Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7411
Скачиваний: 69
к
80 % —15—16
образов
или
слов
,
к
60 % —14
образов
и
13—14
слов
,
к
40 % — 12—13
образов
и
13
слов
,
к
20 % —11—12
обра
-
зов
и
9—11
слов
.
Описанная
методика
относится
к
методам
определения
удер
-
жанных
членов
ряда
.
Для
психолога
может
оказаться
более
полез
-
ным
метод
выучивания
,
позволяющий
исследовать
мнестическую
функцию
в
деятельности
в
зависимости
от
объема
заучиваемого
материала
и
его
характера
.
При
этом
можно
получить
более
пол
-
ную
характеристику
динамики
процесса
активного
запоминания
;
проверка
запомнившегося
через
определенные
интервалы
време
-
ни
характеризует
забывание
.
Можно
проследить
,
какие
слова
лучше
запоминаются
,
зависит
ли
это
от
их
расположения
в
ряду
,
от
частоты
их
употребления
в
жизни
обследуемого
,
от
его
профес
-
сиональных
интересов
,
от
участия
в
запоминании
ассоциативных
процессов
.
С
этой
целью
обычно
используются
пробы
на
запоми
-
нание
.
Пробы
на
запоминание
Проба
на
запоминание
искусственных
(
несмысловых
)
зву
-
косочетаний
.
Обследуемому
зачитывают
10
двухсложных
звуко
-
сочетаний
(«
ролам
», «
вакар
», «
сига
»
и
т
.
п
.)
и
просят
повторить
те
,
которые
он
запомнил
,
безразлично
в
каком
порядке
.
Затем
ис
-
следующий
повторно
зачитывает
эти
звукосочетания
.
Здоровые
обследуемые
полностью
их
воспроизводят
после
5—7
повторе
-
ний
.
Проба
на
запоминание
10
слов
.
При
этом
обследуемому
зачиты
-
вают
10
двухсложных
слов
.
Подбирать
заучиваемые
слова
следует
так
,
чтобы
между
ними
трудно
было
установить
какие
-
нибудь
смысловые
отношения
.
Если
это
не
предусмотреть
,
обследуемый
может
облегчить
для
себя
задание
,
использовав
мнемотехниче
-
ские
приемы
.
Обычно
здоровые
обследуемые
воспроизводят
10
слов
уже
после
3—4
повторений
(
иногда
,
при
тренированной
памяти
—
по
-
сле
2
повторений
).
Через
20—30
мин
обследуемого
просят
повто
-
рить
запомнившиеся
ему
слова
.
В
случаях
,
где
ослабление
памяти
определяется
клинически
,
это
проделывают
раньше
,
через
10—15
мин
.
В
этом
промежутке
желательно
избегать
заданий
,
связанных
с
запоминанием
словесного
материала
,
можно
провести
исследо
-
вание
таблицами
Шульте
,
корректурную
пробу
и
т
.
д
.
В
протоколе
опыта
отмечаются
называемые
больным
(
пра
-
вильно
и
ошибочно
)
слова
.
71
Представляет
интерес
сопоставление
результатов
пробы
на
запоминание
с
уровнем
притязаний
обследуемого
(
А
.
Р
.
Лурия
,
1962).
Уровень
притязаний
зависит
от
оценки
больным
своих
возможностей
,
от
результатов
,
достигнутых
в
предшествующем
опыте
.
С
этой
целью
обследуемого
перед
каждым
очередным
повторением
спрашивают
,
сколько
слов
он
берется
запомнить
.
Сопоставление
уровня
притязаний
с
реальными
результатами
позволяет
судить
в
некоторой
степени
об
оценке
больным
сво
-
его
состояния
.
Так
,
при
органических
поражениях
головного
мозга
,
когда
страдает
рассудительное
отношение
больного
к
своему
состоянию
,
уровень
притязаний
значительно
превышает
достигнутые
результаты
.
