Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7119

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 — 

среднее

 

время

 

выполнения

 

задания

 

по

 

таблицам

 

Горбо

-

ва

удваиваемое

 

в

 

связи

 

с

 

тем

что

 

объем

 

задания

 

по

 

таблицам

 

Горбова

 

в

 2 

раза

 

превышает

 

объем

 

задания

 

в

 

таблицах

 

Шульте

Проведенные

 

им

 

исследования

 

показали

 

статистически

 

дос

-

товерную

 

разницу

 

в

 

коэффициенте

 

переключаемости

 

у

 

боль

-

ных

 

туберкулезом

 

легких

 

в

 

сравнении

 

с

 

контрольной

 

группой

 

здоровых

.

 

Корректурная

 

проба

 

с

 

переключением

 

Обследуемому

 

дается

 

напечатанный

 

текст

лучше

 

всего

 10 

строчек

 

корректурной

 

таблицы

Инструкция

 

предусматривает

 

вы

-

черкивать

 

каждую

 

третью

 

букву

Фиксируется

 

время

затраченное

 

на

 

выполнение

 

задания

На

 

втором

 

этапе

 

обследуемому

 

предъяв

-

ляется

 

аналогичный

 

текст

 

и

 

дается

 

указание

 

зачеркивать

 

пооче

-

редно

 

в

 

одной

 

строке

 

каждую

 

третью

 

букву

а

 

в

 

последующей

 — 

каждую

 

четвертую

 

букву

В

 

качестве

 

текста

 

для

 

исследования

 

можно

 

использовать

 

страницы

 

журнала

брошюры

 — 

в

 

опреде

-

ленном

 

количестве

 

строчек

 

и

 

в

 

пределах

 

одного

 

абзаца

Обяза

-

тельна

 

предварительная

 

апробация

 

материала

 

опыта

 

на

 

здоровых

 

испытуемых

так

 

как

 

от

 

шрифта

количества

 

строчек

букв

 

в

 

строчке

 

зависит

 

время

затрачиваемое

 

на

 

выполнение

 

задания

.

 

Мы

 

использовали

 

для

 

исследования

 

части

 

бланков

 

для

 

коррек

-

турной

 

пробы

содержащие

 

по

 12 

строчек

 

букв

У

 

здоровых

 

испы

-

туемых

 

с

 

обычным

 

темпом

 

психической

 

деятельности

 

время

 

вы

-

полнения

 

второй

 

части

 

задания

 

существенно

 

не

 

отличалось

 

от

 

времени

затраченного

 

на

 

его

 

первую

 

половину

Нередко

 

коррек

-

турная

 

проба

 

с

 

переключением

 

выполняется

 

здоровыми

 

даже

 

бы

-

стрее

чем

 

обычная

Здесь

 

существенную

 

роль

 

играет

 

врабатыва

-

ние

а

 

также

 

то

что

 

вычеркивание

 

в

 

половине

 

строчек

 

четвертой

 

буквы

 

происходит

 

несколько

 

быстрее

.

 

Методика

 «

Численно

-

буквенные

 

сочетания

»

 

Разработана

 

чехословацкими

 

учеными

в

 

нашей

 

стране

 

апро

-

бирована

 

Б

Л

Покровским

Предназначена

 

для

 

изучения

 

особен

-

ностей

 

внимания

способности

 

к

 

работе

 

в

 

вынужденном

 

темпе

 

и

 

при

 

дефиците

 

времени

для

 

оценки

 

эмоциональной

 

устойчивости

.

 

Испытуемым

 

предлагается

 

бланк

 

с

 

напечатанными

 

на

 

нем

 100 

строчками

 

численно

-

буквенных

 

сочетаний

 

и

 

предлагается

 

нахо

-

дить

 

и

 

зачеркивать

 

сочетания

 

цифр

 

и

 

букв

которые

 

называются

 

с

 

магнитофонной

 

ленты

 

с

 

интервалом

 

66

 


background image

в

 2—4 

с

Для

 

проведения

 

обследования

 

требуется

 17 

мин

.

