Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7124

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

особенно

 

после

 60 

лет

Кроме

 

того

было

 

проведено

 

сравнение

 

результатов

полученных

 

с

 

помощью

 

теста

 

Бентона

 

при

 

обследо

-

вании

 

практически

 

здоровых

 

лиц

 

и

 

страдающих

 

органической

 

це

-

ребральной

 

патологией

Получены

 

также

 

статистически

 

досто

-

верные

 

данные

свидетельствующие

 

о

 

том

что

 

тест

 

Бентона

 

отчет

-

ливо

 

выявляет

 

органическую

 

патологию

Исследование

прове

-

денное

 

у

 

этих

 

двух

 

групп

 

в

 

возрастном

 

аспекте

показало

что

 

ука

-

занная

 

разница

 

данных

 

с

 

возрастом

 

значительно

 

уменьшается

Отмечено

что

 

наличие

 

одной

 «

органической

» 

ошибки

 

возможно

 

и

 

у

 

психически

 

здоровых

 

лиц

что

 

может

 

быть

 

объяснено

 

фактором

 

переутомления

Наличие

 

двух

  «

органических

» 

ошибок

 

представ

-

ляет

 

большую

 

редкость

 

даже

 

у

 

очень

 

старых

 

обследуемых

психи

-

чески

 

здоровых

Например

на

 

картинке

 

для

 

исследования

 

по

 

Бе

-

тону

 

нарисованы

 

две

 

главные

крупные

 

фигуры

 

и

 

одна

 

мелкая

 

(

рис

. 4

позиция

 

А

). 

Типичные

 

для

 

здоровых

 

людей

 

ошибки

обсле

-

дуемый

 

забыл

 

нарисовать

 

одну

 

из

 

фигур

но

 

он

 

сознает

 

это

 

и

 

ос

-

тавил

 

для

 

нее

 

пустое

 

место

 

(

рис

. 4

позиция

 

Б

1), 

либо

 

он

 

изменил

 

расположение

 

фигур

 

на

 

рисунке

поставив

 

маленькую

 

фигуру

 

в

 

правый

 

верхний

 

угол

 

(

рис

. 4, 

позиция

 

Б

2). 

Могут

 

быть

 

и

 

другие

 

ошибки

 

такого

 

рода

при

 

которых

 

перемещаются

 

те

 

или

 

иные

 

фи

-

гуры

но

 

все

 

они

 

не

 

считаются

 

патогномоничными

 

для

 

органиче

-

ского

 

поражения

 

головного

 

мозга

.

 

Примеры

  «

органических

» 

ошибок

больной

 

разделил

 

(

рис

. 4, 

позиция

 

ВТ

на

 

фрагменты

 

одну

 

из

 

основных

 

фигур

 (

иногда

 

такое

 

расчленение

 

оригинала

 

приводит

 

к

 

невозможности

 

опознания

 

фи

-

гуры

-

образца

либо

 

воспроизвел

 

все

 

фигуры

 

в

 

одной

 

величине

 

(

рис

. 4, 

позиция

 

В

2). 

Выделено

 

около

 

десяти

 

типов

 

ошибок

 

такого

 

рода

.

 

Наиболее

 

типичные

 

ошибки

встречающиеся

 

у

 

здоровых

 

об

-

следуемых

перестановка

 

главной

 

фигуры

 

справа

 

налево

непра

-

вильное

 

перемещение

 

главной

 

фигуры

 

по

 

вертикали

поворот

 

во

-

круг

 

оси

 

малой

 

или

 

большой

 

фигур

сознательный

 

пропуск

 

малой

 

фигуры

сознательный

 

пропуск

 

элементов

 

фигуры

поворот

 

во

-

круг

 

оси

 

или

 

перемещение

 

элементов

 

фигуры

.

 

Примеры

 «

органических

» 

ошибок

полный

 

или

 

частичный

 

про

-

пуск

 

малых

 

фигур

повторение

 (

дубликация

малых

 

фигур

дубли

-

кация

 

основной

 

фигуры

расположение

 

периферической

 

фигуры

 

между

 

главными

 

или

 

внутри

 

главной

поворот

 

фигур

 

на

 

рисунке

 

на

 90°.

 

81

 


background image

Примеры

 «

тяжелых

» 

ошибок

наиболее

 

часто

 

наблюдающихся

 

при

 

явной

 

органической

 

церебральной

 

патологии

тенденция

 

к

 

деформации

 

фигур

 

по

 

размерам

повторение

 

главной

 

фигуры

 

в

 

одном

 

и

 

том

 

же

 

образце

повторение

 

элементов

 

фигуры

 

в

 

образце

контаминация

 (

сплавление

фигур

тенденция

 

к

 

персеверации

 

фи

-

гур

значительное

 

искажение

 

фигур

вставки

 

в

 

фигуры

полный

 

пропуск

 

образца

.

