Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7411

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

к

 80 % —15—16 

образов

 

или

 

слов

к

 60 % —14 

образов

 

и

 13—14 

слов

к

 40 % — 12—13 

образов

 

и

 13 

слов

к

 20 % —11—12 

обра

-

зов

 

и

 9—11 

слов

.

 

Описанная

 

методика

 

относится

 

к

 

методам

 

определения

 

удер

-

жанных

 

членов

 

ряда

Для

 

психолога

 

может

 

оказаться

 

более

 

полез

-

ным

 

метод

 

выучивания

позволяющий

 

исследовать

 

мнестическую

 

функцию

 

в

 

деятельности

 

в

 

зависимости

 

от

 

объема

 

заучиваемого

 

материала

 

и

 

его

 

характера

При

 

этом

 

можно

 

получить

 

более

 

пол

-

ную

 

характеристику

 

динамики

 

процесса

 

активного

 

запоминания

проверка

 

запомнившегося

 

через

 

определенные

 

интервалы

 

време

-

ни

 

характеризует

 

забывание

Можно

 

проследить

какие

 

слова

 

лучше

 

запоминаются

зависит

 

ли

 

это

 

от

 

их

 

расположения

 

в

 

ряду

от

 

частоты

 

их

 

употребления

 

в

 

жизни

 

обследуемого

от

 

его

 

профес

-

сиональных

 

интересов

от

 

участия

 

в

 

запоминании

 

ассоциативных

 

процессов

С

 

этой

 

целью

 

обычно

 

используются

 

пробы

 

на

 

запоми

-

нание

.

 

Пробы

 

на

 

запоминание

 

Проба

 

на

 

запоминание

 

искусственных

  (

несмысловых

зву

-

косочетаний

Обследуемому

 

зачитывают

 10 

двухсложных

 

звуко

-

сочетаний

 («

ролам

», «

вакар

», «

сига

» 

и

 

т

п

.) 

и

 

просят

 

повторить

 

те

которые

 

он

 

запомнил

безразлично

 

в

 

каком

 

порядке

Затем

 

ис

-

следующий

 

повторно

 

зачитывает

 

эти

 

звукосочетания

Здоровые

 

обследуемые

 

полностью

 

их

 

воспроизводят

 

после

 5—7 

повторе

-

ний

.

 

Проба

 

на

 

запоминание

 10 

слов

При

 

этом

 

обследуемому

 

зачиты

-

вают

 10 

двухсложных

 

слов

Подбирать

 

заучиваемые

 

слова

 

следует

 

так

чтобы

 

между

 

ними

 

трудно

 

было

 

установить

 

какие

-

нибудь

 

смысловые

 

отношения

Если

 

это

 

не

 

предусмотреть

обследуемый

 

может

 

облегчить

 

для

 

себя

 

задание

использовав

 

мнемотехниче

-

ские

 

приемы

.

 

Обычно

 

здоровые

 

обследуемые

 

воспроизводят

 10 

слов

 

уже

 

после

 3—4 

повторений

 (

иногда

при

 

тренированной

 

памяти

 — 

по

-

сле

 2 

повторений

). 

Через

 20—30 

мин

 

обследуемого

 

просят

 

повто

-

рить

 

запомнившиеся

 

ему

 

слова

В

 

случаях

где

 

ослабление

 

памяти

 

определяется

 

клинически

это

 

проделывают

 

раньше

через

 10—15 

мин

В

 

этом

 

промежутке

 

желательно

 

избегать

 

заданий

связанных

 

с

 

запоминанием

 

словесного

 

материала

можно

 

провести

 

исследо

-

вание

 

таблицами

 

Шульте

корректурную

 

пробу

 

и

 

т

д

.

 

В

 

протоколе

 

опыта

 

отмечаются

 

называемые

 

больным

  (

пра

-

вильно

 

и

 

ошибочно

слова

.

 

71

 


background image

 

Представляет

 

интерес

 

сопоставление

 

результатов

 

пробы

 

на

 

запоминание

 

с

 

уровнем

 

притязаний

 

обследуемого

 (

А

Р

Лурия

1962). 

Уровень

 

притязаний

 

зависит

 

от

 

оценки

 

больным

 

своих

 

возможностей

от

 

результатов

достигнутых

 

в

 

предшествующем

 

опыте

С

 

этой

 

целью

 

обследуемого

 

перед

 

каждым

 

очередным

 

повторением

 

спрашивают

сколько

 

слов

 

он

 

берется

 

запомнить

Сопоставление

 

уровня

 

притязаний

 

с

 

реальными

 

результатами

 

позволяет

 

судить

 

в

 

некоторой

 

степени

 

об

 

оценке

 

больным

 

сво

-

его

 

состояния

Так

при

 

органических

 

поражениях

 

головного

 

мозга

когда

 

страдает

 

рассудительное

 

отношение

 

больного

 

к

 

своему

 

состоянию

уровень

 

притязаний

 

значительно

 

превышает

 

достигнутые

 

результаты

.

