Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5734

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

246

Часть IV 

• 

Публичное выступление

В дополнение к этим возможностям доступ к Ин

тернету позволит вам собрать и хранить собственную
«библиотеку» картинок. При наличии у вас соответ
ствующих программ презентационной графики вы
сможете встроить в структуру своего выступления
практически любую графику из вашей библиотеки.
Если у вас есть доступ к сканеру, вы также можете
переснять и включить в свою компьютерную библио
теку фотографию из книги или журнала. Однако
подготовка хорошей презентации с использованием
компьютерной графики, безусловно, требует много
времени и практического опыта. Лучше всего начи
нать с простого и заниматься импортированием гра
фики только тогда, когда вы уже достаточно ознако
митесь с возможностями программы.

Изготовление рисунков, диапозитивов

и компьютерных графических

материалов

Рисунки, диапозитивы и компьютерные изображе

ния — это виды наглядных пособий, которые чаще
всего используются во время выступлений. Давайте
рассмотрим несколько принципов, которых вы, мо
жет быть, захотите придерживаться, чтобы улучшить
качество своих графических материалов.

Используйте шрифт такого размера, чтобы он был

легко виден всей вашей аудитории. Используя ри
сунки или диапозитивы, проверьте, правильный ли
вы выбрали размер шрифта для своих надписей.
Отойдите от своего наглядного пособия на самое да
лекое расстояние, на каком могут сидеть люди в ва
шей аудитории. Если вы сможете на этом расстоянии
прочесть надписи и рассмотреть делали, значит, и
надписи, и рисунки достаточно велики. Если нет,
сделайте другой образец и проверьте его. Посколь
ку проецирование увеличит размер ваших надпи
сей, для диапозитивов попробуйте шрифт размером
36 пунктов для основных заголовков, 24 пункта для
подзаголовков и 18 пунктов для текста. На рис. 15.8
показано, как это выглядит на бумаге. Шрифт разме
ром 36 пунктов будет иметь на экране высоту от 6,5
до 7,5 см, шрифт размером 24 пункта — от 3 до 5 см,
а шрифт размером 18 пунктов — от 1,5 до 2,5 см.

лужирном варианте, размером 18 пунктов. Если ни
один из этих шрифтов вам не нравится, у вас, скорее
всего, есть широкий выбор других. Убедитесь, что
шрифт, который вы изберете, легко прочесть. Мно
гие, особенно красивые или впечатляющие шрифты,
часто бывает трудно читать.

Используйте шрифт, приятный для глаз. Совре

менные программные пакеты (такие как 

Microsoft

Word

) имеют в своем комплекте много разнообраз

ных шрифтов. На рис. 15.9 представлены два стан
дартных шрифта, 

Helvetica

 и 

Times

, в обычном и по

Рис. 15.8.

 Размеры шрифтов для наглядных пособий

Шрифт

Использование

36 Основные заголовки

24 Подзаголовки

18 Текстовый материал

Используйте и верхний, и нижний регистры. Ком

бинацию букв верхнего и нижнего регистров читать
легче. Некоторые люди считают, что надпись, сделан
ная одними заглавными буквами, помогает акценти
ровать мысль. Это так в некоторых случаях, но мыс
ли, записанные одними заглавными буквами, намно
го труднее прочесть, — даже если эти мысли
выражены в очень коротких фразах.

Постарайтесь ограничить количество строк текста

не более чем шестью и используйте короткие фразы.
Вам совсем не нужно, чтобы аудитория долго читала
ваши наглядные пособия, — вам нужно, чтобы она
слушала вас. Ограничьте число строк шестью (или
менее) и записывайте ваши положения в виде слово
сочетаний, а не в виде полных предложений.

Выбирайте информацию, на которой вы собирае

тесь сделать акцент в своей речи. Мы часто заимству
ем идеи для своих наглядных пособий из других ис
точников, и здесь существует тенденция включать в
свою картинку или схему весь материал, который
есть в оригинале. Но для целей речи лучше делать
наглядные пособия как можно более простыми. Вы
бирайте ключевую для вашей темы информацию и
исключайте все, что способно рассеять внимание или
увести в сторону от того положения, которое вы со
бираетесь развить.

Поскольку тенденция загромождать рисунок осо

бенно часто наблюдается при использовании диа
грамм, давайте рассмотрим две диаграммы, на кото
рых показано распределение по возрасту людей, по
ступающих в колледжи (рис. 15.10). На диаграмме
слева упоминаются одиннадцать категорий, на диа
грамме справа это информация упрощается путем
объединения возрастных категорий с небольшой
процентной долей. Правая диаграмма не только лег
че читается, но и позволяет выделить большие про
центные группы.

