Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7408
Скачиваний: 69
В
лаборатории
ведется
журнал
регистрации
.
В
нем
ука
-
зываются
:
номер
протокола
и
дата
проводимого
исследования
,
фамилия
,
имя
и
отчество
пациента
,
диагноз
,
наличие
экспертной
задачи
,
номер
истории
болезни
,
первичный
или
повторный
ос
-
мотр
,
номер
отделения
и
возраст
пациента
.
Пациент
считается
первичным
,
если
в
этом
году
он
об
-
следуется
в
лаборатории
при
настоящем
поступлении
первый
раз
.
Все
последующие
исследования
считаются
повторными
.
Такая
система
позволяет
наиболее
целесообразно
вести
архив
лаборатории
и
помогает
при
первой
же
необходимости
найти
не
-
обходимый
протокол
,
например
при
повторном
поступлении
больного
в
больницу
,
или
при
обследовании
его
в
связи
с
измене
-
нием
психического
состояния
,
или
же
для
научной
разработки
.
По
записи
исследования
на
магнитофонную
ленту
составляется
пись
-
менный
протокол
.
В
лаборатории
ведется
алфавитная
тетрадь
,
куда
записываются
все
больные
с
указанием
номера
протокола
и
даты
исследования
.
Сами
протоколы
хранятся
в
папках
в
хронологическом
порядке
.
В
отчете
лаборатории
необходимо
проанализировать
распре
-
деление
пациентов
по
отделениям
и
диагнозам
применительно
к
основным
нозологическим
формам
и
группам
заболеваний
.
От
-
дельно
в
отчете
фиксируется
количество
обследованных
с
экс
-
пертной
целью
по
различным
видам
психиатрической
экспертизы
.
В
годовых
отчетах
необходимо
указывать
диапазон
приме
-
нявшихся
в
лаборатории
методик
,
принятые
на
вооружение
новые
методики
,
производившиеся
в
лаборатории
научные
исследования
и
имевшие
место
публикации
научных
работ
за
год
.
В
отчете
лабо
-
ратории
отдельно
выделяется
реабилитационная
работа
—
пере
-
чень
мероприятий
,
их
участники
,
количество
охваченных
боль
-
ных
,
эффективность
.
Эти
формы
учета
и
отчетности
одинаковы
для
всех
психологов
психоневрологических
учреждений
,
в
том
числе
и
не
объединен
-
ных
в
лаборатории
.
56
II.
Методы
(
методики
)
патопсихологического
исследования
Методики
для
исследования
внимания
и
сенсомоторных
реакций
Корректурная
проба
Методика
направлена
на
исследование
внимания
—
выявляет
-
ся
способность
к
концентрации
его
,
устойчивость
.
Корректурная
проба
впервые
была
предложена
В
. Bourdon
в
1895
г
.
Исследование
производится
при
помощи
специальных
блан
-
ков
с
рядами
расположенных
в
случайном
порядке
букв
.
Инст
-
рукция
предусматривает
зачеркивание
одной
или
двух
букв
(
вы
-
бор
их
определяется
исследующим
).
При
этом
каждые
30
или
60
с
исследующий
делает
отметку
в
том
месте
таблицы
,
где
в
это
время
находится
карандаш
больного
.
Регистрируется
также
время
,
за
-
траченное
испытуемым
на
выполнение
всего
задания
.
Проверка
выполнения
производится
по
заранее
тщательно
подготовленному
образцу
путем
сопоставления
.
Отмечается
ко
-
личество
ошибок
и
темп
выполнения
задания
.
Существенное
зна
-
чение
имеет
распределение
ошибок
в
течение
опыта
—
равномер
-
но
ли
они
встречаются
во
всей
таблице
или
наблюдаются
преиму
-
щественно
в
конце
исследования
в
связи
с
истощаемостью
.
Учи
-
тывается
характер
ошибок
—
пропуски
отдельных
букв
или
стро
-
чек
,
зачеркивание
других
,
расположенных
рядом
или
внешне
по
-
хожих
букв
.
В
ряде
случаев
целесообразно
повторное
исследова
-
ние
,
изменение
результатов
при
этом
может
свидетельствовать
не
только
об
изменении
состояния
больного
,
но
и
об
особенностях
его
отношения
к
исследованию
.
При
органической
церебральной
патологии
обследуемому
час
-
то
не
удается
улучшить
качество
выполнения
задания
.
