Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6201

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

256

Часть 4 

• 

Публичное выступление

Вы еще и коротышка!

Доктор Сучжэн Чжань

Хотя почти каждый начинает

нервничать при мысли о выступле
нии на публике, некоторые люди
оказываются в более трудной ситу
ации, чем остальные. В этом от
рывке доктор Чжань рассказывает
о проблемах, которые многим по
кажутся почти неразрешимыми.
Она же не только справилась с
ними, но и использовала их как
мотивацию к достижению успеха.

«В четырехлетнем возрасте я за

болела одновременно пневмонией
и полиомиелитом. Не уверенные в
том, страдаю ли я полиомиелитом,
семь из восьми врачей, которые
смотрели меня, — все они практи
ковали западную медицину, — ска
зали моим родителям, что им не
стоит рассчитывать на мое выздо
ровление. Китайский астролог, у
которого консультировалась моя
мать, также дал мрачный прогноз.
Несмотря на все эти пессимисти
ческие предсказания, я боролась за
свою жизнь, пусть она и висела на
волоске. То, что я была прикована
к постели, причиняло мне мораль
ные мучения, столь же сильные,
как и физическая боль. Но я была
полна решимости встать на ноги.

Мы покинули Китай, когда ар

мии коммунистов прошли побед
ным маршем по стране. Мы посе
лились в Гонконге. Пробыв там
полтора года, мы перебрались в
Малайзию. Годы жизни в Малай
зии были самым счастливым пери
одом моего детства, даже несмотря

РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОСА

на то, что мне постоянно приходи
лось отбиваться от нападок детей,
которые бегали за мной, крича:
«

Байка!

 

Байка!

» («Калека! Кале

ка!» на диалекте хоккиен, широко
распространенном в Малайзии).
Насмешки детей значили немного,
поскольку я прекрасно училась. Я
завоевывала одну награду за дру
гой по общешкольной программе,
а также по музыке и ораторскому
мастерству. Всякий раз, когда шко
лу посещали важные гости, мой
учитель просил меня продеклами
ровать чтонибудь перед классом.

Когда мне было 12 лет, случи

лось знаменательное событие, кото
рое наложило отпечаток на всю
мою жизнь. В тот год в моей школе
проводился музыкальный концерт,
и я была в числе учеников, которых
выбрали для игры на рояле. Я суме
ла без какихлибо проблем взоб
раться по ступенькам, ведущим на
сцену, но когда я шла по ней, то упа
ла. В зале раздался чейто громкий
и отчетливый голос: «Воспитатель
ница! 

Байке

 нельзя разрешать вы

ступать на публике». Я встала,
прежде чем ктолибо успел под
няться на сцену, чтобы мне помочь,
и, заливаясь слезами, бросилась к
роялю и начала играть. Благодаря
тому, что я сумела это сделать, я по
чувствовала себя понастоящему
сильной. После этого я уже никог
да не боялась насмешек».

Независимо от расовой и

культурной среды, большинство
инвалидов должны научиться
находить баланс между желани
ем добиться физической незави
симости и потребностью забо
титься о себе, не перенапрягая
свой организм.

Я часто задавалась вопросом,

была бы я другим человеком, не

имей я физических недостатков. Я
не знаю ответа, хотя нет сомне
ний, что инвалидность наложила
отпечаток на мою жизнь. Но в то
же время я обычно не 

чувствую

себя

 инвалидом — и, следователь

но, не 

веду себя

 как инвалид. По

этому люди перестают относиться
ко мне как к инвалиду. Однако,
без сомнения, мое физическое со
стояние повлияло на жизнь моих
родителей, сестры, мужа, других
членов семьи и некоторых близ
ких друзей. Им пришлось на
учиться не прятать меня дома, не
испытывать смущение от того, как
я выгляжу или реагирую на лю
дей, которые говорят мне разные
глупости, и не упрекать меня за те
повышенные требования, которые
мое состояние накладывает на
них. Возможно, самое трудное для
тех, кто живет с инвалидами, —
это понять, когда и как предло
жить им свою помощь.

