Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7402

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

в

 

знании

 

о

 

динамике

 

умственного

 

развития

его

 

механизмах

 

и

 

за

-

кономерностях

.

 

В

 

патопсихологическом

 

исследовании

 

тесты

 

могут

 

играть

 

вспомогательную

 

роль

например

как

 

указывалось

 

выше

при

 

не

-

обходимости

 

ранжирования

 

степени

 

выраженности

 

интеллекту

-

ального

 

дефекта

 

в

 

группе

 

больных

 

одинаковой

 

нозологической

 

принадлежности

Мы

 

можем

 

вводить

 

тесты

 

на

 

определенных

 

эта

-

пах

 

обследования

 

больного

например

 

для

 

исследования

 

у

 

него

 

памяти

для

 

выявления

 

инертности

 

психических

 

процессов

но

 

получить

 

целостную

 

характеристику

 

мыслительной

 

деятельности

 

и

 

аффективно

-

личностной

 

сферы

 

больного

 

с

 

помощью

 

одних

 

тес

-

тов

 

невозможно

Используя

 

лишь

 

одни

 

тесты

патопсихолог

 

в

 

из

-

вестной

 

мере

 

сужает

 

свои

 

возможности

 

изменять

 

по

 

ходу

 

экспе

-

римента

 

тактику

 

В

 

отличие

 

от

 

психометрических

 

тестов

 

методики

 

типа

 

функ

-

циональных

 

проб

 

позволяют

 

исследующему

 

прибегать

 

к

 

гибкой

 

тактике

 

оценок

 

качества

 

работы

 

обследуемого

учитывать

 

его

 

ин

-

дивидуальность

 

и

 

конкретную

 

задачу

 

исследования

 

на

 

данном

 

этапе

оказывать

 

больному

 

дозированную

 

помощь

позволяющую

 

определить

 

зону

 

его

 

ближайшего

 

развития

 (

А

Я

Иванова

, 1976; 

В

В

Николаева

Е

Т

Соколова

А

С

Спиваковская

, 1979).

 

Кроме

 

того

суммарные

 

оценки

получаемые

 

при

 

исследовании

 

с

 

помощью

 

тестов

в

 

ряде

 

случаев

 

маскируют

 

индивидуально

-

личностные

 

типологические

 

особенности

присущие

 

обследуемо

-

му

 

и

 

до

 

болезни

Например

характерная

 

для

 

больного

 

и

 

раньше

 

медлительность

 

сенсомоторики

 

может

 

привести

 

при

 

исследовании

 

по

 

методу

 

Д

Векслера

 

к

 

заключению

 

об

 

интеллектуальной

 

недос

-

таточности

.

 

Необходимо

 

также

 

остановиться

 

еще

 

на

 

одном

 

вопросе

имеющем

 

методически

 

важное

 

значение

Особая

 

регламентиро

-

ванность

 

тестовых

 

исследований

 

способствовала

 

созданию

 

иллю

-

зии

 

о

 

возможности

 

работать

 

с

 

тестами

не

 

имея

 

специальной

 

под

-

готовки

Такой

  «

исследователь

» 

в

 

силу

 

своей

 

несостоятельности

 

при

 

интерпретации

 

полученных

 

ответов

как

 

правило

получает

 

ошибочные

 

результаты

объективность

 

которых

 

он

 

отстаивает

будучи

 

уверенным

 

в

 

непогрешимости

 

метода

Нам

 

кажется

 

совер

-

шенно

 

недопустимым

чтобы

 

исследования

 

проводили

 

люди

не

 

владеющие

 

знаниями

 

в

 

области

 

патопсихологии

 

и

 

не

 

умеющие

 

проводить

 

патопсихологические

 

эксперименты

 

с

 

помощью

 

тради

-

ционных

 

методов

.

 

46

 


background image

Деонтологический

 

аспект

 

деятельности

 

патопсихолога

 

Успешное

 

проведение

 

патопсихологического

 

исследования

 

во

 

многом

 

зависит

 

от

 

отношений

складывающихся

 

в

 

процессе

 

его

 

между

 

исследующим

 

и

 

больным

Понятно

что

 

не

 

может

 

быть

 

единого

 

шаблона

по

 

которому

 

бы

 

эти

 

отношения

 

строились

имеют

 

значение

 

много

 

факторов

 — 

особенности

 

личности

 

больно

-

го

его

 

психическое

 

состояние

задача

 

исследования

 

и

 

соответст

-

венно

 

отношение

 

к

 

нему

 

обследуемого

особенности

 

личности

 

патопсихолога

его

 