Здоровые
обследуемые
выполняют
задания
(
вычеркивают
две
буквы
на
приведенном
бланке
)
за
6—8
мин
и
допускают
при
этом
не
более
15
ошибок
(
однако
в
любом
случае
нормативы
выполнения
зада
-
ния
необходимо
устанавливать
экспериментально
для
каждой
партии
бланков
и
для
соответствующих
возрастов
испытуемых
).
С
.
Я
.
Рубинштейн
(1970)
рекомендовала
графическое
отображе
-
ние
57
результатов
корректурной
пробы
.
На
графике
совмещаются
две
кривые
—
изменение
скорости
работы
(
по
количеству
просмот
-
ренных
за
единицу
времени
букв
)
и
изменение
точности
(
по
коли
-
честву
ошибок
в
те
же
интервалы
времени
).
Такие
графики
позво
-
ляют
в
динамике
выявить
утомляемость
больных
,
неустойчивость
их
внимания
либо
,
наоборот
,
их
врабатываемость
,
проявляющую
-
ся
в
улучшении
качества
работы
.
Корректурная
проба
отличается
большой
простотой
,
она
не
требует
специальных
приспособлений
,
кроме
бланков
,
карандаша
и
секундомера
.
В
зависимости
от
стоящей
перед
патопсихологом
задачи
она
может
быть
легко
модифицирована
.
Существует
много
модификаций
методики
.
Наиболее
извест
-
ными
из
них
в
нашей
стране
являются
методика
колец
Ландольта
и
методика
Тулуз
-
Пьерона
.
Методика
Э
.
Ландольта
предназначена
для
диагностики
кон
-
центрации
и
переключаемости
внимания
,
скорости
переработки
информации
в
зрительном
анализаторе
,
определения
психомотор
-
ного
темпа
,
состояния
работоспособности
человека
,
утомляемо
-
сти
и
т
.
п
.
Ее
стимульный
материал
представляет
собой
набор
ко
-
лец
с
определенным
положением
разрыва
(
на
13, 15, 17, 18, 19, 21,
23
и
24
ч
,
если
ориентироваться
на
циферблат
часов
).
В
таблице
содержится
по
32
кольца
в
строке
,
всего
32
строки
.
Испытуемые
должны
внимательно
просматривать
строки
бланка
и
зачеркивать
кольца
с
определенным
разрывом
.
Можно
регламентировать
вре
-
мя
проведения
методики
(
например
, 5
мин
);
сообщение
в
данном
случае
перед
началом
проведения
методики
того
,
что
ее
следует
выполнить
в
течение
пяти
минут
,
провоцирует
нервно
-
пси
-
хическое
напряжение
у
испытуемого
и
повышает
сложность
зада
-
ния
.
Результаты
обрабатываются
с
помощью
специального
«
клю
-
ча
»
или
трафарета
.
Методика
удобна
для
исследования
испытуемых
с
не
-
достаточным
знанием
букв
.
В
.
П
.
Сысоевым
(1996)
создана
оригинальная
модификация
методики
,
позволяющая
количественно
диагностировать
продук
-
тивность
,
скорость
,
точность
(
безошибочность
),
выносливость
и
надежность
деятельности
.
Методика
Тулуз
-
Пьерона
предназначена
для
диффе
-
ренцирования
близких
по
форме
и
содержанию
стимулов
в
тече
-
ние
точно
определенного
,
длительного
времени
.
58
Она
направлена
на
изучение
свойств
внимания
(
концентрации
,
устойчивости
,
переключаемости
),
а
также
темпа
деятельности
.
Опосредованно
методика
позволяет
судить
о
точности
и
надежно
-
сти
переработки
информации
,
волевой
регуляции
,
влиянии
лично
-
стных
особенностей
на
работоспособность
и
динамику
работо
-
способности
.
Классический
вариант
методики
включает
в
себя
30
строк
,
со
-
держащих
восемь
типов
квадратиков
,
различающихся
тем
,
к
ка
-
кой
грани
или
к
какому
углу
добавлены
черные
полукруг
или
чет
-
верть
круга
.
Все
типы
квадратиков
расположены
в
случайном
по
-
рядке
.
Порядок
проведения
исследования
,
его
принципиальные
особенности
,
а
также
особенности
оценивания
результатов
близки
к
описанным
выше
для
пробы
Бурдона
.