 

Методики

 

для

 

исследования

 

уровня

 

и

 

течения

 

мыслительных

 

процессов

 

Складывание

 

картинок

 

из

 

отрезков

 

Методика

 

предложена

 

А

Н

Бернштейном

 (1911) 

для

 

иссле

-

дования

 

интеллектуального

 

уровня

.

 

Обследуемому

 

предлагают

  (

в

 

возрастающей

 

сложности

со

-

ставить

 6 

рисунков

разрезанных

 

на

 

части

Первые

 3 

рисунка

 

раз

-

резаны

 

на

 4 

части

а

 

остальные

 — 

на

 

большее

 

количество

 

отрез

-

ков

Первый

 

и

 

четвертый

 

рисунки

 

одинаковы

но

 

разрезаны

 

по

-

разному

Для

 

повторных

 

исследований

 

желательно

 

иметь

 

не

-

сколько

 

наборов

аналогично

 

подобранных

Отрезки

 

рисунка

 

да

-

ются

 

испытуемому

 

без

 

определенного

 

порядка

перевернутыми

Составляться

 

они

 

должны

 

без

 

образца

.

 

При

 

выполнении

 

задания

 

обращается

 

внимание

 

не

 

только

 

на

 

время

 

и

 

конечный

 

результат

но

 

обязательно

 

должны

 

регистриро

-

ваться

 

особенности

 

работы

 

обследуемого

Так

правильное

 

вы

-

полнение

 

задания

 

требует

 

вначале

 

анализа

 

предъявленного

 

обсле

-

дуемому

 

материала

после

 

чего

 

уже

 

последовательно

планомерно

 

из

 

отдельных

 

отрезков

 

составляется

 

рисунок

Существенную

 

роль

 

при

 

этом

 

играет

 

выделение

 

опорных

 

сигнальных

 

деталей

 

рисунка

При

 

интеллектуальной

 

недостаточности

 

такой

 

анализ

 

отсутствует

 

и

 

больные

 

пытаются

 

составить

 

рисунок

прикладывая

 

беспоря

-

дочно

 

один

 

отрезок

 

к

 

другому

 (

по

 

методу

 

проб

 

и

 

ошибок

). 

Такое

 

выполнение

 

задания

 

свидетельствует

 

об

 

отсутствии

 

у

 

обследуемо

-

го

 

плана

.

 

Характер

 

работы

 

обследуемого

 

может

 

свидетельствовать

 

и

 

о

 

нарушении

 

критичности

 

мышления

когда

 

неправильно

 

положен

-

ные

 

отрезки

 

оставляются

 

им

 

на

 

месте

даже

 

несмотря

 

на

 

подсказ

-

ку

 

исследующего

.

 

82

 


background image

Понимание

 

рассказов

 

Это

 

одна

 

из

 

наиболее

 

давно

 

употребляющихся

 

методик

 

психо

-

логического

 

исследования

Результаты

 

исследования

 

свидетельст

-

вуют

 

об

 

осмыслении

 

сюжета

 

рассказа

 

и

 

о

 

состоянии

 

памяти

 

об

-

следуемого

.

 

Для

 

исследования

 

применяются

 

специально

 

подобранные

 

рас

-

сказы

чаще

 

всего

 

поучительного

 

характера

притчи

Направлен

-

ность

 

задания

 

в

 

некоторой

 

степени

 

зависит

 

от

 

способа

 

его

 

прове

-

дения

  (

С

Я

Рубинштейн

, 1962). 

Так

если

 

читать

 

текст

 

рассказа

 

обследуемому

то

 

этим

 

облегчается

 

восприятие

 

смысла

 

рассказа

но

 

от

 

обследуемого

 

требуется

 

более

 

значительное

 

сосредоточение

 

внимания

Если

 

же

 

обследуемый

 

сам

 

читает

 

рассказ

он

 

повтор

-

ным

 

чтением

 

легко

 

компенсирует

 

недостаточность

 

внимания

.

 

Затем

 

обследуемому

 

предлагают

 

воспроизвести

 

рассказ

  (

устно

 

или

 

письменно

). 

Обращается

 

внимание

 

на

 

характер

 

изложения

 — 

словарный

 

запас

возможное

 

наличие

 

парафазии

темп

 

речи

осо

-

бенности

 

построения

 

фразы

лаконичность

 

или

наоборот

чрез

-

мерная

 

обстоятельность

.

