Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5733

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

261

Глава 16 

• 

Практикуемся в произнесении речей

лая это до тех пор, пока вы не будете уверены, что их
увидит каждый человек в аудитории.

2. Учитывайте потребности слушателей.

 Если на

глядное пособие, которое вы планируете использо
вать, прямо не способствует повышению внимания
слушателей к информации по вашей теме, понима
нию или запоминанию ее, тогда, возможно, стоит от
казаться от него.

3. Демонстрируйте наглядные пособия, только

когда говорите о них.

 Поскольку наглядные пособия

привлекают к себе внимание аудитории, показывай
те их только тогда, когда говорите о них, и убирайте
их из поля зрения, когда они перестают находиться
в центре внимания.

Часто одно наглядное пособие содержит несколь

ко элементов информации. Чтобы удержать внима
ние аудитории на определенном элементе, снабдите
наглядное пособие чехлами. Тогда, переходя от одной
части наглядного пособия к другой, вы можете
убрать чехлы, чтобы показать ту часть пособия, ко
торую вы в этот момент обсуждаете.

4. Рассказывайте о наглядном пособии, когда вы

его демонстрируете.

 Вы знаете, что именно должны

увидеть слушатели в наглядном пособии. Скажите
своим слушателям, куда им направить свой взгляд,
объясняйте значение различных частей пособия и
интерпретируйте цифры, символы и проценты.

5. Показывайте наглядные пособия так, чтобы

каждый в аудитории мог их видеть.

 Держите нагляд

ное пособие на расстоянии от себя и поворачивайте
его к разным частям аудитории. Если вы помещаете
наглядное пособие на классную доску, стенд или ка
кимто образом вывешиваете его, стойте с одной сто
роны и указывайте рукой, которая находится ближе
к пособию. Если наглядное пособие необходимо раз
вернуть или разложить, принесите с собой прозрач
ную ленту и прикрепите его к доске или стене так,
чтобы оно не свернулось.

6. Обращайтесь к своим слушателям, а не к на

глядному пособию.

 Возможно, вам понадобится вре

мя от времени обращаться лицом к наглядному по
собию, но важно поддерживать зрительный контакт
со своими слушателями в максимальной степени,
частично для того, чтобы вы могли оценить, как они
реагируют на ваш визуальный материал. Когда до
кладчики увлекаются своими наглядными пособия
ми, они, как правило, полностью утрачивают контакт
с аудиторией.

7. Будьте внимательны при передаче объектов по

аудитории.

 Люди разглядывают, читают, вертят и

осмысляют все, что попадает им в руки. Увлекшись
этим, они могут перестать вас слушать. Удерживай
те внимание людей, указывая им, на что они должны
смотреть и когда они должны слушать вас.

Принципы эффективной репетиции

Период эффективной репетиции включает в себя

тренировку речи, ее анализ и повторную тренировку.

Первая тренировка

1. Сделайте аудиозапись практического занятия.

Если у вас нет магнитофона, постарайтесь его одол
жить. Возможно, вам также понадобится присут
ствие друга во время вашей тренировки.

2. Прочитайте конспект речи один или два раза,

чтобы освежить в памяти идеи. Затем спрячьте конс
пект. Воспользуйтесь карточками с записями, которые
вы собираетесь использовать в своем выступлении.

3. Сделайте так, чтобы условия тренировки как

можно больше напоминали обстановку во время вы
ступления, включая использование подготовленных
вами наглядных пособий. Встаньте и обратитесь ли
цом к своей воображаемой аудитории. Представьте
себе, что стулья, лампы, книги и другие объекты в
комнате, где вы практикуете, — это люди.

4. Зафиксируйте время начала своей речи.
5. Начните говорить. Продолжайте до тех пор,

пока не произнесете всю речь.

6. Зафиксируйте время окончания речи. Подсчи

тайте продолжительность речи для этой первой тре
нировки.

Общайтесь!

Использование новых технологий

Сделайте видеозапись репетиции своей речи.
Просматривая видеозапись, обратите внимание
на свой энтузиазм, экспрессивность речи, бег
лость, спонтанность и зрительный контакт.

