Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7403
Скачиваний: 69
интерпретировать
полученные
данные
;
составлять
пато
-
психологическое
заключение
по
данным
исследования
(
с
опорой
на
описание
структуры
патопсихологического
синдрома
);
состав
-
лять
документацию
патопсихологического
исследования
для
ар
-
хива
(
протоколы
исследования
,
выписки
из
истории
болезни
и
др
.).
Как
одна
из
дисциплин
специализации
рекомендуется
«
Ме
-
тоды
патопсихологической
диагностики
».
Приказом
№
1052
от
02.06.97
г
.
Министерства
общего
и
профес
-
сионального
образования
Российской
Федерации
на
основании
ходатайства
Министерства
здравоохранения
Российской
Федера
-
ции
в
порядке
эксперимента
на
базе
Самарского
и
Курского
госу
-
дарственных
медицинских
университетов
открыта
подготовка
в
рамках
специальности
«
лечебное
дело
»
по
специализации
«
меди
-
цинская
психология
»
с
присвоением
выпускникам
квалификации
«
практический
медицинский
психолог
»
с
последующей
не
менее
чем
2-
летней
последипломной
подготовкой
с
целью
получения
сертификата
с
квалификацией
«
клинический
(
медицинский
)
пси
-
холог
».
Организационные
аспекты
профессиональной
деятельности
психологов
в
здравоохранении
регулируются
приказами
Мини
-
стерства
здравоохранения
Российской
Федерации
№
294
от
30.10.95
г
. «
О
психиатрической
и
психотерапевтической
помощи
»
и
№
391
от
26.11.96
г
. «
О
подготовке
медицинских
психологов
для
учреждений
,
оказывающих
психиатрическую
и
психотерапевти
-
ческую
помощь
» (
к
сожалению
,
так
и
не
регламентированной
ос
-
тается
деятельность
психологов
в
других
отраслях
медицины
,
что
,
по
нашему
глубокому
убеждению
,
является
большим
стратегиче
-
ским
упущением
).
Приказом
№
294
от
30. 10. 95
г
.
МЗ
РФ
определены
тарифно
-
квалификационные
характеристики
по
должности
«
медицинский
психолог
,
участвующий
в
оказании
психиатрической
и
психоте
-
рапевтической
помощи
»,
а
также
«
Положение
о
медицинском
психологе
,
участвующем
в
оказании
психиатрической
и
психоте
-
рапевтической
помощи
»;
здесь
же
приведены
штатные
нормативы
медицинских
психологов
для
учреждений
,
оказывающих
психиат
-
рическую
и
психотерапевтическую
помощь
.
Согласно
приказу
на
должность
медицинского
психолога
может
быть
назначен
спе
-
циалист
с
высшим
психологическим
образованием
по
специаль
-
ности
«
психология
»
и
получивший
51
дополнительную
подготовку
на
факультете
последипломного
об
-
разования
по
медицинской
психологии
,
владеющий
различными
методами
психопрофилактики
,
психодиагностики
,
психокоррек
-
ции
в
соответствии
с
требованиями
квалификационной
характе
-
ристики
и
получивший
сертификат
по
медицинской
психологии
.
Первоочередной
обязанностью
медицинского
психолога
является
проведение
психодиагностических
исследований
и
длящихся
ди
-
агностических
наблюдений
за
пациентами
с
уделением
особого
внимания
лицам
с
факторами
риска
психических
расстройств
,
в
основе
которых
лежат
патопсихологические
и
патогенные
пове
-
денческие
механизмы
.
Этим
же
приказом
впервые
в
Российской
Федерации
установ
-
лены
требования
к
квалификации
по
разрядам
оплаты
труда
ме
-
дицинского
психолога
.
В
зависимости
от
уровня
своей
профес
-
сиональной
подготовленности
медицинскому
психологу
могут
быть
присвоены
11-
й
, 12-
й
(
стаж
работы
в
должности
не
менее
5
лет
), 13-
й
(
стаж
работы
в
должности
не
менее
7
лет
)
или
14-
й
раз
-
ряды
(
стаж
работы
в
должности
не
менее
10
лет
).
Таким
образом
,
оплата
труда
медицинского
психолога
фактически
уравнена
с
оп
-
латой
труда
врача
-
психиатра
или
врача
-
психотерапевта
.
Для
психотерапевтического
кабинета
(
то
есть
при
амбу
-
латорном
обслуживании
пациентов
)
должности
медицинских
пси
-
хологов
устанавливаются
из
расчета
1
должность
на
25
тыс
.
населе
-
ния
.
Для
(
стационарного
)
психотерапевтического
отделения
долж
-
ности
психологов
устанавливаются
из
расчета
1
должность
на
20
коек
.
