Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7125

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Для

 

выполнения

 

задания

 

испытуемый

 

должен

 

установить

 

разли

-

чия

 

в

 

отдельных

 

элементах

 

рисунков

 

и

руководствуясь

 

ими

оп

-

ределить

 

последовательность

 

расположения

 

сюжетных

 

рисунков

установить

 

связь

 

событий

отраженных

 

на

 

этих

 

рисунках

.

 

Для

 

исследования

 

необходимо

 

подготовить

 

несколько

 

серий

 

сюжетных

 

рисунков

Эти

 

серии

 

отличаются

 

по

 

степени

 

сложно

-

сти

С

 

этой

 

же

 

целью

 

используются

 

рассказы

 

в

 

рисунках

 X. 

Бидст

-

рупа

Последние

 

более

 

сложны

Кроме

 

того

при

 

использовании

 

карикатур

 

характер

 

задания

 

несколько

 

меняется

 — 

выявляется

 

доступность

 

для

 

больного

 

заложенного

 

в

 

сюжете

 

компонента

 

юмора

Для

 

исследования

 

могут

 

быть

 

использованы

 

и

 

картинки

 

из

 

соответствующих

 

субтестов

 

методик

 

исследования

 

Векслера

 

и

 

Мейли

Обследуемому

 

объясняют

что

 

на

 

картинках

 

изображено

 

какое

-

то

 

событие

и

 

если

 

он

 

их

 

правильно

по

 

порядку

разместит

то

 

получится

 

связный

 

рассказ

 

об

 

этом

 

событии

Затем

 

исследую

-

щий

 

регистрирует

 

в

 

протоколе

 

порядок

 

расположения

 

больным

 

рисунков

 

и

 

записывает

 

сопровождающую

 

выполнение

 

задания

 

мотивировку

 

решения

ход

 

рассуждений

Если

 

задание

 

сразу

 

выполняется

 

ошибочно

то

 

можно

 

на

 

это

 

указать

 

обследуемому

 

и

 

предложить

 

начать

 

все

 

сначала

.

 

Важно

 

отношение

 

больного

 

к

 

обнаруженным

 

ошибкам

В

 

ряде

 

случаев

особенно

 

при

 

ослабоумливающих

 

органических

 

заболе

-

ваниях

 

головного

 

мозга

оно

 

свидетельствует

 

о

 

нарушении

 

кри

-

тичности

 

мышления

Если

 

больной

несмотря

 

на

 

подсказку

 

иссле

-

дующего

не

 

может

 

правильно

 

расположить

 

рисунки

то

 

опыт

 

можно

 

упростить

 — 

серия

 

сюжетных

 

рисунков

 

предлагается

 

ему

 

в

 

правильном

 

порядке

и

 

он

 

должен

 

лишь

 

составить

 

рассказ

кото

-

рый

 

отражал

 

бы

 

последовательность

 

развития

 

событий

.

 

При

 

объяснении

 

больным

 

хода

 

своих

 

рассуждений

 

не

-

обходимо

 

выяснить

что

 

служило

 

основным

 

критерием

 

для

 

сопос

-

тавления

 

этих

 

рисунков

 

во

 

времени

 — 

выделил

 

ли

 

больной

 

общие

 

для

 

всех

 

рисунков

 

серии

 

элементы

как

 

улавливались

 

им

 

измене

-

ния

отличающие

 

один

 

рисунок

 

от

 

другого

.

 

Затруднения

 

в

 

установлении

 

развития

 

сюжета

 

по

 

серии

 

рисун

-

ков

 

свидетельствуют

 

о

 

недостаточности

 

уровня

 

процессов

 

обоб

-

щения

 

и

 

отвлечения

Особенно

 

явственно

 

они

 

86

 


background image

обнаруживаются

 

при

 

органических

 

поражениях

 

головного

 

моз

-

га

 

с

 

преимущественной

 

локализацией

 

в

 

лобных

 

отделах

  (

Б

В

Зейгарник

, 1943; 

А

Р

Лурия

, 1947), 

когда

 

больные

 

описывают

 

отдельно

 

каждый

 

рисунок

но

 

сопоставить

 

их

 

не

 

могут

 

и

 

при

-

ходят

 

к

 

совершенно

 

нелепым

 

выводам

 

о

 

развивающемся

 

на

 

этих

 

рисунках

 

событии

Причем

 

для

 

такого

 

рода

 

больных

 

с

 

лобным

 

синдромом

 

характерна

 

абсолютная

 

некритичность

 

мышления

их

 

ошибочные

 

рассуждения

 

недоступны

 

коррекции

.

 

Методика

 

для

 

выявления

 

нарушений

 

критичности

 

мышления

 

Разработана

  (

В

М

Блейхер

В

А

Худик

, 1982) 

на

 

основе

 

методики

 

установления

 

последовательности

 

событий

Некри

-

тичность

 

мышления

 

в

 

экспериментальной

 

ситуации

модели

-

руемой

 

с

 

помощью

 

методики

характеризуется

 

утратой

 

контро

-

ля

 

над

 

интеллектуальными

 

процессами

рассогласованием

 

ак

-

цептора

 

деятельности

.

 

 

87

 


background image

 

Методика

 

включает

 

в

 

себя

 

несколько

 

серий

 

картинок

обычно

 

используемых

 

для

 

установления

 

последовательности

 

развития

 

по

 

ним

 

определенного

 

сюжета

Первая

 

серия

 

(

рис

. 5

а

содержит

 4 

картинки

вторая

 

(

рис

. 56) 

— 6 

картинок

.

