Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7398

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

тестологии

 A. Anastasi (1982) 

относительно

 

того

что

 

названия

 

тестов

 

далеко

 

не

 

всегда

 

соответствуют

 

тому

что

 

они

 

в

 

дей

-

ствительности

 

измеряют

По

 

направленности

 («

Что

 

исследуется

 

тестом

?») 

можно

 

выде

-

лить

 

тесты

 

интеллекта

интересов

знаний

 

и

 

умений

специальных

 

способностей

характерологические

  (

личностные

), 

тесты

 

для

 

ис

-

следования

 

отдельных

 

функций

 — 

памяти

внимания

подвижно

-

сти

 

психических

 

процессов

 

и

 

т

д

. (

В

М

Блейхер

Л

Ф

Бурлачук

1978). 

Уже

 

при

 

создании

 

первых

 

психологических

 

тестов

 

были

 

раз

-

работаны

 

известные

 

требования

 

к

 

ним

 («

психографический

 

ми

-

нимум

»), 

которым

 

тест

 

должен

 

соответствовать

 

в

 

обязательном

 

порядке

 (W. Stern, 1912): 

высокая

 

симптоматическая

 

ценность

 (

то

 

есть

 

связь

 

с

 

определенными

 

психическими

 

особенностями

 

лично

-

сти

); 

широкая

 

симптоматическая

 

ценность

 — 

полное

 

и

 

разносто

-

роннее

 

выявление

 

интересующей

 

нас

 

индивидуальной

 

особенно

-

сти

универсальность

пригодность

 

или

 

легкая

 

приспособляемость

 

к

 

испытанию

 

различных

 

категорий

 

индивидуумов

краткость

техническая

 

простота

легкость

 

и

 

простота

 

количественного

 

уче

-

та

наличие

 

известных

 

норм

 

или

 

масштаба

в

 

зависимости

 

от

 

ко

-

торых

 

общая

 

оценка

 

результатов

 

является

 

положительной

 

или

 

от

-

рицательной

В

 

патопсихологии

 

возможность

 

использования

 

психо

-

логических

 

тестов

 

обычно

 

рассматривается

 

в

 

плане

 

их

 

про

-

тивопоставления

 

методикам

 

типа

 

функциональных

 

проб

при

 

этом

 

подчеркивается

 

сугубо

 

измерительная

 

направленность

 

тес

-

тов

 

на

 

оценку

 

отдельных

 

функций

без

 

изучения

 

структуры

 

пси

-

хического

 

дефекта

В

 

то

 

же

 

время

 

указывается

что

 

патопсихоло

-

гические

 

методики

 

типа

 

функциональных

 

проб

 

дают

 

углублен

-

ный

 

качественный

 

анализ

 

экспериментальных

 

данных

выигры

-

вающий

 

от

 

их

 

статистической

 

обработки

но

 

лишены

 

присущих

 

тестам

 

жесткой

 

регламентированности

 

заданий

 

и

 

стандартизации

 

возможных

 

в

 

эксперименте

 

проявлений

 

психической

 

дея

-

тельности

Вопрос

 

о

 

применении

 

в

 

патопсихологии

 

тестов

 

не

 

может

 

ре

-

шаться

 

альтернативно

Различия

 

методического

 

характера

 

между

 

тестами

 

и

 

патопсихологическими

 

методиками

 

типа

 

функциональ

-

ных

 

проб

 

позволяют

 

говорить

 

о

 

возможности

 

их

 

сочетанного

 

применения

 

в

 

зависимости

 

от

 

задач

 

исследования

О

 

правомерно

-

сти

 

такой

 

постановки

 

вопроса

 

писал

 

С

Л

Рубинштейн

 (1935), 

предлагавший

 

41

 


background image

дополнять

 

тесты

 

другими

 

методическими

 

средствами

Эту

 

точку

 

зрения

 

отстаивал

 

и

 

К

К

Платонов

 (1977).

 

Касаясь

 

вопроса

 

о

 

возможности

 

применения

 

тестов

 

в

 

патопси

-

хологии

В

Н

Мясищев

 (1971) 

также

 

указывал

 

на

 

рациональность

 

комбинирования

 

данных

 

стандартного

 

и

 

нестандартного

 

исследо

-

вания

предостерегал

 

против

 

тестирования

 

и

 

подсчета

 

без

 

умения

 

психологического

 

наблюдения

правильного

 

истолкования

осно

-

ванного

 

на

 

знании

 

многообразия

 

свойств

 

личности

умения

 

охва

-

тить

 

личность

 

в

 

ее

 

развитии

в

 

неразрывном

 

сочетании

 

биоло

-

гических

 

и

 

органических

  «

условий

 

личности

» 

и

  «

самой

 

лично

-

сти

», 

представляющей

 

систему

 

общественно

 

обусловленных

 

от

-

ношений

Однако

 

такая

 

постановка

 

вопроса

 

требует

 

уточнения

 

показаний

 

к

 

применению

 

психометрических

 

тестов

.