Так является ли помехой физи

ческий недостаток? Все зависит от
установки человека. Несколько
лет назад я поведала подруге о
том, как однажды я сказала чинов
нику, курировавшему программу
позитивных действий* (довольно
язвительным тоном, поскольку я
не верю в такой подход к борьбе с
расовой дискриминацией, кото
рый основан на подсчете количе
ства принятых на работу цвет
ных), что организация, которая
меня наняла, втройне счастлива,
так как она может считать меня
цветной, женщиной и инвалидом.
Он ответил: «Почему вы не проси
те их сосчитать вас четыре раза?..
Не забудьте, что вы еще и коро
тышка!»

Источник: Making Waves. Asian

Women United, 1989.

Экспрессивность речи 

— голосовые контра,

сты в высоте звука, громкости, темпе и стиле,
которые влияют на то, какой смысл извлекают
слушатели из произносимых оратором фраз.

Монотонность

 — звучание голоса, при ко,

тором высота, громкость и темп остаются по,
стоянными, так что слова, идеи или фразы не
отличаются заметным образом друг от друга.

Например, если фразу «Мы должны судить лю

дей, склонных к домашнему насилию» произнести

монотонным голосом, слушатели не будут уверены в
том, что именно оратор хочет сообщить. Чтобы по
нять, как экспрессивность речи влияет на смысл, про
читайте эту фразу вслух четыре раза. В первом слу
чае сделайте ударение на слове 

мы

, во втором — на

слове 

должны

, в третьем — на 

судить

, а в четвертом —

на 

людей, склонных к домашнему насилию 

(рис. 16.2).

Когда вы делаете ударение на 

мы

, то отвечаете на

вопрос: «Кто сделает это?». Когда вы выделяете сло
во 

должны

, то даете ответ на вопрос: «Насколько это

важно?». Когда вы подчеркиваете слово 

судить

, то

отвечаете на вопрос: «Что мы намерены сделать?».

* Позитивные действия — политическая программа, направленная на ликвидацию расовой дискриминации. — 

При,

меч. перев

.


background image

257

Глава 16 

• 

Практикуемся в произнесении речей

Наблюдение за голосом и телесными

действиями

Воспользуйтесь одним из этих методов, чтобы

проследить за своим невербальным поведением.

Произнесите часть своей речи перед зеркалом,

чтобы посмотреть, как вы выглядите, когда говори
те. (Хотя некоторым ораторам этот метод очень по
могает, для других он оказывается травмирующим
опытом.)

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Сделайте видеозапись своего доклада и просмот

рите ее с целью анализа.

Попросите друга послушать, как вы репетируете

свою речь. Дайте ему ряд указаний, например, «Под
нимай руку всякий раз, когда я начинаю раскачи
ваться вперед и назад». Получая обратную связь в
тот момент, когда вы совершаете какоето действие,
вы можете научиться осознавать его и вносить немед
ленные поправки.

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Энтузиазм

Навык

Использование своего
голоса и телесных дей
ствий с тем, чтобы пока
зать аудитории, что вы
воодушевлены темой и
возможностью говорить
о ней с аудиторией.

Использование

Обеспечение того, что
аудитория воспримет
информацию как важ
ную и имеющую к ней
непосредственное от
ношение.

Процедура

1. Убедитесь, что тема
вас понастоящему
волнует.
2. Во время выступле
ния воссоздайте свое
первоначальное чув
ство воодушевления.
3. Старайтесь, чтобы
это чувство воодушев
ления было разделено
аудиторией.

Пример

Когда Триша репетиро
вала свой доклад о ка
надской провинции
Альберта, она сосредо
точилась на чувстве
благоговения, которое
испытала, когда впер
вые увидела гряду гор
ных вершин. Она также
вспомнила, как ей хо
чется, чтобы ее слуша
тели «ощутили» то, что
она пережила.

Мы

 должны судить людей, склонных к домашнему

насилию.
Мы 

должны

 судить людей, склонных к домашнему

насилию.
Мы должны 

судить

 людей, склонных к домашнему

насилию.
Мы должны судить 

людей, склонных к домашнему

насилию

.

Рис. 16.2.

 Экспрессивность речи

Когда вы делаете ударение на фразе 

людей, склонных

к домашнему насилию

, дается ответ на вопрос: «Кого

будут судить?». Чтобы гарантировать понимание
аудитории, ваш голос должен быть достаточно экс
прессивным, определяя оттенки смысла.

