ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 6210
Скачиваний: 27
241
Глава 15
•
Вербальная и визуальная адаптация
Потребность быть:
социокультурное
значение языка черных
Ширли Н. Уэбер
Одна из главных особенностей
адаптации к другим культурным
группам — это понимание их ожи
даний и их реакций на ваши сло
ва. В приведенной выдержке
Ширли Уэбер описывает точку
зрения черных слушателей на
роль аудитории в выступлении
оратора.
Чтобы в полной мере понять и
признать язык черных и его функ
цию в черном сообществе, важно
понимать, что хотя философские
системы, руководящие жизнью
различных групп в Африке, отли
чаются друг от друга, некоторые
общие концепции можно найти
во всех африканских культурах.
Один из главных принципов —
это вера в то, что все на свете име
ет причину. Ничто не существует
просто так, без цели и послед
ствий. На базе этого Джон объяс
няет смысл четырех основных
элементов жизни, каковыми яв
ляются: Мунту — люди, Кинту —
вещи, Ханту — время и место и
Кунту — модальность. Эти четы
ре элемента существуют не как
статичные объекты, а как силы,
которые осуществляют влияние и
имеют последствия. Например, в
концепции Ханту запад — не про
сто место, определенное геогра
фическим положением, но сила,
влияющая на восток, север и юг.
Поэтому термин «западный мир»
связывается с образом жизни, ко
торый может либо дополнять
другие образы жизни, либо бро
сать им вызов. Западный мир рас
сматривается как сила, а не как
место. (Это применимо также и к
другим трем элементам.) Мунту,
или человек, отличается от трех
других элементов тем, что он об
ладает Номмо, магической влас
тью над миром. Ничто не суще
ствует без Номмо. Следователь
но, человек, обладатель Номмо,
является господином всех ве
щей…
РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОСА
Номмо — настолько сильный
и уважаемый фактор в черном
сообществе, что лидером там мо
жет стать только тот, кто хорошо
владеет ораторским искусством.
Одно из главных качеств, необ
ходимых лидеру черного населе
ния, — это умение наиболее
красноречиво выразить нужды
людей. И поскольку Мунту уп
равляет энергичным и действен
ным Номмо, оратор должен про
буждать и порождать движение
и энергию в своих слушателях. В
частности, это делается посред
ством использования живого и
образного языка. Говорят, что из
пяти канонов речи Инвенцио,
или изобретательность, является
наиболее используемым среди
черных американцев. Молефи
Асанте называет это «осуществ
ление себя в оригинальной фор
ме», или необходимость строить
свою речь из чегото нового. Так
что, хотя само сообщение может
быть одним и тем же, но анало
гии, истории, образы и т. п. каж
дый раз должны быть свежими,
новыми и живыми.
Поскольку ничто не суще
ствует без Номмо, оно также яв
ляется силой, которая создает
чувство общности среди тех, кто
общается между собой, до такой
степени, что оратор и аудитория
становятся единым целым, как
отправитель и получатель сооб
щения. Таким образом, слушаю
щая и реагирующая аудитория
важна не менее, чем оратор, по
тому что без ее одобрительных
возгласов и замечаний выступ
ление не может быть успешным.
Взаимодействие между орато
ром и слушателями носит назва
ние «призыва и ответа» и явля
ется частью африканского виде
ния мира. Это видение основано
на том, что все элементы и силы
взаимосвязаны и неразделимы,
так как они работают вместе для
достижения общей цели и для
того, чтобы создать чувство общ
ности между говорящим и слу
шающими.
Различие между черными и бе
лыми слушателями довольно
ярко проявилось недавно в клас
се, где я читаю лекции по афро
американской истории. Во время
лекции одна из наиболее говор
ливых черных студенток стала
реагировать на мои сообщения
одобрительными замечаниями
вроде «правильно», «точно», «вот
это правильно». Вскоре к ней
присоединились еще несколько
черных студентов, дававших та
кие же комментарии. Я заметила,
что это удивило и смутило неко
торых белых студентов. Когда я
спрашивала их об этом позже,
они отвечали, что не привыкли,
чтобы в одно и то же время гово
рил более чем один человек, и
они никогда бы не смогли гово
рить и слушать одновременно.