Результаты
пробы
на
запоминание
могут
быть
отображены
графически
.
По
кривой
запоминания
удобно
анализировать
особенности
заучивания
.
При
истощаемости
мнестической
функции
кривая
запоминания
носит
зигзагообразный
характер
.
Проба
на
запоминание
выявляет
и
наличие
сужения
объема
внимания
.
В
этих
случаях
обследуемый
в
следующем
повторе
-
нии
,
называя
новые
слова
,
уже
не
воспроизводит
72
слов
,
фигурировавших
в
предыдущем
туре
.
При
этом
суммарные
результаты
после
каждого
повторения
мало
отличаются
.
Проба
на
ассоциативную
память
Обследуемому
зачитывают
десять
пар
относительно
од
-
нородных
слов
,
между
которыми
легко
устанавливаются
смысло
-
вые
связи
.
Например
:
река
—
море
;
яблоко
—
груша
и
т
.
д
.
Иссле
-
дующий
зачитывает
эти
слова
,
четко
отделяя
пары
паузами
.
Затем
он
зачитывает
первое
слово
каждой
пары
,
а
обследуемый
называ
-
ет
второе
слово
.
Обычно
здоровые
обследуемые
выполняют
зада
-
ние
после
двух
повторений
,
а
иногда
сразу
,
после
первого
зачи
-
тывания
слов
.
Проба
на
ассоциативную
память
является
одним
из
вариантов
исследования
опосредованного
запоминания
.
Известно
много
мо
-
дификаций
этой
методики
.
В
частности
,
одна
из
них
входит
в
со
-
став
шкалы
памяти
Векслера
.
Учитывая
возможное
различие
ха
-
рактера
ассоциативных
отношений
и
желая
проследить
,
как
это
различие
сказывается
на
запоминании
,
Ю
.
А
.
Машек
(1973)
пред
-
ложил
следующую
модификацию
.
Обследуемому
для
запомина
-
ния
предлагается
10
групп
парных
ассоциаций
,
составленных
по
определенному
принципу
смысловой
связи
.
Это
различные
отно
-
шения
понятий
:
противоположные
понятия
(
юг
—
север
,
любовь
—
ненависть
),
понятия
различной
величины
(
холм
—
гора
,
страх
—
ужас
),
вместилище
и
вмещаемое
(
графин
—
вода
,
шкаф
—
оде
-
жда
),
причина
и
следствие
(
укол
—
боль
),
часть
и
целое
(
слово
—
фраза
,
зерно
—
колос
),
орудие
и
объект
труда
(
земля
—
лопата
),
абстрактные
и
конкретные
понятия
(
искусство
—
картина
).
Далее
предлагались
пары
слов
,
образующие
суждение
(
орел
—
птица
),
привычные
словосочетания
(
точка
—
тире
),
трудносочетаемые
слова
(
курица
—
портсигар
).
После
проверки
запоминания
каж
-
дой
группы
слов
устраивается
перерыв
на
2
мин
,
а
после
предъяв
-
ления
пяти
групп
—
на
30
мин
.
Сопоставление
получаемых
ре
-
зультатов
у
одного
и
того
же
больного
при
исследовании
пробами
на
запоминание
позволяет
судить
о
большей
или
меньшей
со
-
хранности
механической
и
логической
(
смысловой
)
памяти
,
срав
-
нить
показатели
непосредственного
и
опосредованного
запомина
-
ния
.
73
Опосредованное
запоминание
Методика
разработана
А
.
Н
.
Леонтьевым
(1928)
для
ис
-
следования
логического
,
или
опосредованного
,
запоминания
.
Ре
-
зультаты
исследования
свидетельствуют
не
только
о
состоянии
памяти
,
но
и
об
особенностях
мышления
.
Исследование
должно
быть
подготовлено
заранее
.