 

Существенное

 

значение

 

имеет

 

следующее

насколько

 

доступен

 

обследуемому

 

скрытый

 

смысл

 

рассказа

связывает

 

ли

 

он

 

его

 

с

 

ок

-

ружающей

 

действительностью

доступна

 

ли

 

ему

 

юмористическая

 

сторона

 

рассказа

Понимание

 

скрытого

переносного

 

смысла

 

рас

-

сказа

 

часто

 

бывает

 

затруднено

 

при

 

интеллектуальной

 

недостаточ

-

ности

хотя

 

пересказ

 

при

 

этом

 

очень

 

близок

 

к

 

заданному

 

тексту

 

Для

 

проведения

 

исследования

 

необходимо

 

приготовить

 

серию

 

текстов

отличающихся

 

различной

 

степенью

 

сложности

.

 

Могут

 

быть

 

применены

 

и

 

тексты

 

с

 

пропущенными

 

словами

 

(

методика

 

Эббингауза

). 

Читая

 

этот

 

текст

испытуемый

 

должен

 

вставить

 

недостающие

 

слова

сообразуясь

 

с

 

содержанием

 

рассказа

 

и

 

нередко

 

ознакомившись

 

с

 

последующими

 

фразами

При

 

этом

 

могут

 

обнаруживаться

 

нарушения

 

критичности

 

мышления

 — 

сло

-

ва

 

вставляются

 

случайно

иногда

 

лишь

 

по

 

ассоциации

 

с

 

близко

 

расположенными

 

к

 

недостающему

Допускаемые

 

при

 

этом

 

неле

-

пые

 

ошибки

 

больной

 

иногда

 

не

 

исправляет

 

и

 

после

 

замечания

 

ис

-

следующего

.

 

Понимание

 

сюжетных

 

картин

 

Методика

 

направлена

 

преимущественно

 

на

 

исследование

 

ин

-

теллектуального

 

уровня

 

и

 

имеет

 

много

 

общего

 

с

 

83

 


background image

предыдущей

Однако

 

она

 

отличается

 

от

 

понимания

 

сюжетных

 

рас

-

сказов

 

тем

что

 

в

 

процессе

 

исследования

 

больше

 

удается

 

уловить

 

весь

 

ход

 

рассуждений

 

испытуемого

 

и

 

оценить

 

особенности

 

меха

-

низма

 

осмысления

 

в

 

динамике

 (

А

Н

Бернштейн

, 1911).

 

Возможны

 

различные

 

варианты

модификации

 

методики

Ос

-

новной

 

заключается

 

в

 

показе

 

больным

 

специально

 

подготовлен

-

ной

 

серии

 

картин

 

различной

 

сложности

выполненных

 

преимуще

-

ственно

 

в

 

реалистичной

 

манере

Обычно

 

с

 

этой

 

целью

 

используют

 

открытки

-

репродукции

Инструкция

 

содержит

 

просьбу

 

к

 

испытуе

-

мому

 

охарактеризовать

 

содержание

 

картины

Описывая

 

картину

обследуемый

 

обнаруживает

 

не

 

только

 

возможность

 

понять

 

ее

 

сю

-

жет

но

 

и

 

проявляет

 

свой

 

запас

 

знаний

особенности

 

речи

 (

лекси

-

кон

грамматическая

 

четкость

темп

 

и

 

т

д

.), 

свое

 

отношение

 

к

 

изображаемым

 

событиям

.

 

Обычно

 

здоровые

 

обследуемые

 

вначале

 

анализируют

 

картину

 

(

про

 

себя

 

или

 

вслух

), 

выделяют

 

в

 

ней

 

второстепенные

 

и

 

основные

 

детали

Затем

отвлекаясь

 

от

 

несущественного

они

 

сопоставляют

 

основные

 

элементы

связывают

 

их

 

воедино

и

 

таким

 

образом

 

про

-

исходит

 

проникновение

 

в

 

сюжет

 

картины

.

 

Затруднение

 

понимания

 

сюжетных

 

картин

 

обнаруживается

 

при

 

состояниях

характеризующихся

 

интеллектуальной

 

недоста

-

точностью

Особенности

 

речи

 

при

 

этом

 

могут

 

показывать

 

обедне

-

ние

 

словарного

 

запаса

затруднения

 

в

 

поисках

 

нужного

 

слова

афатические

 

и

 

парафатические

 

проявления

элементы

 

олигофазии

.