Нормативы
должностей
медицинских
психологов
для
психи
-
атрических
кабинетов
и
отделений
в
приказе
не
приведены
,
но
,
по
нашему
мнению
,
целесообразно
ориентироваться
на
приведенные
выше
нормативы
.
При
этом
также
необходимо
учитывать
,
поми
-
мо
штатного
количества
коек
в
больнице
,
их
оборот
,
количество
поступающих
за
год
в
стационар
(
или
обращающихся
амбулатор
-
но
)
истинно
первичных
больных
,
а
также
наличие
специализированных
(
детское
,
гериатрическое
,
эпилептологическое
,
судебно
-
психиатрические
и
др
.)
отделений
/
приемов
,
работа
психолога
в
которых
отличается
своей
спе
-
цификой
,
проводимую
учреждением
здравоохранения
работу
по
военной
и
медико
-
социальной
(
трудовой
)
экспертизе
.
На
основании
годовых
отчетов
медицинская
часть
лечебно
-
профилактического
52
учреждения
устанавливает
примерную
потребность
в
па
-
топсихологических
исследованиях
,
то
есть
количество
нуждаю
-
щихся
в
них
за
год
пациентов
.
Важно
знать
объем
работы
психолога
в
рамках
проведения
од
-
ного
исследования
—
продолжительность
самого
исследования
,
время
,
затрачиваемое
на
анализ
полученных
данных
и
подготовку
заключения
.
С
.
Я
.
Рубинштейн
(1970)
писала
о
том
,
что
обследо
-
вание
одного
пациента
должно
занять
не
меньше
2—3
ч
(
конечно
,
в
2—3
приема
).
Такая
затрата
времени
на
одного
обследуемого
объясняется
большой
трудоемкостью
экспериментально
-
психоло
-
гического
исследования
,
включающего
подготовку
к
экс
-
перименту
,
изучение
материалов
истории
болезни
,
обработку
по
-
лученных
данных
,
их
анализ
и
подготовку
заключения
.
При
таком
распределении
времени
клинический
психолог
в
течение
месяца
может
обследовать
,
по
мнению
С
.
Я
.
Рубинштейн
,
не
более
20—
25
больных
.
Это
должно
учитываться
при
направлении
больных
на
обследование
в
психологическую
лабораторию
(
отделение
ме
-
дицинской
психологии
),
которая
по
пропускной
способности
не
может
конкурировать
с
другими
лабораториями
больницы
,
напри
-
мер
биохимической
,
серологической
,
где
широко
используется
лабораторная
техника
,
а
сам
процесс
исследования
поставлен
на
поток
.
В
связи
с
этим
при
направлении
больного
в
лабораторию
лечащий
врач
должен
решить
вопрос
о
наличии
показаний
для
такого
исследования
и
четко
сформулировать
перед
психологом
клиническую
задачу
.
Могут
возразить
,
что
каждый
психически
больной
настолько
своеобразен
,
что
его
обследование
может
представить
интерес
.
В
известной
мере
это
так
и
есть
,
однако
,
ру
-
ководствуясь
практическими
соображениями
,
вопрос
о
необходи
-
мости
направления
больного
к
клиническому
психологу
следует
решать
в
соответствии
с
той
пользой
,
которую
может
принести
исследование
в
данном
случае
.
В
методических
рекомендациях
Московского
НИИ
психиат
-
рии
приведена
нагрузка
психолога
,
установленная
при
много
-
кратном
хронометраже
.
Одно
экспериментально
-
психологическое
исследование
с
помощью
необходимого
набора
методик
занимает
3—3,5
ч
.
В
течение
рабочего
дня
психолог
,
таким
образом
,
может
произвести
не
более
2
таких
исследований
.
Как
правило
,
боль
-
шинство
пациентов
обследуют
не
менее
2
раз
.
Таким
образом
,
с
учетом
обязательного
53
участия
в
научных
конференциях
лечебного
учреждения
,
в
клини
-
ческих
разборах
и
в
работе
экспертных
комиссий
,
психолог
за
год
,
по
данным
Московского
НИИ
психиатрии
,
должен
исследо
-
вать
не
менее
200
больных
.
Количество
обследованных
с
диагно
-
стической
целью
больных
уменьшается
при
участии
клинического
психолога
в
реабилитационной
работе
.
При
наличии
в
лечебно
-
профилактическом
учреждении
уже
упоминавшихся
выше
специализированных
отделений
(
кабинетов
)
необходимо
дополнительно
предусматривать
должности
меди
-
цинских
психологов
в
зависимости
от
количества
коек
/
обраще
-
ний
,
но
не
менее
1
должности
на
отделение
(
кабинет
).
Психолог
специализированного
отделения
(
кабинета
)
должен
быть
хорошо
знаком
со
спецификой
работы
в
нем
.
