Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7396
Скачиваний: 69
исследования
обнаруживают
закономерности
проявлений
нару
-
шенных
психических
процессов
,
то
патопсихологические
иссле
-
дования
должны
дать
ответ
на
вопрос
,
как
нарушено
протекание
(
структура
)
самих
психических
процессов
,
приводящих
к
этим
проявлениям
.
Таким
образом
,
если
психопатолог
констатирует
наличие
в
клинической
картине
тех
или
иных
симптомов
или
син
-
дромов
психической
патологии
и
специфику
их
течения
,
то
патоп
-
сихолог
свое
исследование
направляет
на
раскрытие
и
анализ
оп
-
ределенных
компонентов
мозговой
деятельности
,
ее
звеньев
и
факторов
,
выпадение
которых
является
причиной
формирования
наблюдаемой
в
клинике
симптоматики
.
Это
различие
между
психопатологическими
и
патопси
-
хологическими
синдромами
вытекает
из
той
разницы
между
пси
-
хопатологией
и
патопсихологией
,
о
которой
шла
речь
выше
,
и
в
значительной
мере
отражает
специфику
присущих
этим
двум
об
-
ластям
знаний
методов
—
клинико
-
описательного
,
которым
поль
-
зуется
психопатология
,
и
экспериментально
-
психологического
,
взятого
на
вооружение
патопсихологией
.
Клинические
синдромы
являются
опосредованным
выражени
-
ем
сложившихся
нарушений
психической
деятельности
,
тогда
как
патопсихологические
синдромы
,
относящиеся
к
более
низкому
уровню
вертикальной
иерархии
формирования
психических
функций
в
норме
и
патологии
,
в
значительно
большей
мере
отра
-
жают
непосредственные
,
присущие
этим
нарушениям
,
причинно
-
следственные
взаимоотношения
.
Сущность
психопатологических
синдромов
не
может
быть
понята
без
патопсихологического
и
па
-
тофизиологического
анализа
лежащих
в
их
основе
явлений
,
и
,
в
свою
очередь
,
изучение
патопсихологических
синдромов
невоз
-
можно
без
четкого
клинического
отграничения
объекта
исследо
-
вания
.
Систематика
патопсихологических
синдромов
разработана
значительно
меньше
,
чем
систематика
клинических
синдромов
,
хотя
и
последняя
еще
далека
от
совершенства
.
Синдромы
в
патопсихологии
,
как
и
в
психиатрии
,
раз
-
личаются
в
значительной
мере
степенью
своей
обобщенности
.
Ранее
(1976)
мы
приводили
в
качестве
типичного
примера
патоп
-
сихологических
синдромов
выделяемые
Б
.
В
.
Зейгарник
типы
расстройств
мышления
.
Действительно
,
каждый
из
этих
типов
характеризуется
своей
,
в
36
значительной
мере
специфической
,
структурой
,
однако
,
как
это
явствует
из
самого
принципа
систематики
,
в
ней
выделяются
бо
-
лее
обобщенные
группы
,
например
нарушения
операционной
сто
-
роны
мышления
,
нарушения
динамики
мыслительной
деятельно
-
сти
и
другие
,
более
конкретные
,
являющиеся
частным
проявлени
-
ем
первых
,
например
лабильность
мышления
,
непоследователь
-
ность
суждений
.
Однако
между
этим
двумя
видами
патопсихоло
-
гических
синдромов
нельзя
установить
такие
взаимоотношения
,
которые
соответствовали
бы
разделению
в
клинике
синдромов
на
«
большие
»
и
«
малые
».
Более
того
,
выделение
таких
конкретных
,
«
узких
»
патопсихологических
синдромов
дает
значительно
больше
необходимой
для
диагностического
процесса
информации
,
чем
выделение
более
общих
синдромологических
групп
,
основанное
на
подчеркнутом
и
абстрактизированном
выделении
признаков
,
общих
для
нескольких
«
узких
»
синдромов
.
Поэтому
,
говоря
о
различной
степени
обобщенности
патопси
-
хологических
синдромов
,
следует
выделять
синдромы
многознач
-
ные
,
опирающиеся
на
более
сложные
,
полифакторные
,
нарушения
психической
деятельности
.
Первую
попытку
выделения
таких
обобщенных
патопсихологических
синдромов
предпринял
И
.
А
.
Кудрявцев
(1982).
