Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7415
Скачиваний: 69
Шкала
памяти
Векслера
состоит
из
7
методик
—
субтестов
.
Исследование
по
ним
проводится
в
один
прием
и
регистрируется
на
специальном
бланке
.
I
субтест
заключается
в
проверке
знания
обследуемым
личных
и
общественных
данных
.
Каждый
правильный
ответ
оценивается
в
один
балл
.
Максимально
в
этом
субтесте
обследуемый
может
набрать
6
баллов
.
II
субтест
—
определение
ориентировки
.
Проверяется
знание
обследуемым
текущего
года
,
месяца
,
дня
,
где
он
в
настоящее
вре
-
мя
находится
,
в
каком
городе
.
Оценка
ответов
та
же
,
что
и
в
пре
-
дыдущем
субтесте
.
Максимальный
результат
— 5
баллов
.
III
субтест
—
психический
контроль
состоит
из
трех
заданий
.
Первое
—
отсчитывание
от
20
в
обратном
порядке
.
Второе
—
по
-
вторить
по
памяти
алфавит
от
А
до
Я
.
Третье
задание
—
называние
чисел
от
1
до
40
через
3
единицы
.
В
этом
субтесте
исследующий
не
должен
оказывать
обследуемому
помощи
.
Если
задание
по
отсчитыванию
от
20
выполнено
без
ошибок
и
за
время
до
30
с
,
результат
оценивается
в
2
балла
,
при
наличии
од
-
ной
ошибки
,
но
за
то
же
время
—
в
1
балл
.
При
правильном
вы
-
полнении
задания
быстрее
чем
за
10
с
результат
оценивается
в
3
балла
.
При
воспроизведении
алфавита
без
ошибок
за
время
от
10
до
30
с
— 2
балла
,
если
допущена
одна
ошибка
,
но
время
на
выполне
-
ние
задания
не
превышено
, — 1
балл
.
Безошибочное
выполнение
задания
менее
чем
за
10
с
— 3
балла
.
Счет
до
40
без
ошибок
за
20 — 45
с
оценивается
в
2
балла
.
При
одной
ошибке
и
при
своевременном
выполнении
задания
за
время
до
20
с
к
оценке
прибавляется
дополнительный
балл
.
Максимальная
оценка
результатов
в
III
субтесте
— 9
баллов
.
IV
субтест
направлен
на
проверку
логической
памяти
и
сводит
-
ся
к
запоминанию
двух
рассказов
.
В
каждом
рассказе
можно
вы
-
делить
23
смысловые
единицы
.
Пересказ
тщательно
записывается
.
Отмечается
количество
репродуцированных
обследуемым
смы
-
словых
единиц
по
каждому
рассказу
,
затем
подсчитывается
сред
-
нее
арифметическое
.
Максимальная
оценка
в
IV
субтесте
— 23
балла
.
76
V
субтест
—
воспроизведение
цифр
в
прямом
и
обратном
по
-
рядке
—
аналогичен
одному
из
субтестов
метода
Векслера
для
исследования
интеллекта
.
Обследуемому
зачитывают
ряд
цифр
.
В
каждом
последующем
ряду
на
одну
цифру
больше
,
чем
в
преды
-
дущем
.
В
первом
ряду
содержится
4
цифры
,
расположенные
в
случайном
порядке
,
в
последнем
— 8
цифр
.
Исследующий
отме
-
чает
последний
ряд
,
который
обследуемому
удалось
воспроизве
-
сти
.
Затем
дается
инструкция
воспроизводить
ряды
цифр
в
обрат
-
ном
порядке
.
Предполагая
наличие
у
обследуемого
интеллек
-
туального
снижения
,
инструкцию
можно
подкрепить
примером
.
Во
второй
серии
опыта
количество
цифр
в
ряду
нарастает
от
3
к
7.
И
здесь
аналогично
регистрируются
результаты
.
Оценка
по
субтесту
производится
сложением
результатов
,
по
-
лученных
в
обеих
сериях
.
Максимальная
оценка
в
этом
субтесте
15
баллов
.
Если
обследуемый
не
в
состоянии
воспроизвести
в
об
-
ратном
порядке
ряд
из
3
цифр
,
ему
предлагают
повторить
таким
способом
2
цифры
и
результат
оценивают
в
2
балла
.
VI
субтест
—
визуальная
репродукция
.
Обследуемому
предлагают
посмотреть
на
четыре
геометрических
рисунка
(
рис
. 3
).
Экспозиция
— 10
с
.
