Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7416
Скачиваний: 69
особенно
после
60
лет
.
Кроме
того
,
было
проведено
сравнение
результатов
,
полученных
с
помощью
теста
Бентона
при
обследо
-
вании
практически
здоровых
лиц
и
страдающих
органической
це
-
ребральной
патологией
.
Получены
также
статистически
досто
-
верные
данные
,
свидетельствующие
о
том
,
что
тест
Бентона
отчет
-
ливо
выявляет
органическую
патологию
.
Исследование
,
прове
-
денное
у
этих
двух
групп
в
возрастном
аспекте
,
показало
,
что
ука
-
занная
разница
данных
с
возрастом
значительно
уменьшается
.
Отмечено
,
что
наличие
одной
«
органической
»
ошибки
возможно
и
у
психически
здоровых
лиц
,
что
может
быть
объяснено
фактором
переутомления
.
Наличие
двух
«
органических
»
ошибок
представ
-
ляет
большую
редкость
даже
у
очень
старых
обследуемых
,
психи
-
чески
здоровых
.
Например
,
на
картинке
для
исследования
по
Бе
-
тону
нарисованы
две
главные
,
крупные
фигуры
и
одна
мелкая
(
рис
. 4
,
позиция
А
).
Типичные
для
здоровых
людей
ошибки
:
обсле
-
дуемый
забыл
нарисовать
одну
из
фигур
,
но
он
сознает
это
и
ос
-
тавил
для
нее
пустое
место
(
рис
. 4
,
позиция
Б
1),
либо
он
изменил
расположение
фигур
на
рисунке
,
поставив
маленькую
фигуру
в
правый
верхний
угол
(
рис
. 4,
позиция
Б
2).
Могут
быть
и
другие
ошибки
такого
рода
,
при
которых
перемещаются
те
или
иные
фи
-
гуры
,
но
все
они
не
считаются
патогномоничными
для
органиче
-
ского
поражения
головного
мозга
.
Примеры
«
органических
»
ошибок
:
больной
разделил
(
рис
. 4,
позиция
ВТ
)
на
фрагменты
одну
из
основных
фигур
(
иногда
такое
расчленение
оригинала
приводит
к
невозможности
опознания
фи
-
гуры
-
образца
)
либо
воспроизвел
все
фигуры
в
одной
величине
(
рис
. 4,
позиция
В
2).
Выделено
около
десяти
типов
ошибок
такого
рода
.
Наиболее
типичные
ошибки
,
встречающиеся
у
здоровых
об
-
следуемых
:
перестановка
главной
фигуры
справа
налево
,
непра
-
вильное
перемещение
главной
фигуры
по
вертикали
,
поворот
во
-
круг
оси
малой
или
большой
фигур
,
сознательный
пропуск
малой
фигуры
,
сознательный
пропуск
элементов
фигуры
,
поворот
во
-
круг
оси
или
перемещение
элементов
фигуры
.
Примеры
«
органических
»
ошибок
:
полный
или
частичный
про
-
пуск
малых
фигур
,
повторение
(
дубликация
)
малых
фигур
,
дубли
-
кация
основной
фигуры
,
расположение
периферической
фигуры
между
главными
или
внутри
главной
,
поворот
фигур
на
рисунке
на
90°.
81
Примеры
«
тяжелых
»
ошибок
,
наиболее
часто
наблюдающихся
при
явной
органической
церебральной
патологии
:
тенденция
к
деформации
фигур
по
размерам
,
повторение
главной
фигуры
в
одном
и
том
же
образце
,
повторение
элементов
фигуры
в
образце
,
контаминация
(
сплавление
)
фигур
,
тенденция
к
персеверации
фи
-
гур
,
значительное
искажение
фигур
,
вставки
в
фигуры
,
полный
пропуск
образца
.
Методики
для
исследования
уровня
и
течения
мыслительных
процессов
Складывание
картинок
из
отрезков
Методика
предложена
А
.
Н
.
Бернштейном
(1911)
для
иссле
-
дования
интеллектуального
уровня
.
Обследуемому
предлагают
(
в
возрастающей
сложности
)
со
-
ставить
6
рисунков
,
разрезанных
на
части
.
Первые
3
рисунка
раз
-
резаны
на
4
части
,
а
остальные
—
на
большее
количество
отрез
-
ков
.
Первый
и
четвертый
рисунки
одинаковы
,
но
разрезаны
по
-
разному
.
Для
повторных
исследований
желательно
иметь
не
-
сколько
наборов
,
аналогично
подобранных
.
Отрезки
рисунка
да
-
ются
испытуемому
без
определенного
порядка
,
перевернутыми
.
Составляться
они
должны
без
образца
.
При
выполнении
задания
обращается
внимание
не
только
на
время
и
конечный
результат
,
но
обязательно
должны
регистриро
-
ваться
особенности
работы
обследуемого
.
