Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7408

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В

 

лаборатории

 

ведется

 

журнал

 

регистрации

В

 

нем

 

ука

-

зываются

номер

 

протокола

 

и

 

дата

 

проводимого

 

исследования

фамилия

имя

 

и

 

отчество

 

пациента

диагноз

наличие

 

экспертной

 

задачи

номер

 

истории

 

болезни

первичный

 

или

 

повторный

 

ос

-

мотр

номер

 

отделения

 

и

 

возраст

 

пациента

.

 

Пациент

 

считается

 

первичным

если

 

в

 

этом

 

году

 

он

 

об

-

следуется

 

в

 

лаборатории

 

при

 

настоящем

 

поступлении

 

первый

 

раз

Все

 

последующие

 

исследования

 

считаются

 

повторными

.

 

Такая

 

система

 

позволяет

 

наиболее

 

целесообразно

 

вести

 

архив

 

лаборатории

 

и

 

помогает

 

при

 

первой

 

же

 

необходимости

 

найти

 

не

-

обходимый

 

протокол

например

 

при

 

повторном

 

поступлении

 

больного

 

в

 

больницу

или

 

при

 

обследовании

 

его

 

в

 

связи

 

с

 

измене

-

нием

 

психического

 

состояния

или

 

же

 

для

 

научной

 

разработки

По

 

записи

 

исследования

 

на

 

магнитофонную

 

ленту

 

составляется

 

пись

-

менный

 

протокол

.

 

В

 

лаборатории

 

ведется

 

алфавитная

 

тетрадь

куда

 

записываются

 

все

 

больные

 

с

 

указанием

 

номера

 

протокола

 

и

 

даты

 

исследования

Сами

 

протоколы

 

хранятся

 

в

 

папках

 

в

 

хронологическом

 

порядке

.

 

В

 

отчете

 

лаборатории

 

необходимо

 

проанализировать

 

распре

-

деление

 

пациентов

 

по

 

отделениям

 

и

 

диагнозам

 

применительно

 

к

 

основным

 

нозологическим

 

формам

 

и

 

группам

 

заболеваний

От

-

дельно

 

в

 

отчете

 

фиксируется

 

количество

 

обследованных

 

с

 

экс

-

пертной

 

целью

 

по

 

различным

 

видам

 

психиатрической

 

экспертизы

.

 

В

 

годовых

 

отчетах

 

необходимо

 

указывать

 

диапазон

 

приме

-

нявшихся

 

в

 

лаборатории

 

методик

принятые

 

на

 

вооружение

 

новые

 

методики

производившиеся

 

в

 

лаборатории

 

научные

 

исследования

 

и

 

имевшие

 

место

 

публикации

 

научных

 

работ

 

за

 

год

В

 

отчете

 

лабо

-

ратории

 

отдельно

 

выделяется

 

реабилитационная

 

работа

 — 

пере

-

чень

 

мероприятий

их

 

участники

количество

 

охваченных

 

боль

-

ных

эффективность

.

 

Эти

 

формы

 

учета

 

и

 

отчетности

 

одинаковы

 

для

 

всех

 

психологов

 

психоневрологических

 

учреждений

в

 

том

 

числе

 

и

 

не

 

объединен

-

ных

 

в

 

лаборатории

.

 

56

 


background image

II. 

Методы

 (

методики

патопсихологического

 

исследования

 

Методики

 

для

 

исследования

 

внимания

  

и

 

сенсомоторных

 

реакций

 

Корректурная

 

проба

 

Методика

 

направлена

 

на

 

исследование

 

внимания

 — 

выявляет

-

ся

 

способность

 

к

 

концентрации

 

его

устойчивость

Корректурная

 

проба

 

впервые

 

была

 

предложена

 

В

. Bourdon 

в

 1895 

г

.

 

Исследование

 

производится

 

при

 

помощи

 

специальных

 

блан

-

ков

 

с

 

рядами

 

расположенных

 

в

 

случайном

 

порядке

 

букв

Инст

-

рукция

 

предусматривает

 

зачеркивание

 

одной

 

или

 

двух

 

букв

  (

вы

-

бор

 

их

 

определяется

 

исследующим

). 

При

 

этом

 

каждые

 30 

или

 60 

с

 

исследующий

 

делает

 

отметку

 

в

 

том

 

месте

 

таблицы

где

 

в

 

это

 

время

 

находится

 

карандаш

 

больного

Регистрируется

 

также

 

время

за

-

траченное

 

испытуемым

 

на

 

выполнение

 

всего

 

задания

.