В
результате
исследований
,
проводившихся
в
судебно
-
психиатрической
практике
с
помощью
комплекса
патоп
-
сихологических
методик
,
направленных
на
изучение
различных
сторон
познавательной
деятельности
и
вместе
с
тем
позволяющих
получить
ценные
данные
о
личности
испытуемых
,
автор
выделил
следующие
патопсихологические
симптомокомплексы
(
синдро
-
мы
):
шизофренический
или
диссоциативный
,
органический
,
оли
-
гофренический
,
психопатический
и
симптомокомплекс
психоген
-
ной
дезорганизации
,
характерный
для
реактивных
психозов
.
Каждый
из
этих
синдромов
включает
ряд
симптомов
.
Напри
-
мер
,
для
шизофренического
симптомокомплекса
наиболее
патог
-
номоничными
являются
симптомы
распада
мыслительных
про
-
цессов
,
диссоциации
личностно
-
мотивационной
и
операционно
-
процессуальной
сфер
мышления
,
что
проявляется
в
нецелена
-
правленности
мыслительной
деятельности
,
эмоционально
-
выхолощенном
резонерстве
,
ригидном
схематизме
,
символике
,
искажении
процесса
обобщения
с
разноплановым
подходом
к
вы
-
делению
ведущих
признаков
,
в
актуализации
латентных
призна
-
ков
37
предметов
и
явлений
,
в
феномене
патологического
полисеман
-
тизма
и
т
.
д
.
Однако
,
как
указывает
И
.
А
.
Кудрявцев
,
не
все
эти
компоненты
,
симптомы
определяются
в
том
или
ином
симптомо
-
комплексе
в
обязательном
порядке
и
с
обязательной
степенью
вы
-
раженности
,
важно
найти
«
ядро
»
патопсихологического
синдро
-
ма
.
Для
шизофренического
синдрома
—
это
нарушения
селектив
-
ности
информации
,
для
органического
—
снижение
интеллекту
-
альных
процессов
и
умственной
работоспособности
,
для
психопа
-
тического
—
аффективная
обусловленность
поведения
с
парци
-
альной
некритичностью
и
завышенным
уровнем
притязаний
,
при
психогенном
—
реактивная
дезорганизация
умственной
деятель
-
ности
.
Выделенные
И
.
А
.
Кудрявцевым
патопсихологические
син
-
дромы
различаются
в
диагностическом
и
прогностическом
отно
-
шениях
.
Так
,
наиболее
диагностически
и
нозологически
инфор
-
мативными
оказываются
шизофренический
и
органический
сим
-
птомокомплексы
,
наименее
—
психопатический
.
И
,
наоборот
,
наиболее
выраженная
тенденция
к
транзиторности
и
обратимости
присуща
симптомокомплексу
психогенной
дезорганизации
умст
-
венной
деятельности
,
наименьшая
—
шизофреническому
.
Это
на
-
блюдение
автора
становится
понятным
при
соотнесении
выде
-
ленных
им
патопсихологических
симптомокомплексов
с
кругами
психических
заболеваний
,
схема
которых
была
разработана
А
.
В
.
Снежневским
(1960)
в
рамках
концепции
о
нозологической
спе
-
цифичности
психопатологических
расстройств
.
Выделенные
И
.
А
.
Кудрявцевым
патопсихологические
сим
-
птомокомплексы
в
известной
мере
обнаруживают
сходство
с
та
-
ким
используемым
в
клинической
практике
понятием
,
как
орга
-
нический
психосиндром
.
Это
как
бы
синдромы
обобщающего
значения
,
характеристика
которых
более
близка
к
нозологиче
-
ской
,
их
выделение
знаменует
стадию
предварительной
диагно
-
стики
заболевания
.
Это
обстоятельство
,
а
также
связь
такого
рода
синдромов
с
определенными
кругами
психических
заболеваний
дают
основания
обозначить
их
как
регистр
-
синдромы
.
Кроме
того
,
И
.
А
.
Кудрявцев
оперирует
в
своих
исследованиях
данными
,
получен
-
ными
в
судебно
-
психиатрической
практике
.
Наш
опыт
позволяет
нам
дополнить
перечень
регистр
-
синдромов
,
выделив
в
рамках
органического
экзогенно
-
органический
и
эндогенно
-
органический
регистр
-
синдромы
,
38
а
в
рамках
психогенного
—
психотический
и
невротический
.
В
круге
эндогенных
психозов
можно
говорить
по
крайней
мере
о
двух
регистр
-
синдромах
—
шизофреническом
и
аффективно
-
эндогенном
.