Убедитесь, что информация подается в виде, при

ятном с эстетической точки зрения. Правильная по
дача информации включает оставление полей сверху,
снизу и по краям целого сообщения, отступ в начале
каждого промежуточного утверждения и использова

Рис. 15.9.

 Обычный и полужирный шрифт размером

18 пунктов


background image

247

Глава 15 

• 

Вербальная и визуальная адаптация

ние шрифта разных размеров, а также полужирного
или подчеркнутого шрифта.

Вставляйте, где это уместно, иллюстративные гра

фические фрагменты. Если вы работаете с компью
терной графикой, вы можете рассмотреть возмож
ность вставки какогонибудь готового графического
фрагмента. В комплект большинства пакетов ком
пьютерной графики входит множество разнообраз
ных готовых иллюстративных фрагментов, которые
вы можете включить в свой документ. Вы также мо
жете купить относительно недорогие программные
пакеты, содержащие тысячи таких картинок. Умест
ная вставка графического фрагмента может придать
вашему наглядному пособию как более профессио
нальный, так и более впечатляющий вид. Будьте
осторожны, потому что здесь можно и переусерд
ствовать. Не перегружайте ваше сообщение ненуж
ными картинками.

ряет внимание на главных моментах выделением
ключевых слов (уменьшайте, используйте, перераба
тываемые отходы), высвечивает основные детали и
включает графический фрагмент, придавая тем са
мым информации профессиональный вид.

Теперь давайте посмотрим, как мы сможем ис

пользовать всю эту информацию. Плакат на
рис. 15.11 содержит много важной информации, но
обратите внимание, как непривлекательно он выгля
дит. Как вы можете заметить, оратор, изготовивший
это наглядное пособие, игнорировал все правила эф
фективной презентации. Однако путем нескольких
обдуманных упрощений этот оратор мог бы получить
плакат, изображенный на рис. 15.12, который заост

Рис. 15.10. 

Сравнительные диаграммы

Chronicle of Higher Education, Almanac Issue, August 28,
1998, p. 18.

Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ ЗАПОМНИЛИ ТРИ ПРА
ВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Уменьшайте количество мусора, который создает
ся использованием слишком большого количества
упаковочных материалов или материалов, не под
дающихся переработке.

Используйте полотенца из ткани вместо бумажных
полотенец, керамическую посуду вместо пластико
вых тарелок, стеклянные бутылки вместо алюмини
евых банок.

Собирайте мусор, поддающийся переработке, пра
вильно сортируйте его и приносите в пункты при
ема перерабатываемых отходов.

Рис. 15.11. 

Неразборчивый и громоздкий плакат

Рис. 15.12.

 Простой, но эффективный плакат

ЗАПОМНИТЕ ТРИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛА

Уменьшайте
количество мусора

Используйте

полотенца из ткани
керамическую посуду
стеклянные бутылки

Собирайте
Сортируйте
Приносите
Перерабатываемые отходы

Как сделать выбор

Вот несколько ключевых вопросов, на которые

вам нужно ответить, чтобы сделать наилучший вы
бор типа наглядных пособий.

Какие идеи в моей речи наиболее важны? Нагляд

ные пособия и представленный на них материал
обычно хорошо запоминаются. Старайтесь использо
вать их только для выражения наиболее важных идей
своей речи.

Как велика аудитория? Тип наглядного материа

ла, который будет работать для аудитории из двад
цати или менее человек, сильно отличается от того
типа материала, который будет работать для аудито
рии из сотни или более человек. Например, если
ваша аудитория — двадцать или менее человек, как
чаще всего и бывает в случае выступлений перед
учебной группой, вы можете выбрать для демонстра
ции относительно небольшие предметы или модели —
все смогут их увидеть. Для очень больших аудиторий
вам потребуются проекционные изображения, кото
рые можно легко рассмотреть с расстояния 30 или 50
метров.

Всегда ли необходимое оборудование будет в ва

шем распоряжении? Может случиться так, что вы
будете произносить свою речь в помещении, не обо
рудованном электронными дисплеями. В универси
тете Цинциннати, например, в большинстве аудито
рий есть только обычная классная доска, диапози
тивный проектор и электрические розетки. Если вы
хотите использовать чтото еще, вам нужно будет
принести это с собой или взять во временное
пользование в офисе университета, если это воз
можно. Будьте готовы к неожиданностям! Если вы
договорились о временном использовании оборудо
вания, подготовьтесь к возможности того, что обо


background image

248

Часть IV 

• 

Публичное выступление

рудование не прибудет вовремя или что оно не бу
дет работать так, как вы предполагали. Справьтесь
заблаговременно, все ли в порядке, приходите на
место своего выступления пораньше и, на всякий
случай, имейте в запасе различные варианты на
глядных пособий.