Наглядные пособия могут сделать ваше выступление
более ярким.


background image

262

Часть 4 

• 

Публичное выступление

Определите, где ваша речь была особенно эф
фективной и какие части выступления вам не
обходимо улучшить. Затем поработайте над
теми местами в вашей речи, которые, на ваш
взгляд, требуют к себе наибольшего внимания.
После нескольких репетиций перепишите эти
отрывки. Вы получите удовлетворение от дос
тигнутого прогресса.

Анализ

Воспроизведите запись. Снова просмотрите свой

конспект. Не упустили ли вы какието ключевые
идеи? Не обсуждали ли вы слишком долго какойто
один пункт и недостаточно долго — другой? Прояс
нили ли вы каждый из своих пунктов? Попытались
ли вы подстроиться под свою предполагаемую ауди
торию? (Если на репетиции присутствовал друг или
родственник, пусть он поможет вам при анализе.)
Оказались ли эффективными ваши карточки с запи
сями? Внесите все необходимые изменения, прежде
чем переходить ко второй репетиции.

Вторая тренировка

Проделайте шесть шагов, намеченных для перво

го занятия. Вторая тренировка, проведенная сразу же
после анализа первой, поможет вам внести поправ
ки, которые помогут улучшить вашу речь.

После того как вы завершите одну полную ре

петицию, состоящую из двух практических заня
тий и анализа, сделайте перерыв до вечера или до
следующего дня. Хотя возможно, что вам понадо
бится просмотреть текст речи еще один или не
сколько раз, не стоит втискивать все практические
упражнения в один долгий репетиционный пери
од. Возможно, вы обнаружите, что очень полезна
индивидуальная практика перед самым сном; когда
вы будете спать, ваше подсознание продолжит ра
ботать над речью. В результате вы, скорее всего,
обнаружите, что добились заметного прогресса в
произнесении речи, когда станете тренироваться
снова на следующий день.

Сколько раз вам проводить тренировку, зависит от

многих факторов, включая ваш опыт, ваше знаком
ство с предметом и продолжительность вашей речи.

Достижение спонтанности

Упражняясь в произнесении речи, постарайтесь

усвоить ее, а не запомнить. Не забудьте, что запоми
нание речи предполагает многократное повторение,
пока вы не сможете произносить ее слово в слово без
записей. Усвоение речи предполагает понимание
идей, содержащихся в ней, а также возможность иной
словесной формулировки идей во время каждой ре
петиции. Чтобы проиллюстрировать метод усвоения
речи, давайте воспользуемся в качестве основы тре
нировки частью конспекта речи, посвященной кри
териям выбора кредитных карт. Этот раздел конспек
та содержит следующее:

А. Процентные ставки — это проценты, которые

компания взимает с вас, чтобы сохранить баланс на
вашей карте после просроченной даты.

1. По большинству кредитных карт взимается, в

среднем, 18%.

Усвоение речи

 — понимание идей, а также

способность формулировать их по,разному во
время каждой репетиции.

Теперь давайте рассмотрим три практических за

нятия, которые сосредоточены на этом небольшом
разделе конспекта.

Первое занятие.

 «Процентные ставки — это про

центы, которые компания взимает с вас, чтобы сохра
нить баланс на вашей карте после просроченной
даты. По большинству кредитных карт взимается
18%. Вы слышали? — 18%».

Второе занятие.

 «Процентные ставки — это процен

ты, которые компания взимает с вас, когда вы не опла
чиваете счета полностью и остаетесь должны компа
нии. По большинству кредитных карт взимается, в
среднем, 18% — задумайтесь над этим, 18%. Поэтому
если вы не оплачиваете счет, вам придется платить еже
месячно намного больше денег, чем вы предполагали».

Третье занятие.

 «Процентные ставки — это про

центы, которые компания взимает с вас, когда вы не
оплачиваете счета полностью — вы можете накопить
большой долг, если не платите вовремя. По большин
ству кредитных карт взимается, в среднем, 18%. Вы
слышали? Восемнадцать процентов каждый раз, ко
гда вы можете получить практически любую ссуду за
менее чем 10%».