 

Проверка

 

выполнения

 

производится

 

по

 

заранее

 

тщательно

 

подготовленному

 

образцу

 

путем

 

сопоставления

Отмечается

 

ко

-

личество

 

ошибок

 

и

 

темп

 

выполнения

 

задания

Существенное

 

зна

-

чение

 

имеет

 

распределение

 

ошибок

 

в

 

течение

 

опыта

 — 

равномер

-

но

 

ли

 

они

 

встречаются

 

во

 

всей

 

таблице

 

или

 

наблюдаются

 

преиму

-

щественно

 

в

 

конце

 

исследования

 

в

 

связи

 

с

 

истощаемостью

Учи

-

тывается

 

характер

 

ошибок

 — 

пропуски

 

отдельных

 

букв

 

или

 

стро

-

чек

зачеркивание

 

других

расположенных

 

рядом

 

или

 

внешне

 

по

-

хожих

 

букв

В

 

ряде

 

случаев

 

целесообразно

 

повторное

 

исследова

-

ние

изменение

 

результатов

 

при

 

этом

 

может

 

свидетельствовать

 

не

 

только

 

об

 

изменении

 

состояния

 

больного

но

 

и

 

об

 

особенностях

 

его

 

отношения

 

к

 

исследованию

.

 

При

 

органической

 

церебральной

 

патологии

 

обследуемому

 

час

-

то

 

не

 

удается

 

улучшить

 

качество

 

выполнения

 

задания

Здоровые

 

обследуемые

 

выполняют

 

задания

  (

вычеркивают

 

две

 

буквы

 

на

 

приведенном

 

бланке

за

 6—8 

мин

 

и

 

допускают

 

при

 

этом

 

не

 

более

 

15 

ошибок

  (

однако

 

в

 

любом

 

случае

 

нормативы

 

выполнения

 

зада

-

ния

 

необходимо

 

устанавливать

 

экспериментально

 

для

 

каждой

 

партии

 

бланков

 

и

 

для

 

соответствующих

 

возрастов

 

испытуемых

). 

С

Я

Рубинштейн

 (1970) 

рекомендовала

 

графическое

 

отображе

-

ние

 

57

 


background image

результатов

 

корректурной

 

пробы

На

 

графике

 

совмещаются

 

две

 

кривые

 — 

изменение

 

скорости

 

работы

  (

по

 

количеству

 

просмот

-

ренных

 

за

 

единицу

 

времени

 

букв

и

 

изменение

 

точности

 (

по

 

коли

-

честву

 

ошибок

 

в

 

те

 

же

 

интервалы

 

времени

). 

Такие

 

графики

 

позво

-

ляют

 

в

 

динамике

 

выявить

 

утомляемость

 

больных

неустойчивость

 

их

 

внимания

 

либо

наоборот

их

 

врабатываемость

проявляющую

-

ся

 

в

 

улучшении

 

качества

 

работы

.

 

Корректурная

 

проба

 

отличается

 

большой

 

простотой

она

 

не

 

требует

 

специальных

 

приспособлений

кроме

 

бланков

карандаша

 

и

 

секундомера

В

 

зависимости

 

от

 

стоящей

 

перед

 

патопсихологом

 

задачи

 

она

 

может

 

быть

 

легко

 

модифицирована

.

 

Существует

 

много

 

модификаций

 

методики

Наиболее

 

извест

-

ными

 

из

 

них

 

в

 

нашей

 

стране

 

являются

 

методика

 

колец

 

Ландольта

 

и

 

методика

 

Тулуз

-

Пьерона

.

 

Методика

 

Э

Ландольта

 

предназначена

 

для

 

диагностики

 

кон

-

центрации

 

и

 

переключаемости

 

внимания

скорости

 

переработки

 

информации

 

в

 

зрительном

 

анализаторе

определения

 

психомотор

-

ного

 

темпа

состояния

 

работоспособности

 

человека

утомляемо

-

сти

 

и

 

т

п

Ее

 

стимульный

 

материал

 

представляет

 

собой

 

набор

 

ко

-

лец

 

с

 

определенным

 

положением

 

разрыва

 (

на

 13, 15, 17, 18, 19, 21, 

23 

и

 24 

ч

если

 

ориентироваться

 

на

 

циферблат

 

часов

). 

