ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 6204
Скачиваний: 27
16
:
:
:
:
:
' , 6 :
•
< ?
•
$ -
?
•
$ ! ?
•
< ?
•
< ?
•
# ?
•
' ?
$ / , .
— > , * . > , ! / -
, , , , — -
, , , -
. # , ! , / .
— ' , &. % , -
. ! . H , -
, . /, , ,
, , .
&
",
252
Часть 4
•
Публичное выступление
Марв указал на то, что известно на протяжении
веков: обязательным компонентом эффективной
речи является ее хорошее произнесение. Почему?
Подача речи способствует восприятию аудиторией
мыслей оратора, и хотя она не может улучшить идеи,
содержащиеся в речи, но помогает изложить их наи
лучшим образом. Даже не являясь от природы ода
ренным оратором, вы можете повысить качество сво
его выступления в том случае, если готовы трениро
ваться в произнесении речей.
Вы можете вспомнить, что план эффективной
речи является производным пяти пошаговых дей
ствий. В этой главе мы рассматриваем пятый шаг:
тренировку презентации своей речи. Словесная фор
ма вашего сообщения должна быть ясной, яркой и
выразительной, причем вы должны произнести свою
речь в разговорном стиле, который характеризуется
энтузиазмом, экспрессивностью, спонтанностью, бег
лостью и зрительным контактом.
Хотя речь может быть произнесена экспромтом
(по вдохновению, без предварительной подготовки),
по бумажке (записанная полностью и затем прочи
танная вслух) или по памяти (записанная полностью
и затем заученная наизусть), материал этой книги
поможет вам в любой ситуации. Он нацелен на то,
чтобы помочь вам произнести свою речь в импрови
зированной форме. Импровизированная речь отли
чается тщательной подготовкой и предварительной
тренировкой, но ее конкретная форма определяется
в момент выступления.
В этой главе мы рассмотрим вербальные и невер
бальные компоненты презентации речи, характерис
тики разговорного стиля, принципы эффективной
тренировки, способы преодоления нервозности и
критерии оценки речи. Затем мы рассмотрим пример
произнесения речи.
Импровизированная речь
— тщательно
подготовленная и отрепетированная речь,
конкретная форма которой определяется в
момент выступления.
КОМПОНЕНТЫ РЕПЕТИЦИИ РЕЧИ
В ходе репетиции речи вы должны проанализиро
вать вербальные и невербальные компоненты своей
речи. Давайте рассмотрим их более подробно.
Вербальные компоненты
Слушатели не могут «перечитать» то, что вы ска
зали. Чтобы быть умелым оратором, важно употреб
лять конкретные и точные слова (см. обсуждение в
главе 3), но при этом вам необходимо давать яркие и
выразительные формулировки.
Яркие слова и выражения описательны, полны
жизни, энергичны, ясны и насыщенны. Например,
комментатор бейсбольного матча может сказать:
«Джексон ловко поймал мяч», но более ярким опи
санием будет следующее: «Джексон прыгнул и пой
мал мяч одной рукой, налетев на ограждение в цент
ре поля». Слова
прыгнул
,
поймал одной рукой
и
нале,
тел
придают действию насыщенную вербальную
окраску. Яркая речь начинается с яркой мысли. Ве
роятность, что вы
выразитесь
ярко, возрастает во
много раз, если вы можете
прочувствовать
смысл
того, что пытаетесь передать.
Яркость речи часто достигается использованием
сравнений и метафор. Сравнение — это прямое сопо
ставление разнородных объектов, которое обычно
выражается с помощью слов
подобно
или
как
. Срав
нениями являются такие словесные штампы, как
«она ходит как утка» или «она поет как соловей».
Примером более яркого сравнения будет следующее,
употребленное одним учителем младших классов,
который сказал, что возвращение в школу после дол
гого отсутствия «подобно попытке удержать под во
дой сразу 35 пробок» (Hensley, 1995). Это свежее,
образное сравнение передает характер задач, сто
ящих перед учителем муниципальной школы.
Сравнение
— прямое сопоставление разно,
родных объектов.
Метафора — это сопоставление, которое выража
ет фигуральную идентичность сопоставляемых
объектов. Вместо того чтобы сказать, что одна вещь
подобна другой, метафора говорит, что одна вещь
является другой. В результате неисправные автомо
били становятся «лимонами», а неудачно действую
щие полевые игроки бейсбольной команды — «реше
том». Более оригинальной метафорой в ответе на
утверждение, что «телевизор — это тостер с картин
ками», может быть следующее: «Этот тостер не про
сто подрумянивает хлеб. Он поджаривает нашу стра
ну» (Hundt, 1995).
Метафора
— сопоставление, которое вы,
ражает фигуральную идентичность объектов.
Хотя сравнения и метафоры могут сделать речь
более яркой, разумно избегать банальных штампов.
