Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7122

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Шкала

 

памяти

 

Векслера

 

состоит

 

из

 7 

методик

 — 

субтестов

Исследование

 

по

 

ним

 

проводится

 

в

 

один

 

прием

 

и

 

регистрируется

 

на

 

специальном

 

бланке

.

 

субтест

 

заключается

 

в

 

проверке

 

знания

 

обследуемым

 

личных

 

и

 

общественных

 

данных

Каждый

 

правильный

 

ответ

 

оценивается

 

в

 

один

 

балл

Максимально

 

в

 

этом

 

субтесте

 

обследуемый

 

может

 

набрать

 6 

баллов

.

 

II

 

субтест

 — 

определение

 

ориентировки

Проверяется

 

знание

 

обследуемым

 

текущего

 

года

месяца

дня

где

 

он

 

в

 

настоящее

 

вре

-

мя

 

находится

в

 

каком

 

городе

Оценка

 

ответов

 

та

 

же

что

 

и

 

в

 

пре

-

дыдущем

 

субтесте

Максимальный

 

результат

 — 5 

баллов

.

 

III 

субтест

 — 

психический

 

контроль

 

состоит

 

из

 

трех

 

заданий

Первое

 — 

отсчитывание

 

от

 20 

в

 

обратном

 

порядке

Второе

 — 

по

-

вторить

 

по

 

памяти

 

алфавит

 

от

 

А

 

до

 

Я

Третье

 

задание

 — 

называние

 

чисел

 

от

 1 

до

 40 

через

 3 

единицы

В

 

этом

 

субтесте

 

исследующий

 

не

 

должен

 

оказывать

 

обследуемому

 

помощи

.

 

Если

 

задание

 

по

 

отсчитыванию

 

от

 20 

выполнено

 

без

 

ошибок

 

и

 

за

 

время

 

до

 30 

с

результат

 

оценивается

 

в

 2 

балла

при

 

наличии

 

од

-

ной

 

ошибки

но

 

за

 

то

 

же

 

время

 — 

в

 1 

балл

При

 

правильном

 

вы

-

полнении

 

задания

 

быстрее

 

чем

 

за

 10 

с

 

результат

 

оценивается

 

в

 3 

балла

.

 

При

 

воспроизведении

 

алфавита

 

без

 

ошибок

 

за

 

время

 

от

 10 

до

 

30 

с

 — 2 

балла

если

 

допущена

 

одна

 

ошибка

но

 

время

 

на

 

выполне

-

ние

 

задания

 

не

 

превышено

, — 1 

балл

Безошибочное

 

выполнение

 

задания

 

менее

 

чем

 

за

 10 

с

 — 3 

балла

.

 

Счет

 

до

 40 

без

 

ошибок

 

за

 20 — 45 

с

 

оценивается

 

в

 2 

балла

При

 

одной

 

ошибке

 

и

 

при

 

своевременном

 

выполнении

 

задания

 

за

 

время

 

до

 20 

с

 

к

 

оценке

 

прибавляется

 

дополнительный

 

балл

.

 

Максимальная

 

оценка

 

результатов

 

в

 III 

субтесте

 — 9 

баллов

.

 

IV

субтест

 

направлен

 

на

 

проверку

 

логической

 

памяти

 

и

 

сводит

-

ся

 

к

 

запоминанию

 

двух

 

рассказов

В

 

каждом

 

рассказе

 

можно

 

вы

-

делить

 23 

смысловые

 

единицы

Пересказ

 

тщательно

 

записывается

Отмечается

 

количество

 

репродуцированных

 

обследуемым

 

смы

-

словых

 

единиц

 

по

 

каждому

 

рассказу

затем

 

подсчитывается

 

сред

-

нее

 

арифметическое

Максимальная

 

оценка

 

в

 IV 

субтесте

 — 23 

балла

.