 

Обработка

 

производится

 

по

 

ключу

Критерии

 

оценки

 

резуль

-

татов

 

следующие

при

 

назывании

 

сочетаний

 

с

 

интервалом

 

в

 4 

с

:

 

47 

и

 

более

 

правильных

 

ответов

 — 

отлично

,

 

40—46 

правильных

 

ответов

 — 

хорошо

,

 

34—39 

правильных

 

ответов

 — 

удовлетворительно

,

 

28—33 

правильных

 

ответов

 — 

плохо

,

 

менее

 28 

правильных

 

ответов

 — 

очень

 

плохо

;

 

   

при

 

назывании

 

сочетаний

 

с

 

интервалом

 

в

 2 

с

:  

32 

и

 

более

 

правильных

 

ответов

 — 

отлично

26—31 

правильных

 

ответов

 — 

хорошо

,  

20—25 

правильных

 

ответов

 — 

удовлетворительно

,  

14—19 

правильных

 

ответов

 — 

плохо

,  

менее

 14 

правильных

 

ответов

 — 

очень

 

плохо

.

 

Методика

 

рекомендуется

 

для

 

использования

 

при

 

проведении

 

психофизиологического

 

обследования

 

водителей

 

транспорта

.

 

Методика

 «

Перепутанные

 

линии

» (

методика

 

Рисса

)

 

Предназначена

 

для

 

диагностики

 

степени

 

устойчивости

 

зри

-

тельного

 

внимания

оценки

 

концентрации

 

внимания

показателей

 

импульсивности

 — 

рефлексивности

 

испытуемого

Может

 

прово

-

диться

 

как

 

индивидуально

так

 

и

 

с

 

группой

.

 

Для

 

проведения

 

исследования

 

необходимы

 

секундомер

 

и

 

спе

-

циальные

 

бланки

на

 

которых

 

изображены

 

перепутанные

 

между

 

собой

 

линии

Испытуемому

 

предлагается

 

взглядом

без

 

помощи

 

пальца

 

или

 

карандаша

 (

ручки

 

и

 

т

п

.), 

проследить

 

каждую

 

линию

 

слева

 

направо

 

и

 

у

 

правого

 

конца

 

ее

 

поставить

 

тот

 

номер

который

 

стоит

 

на

 

бланке

 

возле

 

левого

 

конца

 

линии

Подобным

 

образом

 

прослеживаются

 

все

 

изображенные

 

на

 

бланке

 25 

линий

На

 

вы

-

полнение

 

задания

 

отводится

 

пять

 

минут

 (300 

с

). 

По

 

истечении

 

времени

 

испытуемый

 

отмечает

 

кружком

 

на

 

бланке

 

номер

 

послед

-

ней

 

линии

которую

 

он

 

успел

 

проследить

Если

 

испытуемый

 

за

-

канчивает

 

выполнение

 

задания

 

ранее

 

отведенных

 

на

 

него

 

пяти

 

минут

то

 

сразу

 

же

 

после

 

окончания

 

работы

 

бланк

 

у

 

него

 

отбира

-

ется

 

и

 

отмечается

 

затраченное

 

на

 

исследование

 

время

.

 

67

 


background image

Критериями

 

оценки

 

успешности

 

выполнения

 

методики

 

явля

-

ются

затраченное

 

время

общее

 

число

 

просмотренных

 

за

 

это

 

вре

-

мя

 

линий

количество

 

ошибок

К

К

Платонов

 

и

 

И

И

Скрипюк

 

(1980) 

рекомендуют

 

рассчитывать

 

показатели

 

успешности

  (

У

и

 

продуктивности

 (

П

):

 

 

где

 

Т

— 

время

затраченное

 

на

 

выполнение

 

задания

 (

всего

 

или

 

ка

-

кой

-

либо

 

его

 

части

, 25 — 

общее

 

количество

 

линий

 

в

 

стимуль

-

ном

 

материале

,

 

Nnp. — 

количество

 

линий

правильно

 

просмотренных

 

за

 

вре

-

мя

 

выполнения

 

задания

;

 

П

= Nnp. 

— 

Norn., 

где

 

Nnp. 

— 

количество

 

линий

правильно

 

просмотренных

 

за

 

время

 

выполнения

 

задания

, Norn. — 

коли

-

чество

 

ошибочно

 

отмеченных

 

линий

.

 

По

 

специальным

 

формулам

 

возможно

 

вычисление

 

ин

-

тегральных

 

показателей

 

качества

 

внимания

 

(

К

), 

учитывающего

 

как

 

темповые

 

характеристики

так

 

и

 

качество

 

работы

 

и

 

рефлек

-

сивности

-

импульсивности

 

(

Р

).

