchfield, 1980) подводит итог примером из лич
ного опыта и показывает, что банкиры должны быть
готовы к появлению конкурентов с любой стороны.

Однажды я играл в американский футбол за Дэ,

видсон — маленький колледж приблизительно в 20 ми,
лях к северу от Шарлотт. Одна игра мне особенно за,
помнилась — когда меня сильно толкнули и сбили с
ног. Хотя это случилось 17 лет назад, хруст ло,
мающихся костей я помню до сих пор. Итак, прошло
17 лет, мне сделали 3 операции и моя спина в полном
порядке. Но в тот день я понял нечто важное в со,
ревнованиях. Соревнование не означает, что соперник
всегда находится перед вами. Вас довольно легко мо,
жет поразить соперник, появившийся совершенно с
другой стороны.

Заключения в форме историй эффективны в ин

формационных или в убеждающих речах.

Заключения в форме призыва

к действию

Призыв к действию — распространенный способ

закончить речь, направленную на убеждение. При
зыв описывает поведение, которого вы добиваетесь
от аудитории после того, как слушатели выслушали
ваши аргументы. Обратите внимание, как Хизер Эт
тингер завершает свою речь на заседании конгресса
(Ettinger, 2000) энергичным призывом к действию:

Мы должны перестать думать, что кто,то за нас

изменит окружающий мир. Нам пора понять, что мы
сами должны это сделать.

Сегодня вечером, когда будете возвращаться до,

мой, не забудьте протянуть руку и помочь еще од,
ной женщине, еще одной девочке. Давайте станем
женщинами,донорами, лидерами глобальных перемен.

По своему характеру призывы больше относятся

к убеждению, особенно когда ставится цель мотиви
ровать аудиторию к действию.

Призыв

 — описание поведения, которого

оратор хочет добиться от слушателей после
того, как они выслушали все аргументы речи.

Заключение — эмоциональное

воздействие

Самое сильное впечатление оставляет у слушате

лей заключение, в котором на слушателей оказыва
ется эмоциональное воздействие. Вот как Ричард
Ламм (Lamm, 1998) из Центра общественной поли
тики и современных проблем заканчивает свою речь
о неисследованных предположениях и делает яркое
эмоциональное обращение к обществу:

Разные люди должны объединяться. В противном

случае между ними возникают конфликты. Кастрю,
ля, из которой не выпускают пар, взрывается. Стра,
на — не гостиница, где мы временно снимаем жилье и
зарабатываем на жизнь. Какой социальный клей со,
единяет в одно целое различных людей? Остерегай,
тесь «пирровых побед». Послушайте Джона Гардне,
ра: «Если общество счастливо, а число таких обществ
ограниченно, то у него общая история и традиции.
У него своя история, свои легенды и герои. И его на,
род будет постоянно пересказывать эти истории.
У него будут символы групповой идентичности —
имя, флаг, свое местоположение, песни и общие исто,
рии, и так народ укрепляет чувство принадлежнос,
ти группе. Чтобы поддержать ощущение принадлеж,
ности, преданности и верности, столь необходимое
для общественной жизни, его членам нужны вдохнов,
ляющие напоминания об общих целях и ценностях».

Как и призыв, эмоциональное заключение часто

используется для убеждающей речи, когда цель —
укрепить или изменить убеждение либо мотивиро
вать аудиторию к действию.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Написание заключения

В рабочей тетради под пунктом 14.4 составьте
три заключения, которые, по вашему мнению,
соответствуют основной части речи, набросок
которой вы сделали в своей тетради под пунк
том 14.2. Прочитайте их вслух.
Затем напишите ответы на следующие вопро
сы. Какое из заключений, повашему, наилуч
шее? Почему?

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Независимо от типа речи и ее продолжительнос

ти, перечислите ваши источники в алфавитном по


background image

227

Глава 14 

• 

Организуем материал

рядке по фамилии автора или разбейте их по катего
риям (книги, журналы, газеты, электронные базы
данных, личный опыт, наблюдение и интервью), так
же перечислив источники в каждой категории в ал
фавитном порядке.

1. Книги.

 Когда ссылаетесь на книгу, пишите имя

автора (сначала фамилию), название книги, главу
или статью из книги; если книга — собрание глав и
статей, написанных разными людьми, укажите мес
то публикации, издательство и дату публикации.
Например:

Tobin, David L. 

Coping Strategies Therapy for Bulimia

Nervosa

. Washington, DC: American Psychological

Association, 2000.

Jansen, Rod, 

Five Paradigms of Ethnic Relations

,

p. 63–72, в сборнике Larry Samovar and Richard
Porter, Eds., 

Intercultural Communication

, 8

th

 ed.,

Belmont, CA: Wadsworth Publishing, 1997.

2. Журналы, академические издания, газеты.