 

Результаты

 

пробы

 

на

 

запоминание

 

могут

 

быть

 

отображены

 

графически

По

 

кривой

 

запоминания

 

удобно

 

анализировать

 

особенности

 

заучивания

При

 

истощаемости

 

мнестической

 

функции

 

кривая

 

запоминания

 

носит

 

зигзагообразный

 

характер

.

 

Проба

 

на

 

запоминание

 

выявляет

 

и

 

наличие

 

сужения

 

объема

 

внимания

В

 

этих

 

случаях

 

обследуемый

 

в

 

следующем

 

повторе

-

нии

называя

 

новые

 

слова

уже

 

не

 

воспроизводит

 

72

 


background image

слов

фигурировавших

 

в

 

предыдущем

 

туре

При

 

этом

 

суммарные

 

результаты

 

после

 

каждого

 

повторения

 

мало

 

отличаются

.

 

Проба

 

на

 

ассоциативную

 

память

 

Обследуемому

 

зачитывают

 

десять

 

пар

 

относительно

 

од

-

нородных

 

слов

между

 

которыми

 

легко

 

устанавливаются

 

смысло

-

вые

 

связи

Например

река

 — 

море

яблоко

 — 

груша

 

и

 

т

д

Иссле

-

дующий

 

зачитывает

 

эти

 

слова

четко

 

отделяя

 

пары

 

паузами

Затем

 

он

 

зачитывает

 

первое

 

слово

 

каждой

 

пары

а

 

обследуемый

 

называ

-

ет

 

второе

 

слово

Обычно

 

здоровые

 

обследуемые

 

выполняют

 

зада

-

ние

 

после

 

двух

 

повторений

а

 

иногда

 

сразу

после

 

первого

 

зачи

-

тывания

 

слов

.

 

Проба

 

на

 

ассоциативную

 

память

 

является

 

одним

 

из

 

вариантов

 

исследования

 

опосредованного

 

запоминания

Известно

 

много

 

мо

-

дификаций

 

этой

 

методики

В

 

частности

одна

 

из

 

них

 

входит

 

в

 

со

-

став

 

шкалы

 

памяти

 

Векслера

Учитывая

 

возможное

 

различие

 

ха

-

рактера

 

ассоциативных

 

отношений

 

и

 

желая

 

проследить

как

 

это

 

различие

 

сказывается

 

на

 

запоминании

Ю

А

Машек

 (1973) 

пред

-

ложил

 

следующую

 

модификацию

Обследуемому

 

для

 

запомина

-

ния

 

предлагается

 10 

групп

 

парных

 

ассоциаций

составленных

 

по

 

определенному

 

принципу

 

смысловой

 

связи

Это

 

различные

 

отно

-

шения

 

понятий

противоположные

 

понятия

  (

юг

 — 

север

любовь

 

— 

ненависть

), 

понятия

 

различной

 

величины

  (

холм

 — 

гора

страх

 

— 

ужас

), 

вместилище

 

и

 

вмещаемое

 (

графин

 — 

вода

шкаф

 — 

оде

-

жда

), 

причина

 

и

 

следствие

 (

укол

 — 

боль

), 

часть

 

и

 

целое

 (

слово

 — 

фраза

зерно

 — 

колос

), 

орудие

 

и

 

объект

 

труда

 (

земля

 — 

лопата

), 

абстрактные

 

и

 

конкретные

 

понятия

 (

искусство

 — 

картина

). 

Далее

 

предлагались

 

пары

 

слов

образующие

 

суждение

  (

орел

 — 

птица

), 

привычные

 

словосочетания

  (

точка

 — 

тире

), 

трудносочетаемые

 

слова

  (

курица

 — 

портсигар

). 

После

 

проверки

 

запоминания

 

каж

-

дой

 

группы

 

слов

 

устраивается

 

перерыв

 

на

 2 

мин

а

 

после

 

предъяв

-

ления

 

пяти

 

групп

 — 

на

 30 

мин

Сопоставление

 

получаемых

 

ре

-

зультатов

 

у

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

больного

 

при

 

исследовании

 

пробами

 

на

 

запоминание

 

позволяет

 

судить

 

о

 

большей

 

или

 

меньшей

 

со

-

хранности

 

механической

 

и

 

логической

 (

смысловой

памяти

срав

-

нить

 

показатели

 

непосредственного

 

и

 

опосредованного

 

запомина

-

ния

.

 

73

 


background image

Опосредованное

 

запоминание

 

Методика

 

разработана

 

А

Н

Леонтьевым

 (1928) 

для

 

ис

-

следования

 

логического

или

 

опосредованного

запоминания

Ре

-

зультаты

 

исследования

 

свидетельствуют

 

не

 

только

 

о

 

состоянии

 

памяти

но

 

и

 

об

 

особенностях

 

мышления

.