 

76

 


background image

субтест

 — 

воспроизведение

 

цифр

 

в

 

прямом

 

и

 

обратном

 

по

-

рядке

 — 

аналогичен

 

одному

 

из

 

субтестов

 

метода

 

Векслера

 

для

 

исследования

 

интеллекта

Обследуемому

 

зачитывают

 

ряд

 

цифр

В

 

каждом

 

последующем

 

ряду

 

на

 

одну

 

цифру

 

больше

чем

 

в

 

преды

-

дущем

В

 

первом

 

ряду

 

содержится

 4 

цифры

расположенные

 

в

 

случайном

 

порядке

в

 

последнем

 — 8 

цифр

Исследующий

 

отме

-

чает

 

последний

 

ряд

который

 

обследуемому

 

удалось

 

воспроизве

-

сти

Затем

 

дается

 

инструкция

 

воспроизводить

 

ряды

 

цифр

 

в

 

обрат

-

ном

 

порядке

Предполагая

 

наличие

 

у

 

обследуемого

 

интеллек

-

туального

 

снижения

инструкцию

 

можно

 

подкрепить

 

примером

Во

 

второй

 

серии

 

опыта

 

количество

 

цифр

 

в

 

ряду

 

нарастает

 

от

 3 

к

 7. 

И

 

здесь

 

аналогично

 

регистрируются

 

результаты

.

 

Оценка

 

по

 

субтесту

 

производится

 

сложением

 

результатов

по

-

лученных

 

в

 

обеих

 

сериях

Максимальная

 

оценка

 

в

 

этом

 

субтесте

 

15 

баллов

Если

 

обследуемый

 

не

 

в

 

состоянии

 

воспроизвести

 

в

 

об

-

ратном

 

порядке

 

ряд

 

из

 3 

цифр

ему

 

предлагают

 

повторить

 

таким

 

способом

 2 

цифры

 

и

 

результат

 

оценивают

 

в

 2 

балла

.

 

VI 

субтест

 

— 

визуальная

 

репродукция

Обследуемому

 

предлагают

 

посмотреть

 

на

 

четыре

 

геометрических

 

рисунка

 

(

рис

. 3

). 

Экспозиция

 — 10 

с

Затем

 

он

 

должен

 

воспроизвести

 

их

 

на

 

бланке

 

опыта

.

 

Оценка

 

производится

 

следующим

 

образом

.

 

В

 

фигуре

 

А

 — 

наличие

 

двух

 

перекрещенных

 

линий

 

с

 

флажка

-

ми

независимо

 

от

 

их

 

направленности

 — 1 

балл

правильно

 

по

-

ставленные

 

по

 

отношению

 

друг

 

к

 

другу

 

флажки

 — 1 

балл

точ

-

ность

равные

 

линии

поставленные

 

под

 

правильным

 

углом

, — 1 

балл

Максимум

 — 3 

балла

.

 

В

 

фигуре

 

Б

 — 

большой

 

квадрат

 

с

 

двумя

 

диаметрами

 — 1 

балл

четыре

 

малых

 

квадрата

 

в

 

большом

 

квадрате

 — 1 

балл

два

 

диа

-

метра

 

со

 

всеми

 

мелкими

 

квадратами

 — 1 

балл

; 16 

точек

 

в

 

малых

 

квадратах

 — 1 

балл

точность

 

в

 

пропорциях

 — 1 

балл

Максимум

 

— 5 

баллов

При

 

наличии

 

лишних

 

линий

 

результат

 

оценивается

 3 

баллами

.

 

В

 

фигуре

 

В

1 — 

маленький

 

прямоугольник

 

в

 

большом

 — 1 

балл

все

 

вершины

 

внутреннего

 

прямоугольника

 

соединены

 

с

 

верши

-

нами

 

наружного

 — 1 

балл

маленький

 

прямоугольник

 

точно

 

раз

-

мещен

 

в

 

большом

 — 1 

балл

Максимум

 — 3 

балла

.

 

77

 


background image

В

 

фигуре

 

В

2 — 

открытый

 

прямоугольник

 

с

 

правильным

 

узлом

 

на

 

каждом

 

краю

 — 1 

балл

правильно

 

воспроизведенные

 

центр

 

и

 

правая

 

или

 

левая

 

сторона

 — 1 

балл

правильная

 

фигура

 

за

 

исклю

-

чением

 

одного

 

узла

 — 1 

балл

правильно

 

воспроизведенная

 

фигу

-

ра

 

в

 

приблизительно

 

верных

 

пропорциях

 — 3 

балла

Максимум

 — 

балла

.

 

Общая

 

максимальная

 

оценка

 

результатов

 

по

 VI 

субтесту

 14 

баллов

.

 

VII 

субтест

 

— 

парные

 

ассоциации

Обследуемому

 

за

-

читывают

 10 

пар

 

слов

близких

 

или

 

отдаленных

 

в

 

ассоциативном

 

отношении

Первые

 6 

пар

 — «

легкие

 

ассоциации

», 

вторые

 4 

пары

 

— «

трудные

 

ассоциации

». 