Заметьте, что пункт А и подпункт 1 конспекта

представлены в трех вариантах. Как можно увидеть
на этом примере, суть конспекта отражена в каждом
из вариантов. Поскольку вы каждый раз вносили
небольшие изменения, это позволит достичь спон
танности при произнесении речи. В своей речи вы,
вероятно, используете ту словесную форму, которая
для вас наиболее значима, и при этом будете увере
ны, что донесете до слушателей ключевой пункт.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Записи репетиций

В своей рабочей тетради под пунктом 16.2 сде
лайте отдельную запись для каждой репетиции,
на которой вы произносили речь так, как будто
вас слушают люди.
Для своей первой репетиции укажите, сколько
времени вы говорили. Затем выпишите две или
три фразы, сосредоточив внимание на том, что
получилось удачно и что вам нужно улучшить.
Для каждой дополнительной репетиции речи
укажите, в каком месте речи вы внесли измене
ния, чтобы повысить к ней интерес, прояснить
какието моменты и добиться позитивного от
ношения к вам и вашей теме. Кроме того, ука
жите, где вы внесли изменения, чтобы улучшить
язык, манеру произнесения речи и использова
ние наглядных пособий.
Наконец, ответьте на следующие вопросы:
Сколько раз вы произносили вслух эту речь?


background image

263

Глава 16 

• 

Практикуемся в произнесении речей

Когда вы почувствовали, что хорошо усвоили
идеи речи?

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕРВОЗНОСТИ

Безусловно, наиболее часто задаваемым вопросом

о публичных выступлениях является следующий:
«Как мне справиться с нервозностью?». Важно осо
знать, что о нервозности, связанной с выступлением,
сообщает почти каждый, причем все мы можем на
учиться эту нервозность преодолевать.

Давайте начнем с определения того, что представ

ляет собой нервозность. Назовем ли мы это нервоз
ностью, волнением перед выходом на сцену, страхом
перед аудиторией, застенчивостью, стеснительнос
тью, боязнью выступления или какимто иным тер
мином, суть этого чувства останется неизменной:
страх или тревога, связанные с взаимодействием во
время публичного выступления.

Нервозность

 — страх или тревога, связан,

ные с публичным выступлением.

Многое из того, что нам известно о страхе перед

аудиторией, почерпнуто из исследований, проведен
ных Джеймсом Маккроски, который разработал наи
более валидный инструмент для оценки того, что он
называет боязнью коммуникации. Рубрика «Иссле
дования ученых» знакомит вас с его научной про
граммой.

Хотя мы можем испытывать некоторую нервоз

ность в любой ситуации, большинство из нас ощу
щают ее чаще всего во время публичного выступле
ния. В определенной мере эта нервозность носит
когнитивный характер, то есть мы мысленно пред
восхищаем, как мы, скорее всего, будем нервничать.
В значительной степени нервозность носит поведен
ческий характер, то есть она имеет объективные
признаки. Например, у нас начинаются спазмы в
животе, потеют ладони, пересыхает горло, и мы мо
жем употреблять такие связующие слова и выраже
ния, как «гм», «как бы» и «понимаете». Временами
люди начинают избегать выступлений на публике
или говорить как можно короче, когда требуется
произнести речь.

Чтобы справиться с нервозностью, помните, что

страх — это не вопрос «илиили»; это 

вопрос

 

степе,

ни

. Большинство из нас находится гдето между дву

мя крайностями полного отсутствия нервозности и
всеохватывающего страха. Все дело в том, что нер
возность, связанная с выступлением на публике, —
вполне 

нормальное 

явление.

Многие из нас полагают, что было бы лучше, если

бы мы могли полностью избавиться от нервозности.
Но Джералд Филлипс (Phillips, 1977), специалист в
области речи, который более 20 лет занимался изу
чением нервозности, связанной с публичным выступ
лением, говорит, что это не так. Филлипс заметил,
что «научение происходит лучше всего, когда орга

низм находится в состоянии напряжения». Факти
чески, небольшая нервозность способствует тому, что
вы покажите все свои возможности. Если вы относи
тесь равнодушно к своей речи, вероятно, вы произ
несете ее не лучшим образом.

Поскольку, по крайней мере, некоторое напряже

ние конструктивно, наша цель — научиться справ
ляться со своей нервозностью. Филлипс приводит
результаты исследований, которые показали, что по
чти все студенты с нервозностью попрежнему испы
тывали напряжение, но почти каждый из них научил
ся преодолевать нервозность. Далее Филлипс го
ворит, что «очевидно, они научились управлять
напряжением; они более не рассматривали его как
помеху и продвигались вперед, выполняя стоявшие
перед ними задачи».

Теперь давайте рассмотрим некоторую обнадежи

вающую информацию, касающуюся нервозности.