Так
,
правильное
вы
-
полнение
задания
требует
вначале
анализа
предъявленного
обсле
-
дуемому
материала
,
после
чего
уже
последовательно
,
планомерно
из
отдельных
отрезков
составляется
рисунок
.
Существенную
роль
при
этом
играет
выделение
опорных
сигнальных
деталей
рисунка
.
При
интеллектуальной
недостаточности
такой
анализ
отсутствует
и
больные
пытаются
составить
рисунок
,
прикладывая
беспоря
-
дочно
один
отрезок
к
другому
(
по
методу
проб
и
ошибок
).
Такое
выполнение
задания
свидетельствует
об
отсутствии
у
обследуемо
-
го
плана
.
Характер
работы
обследуемого
может
свидетельствовать
и
о
нарушении
критичности
мышления
,
когда
неправильно
положен
-
ные
отрезки
оставляются
им
на
месте
,
даже
несмотря
на
подсказ
-
ку
исследующего
.
82
Понимание
рассказов
Это
одна
из
наиболее
давно
употребляющихся
методик
психо
-
логического
исследования
.
Результаты
исследования
свидетельст
-
вуют
об
осмыслении
сюжета
рассказа
и
о
состоянии
памяти
об
-
следуемого
.
Для
исследования
применяются
специально
подобранные
рас
-
сказы
,
чаще
всего
поучительного
характера
,
притчи
.
Направлен
-
ность
задания
в
некоторой
степени
зависит
от
способа
его
прове
-
дения
(
С
.
Я
.
Рубинштейн
, 1962).
Так
,
если
читать
текст
рассказа
обследуемому
,
то
этим
облегчается
восприятие
смысла
рассказа
,
но
от
обследуемого
требуется
более
значительное
сосредоточение
внимания
.
Если
же
обследуемый
сам
читает
рассказ
,
он
повтор
-
ным
чтением
легко
компенсирует
недостаточность
внимания
.
Затем
обследуемому
предлагают
воспроизвести
рассказ
(
устно
или
письменно
).
Обращается
внимание
на
характер
изложения
—
словарный
запас
,
возможное
наличие
парафазии
,
темп
речи
,
осо
-
бенности
построения
фразы
,
лаконичность
или
,
наоборот
,
чрез
-
мерная
обстоятельность
.
Существенное
значение
имеет
следующее
:
насколько
доступен
обследуемому
скрытый
смысл
рассказа
,
связывает
ли
он
его
с
ок
-
ружающей
действительностью
,
доступна
ли
ему
юмористическая
сторона
рассказа
.
Понимание
скрытого
,
переносного
смысла
рас
-
сказа
часто
бывает
затруднено
при
интеллектуальной
недостаточ
-
ности
,
хотя
пересказ
при
этом
очень
близок
к
заданному
тексту
Для
проведения
исследования
необходимо
приготовить
серию
текстов
,
отличающихся
различной
степенью
сложности
.
Могут
быть
применены
и
тексты
с
пропущенными
словами
(
методика
Эббингауза
).
Читая
этот
текст
,
испытуемый
должен
вставить
недостающие
слова
,
сообразуясь
с
содержанием
рассказа
и
нередко
ознакомившись
с
последующими
фразами
.
При
этом
могут
обнаруживаться
нарушения
критичности
мышления
—
сло
-
ва
вставляются
случайно
,
иногда
лишь
по
ассоциации
с
близко
расположенными
к
недостающему
.
Допускаемые
при
этом
неле
-
пые
ошибки
больной
иногда
не
исправляет
и
после
замечания
ис
-
следующего
.
Понимание
сюжетных
картин
Методика
направлена
преимущественно
на
исследование
ин
-
теллектуального
уровня
и
имеет
много
общего
с
83
предыдущей
.
Однако
она
отличается
от
понимания
сюжетных
рас
-
сказов
тем
,
что
в
процессе
исследования
больше
удается
уловить
весь
ход
рассуждений
испытуемого
и
оценить
особенности
меха
-
низма
осмысления
в
динамике
(
А
.
Н
.
Бернштейн
, 1911).
Возможны
различные
варианты
,
модификации
методики
.
Ос
-
новной
заключается
в
показе
больным
специально
подготовлен
-
ной
серии
картин
различной
сложности
,
выполненных
преимуще
-
ственно
в
реалистичной
манере
.
Обычно
с
этой
целью
используют
открытки
-
репродукции
.
Инструкция
содержит
просьбу
к
испытуе
-
мому
охарактеризовать
содержание
картины
.
Описывая
картину
,
обследуемый
обнаруживает
не
только
возможность
понять
ее
сю
-
жет
,
но
и
проявляет
свой
запас
знаний
,
особенности
речи
(
лекси
-
кон
,
грамматическая
четкость
,
темп
и
т
.