 

Исследование

 

должно

 

быть

 

подготовлено

 

заранее

Обследуе

-

мому

 

зачитывается

 10—15 

слов

 

и

 

предлагают

 

для

 

того

чтобы

 

их

 

запомнить

подобрать

 

к

 

каждому

 

подходящий

 

по

 

смыслу

 

рисунок

На

 

столе

 

лежат

 20—30 

карточек

 

с

 

рисунками

предусматриваю

-

щими

 

различные

 

возможности

 

опосредования

Эти

 

рисунки

 

не

 

должны

 

служить

 

прямой

 

иллюстрацией

 

к

 

запоминаемым

 

словам

Обследуемый

 

должен

 

установить

 

смысловую

 

связь

 

между

 

словом

 

и

 

рисунком

например

к

 

слову

  «

море

» — 

пароход

, «

дождь

» — 

зонтик

 

и

 

т

д

Каждый

 

раз

подобрав

 

нужный

 

рисунок

об

-

следуемый

 

должен

 

объяснить

 

мотивы

 

своего

 

решения

Затем

 

про

-

веряют

насколько

 

подобранные

 

рисунки

 

помогают

 

обследуемому

 

воспроизводить

 

заданные

 

в

 

начале

 

опыта

 

слова

и

 

тем

 

самым

 

по

-

лучают

 

впечатление

 

о

 

состоянии

 

у

 

него

 

логической

 

памяти

.

 

Эта

 

методика

 

в

 

определенной

 

степени

 

позволяет

 

судить

 

и

 

об

 

интеллектуальном

 

уровне

 

обследуемого

 — 

слабоумным

 

больным

 

опосредованное

 

запоминание

 

недоступно

.

 

В

 

некоторой

 

степени

 

по

 

результатам

 

можно

 

судить

 

о

 

характере

 

ассоциаций

 

у

 

обследуемого

насколько

 

они

 

адекватны

насколько

 

изображенный

 

рисунок

 

соответствует

 

заданному

 

слову

Однако

 

возможности

 

исследования

 

ассоциативного

 

процесса

 

этой

 

мето

-

дикой

 

ограничены

предопределены

 

произведенным

 

до

 

исследо

-

вания

 

подбором

 

вспомогательных

 

рисунков

.

 

Психометрическое

 

исследование

 

памяти

 

с

 

помощью

 

шкалы

 

Векслера

 

Все

 

методики

направленные

 

на

 

исследование

 

памяти

харак

-

теризуются

 

обязательным

 

количественным

 

определением

 

полу

-

чаемых

 

с

 

их

 

помощью

 

результатов

Благодаря

 

этому

 

полученные

 

в

 

эксперименте

 

данные

  «

измерения

» 

мнестической

 

функции

 

мо

-

гут

 

быть

 

использованы

 

для

 

характеристики

 

степени

 

психического

 

дефекта

а

 

также

 

для

 

обнаружения

 

динамики

 

состояния

 

как

 

под

 

влиянием

 

текущего

 

патологического

 

процесса

так

 

и

 

в

 

связи

 

с

 

проводимым

 

лечением

Однако

 

все

 

перечисленные

 

выше

 

приемы

 

преследуют

 

цель

 

изучения

 

какой

-

либо

 

одной

 

из

 

сторон

 

74

 


background image

функции

 

памяти

Получаемые

 

с

 

их

 

помощью

 

результаты

 

трудно

 

сопоставимы

Поэтому

 

для

 

патопсихолога

 

может

 

представить

 

ин

-

терес

 

так

 

называемая

 

шкала

 

памяти

 

Векслера

 (Wechsler Memory 

Test, 1946).

 

Шкала

 

памяти

 

Векслера

 

состоит

 

из

 

серии

 

методик

Получае

-

мые

 

с

 

их

 

помощью

 

результаты

 

суммируются

при

 

этом

 

учитыва

-

ется

 

специальная

 

поправка

 

на

 

возраст

Исследователь

 

получает

 

возможность

 

оценить

 

память

 

по

 

данным

 

эксперимента

 

не

 

только

 

с

 

помощью

 

суммарных

 

показателей

но

 

и

 

по

 

разбросу

по

 

отклоне

-

нию

 

результатов

 

выполнения

 

отдельных

 

заданий

 

от

 

каких

-

то

 

средних

 

величин

При

 

всей

 

дискуссионности

 

применения

 

психо

-

метрических

 

методов

 

в

 

патопсихологии

 

следует

 

отметить

что

 

шкала

 

памяти

 

лишена

 

одного

 

из

 

серьезных

 

недостатков

прису

-

щих

 

многим

 

психометрическим

 

тестам

 

для

 

исследования

 

интел

-

лекта

в

 

ней

 

исследователь

 

имеет

 

дело

 

со

 

сравнительно

 

однород

-

ным

 

в

 

информативном

 

отношении

 

материалом

Учитывая

 

относи

-

тельное

 

значение

 

суммарных

 

показателей

получаемых

 

с

 

помощью

 

шкалы

 

памяти

можно

 

думать

что

 

накопление

 

результатов

 

иссле

-

дований

 

клинически

 

четко

 

очерченных

 

групп

 

психически

 

боль

-

ных

 

с

 

различной

 

степенью

 

мнестического

 

снижения

 

снабдит

 

пси

-

холога

 

средними

 

ориентировочными

 

показателями

.

 

 

75