Они находили комментарии раз
дражающими и отвлекающими.
Я, как лектор, находила эти ком
ментарии вносящими свежую
струю и вдохновляющими для
себя. Черная студентка, иниции
ровавшая эти реакции, без всяко
го труда понимала то, что я гово
рила, одновременно реагируя на
это, и не считала себя «невоспи
танной».
В дополнение к словесной
изобретательности оратора и ди
намичности коммуникационной
среды речь черных отличается
также тем, что она очень ритмич
на. Она следует, как и большин
ство африканских языков, схеме
«согласный — гласный — соглас
ный — гласный». Чтобы достичь
такого эффекта, некоторые слоги
растягиваются и акцентируются
сильнее и несколько иначе, чем в
стандартном английском. Эта рит
мическая схема выучивается юны
ми представителями черного насе
ления в раннем детстве и подкреп
ляется различными речевыми
манерами, в которые она входит
как составная часть.
Выдержки из: Shirley N. Weber,
The Need to Be: The Socio,Cultural
Significance of Black Language,
источник
Intercultural Com
munication: A Reader,
7th ed., eds.
Larry A. Samovar & Richard E.
Porter (Belmont, CA: Wadsworth,
1994), p. 220–225. Перепечатано с
разрешения автора.
242
Часть IV
•
Публичное выступление
Наглядные пособия, которые вы
можете взять с собой
Существенную помощь в вашей речи вам могут
оказать наглядные пособия, которые вы принесете с
собой в аудиторию.
Вы сами
В некоторых случаях
вы сами
можете стать своим
лучшим наглядным пособием. Например, с помощью
жестов вы можете объяснить, какой высоты сетка для
игры в теннис, своей позой и движениями рук вы
можете показать, какие движения используются при
плавании стилем баттерфляй, а ваш собственный
наряд может послужить иллюстрацией того, как оде
ваются люди в другой стране.
Предметы
Сотовый телефон, баскетбольный мяч или плете
ный коврик — это предметы, которые вы можете при
нести в аудиторию и которые ваша аудитория смо
жет увидеть. Реальные предметы могут стать хоро
шим наглядным пособием, если они достаточно
велики, чтобы их было видно (подумайте о том, как
далеко от вас будут сидеть люди), и достаточно малы,
чтобы их можно было легко принести и манипули
ровать ими. Например, Эрин большую часть речи о
волейболе использовала волейбольный мяч, чтобы
показать аудитории некоторые приемы игры.
Модели
Когда сам предмет слишком велик, для того что
бы принести его с собой, или слишком мал, для того
чтобы его можно было увидеть, хорошим замените
лем может стать трехмерная модель. Если вы соби
раетесь рассказать про газотурбинный двигатель,
подвесной мост, египетскую пирамиду или строение
атома, модель, возможно, будет лучшим наглядным
пособием. Особенно привлекают внимание движу
щиеся модели.
Фотографии
Фотографии являются очень полезным нагляд
ным пособием в случаях, когда необходимо точное
воспроизведение объекта. Чтобы их использование
было эффективным, фотографии должны быть до
статочно большими — такими, чтобы их было видно
от самой дальней стены комнаты, — и достаточно
простыми, чтобы вашу мысль можно было понять с
одного взгляда.
Фильмы
Хотя кинопленку можно принести в класс, филь
мы редко оказываются подходящим сопровождением
для речи, — в основном потому, что они настолько за
хватывают аудиторию, что выступающий теряет кон
троль. Порой у вас может возникнуть желание вста
вить в длинную речь короткий видеоклип на минуту
или две. Однако помните, что поскольку проецирова
ние фильмов требует затемнения комнаты на некото
рое время, их использование может расхолаживать
аудиторию. Кроме того, чтобы демонстрировать филь
мы, вам нужно будет принести с собой проектор.