Окупается ли время, которое нужно затратить

на изготовление или приобретение наглядных по
собий? Наглядные пособия — это дополнения к ва
шей речи. Вы используете их, для того чтобы сде
лать акценты на том, о чем вы говорите словами.
Если вы считаете, что определенное наглядное по
собие поможет вам достигнуть своей цели, тогда
время потрачено не зря. Но вряд ли стоит тратить
огромное количество времени на подготовку на
глядных пособий, иллюстрирующих второстепен
ные положения.

Как много наглядных пособий следует использо

вать? Если только вы не собираетесь устраивать
большой показ слайдов, когда вся речь сосредоточи
вается на демонстрируемых образах, лучше исполь
зовать относительно немного наглядных пособий.
Вам нужно, чтобы большую часть времени аудито
рия фокусировала свое внимание на вас, человеке,
который говорит. Используйте наглядные пособия
тогда, когда они помогут вам овладеть вниманием
аудитории, проиллюстрировать идею или сделать
так, чтобы слушатели запомнили материал. Во всех
этих трех случаях, чем больше наглядных пособий
используется, тем меньше будет их результатив
ность. Для пятиминутной речи три наглядных посо
бия, показанные в ключевых местах, будут привле
кать внимание, иллюстрировать и стимулировать
запоминание намного лучше, чем шесть или восемь
наглядных пособий, демонстрируемых в течение все
го выступления.

Рубрика:

 Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Выбор наглядных пособий

Тщательно исследуйте вербальную информа
цию, которую вы планируете использовать в
своей речи. В своей рабочей тетради под пунк
том 15.1 отметьте, в каких местах вашей речи,
по вашему мнению, наглядные пособия будут
полезны для привлечения интереса аудитории,
облегчения понимания и улучшения запомина
ния. Ограничьте свой выбор, самое большее,
четырьмя или пятью моментами, так как на вашу
первую речь вам, скорее всего, будет отведено
от четырех до шести минут.
Затем напишите, какой тип наглядного пособия
будет наиболее эффективным в каждом из от
меченных вами мест. Ваши собственные дей
ствия? Предметы? Модели? Диаграммы? Худо
жественные изображения? Проекции? Надписи
и рисунки на доске? Раздаточный материал?
Компьютерная графика?
Наконец, опишите содержание наглядных посо
бий. Например, если вы в какомто месте наме
рены использовать диаграмму, что вы на нее
поместите?

План адаптации речи 

— письменная стра,

тегия достижения взаимопонимания с ауди,
торией, привлечения и поддержания ее инте,
реса, обеспечения понимания и избежания воз,
можных негативных реакций публики на вас
как на оратора и на предмет или цель вашей
речи.

ПЛАН АДАПТАЦИИ РЕЧИ

Теперь, когда мы обсудили, как вербально или ви

зуально адаптировать информацию к конкретной
аудитории, можно сосредоточиться на написании
плана адаптации речи, письменной стратегии дости
жения взаимопонимания с аудиторией, привлечения
и поддержания ее интереса, обеспечения понимания
и избежания возможных негативных реакций публи
ки на вас как на оратора и на предмет или цель ва
шей речи. Хотя аудитория из ваших однокурсников
может быть похожа на вас по возрасту, расовой при
надлежности, религии, образованию и т. п., вы, тем не
менее, должны тщательно продумать свою страте
гию.

Формулировку плана мы начнем с того, что рас

смотрим анализ аудитории, который вы подготови
ли для своей речи, работая над главой 12, уделяя осо
бое внимание вашим прогнозам. Используя эту ин
формацию, сделайте эскиз плана адаптации своей
речи, отвечая по ходу его составления на следующие
вопросы.

Что я буду делать, чтобы достичь взаимопонима

ния? Начните с обдумывания того, как вы можете
использовать личные местоимения и риторические
вопросы, общий опыт, гипотетические ситуации и
персонифицированную информацию, для того чтобы
развить общую почву.

Что я буду делать, чтобы привлечь и поддержи

вать интерес? Напишите, что вы собираетесь сделать,
чтобы показать своевременность, важность для ауди
тории и серьезность вашего материала. Обозначьте
также, какие методы привлечения внимания вы на
мерены использовать во время вашей речи, чтобы
восстановить или повысить интерес аудитории. От
метьте, где вы собираетесь использовать наглядные
пособия с целью привлечения или повышения инте
реса.