 

Даже

 

психологи

развивающие

 

тестологическое

 

направление

 

(D. Rapaport, 1945), 

не

 

придают

 

первостепенного

 

значения

 

показа

-

телю

 IQ 

и

 

выдвигают

 

на

 

передний

 

план

 

значение

 

разброса

то

 

есть

 

анализа

 

оценок

полученных

 

при

 

сравнении

 

выполнений

 

заданий

 

по

 

различным

 

субтестам

 

Д

Векслера

Таким

 

образом

значение

 IQ 

— 

показателя

 

межличностного

интериндивидуального

 — 

отсту

-

пает

 

перед

 

фактором

 

разброса

имеющим

 

внутриличностное

интраиндивидуальное

 

значение

.

 

Поставлена

 

под

 

сомнение

 

характеристика

 IQ 

как

 

показателя

 

степени

 

развития

 

интеллекта

Этому

 

в

 

немалой

 

мере

 

способствуют

 

наблюдения

 

относительно

 

упражняемости

 

ряда

 

свойств

характе

-

ризующих

 IQ (

Л

В

Занков

, 1963). 

Л

А

Вяткина

 (1970) 

рассмат

-

ривает

 

результат

 

испытаний

 

по

 

Д

Векслеру

 

как

 

характеристику

 

не

 

задатков

а

 

достигнутого

 

уровня

 

умственного

 

развития

Однако

 

и

 

как

 

показатель

 

умственного

 

развития

 IQ 

снабжает

 

исследователя

 

не

 

абсолютными

а

 

лишь

 

относительными

 

данными

 

приме

-

нительно

 

к

 

определенной

 

группе

 

обследуемых

. A. Anastasi 

счита

-

ет

что

 IQ — 

это

 

только

 

условный

 

способ

 

выражать

 

оценку

 

в

 

не

-

которых

 

видах

 

тестов

и

 

так

 

его

 

нужно

 

интерпретировать

Таким

 

образом

, IQ 

в

 

последнее

 

время

 

рассматривается

 

как

 

эмпирический

 

показатель

лишь

 

относительно

 

свидетельствующий

 

о

 

состоянии

 

функции

 

интеллекта

С

 

этим

 

связано

 

то

что

 

многие

 

исследователи

 

отказываются

 

пользоваться

 

самим

 

понятием

 IQ, 

прибегая

 

к

 

поня

-

тиям

  «

суммарный

 

показатель

», «

статистический

 

показатель

», 

«

общий

 

корригированный

 

показатель

».

 

42

 


background image

Возражая

 

против

 

сугубо

 

измерительной

 

направленности

 

тес

-

тов

Б

В

Зейгарник

(1971) 

пишет

 

о

 

том

что

 

измерение

 

коэффици

-

ента

 

психических

 

способностей

 

можно

 

признать

 

правомерным

 

лишь

 

в

 

том

 

случае

если

 

рассматривать

 

умственное

 

развитие

 

толь

-

ко

 

как

 

количественный

 

рост

 

этих

 

способностей

а

 

болезнь

 

как

 

их

 

регресс

Понимая

что

 

развитие

 

не

 

является

 

одним

 

лишь

 

количест

-

венным

 

ростом

 

способностей

отрицая

 

представление

 

о

 

психиче

-

ской

 

болезни

 

как

 

о

 

едином

 

механизме

 

распада

как

 

бы

 

являющего

-

ся

 

негативом

 

по

 

отношению

 

к

 

развитию

нельзя

 

сводить

 

исследо

-

вание

 

психических

 

функций

 

к

 

простому

 

их

 

измерению

игнорируя

 

своеобразие

 

качественных

 

патопсихологических

 

характеристик

 

при

 

различных

 

заболеваниях

.

 

Можно

 

думать

что

 

решение

 

вопроса

 

о

 

диагностическом

 

зна

-

чении

 

тестов

 

в

 

патопсихологии

 

неоднозначно

Полученные

 

при

 

исследовании

 

по

 

Д

Векслеру

 

данные

 

опираются

 

на

 

математиче

-

ски

 

обработанные

 

результаты

 

обследований

 

больших

 

групп

 

боль

-

ных

 

различной

 

нозологической

 

принадлежности

 

и

 

не

 

всегда

 

при

-

менимы

 

в

 

решении

 

вопросов

 

индивидуальной

 

нозологической

 

диагностики

Сам

 

Д

Векслер

 

в

 

интерпретации

 

получаемых

 

с

 

по

-

мощью

 

его

 

метода

 

результатов

 

при

 

обследовании

 

больных

 

ши

-

зофренией

 

придавал

 

большое

 

значение

 

их

 

качественному

 

анализу

Так

при

 

этом

 

отмечалось

 

несоответствие

 

правильности

 

решения

 

задания

 

степени

 

его

 

трудности

акцентировалось

 

внимание

 

на

 

вы

-

явлении

 

в

 

процессе

 

исследования

 

таких

 

особенностей

 

мышления

как

 

резонерство

тенденция

 

к

 

чрезмерным

 

обобщениям

то

 

есть

 

свойств

не

 

поддающихся

 

количественному

 

определению

.