Старайтесь придумывать оригинальные метафоры
для своего выступления.
Эмфаза придает словам и идеям силу или интен
сивность. Старайтесь выделять какието части своей
речи за счет пропорции, повторения или использо
вания переходов.
Эмфаза посредством пропорции означает, что вы
уделяете больше времени одной идеи по сравнению
с другой, в результате чего ваши слушатели воспри
мут это место как более важное.
Эмфаза посредством повторения означает, что вы
произносите важные слова или выражаете важные
идеи более одного раза. Вы можете либо повторить
те же самые слова: «Кольцевидный коралловый ост
ров, почти или полностью окружающий лагуну, на
зывают атоллом; запомните это слово — атолл», либо
сформулировать идею в других словах: «Тест будет
состоять примерно из четырех повествовательных
вопросов; то есть все вопросы теста потребуют от вас
достаточно подробного обсуждения материала».
253
Глава 16
•
Практикуемся в произнесении речей
Эмфаза посредством переходов означает, что вы
используете слова, которые показывают и выделяют
связи между идеями. В главе 14 мы говорили о пере
ходах от раздела к разделу, которые резюмируют,
поясняют и предваряют. Переходы в виде слов мож
но использовать с целью осуществления ряда допол
нительных функций:
•
Для добавления материала используют слова:
также, и, аналогично, снова, вдобавок, кроме того, по
добным образом, далее.
•
Для присоединения следствий, подведения ито
гов или показа результатов: следовательно, так что,
значит, наконец, в целом, в общем, говоря коротко,
тем самым, в результате.
•
Для указания изменений в направлении мысли
или противопоставлений: но, однако, с другой сторо
ны, тем не менее, хотя, тогда как, без сомнения.
•
Для указания причин: поскольку, так как.
•
Для демонстрации причинных или временных
отношений: тогда, после того как, в то время как.
•
Для объяснения, приведения примеров или
ограничения: другими словами, фактически, напри
мер, то есть, точнее.
Эмфаза
— придание силы или интенсивно,
сти своим словам или идеям.
Эмфаза посредством пропорции
— посвя,
щение большего количества времени идеям, ко,
торые, на ваш взгляд, должны быть восприня,
ты как более важные.
Эмфаза посредством повторения
— мно,
гократное выражение важных идей.
Эмфаза посредством переходов
— ис,
пользование слов, которые показывают связи
между идеями.
Наблюдай и размышляй
Рабочая тетрадь
Сравнения и метафоры
Читая в течение ближайших дней газетные и
журнальные статьи, слушая разговоры людей,
отметьте для себя тривиальные и оригинальные
сравнения и метафоры. В своей рабочей тетра
ди под пунктом 16.1 укажите, по меньшей мере,
три из них, которые, повашему, были употреб
лены наиболее удачно. Затем коротко поясни
те, почему они произвели на вас впечатление.
Наконец, независимо от того, пытаетесь ли вы сде
лать свою речь конкретной, точной, яркой или выра
зительной, убедитесь, что вы употребляете слова,
которые понимают все слушатели. Иногда ораторам
кажется, что они произведут большее впечатление,
если продемонстрируют свой богатый словарный за
пас. Однако использование витиеватых слов часто
выглядит помпезным, нарочитым или неестествен
ным. Когда у вас есть выбор, останавливайтесь на
самом простом, наиболее знакомом слове, которое
точно передает то, что вы хотите сказать.
Невербальные компоненты
Из нашего обсуждения вы должны помнить, что
невербальными компонентами презентации речи яв
ляются голосовые характеристики, артикуляция и
телесные действия.
К голосовым характеристикам относят высоту,
громкость, темп речи и качество (интонацию, тембр
или звучание голоса). Убедитесь, что ваши слушате
ли находят ваш голос не слишком высоким и не
слишком низким, а вашу речь — не слишком быст
рой и не слишком медленной.
Голосовые характеристики
— высота,
громкость, темп и звуковые качества речи.
Артикуляция — это придание звукам речи формы,
превращающей их в распознаваемые оральные сим
волы, сочетание которых образует слово. Артикуля
цию часто путают с произношением, формой и ак
центированием различных слогов слова. К примеру,
в слове
статистика
артикуляция относится к фор
мированию десяти звуков (статистика), а про
изношение — к группированию и акцентированию
звуков (статис
тика). Если вы не уверены в том, как
следует произносить какоето слово, воспользуйтесь
словарем.
Артикуляция
— придание звукам речи фор,
мы, превращающей их в распознаваемые ораль,
ные символы, сочетание которых образует
слово.
«Дамы и господа... мой ли это голос?.. Я никогда рань
ше не слышал, как он звучит из динамиков. Он кажет
ся таким незнакомым. Эй. Эй. Не могу поверить, что
это я. Что за странное чувство. Раз, два, три... Эй.