При

 

первом

 

прочтении

 

они

 

расположе

-

ны

 

вперемешку

Затем

 

трижды

каждый

 

раз

 

в

 

другом

 

порядке

за

-

читывают

 

первые

 

слова

 

каждой

 

пары

 

и

 

проверяют

 

запомнившие

-

ся

 

ассоциации

.

 

Приводим

 

примеры

 

применяемых

 

для

 

исследования

 

пар

 

ассо

-

циаций

: «

легкие

» — 

утро

вечер

серебро

золото

; «

трудные

» — 

капуста

перо

стакан

петух

.

 

Правильный

 

ответ

 

подкрепляется

 

репликой

 

исследующего

 «

хо

-

рошо

», 

при

 

неправильном

 — 

указывают

 

на

 

ошибку

Пауза

 

между

 

се

-

риями

 — 10 

с

Как

 

правильный

 

учитывается

 

ответ

 

в

 

течение

 5 

с

Оценка

 

производится

 

сложением

 

суммы

 

удавшихся

 

обследуемому

 

«

легких

 

ассоциаций

», 

разделенной

 

на

 2, 

с

 

суммой

 

удавшихся

 «

труд

-

ных

 

ассоциаций

».

 

Затем

 

суммируются

 

результаты

 

по

 

всем

 

субтестам

их

 

сумма

 

составляет

 

абсолютный

 

показатель

 (

АП

). 

По

 

специальной

 

таблице

 

производится

 

поправка

 

на

 

возраст

С

 

помощью

 

другой

 

таблицы

 

корригированный

 

показатель

 

приводится

 

в

 

соответствие

 

с

 

показа

-

телями

 

интеллекта

 

по

 

шкале

 

для

 

исследования

 

интеллекта

.

 

Анализ

 

шкалы

 

памяти

 

показывает

что

 

она

 

состоит

 

из

 

обычно

 

употребляемых

 

для

 

исследования

 

памяти

 

методик

с

 

их

 

помощью

 

определяется

 

состояние

 

кратковременной

 

и

 

долговременной

 

па

-

мяти

оценивается

 

логически

-

смысловая

 

и

 

ассоциативная

 

память

характеризуется

 

способность

 

к

 

репродукции

 

зрительных

 

образов

При

 

этом

 

учитывается

 

состояние

 

активного

 

внимания

возможно

-

сти

 

воспроизведения

 

привычного

 

ряда

 

и

 

его

 

деавтоматизации

Для

 

возможности

 

сравнения

 

результатов

 

выполнения

 

отдельных

 

субтестов

 

была

 

разработана

 

специальная

 

таблица

 (

мнемограмма

), 

позволяющая

 

переводить

 

пересчет

 

показателей

 

по

 

отдельным

 

субтестам

 

в

 

систему

 

вторичных

 

баллов

.

 

Приводим

 

пример

 

вычисления

 

результатов

 

исследования

Об

-


background image

следуемый

 42 

лет

выполнив

 

все

 

задания

 

по

 

шкале

 

памяти

набрал

 

64 

балла

Это

 

его

 

абсолютный

 

показатель

 (

АП

). 

Найдя

 

в

 

таблице

 

соответствующую

 

возрастную

 

прибавку

мы

 

получаем

 

результат

 

104 (64 

балла

 + 40 

баллов

 

возрастной

 

прибавки

). 

Это

 

корригиро

-

ванный

 

показатель

  (

КП

обследуемого

С

 

помощью

 

специальной

 

таблицы

 

он

 

преобразовывается

 

в

 

эквивалентный

 

показатель

 

памя

-

ти

  (

ЭПП

) — 

ПО

Это

 

значит

что

 

память

 

обследуемого

 

соот

-

ветствует

 

интеллекту

 

с

 

показателем

 

интеллекта

 (IQ), 

равному

 110. 