д
.),
свое
отношение
к
изображаемым
событиям
.
Обычно
здоровые
обследуемые
вначале
анализируют
картину
(
про
себя
или
вслух
),
выделяют
в
ней
второстепенные
и
основные
детали
.
Затем
,
отвлекаясь
от
несущественного
,
они
сопоставляют
основные
элементы
,
связывают
их
воедино
,
и
таким
образом
про
-
исходит
проникновение
в
сюжет
картины
.
Затруднение
понимания
сюжетных
картин
обнаруживается
при
состояниях
,
характеризующихся
интеллектуальной
недоста
-
точностью
.
Особенности
речи
при
этом
могут
показывать
обедне
-
ние
словарного
запаса
,
затруднения
в
поисках
нужного
слова
,
афатические
и
парафатические
проявления
,
элементы
олигофазии
.
Очень
полезным
оказывается
это
исследование
при
очаговой
органической
патологии
.
Так
,
при
симультанной
агнозии
(
заты
-
лочная
локализация
поражения
)
больные
испытывают
затрудне
-
ния
,
заключающиеся
в
невозможности
охватить
сразу
всю
ситуа
-
цию
,
произвести
зрительный
синтез
(
А
.
Р
.
Лурия
, 1962).
В
связи
с
этим
больные
очень
активно
предлагают
различные
догадки
о
сю
-
жете
рисунка
,
в
которых
,
однако
,
не
отражаются
истинные
связи
между
различными
компонентами
,
деталями
рисунка
.
При
пора
-
жении
лобных
отделов
головного
мозга
оценка
картины
произво
-
дится
без
стадии
предварительного
анализа
ее
деталей
на
основе
какого
-
либо
фрагмента
.
При
этом
обычно
игнорируются
элемен
-
ты
,
создающие
эмоциональный
фон
картины
Э
.
Я
.
Евлахова
(1957),
в
особенности
нарушается
84
восприятие
мимики
и
жестов
персонажей
.
Для
исследования
мо
-
жет
быть
использован
и
другой
вариант
этой
методики
,
когда
об
-
следуемому
предлагают
юмористические
рисунки
.
В
этих
случаях
задание
нередко
оказывается
более
сложным
и
,
кроме
того
,
полу
-
ченные
результаты
позволяют
судить
о
некоторых
личностных
особенностях
обследуемого
,
о
понимании
им
юмора
,
об
умении
откликнуться
на
шутку
,
о
тенденции
соотнести
ситуацию
юмори
-
стического
рисунка
со
своим
жизненным
опытом
.
Одним
из
вариантов
этой
методики
можно
рассматривать
раз
-
работанный
Н
.
К
.
Киященко
(1965)
вариант
методики
ТАТ
.
Если
при
исследовании
методикой
ТАТ
обследуемому
говорят
,
что
опыт
направлен
на
изучение
его
воображения
,
то
при
модификации
Н
.
К
.
Киященко
в
инструкции
сообщается
,
что
исследуется
воспри
-
ятие
больного
.
Таким
образом
,
меняется
установка
обследуемого
,
он
не
стремится
продемонстрировать
возможности
своего
во
-
ображения
.
В
оценке
результатов
обращается
внимание
на
актив
-
ность
обследуемого
,
его
отношение
к
содержанию
рисунка
,
спо
-
собность
выделить
эмоциональный
подтекст
рисунка
.
Особое
внимание
умению
обследуемого
выделить
эмо
-
циональный
подтекст
картины
придается
в
предложенной
А
.
И
.
Лапицким
(1970)
методике
«
Сопоставление
картин
с
эмоционально
насыщенным
сюжетом
».
Методика
эта
напоминает
методику
ис
-
ключения
—
обследуемому
предлагают
4
репродукции
художест
-
венных
картин
,
из
которых
одну
он
должен
исключить
по
отли
-
чию
ее
эмоционального
и
тематического
содержания
.
В
то
же
время
все
четыре
картины
должны
иметь
некоторые
общие
фор
-
мальные
признаки
(
общность
плана
,
перспективы
и
т
.
п
.).
Методика
апробирована
А
.
И
.
Лапицким
на
здоровых
обсле
-
дуемых
и
больных
шизофренией
.
При
этом
у
больных
шизофре
-
нией
выявлена
неспособность
вчувствоваться
в
переживания
дру
-
гих
лиц
(
в
данном
случае
персонажей
картин
),
постичь
их
внут
-
реннее
состояние
,
намерения
и
замыслы
.
Установление
последовательности
событий
Методика
предложена
А
.
Н
.
Бернштейном
(1911)
для
исследо
-
вания
сопоставления
,
то
есть
сравнительной
оценки
нескольких
данных
в
их
отношениях
друг
к
другу
.
85