Спонтанность

Ораторы, отличающиеся энтузиазмом и экспрес

сивностью речи, скорее всего, произнесут свою речь
в спонтанной манере. Спонтанность означает на
столько чуткое отношение к собственным идеям, что
речь кажется такой же естественной, как оживлен
ный разговор, несмотря на то, что она была тщатель
но подготовлена.

Спонтанность

 — настолько чуткое отно,

шение к собственным идеям, что речь кажет,
ся такой же естественной, как оживленный
разговор, несмотря на то, что она была тща,
тельно подготовлена.

Как же можно добиться того, чтобы ваша проду

манная и отрепетированная речь выглядела спонтан
ной? Усвойте 

идеи

 речи — не

 запоминайте слова

.

Предположим, ктото спрашивает вас о маршруте,
которым вы едете на работу. Поскольку вы знакомы
с маршрутом, то вам нет необходимости его записы
вать или запоминать — вы можете описать его спон
танно, так как вы «знаете его». Вы добиваетесь спон
танности в своих выступлениях, узнавая содержащи
еся в вашей речи идеи так же хорошо, как вы знаете
маршрут, которым следуете на работу.

Беглость

Эффективное произнесение речи отличается бег

лостью — отсутствием колебаний и таких речевых
помех, как «э», «так», «понимаете» и «как бы» (см.
главу 4). Беглости можно добиться за счет осознания
и тренировки. Научитесь слышать свои речевые по
мехи, попросив друга послушать, как вы упражняе

9 Психология общения


background image

258

Часть 4 

• 

Публичное выступление

тесь, и обратить на них ваше внимание. Учась их слы
шать, вы обнаружите, что можете устранить их во
время тренировок и, в конце концов, из самой речи.

Беглость

 — отсутствие колебаний и таких

речевых помех, как «э», «так», «понимаете» и
«как бы».

Зрительный контакт

Зрительный контакт при публичном выступлении

предполагает направление своего взгляда на разные
группы людей во 

всех частях

 аудитории на протяже

нии всего выступления. Если вы смотрите на людей,
а не в свои записи или в потолок, пол или окно, каж
дый в аудитории воспримет вас как отличающегося
хорошим зрительным контактом.

Зрительный контакт

 — направление сво,

его взгляда на разные группы людей во всех ча,
стях аудитории на протяжении всего выступ,
ления.

Один из способов обеспечения зрительного кон

такта — представить свою аудиторию в виде ряда
групп, сидящих в разных частях помещения. Затем,
наугад, поговорите в течение 4–6 секунд с каждой
группой. Например, поговорите в течение несколь
ких секунд с группой в заднем левом конце зала, за
тем посмотрите на людей в дальнем правом конце,

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Экспрессивность речи

Навык

Использование контра
стов в высоте, громкос
ти, темпе и стиле.

Использование

Выражение смысла, ко
торый слушатели дол
жны извлечь из произ
носимых вами фраз.

Процедура

1. Определите слова,
которые вы хотите вы
делить, чтобы наилуч
шим образом выразить
намеченные вами идеи.
2. Повысьте тон или
громкость своего голо
са при произнесении
ключевых слов.

Пример

Подумав о том, что он
хочет подчеркнуть,
Маркес сказал: «Вы
должны обхватить 

ле,

вой рукой нижнюю
часть 

биты».

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Спонтанность

Навык

Чуткое отношение к
идеям, содержащимся в
вашей речи.

Использование

Обеспечение того, что
бы слушатели воспри
нимали вашу речь как
живую и естественную,
хотя она была тщатель
но подготовлена.

Процедура

1. Усвойте идеи, содер
жащиеся в вашей речи.
2. Во время каждого
практического занятия
выражайте идею и ее
развитие несколько
иным языком.

Пример

Когда Конни рассказы
вала о дневном уходе за
детьми, то решила при
вести пример из своей
жизни, который она не
планировала использо
вать в докладе.

далее переведите взгляд на группу в средней части
зала, группу спереди слева, а потом на группу спере
ди справа. После этого можно поменять порядок на
обратный, начав с заднего правого конца аудитории.
В конце концов вы обнаружите, что следуете случай
ному паттерну, обращая взгляд на все группы в тече
ние периода, равного нескольким минутам. Подоб
ный паттерн гарантирует, что вы не затратите непро
порционально большого количества времени,
разговаривая с теми, кто находится перед вами или
в центре зала.

