Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7407
Скачиваний: 69
При
наличии
повышенной
истощаемости
длительность
пауз
в
конце
,
несмотря
на
то
что
задание
становится
более
легким
,
уве
-
личивается
.
Возможны
два
вида
ошибок
.
Первый
—
ошибки
в
единицах
и
главным
образом
при
переходе
через
десяток
—
сви
-
детельствует
о
некоторой
интеллектуальной
недостаточности
,
на
-
пример
:
Второй
—
ошибки
в
десятках
—
характерен
главным
образом
для
больных
с
неустойчивым
вниманием
.
Например
:
При
выраженном
слабоумии
с
недостаточностью
критики
(
на
-
пример
,
при
прогрессивном
параличе
)
отсчитывание
ведется
во
-
преки
инструкции
и
вместо
7
вычитается
10,
вместо
17—20.
При
-
чем
эти
ошибки
не
всегда
удается
корригировать
.
При
ошибочном
выполнении
задания
можно
либо
указать
больному
на
допущен
-
ную
ошибку
,
либо
,
доведя
опыт
до
конца
,
повторить
его
сначала
.
Отыскивание
чисел
по
таблицам
Шульте
Методика
применяется
для
исследования
темпа
сенсомотор
-
ных
реакций
и
особенностей
внимания
.
Исследование
произво
-
дится
с
помощью
специальных
таблиц
,
изготовление
которых
не
-
сложно
.
На
этих
таблицах
в
беспорядке
расположены
числа
от
1
до
25.
Размер
таблицы
— 60x60
см
.
Обследуемый
находится
на
таком
расстоянии
от
таблицы
,
чтобы
видеть
ее
целиком
.
Ему
да
-
ется
инструкция
отыскивать
числа
по
порядку
,
каждое
показать
указкой
и
назвать
вслух
.
Секундомером
отмечается
время
,
кото
-
рое
затрачивается
на
каждую
таблицу
.
Можно
отмечать
количест
-
ва
чисел
,
найденных
обследуемым
за
каждые
30
с
,
либо
время
,
за
которое
обследуемый
находит
каждые
пять
чисел
.
Для
оценки
результатов
сравнивают
время
,
затрачиваемое
об
-
следуемым
на
каждую
таблицу
,
или
в
пределах
одной
таблицы
сравнивают
показатели
деятельности
обследуемого
за
определен
-
ные
отрезки
времени
.
Результаты
можно
выразить
графически
.
Существенное
значение
имеет
установление
61
равномерности
темпа
выполнения
задания
.
Обычно
здоровые
об
-
следуемые
ведут
поиск
чисел
в
таблицах
равномерно
,
а
иногда
даже
наблюдается
у
них
ускорение
темпа
сенсомоторных
реакций
в
последующих
таблицах
.
Если
же
поиск
ведется
неравномерно
,
то
следует
уточнить
характер
этого
явления
—
признак
ли
это
по
-
вышенной
истощаемости
или
запоздалой
врабатываемости
.
Из
-
вестное
значение
может
иметь
«
кривая
истощаемости
»,
построен
-
ная
графически
на
основании
результатов
опыта
,
так
как
она
мо
-
жет
объективно
отражать
характер
астении
.
Так
,
при
гиперстени
-
ческом
варианте
астении
кривая
истощаемости
по
таблицам
Шульте
(
как
и
в
счете
по
Крепелину
)
характеризуется
высоким
начальным
уровнем
,
резким
его
спадом
и
тенденцией
к
возврату
к
исходным
показателям
.
При
гипостенической
форме
астении
кри
-
вая
истощаемости
отличается
невысоким
исходным
уровнем
и
постепенным
и
неуклонным
снижением
показателей
,
без
замет
-
ных
их
колебаний
в
сторону
улучшения
.
Обнаружение
такого
ро
-
да
кривых
имеет
не
только
клинико
-
диагностическое
значение
,
но
может
быть
использовано
и
для
вынесения
прогностических
суж
-
дений
.
Гиперстеническая
форма
астении
в
прогностическом
от
-
ношении
благоприятнее
гипостенической
.