Как я смогу добиться того, чтобы аудитория вла

дела достаточной исходной информацией? Покажи
те, что вы будете делать, чтобы сориентировать слу
шателей, 

если

 у них недостаточно исходной инфор

мации, для того чтобы понять вашу речь.

Что я буду делать для того, чтобы завоевать кре

дит доверия и поддерживать его? Напишите, что вы
предпримете для того, чтобы продемонстрировать
свои знания и опыт, надежность и личную привлека
тельность.

Что я буду делать, чтобы создать и поддерживать

позитивное отношение к теме выступления? Напи


background image

249

Глава 15 

• 

Вербальная и визуальная адаптация

шите, как вы собираетесь показать важность понима
ния той информации, которую вы намерены предста
вить. Если тема вашей речи спорная, покажите, за
чем аудитории нужно будет слушать вас, даже если
она отвергает ваши убеждения.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

План адаптации речи для выступления

перед аудиторией

В своей рабочей тетради под пунктом 12.2 вы
сделали анализ аудитории, которая будет слу
шать вашу речь, подобный анализу Эмминга,
представленному на рис. 15.13. Теперь под пунк
том 15.2 напишите стратегический план адапта
ции своей речи к аудитории. Пользуясь инфор
мацией из пункта 12.2 рабочей тетради, пере
числите в этом плане конкретные способы, с
помощью которых вы намерены приспособить
ся к своей аудитории. В качестве модели може
те использовать план Эмминга, приведенный на
рис. 15.14. Возьмите оттуда заголовки: 1) вза
имопонимание; 2) интерес аудитории; 3) уро
вень понимания аудитории; 4) отношение ауди
тории к вам как к оратору; 5) отношение ауди
тории к теме и цели вашей речи. Включите там,
где это уместно, ваши соображения насчет ис
пользования наглядных пособий.

РЕЗЮМЕ

Ораторы устанавливают связь с аудиторией, обра

щаясь прямо к ней и разрабатывая стратегии, кото
рые помогают привлечь интерес, адаптировать речь
к уровню понимания аудитории и к ее отношению
как к самому оратору, так и к цели речи.

Непосредственное обращение к аудитории подра

зумевает использование личных местоимений, рито
рических вопросов, воспоминаний об общем со слуша
телями опыте и персонифицированной информации.

После того как вы проведете анализ своей аудитории,
вам нужно будет разработать план адаптации для вы
ступления перед этой аудиторией.

Анализ аудитории

Моя аудитория — примерно 20 студентов колледжа, двенадцать женщин и восемь мужчин; трое из двад

цати — афроамериканцы, один — азиатского происхождения; они принадлежат к разным религиям; воз
раст восемнадцати из них — от 18 до 20 лет, двоим — от 23 до 25 лет.

Прогнозы
Интерес аудитории:

 Интерес аудитории, вероятно, будет большим, потому что мои однокурсники нахо

дятся в том возрасте, когда кредитные карты начинают приобретать значение в их жизни. Но при этом мо
гут быть люди, которые не захотят уделить внимания моей информации, так как у них уже есть кредитная
карта.

Понимание материала со стороны аудитории:

 Так как моя аудитория в общем знает, как использовать

кредитные карты для оплаты счетов, я не думаю, что надо будет тратить время на рассказ о том, что такое
кредитная карта.

Отношение к оратору:

 Отношение аудитории ко мне должно быть в целом положительным, но слуша

тели могут быть не готовы признать мою осведомленность в области кредитных карточек.

Отношение к теме: 

Хотя отношение слушателей к приобретению кредитных карточек может быть раз

ным, они все равно, вероятно, будут готовы узнать о критериях их оценки, поскольку не исключают воз
можности приобретения кредитной карты в ближайшем будущем. Даже те, у кого уже есть кредитная кар
та, могут найти мою информацию полезной для решения вопроса о том, не купить ли другую карту.

Рис. 15.3.

 Анализ аудитории, сделанный для речи о кредитных картах

Давайте, ради практики, посмотрим, как может

справиться с этой задачей Эмминг. Вспомним, что
Эмминг собирается рассказать своим однокурсникам
о том, каковы критерии оценки кредитных карт. Пол
ный конспект основных положений его речи приве
ден на рис. 14.2. На рис. 15.3 представлен анализ
аудитории, сделанный Эммингом.

Исходя из этих прогнозов, Эмминг может напи

сать план речи, представленный на рис. 15.14.


background image

250

Часть IV 

• 

Публичное выступление

План адаптации речи

Взаимопонимание.