Поддержание зрительного контакта помогает ва

шей речи в нескольких отношениях.

1. Аудитория сосредоточивает свое внимание на

речи.

 Если ораторы не смотрят на нас во время сво

его выступления, маловероятно, что мы станем сле
дить за ними взглядом. Это нарушение взаимного
зрительного контакта часто мешает аудитории сосре
доточиться на сообщении оратора.

2. Растет доверие аудитории к вам как к оратору.

Скорее всего, вы проявите скептицизм в отношении
людей, которые не смотрят вам в глаза во время раз
говора, так и аудитория отнесется с недоверием к
оратору, который на нее не смотрит. Зрительный кон
такт воспринимается как признак искренности. Ора
торов, которые неспособны сохранять зрительный
контакт со слушателями, почти всегда воспринима
ют как неуверенных в себе, а нередко как неискрен
них или нечестных (Burgoon, Coker & Coker, 1986).

3. Вы видите, как аудитория реагирует на вашу

речь.

 Слушатели, которые проявляют внимание, ве


background image

259

Глава 16 

• 

Практикуемся в произнесении речей

роятно, будут больше времени смотреть прямо на
вас. Слушатели, которые не проявляют внимания,
скорее всего, будут зевать, смотреть в окно и сидеть,
опустив голову. Следя за поведением аудитории, вы
можете определить, что вам нужно изменить в своем
докладе, добавить к нему или убрать из него. Стано
вясь более опытными, ораторы могут полнее и луч
ше использовать информацию, которую они получа
ют о слушателях посредством подержания с ними
зрительного контакта.

РЕПЕТИЦИЯ

На этой стадии подготовки вы готовы приступить

к репетиции — тренировке произнесения своей речи
вслух. В этом разделе мы рассмотрим график под
готовки и тренировки, использование записей, ис
пользование наглядных пособий и указания по эф
фективной репетиции.

Репетиция

 — тренировка произнесения

своей речи вслух.

График подготовки и тренировки

Неопытные ораторы часто полагают, что готовы

произнести речь, как только они составили ее конс
пект. Но речь, которую не репетируют, скорее всего,
будет менее эффективной, чем она могла бы быть,
посвяти вы достаточное количество времени ее тре
нировке. Если вы не являетесь опытным оратором,
постарайтесь закончить составление конспекта сво

его выступления, по меньшей мере, за два дня до
него, с тем чтобы у вас было достаточно времени на
просмотр, оценку и осмысление всех аспектов речи.
На рис. 16.3 дан график, полезный при подготовке
речи в учебной аудитории.

Существует ли реальная связь между временем

подготовки речи и ее эффективностью? Исследова
ние Мензела и Кэррела (Menzel & Carrel, 1994) экс
периментально подтверждает общую гипотезу, со
гласно которой более продолжительная тренировка
ведет к лучшему выступлению. Они пришли к выво
ду, что «значимость повторения вслух, по всей види
мости, отражает следующий факт: вербализация про
ясняет мысль. Тем самым устная репетиция помогает
добиться успеха во время фактического произнесе
ния речи».

Использование записей во время

выступления

Записи к речи включают в себя конспект речи в

виде слов или фраз, а также труднозапоминаемую
информацию, такую как цитаты и статистический
материал. Оптимальные записи состоят из ключевых
слов или фраз, которые помогают активизировать
вашу память. Записи будут вам наиболее полезны в
том случае, когда они состоят из минимально воз
можного количества слов, написанных буквами, до
статочно крупными, для того чтобы их можно было
сразу же увидеть. Многие ораторы сокращают свой
конспект до отдельных слов или фраз.

Записи к речи

 — конспект речи, а также

используемые цитаты и статистический ма,
териал.

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Зрительный контакт

Навык

Прямой взгляд на слу
шателей при обраще
нии к ним.

Использование

Усиление чувства взаи
модействия.

Процедура

1. Осознанно смотрите
на лица людей в ауди
тории, когда произно
сите речь.
2. Если вы замечаете,
что смотрите в сторону,
постарайтесь снова на
править взгляд на слу
шателей.