Слайды
Преимущество слайдов перед фильмами состоит
в том, что вы можете сами решать, когда какой кадр
должен появляться. Устройство дистанционного
управления позволит вам демонстрировать свои
слайды в удобном темпе и говорить о каждом из них
столько, сколько это необходимо. Как и фильмы,
слайды требуют затемнения комнаты на время их
демонстрации, поэтому не очень опытный оратор
может потерять контроль над своей аудиторией. И,
как и в случае с кинопленкой, вам придется нести с
собой проектор.
Слайды и диапозитивы привлекают и удерживают вни
мание и, кроме того, доступны для обозрения всей
аудитории.
Наглядные пособия, которые вы
можете сделать
Следующая группа наглядных пособий потребует
от вас больших затрат труда, потому что вам нужно
будет делать их самим.
Рисунки
Простые рисунки подготовить легко. Если вы уме
ете пользоваться циркулем и линейкой, вы — доста
точно хороший художник, для того чтобы удовле
творить целям речи. Например, если вы хотите ска
зать о том, что, катаясь на водных лыжах, нужно
держать спину прямо, руки — прямыми и вытянуты
ми вперед, а колени — слегка согнутыми, штриховая
фигурка, такая как на рис. 15.1, будет хорошей иллю
страцией этого описания. Штриховые фигурки,
возможно, не доставляют такого эстетического удо
вольствия, как профессиональные рисунки, но как
наглядные пособия они работают ничуть не хуже.
Фактически, тщательно выполненные, детальные
243
Глава 15
•
Вербальная и визуальная адаптация
рисунки в этом случае просто не стоят потраченных
усилий и времени и часто могут даже затемнять по
ложение, которое вы хотите развить.
Карты
Карты, как и рисунки, относительно легко подго
товить. Простые карты позволят вам сфокусировать
внимание на объектах местности (горах, реках, озе
рах), городах, дорогах или погодных условиях. На
рис. 15.2 приведен пример хорошей карты, сфокуси
рованной на погодных условиях.
который вы собираетесь изложить в своем выступле
нии, а также чтобы обобщить материал или напом
нить аудитории содержание речи. Например, Эм
минг для своей речи о кредитных картах может сде
лать текстовую схему с перечислением ключевых
характеристик, подобную той, которая изображена
на рис. 15.3. Как правило, основные положения речи
могут быть представлены в виде текстовой схемы.
Организационные схемы с помощью символов и
связующих линий создают графическое представле
ние последовательностей шагов, существующих
внутри сложной процедуры или системы. На
рис. 15.3 показана организационная схема структуры
правления студенческого союза.
Текстовые и организационные схемы можно нари
совать на больших листах бумаги и собрать их в
блокнот, который затем ставится на мольберт или
подставку классной доски. Когда вы будете говорить,
вы сможете перелистывать страницы, переходя от
одной схемы к другой.
Рис. 15.1.
Образец рисунка
Рис. 15.2.
Образец карты
Схема
— графическое изображение, пред,
ставляющее информацию в легкой для понима,
ния форме.
Текстовая схема
— обобщение, краткое со,
держание или основные идеи.
Схемы
Схема — это графическое изображение, выделяю
щее из большого объема информации основные мо
менты и представляющее их аудитории в легкой для
понимания форме. Наиболее распространенными
являются текстовые и организационные схемы.
Текстовые схемы часто используются для того,
чтобы сделать предварительный обзор материала,
Организационная схема —
графическое
представление сложной системы или процеду,
ры с помощью символов и связующих линий.
Диаграмма
— графическое изображение,
которое дает сравнительную информацию.
Столбчатая диаграмма
— диаграмма,
представляющая сравнительную информацию
в виде столбиков или полос, которые показы,
вают соотношение между двумя или более пе,
ременными в одно и то же время или в различ,
ные моменты времени по одной или нескольким
характеристикам.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КРЕДИТНЫХ КАРТ
1. Процентная ставка
2. Годовой сбор
3. Льготы
Рис. 15.3.
Образец текстовой схемы
Рис. 15.4.
Образец организационной схемы
244
Часть IV
•
Публичное выступление
Линейная диаграмма
— диаграмма, пока,
зывающая изменение одной или более перемен,
ных с течением времени.
