Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7412
Скачиваний: 69
—
среднее
время
выполнения
задания
по
таблицам
Горбо
-
ва
,
удваиваемое
в
связи
с
тем
,
что
объем
задания
по
таблицам
Горбова
в
2
раза
превышает
объем
задания
в
таблицах
Шульте
.
Проведенные
им
исследования
показали
статистически
дос
-
товерную
разницу
в
коэффициенте
переключаемости
у
боль
-
ных
туберкулезом
легких
в
сравнении
с
контрольной
группой
здоровых
.
Корректурная
проба
с
переключением
Обследуемому
дается
напечатанный
текст
,
лучше
всего
10
строчек
корректурной
таблицы
.
Инструкция
предусматривает
вы
-
черкивать
каждую
третью
букву
.
Фиксируется
время
,
затраченное
на
выполнение
задания
.
На
втором
этапе
обследуемому
предъяв
-
ляется
аналогичный
текст
и
дается
указание
зачеркивать
пооче
-
редно
в
одной
строке
каждую
третью
букву
,
а
в
последующей
—
каждую
четвертую
букву
.
В
качестве
текста
для
исследования
можно
использовать
страницы
журнала
,
брошюры
—
в
опреде
-
ленном
количестве
строчек
и
в
пределах
одного
абзаца
.
Обяза
-
тельна
предварительная
апробация
материала
опыта
на
здоровых
испытуемых
,
так
как
от
шрифта
,
количества
строчек
,
букв
в
строчке
зависит
время
,
затрачиваемое
на
выполнение
задания
.
Мы
использовали
для
исследования
части
бланков
для
коррек
-
турной
пробы
,
содержащие
по
12
строчек
букв
.
У
здоровых
испы
-
туемых
с
обычным
темпом
психической
деятельности
время
вы
-
полнения
второй
части
задания
существенно
не
отличалось
от
времени
,
затраченного
на
его
первую
половину
.
Нередко
коррек
-
турная
проба
с
переключением
выполняется
здоровыми
даже
бы
-
стрее
,
чем
обычная
.
Здесь
существенную
роль
играет
врабатыва
-
ние
,
а
также
то
,
что
вычеркивание
в
половине
строчек
четвертой
буквы
происходит
несколько
быстрее
.
Методика
«
Численно
-
буквенные
сочетания
»
Разработана
чехословацкими
учеными
;
в
нашей
стране
апро
-
бирована
Б
.
Л
.
Покровским
.
Предназначена
для
изучения
особен
-
ностей
внимания
,
способности
к
работе
в
вынужденном
темпе
и
при
дефиците
времени
,
для
оценки
эмоциональной
устойчивости
.
Испытуемым
предлагается
бланк
с
напечатанными
на
нем
100
строчками
численно
-
буквенных
сочетаний
и
предлагается
нахо
-
дить
и
зачеркивать
сочетания
цифр
и
букв
,
которые
называются
с
магнитофонной
ленты
с
интервалом
66
в
2—4
с
.
Для
проведения
обследования
требуется
17
мин
.
Обработка
производится
по
ключу
.
Критерии
оценки
резуль
-
татов
следующие
:
при
назывании
сочетаний
с
интервалом
в
4
с
:
47
и
более
правильных
ответов
—
отлично
,
40—46
правильных
ответов
—
хорошо
,
34—39
правильных
ответов
—
удовлетворительно
,
28—33
правильных
ответов
—
плохо
,
менее
28
правильных
ответов
—
очень
плохо
;
при
назывании
сочетаний
с
интервалом
в
2
с
:
32
и
более
правильных
ответов
—
отлично
,
26—31
правильных
ответов
—
хорошо
,
20—25
правильных
ответов
—
удовлетворительно
,
14—19
правильных
ответов
—
плохо
,
менее
14
правильных
ответов
—
очень
плохо
.
Методика
рекомендуется
для
использования
при
проведении
психофизиологического
обследования
водителей
транспорта
.
Методика
«
Перепутанные
линии
» (
методика
Рисса
)
Предназначена
для
диагностики
степени
устойчивости
зри
-
тельного
внимания
,
оценки
концентрации
внимания
,
показателей
импульсивности
—
рефлексивности
испытуемого
.
Может
прово
-
диться
как
индивидуально
,
так
и
с
группой
.
Для
проведения
исследования
необходимы
секундомер
и
спе
-
циальные
бланки
,
на
которых
изображены
перепутанные
между
собой
линии
.
Испытуемому
предлагается
взглядом
,
без
помощи
пальца
или
карандаша
(
ручки
и
т
.