 

88

 


background image

Две

 

картинки

 

второй

 

серии

однако

не

 

соответствуют

 

сюжетной

 

линии

 

рассказа

они

 

либо

 

содержат

 

противоречащие

 

ему

 

детали

либо

 

в

 

них

 

игнорируются

 

некоторые

 

основные

 

признаки

играющие

 

важную

 

роль

 

в

 

развитии

 

сюжета

Однако

 

и

 

по

 

стилю

и

 

по

 

основным

 

персонажам

 

они

 

существенно

 

не

 

отличаются

 

от

 

других

 

картинок

 

второй

 

серии

.

 

Разработаны

 

параллельные

 

варианты

позволяющие

 

проводить

 

повторные

 

обследования

 

больного

 

этой

 

методикой

 

через

 

некото

-

рое

 

время

например

 

в

 

процессе

 

лечения

.

 

Больные

 

с

 

нарушениями

 

критичности

 

мышления

 

не

 

могут

 

вы

-

делить

 

картинки

-

артефакты

Они

 

пытаются

 

включить

 

их

 

в

 

состав

-

ляемый

 

по

 

картинкам

 

рассказ

становящийся

 

от

 

этого

 

бессмыслен

-

ным

Некоторые

 

больные

убедившись

 

в

 

том

что

 

рассказ

 

не

 

полу

-

чается

откладывают

 

все

 

картинки

 

в

 

сторону

 

и

 

заявляют

 

иссле

-

дующему

 

о

 

том

что

 

не

 

могут

 

выполнить

 

задание

.

 

Классификация

 

Методика

 

классификации

 

применяется

 

для

 

исследования

 

уровня

 

процессов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

последовательности

 

суждений

В

 

процессе

 

исследования

 

выявляется

 

отношение

 

больно

-

го

 

к

 

ситуации

 

эксперимента

 

и

 

к

 

характеру

 

задания

его

 

уверенность

 

или

 

неуверенность

 

в

 

правильности

 

решения

его

 

отношение

 

к

 

ошиб

-

кам

 — 

сам

 

ли

 

он

 

их

 

замечает

 

или

 

после

 

подсказки

 

исследующего

исправляет

 

ли

 

допущенные

 

ошибки

 

или

 

отстаивает

 

их

Методика

 

впервые

 

была

 

предложена

 

К

. Goldstein (1920) 

для

 

обследования

 

больных

 

с

 

афатическими

 

расстройствами

У

 

нас

 

она

 

применяется

 

в

 

модификации

 

Л

С

Выготского

 

и

 

Б

В

Зейгарник

 (1958).

 

Для

 

исследования

 

необходим

 

набор

 

карточек

 

с

 

изображением

 

раз

-

личных

 

предметов

растений

животных

 

(

рис

. 6). 

Изображения

 

могут

 

быть

 

заменены

 

надписями

Таким

 

образом

можно

 

говорить

 

о

 

пред

-

метной

 

и

 

словесной

 

классификации

 — 

методики

 

эти

как

 

и

 

аналогич

-

ные

словесный

 

и

 

предметный

 

варианты

 

методики

 

исключения

не

-

равнозначны

о

 

чем

 

свидетельствуют

 

исследования

 

Т

 

И

Тепеницыной

 

(1959) 

и

 

В

М

Блейхера

 (1965). 

Так

например

особенности

 

шизоф

-

ренического

 

мышления

 

легче

 

выступают

 

при

 

предметной

 

классифи

-

кации

Значительно

 

более

 

трудной

 

оказывается

 

предметная

 

классифи

-

кация

 

по

 

сравнению

 

со

 

словесной

 

и

 

для

 

больных

 

со

 

сниженным

 

уровнем

 

процессов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

так

 

как

 

она

 

содержит

 

больше

 

элементов

  (

детали

 

рисунка

), 

провоцирующих

 

несуществен

-

ные

конкретные

 

ассоциации

.

 

89

 


background image

 

Набор

 

карточек

 

для

 

классификации

 

должен

 

быть

 

специально

 

подготовлен

предусматривать

 

возможность

 

различных

 

ступеней

 

обобщения

Непродуманно

 

изготовленные

 

наборы

 

карточек

 

пре

-

допределяют

 

выполнение

 

задания

например

 

по

 

конкретно

-

ситуационному

 

типу

В

 

связи

 

с

 

этим

 

желательно

 

пользоваться

 

на

-

бором

 

карточек

подготовленным

 

в

 

отделе

 

медицинской

 

психоло

-

гии

 

ГНЦ

 

психиатрии

 

и

 

наркологии

 

МЗ

 

РФ

В

 

проведении

 

опыта

 

можно

 

выделить

 

два

 

основных

 

этапа

На

 

первом

 

обследуемый

 

более

 

или

 

менее

 

самостоятельно

 

образует

 

группы

одежда

мебель

школьные

 

принадлежности

орудия

 

тру

-

да

измерительные

 

приборы

люди

Последние

 

две

 

группы

как

 

указывает

 

С

Я

Рубинштейн

 (1962), 

представляют

 

наибольшие

 

трудности

 

для

 

выделения

Так

объединение

 

вместе

 

часов

весов

термометра

 

и

 

штангенциркуля

 

требует

 

выделения

 

наиболее

 

суще

-

ственного

абстрактного

 

признака

выявляющего

 

их

 

сродство

К

 

группе

 

людей

 

относятся

 

различные

 

представители

охарактеризо

-

ванные

 

на

 

карточках

 

по

-

разному

представители

 

90