В
крупных
областных
и
городских
психиатрических
больни
-
цах
и
диспансерах
,
коечный
фонд
которых
превышает
600
мест
или
200
посещений
в
день
,
при
наличии
3
и
более
клинических
психологов
целесообразно
создать
лабораторию
(
отделение
).
Заве
-
дующим
лабораторией
назначается
более
опытный
специалист
.
Соответственно
уменьшается
его
нагрузка
по
непосредственному
обследованию
больных
.
В
штат
лаборатории
включается
лаборант
со
средним
(
а
более
оптимально
—
со
средним
специальным
—
медицинским
)
образо
-
ванием
,
в
обязанности
которого
входит
содержание
в
должном
виде
используемых
в
лаборатории
методик
,
приобретение
специ
-
альных
бланков
и
пособий
,
проведение
необходимых
подсчетов
в
протоколах
исследований
,
ведение
архива
лаборатории
.
Лаборан
-
ту
может
иногда
поручаться
проведение
исследования
по
отдель
-
ным
наиболее
простым
методикам
,
но
ни
в
коем
случае
лаборант
не
должен
проводить
полностью
самостоятельно
психологическое
обследование
пациента
.
В
обязанности
заведующего
психологической
лабораторией
входят
обеспечение
правильной
организации
рабочего
процесса
,
распределение
нагрузки
между
психологами
,
внедрение
и
апро
-
бация
новых
методов
психологического
исследования
,
оказание
консультативной
помощи
сотрудникам
лаборатории
в
практиче
-
ской
работе
,
участие
в
исследованиях
наиболее
сложных
случаев
.
Заведующий
лабораторией
отвечает
за
организацию
работы
по
повышению
профессионального
уровня
сотрудников
,
оказывает
54
им
помощь
при
проведении
научных
исследований
.
Он
же
кон
-
тролирует
ведение
учета
и
отчетности
в
лаборатории
.
Клинический
психолог
должен
обладать
глубоким
знанием
во
-
просов
общей
и
медицинской
психологии
,
а
также
быть
сведущим
в
клинической
психиатрии
,
не
ограничиваясь
в
этой
области
зна
-
ний
лишь
теоретическими
представлениями
.
Опыт
показывает
,
что
успешности
контакта
психолога
с
клиницистами
способству
-
ют
совместная
разработка
актуальных
научных
вопросов
,
вынесе
-
ние
на
научные
конференции
учреждения
докладов
на
актуальные
и
для
клинического
психолога
,
и
для
психиатра
темы
.
Психологическая
лаборатория
должна
находиться
в
отдельном
помещении
,
изолированном
от
внешних
шумов
.
В
ней
должны
быть
отдельные
комнаты
-
смотровые
,
в
которых
психологи
прово
-
дят
обследование
пациентов
,
и
комната
для
выполнения
различ
-
ных
технических
работ
,
обработки
данных
исследования
,
в
ней
можно
расположить
и
звукозаписывающее
устройство
для
того
,
чтобы
это
не
настораживало
пациента
.
Не
допускается
одновременное
проведение
исследования
дву
-
мя
психологами
в
одной
комнате
.
Комнаты
лаборатории
должны
отвечать
оптимальным
гигиеническим
условиям
,
они
должны
быть
хорошо
(
но
не
слишком
ярко
)
освещены
,
снабжены
лишь
необходимой
мебелью
и
оборудованием
,
располагать
к
неприну
-
жденной
беседе
.
В
лаборатории
не
должно
быть
ничего
лишнего
,
что
бы
отвлекало
внимание
обследуемого
либо
давало
ему
повод
насторожиться
.
В
лаборатории
не
должно
быть
ярких
обоев
или
окраски
стен
.
Желательно
,
чтобы
повторные
исследования
произ
-
водились
в
одном
и
том
же
помещении
—
этим
обеспечивается
постоянство
условий
.
В
психологической
лаборатории
должны
быть
магнитофон
,
пишущая
машинка
,
необходимые
для
проведения
исследования
бланки
и
пособия
,
достаточное
количество
секундомеров
,
аппара
-
тура
(
электрокимограф
,
тахистоскоп
,
аппараты
для
записи
скоро
-
сти
реакций
и
т
.
п
.),
а
также
компьютер
с
полной
периферией
для
проведения
компьютеризированных
методов
исследования
,
авто
-
матизации
обработки
данных
,
хранения
информации
.
Необходимость
в
пишущей
машинке
объясняется
тем
,
что
за
-
ключение
по
исследованию
печатается
в
двух
экземплярах
:
один
—
для
истории
болезни
(
или
амбулаторной
карты
больного
),
другой
—
для
протокола
и
хранится
вместе
с
ним
.
55