 1. Несмотря на нервозность, вы можете довести

свою речь до конца

. Имеется очень немного людей,

которые так сильно волнуются, что неспособны дей
ствовать. Возможно, вам не нравится тот «трепет»,
который вы испытываете, но тем не менее вы може
те произнести эффективную речь.

2. Велика вероятность, что слушатели распозна

ют ваш страх в меньшей степени, чем вы предпола
гаете.

 Мысль, что аудитория заметит страх, испыты

ваемый неопытным оратором, часто увеличивает
этот страх. Мысли, что слушатели станут смеяться
над запинающимся оратором или что им не терпит
ся увидеть какойнибудь его промах, могут оказывать
самое негативное влияние. Но факты говорят о том,
что слушатели, даже специалисты в области оратор
ского искусства, заметно преуменьшают степень бо
язни аудитории, которую, на их взгляд, испытывает
человек (Clevenger, 1959).

3. Чем лучше вы подготовились, тем легче вам

справиться с нервозностью.

 Многие люди демон

стрируют крайнюю нервозность либо потому, что
не слишком хорошо подготовлены, либо потому,
что думают, что они не слишком хорошо подготов
лены. По словам Джералда Филлипса, позитивный
подход к преодолению нервозности — это «науче
ние попыткам», попытки и достижение определен
ного успеха» (Phillips, 1991). Когда вы научитесь
осознавать, что вы понастоящему подготовлены,
то обнаружите, что уделяете меньше внимания сво
ей нервозности. Работа Катлин Эллис (Ellis, 1995)
подкрепляет предыдущие исследования, «которые
показывают, что восприятие студентами собствен
ной компетентности в публичных выступлениях
действительно является важным фактором, пред
сказывающим их тревогу перед выступлением на
публике».

4. Чем больше ваш опыт выступлений, тем луч

ше вы можете справиться с нервозностью.

 Начина

ющие ораторы испытывают определенный страх по
тому, что не имеют опыта выступлений на публике.
Произнося речи — и замечая прогресс в своих вы
ступлениях, — вы приобретете уверенность и стане
те меньше волноваться по поводу любых проявлений
нервозности, которые могут у вас быть. Как свиде
тельствует недавнее исследование влияния обучения


background image

264

Часть 4 

• 

Публичное выступление

Джеймс

Маккроски,

профессор и

бывший декан

факультета

коммуникации

Университета

Западной

Вирджинии,

о боязни

коммуникации

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ

при университете, кото
рый беспокоился о сту
денте, находившемся на
грани самоубийства и все
время повторявшем:
«Мне страшно подумать
о том, что придется вы
ступать». Мысль, что у
некоторых людей страх
перед выступлением на
публике столь силен, что
они предпочитают по
кончить с собой, но не
произносить речь, на
столько завладела Мак
кроски, что он приступил
к фундаментальному ис
следованию того, что он в
итоге назвал «боязнью
коммуникации».

Несмотря на то, что о

«страхе перед выходом
на сцену» было написано
очень много, Маккроски
обнаружил отсутствие
согласия в отношении
его причин и способов
оценки. Маккроски уда
лось внести значитель
ный вклад в наше пони
мание боязни коммуни
кации и методы ее
оценки. Инструменты
для измерения какойто
переменной должны
быть валидными и на

дежными, то есть они
должны измерять имен
но боязнь, а не какието
иные родственные пара
метры, и быть 

надежны,

ми

 настолько, что люди с

аналогичной степенью
боязни покажут одина
ковый результат и при
повторной оценке полу
чат схожие баллы. Куль
минацией работы Мак
кроски и его коллег ста
ло то, что считают
основной оценкой бояз
ни коммуникации — ме
тодику «Личный отчет о
боязни коммуникации»
(

Personal Report of

C o m m u n i c a t i o n
Apprehension

PRCA

).

Маккроски впервые
опубликовал ее в 1970 г.
С тех пор появилось не
сколько версий данного
инструмента.