Обследуе
-
мому
зачитывается
10—15
слов
и
предлагают
для
того
,
чтобы
их
запомнить
,
подобрать
к
каждому
подходящий
по
смыслу
рисунок
.
На
столе
лежат
20—30
карточек
с
рисунками
,
предусматриваю
-
щими
различные
возможности
опосредования
.
Эти
рисунки
не
должны
служить
прямой
иллюстрацией
к
запоминаемым
словам
.
Обследуемый
должен
установить
смысловую
связь
между
словом
и
рисунком
,
например
,
к
слову
«
море
» —
пароход
, «
дождь
» —
зонтик
и
т
.
д
.
Каждый
раз
,
подобрав
нужный
рисунок
,
об
-
следуемый
должен
объяснить
мотивы
своего
решения
.
Затем
про
-
веряют
,
насколько
подобранные
рисунки
помогают
обследуемому
воспроизводить
заданные
в
начале
опыта
слова
,
и
тем
самым
по
-
лучают
впечатление
о
состоянии
у
него
логической
памяти
.
Эта
методика
в
определенной
степени
позволяет
судить
и
об
интеллектуальном
уровне
обследуемого
—
слабоумным
больным
опосредованное
запоминание
недоступно
.
В
некоторой
степени
по
результатам
можно
судить
о
характере
ассоциаций
у
обследуемого
:
насколько
они
адекватны
,
насколько
изображенный
рисунок
соответствует
заданному
слову
.
Однако
возможности
исследования
ассоциативного
процесса
этой
мето
-
дикой
ограничены
,
предопределены
произведенным
до
исследо
-
вания
подбором
вспомогательных
рисунков
.
Психометрическое
исследование
памяти
с
помощью
шкалы
Векслера
Все
методики
,
направленные
на
исследование
памяти
,
харак
-
теризуются
обязательным
количественным
определением
полу
-
чаемых
с
их
помощью
результатов
.
Благодаря
этому
полученные
в
эксперименте
данные
«
измерения
»
мнестической
функции
мо
-
гут
быть
использованы
для
характеристики
степени
психического
дефекта
,
а
также
для
обнаружения
динамики
состояния
как
под
влиянием
текущего
патологического
процесса
,
так
и
в
связи
с
проводимым
лечением
.
Однако
все
перечисленные
выше
приемы
преследуют
цель
изучения
какой
-
либо
одной
из
сторон
74
функции
памяти
.
Получаемые
с
их
помощью
результаты
трудно
сопоставимы
.
Поэтому
для
патопсихолога
может
представить
ин
-
терес
так
называемая
шкала
памяти
Векслера
(Wechsler Memory
Test, 1946).
Шкала
памяти
Векслера
состоит
из
серии
методик
.
Получае
-
мые
с
их
помощью
результаты
суммируются
,
при
этом
учитыва
-
ется
специальная
поправка
на
возраст
.
Исследователь
получает
возможность
оценить
память
по
данным
эксперимента
не
только
с
помощью
суммарных
показателей
,
но
и
по
разбросу
,
по
отклоне
-
нию
результатов
выполнения
отдельных
заданий
от
каких
-
то
средних
величин
.
При
всей
дискуссионности
применения
психо
-
метрических
методов
в
патопсихологии
следует
отметить
,
что
шкала
памяти
лишена
одного
из
серьезных
недостатков
,
прису
-
щих
многим
психометрическим
тестам
для
исследования
интел
-
лекта
:
в
ней
исследователь
имеет
дело
со
сравнительно
однород
-
ным
в
информативном
отношении
материалом
.
Учитывая
относи
-
тельное
значение
суммарных
показателей
,
получаемых
с
помощью
шкалы
памяти
,
можно
думать
,
что
накопление
результатов
иссле
-
дований
клинически
четко
очерченных
групп
психически
боль
-
ных
с
различной
степенью
мнестического
снижения
снабдит
пси
-
холога
средними
ориентировочными
показателями
.
75