Таким

 

образом

исследующий

 

как

 

бы

 

получает

 

возможность

 (

при

 

параллельном

 

исследовании

 

интеллекта

 

и

 

установлении

 

его

 

ис

-

тинного

 

уровня

убедиться

 

в

 

соответствии

 

или

 

несоответствии

 

интеллектуального

 

уровня

 

и

 

состояния

 

мнестической

 

функции

На

 

практике

 

это

 

не

 

всегда

 

оказывается

 

так

Особенные

 

затрудне

-

ния

 

исследующий

 

испытывает

 

при

 

определении

 

эквивалентного

 

показателя

 

памяти

 

в

 

начальной

 

стадии

 

заболевания

Здесь

 

воз

-

растная

 

прибавка

 

и

 

пересчет

 

в

 

ЭПП

 

часто

 

нивелируют

 

снижение

 

памяти

Поэтому

 

нами

 

был

 

введен

 

показатель

 

продуктивности

 

памяти

Аналогично

 

тому

 

как

 D. Bromley 

при

 

изучении

 

интеллек

-

та

 

стареющих

 

соотносила

 

абсолютные

 

данные

 

не

 

с

 

истинным

 

воз

-

растом

а

 

с

 

возрастом

 «

пика

» 

биологического

 

и

 

интеллектуального

 

развития

 

индивидуума

 (16—25 

лет

), 

мы

 

к

 

абсолютному

 

показате

-

лю

 

памяти

 

прибавляли

 

возрастную

 

прибавку

 

для

 

возраста

 16—25 

лет

Такой

 

показатель

 

более

 

четко

 

выявляет

 

начальное

 

снижение

 

памяти

Кроме

 

того

ЭПП

 

представляется

 

нам

 

недостаточно

 

при

-

емлемым

 

для

 

индивидуальных

 

исследований

 

и

 

потому

что

 

мы

 

не

 

знаем

 

исходного

преморбидного

состояния

 

интеллекта

 

и

 

памяти

 

у

 

обследуемого

.

 

Конечно

одни

 

лишь

 

количественные

 

показатели

 

по

 

шкале

 

па

-

мяти

 

Векслера

 

не

 

дают

 

полной

 

характеристики

 

мнестической

 

функции

 

обследуемого

Для

 

этого

 

необходим

 

тщательный

 

качест

-

венный

 

анализ

 

выполнения

 

заданий

 

по

 

отдельным

 

субтестам

.

 

Тест

 

зрительной

 

ретенции

 

Бентона

 

Тест

 

предложен

 A. L. Benton (1952) 

для

 

исследования

 

запоми

-

нания

 

рисунков

 

различных

 

форм

Рисунки

с

 

помощью

 

которых

 

производится

 

проба

 

Бентона

объединены

 

в

 

три

 

формы

 — 

С

, D, 

Е

Все

 

эти

 

три

 

формы

 

эквивалентны

 

и

 

состоят

 

каждая

 

из

 10 

карто

-

чек

-

образцов

На

 

карточке

 

79

 


background image

изображено

 

несколько

 

простых

 

геометрических

 

фигур

Время

 

экспозиции

 

карточки

 — 10 

с

Затем

 

обследуемый

 

должен

 

воспро

-

извести

 

нарисованные

 

на

 

карточке

 

фигуры

 

по

 

памяти

При

 

этом

 

оценка

 

ответа

 

производится

 

по

 

количественному

 

и

 

качественному

 

показателям

Количественная

 

оценка

 

ответа

 

несложна

правиль

-

ное

 

репродуцирование

 

оценивается

 

в

 1 

балл

неправильное

 — 

в

 0 

баллов

Сравнивая

 

соотношение

 

правильно

 

и

 

неправильно

 

выпол

-

ненных

 

заданий

мы

 

получаем

 

своеобразный

 

показатель

 

умствен

-

ного

 

ущерба

Имеются

 

также

 

две

 

дополнительные

 

формы

 F 

и

 I, 

каждая

 

из

 

них

 

содержит

 

по

 15 

карточек

На

 

каждой

 

карточке

 — 4 

набора

 

фигур

.

 

 

Более

 

интересен

 

качественный

 

анализ

 

получаемых

 

с

 

помощью

 

теста

 

Бентона

 

результатов

. A. L. Benton 

составлена

 

специальная

 

таблица

 

возможных

 

ошибочных

 

репродукций

 

каждой

 

картинки

-

образца

При

 

этом

 

различаются

 

ошибки

наблюдающиеся

 

у

 

здо

-

ровых

 

людей

и

 

ошибки

типичные

 

для

 

органической

 

церебраль

-

ной

 

патологии

.

 

По

 

данным

 J. Poitrenand 

и

 F. Clement (1965), 

тест

 

Бентона

 

весь

-

ма

 

эффективен

 

для

 

геронтопсихологических

 

исследований

На

 

большой

 

группе

 

обследованных

 

обнаружено

 

заметное

 

возраста

-

ние

 

числа

 «

органических

» 

ошибок

 

с

 

возрастом

,

 

80