культура

такт

проявляемое

 

им

 

внимание

 

к

 

обследуемому

попавшему

 

впервые

 

в

 

жизни

 

в

 

необычную

 

для

 

се

-

бя

 

ситуацию

и

 

т

д

Многообразие

 

этих

 

факторов

 

является

 

причи

-

ной

 

возможности

 

различных

 

вариантов

 

контакта

устанавливае

-

мого

 

при

 

патопсихологическом

 

исследовании

Если

 

факторы

обусловленные

 

состоянием

 

больного

 

и

 

его

 

индивидуальными

 

свойствами

не

 

подвержены

 

в

 

достаточной

 

мере

 

нашему

 

влиянию

 

и

 

могут

 

лишь

 

учитываться

 

патопсихологом

 

при

 

выработке

 

такти

-

ки

 

поведения

то

 

требования

 

к

 

личности

 

психолога

 

могут

 

быть

 

сформулированы

 

достаточно

 

четко

.

 

Так

исследующий

 

должен

 

быть

 

высококультурным

 

человеком

с

 

широким

 

кругом

 

интересов

 

помимо

 

своей

 

профессиональной

 

эрудиции

тактичным

выдержанным

деликатным

терпимым

 

к

 

чужому

 

мнению

доброжелательно

 

настроенным

 

по

 

отношению

 

к

 

обследуемому

Исследование

 

ни

 

в

 

коей

 

мере

 

не

 

должно

 

носить

 

ха

-

рактер

 

экзамена

при

 

котором

 

экзаменатор

 

не

 

скрывает

 

удовольст

-

вия

 

при

 

виде

 

допущенной

 

экзаменуемым

 

ошибки

Чаще

 

всего

 

в

 

процессе

 

опыта

 

исследующий

 

должен

 

сохранять

 

невозмутимость

бесстрастность

Допускаемые

 

больным

 

ошибки

 

могут

 

ана

-

лизироваться

 

в

 

беседе

 

с

 

ним

но

 

только

 

в

 

порядке

 

обсуждения

 

мо

-

тивов

которыми

 

руководствовался

 

в

 

своем

 

суждении

 

обследуе

-

мый

Принципиально

 

неправильно

 

лишь

 

регистрировать

 

ошибки

 

и

 

не

 

искать

 

обусловившую

 

их

 

причину

Часто

 

во

 

время

 

опыта

 

па

-

топсихолог

 

убеждается

 

в

 

том

что

 

ошибочное

 

суждение

 

было

 

слу

-

чайным

 

и

 

не

 

находит

 

подтверждения

 

в

 

материалах

 

дальнейшего

 

проведения

 

исследования

Поспешно

 

ориентируясь

 

на

 

подобного

 

рода

 

ошибочные

 

решения

патопсихолог

 

рискует

 

составить

 

не

-

верное

 

заключение

 

о

 

течении

 

у

 

обследуемого

 

психических

 

процес

-

сов

Лишь

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

у

 

обследуемого

 

необходимо

 

47

 


background image

создать

 

впечатление

 

об

 

ошибочности

 

решения

например

 

при

 

ис

-

следовании

  «

уровня

 

притязаний

», 

допускается

 

акцентуация

 

вни

-

мания

 

больного

 

на

 

допущенной

 

ошибке

в

 

некоторых

 

случаях

 

да

-

же

 

провоцируемой

Иногда

 

исследующий

 

помогает

 

больному

 

выполнить

 

задание

 

наводящими

 

вопросами

подсказыванием

одобрением

 

или

 

не

-

одобрением

 

отдельных

 

его

 

суждений

показом

 

решения

 

аналогич

-

ных

 

заданий

При

 

этом

 

представляет

 

интерес

 

эффективность

 

по

-

мощи

 

исследуемого

возможность

 

коррекции

 

ошибочных

 

реше

-

ний

допущенных

 

обследуемым

Сохранение

 

патопсихологом

 

во

 

время

 

обследования

 

невозму

-

тимости

беспристрастности

 

обязательно

Даже

 

при

 

явно

 

нарочи

-

том

 

поведении

 

обследуемого

 

не

 

следует

 

внешне

 

проявлять

 

свое

 

неудовольствие

раздражение

так

 

как

 

отрицательными

 

эмоцио

-

нальными

 

реакциями

 

на

 

поведение

 

обследуемого

 

никогда

 

не

 

уда

-

ется

 

изменить

 

избранный

 

последним

 

модус

 

поведения

 

в

 

ситуации

 

исследования

В

 

то

 

же

 

время

 

излишняя

 

беспристрастность

 