Вау...»
254
Часть 4
•
Публичное выступление
Произношение
— форма и акцентирование
различных слогов слова.
Проследите, не добавляете ли вы звук там, где его
не должно быть (ath
a
lete вместо athlete), не пропус
каете ли имеющийся звук (libary вместо library), не
меняете ли звуки местами (rev
a
lent вместо rel
e
vant),
не искажаете ли их (tru
f
вместо tru
th
). Хотя некото
рые из нас имеют постоянные проблемы с артикуля
цией, которые требуют вмешательства логопеда (на
пример, систематически заменяют
th
на
s
в своей
речи), большинство людей страдают небрежным про
изношением, которое можно легко исправить.
Убедитесь, что вы не допускаете две наиболее рас
пространенные артикуляционные ошибки: нечеткое
произношение звуков (слияние звуков и слов) и от
брасывание окончаний слов. Разговорный англий
ский отличается слитным произношением звуков.
Например, большинство людей, скорее всего, скажут
«thatable» вместо «that table» (тот стол) — все дело
в том, что слишком трудно произнести подряд два
звука «t». Но многие из нас нечетко произносят зву
ки и опускают окончания слов в чрезмерной степе
ни. Случай, когда говорят «Who ya gonna see?» вме
сто «Who are you going to see?», иллюстрируют обе
эти ошибки. Если ваша речь «нечленораздельна»,
поскольку вы торопитесь и нечетко произносите зву
ки, то вы можете добиться заметного прогресса, по
свящая 1015 минут трижды в неделю чтению вслух
отрывков из книг и пытаясь тщательно артикулиро
вать каждый звук. Некоторые педагоги советуют «пе
режевывать» слова, т. е. убеждаться, что губы, челю
сти и язык двигаются должным образом при каждом
произносимом вами звуке. Как и в случае большин
ства других проблем с произнесением речи, ораторы
должны добросовестно заниматься по несколько
дней в неделю в течение многих месяцев, чтобы до
биться заметных успехов.
На рис. 16.1 перечислены некоторые из распро
страненных трудных слов, которые люди часто про
износят неправильно.
Серьезной проблемой ораторов, представляющих
различные культуры или живущих в разных регио
нах страны, является их
акцент
: изменения формы
слов, интонация и речевые привычки, типичные для
коренных жителей страны, региона и даже штата или
города. Когда же человеку следует заняться смягче
нием или устранением того или иного акцента, кото
рый может у него быть? Если ваш акцент настолько
«неуклюж» или не соответствует ожиданиям людей,
что вам трудно эффективно общаться, или если вы
собираетесь посвятить себя педагогике, работе на
радио и телевидении или другой профессии, где ак
цент может негативно сказаться на результатах ва
шей деятельности, вам следует предпринять усилия
по его смягчению или устранению.
Телесные действия включают в себя выражение
лица, жесты, позу и движение. Мы обсуждали их в
главе 4, а в этом разделе мы сосредоточим внимание
на тех аспектах этого невербального поведения, ко
торые вам будет необходимо учесть при публичном
выступлении.
Убедитесь, что ваше выражение лица (движения
рта и глаз) соответствуют тому, что вы говорите в
данный момент. Слушатели реагируют негативно на
каменное выражение лица, постоянные гримасы и
сердитые взгляды. Слушатели реагируют позитивно
на открытое и искреннее выражение лица, которое
отражает ваши мысли и чувства. Активно размыш
ляйте о том, что вы говорите, и ваше лицо примет
соответствующее выражение.
Жесты — это движения рук, кистей и пальцев, ко
торые чтото описывают и подчеркивают. Если жес
тикуляция дается вам нелегко, вероятно, лучше не
заставлять себя жестикулировать во время выступ
ления. В целях стимуляции жестов оставляйте руки
все время свободными — это поможет вам «совер
шать естественные действия». Если вы сцепите руки
у себя за спиной, обхватите ораторскую трибуну или
засунете руки в карманы, то не сможете жестикули
ровать естественным образом, даже если того захо
тите.
Телесные действия
— выражение лица, же,
сты, поза и движение.
Выражение лица
— движения рта и глаз.
Жесты
— движения рук, кистей и пальцев.
Подумайте об этом
Проблемы с голосом и артикуляцией
Определите свою основную проблему с голо
сом и артикуляцией (например, монотонная
речь или невнятное произношение слов). Мыс
ленно наметьте план работы над этой пробле
мой.
Поза — это положение или осанка тела. Прямая
осанка и расправленные плечи во время выступления
говорят аудитории о вашей уравновешенности. Су
тулящиеся ораторы могут производить неблагопри
ятное впечатление, в частности, казаться не слишком
уверенными в себе или беспечными. Если вы заме
чаете, что, произнося речь, приняли какоето необыч
ное положение, возвращайтесь к выпрямленной позе,
так чтобы ваш вес распределялся равномерно на обе
ноги.