 Я буду все время использовать личные местоимения и в подходящих местах зада

вать риторические вопросы. Я буду связывать информацию о трех критериях, которые я собираюсь пред
ставить, с тем, что знакомо моей аудитории.

Интерес.

 Я начну с примера, привлекающего внимание. Чтобы поддерживать интерес во время всей речи,

я буду сопровождать каждое основное положение специальным примером.

Понимание материала.

 Так как моя аудитория имеет представление о кредитных картах, мне не нужно

определять это понятие. Однако большинство могут не знать о том, как люди нечаянно залезают в долги по
кредитной карте, поэтому я использую специальные примеры, чтобы показать, что может случиться, когда
пользователи кредитных карт бывают неосторожны. Я покажу диапозитивы, чтобы обобщить критерии и
дать статистику.

Отношение к оратору.

 Аудитория может отнестись ко мне скептично. Так как я — выходец из Азии, боль

шинство однокурсников может видеть во мне человека, отличающегося от них. Но я без труда поддержи
ваю контакты с людьми всех рас и национальностей, так что я не думаю, что у меня будут какиелибо про
блемы с адаптацией к студентам из моей группы. Однако они могут сомневаться в глубине моих знаний об
использовании кредитных карт, поэтому я должен буду особенно внимательно следить за тем, чтобы изла
гать информацию точно и дать несколько примеров из личного опыта, чтобы продемонстрировать мое по
нимание этой информации.

Отношение к теме или цели речи. 

Хотя отношение к теме кредитных карт, скорее всего, будет хорошим,

я все равно постараюсь выделить важную информацию, чтобы сохранить положительное отношение ауди
тории к предмету.

— Кендра, я слышал, ты расска

зывала Джиму о твоей завтраш
ней речи. Похоже, ты надеешься
на победу?

— Ты понял совершенно пра

вильно, Омар. Я думаю, что Бард
стон станет совсем ручной.

— Звучит уверенно.
— И на этот раз у меня есть на

то причины. Смотри сам, наша
преподавательница Бардстон
только и делала, что говорила о
том, как важно адаптироваться к
аудитории. Последние две недели
мы только это и слышали: адапта
ция, адаптация.

— Что она имела в виду?

Рис. 15.4

. План адаптации речи, составленный для речи о кредитных картах

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

— Говорить о чемто так, чтобы

это затрагивало людей лично.

— Хорошо, и как ты собираешь

ся это делать?

— Видишь ли, я буду выступать

с речью об абортах. Это сейчас са
мая модная тема. Бардстон както
дала понять, что она поддержива
ет «право на жизнь». Поэтому вот
что я собираюсь делать: я расскажу
о движении «За право на жизнь».
Но я собираюсь подать их главные
убеждения так, чтобы можно было
подумать, что я тоже их поддержи
ваю. Я хочу упомянуть такие сто
роны этого движения, которые, на
сколько я знаю, ей нравятся.

— Но я слышал, ты говорила о

том, что ты стоишь за «право на
выбор»?

— Я — обеими руками. Но если

я буду давать эту информацию
как положительную, она подума
ет, что я их поддерживаю. Это не
значит, будто я собираюсь гово
рить неправду или чтото вроде
этого…

1. Этично ли адаптироваться к

аудитории так, чтобы ваша речь
«попадала в русло» убеждений
аудитории, но не соответствовала
вашим собственным убеждениям?

2. Могла ли Кендра достичь

своей цели иным способом? Как?

Стратегии поддержания или повышения интере

са включают демонстрацию своевременности ин
формации, ее способности затрагивать личное про
странство слушателей и серьезности этого влияния.
Стратегии приспособления информации к уровню
понимания аудитории зависят от того, как велики
знания вашей аудитории. Если у слушателей отсут
ствуют знания на специфическую тему, заполните,
где необходимо, пробелы в их информационной
базе. Стратегии завоевания кредита доверия у пуб
лики включают полноценную подготовку к выступ
лению и демонстрацию слушателям своей искрен
ней заинтересованности в их благополучии. Для

адаптации к отношению, которое имеется у аудито
рии к цели вашей речи, сосредоточьтесь на том, что
бы показать, почему слушателям нужно знать о ва
шем предмете.

Отведите время на то, чтобы разработать нагляд

ные пособия, которые будут достаточно большими и
привлекательными внешне. Вынесете на них ту ин
формацию, которую вы собираетесь подчеркнуть в
своей речи.

Для нескольких ваших первых речей вам будет

полезно составить план адаптации речи, сконцентри
рованный на том, как вы будете приспосабливать
свою речь к конкретной аудитории.