исследующего

 

также

 

может

 

отрицательно

 

сказаться

 

на

 

результатах

 

исследова

-

ния

Уловив

 

в

 

тоне

 

и

 

манерах

 

исследующего

 

проявления

 

безраз

-

личия

обследуемый

 

также

 

изменяет

 

свое

 

отношение

 

к

 

исследова

-

нию

 

и

 

показывает

 

значительно

 

худшие

 

результаты

например

 

об

-

наруживает

 

значительно

 

меньшую

 

результативность

 

памяти

 

в

 

пробе

 

на

 

запоминание

 10 

слов

Бесстрастность

 

исследующего

 

не

-

приемлема

 

при

 

патопсихологическом

 

обследовании

 

детей

когда

 

часто

 

приходится

 

создавать

 

игровую

 

ситуацию

чтобы

 

активи

-

зировать

 

обследуемого

Исключительно

 

важную

 

роль

 

играет

 

уровень

 

профес

-

сиональных

 

знаний

 

патопсихолога

Он

 

должен

 

быть

 

хорошо

 

под

-

готовлен

 

теоретически

 

и

 

практически

глубоко

 

знать

 

основы

 

пси

-

хологической

 

науки

 

и

 

быть

 

достаточно

 

сведущим

 

в

 

вопросах

 

кли

-

нической

 

психиатрии

При

 

этом

 

патопсихолог

 

не

 

может

 

ограни

-

чиваться

 

имеющимся

 

у

 

него

 

к

 

окончанию

 

вуза

 

багажом

 

знаний

Для

 

того

 

чтобы

 

не

 

стать

 

ремесленником

 

в

 

своем

 

деле

патопсихо

-

лог

 

должен

 

постоянно

 

следить

 

за

 

новой

 

научной

 

литературой

 

по

 

проблемам

 

психологии

 

и

 

психиатрии

В

 

своей

 

деятельности

 

па

-

топсихолог

 

может

 

использовать

 

лишь

 

достаточно

 

апробиро

-

ванные

 

и

 

хорошо

 

ему

 

известные

 

патопсихологические

 

методики

Знание

 

как

 

можно

 

большего

 

количества

 

экспериментальных

 

48

 


background image

патопсихологических

 

методик

 

позволяет

 

специалисту

 

овладеть

 

техникой

 

проведения

 

исследований

проявлять

 

при

 

этом

 

извест

-

ную

 

тактическую

 

гибкость

изменять

 

направленность

 

проведения

 

эксперимента

 

в

 

соответствии

 

с

 

обнаруживаемыми

 

в

 

его

 

ходе

 

дан

-

ными

Наивысшей

 

проверкой

 

качества

 

работы

 

патопсихолога

 

яв

-

ляется

 

его

 

умение

 

дать

 

заключение

 

по

 

полученным

 

материалам

обобщить

 

в

 

нем

 

обнаруженные

 

данные

Все

 

это

 

требует

 

не

 

только

 

постоянного

 

повышения

 

профессионального

 

уровня

но

 

и

как

 

считал

 

Л

С

Выготский

 (1935), 

рассматривавший

 

диагностику

 

как

 

своеобразное

 

искусство

обучения

 

культуре

 

диагностики

.

 

В

 

работе

 

патопсихологической

 

лаборатории

 

должны

 

быть

 

предусмотрены

 

контроль

 

за

 

работой

 

психологов

 

и

 

организация

 

постоянной

 

консультативной

 

помощи

 

им

В

 

этом

 

заключается

 

од

-

но

 

из

 

основных

 

преимуществ

 

централизованной

 

организации

 

па

-

топсихологической

 

службы

 

по

 

сравнению

 

с

 

работой

 

закреплен

-

ных

 

за

 

отделениями

 

и

 

изолированных

 

друг

 

от

 

друга

 

патопсихоло

-

гов

.

 

К

 

деятельности

 

патопсихологов

 

полностью

 

применимы

 

деон

-

тологические

 

требования

предъявляемые

 

обычно

 

к

 

психиатрам

Одно

 

из

 

них

 — 

исключительно

 

важное

заключается

 

в

 

сохранении

 

профессиональной

 

тайны

Свои

 

результаты

 

и

 

диагностические

 

соображения

 

патопсихолог

 

сообщает

 

только

 

психиатру

напра

-

вившему

 

больного

 

на

 

исследование

Патопсихолог

 

не

 

может

 

де

-

литься

 

своими

 

предположениями

 

относительно

 

диагноза

лечения

 

и

 

прогноза

 

с

 

родственниками

 

больного

.