Движение имеет отношение к перемещению всего
тела. В идеале, движение должно помочь сосредото
читься на речевых переходах, выделить идеи или
привлечь внимание к определенному аспекту речи.
Избегайте таких немотивированных движений, как
подскакивание и раскачивание, переступание с ноги
на ногу или хождение из одного конца аудитории в
другой. В начале своей речи стойте прямо на обеих
ногах.
Уравновешенность относится к уверенности в сво
их манерах. Уравновешенный оратор способен избе
жать навязчивых действий, которые отвлекают слу
шателей, например, он не станет снимать или наде
вать очки, причмокивать языком, облизывать губы
или почесывать нос и руки. Как правило, негативно
все, что привлекает к себе внимание, а позитивно
любое действие, которое подкрепляет важную идею.
255
Глава 16
•
Практикуемся в произнесении речей
Аналогичным образом, уравновешенный оратор спо
собен контролировать во время выступления свою
нервозность — тема, которая будет обсуждаться да
лее в этой главе.
В этом разделе мы рассмотрели несколько элемен
тов произнесения речи, которыми, как может пока
заться, особенно трудно овладеть инвалидам. Врез
ка «Разные голоса» демонстрирует, что, невзирая на
очевидные физические недостатки, люди могут обре
сти уверенность в себе и преуспеть в ораторском ис
кусстве.
Поза
— положение или осанка тела.
Движение
— перемещение всего тела.
Уравновешенность
— уверенность в своих
манерах.
ОВЛАДЕНИЕ РАЗГОВОРНЫМ
СТИЛЕМ
В практике своей речи, так же как и в самой речи,
конечной оценкой вашего выступления является то,
насколько умело вы используете свои голосовые и
невербальные компоненты с тем, чтобы овладеть раз
говорным стилем, манерой выступления, которую
ваши слушатели воспринимают как разговор. К пяти
компонентам разговорного стиля относятся: энтузи
азм, экспрессивность речи, беглость, прямота (кон
такт глаз) и спонтанность.
Разговорный стиль
— манера выступле,
ния, которую слушатели воспринимают как
разговор.
Энтузиазм
Энтузиазм — это воодушевленное или страстное
отношение к теме. Если во время выступления вам
не удается воодушевиться естественным образом,
убедитесь, что тема доклада вас действительно вол
нует. Даже обычно восторженным людям может быть
трудно говорить с энтузиазмом, когда они выбирают
скучную тему. Затем поразмышляйте над тем, какую
пользу извлекут слушатели из вашего доклада. Если
вы убеждены, что можете сообщить нечто заслужи
вающее внимания, то, вероятно, почувствуете и про
демонстрируете больший энтузиазм.
Чтобы понять важность энтузиазма, подумайте,
как изменится ваше отношение к лекции в зависимо
сти от того, скажет ли преподаватель: «Я испытываю
настоящий восторг от того, что буду говорить вам о
геологии (истории, английской литературе)» или «Я
бы предпочел заняться чем угодно, только не расска
зывать вам об этом предмете». Оратора, который
выглядит воодушевленным и говорит с энтузиазмом,
будут слушать, а его идеи запомнят лучше (Williams
& Ware, 1976).
Энтузиазм
— воодушевленное или страст,
ное отношение к теме.
Экспрессивность речи
Важнейшим признаком энтузиазма является экс
прессивность речи — голосовые контрасты в высо
те звука, громкости, темпе и стиле, которые влияют
на то, какой смысл извлекают слушатели из произ
носимых вами фраз. Полное отсутствие экспрессив
ности речи ведет к монотонности — звучанию голо
са, при котором высота, громкость и темп остаются
постоянными, так что слова, идеи или фразы не от
личаются заметным образом друг от друга. Хотя
немногие люди говорят понастоящему монотон
ным голосом, многие сильно ограничивают свои
возможности, используя только дватри уровня вы
соты и сохраняя громкость и темп относительно
неизменными. Полная или почти полная монотон
ность не только убаюкивает аудиторию, но, что бо
лее важно, уменьшает вероятность того, что вы бу
дете поняты слушателями.
Слово
Правильно
Неправильно
Arctic
arc
tic
ar
tic
Athlete
ath
lete
ath
alete
Family
fam
aly
fam
ly
February
Feb
ruary
Feb
yuary
Get get
git
Larynx
ler
inks
lar
nix
Library
ly
brery
ly
bery
Particular
partik
yuler
partik
ler
Picture
pic
ture
pitch
er
Recognize
rek
ignize
rek
anize
Relevant
rel
evant
rev
elant
Theater
thee
ater
theeay
ter
Truth
truth
truf
With
with
wit или wid
Рис. 16.1.
Трудные слова