Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7402
Скачиваний: 69
в
знании
о
динамике
умственного
развития
,
его
механизмах
и
за
-
кономерностях
.
В
патопсихологическом
исследовании
тесты
могут
играть
вспомогательную
роль
,
например
,
как
указывалось
выше
,
при
не
-
обходимости
ранжирования
степени
выраженности
интеллекту
-
ального
дефекта
в
группе
больных
одинаковой
нозологической
принадлежности
.
Мы
можем
вводить
тесты
на
определенных
эта
-
пах
обследования
больного
,
например
для
исследования
у
него
памяти
,
для
выявления
инертности
психических
процессов
,
но
получить
целостную
характеристику
мыслительной
деятельности
и
аффективно
-
личностной
сферы
больного
с
помощью
одних
тес
-
тов
невозможно
.
Используя
лишь
одни
тесты
,
патопсихолог
в
из
-
вестной
мере
сужает
свои
возможности
изменять
по
ходу
экспе
-
римента
тактику
В
отличие
от
психометрических
тестов
методики
типа
функ
-
циональных
проб
позволяют
исследующему
прибегать
к
гибкой
тактике
оценок
качества
работы
обследуемого
,
учитывать
его
ин
-
дивидуальность
и
конкретную
задачу
исследования
на
данном
этапе
,
оказывать
больному
дозированную
помощь
,
позволяющую
определить
зону
его
ближайшего
развития
(
А
.
Я
.
Иванова
, 1976;
В
.
В
.
Николаева
,
Е
.
Т
.
Соколова
,
А
.
С
.
Спиваковская
, 1979).
Кроме
того
,
суммарные
оценки
,
получаемые
при
исследовании
с
помощью
тестов
,
в
ряде
случаев
маскируют
индивидуально
-
личностные
типологические
особенности
,
присущие
обследуемо
-
му
и
до
болезни
.
Например
,
характерная
для
больного
и
раньше
медлительность
сенсомоторики
может
привести
при
исследовании
по
методу
Д
.
Векслера
к
заключению
об
интеллектуальной
недос
-
таточности
.
Необходимо
также
остановиться
еще
на
одном
вопросе
,
имеющем
методически
важное
значение
.
Особая
регламентиро
-
ванность
тестовых
исследований
способствовала
созданию
иллю
-
зии
о
возможности
работать
с
тестами
,
не
имея
специальной
под
-
готовки
.
Такой
«
исследователь
»
в
силу
своей
несостоятельности
при
интерпретации
полученных
ответов
,
как
правило
,
получает
ошибочные
результаты
,
объективность
которых
он
отстаивает
,
будучи
уверенным
в
непогрешимости
метода
.
Нам
кажется
совер
-
шенно
недопустимым
,
чтобы
исследования
проводили
люди
,
не
владеющие
знаниями
в
области
патопсихологии
и
не
умеющие
проводить
патопсихологические
эксперименты
с
помощью
тради
-
ционных
методов
.
46
Деонтологический
аспект
деятельности
патопсихолога
Успешное
проведение
патопсихологического
исследования
во
многом
зависит
от
отношений
,
складывающихся
в
процессе
его
между
исследующим
и
больным
.
Понятно
,
что
не
может
быть
единого
шаблона
,
по
которому
бы
эти
отношения
строились
,
имеют
значение
много
факторов
—
особенности
личности
больно
-
го
,
его
психическое
состояние
,
задача
исследования
и
соответст
-
венно
отношение
к
нему
обследуемого
,
особенности
личности
патопсихолога
,
его
культура
,
такт
,
проявляемое
им
внимание
к
обследуемому
,
попавшему
впервые
в
жизни
в
необычную
для
се
-
бя
ситуацию
,
и
т
.
д
.
Многообразие
этих
факторов
является
причи
-
ной
возможности
различных
вариантов
контакта
,
устанавливае
-
мого
при
патопсихологическом
исследовании
.
Если
факторы
,
обусловленные
состоянием
больного
и
его
индивидуальными
свойствами
,
не
подвержены
в
достаточной
мере
нашему
влиянию
и
могут
лишь
учитываться
патопсихологом
при
выработке
такти
-
ки
поведения
,
то
требования
к
личности
психолога
могут
быть
сформулированы
достаточно
четко
.
Так
,
исследующий
должен
быть
высококультурным
человеком
,
с
широким
кругом
интересов
помимо
своей
профессиональной
эрудиции
,
тактичным
,
выдержанным
,
деликатным
,
терпимым
к
чужому
мнению
,
доброжелательно
настроенным
по
отношению
к
обследуемому
.