Для таких периодических изданий напишите имя
автора (сначала фамилию), если есть, название ста
тьи, название журнала, газеты. Дату и номер стра
ницы, с которой взята информация. Вот несколько
примеров:

Журнал:

Квинн, Джейн Бриант, «Стоит ли беспокоиться?»

Ньюсуик

, август, 17, 1998, 40–42.

Академический журнал:

Флэниген, Эндрю Дж. и Мецгер, Мириам Дж.

«Использование Интернета в современных СМИ»,

Исследования человеческой коммуникации

 (январь,

2001), 153–181.

Газета:

Дифилиппо, Дана, «Круглогодичные школы за

воевывают популярность», 

Цинциннати инкуайрер

,

1 августа, 1998, B5, B7.

3. Электронные базы данных. 

Когда вы берете ма

териал из сети или какогото другого электронного
источника, попытайтесь включить как можно боль
ше документальных подтверждений, чтобы человек
мог найти ваши цитаты. Вот пример:

http:// www. biopsychiatry. comm/mdmadip. htm

MDMA (Ecstasy): Воздействие экстази на настрое

ние и когнитивные способности. Размещена на сай
те в апреле 2001 года.

4. Личный опыт и наблюдения.

 Если вы берете

материал из своего опыта или наблюдений, опишите
характер опыта или наблюдений. Вот два примера:

Опыт работы:

 ювелирный магазин Фигеля. Стар

шие классы школы, 1999–2000.

Наблюдение:

 посетила пивоварню Шонлинга, ап

рель 22, 2000. Провела час в цехе, наблюдая за раз
ными машинами в общем процессе и обязанностями
рабочих на каждой стадии.

5. Интервью.

 Если бы вы проводили интервью,

назовите имя человека. Должность человека и дату
проведения интервью:

Интервью с Бруно Мюллером, огранщиком алма

зов в ювелирной лавке Фигеля, март 19, 2001.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

Теперь, когда у вас есть все необходимые части,

пора изложить все в форме законченного плана. Вос
пользуйтесь этими контрольными вопросами и про
верьте свой план, прежде чем перейти к доводке и
тренировке речи.

1. Использовал ли я стандартный набор симво

лов для разметки структуры?

 Главные пункты пла

на обычно указывают римскими числами, основные
подразделы отмечаются заглавными буквами, подза
головки уровнем ниже — арабскими цифрами, под
заголовки еще более низкого уровня — строчными
буквами.

2. Написал ли я основные пункты и подразделы

в виде законченных фраз?

 Законченные фразы по

могают вам понять: 1) действительно ли каждый ос
новной пункт плана помогает достичь цели вашей
речи; 2) выражают ли ваши формулировки тезис
плана. Если ключевые идеи полностью не отражены
в плане, то вам будет трудно следовать принципам,
изложенным ниже.

Ты готова для серьез
ного разговора, Кати?

Вчера ты сказал, что
это будет «нефор
мальная встреча».

Что такого случилось за вче
рашний вечер, что теперь
это «серьезный разговор?»

Да это и был серь

езный разговор с са

мого начала.

Мы не хотели, чтобы ты
беспокоилась, поэтому назва
ли это «неформальной
встречей». Что ты подгото
вила не случай увольнения?

АААА….

Хороший
мотивчик.

8*


background image

228

Часть 4 

• 

Публичное выступление

3. Содержат ли главные пункты плана и основ

ные подразделы одну идею?

 Этот принцип помога

ет сохранить последовательность изложения. Так, на
пример, в пункте плана

I. Этот парк красивый и до него легко добраться.

фразу нужно разбить на две части:

I. Этот парк красивый.
II. До парка легко добраться.

Разделив идеи по пунктам, оратор может выстро

ить доказательства и быть уверенным, что слушате
ли увидят и поймут их взаимосвязь с основными по
ложениями.

4. Действительно ли каждый подраздел связан с

соответствующим основным положением или под
крепляет его?

 Этот принцип называется 

подчинени,

ем

. Рассмотрим следующий пример:

I. Для успешной игры необходимо подходящее

снаряжение.

А. Хорошие теннисные туфли нужны для того,

чтобы лучше двигаться.

Б. Перчатки защитят ваши руки.
В. Упругий мячик обеспечивает хороший отскок.
Г. Хорошая установка не повредит.
Обратите внимание, что главный тезис говорит о

снаряжении; пункты А, Б, В (туфли, перчатки и мяч)
связаны с основным положением. А вот пункт Г —
установка — не относится к снаряжению и должен
находиться в другом месте плана, если он вообще
нужен.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Составление плана выступления

Используя информацию из предыдущих четы
рех заданий рубрики «Наблюдай и размышляй»,
в рабочей тетради под пунктом 14.5 составьте
план вашей первой речи. В конце плана укажи
те используемые источники информации.
Сравните ваш план с приведенным на рис. 14.2
образцом, чтобы убедиться в его соответствии
принципам, описанным в этой главе. Проверь
те, включили ли вы в план цель речи, тезис,
вступление, ясно изложенные основные поло
жения, переходы между основными положени
ями, заключение и список источников.