Таким
образом
,
патопсихолог
может
оперировать
в
своих
ди
-
агностических
заключениях
следующим
набором
регистр
-
синдромов
:
I
—
шизофренический
;
II
—
аффективно
-
эндогенный
(
в
клинике
ему
соответствуют
маниакально
-
депрессивный
психоз
и
функциональные
аффектив
-
ные
психозы
позднего
возраста
).
III
—
олигофренический
;
IV
—
экзогенно
-
органический
(
в
клинике
ему
соответствуют
экзогенно
-
органические
поражения
головного
мозга
—
цереб
-
ральный
атеросклероз
,
последствия
черепно
-
мозговой
травмы
,
токсикомании
и
т
.
д
.);
V
—
эндогенно
-
органический
(
в
клинике
—
истинная
эпи
-
лепсия
,
первичные
атрофические
процессы
в
головном
мозге
);
VI
—
личностно
-
аномалъный
(
в
клинике
—
акцентуиро
-
ванные
и
психопатические
личности
и
обусловленные
в
значи
-
тельной
мере
аномальной
почвой
психогенные
реакции
);
VII
—
психогенно
-
психотический
(
в
клинике
—
реактивные
психозы
);
VIII
—
психогенно
-
невротический
(
в
клинике
—
неврозы
и
невротические
реакции
).
Нозологическая
специфичность
патопсихологических
регистр
-
синдромов
существенно
возрастает
в
связи
с
конкретной
задачей
,
поставленной
перед
патопсихологом
.
Так
,
разграничение
экзоген
-
но
-
и
эндогенно
-
органических
регистр
-
синдромов
очень
важно
в
дифференциальной
диагностике
истинной
и
травматической
эпи
-
лепсии
.
Разграничение
органического
и
олигофренического
ре
-
гистр
-
синдромов
помогает
уточнить
природу
и
диагностику
со
-
стояний
,
протекающих
с
интеллектуально
-
мнестической
недоста
-
точностью
.
Введение
патопсихологических
регистр
-
синдромов
в
практику
патопсихологических
исследований
в
сущности
обозначает
рубеж
диагностически
-
информативных
рекомендаций
,
заключающихся
в
данных
проведенного
патопсихологом
исследования
.
В
таком
аспекте
понятие
39
патопсихологического
регистр
-
синдрома
значительно
глубже
,
чем
сформулированное
В
.
В
.
Николаевой
,
Е
.
Т
.
Соколовой
и
А
.
С
.
Спиваковской
(1979),
понимающими
под
патопсихологическим
синдромом
совокупность
поведенческих
,
мотивационных
и
по
-
знавательных
особенностей
психической
деятельности
больных
,
выраженных
в
психологических
понятиях
.
Патопсихологические
регистр
-
синдромы
опосредованы
клинически
,
и
их
использование
для
интерпретации
результатов
будет
способствовать
сближению
позиций
патопсихолога
и
психиатра
.
В
Российской
Федерации
знание
методов
выявления
и
анализа
типичных
патопсихологических
синдромов
у
больных
различны
-
ми
формами
психических
заболеваний
предусматривается
с
1993
года
Государственными
образовательными
стандартами
высшего
профессионального
образования
по
специальностям
020400 —
«
Психология
», 022700 — «
Клиническая
психология
»
и
031000 —
«
Педагогика
и
психология
».
Функциональные
пробы
и
тесты
в
патопсихологии
Психометрические
тесты
,
использование
которых
в
клиниче
-
ских
целях
до
сих
пор
остается
дискуссионным
,
существенно
от
-
личаются
от
разработанных
советскими
патопсихологами
и
ши
-
роко
ими
применяемых
методик
типа
функциональных
проб
.
Психологический
тест
—
это
испытание
определенной
функ
-
ции
с
помощью
изучения
стандартизованных
реакций
личности
на
стимулы
,
четко
регламентированные
по
степени
трудности
и
времени
выполнения
задания
,
которое
позволяет
установить
уро
-
вень
развития
этой
функции
по
сравнению
с
усредненными
пока
-
зателями
,
характерными
для
данной
популяции
.
Тесты
являются
весьма
аморфной
группой
психологических
методик
.
Они
различаются
диапазоном
применяемых
приемов
.
Достаточно
сравнить
два
таких
теста
,
предназначенных
для
ис
-
следования
интеллектуального
уровня
,
как
метод
Векслера
,
вклю
-
чающий
11
экспериментальных
методик
,
и
«
Шкалу
домино
»,
представленную
набором
достаточно
однородных
заданий
,
рас
-
положенных
по
степени
нарастания
их
трудности
.
В
связи
с
этим
следует
помнить
указание
крупного
специалиста
в
области
40