В

 

таблице

 

содержится

 

по

 32 

кольца

 

в

 

строке

всего

 32 

строки

Испытуемые

 

должны

 

внимательно

 

просматривать

 

строки

 

бланка

 

и

 

зачеркивать

 

кольца

 

с

 

определенным

 

разрывом

Можно

 

регламентировать

 

вре

-

мя

 

проведения

 

методики

 (

например

, 5 

мин

); 

сообщение

 

в

 

данном

 

случае

 

перед

 

началом

 

проведения

 

методики

 

того

что

 

ее

 

следует

 

выполнить

 

в

 

течение

 

пяти

 

минут

провоцирует

 

нервно

-

пси

-

хическое

 

напряжение

 

у

 

испытуемого

 

и

 

повышает

 

сложность

 

зада

-

ния

.

 

Результаты

 

обрабатываются

 

с

 

помощью

 

специального

  «

клю

-

ча

» 

или

 

трафарета

.

 

Методика

 

удобна

 

для

 

исследования

 

испытуемых

 

с

 

не

-

достаточным

 

знанием

 

букв

.

 

В

П

Сысоевым

 (1996) 

создана

 

оригинальная

 

модификация

 

методики

позволяющая

 

количественно

 

диагностировать

 

продук

-

тивность

скорость

точность

  (

безошибочность

), 

выносливость

 

и

 

надежность

 

деятельности

.

 

Методика

 

Тулуз

-

Пьерона

 

предназначена

 

для

 

диффе

-

ренцирования

 

близких

 

по

 

форме

 

и

 

содержанию

 

стимулов

 

в

 

тече

-

ние

 

точно

 

определенного

длительного

 

времени

.

 

58

 


background image

Она

 

направлена

 

на

 

изучение

 

свойств

 

внимания

  (

концентрации

устойчивости

переключаемости

), 

а

 

также

 

темпа

 

деятельности

Опосредованно

 

методика

 

позволяет

 

судить

 

о

 

точности

 

и

 

надежно

-

сти

 

переработки

 

информации

волевой

 

регуляции

влиянии

 

лично

-

стных

 

особенностей

 

на

 

работоспособность

 

и

 

динамику

 

работо

-

способности

.

 

Классический

 

вариант

 

методики

 

включает

 

в

 

себя

 30 

строк

со

-

держащих

 

восемь

 

типов

 

квадратиков

различающихся

 

тем

к

 

ка

-

кой

 

грани

 

или

 

к

 

какому

 

углу

 

добавлены

 

черные

 

полукруг

 

или

 

чет

-

верть

 

круга

Все

 

типы

 

квадратиков

 

расположены

 

в

 

случайном

 

по

-

рядке

Порядок

 

проведения

 

исследования

его

 

принципиальные

 

особенности

а

 

также

 

особенности

 

оценивания

 

результатов

 

близки

 

к

 

описанным

 

выше

 

для

 

пробы

 

Бурдона

Методика

 

рассчитана

 

для

 

широкого

 

возрастного

 

диапазона

 

начиная

 

с

 15 

лет

 

Л

А

Ясюковой

 (1997) 

разработана

 

модификация

 

методики

 

применительно

 

для

 

детей

 

начиная

 

с

 

шестилетнего

 

возраста

В

 

ней

 

количество

 

строк

 

сокращено

Адаптированы

 

к

 

возрасту

 

инструк

-

ция

 

и

 

порядок

 

проведения

 

методики

Как

 

установлено

 

автором

 

модификации

методика

 

Тулуз

-

Пьерона

 

оказалась

 

высокоинфор

-

мативным

 

методом

 

в

 

диагностике

 

минимальных

 

мозговых

 

дис

-

функций

 

у

 

детей

.

 

Счет

 

по

 

Крепелину

 

Методика

 

была

 

предложена

 

Е

. Kraepelin 

в

 1895 

г

для

 

ис

-

следования

 

работоспособности

 — 

упражняемости

 

и

 

утом

-

ляемости

В

 

большой

 

столбец

 

записывалось

 

много

 

однозначных

 

чисел

которые

 

испытуемый

 

должен

 

складывать

 

в

 

уме

Результаты

 

оценивались

 

по

 

количеству

 

сложенных

 

в

 

определенный

 

промежу

-

ток

 

времени

 

чисел

 

и

 

допущенных

 

при

 

этом

 

ошибок

.