Исследование
ни
в
коей
мере
не
должно
носить
ха
-
рактер
экзамена
,
при
котором
экзаменатор
не
скрывает
удовольст
-
вия
при
виде
допущенной
экзаменуемым
ошибки
.
Чаще
всего
в
процессе
опыта
исследующий
должен
сохранять
невозмутимость
,
бесстрастность
.
Допускаемые
больным
ошибки
могут
ана
-
лизироваться
в
беседе
с
ним
,
но
только
в
порядке
обсуждения
мо
-
тивов
,
которыми
руководствовался
в
своем
суждении
обследуе
-
мый
.
Принципиально
неправильно
лишь
регистрировать
ошибки
и
не
искать
обусловившую
их
причину
.
Часто
во
время
опыта
па
-
топсихолог
убеждается
в
том
,
что
ошибочное
суждение
было
слу
-
чайным
и
не
находит
подтверждения
в
материалах
дальнейшего
проведения
исследования
.
Поспешно
ориентируясь
на
подобного
рода
ошибочные
решения
,
патопсихолог
рискует
составить
не
-
верное
заключение
о
течении
у
обследуемого
психических
процес
-
сов
.
Лишь
в
тех
случаях
,
когда
у
обследуемого
необходимо
47
создать
впечатление
об
ошибочности
решения
,
например
при
ис
-
следовании
«
уровня
притязаний
»,
допускается
акцентуация
вни
-
мания
больного
на
допущенной
ошибке
,
в
некоторых
случаях
да
-
же
провоцируемой
.
Иногда
исследующий
помогает
больному
выполнить
задание
наводящими
вопросами
,
подсказыванием
,
одобрением
или
не
-
одобрением
отдельных
его
суждений
,
показом
решения
аналогич
-
ных
заданий
.
При
этом
представляет
интерес
эффективность
по
-
мощи
исследуемого
,
возможность
коррекции
ошибочных
реше
-
ний
,
допущенных
обследуемым
.
Сохранение
патопсихологом
во
время
обследования
невозму
-
тимости
,
беспристрастности
обязательно
.
Даже
при
явно
нарочи
-
том
поведении
обследуемого
не
следует
внешне
проявлять
свое
неудовольствие
,
раздражение
,
так
как
отрицательными
эмоцио
-
нальными
реакциями
на
поведение
обследуемого
никогда
не
уда
-
ется
изменить
избранный
последним
модус
поведения
в
ситуации
исследования
.
В
то
же
время
излишняя
беспристрастность
исследующего
также
может
отрицательно
сказаться
на
результатах
исследова
-
ния
.
Уловив
в
тоне
и
манерах
исследующего
проявления
безраз
-
личия
,
обследуемый
также
изменяет
свое
отношение
к
исследова
-
нию
и
показывает
значительно
худшие
результаты
,
например
об
-
наруживает
значительно
меньшую
результативность
памяти
в
пробе
на
запоминание
10
слов
.
Бесстрастность
исследующего
не
-
приемлема
при
патопсихологическом
обследовании
детей
,
когда
часто
приходится
создавать
игровую
ситуацию
,
чтобы
активи
-
зировать
обследуемого
.
Исключительно
важную
роль
играет
уровень
профес
-
сиональных
знаний
патопсихолога
.
Он
должен
быть
хорошо
под
-
готовлен
теоретически
и
практически
,
глубоко
знать
основы
пси
-
хологической
науки
и
быть
достаточно
сведущим
в
вопросах
кли
-
нической
психиатрии
.
При
этом
патопсихолог
не
может
ограни
-
чиваться
имеющимся
у
него
к
окончанию
вуза
багажом
знаний
.
Для
того
чтобы
не
стать
ремесленником
в
своем
деле
,
патопсихо
-
лог
должен
постоянно
следить
за
новой
научной
литературой
по
проблемам
психологии
и
психиатрии
.
В
своей
деятельности
па
-
топсихолог
может
использовать
лишь
достаточно
апробиро
-
ванные
и
хорошо
ему
известные
патопсихологические
методики
.
Знание
как
можно
большего
количества
экспериментальных
48
патопсихологических
методик
позволяет
специалисту
овладеть
техникой
проведения
исследований
,
проявлять
при
этом
извест
-
ную
тактическую
гибкость
,
изменять
направленность
проведения
эксперимента
в
соответствии
с
обнаруживаемыми
в
его
ходе
дан
-
ными
.
Наивысшей
проверкой
качества
работы
патопсихолога
яв
-
ляется
его
умение
дать
заключение
по
полученным
материалам
,
обобщить
в
нем
обнаруженные
данные
.
Все
это
требует
не
только
постоянного
повышения
профессионального
уровня
,
но
и
,
как
считал
Л
.