Диаграммы
Диаграмма — это графическое изображение, кото
рое дает сравнительную информацию. Чаще всего
используются столбчатые, линейные и круговые ди
аграммы.
Столбчатые диаграммы, представляющие инфор
мацию для сравнения в виде столбиков или полос,
могут показывать соотношение между двумя или
более переменными в одно и то же время или в раз
личные моменты времени по одной или нескольким
характеристикам. Например, столбчатая диаграмма,
используемая в докладе о колебаниях в экономике
(рис. 15.5), иллюстрирует резкий спад роста валово
го внутреннего продукта США между концом чет
вертого квартала 1999 года и четвертым кварталом
2000 года.
Линейные диаграммы показывают изменение од
ной или более переменных с течением времени. На
пример, линейная диаграмма на рис. 15.6, которая
может использоваться в докладе о населении Со
единенных Штатов, показывает рост населения
США в миллионах человек за период с 1810 по 2000
год.
Круговые диаграммы показывают соотношение
между частями единого целого. В речи об эффек
тах снижения налогов общественное мнение по
этому вопросу может быть выражено в виде кру
говой диаграммы, подобной той, что приведена на
рис. 15.7.
Круговая диаграмма
— диаграмма, кото,
рая показывает соотношение между частями
единого целого.
Средства для демонстрации
наглядных пособий
Для демонстрации своего наглядного материала
вы можете использовать несколько технических
средств.
Раздаточный материал
Плюс этого средства в том, что вы можете быстро
изготовить раздаточный материал (листки с нагляд
ным материалом, напечатанным или нарисованным),
и все ваши слушатели будут иметь в руках собствен
ный наглядный материал профессионального каче
ства, к которому они смогут обращаться по мере на
добности и который они смогут унести с собой по
сле вашего выступления. Минус — отвлекающее
воздействие самого процесса раздачи листков и пер
спектива потерять внимание аудитории тогда, когда
вы хотите, чтобы оно было направлено на вас. Преж
де чем вы решите остановиться на этом способе, об
думайте возможность использования других средств
демонстрации наглядного материала, описанных да
лее. Если вы все же захотите использовать раздаточ
ный материал, хорошей идеей будет выдать его слу
шателям в конце выступления.
Рис. 15.5.
Образец столбчатой диаграммы
U. S. News & World Report, February 12, 2001, p. 22.
Рис. 15.6.
Образец линейной диаграммы
Рис. 15.7.
Образец круговой диаграммы.
245
Глава 15
•
Вербальная и визуальная адаптация
Доска и мел
Как средство представления простой информации
идеально подойдет доска — основной элемент любо
го учебного помещения. К сожалению, здесь очень
легко ошибиться и использовать доску неправильно
или перегрузить ее информацией. Кроме того, вряд
ли доска подойдет для основательного анализа како
гонибудь процесса или технической процедуры из
за невозможности демонстрации с ее помощью слож
ного материала. Тем не менее любой профессиональ
ный оратор должен уметь эффективно пользоваться
доской и мелом.
Одна из распространенных ошибок при работе с
доской — это писать на ней слишком много в то вре
мя как вы говорите. В результате такого ошибочного
использования доски записи на ней часто оказывают
ся неразборчивыми или частично закрытыми вашим
телом, когда вы пишите. Вторая распространенная
ошибка — это проводить слишком много времени,
обращаясь к доске, а не к аудитории.
Доска и мел хороши для кратких выдержек ин
формации, которые можно написать за несколько
секунд. Если вы собираетесь рисовать или писать и
одновременно говорить, потренируйтесь делать это.
Если вы правша, стойте справа от того места, где вы
пишите. Старайтесь в это время стоять, хотя бы час
тично повернувшись к аудитории. Хотя сначала это
может показаться неудобным, ваши усилия будут
вознаграждены тем, что вы сможете все время под
держивать контакт с аудиторией, а аудитория сможет
видеть, что вы делаете в процессе вашей работы.