Методика
рассчитана
для
широкого
возрастного
диапазона
начиная
с
15
лет
Л
.
А
.
Ясюковой
(1997)
разработана
модификация
методики
применительно
для
детей
начиная
с
шестилетнего
возраста
.
В
ней
количество
строк
сокращено
.
Адаптированы
к
возрасту
инструк
-
ция
и
порядок
проведения
методики
.
Как
установлено
автором
модификации
,
методика
Тулуз
-
Пьерона
оказалась
высокоинфор
-
мативным
методом
в
диагностике
минимальных
мозговых
дис
-
функций
у
детей
.
Счет
по
Крепелину
Методика
была
предложена
Е
. Kraepelin
в
1895
г
.
для
ис
-
следования
работоспособности
—
упражняемости
и
утом
-
ляемости
.
В
большой
столбец
записывалось
много
однозначных
чисел
,
которые
испытуемый
должен
складывать
в
уме
.
Результаты
оценивались
по
количеству
сложенных
в
определенный
промежу
-
ток
времени
чисел
и
допущенных
при
этом
ошибок
.
В
настоящее
время
чаще
пользуются
этой
методикой
в
моди
-
фикации
R. Schulte —
обследуемый
производит
сложение
в
столбцах
,
состоящих
лишь
из
двух
цифр
.
Чтобы
уменьшить
затра
-
ту
времени
на
выполнение
задания
, R. Schulte
предложил
при
по
-
лучении
в
сумме
двухзначного
числа
записывать
только
единицы
,
отбрасывая
десяток
.
Например
:
59
Однако
это
затрудняет
для
некоторых
больных
выполнение
за
-
дания
и
поэтому
не
является
обязательным
условием
.
Для
проведения
опыта
необходим
специальный
бланк
.
При
от
-
сутствии
бланков
,
отпечатанных
типографским
путем
,
их
можно
напечатать
на
пишущей
машинке
(
обязательно
четко
,
желательно
первый
или
второй
экземпляр
).
Больному
дается
инструкция
—
производить
сложение
чисел
в
столбцах
.
Его
предупреждают
о
том
,
что
исследующий
будет
делать
свои
пометки
.
Каждые
30
с
или
каждую
минуту
исследующий
делает
отметку
в
том
месте
,
где
в
это
время
остановился
больной
,
затем
подсчитывает
количество
сложений
и
допущенных
ошибок
для
каждого
отрезка
времени
.
В
результате
с
помощью
графической
интерпретации
данных
можно
получить
кривые
работоспособности
,
которые
отражают
равно
-
мерность
и
темп
выполнения
задания
,
выявляют
наличие
исто
-
щаемости
,
врабатываемости
,
расстройства
внимания
.
Проведение
исследования
с
помощью
этой
методики
не
требу
-
ет
особой
грамотности
испытуемого
,
однако
могут
сказаться
его
профессиональные
навыки
.
Так
,
счетные
работники
при
исследо
-
вании
с
помощью
таблиц
Крепелина
могут
демонстрировать
не
-
плохие
результаты
,
хотя
в
других
методиках
(
например
,
в
коррек
-
турной
пробе
)
у
них
выступает
явная
истощаемость
.
М
.
А
.
Доку
-
чаева
(1967)
указывает
на
роль
некоторых
личностных
особенно
-
стей
,
свойств
темперамента
,
влияющих
на
темп
работоспособно
-
сти
.
Это
должно
учитываться
при
проведении
опыта
.
По
первона
-
чальному
темпу
работоспособности
выводы
делать
нельзя
,
его
следует
сравнивать
с
деятельностью
обследуемого
в
дальнейшем
.
Отсчитывание
Методика
была
предложена
Е
. Kraepelin.
При
исследовании
ею
обнаруживаются
возможности
осуществления
испытуемым
счет
-
ных
операций
,
состояние
внимания
.
Опыт
заключается
в
отсчиты
-
вании
от
100
или
200
все
время
одного
и
того
же
числа
.
Испытуе
-
мого
предупреждают
,
что
считать
он
должен
про
себя
,
а
вслух
только
называть
полученное
при
очередном
вычитании
число
.
В
промежутках
между
числами
исследующий
равномерно
ставит
точки
(
приблизительный
хронометраж
).
Можно
фиксировать
дли
-
тельность
пауз
секундомером
.
Запись
опыта
приобретает
сле
-
дующий
вид
:
60