Хотя боязнь можно

измерить путем наблю
дения (изучая поведе
ние, демонстрируемое
во время коммуника
ции) и оценки физио
логических реакций
(прикрепляя к людям
измерительные устрой
ства, регистрирующие

физиологическую ин
формацию во время вы
ступления), Маккроски
обнаружил, что методи
ка самоотчета (заполне
ние людьми вопросни
ка, детализирующего их
чувства и мнения) яв
ляется наиболее валид
ной и надежной. Вот
что он сам объясняет
общедоступным язы
ком: «Во многих ситуа
циях люди, которых мы
наблюдаем, могут ис
пытывать страх, но не
демонстрируют какие
либо внешние признаки
этого. Аналогичным об
разом, во многих случа
ях у людей регистриру
ют сильнейшую физио
логическую реакцию на
ожидание публичного
выступлении, но когда
их спрашивают, некото
рые из них не рассмат
ривают эти реакции как
страх. Скорее, они сооб
щают о возбуждении
или других чувствах,
которые им нисколько
не мешают. С другой
стороны, когда люди го
ворят: “Я до смерти на
пуган”, — у вас имеются

Причиной возникно

вения серьезного научно
го интереса Джима Мак
кроски к публичным вы
ступлениям и дебатам
отчасти стал случай. Од
нажды Маккроски позво
нил психотерапевт из
психологического центра

на боязнь публичных выступлений, прохождение
студентами курса ораторского искусства способно
уменьшить у них показатели боязни коммуникации
(Rose, Rancer & Crannell, 1993).

5. Опытные ораторы научаются канализировать

свою нервозность.

 Нервозность, которую вы испы

тываете, в ограниченных количествах полезна для
вас. Чтобы выступить наилучшим образом, требует
ся определенная степень нервозности. Вам лишь не
обходимо, чтобы нервозность исчезла в тот момент,
когда вы начинаете произносить свою речь. Футбо
листы сообщают о том, что их нервозность проходит,
как только они вступают в игру; ораторы также долж
ны заметить, что нервозность исчезает, стоит им
только почувствовать реакцию слушателей на пер
вые несколько фраз вступления.

Подумайте об этом

Нервозность

Нервничаете ли вы при мысли о произнесении
речи? Какие мысли и действия выдают вашу
нервозность?

 Конкретные действия

Теперь давайте рассмотрим конкретные действия,

которые, вероятно, помогут вам контролировать
свою нервозность.

1. Выберите тему, которая вам нравится.

 Тогда как

не интересующая вас тема закладывает основу психо
логического настроя, который почти гарантирует нер
возность в момент произнесения речи, доклад на тему,
которая вам известна и важна для вас, способствует
получению удовлетворения от выступления.

2. Найдите время для полноценной подготовки.

Если вы загоняете себя в угол, стараясь прочитать
материал, организовать его, написать конспект и от
репетировать речь за час или два, то почти гаранти
руете себе неудачу и потерю уверенности. Однако
если вы будете выполнять небольшую работу еже
дневно в течение недели до назначенного срока, то
ощутите значительно меньшее давление и повышен
ную уверенность.

Помните, что предоставление себе необходимого

времени на полноценную подготовку предполагает до
статочное время для репетиции. В этом отношении ра


background image

265

Глава 16 

• 

Практикуемся в произнесении речей

все основания пове
рить, что так оно и
есть».

Благодаря исследова

ниям, которые использу
ют 

PRCA

, мы узнали, что

от 15% до 20% населения
США имеют высокий
уровень «хронической»
боязни коммуникации.
«Хроническая боязнь»
означает, что некоторые
люди, повидимому,
предрасположены к бояз
ни и продемонстрируют
высокие уровни нервоз
ности при любых формах
речи, включая публичное
выступление, межлично
стную коммуникацию и
групповое общение. Мы
также узнали, что силь
ную «ситуативную» бо
язнь коммуникации вре
менами испытывает по
чти каждый человек.
«Ситуативная боязнь»
означает, что при опреде
ленных обстоятельствах
люди могут демонстри
ровать высокие уровни
нервозности в том или
ином одиночном контек
сте коммуникации, таком
как публичное выступле
ние.

Исследования Мак

кроски позволили вы
явить студентов с силь
ной боязнью коммуни
кации и разработать
программы адекватного
вмешательства. Благо
даря этим программам,
люди с сильной боязнью
коммуникации не по
давляют свои страхи, а
учатся снимать напря
жение и вести полно
ценную жизнь.