 

Есть

 

и

 

еще

 

одна

 

сторона

 

вопроса

Даже

 

такой

 

относительно

 

разносторонний

 

по

 

методическим

 

приемам

 

тест

как

 

интеллекту

-

альная

 

шкала

 

Д

Векслера

не

 

может

 

претендовать

 

на

 

универсаль

-

ную

 

валидность

В

 

частности

этот

 

тест

 

не

 

включает

 

ряд

 

методик

особенно

 

хорошо

 

зарекомендовавших

 

себя

 

при

 

выявлении

 

шизоф

-

ренических

 

расстройств

 

мышления

например

 

методик

 

классифи

-

кации

исключения

образования

 

пиктограмм

 

и

 

т

п

Объяснение

 

переносного

 

смысла

 

пословиц

 

у

 

ряда

 

больных

 

шизофренией

 

оказы

-

вается

 

сохранным

и

 

гораздо

 

более

 

ценной

 

в

 

информативном

 

от

-

ношении

 

при

 

этом

 

заболевании

 

является

 

методика

 

соотнесения

 

пословиц

 

с

 

фразами

Диагностическая

 

ценность

 

теста

 

Д

Векслера

 

неодинакова

 

при

 

различных

 

вариантах

 

43

 


background image

клинического

 

задания

которым

 

руководствуется

 

патопсихолог

Она

 

значительно

 

выше

когда

 

проводится

 

дифференциальная

 

ди

-

агностика

 

шизофрении

 

и

 

органических

 

поражений

 

головного

 

моз

-

га

и

 

сводится

 

главным

 

образом

 

к

 

качественной

 

интерпретации

 

результатов

 

при

 

отграничении

 

шизофрении

 

от

 

психопатий

 

или

 

невротических

 

состояний

В

 

этом

 

отношении

 

представляют

 

инте

-

рес

 

данные

 G. Dahl (1968), 

исследовавшего

 

психопатологически

 

контрастные

 

группы

 

психически

 

больных

  (

шизофрения

орга

-

нические

 

поражения

 

головного

 

мозга

неврозы

), 

сходных

 

по

 

полу

возрасту

 

и

 IQ. 

Существенных

 

диагностических

 

различий

 

он

 

при

 

этом

 

не

 

обнаружил

Лишь

 

мозаичный

 

субтест

  (

кубики

 

Кооса

от

-

личал

 

больных

 

с

 

органическими

 

заболеваниями

 

головного

 

мозга

 

от

 

больных

 

шизофренией

 

и

 

неврозами

На

 

этом

 

основании

 G. Dahl 

предостерегает

 

от

 

некритического

 

использования

 

теста

 

Д

Векс

-

лера

 

для

 

решения

 

вопросов

 

клинической

 

диагностики

.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

исследование

 

интеллектуальной

 

деятельности

 

с

 

помощью

 

тестов

 

позволяет

 

получить

 

данные

характерные

 

для

 

обследуемого

 

в

 

сравнении

 

с

 

другими

 

пациентами

 

той

 

же

 

возрас

-

тной

 

группы

определяющие

 

в

 

том

 

или

 

ином

 

отношении

 

его

 

ин

-

дивидуальные

 

особенности

.

 

Возможность

 

стандартизированной

 

оценки

 

достигнутых

 

при

 

обследовании

 

результатов

 

имеет

 

положительное

 

значение

 

при

 

характеристике

 

глубины

 

психического

 

дефекта

 

отдельного

 

боль

-

ного

 

или

 

группы

 

больных

 

общей

 

нозологической

 

принадлежно

-

сти

Кроме

 

того

тщательный

 

и

 

тонкий

 

качественный

 

анализ

 

ре

-

зультатов

 

при

 

учете

 

их

 

количественного

 

значения

 

оказался

 

весьма

 

результативным

 

в

 

определении

 

личностных

 

особенностей

 

обсле

-

дуемых

 (

И

Н

Гильяшева

, 1969,1971).