 

В

 

настоящее

 

время

 

чаще

 

пользуются

 

этой

 

методикой

 

в

 

моди

-

фикации

 R. Schulte — 

обследуемый

 

производит

 

сложение

 

в

 

столбцах

состоящих

 

лишь

 

из

 

двух

 

цифр

Чтобы

 

уменьшить

 

затра

-

ту

 

времени

 

на

 

выполнение

 

задания

, R. Schulte 

предложил

 

при

 

по

-

лучении

 

в

 

сумме

 

двухзначного

 

числа

 

записывать

 

только

 

единицы

отбрасывая

 

десяток

.

 

Например

:

 

 

59

 


background image

Однако

 

это

 

затрудняет

 

для

 

некоторых

 

больных

 

выполнение

 

за

-

дания

 

и

 

поэтому

 

не

 

является

 

обязательным

 

условием

.

 

Для

 

проведения

 

опыта

 

необходим

 

специальный

 

бланк

При

 

от

-

сутствии

 

бланков

отпечатанных

 

типографским

 

путем

их

 

можно

 

напечатать

 

на

 

пишущей

 

машинке

 (

обязательно

 

четко

желательно

 

первый

 

или

 

второй

 

экземпляр

). 

Больному

 

дается

 

инструкция

 — 

производить

 

сложение

 

чисел

 

в

 

столбцах

Его

 

предупреждают

 

о

 

том

что

 

исследующий

 

будет

 

делать

 

свои

 

пометки

Каждые

 30 

с

 

или

 

каждую

 

минуту

 

исследующий

 

делает

 

отметку

 

в

 

том

 

месте

где

 

в

 

это

 

время

 

остановился

 

больной

затем

 

подсчитывает

 

количество

 

сложений

 

и

 

допущенных

 

ошибок

 

для

 

каждого

 

отрезка

 

времени

В

 

результате

 

с

 

помощью

 

графической

 

интерпретации

 

данных

 

можно

 

получить

 

кривые

 

работоспособности

которые

 

отражают

 

равно

-

мерность

 

и

 

темп

 

выполнения

 

задания

выявляют

 

наличие

 

исто

-

щаемости

врабатываемости

расстройства

 

внимания

.

 

Проведение

 

исследования

 

с

 

помощью

 

этой

 

методики

 

не

 

требу

-

ет

 

особой

 

грамотности

 

испытуемого

однако

 

могут

 

сказаться

 

его

 

профессиональные

 

навыки

Так

счетные

 

работники

 

при

 

исследо

-

вании

 

с

 

помощью

 

таблиц

 

Крепелина

 

могут

 

демонстрировать

 

не

-

плохие

 

результаты

хотя

 

в

 

других

 

методиках

 (

например

в

 

коррек

-

турной

 

пробе

у

 

них

 

выступает

 

явная

 

истощаемость

М

А

Доку

-

чаева

 (1967) 

указывает

 

на

 

роль

 

некоторых

 

личностных

 

особенно

-

стей

свойств

 

темперамента

влияющих

 

на

 

темп

 

работоспособно

-

сти

Это

 

должно

 

учитываться

 

при

 

проведении

 

опыта

По

 

первона

-

чальному

 

темпу

 

работоспособности

 

выводы

 

делать

 

нельзя

его

 

следует

 

сравнивать

 

с

 

деятельностью

 

обследуемого

 

в

 

дальнейшем

.

 

Отсчитывание

 

Методика

 

была

 

предложена

 

Е

. Kraepelin. 

При

 

исследовании

 

ею

  

обнаруживаются

 

возможности

 

осуществления

 

испытуемым

 

счет

-

ных

 

операций

состояние

 

внимания

Опыт

 

заключается

 

в

 

отсчиты

-

вании

 

от

 100 

или

 200 

все

 

время

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

числа

Испытуе

-

мого

 

предупреждают

что

 

считать

 

он

 

должен

 

про

 

себя

а

 

вслух

 

только

 

называть

 

полученное

 

при

 

очередном

 

вычитании

 

число

В

 

промежутках

 

между

 

числами

 

исследующий

 

равномерно

 

ставит

 

точки

 (

приблизительный

 

хронометраж

). 

Можно

 

фиксировать

 

дли

-

тельность

 

пауз

 

секундомером

Запись

 

опыта

 

приобретает

 

сле

-

дующий

 

вид

:

 

60