5. Составляют ли все слова в плане не более чем

одну треть от общего числа слов в речи?

 План речи —

это только ее скелет, а не текст с приводимыми при
мерами. План должен быть достаточно кратким, что
бы он позволил вам поэкспериментировать с изложе
нием во время репетиции речи, и вы должны суметь
приспособить его к нуждам аудитории, когда будете
выступать. Можно легко определить, правильной ли
длины ваш план: проверьте, чтобы он не содержал
больше одной трети от общего количества слов до

клада. Поскольку вам нужны только приблизитель
ные цифры, то, чтобы подсчитать максимум слов для
вашего плана, представьте, что говорите со скоростью
160 слов в минуту. (В прошлом семестре скорость
речи для большинства студентов в моем классе со
ставляла 140–180 слов в минуту.) Так, произнося, в
среднем, 160 слов в минуту, речь в 3–5 минут будет
содержать приблизительно 480–800 слов, а план
конспект должен включать 160–300 слов. Речь на 8–
10 минут с количеством слов около 1280–1600 дол
жна иметь план приблизительно в 426–533 слова.

Теперь, когда мы рассмотрели различные части

плана, соединим их вместе и в последний раз взгля
нем на них. План на рис. 14.2 иллюстрирует эти
принципы на практике. В правой колонке приводит
ся комментарий к каждому из рассмотренных нами
принципов.

РЕЗЮМЕ

Речь состоит из введения, основной части и за

ключения.

Вопервых, выстройте основную часть речи. Нач

ните с того, что на основании цели речи напишите
тезис. Когда у вас будут готов список основных по
ложений, отберите те, которые вы будете использо
вать. Основные положения пишутся в виде развер
нутых предложений — конкретные, образные и с по
хожими формулировками.

Речь можно выстроить разными способами, в за

висимости от ее типа и характера материала. Наибо
лее распространенные способы организации матери
ала — это хронологический, тематический и логичес
кий.

Основные положения поясняются иллюстративным

материалом. Полезно начать этот процесс с перечисле
ния существенного материала, затем распределить ма
териал так, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между под
пунктами и основными положениями плана.

Подготовьте переходы от одного пункта плана к

другому. Переходы — это развернутые предложения,
связывающие основные разделы речи.

Вовторых, запишите краткое вступление, чтобы

привлечь внимание аудитории, подберите подходя
щий для случая тон речи, создайте благожелательное
настроение и приступайте к основной части. Как пра
вило, вступление в речи включает неожиданные за
явления, вопросы, истории, апелляцию к личному
отношению, цитаты или интригующие моменты.

Втретьих, спланируйте заключение. Хорошо со

ставленное заключение для речи связывает речь в
единое целое и завершает ее на высокой ноте. Заклю
чение может быть написано в форме резюме, исто
рии, призыва к действию и эмоционального заявле
ния.

Вчетвертых, составьте список источников.
Наконец, чтобы придать плану изящество, исполь

зуйте стандартный набор символов, основные пунк
ты плана и подразделы записывайте в форме развер


background image

229

Глава 14 

• 

Организуем материал

Анализ

Наверху страницы напишите вашу конкретную

цель. Всегда проверяйте, все ли пункты плана соот
ветствуют этой цели.

Заголовок «Вступление» отделяет его от осталь

ного плана. Независимо от того, отражена ли глав
ная цель плана в формулировке основных положе
ний или нет, вступление выполняет следующие
функции: 1) привлекает внимание; 2) задает тон;
3) создает благожелательный настрой; 4) создает
ощущение доверия; 5) подводит к основной теме.

Тезис объединяет в себе элементы, определяемые

конкретной целью. В речи тезис должен предварять
основные положения.

Заголовок «Основная часть» выделяет этот раз

дел как отдельный пункт плана. В этом примере ос
новное положение I задает образец, по которому
строятся все основные пункты плана. Он сформули
рован как законченное содержательное предложе
ние.

Два основных подраздела, обозначенных как А и

Б, указывают на одинаковое значение этих пунктов.

Второй уровень подпунктов, обозначенный как 1,

2, 3 для основного подпункта А, а также 1 и 2 для
основного подпункта Б, дает необходимую инфор
мацию для понимания этих подпунктов. Количество
подпунктов основного и второго уровней выбирает
сам оратор. После первых двух уровней вместо за
конченных предложений можно использовать от
дельные фразы и слова.

Этот переход напоминает слушателям о первом ос

новном пункте и создает предпосылку для второго.