п
.),
проследить
каждую
линию
слева
направо
и
у
правого
конца
ее
поставить
тот
номер
,
который
стоит
на
бланке
возле
левого
конца
линии
.
Подобным
образом
прослеживаются
все
изображенные
на
бланке
25
линий
.
На
вы
-
полнение
задания
отводится
пять
минут
(300
с
).
По
истечении
времени
испытуемый
отмечает
кружком
на
бланке
номер
послед
-
ней
линии
,
которую
он
успел
проследить
.
Если
испытуемый
за
-
канчивает
выполнение
задания
ранее
отведенных
на
него
пяти
минут
,
то
сразу
же
после
окончания
работы
бланк
у
него
отбира
-
ется
и
отмечается
затраченное
на
исследование
время
.
67
Критериями
оценки
успешности
выполнения
методики
явля
-
ются
:
затраченное
время
,
общее
число
просмотренных
за
это
вре
-
мя
линий
,
количество
ошибок
.
К
.
К
.
Платонов
и
И
.
И
.
Скрипюк
(1980)
рекомендуют
рассчитывать
показатели
успешности
(
У
)
и
продуктивности
(
П
):
где
Т
—
время
,
затраченное
на
выполнение
задания
(
всего
или
ка
-
кой
-
либо
его
части
, 25 —
общее
количество
линий
в
стимуль
-
ном
материале
,
Nnp. —
количество
линий
,
правильно
просмотренных
за
вре
-
мя
выполнения
задания
;
П
= Nnp.
—
Norn.,
где
Nnp.
—
количество
линий
,
правильно
просмотренных
за
время
выполнения
задания
, Norn. —
коли
-
чество
ошибочно
отмеченных
линий
.
По
специальным
формулам
возможно
вычисление
ин
-
тегральных
показателей
качества
внимания
(
К
),
учитывающего
как
темповые
характеристики
,
так
и
качество
работы
и
рефлек
-
сивности
-
импульсивности
(
Р
).
Методика
Мюнстерберга
Предназначена
для
исследования
избирательности
зрительно
-
го
восприятия
на
буквенном
материале
(
фигуро
-
фоновых
отно
-
шений
).
Для
выполнения
методики
требуются
специальные
бланки
,
се
-
кундомер
и
карандаш
(
ручка
).
На
бланке
в
случайном
порядке
напечатаны
буквы
русского
алфавита
,
среди
которых
скрыто
24
слова
различной
сложности
.
Все
скрытые
слова
—
имена
существительные
в
единственном
числе
именительного
падежа
.
Испытуемому
предлагается
как
можно
быстрее
отыскивать
скрытые
на
бланке
слова
и
подчерки
-
вать
их
.
Фиксируется
время
выполнения
задания
каждым
испы
-
туемым
.
Возможно
групповое
проведение
методики
.
Приводим
пример
строк
бланка
(
с
выделением
скрытых
в
них
слов
):
Правильность
выполнения
задания
проверяется
с
помощью
ключа
.
Оцениваются
время
выполнения
задания
и
68
его
правильность
.
Имеются
сведения
о
корреляции
успешности
выполнения
методики
с
показателем
общего
интеллекта
(
р
<0,05).
Методики
для
исследования
памяти
Существует
множество
специальных
методик
для
ис
-
следования
памяти
,
разработанных
как
в
общей
психологии
,
так
и
в
области
прикладной
психологии
.
Исследование
памяти
имеет
важное
значение
и
в
патопсихологии
,
так
как
разные
по
своей
структуре
расстройства
памяти
наблюдаются
при
многих
психи
-
ческих
заболеваниях
,
особенно
обусловленных
органическим
по
-
ражением
головного
мозга
.
Особенности
нарушений
памяти
могут
помочь
психологу
не
только
высказать
предположение
о
характере
заболевания
,
его
нозологической
принадлежности
,
но
и
о
стадии
течения
патологического
процесса
.
Результаты
,
получаемые
с
помощью
этих
методик
,
сви
-
детельствуют
не
только
о
состоянии
функции
памяти
.
В
пробах
на
память
отражаются
состояние
активного
внимания
,
явления
по
-
вышенной
истощаемости
психических
процессов
.
Осуществление
мнестической
функции
зависит
и
от
течения
мыслительных
про
-
цессов
.
Особенно
велика
роль
мышления
в
методах
исследования
опосредованного
запоминания
.
На
функцию
запоминания
сущест
-
венное
влияние
оказывает
состояние
аффективно
-
волевой
сферы
больного
.