Затем
он
должен
воспроизвести
их
на
бланке
опыта
.
Оценка
производится
следующим
образом
.
В
фигуре
А
—
наличие
двух
перекрещенных
линий
с
флажка
-
ми
,
независимо
от
их
направленности
— 1
балл
:
правильно
по
-
ставленные
по
отношению
друг
к
другу
флажки
— 1
балл
;
точ
-
ность
,
равные
линии
,
поставленные
под
правильным
углом
, — 1
балл
.
Максимум
— 3
балла
.
В
фигуре
Б
—
большой
квадрат
с
двумя
диаметрами
— 1
балл
;
четыре
малых
квадрата
в
большом
квадрате
— 1
балл
;
два
диа
-
метра
со
всеми
мелкими
квадратами
— 1
балл
; 16
точек
в
малых
квадратах
— 1
балл
;
точность
в
пропорциях
— 1
балл
.
Максимум
— 5
баллов
.
При
наличии
лишних
линий
результат
оценивается
3
баллами
.
В
фигуре
В
1 —
маленький
прямоугольник
в
большом
— 1
балл
;
все
вершины
внутреннего
прямоугольника
соединены
с
верши
-
нами
наружного
— 1
балл
;
маленький
прямоугольник
точно
раз
-
мещен
в
большом
— 1
балл
.
Максимум
— 3
балла
.
77
В
фигуре
В
2 —
открытый
прямоугольник
с
правильным
узлом
на
каждом
краю
— 1
балл
;
правильно
воспроизведенные
центр
и
правая
или
левая
сторона
— 1
балл
;
правильная
фигура
за
исклю
-
чением
одного
узла
— 1
балл
;
правильно
воспроизведенная
фигу
-
ра
в
приблизительно
верных
пропорциях
— 3
балла
.
Максимум
—
3
балла
.
Общая
максимальная
оценка
результатов
по
VI
субтесту
14
баллов
.
VII
субтест
—
парные
ассоциации
.
Обследуемому
за
-
читывают
10
пар
слов
,
близких
или
отдаленных
в
ассоциативном
отношении
.
Первые
6
пар
— «
легкие
ассоциации
»,
вторые
4
пары
— «
трудные
ассоциации
».
При
первом
прочтении
они
расположе
-
ны
вперемешку
.
Затем
трижды
,
каждый
раз
в
другом
порядке
,
за
-
читывают
первые
слова
каждой
пары
и
проверяют
запомнившие
-
ся
ассоциации
.
Приводим
примеры
применяемых
для
исследования
пар
ассо
-
циаций
: «
легкие
» —
утро
—
вечер
,
серебро
—
золото
; «
трудные
» —
капуста
—
перо
,
стакан
—
петух
.
Правильный
ответ
подкрепляется
репликой
исследующего
«
хо
-
рошо
»,
при
неправильном
—
указывают
на
ошибку
.
Пауза
между
се
-
риями
— 10
с
.
Как
правильный
учитывается
ответ
в
течение
5
с
.
Оценка
производится
сложением
суммы
удавшихся
обследуемому
«
легких
ассоциаций
»,
разделенной
на
2,
с
суммой
удавшихся
«
труд
-
ных
ассоциаций
».
Затем
суммируются
результаты
по
всем
субтестам
,
их
сумма
составляет
абсолютный
показатель
(
АП
).
По
специальной
таблице
производится
поправка
на
возраст
.
С
помощью
другой
таблицы
корригированный
показатель
приводится
в
соответствие
с
показа
-
телями
интеллекта
по
шкале
для
исследования
интеллекта
.
Анализ
шкалы
памяти
показывает
,
что
она
состоит
из
обычно
употребляемых
для
исследования
памяти
методик
:
с
их
помощью
определяется
состояние
кратковременной
и
долговременной
па
-
мяти
,
оценивается
логически
-
смысловая
и
ассоциативная
память
,
характеризуется
способность
к
репродукции
зрительных
образов
.
При
этом
учитывается
состояние
активного
внимания
,
возможно
-
сти
воспроизведения
привычного
ряда
и
его
деавтоматизации
.
Для
возможности
сравнения
результатов
выполнения
отдельных
субтестов
была
разработана
специальная
таблица
(
мнемограмма
),
позволяющая
переводить
пересчет
показателей
по
отдельным
субтестам
в
систему
вторичных
баллов
.
Приводим
пример
вычисления
результатов
исследования
.