Диапозитивы
Возможно, самый легкий и наиболее распростра
ненный способ демонстрировать наглядные пособия —
это проецировать их на экран с помощью диапозитив
ного проектора. Диапозитивы можно сделать вручную
(обвести рисунок или сделать надпись на пленке),
машинным способом (на копировальной машине или
термографе) и на компьютере. Существенное преиму
щество диапозитивов состоит в том, что вы можете
сделать их довольно легко и без больших затрат, если
вы имеете доступ к компьютеру, копировальной ма
шине и можете приобрести диапозитивную (ацетат
ную) пленку. Если у вас есть свой компьютер, у вас,
скорее всего, есть и программы, которые вам могут
понадобиться (
Microsoft Word
,
PowerPoint
или
PageMaker
). Если у вас нет своего компьютера, в ком
пьютерной лаборатории вашего колледжа или универ
ситета, вероятно, найдется необходимое вам оборудо
вание и программное обеспечение. Если у вас есть до
ступ к струйному или лазерному принтеру, вы можете
отпечатать подготовленный вами наглядный матери
ал на ацетатной пленке и демонстрировать его с по
мощью диапроектора. Если у вас есть доступ только к
матричному принтеру, вам нужно будет напечатать
свой материал на обычной бумаге, а затем отнести его
в копировальную мастерскую, чтобы преобразовать в
диапозитивы.
Диапозитивы будут хорошо служить вам почти в
любых условиях, и, в отличие от других видов про
ецирования, их демонстрация не требует затемнения
в комнате. Кроме того, диапозитивы могут быть по
лезны, когда надо показать, как работает формула,
проиллюстрировать всевозможные расчеты или про
анализировать данные, поскольку вы можете писать
или рисовать на пленке во время своего рассказа.
Однако этот вариант лучше оставить опытным до
кладчикам. Для начала остановитесь на диапозити
вах с уже полностью готовой картинкой, чтобы вы
могли сосредоточиться на своей речи и не добавлять
новые данные в ходе выступления.
Наглядный материал, демонстрируемый
посредством компьютера
На профессиональных презентациях сегодня зна
чительная часть графического материала доводится
до аудитории с помощью компьютера. Однако если
для показа диапозитивов нужен только диапозитив
ный проектор (который имеется во многих классах
колледжей), демонстрация наглядного материала
посредством компьютера требует намного более
сложного оборудования. Тем не менее те, кто хочет
придерживаться «духа времени», хорошо умеют ис
пользовать компьютерную графику. Кроме того, до
ступность программ, специально разработанных для
создания «презентационной графики», способствует
быстрому увеличению числа ораторов, подготавли
вающих такие наглядные материалы. При наличии
подходящего оборудования компьютерные графи
ческие изображения можно демонстрировать непо
средственно на экране или телевизионном мониторе,
распечатывать и увеличивать, фотографировать для
преобразования в слайды или использовать для со
здания диапозитивов и раздаточного материала.
За исключением комплексных мультимедийных
презентаций, компьютерная графика является не
столько новым типом наглядных пособий, сколько но
вым способом производства этих пособий. Она способ
на придать вашему выступлению очень изысканный
внешний вид, и поскольку презентации с использова
нием компьютерной графики сегодня становятся при
нятыми повсеместно в деловой среде, важно знать эти
технологии. Компьютеры сейчас настолько доступны и
предоставляют настолько широкие возможности, что
каждому профессиональному оратору следует, занима
ясь подготовкой своего графического материала, поэкс
периментировать с одной из многих компьютерных
графических систем (таких как
Microsoft PowerPoint
,
Adobe Persuasion
или
Lotus Freelance
).
Сегодня многие колледжи и университеты имеют
аудитории с современным электронным оборудова
нием. Если ваше учебное заведение принадлежит к
их числу, вы можете записаться на практический
курс, где вас научат пользоваться этим оборудовани
ем. Если вы никогда не имели дела с пакетами пре
зентационной графики или не знаете, какой пакет
испробовать и каковы могут быть его возможности,
посмотрите в компьютерных журналах обзоры гра
фических программ. Используя эти программы, вы
сможете с помощью нескольких нажатий клавиш
или щелчка мышью превратить ряды фактов и цифр
в самые разные графические изображения.