Однако
,
несмотря
на
вышесказанное
,
преимущественное
назначение
методик
,
о
которых
будет
идти
речь
в
настоящем
раз
-
деле
, —
это
исследование
памяти
.
Из
многочисленных
когда
-
либо
предлагавшихся
способов
исследования
памяти
отобраны
наибо
-
лее
простые
по
своему
осуществлению
,
не
требующие
для
прове
-
дения
опыта
специальной
аппаратуры
и
в
то
же
время
позволяю
-
щие
психологу
достаточно
полно
судить
о
характере
имеющихся
у
больного
мнестических
нарушений
.
Тест
зрительной
и
слуховой
памяти
Методика
приводится
нами
в
описании
K. Meili (1961)
и
со
-
стоит
из
двух
этапов
.
Первый
этап
заключается
в
исследовании
зрительной
памяти
с
помощью
двух
серий
картинок
.
Каждая
серия
— 30
картинок
,
на
которых
изображены
определенные
предметы
.
Картинки
предъявляются
с
69
интервалом
в
2
с
одна
за
другой
.
Лучше
всего
соединить
их
двумя
скрепками
по
образцу
перекидного
календаря
.
Первая
серия
:
горшок
,
осел
,
ключ
,
тачка
,
колокольчик
,
стол
,
вишня
,
сапог
,
вилка
,
рыба
,
бочка
,
голова
,
буфет
,
роза
,
паровоз
,
кресло
,
флаг
,
петух
,
ножницы
,
зонтик
,
ваза
,
корова
,
диван
,
голубь
,
часы
,
старик
,
очки
,
лампа
,
нога
,
пианино
.
Вторая
серия
:
ракушка
,
кровать
,
труба
,
груша
,
метла
,
коза
,
букет
,
трамвай
,
пила
,
стул
,
мальчик
,
молоток
,
бутылка
,
подвода
,
расческа
,
пушка
,
дерево
,
яблоко
,
книжка
,
шляпа
,
дом
,
собака
,
скамейка
,
дверь
,
чашка
,
река
,
печь
,
скрипка
,
портсигар
,
конь
.
После
показа
картинок
первой
серии
делают
перерыв
на
10
с
,
а
затем
проверяют
,
сколько
предметов
запомнил
обследуемый
.
Инструкция
сообщает
обследуемому
,
что
предметы
можно
назы
-
вать
в
любом
порядке
.
Называемые
предметы
регистрируются
,
так
как
возможны
повторения
и
привнесение
не
фигурировавших
в
задании
.
Обе
серии
картинок
по
мере
возможности
следует
предъявлять
не
в
один
и
тот
же
день
.
Кроме
того
,
в
тот
день
,
когда
проводилось
исследование
зрительной
памяти
,
обследуемому
нельзя
предъявлять
для
запоминания
ряд
слов
.
При
обнаружении
значительной
разницы
в
результатах
и
ис
-
ключении
возможной
роли
в
этом
факторов
внешней
среды
мож
-
но
думать
о
лабильности
мнестической
функции
,
слабости
кон
-
центрации
внимания
.
Аналогичным
образом
проводят
исследование
слуховой
памя
-
ти
с
помощью
специально
подготовленных
двух
серий
слов
,
так
-
же
произносимых
с
интервалом
в
2
с
.
Первая
серия
:
картон
,
неделя
,
вагон
,
пианино
,
ворона
,
звонок
,
карта
,
пчела
,
крошка
,
перо
,
охотник
,
уголь
,
белка
,
парнишка
,
то
-
поль
,
груша
,
скатерть
,
суп
,
плащ
,
кот
,
нож
,
промокашка
,
уксус
,
цветок
,
труд
,
небо
,
спичка
,
чернила
.
Вторая
серия
:
таблица
,
крестьянин
,
рубль
,
ботинок
,
домна
,
пригорок
,
очки
,
вода
,
баран
,
ружье
,
туча
,
карандаш
,
самокат
,
ко
-
зел
,
змея
,
слива
,
кушетка
,
лягушка
,
пробка
,
телега
,
нос
,
берег
,
са
-
лон
,
отель
,
овод
,
мыло
,
сковорода
,
птица
,
салат
,
замок
.
Полученные
результаты
могут
быть
подвергнуты
коли
-
чественному
измерению
в
процентах
.
Так
,
успешность
вы
-
полнения
задания
взрослыми
приравнивается
к
100 %
при
вос
-
произведении
18—20
зрительных
образов
и
20—22
слов
,
70