Обнаружение
у
одного
и
того
же
больного
смены
гиперстенической
формы
кривой
исто
-
щаемости
гипостенической
может
рассматриваться
как
признак
прогредиентности
заболевания
и
,
в
частности
,
способствовать
дифференцированию
атеросклеротической
астении
от
на
-
блюдающихся
в
пожилом
возрасте
соматогенных
или
психогенных
астенических
состояний
.
Иногда
при
выраженных
расстройствах
активного
внимания
больной
допускает
в
работе
ошибки
—
пропускает
отдельные
числа
,
показывает
вместо
одного
другое
,
внешне
похожее
(
напри
-
мер
, 8
вместо
3).
Сочетание
нарушенного
внимания
и
повышенной
истощаемости
проявляется
в
увеличении
количества
ошибок
в
каждой
последующей
таблице
.
В
некоторых
случаях
наблюдается
ошибка
такого
рода
—
искомое
однозначное
число
показывается
в
двухзначном
,
в
состав
которого
оно
входит
.
Так
,
например
,
вме
-
сто
того
чтобы
показать
число
2,
обследуемый
указкой
находит
цифру
2
в
числах
12
или
22.
Иногда
при
наличии
слабоумия
это
зависит
от
плохого
понимания
инструкции
и
после
дополнитель
-
ного
объяснения
характера
выполнения
задания
можно
все
же
до
-
биться
от
обследуемого
преодоления
62
этой
ошибки
.
При
нарочитом
же
поведении
дополнительная
ин
-
струкция
не
меняет
положения
дела
,
вызывает
возражения
у
об
-
следуемого
: «
А
это
разве
не
2?
Вы
просили
находить
числа
,
вот
я
их
и
нахожу
».
Таблицы
Шульте
обладают
равной
степенью
трудности
,
они
почти
не
запоминаются
,
и
поэтому
в
процессе
исследования
их
можно
использовать
повторно
.
Пробы
на
переключение
При
патопсихологическом
исследовании
пробы
на
переключение
могут
быть
использованы
для
суждения
о
подвижности
психических
процессов
,
хотя
этим
не
определяется
все
значение
полученных
с
их
помощью
данных
:
в
процессе
исследования
устанавливается
сте
-
пень
сохранности
словарного
запаса
,
произведения
счетных
опера
-
ций
и
т
.
д
.
Следует
заметить
,
что
иногда
инертность
психической
дея
-
тельности
обнаруживается
уже
в
затруднениях
,
испытываемых
больным
в
переключении
от
одного
задания
к
другому
.
В
этих
случаях
испытуемый
последующее
задание
пытается
выполнить
по
образцу
предыдущего
(
например
,
при
словесном
варианте
исклю
-
чения
пытается
следовать
модусу
,
выработанному
при
выделении
существенных
признаков
)
либо
же
включает
в
решение
слова
из
предыдущего
задания
.
Методика
М
.
С
.
Лебединского
Заключается
в
назывании
больным
поочередно
пар
слов
,
обо
-
значающих
одушевленные
и
неодушевленные
предметы
.
В
про
-
токоле
регистрируются
называемые
испытуемым
слова
и
время
между
называнием
отдельных
пар
,
например
:
При
исследовании
этой
методикой
инертность
психических
процессов
обнаруживается
не
только
в
нарушениях
чередования
,
но
и
в
том
,
что
называемые
слова
ограничиваются
определенным
кругом
понятий
(
например
,
из
одушевленных
—
только
звери
или
насекомые
,
из
неодушевленных
—
только
мебель
или
транспорт
)
и
в
повторении
одних
и
тех
же
слов
.
63
Чередование
антонимов
и
синонимов
Эта
методика
предложена
нами
для
выявления
инертности
психических
процессов
у
больных
с
органической
церебральной
патологией
и
при
известной
интеллектуально
-
мнестической
со
-
хранности
(
при
начальных
стадиях
церебрального
атеросклероза
).