Впоследствии инте

рес Маккроски к боязни
коммуникации подвел
его к родственным ис
следованиям частоты
разговоров (вербальной
активности, разговорчи
вости, компульсивной
болтливости) и предпоч
тения использовать ком
муникацию или избегать
ее (молчаливости, неже
лания общаться и готов
ности общаться). В по
следние 20 лет он вали
дизировал шкалы для
измерения готовности
общаться и разговорчи
вости.

Чем Маккроски соби

рается заниматься в
дальнейшем? Недавно

он начал изучать генети
ческие причины боязни.
Хотя теперь мы можем
выявлять тех, кто стра
дает боязнью коммуни
кации и помогать им
уменьшить свои страхи,
повидимому, у отдель
ных людей это уменьше
ние имеет свои пределы.
Маккроски полагает, что
за генетическими иссле
дованиями будущее и
что в конечном итоге
они помогут нам понять,
как полностью преодо
леть боязнь коммуника
ции.

В течение последних

40 лет Маккроски опуб
ликовал более 175 ста
тей, 40 книг, написал 40
глав в различных кни
гах и прочитал более
250 докладов на конфе
ренциях. В настоящее
время он ведет курсы
наставнической, орга
низационной, межлич
ностной и невербаль
ной коммуникации, а
также семинар с аспи
рантами.

Маккроски получил

множество заслужен
ных наград за свою на

учную деятельность,
включая престижную
Памятную награду Ро
берта Дж. Киблера от
Национальной ассоциа
ции коммуникации и
Награду за выдающие
ся исследования от На
циональной педагоги
ческой ассоциации. Ча
стичный перечень
публикаций Маккрос
ки, посвященных бо
язни коммуникации,
можно найти в списке
литературы в конце
этой книги.

Научная деятельность

Маккроски — начиная с
выявления тех, кто стра
дает боязнью коммуника
ции, и заканчивая разра
боткой приемов, помога
ющих людям уменьшить
свою  боязнь, — помогла
множеству людей стать
более умелыми собесед
никами и ораторами. До
полнительную информа
цию о Маккроски и его
работе можно найти на
сайте: http://www.
as. wvu.edu/~jmccrosk/
jcmhp.html

бота над речью очень напоминает спорт. Если вы уве
рены, что тщательно подготовились и поупражнялись,
то добьетесь результата, которым сможете гордиться.

3. Постарайтесь запланировать свою речь на вре

мя, которое является для вас психологически опти
мальным.

 Когда докладчики выступают в определен

ном порядке, вы можете выбрать время своего вы
ступления. Вы предпочитаете «покончить с этим
сразу»? Если да, вызовитесь выступать первым. Вы
чувствуете себя лучше, слушая других? Если да, по
старайтесь выступить ближе к окончанию учебного
занятия.

4. Проследите за тем, что вы едите и пьете.

 Не

ешьте много непосредственно перед выступлением —
у вас может заболеть живот или вы можете почув
ствовать излишнюю вялость. Избегайте таких стиму
ляторов, как кофеин и сахар, — они могут слишком
вас возбудить. Кроме того, не пейте молоко — моло
ко и молочные продукты способствуют слюноотде
лению, что может негативно отразиться на вашем
голосе. Перед выступлением лучше всего пить воду.
Если у вас сухость во рту, попробуйте пососать мят
ную конфетку незадолго до произнесения речи.

5. Визуализируйте свое успешное выступление.

Визуализация — это прием, помогающий избавить
ся от нервозности, который включает в себе выработ
ку ментальной стратегии и мысленное представление
вашего успешного осуществления этой стратегии.
Сколько раз вы говорили себе: «Если бы я оказался
в этой ситуации, я бы...»? Подобные высказывания
являются разновидностью визуализации. Джо Эйрес
и Теодор С. Хопф (Ayres & Hopf, 1990) провели об
ширное исследование, посвященное визуализации, и
обнаружили, что если люди способны визуализиро
вать, как они проходят через весь процесс, значитель
но возрастают их шансы на успех, когда они оказы
ваются в соответствующей ситуации.

Визуализацию используют как важное средство

улучшения спортивных навыков. Одним из приме
ров является наблюдение за игроками, стремящими
ся повысить процент попаданий при исполнении
штрафных ударов. Игроков разбивали на три груп
пы. Одна группа совсем не тренировалась, вторая —
тренировалась, а третья — визуализировала трени
ровку. Как и следовало ожидать, те, кто тренировал
ся, добились намного большего прогресса, чем те, кто