Основной пункт II сформулирован по образцу

предыдущего. Это содержательное развернутое
предложение, схожее по формулировке с основным
положением I. Кроме того, обратите внимание, что
в каждом основном пункте плана содержится всего
одна идея.

План

Конкретная цель речи:

 я бы хотел, чтобы слуша

тели усвоили главные критерии, по которым можно
выбрать подходящую кредитную карту.

Вступление

I. Скольким из вас докучали продавцы кредитных

карт?

II. Разве они не говорили о том, что кредитная

карта поможет осуществить все ваши мечты?

III. Сегодня я хочу рассказать вам о трех критери

ях, которые вам нужно тщательно проверить, преж
де чем выбрать определенную кредитную карту.

Тезис:

 три критерия, которые позволят слушате

лям найти наиболее удобную кредитную карту, —
это реальный процент выплат, годовой сбор и рек
ламируемые льготы.

Основная часть

I. Один критерий для того, чтобы найти подходя

щую кредитную карту, — это проверить процентную
ставку.

A. Процентная ставка — это процент, который
компания обязывает вас выплатить, чтобы прове
сти баланс по вашей карте после даты платежа.

1. У большинства кредитных карт средний про
цент составляет 18%.
2. Процентная ставка по некоторым картам со
ставляет даже 21%.
3. Многие компании устанавливают очень низ
кие ставки (6–8%) для конкретного периода
времени.

Б. Уровень процентных ставок может колебаться
или быть фиксированным.

1. Колеблющиеся ставки означают, что ставки
меняются из месяца в месяц.
2. Фиксированные ставки означают, что про
центные ставки остаются теми же самыми.

(Мы рассчитывали проценты, а теперь давайте

рассмотрим следующий критерий.)

II. Второй критерий для поиска подходящей кре

дитной карты — изучение размера годового сбора.

А. Годовой сбор — это расходы, которые возлага
ет на вас компания за превышение кредита.
Б. Расходы на обеспечение кредитной карты мо
гут варьироваться в широких пределах.

1. В рекламе некоторых карт указывается, что
годового сбора нет.
2. Большинство компаний назначают размер го
дового сбора, равный, в среднем, 2,5 долларам.

Рис. 14.2. 

Пример плана речи с аннотацией


background image

230

Часть 4 

• 

Публичное выступление

Анализ

Этот переход подводит итог первым двум пунк

там плана и подготавливает слушателей к третьему.

Основной пункт III, подчиняющийся тематичес

кому порядку изложения материала, представляет
собой развернутое содержательное предложение,
сформулированное аналогично основным пунктам I
и II.

Обратите внимание, что основные пункты и под

пункты — фактические утверждения. Оратор добав
ляет примеры, случаи из своей жизни и другие ма
териалы во время репетиции выступления.

Заголовок «Заключение» отделяет этот раздел от

остальных. Содержание заключения должно поды
тоживать основные идеи и придавать речи возвы
шенный тон.

В план обязательно нужно включить список ис

точников. Источники должны показать, откуда взят
фактический материал для речи. Список состоит из
тех источников, которые прямо или косвенно ис
пользовались. Каждый из источников указывается
в соответствующей форме.

План

(После того как вы учли проценты и издержки,

вы можете взвесить льготы, которые обещает вам
компания.)

III. Третий критерий для правильного поиска

удобной кредитной карты — льготы и страховки.
A. Льготы — это особая дополнительная плата, ко
торую вы получаете за то, что пользуетесь опреде
ленной картой.
1. Некоторые компании обещают возврат денег.
2. Некоторые компании обещают очень много вып
лат.
3. Некоторые компании обещают скидки «на много
численные товары и услуги».
Б. Льготы не перевешивают другие критерии оценки.

Заключение

I. Итак, если вы получите кредитную карту, нуж

ную вам, вы действительно можете осуществить
свои мечты.

II. Но это произойдет, только если вы изучите

процентные ставки, размер годового сбора и льготы.

Источники

Мониторинг банковских учетных ставок, октябрь

2000,

http:// www. Bankrate. Com
Lee, Jinkook, & Hogarth, Jeanne M., Relationships

among information search activities when shopping for
a credit card. 

Journal of Consumer Affairs

, 34, Winter

2000, p. 330 (Загружено с 

Infotrac College Edition

).

Lloyd, Nancy, «Charge Card Smarts», Family Circle,

Feb. 1998, p. 32–33

Orman, Suze, «Minding Your Money», 

Self

, Feb.

1998, p. 98

Rose, Sarah, «Prepping for College Credit», 

Money

,

Sept. 1998, p. 156–157

Royal, Leslie E., Smart credit card use. 

Black

Enterprise

, 31, Nov. 2000, p. 193 (Загружено с 

Infotrac

College Edition

).

Рис. 14.2. 

Пример плана речи с аннотацией (окончание)