Об
-
следуемый
42
лет
,
выполнив
все
задания
по
шкале
памяти
,
набрал
64
балла
.
Это
его
абсолютный
показатель
(
АП
).
Найдя
в
таблице
соответствующую
возрастную
прибавку
,
мы
получаем
результат
104 (64
балла
+ 40
баллов
возрастной
прибавки
).
Это
корригиро
-
ванный
показатель
(
КП
)
обследуемого
.
С
помощью
специальной
таблицы
он
преобразовывается
в
эквивалентный
показатель
памя
-
ти
(
ЭПП
) —
ПО
.
Это
значит
,
что
память
обследуемого
соот
-
ветствует
интеллекту
с
показателем
интеллекта
(IQ),
равному
110.
Таким
образом
,
исследующий
как
бы
получает
возможность
(
при
параллельном
исследовании
интеллекта
и
установлении
его
ис
-
тинного
уровня
)
убедиться
в
соответствии
или
несоответствии
интеллектуального
уровня
и
состояния
мнестической
функции
.
На
практике
это
не
всегда
оказывается
так
.
Особенные
затрудне
-
ния
исследующий
испытывает
при
определении
эквивалентного
показателя
памяти
в
начальной
стадии
заболевания
.
Здесь
воз
-
растная
прибавка
и
пересчет
в
ЭПП
часто
нивелируют
снижение
памяти
.
Поэтому
нами
был
введен
показатель
продуктивности
памяти
.
Аналогично
тому
как
D. Bromley
при
изучении
интеллек
-
та
стареющих
соотносила
абсолютные
данные
не
с
истинным
воз
-
растом
,
а
с
возрастом
«
пика
»
биологического
и
интеллектуального
развития
индивидуума
(16—25
лет
),
мы
к
абсолютному
показате
-
лю
памяти
прибавляли
возрастную
прибавку
для
возраста
16—25
лет
.
Такой
показатель
более
четко
выявляет
начальное
снижение
памяти
.
Кроме
того
,
ЭПП
представляется
нам
недостаточно
при
-
емлемым
для
индивидуальных
исследований
и
потому
,
что
мы
не
знаем
исходного
,
преморбидного
,
состояния
интеллекта
и
памяти
у
обследуемого
.
Конечно
,
одни
лишь
количественные
показатели
по
шкале
па
-
мяти
Векслера
не
дают
полной
характеристики
мнестической
функции
обследуемого
.
Для
этого
необходим
тщательный
качест
-
венный
анализ
выполнения
заданий
по
отдельным
субтестам
.
Тест
зрительной
ретенции
Бентона
Тест
предложен
A. L. Benton (1952)
для
исследования
запоми
-
нания
рисунков
различных
форм
.
Рисунки
,
с
помощью
которых
производится
проба
Бентона
,
объединены
в
три
формы
—
С
, D,
Е
.
Все
эти
три
формы
эквивалентны
и
состоят
каждая
из
10
карто
-
чек
-
образцов
.
На
карточке
79
изображено
несколько
простых
геометрических
фигур
.
Время
экспозиции
карточки
— 10
с
.
Затем
обследуемый
должен
воспро
-
извести
нарисованные
на
карточке
фигуры
по
памяти
.
При
этом
оценка
ответа
производится
по
количественному
и
качественному
показателям
.
Количественная
оценка
ответа
несложна
,
правиль
-
ное
репродуцирование
оценивается
в
1
балл
,
неправильное
—
в
0
баллов
.
Сравнивая
соотношение
правильно
и
неправильно
выпол
-
ненных
заданий
,
мы
получаем
своеобразный
показатель
умствен
-
ного
ущерба
.
Имеются
также
две
дополнительные
формы
F
и
I,
каждая
из
них
содержит
по
15
карточек
.
На
каждой
карточке
— 4
набора
фигур
.
Более
интересен
качественный
анализ
получаемых
с
помощью
теста
Бентона
результатов
. A. L. Benton
составлена
специальная
таблица
возможных
ошибочных
репродукций
каждой
картинки
-
образца
.
При
этом
различаются
ошибки
,
наблюдающиеся
у
здо
-
ровых
людей
,
и
ошибки
,
типичные
для
органической
церебраль
-
ной
патологии
.
По
данным
J. Poitrenand
и
F. Clement (1965),
тест
Бентона
весь
-
ма
эффективен
для
геронтопсихологических
исследований
.
На
большой
группе
обследованных
обнаружено
заметное
возраста
-
ние
числа
«
органических
»
ошибок
с
возрастом
,
80