 

Методика

 

Мюнстерберга

 

Предназначена

 

для

 

исследования

 

избирательности

 

зрительно

-

го

 

восприятия

 

на

 

буквенном

 

материале

  (

фигуро

-

фоновых

 

отно

-

шений

).

 

Для

 

выполнения

 

методики

 

требуются

 

специальные

 

бланки

се

-

кундомер

 

и

 

карандаш

 (

ручка

).

 

На

 

бланке

 

в

 

случайном

 

порядке

 

напечатаны

 

буквы

 

русского

 

алфавита

среди

 

которых

 

скрыто

 24 

слова

 

различной

 

сложности

Все

 

скрытые

 

слова

 — 

имена

 

существительные

 

в

 

единственном

 

числе

 

именительного

 

падежа

Испытуемому

 

предлагается

 

как

 

можно

 

быстрее

 

отыскивать

 

скрытые

 

на

 

бланке

 

слова

 

и

 

подчерки

-

вать

 

их

Фиксируется

 

время

 

выполнения

 

задания

 

каждым

 

испы

-

туемым

.

 

Возможно

 

групповое

 

проведение

 

методики

.

 

Приводим

 

пример

 

строк

 

бланка

 (

с

 

выделением

 

скрытых

 

в

 

них

 

слов

):

 

 

Правильность

 

выполнения

 

задания

 

проверяется

 

с

 

помощью

 

ключа

Оцениваются

 

время

 

выполнения

 

задания

 

и

 

68

 


background image

его

 

правильность

Имеются

 

сведения

 

о

 

корреляции

 

успешности

 

выполнения

 

методики

 

с

 

показателем

 

общего

 

интеллекта

 (

р

<0,05).

 

Методики

 

для

 

исследования

 

памяти

 

Существует

 

множество

 

специальных

 

методик

 

для

 

ис

-

следования

 

памяти

разработанных

 

как

 

в

 

общей

 

психологии

так

 

и

 

в

 

области

 

прикладной

 

психологии

Исследование

 

памяти

 

имеет

 

важное

 

значение

 

и

 

в

 

патопсихологии

так

 

как

 

разные

 

по

 

своей

 

структуре

 

расстройства

 

памяти

 

наблюдаются

 

при

 

многих

 

психи

-

ческих

 

заболеваниях

особенно

 

обусловленных

 

органическим

 

по

-

ражением

 

головного

 

мозга

Особенности

 

нарушений

 

памяти

 

могут

 

помочь

 

психологу

 

не

 

только

 

высказать

 

предположение

 

о

 

характере

 

заболевания

его

 

нозологической

 

принадлежности

но

 

и

 

о

 

стадии

 

течения

 

патологического

 

процесса

.

 

Результаты

получаемые

 

с

 

помощью

 

этих

 

методик

сви

-

детельствуют

 

не

 

только

 

о

 

состоянии

 

функции

 

памяти

В

 

пробах

 

на

 

память

 

отражаются

 

состояние

 

активного

 

внимания

явления

 

по

-

вышенной

 

истощаемости

 

психических

 

процессов

Осуществление

 

мнестической

 

функции

 

зависит

 

и

 

от

 

течения

 

мыслительных

 

про

-

цессов

Особенно

 

велика

 

роль

 

мышления

 

в

 

методах

 

исследования

 

опосредованного

 

запоминания

На

 

функцию

 

запоминания

 

сущест

-

венное

 

влияние

 

оказывает

 

состояние

 

аффективно

-

волевой

 

сферы

 

больного

Однако

несмотря

 

на

 

вышесказанное

преимущественное

 

назначение

 

методик

о

 

которых

 

будет

 

идти

 

речь

 

в

 

настоящем

 

раз

-

деле

, — 

это

 

исследование

 

памяти

Из

 

многочисленных

 

когда

-

либо

 

предлагавшихся

 

способов

 

исследования

 

памяти

 

отобраны

 

наибо

-

лее

 

простые

 

по

 

своему

 

осуществлению

не

 

требующие

 

для

 

прове

-

дения

 

опыта

 

специальной

 

аппаратуры

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

позволяю

-

щие

 

психологу

 

достаточно

 

полно

 

судить

 

о

 

характере

 

имеющихся

 

у

 

больного

 

мнестических

 

нарушений

.