 

Очень

 

полезным

 

оказывается

 

это

 

исследование

 

при

 

очаговой

 

органической

 

патологии

Так

при

 

симультанной

 

агнозии

  (

заты

-

лочная

 

локализация

 

поражения

больные

 

испытывают

 

затрудне

-

ния

заключающиеся

 

в

 

невозможности

 

охватить

 

сразу

 

всю

 

ситуа

-

цию

произвести

 

зрительный

 

синтез

 (

А

Р

Лурия

, 1962). 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

больные

 

очень

 

активно

 

предлагают

 

различные

 

догадки

 

о

 

сю

-

жете

 

рисунка

в

 

которых

однако

не

 

отражаются

 

истинные

 

связи

 

между

 

различными

 

компонентами

деталями

 

рисунка

При

 

пора

-

жении

 

лобных

 

отделов

 

головного

 

мозга

 

оценка

 

картины

 

произво

-

дится

 

без

 

стадии

 

предварительного

 

анализа

 

ее

 

деталей

 

на

 

основе

 

какого

-

либо

 

фрагмента

При

 

этом

 

обычно

 

игнорируются

 

элемен

-

ты

создающие

 

эмоциональный

 

фон

 

картины

 

Э

Я

Евлахова

 

(1957), 

в

 

особенности

 

нарушается

 

84

 


background image

восприятие

 

мимики

 

и

 

жестов

 

персонажей

Для

 

исследования

 

мо

-

жет

 

быть

 

использован

 

и

 

другой

 

вариант

 

этой

 

методики

когда

 

об

-

следуемому

 

предлагают

 

юмористические

 

рисунки

В

 

этих

 

случаях

 

задание

 

нередко

 

оказывается

 

более

 

сложным

 

и

кроме

 

того

полу

-

ченные

 

результаты

 

позволяют

 

судить

 

о

 

некоторых

 

личностных

 

особенностях

 

обследуемого

о

 

понимании

 

им

 

юмора

об

 

умении

 

откликнуться

 

на

 

шутку

о

 

тенденции

 

соотнести

 

ситуацию

 

юмори

-

стического

 

рисунка

 

со

 

своим

 

жизненным

 

опытом

.

 

Одним

 

из

 

вариантов

 

этой

 

методики

 

можно

 

рассматривать

 

раз

-

работанный

 

Н

К

Киященко

 (1965) 

вариант

 

методики

 

ТАТ

Если

 

при

 

исследовании

 

методикой

 

ТАТ

 

обследуемому

 

говорят

что

 

опыт

 

направлен

 

на

 

изучение

 

его

 

воображения

то

 

при

 

модификации

 

Н

К

Киященко

 

в

 

инструкции

 

сообщается

что

 

исследуется

 

воспри

-

ятие

 

больного

Таким

 

образом

меняется

 

установка

 

обследуемого

он

 

не

 

стремится

 

продемонстрировать

 

возможности

 

своего

 

во

-

ображения

В

 

оценке

 

результатов

 

обращается

 

внимание

 

на

 

актив

-

ность

 

обследуемого

его

 

отношение

 

к

 

содержанию

 

рисунка

спо

-

собность

 

выделить

 

эмоциональный

 

подтекст

 

рисунка

.

 

Особое

 

внимание

 

умению

 

обследуемого

 

выделить

 

эмо

-

циональный

 

подтекст

 

картины

 

придается

 

в

 

предложенной

 

А

И

Лапицким

 (1970) 

методике

 «

Сопоставление

 

картин

 

с

 

эмоционально

 

насыщенным

 

сюжетом

». 

Методика

 

эта

 

напоминает

 

методику

 

ис

-

ключения

 — 

обследуемому

 

предлагают

 4 

репродукции

 

художест

-

венных

 

картин

из

 

которых

 

одну

 

он

 

должен

 

исключить

 

по

 

отли

-

чию

 

ее

 

эмоционального

 

и

 

тематического

 

содержания

В

 

то

 

же

 

время

 

все

 

четыре

 

картины

 

должны

 

иметь

 

некоторые

 

общие

 

фор

-

мальные

 

признаки

 (

общность

 

плана

перспективы

 

и

 

т

п

.).

 

Методика

 

апробирована

 

А

И

Лапицким

 

на

 

здоровых

 

обсле

-

дуемых

 

и

 

больных

 

шизофренией

При

 

этом

 

у

 

больных

 

шизофре

-

нией

 

выявлена

 

неспособность

 

вчувствоваться

 

в

 

переживания

 

дру

-

гих

 

лиц

  (

в

 

данном

 

случае

 

персонажей

 

картин

), 

постичь

 

их

 

внут

-

реннее

 

состояние

намерения

 

и

 

замыслы

.

 

Установление

 

последовательности

 

событий

 

Методика

 

предложена

 

А

Н

Бернштейном

 (1911) 

для

 

исследо

-

вания

 

сопоставления

то

 

есть

 

сравнительной

 

оценки

 

нескольких

 

данных

 

в

 

их

 

отношениях

 

друг

 

к

 

другу

.

 

85