Пример

Когда Билл рассказы
вал, как можно подать
заявку на кураторскую
работу с другими сту
дентами, он обращался
к людям, сидящим в
конце зала. Когда он
взглянул в свои записи,
чтобы убедиться, что он
ничего не забыл, то об
наружил, что продол
жает смотреть в свою
шпаргалку, а не на ауди
торию. Переходя к сле
дующему пункту своего
доклада, он заставил
себя посмотреть на лю
дей, сидевших в перед
ней правой части зала.

9*


background image

260

Часть 4 

• 

Публичное выступление

7 дней (или более)

Выберите тему; начинайте исследование.

до выступления
6 дней

Продолжите исследование.

5 дней

Напишите конспект основной части доклада.

4 дня

Поработайте над вступлением и заключением.

3 дня

Завершите конспект; поберите дополнительный материал, если он необходим;
подготовьте все наглядные пособия.

2 дня

Первая репетиция.

1 день

Вторая репетиция.

Назначенная дата

Произнесение речи.

Рис. 16.3.

 График подготовки речи

Если ваша речь будет длиться от трех до пяти ми

нут, вам достаточно иметь однудве карточки с запи
сями размером 8

×

12 см. В случае 5–10минутной

речи можно ограничиться двумячетырьмя карточка
ми того же размера: одна карточка для изложения
целей и вступления, одна или две — для основной
части доклада и одна — для заключения. Если ваша
речь содержит важную цитату или большое количе
ство статистических данных, возможно, вам понадо
бится записать их подробно на отдельных карточках.
На рис. 16.4 показаны два типовых набора записей,
взятых из основной части подготовительного конс
пекта, описанного в главе 14.

Репетируя, пользуйтесь записями, как бы вы ста

ли делать это во время своего выступления. Либо
положите их на ораторскую трибуну, либо держите
их в одной руке, обращаясь к ним только в случае
необходимости. Ораторы часто обнаруживают, что
составление карточек настолько эффективно, помо
гая закрепить в памяти основные идеи, что во вре
мя подготовки или позднее, в ходе самого выступ

Карточки с фразами

Карточки со словами

Многим ли докучали продавцы?

Докучали?

Три критерия: проц. ставка, сбор, льготы

3 крит.

1й кр.: оценка ПС

ПС

ПС взимаются в %

проценты

в среднем 18%

18 сред.

до 21%

21 макс.

начиная с 6–8%, но ограничения

6–8

колеблющиеся или фиксированные ПС

колеблющиеся фиксированные

колеблющиеся меняются

меняются

фиксированные остаются неизменными

остаются неизменными

Итог по ПС, следующий кр.

Итог

2й кр.: оценка годового сбора

Годовой сбор

ГС, взимаемый компанией меняется

сборы меняются

у некоторых нет ГС

от 0

у большинства в среднем $25

сред. $25

Итог по ПС, сборы, сравнить преим.

Итог

3й кр.: сравнение льгот — дополнит.

Льготы — дополнит.

вычеты

вычеты

мили за частые полеты

част. полеты

скидки

скидки

Л. не перевешивают факторы

не перевешивают

Итак, 3 кр. ПС, сборы, льготы

Итак, 3 кр.

Рис. 16.4. 

Два примера карточек с записями для доклада о критериях выбора кредитных карт

ления, им нет никакой необходимости пользовать
ся записями.

Использование наглядных пособий

Многие ораторы полагают, что стоит им подгото

вить хорошие наглядные пособия, и у них не будет
никаких проблем с использованием их в своем до
кладе. Однако нередко доклады с хорошими нагляд
ными пособиями становятся скомканными ввиду от
сутствия тщательной подготовки к ним. Вот несколь
ко указаний, помогающих подготовиться к
эффективному использованию наглядных пособий в
своей речи.

1. Тщательно планируйте, когда использовать на

глядные пособия.

 Укажите в своем конспекте (или

в своих записях к речи), в каком именно месте до
клада вы воспользуетесь наглядным пособием и ко
гда вы его уберете. Поработайте над фразами, кото
рыми вы предварите показ наглядных пособий, и
опробуйте различные способы их демонстрации, де