С
.
Выготский
(1935),
рассматривавший
диагностику
как
своеобразное
искусство
,
обучения
культуре
диагностики
.
В
работе
патопсихологической
лаборатории
должны
быть
предусмотрены
контроль
за
работой
психологов
и
организация
постоянной
консультативной
помощи
им
.
В
этом
заключается
од
-
но
из
основных
преимуществ
централизованной
организации
па
-
топсихологической
службы
по
сравнению
с
работой
закреплен
-
ных
за
отделениями
и
изолированных
друг
от
друга
патопсихоло
-
гов
.
К
деятельности
патопсихологов
полностью
применимы
деон
-
тологические
требования
,
предъявляемые
обычно
к
психиатрам
.
Одно
из
них
—
исключительно
важное
,
заключается
в
сохранении
профессиональной
тайны
.
Свои
результаты
и
диагностические
соображения
патопсихолог
сообщает
только
психиатру
,
напра
-
вившему
больного
на
исследование
.
Патопсихолог
не
может
де
-
литься
своими
предположениями
относительно
диагноза
,
лечения
и
прогноза
с
родственниками
больного
.
Патопсихолог
не
должен
забывать
и
об
ответственности
,
кото
-
рую
накладывает
на
него
профессия
,
так
как
неверное
заключение
может
способствовать
нанесению
ущерба
больному
как
при
не
-
правильно
назначенном
лечении
,
так
и
в
случаях
принятия
неаде
-
кватных
мер
социально
-
правового
порядка
.
Патопсихологическое
исследование
не
должно
быть
ятроген
-
ным
.
После
проведения
исследования
у
больного
не
должны
воз
-
никать
мысли
о
своей
психической
несостоятельности
в
связи
с
поведением
исследующего
.
Напротив
,
патопсихолог
всегда
должен
сохранять
в
беседе
с
больным
максимальную
психотерапевтич
-
ность
,
способствовать
оптимистическим
тенденциям
и
установ
-
кам
больного
в
прогнозе
течения
заболевания
и
результатов
лече
-
ния
.
49
Организация
и
правовое
регулирование
деятельности
психолога
в
системе
здравоохранения
в
Российской
Федерации
Патопсихологические
исследования
в
лечебно
-
профи
-
лактических
учреждениях
различного
профиля
проводятся
психо
-
логами
,
имеющими
специальную
подготовку
по
патопсихологии
.
Приказом
№
2719
от
30.12.97
г
.
Министерства
общего
и
профес
-
сионального
образования
Российской
Федерации
для
психологи
-
ческих
факультетов
университетов
введена
новая
специальность
022700 «
Клиническая
психология
»
с
нормативной
длительностью
очного
обучения
5
лет
.
Специальность
предполагает
пять
специа
-
лизаций
:
нейропсихология
;
патопсихология
;
психосоматика
;
пси
-
хология
аномального
развития
;
психопрофилактика
,
психоло
-
гическое
консультирование
,
психокоррекция
и
психотерапия
.
По
окончании
обучения
выпускникам
присваивается
квалификация
«
Психолог
.
Клинический
психолог
.
Преподаватель
психологии
».
Учебный
план
включает
в
себя
в
качестве
одной
из
основных
дис
-
циплин
специальности
патопсихологию
в
объеме
90
часов
трудо
-
емкости
со
сдачей
курсового
экзамена
.
Клинический
психолог
должен
знать
понятие
предмета
патопсихологии
,
ее
практические
задачи
и
актуальные
проблемы
,
приемы
патопсихологической
ди
-
агностики
,
нарушения
сознания
,
патологию
восприятия
,
наруше
-
ния
памяти
,
мышления
,
речи
,
умственной
работоспособности
,
аномалии
эмоционально
-
личностной
сферы
,
а
также
значение
и
перспективы
развития
патопсихологии
.
Помимо
этого
в
Государ
-
ственный
стандарт
включен
обязательный
практикум
по
патопсихологии
;
по
завершению
работы
в
нем
студенты
должны
уметь
:
форм лироват
задачи
психодиагностического
у
ь
исследования
больного
(
на
основании
беседы
с
лечащим
врачом
и
ознакомления
с сторией
болезни
);
состав ть
программ пси
-
и
ля
у
ходиагностического
исследования
,
представить
обоснование
этой
программы
;
владеть
основными
методиками
диагностики
нару
-
шений
познавательной
деятельности
,
эмоционально
-
волевой
сфе
-
ры
и
личности
(
не
менее
15
методик
);
применять
методики
для
патопсихологического
обследования
больного
;
устанавливать
взаимосвязи
между
выявленными
в
ходе
психодиагностики
фено
-
менами
и
50