Приступая
к
исследованию
,
необходимо
иметь
заранее
подготов
-
ленный
набор
слов
,
к
которым
здоровому
человеку
нетрудно
по
-
добрать
как
синонимы
,
так
и
антонимы
.
Испытуемому
дается
ин
-
струкция
поочередно
подбирать
и
называть
синонимы
и
анто
-
нимы
к
словам
,
которые
он
сейчас
услышит
.
Примерный
набор
слов
:
Сложение
с
поочередно
меняющимися
слагаемыми
Испытуемому
предлагают
к
какому
-
либо
числу
поочередно
прибавлять
два
других
,
например
к
7
добавить
5,
к
сумме
— 6,
затем
к
образовавшейся
сумме
вновь
5,
затем
—
вновь
6
и
т
.
д
.
При
этом
вслух
испытуемый
произносит
лишь
результативные
числа
.
Произведение
им
всей
операции
сложения
вслух
значительно
об
-
легчает
выполнение
задания
.
В
протоколе
ход
решения
задания
здоровым
испытуемым
приобретает
следующий
вид
:
При
этом
возможны
ошибки
чередования
,
наблюдающиеся
преимущественно
вначале
(
больные
эпилепсией
),
либо
в
конце
в
связи
с
истощаемостью
(
при
церебральном
атеросклерозе
),
либо
(
при
грубой
органической
церебральной
патологии
)
в
течение
всего
задания
.
Поочередное
вычитание
Эта
методика
является
модификацией
методики
отсчитывания
.
Однако
от
100
или
200
отсчитывается
не
одно
и
то
же
вычитае
-
мое
,
а
два
чередующихся
,
например
7
и
8.
В
записи
это
приобре
-
тает
следующий
вид
:
Эта
методика
представляется
нам
более
трудной
,
чем
преды
-
дущая
,
при
ней
значительно
легче
обнаруживаются
не
только
инертность
психических
процессов
,
но
и
особенно
их
истощае
-
мость
.
Исследование
переключения
внимания
с
помощью
модификации
таблиц
Шульте
Методика
предложена
Ф
.
Д
.
Горбовым
(1959, 1964)
и
исполь
-
зуется
в
психологии
труда
.
Она
выявляет
инертность
психических
процессов
,
при
проведении
хронометража
отдельных
этапов
рабо
-
ты
обследуемого
позволяет
также
установить
наличие
повышен
-
ной
истощаемости
.
Для
исследования
используется
таблица
,
раз
-
деленная
на
49
клеток
(7
на
7),
в
которых
в
случайном
порядке
рас
-
положены
черные
и
красные
цифры
.
Числа
черного
ряда
—
от
1
до
25,
красного
ряда
—
от
1
до
24.
Согласно
инструкции
обследуемый
должен
вначале
отыскать
указкой
черные
числа
в
возрастающем
порядке
,
а
затем
последовательно
,
в
убывающем
порядке
показать
красные
числа
.
Регистрируется
затраченное
на
это
обследуемым
время
.
Затем
дается
другая
инструкция
:
показывать
черные
и
красные
числа
попеременно
и
в
ином
порядке
— 1 —
черное
и
24
—
красное
, 2 —
черное
и
23 —
красное
, 3 —
черное
и
22 —
красное
и
т
.
д
.
Как
правило
,
время
на
поиск
чисел
при
необходимости
пе
-
реключения
внимания
оказывается
большим
,
чем
то
,
которое
за
-
трачивается
на
отыскание
их
по
порядку
.
Этот
показатель
и
ха
-
рактеризует
состояние
способности
к
переключению
внимания
у
обследуемого
.
Для
обследования
больных
с
помощью
этой
методики
таблицу
следует
предварительно
проверить
на
здоровых
и
получить
пока
-
затели
,
характерные
для
нормы
именно
по
данной
таблице
.
Ю
.
Г
.
Степанов
(1974)
для
характеристики
внимания
предло
-
жил
пользоваться
коэффициентом
переключаемости
внимания
,
вычисляемым
по
формуле
где
—
среднее
время
,
показанное
на
4
таблицах
Шульте
,
65