 

Патопсихолог

 

не

 

должен

 

забывать

 

и

 

об

 

ответственности

кото

-

рую

 

накладывает

 

на

 

него

 

профессия

так

 

как

 

неверное

 

заключение

 

может

 

способствовать

 

нанесению

 

ущерба

 

больному

 

как

 

при

 

не

-

правильно

 

назначенном

 

лечении

так

 

и

 

в

 

случаях

 

принятия

 

неаде

-

кватных

 

мер

 

социально

-

правового

 

порядка

.

 

Патопсихологическое

 

исследование

 

не

 

должно

 

быть

 

ятроген

-

ным

После

 

проведения

 

исследования

 

у

 

больного

 

не

 

должны

 

воз

-

никать

 

мысли

 

о

 

своей

 

психической

 

несостоятельности

 

в

 

связи

 

с

 

поведением

 

исследующего

Напротив

патопсихолог

 

всегда

 

должен

 

сохранять

 

в

 

беседе

 

с

 

больным

 

максимальную

 

психотерапевтич

-

ность

способствовать

 

оптимистическим

 

тенденциям

 

и

 

установ

-

кам

 

больного

 

в

 

прогнозе

 

течения

 

заболевания

 

и

 

результатов

 

лече

-

ния

.

 

49

 


background image

Организация

 

и

 

правовое

 

регулирование

 

деятельности

 

психолога

 

в

 

системе

 

здравоохранения

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

Патопсихологические

 

исследования

 

в

 

лечебно

-

профи

-

лактических

 

учреждениях

 

различного

 

профиля

 

проводятся

 

психо

-

логами

имеющими

 

специальную

 

подготовку

 

по

 

патопсихологии

.

 

Приказом

 

 2719 

от

 30.12.97 

г

Министерства

 

общего

 

и

 

профес

-

сионального

 

образования

 

Российской

 

Федерации

 

для

 

психологи

-

ческих

 

факультетов

 

университетов

 

введена

 

новая

 

специальность

 

022700 «

Клиническая

 

психология

» 

с

 

нормативной

 

длительностью

 

очного

 

обучения

 5 

лет

Специальность

 

предполагает

 

пять

 

специа

-

лизаций

нейропсихология

патопсихология

психосоматика

пси

-

хология

 

аномального

 

развития

психопрофилактика

психоло

-

гическое

 

консультирование

психокоррекция

 

и

 

психотерапия

По

 

окончании

 

обучения

 

выпускникам

 

присваивается

 

квалификация

 

«

Психолог

Клинический

 

психолог

Преподаватель

 

психологии

». 

Учебный

 

план

 

включает

 

в

 

себя

 

в

 

качестве

 

одной

 

из

 

основных

 

дис

-

циплин

 

специальности

 

патопсихологию

 

в

 

объеме

 90 

часов

 

трудо

-

емкости

 

со

 

сдачей

 

курсового

 

экзамена

Клинический

 

психолог

 

должен

 

знать

 

понятие

 

предмета

 

патопсихологии

ее

 

практические

 

задачи

 

и

 

актуальные

 

проблемы

приемы

 

патопсихологической

 

ди

-

агностики

нарушения

 

сознания

патологию

 

восприятия

наруше

-

ния

 

памяти

мышления

речи

умственной

 

работоспособности

аномалии

 

эмоционально

-

личностной

 

сферы

а

 

также

 

значение

 

и

 

перспективы

 

развития

 

патопсихологии

Помимо

 

этого

 

в

 

Государ

-

ственный

 

стандарт

 

включен

 

обязательный

 

практикум

 

по

 

патопсихологии

по

 

завершению

 

работы

 

в

 

нем

 

студенты

 

должны

 

уметь

форм лироват

 

задачи

 

психодиагностического

 

у

ь

исследования

 

больного

 (

на

 

основании

 

беседы

 

с

 

лечащим

 

врачом

 

и

 

ознакомления

 

с сторией

 

болезни

); 

состав ть

 

программ пси

-

 

и

ля

у

 

ходиагностического

 

исследования

представить

 

обоснование

 

этой

 

программы

владеть

 

основными

 

методиками

 

диагностики

 

нару

-

шений

 

познавательной

 

деятельности

эмоционально

-

волевой

 

сфе

-

ры

 

и

 

личности

  (

не

 

менее

 15 

методик

); 

применять

 

методики

 

для

 

патопсихологического

 

обследования

 

больного

устанавливать

 

взаимосвязи

 

между

 

выявленными

 

в

 

ходе

 

психодиагностики

 

фено

-

менами

 

и

 

50