 

Тест

 

зрительной

 

и

 

слуховой

 

памяти

 

Методика

 

приводится

 

нами

 

в

 

описании

 K. Meili (1961) 

и

 

со

-

стоит

 

из

 

двух

 

этапов

Первый

 

этап

 

заключается

 

в

 

исследовании

 

зрительной

 

памяти

 

с

 

помощью

 

двух

 

серий

 

картинок

Каждая

 

серия

 

— 30 

картинок

на

 

которых

 

изображены

 

определенные

 

предметы

Картинки

 

предъявляются

 

с

 

69

 


background image

интервалом

 

в

 2 

с

 

одна

 

за

 

другой

Лучше

 

всего

 

соединить

 

их

 

двумя

 

скрепками

 

по

 

образцу

 

перекидного

 

календаря

.

 

Первая

 

серия

горшок

осел

ключ

тачка

колокольчик

стол

вишня

сапог

вилка

рыба

бочка

голова

буфет

роза

паровоз

кресло

флаг

петух

ножницы

зонтик

ваза

корова

диван

голубь

часы

старик

очки

лампа

нога

пианино

.

 

Вторая

 

серия

ракушка

кровать

труба

груша

метла

коза

букет

трамвай

пила

стул

мальчик

молоток

бутылка

подвода

расческа

пушка

дерево

яблоко

книжка

шляпа

дом

собака

скамейка

дверь

чашка

река

печь

скрипка

портсигар

конь

.

 

После

 

показа

 

картинок

 

первой

 

серии

 

делают

 

перерыв

 

на

 10 

с

а

 

затем

 

проверяют

сколько

 

предметов

 

запомнил

 

обследуемый

Инструкция

 

сообщает

 

обследуемому

что

 

предметы

 

можно

 

назы

-

вать

 

в

 

любом

 

порядке

Называемые

 

предметы

 

регистрируются

так

 

как

 

возможны

 

повторения

 

и

 

привнесение

 

не

 

фигурировавших

 

в

 

задании

Обе

 

серии

 

картинок

 

по

 

мере

 

возможности

 

следует

 

предъявлять

 

не

 

в

 

один

 

и

 

тот

 

же

 

день

Кроме

 

того

в

 

тот

 

день

когда

 

проводилось

 

исследование

 

зрительной

 

памяти

обследуемому

 

нельзя

 

предъявлять

 

для

 

запоминания

 

ряд

 

слов

.

 

При

 

обнаружении

 

значительной

 

разницы

 

в

 

результатах

 

и

 

ис

-

ключении

 

возможной

 

роли

 

в

 

этом

 

факторов

 

внешней

 

среды

 

мож

-

но

 

думать

 

о

 

лабильности

 

мнестической

 

функции

слабости

 

кон

-

центрации

 

внимания

.

 

Аналогичным

 

образом

 

проводят

 

исследование

 

слуховой

 

памя

-

ти

 

с

 

помощью

 

специально

 

подготовленных

 

двух

 

серий

 

слов

так

-

же

 

произносимых

 

с

 

интервалом

 

в

 2 

с

.

 

Первая

 

серия

картон

неделя

вагон

пианино

ворона

звонок

карта

пчела

крошка

перо

охотник

уголь

белка

парнишка

то

-

поль

груша

скатерть

суп

плащ

кот

нож

промокашка

уксус

цветок

труд

небо

спичка

чернила

.

 

Вторая

 

серия

таблица

крестьянин

рубль

ботинок

домна

пригорок

очки

вода

баран

ружье

туча

карандаш

самокат

ко

-

зел

змея

слива

кушетка

лягушка

пробка

телега

нос

берег

са

-

лон

отель

овод

мыло

сковорода

птица

салат

замок

.

 

Полученные

 

результаты

 

могут

 

быть

 

подвергнуты

 

коли

-

чественному

 

измерению

 

в

 

процентах

Так

успешность

 

вы

-

полнения

 

задания

 

взрослыми

 

приравнивается

 

к

 100 % 

при

 

вос

-

произведении

 18—20 

зрительных

 

образов

 

и

 20—22 

слов

,

 

70