 

Можно

 

думать

что

 

психометрические

 

тесты

 

окажутся

 

полез

-

ными

 

при

 

обследовании

 

какой

-

либо

 

категории

 

больных

 

в

 

динами

-

ке

на

 

различных

 

этапах

 

течения

 

заболевания

 

и

 

онтогенеза

Пра

-

вомерность

 

такого

 

подхода

 

показана

 D. Bromley (1966), 

использо

-

вавшей

 

метод

 

Д

Векслера

 

для

 

характеристики

 

функций

 

интел

-

лекта

 

при

 

старении

Преобладающая

 

масса

 

исследований

 

интел

-

лекта

 

при

 

старении

 

произведена

 

методом

  «

поперечных

 

срезов

». 

Изучение

 

динамики

 

интеллекта

 

путем

  «

поперечных

 

срезов

» 

дает

 

средние

 

данные

 

для

 

разных

 

возрастных

 

групп

При

 

этом

 

стирают

-

ся

 

индивидуальные

 

различия

картина

 

того

 

или

 

44

 


background image

иного

 

процесса

 

получается

 

интегративной

выявляет

 

опре

-

деленную

 

тенденцию

.

 

Развитие

 

и

 

спад

 

интеллектуальной

 

функции

 

можно

 

проследить

 

в

 

одной

 

и

 

той

 

же

 

группе

 

лонгитудинальным

 («

продольным

») 

мето

-

дом

Так

при

 

этом

 

можно

 

выявить

 

внезапные

 

скачки

 

интеллекту

-

ального

 

уровня

 

на

 

некоторых

 

онтогенетических

 

этапах

 

у

 

отдель

-

ных

 

лиц

проследить

 

роль

 

соматических

 

и

 

социальных

 

факторов

 

в

 

возникновении

 

этих

 

скачков

 

или

 

спадов

Кроме

 

того

при

 

такой

 

организации

 

исследования

 

можно

 

учесть

 

исходный

 

уровень

 

ин

-

теллектуальной

 

деятельности

Однако

 

для

 

проведения

 

лонгитуди

-

нального

 

исследования

 

требуется

 

подготовка

 

идентичных

 

и

 

доста

-

точно

 

выверенных

 

наборов

 

субтестов

Наиболее

 

результативным

 D. 

Bromley 

считает

 

сочетание

 

обоих

 

методов

 — «

поперечных

 

срезов

» 

и

 

лонгитудинального

.

 

Вопрос

 

об

 

использовании

 

тестов

 

в

 

патопсихологии

 

еще

 

далек

 

от

 

окончательного

 

решения

Категоричность

 

суждений

 

здесь

 

мо

-

жет

 

оказать

 

плохую

 

услугу

Мы

 

хотели

 

лишь

 

высказать

 

мнение

основанное

 

на

 

некотором

 

опыте

 

их

 

применения

Можно

однако

полагать

что

 

наиболее

 

правильным

 

было

 

бы

 

их

 

применение

 

в

 

общем

 

комплексе

 

патопсихологического

 

исследования

 

наряду

 

с

 

другими

 

преимущественно

 

качественными

 

методиками

 

и

 

при

 

выработке

 

определенных

 

показаний

 

к

 

их

 

использованию

.

 

Следует

 

также

 

помнить

что

 

тесты

 

в

 

патопсихологии

 

могут

 

использоваться

 

лишь

 

при

 

решении

 

весьма

 

узких

конкретных

 

за

-

дач

так

 

как

 

ни

 

один

даже

 

самого

 

широкого

 

диапазона

 

тест

 

не

 

да

-

ет

 

достаточно

 

всестороннего

 

представления

 

о

 

психической

 

дея

-

тельности

 

обследуемого

.

 

М

Г

Ярошевский

 (1974), 

рассматривая

 

дискуссионность

 

про

-

блемы

 

о

 

возможности

 

применения

 

тестов

 

в

 

психологии

подчер

-

кивает

что

 

тест

 

не

 

может

 

помочь

 

в

 

установлении

 

причинных

 

свя

-

зей

 

в

 

психической

 

деятельности

он

 

лишь

 

позволяет

 

фиксировать

 

результаты

 

деятельности

не

 

связывая

 

их

 

с

 

определенными

 

пере

-

менными

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

психической

 

функции

Тем

 

не

 

менее

считает

 

М

Г

Ярошевский

тест

 

позволяет

 

выявить

 

определенные

 

закономерности

  (

вероятностные

статистические

). 

Эти

 

за

-

кономерности

 

столь

 

же

 

реальны

как

 

и

 

строго

 

причинные

дина

-

мические

и

 

знание

 

их

 

обогащает

 

прогностические

 

возможности

 

психолога

Ошибка

 

же

 

тестологии

 

заключается

 

в

 

попытке

 

с

 

по

-

мощью

 

статистики

 

восполнить

 

пробелы

 

45