Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7419
Скачиваний: 69
Для
выполнения
задания
испытуемый
должен
установить
разли
-
чия
в
отдельных
элементах
рисунков
и
,
руководствуясь
ими
.
оп
-
ределить
последовательность
расположения
сюжетных
рисунков
,
установить
связь
событий
,
отраженных
на
этих
рисунках
.
Для
исследования
необходимо
подготовить
несколько
серий
сюжетных
рисунков
.
Эти
серии
отличаются
по
степени
сложно
-
сти
.
С
этой
же
целью
используются
рассказы
в
рисунках
X.
Бидст
-
рупа
.
Последние
более
сложны
.
Кроме
того
,
при
использовании
карикатур
характер
задания
несколько
меняется
—
выявляется
доступность
для
больного
заложенного
в
сюжете
компонента
юмора
.
Для
исследования
могут
быть
использованы
и
картинки
из
соответствующих
субтестов
методик
исследования
Векслера
и
Мейли
.
Обследуемому
объясняют
,
что
на
картинках
изображено
какое
-
то
событие
,
и
если
он
их
правильно
,
по
порядку
,
разместит
,
то
получится
связный
рассказ
об
этом
событии
.
Затем
исследую
-
щий
регистрирует
в
протоколе
порядок
расположения
больным
рисунков
и
записывает
сопровождающую
выполнение
задания
мотивировку
решения
,
ход
рассуждений
.
Если
задание
сразу
выполняется
ошибочно
,
то
можно
на
это
указать
обследуемому
и
предложить
начать
все
сначала
.
Важно
отношение
больного
к
обнаруженным
ошибкам
.
В
ряде
случаев
,
особенно
при
ослабоумливающих
органических
заболе
-
ваниях
головного
мозга
,
оно
свидетельствует
о
нарушении
кри
-
тичности
мышления
.
Если
больной
,
несмотря
на
подсказку
иссле
-
дующего
,
не
может
правильно
расположить
рисунки
,
то
опыт
можно
упростить
—
серия
сюжетных
рисунков
предлагается
ему
в
правильном
порядке
,
и
он
должен
лишь
составить
рассказ
,
кото
-
рый
отражал
бы
последовательность
развития
событий
.
При
объяснении
больным
хода
своих
рассуждений
не
-
обходимо
выяснить
,
что
служило
основным
критерием
для
сопос
-
тавления
этих
рисунков
во
времени
—
выделил
ли
больной
общие
для
всех
рисунков
серии
элементы
,
как
улавливались
им
измене
-
ния
,
отличающие
один
рисунок
от
другого
.
Затруднения
в
установлении
развития
сюжета
по
серии
рисун
-
ков
свидетельствуют
о
недостаточности
уровня
процессов
обоб
-
щения
и
отвлечения
.
Особенно
явственно
они
86
обнаруживаются
при
органических
поражениях
головного
моз
-
га
с
преимущественной
локализацией
в
лобных
отделах
(
Б
.
В
.
Зейгарник
, 1943;
А
.
Р
.
Лурия
, 1947),
когда
больные
описывают
отдельно
каждый
рисунок
,
но
сопоставить
их
не
могут
и
при
-
ходят
к
совершенно
нелепым
выводам
о
развивающемся
на
этих
рисунках
событии
.
Причем
для
такого
рода
больных
с
лобным
синдромом
характерна
абсолютная
некритичность
мышления
,
их
ошибочные
рассуждения
недоступны
коррекции
.
Методика
для
выявления
нарушений
критичности
мышления
Разработана
(
В
.
М
.
Блейхер
,
В
.
А
.
Худик
, 1982)
на
основе
методики
установления
последовательности
событий
.
Некри
-
тичность
мышления
в
экспериментальной
ситуации
,
модели
-
руемой
с
помощью
методики
,
характеризуется
утратой
контро
-
ля
над
интеллектуальными
процессами
,
рассогласованием
ак
-
цептора
деятельности
.
87
Методика
включает
в
себя
несколько
серий
картинок
,
обычно
используемых
для
установления
последовательности
развития
по
ним
определенного
сюжета
.
Первая
серия
(
рис
. 5
а
)
содержит
4
картинки
,
вторая
(
рис
. 56)
— 6
картинок
.
88
Две
картинки
второй
серии
,
однако
,
не
соответствуют
сюжетной
линии
рассказа
,
они
либо
содержат
противоречащие
ему
детали
,
либо
в
них
игнорируются
некоторые
основные
признаки
,
играющие
важную
роль
в
развитии
сюжета
.
Однако
и
по
стилю
,
и
по
основным
персонажам
они
существенно
не
отличаются
от
других
картинок
второй
серии
.
Разработаны
параллельные
варианты
,
позволяющие
проводить
повторные
обследования
больного
этой
методикой
через
некото
-
рое
время
,
например
в
процессе
лечения
.
Больные
с
нарушениями
критичности
мышления
не
могут
вы
-
делить
картинки
-
артефакты
.
Они
пытаются
включить
их
в
состав
-
ляемый
по
картинкам
рассказ
,
становящийся
от
этого
бессмыслен
-
ным
.
Некоторые
больные
,
убедившись
в
том
,
что
рассказ
не
полу
-
чается
,
откладывают
все
картинки
в
сторону
и
заявляют
иссле
-
дующему
о
том
,
что
не
могут
выполнить
задание
.
Классификация
Методика
классификации
применяется
для
исследования
уровня
процессов
обобщения
и
отвлечения
,
последовательности
суждений
.
В
процессе
исследования
выявляется
отношение
больно
-
го
к
ситуации
эксперимента
и
к
характеру
задания
,
его
уверенность
или
неуверенность
в
правильности
решения
,
его
отношение
к
ошиб
-
кам
—
сам
ли
он
их
замечает
или
после
подсказки
исследующего
,
исправляет
ли
допущенные
ошибки
или
отстаивает
их
.
Методика
впервые
была
предложена
К
. Goldstein (1920)
для
обследования
больных
с
афатическими
расстройствами
.
У
нас
она
применяется
в
модификации
Л
.
С
.
Выготского
и
Б
.
В
.
Зейгарник
(1958).
Для
исследования
необходим
набор
карточек
с
изображением
раз
-
личных
предметов
,
растений
,
животных
(
рис
. 6).
Изображения
могут
быть
заменены
надписями
.
Таким
образом
,
можно
говорить
о
пред
-
метной
и
словесной
классификации
—
методики
эти
,
как
и
аналогич
-
ные
,
словесный
и
предметный
варианты
методики
исключения
,
не
-
равнозначны
,
о
чем
свидетельствуют
исследования
Т
И
.
Тепеницыной
(1959)
и
В
.
М
.
Блейхера
(1965).
Так
,
например
,
особенности
шизоф
-
ренического
мышления
легче
выступают
при
предметной
классифи
-
кации
.
Значительно
более
трудной
оказывается
предметная
классифи
-
кация
по
сравнению
со
словесной
и
для
больных
со
сниженным
уровнем
процессов
обобщения
и
отвлечения
,
так
как
она
содержит
больше
элементов
(
детали
рисунка
),
провоцирующих
несуществен
-
ные
,
конкретные
ассоциации
.
89
Набор
карточек
для
классификации
должен
быть
специально
подготовлен
,
предусматривать
возможность
различных
ступеней
обобщения
.
Непродуманно
изготовленные
наборы
карточек
пре
-
допределяют
выполнение
задания
,
например
по
конкретно
-
ситуационному
типу
.
В
связи
с
этим
желательно
пользоваться
на
-
бором
карточек
,
подготовленным
в
отделе
медицинской
психоло
-
гии
ГНЦ
психиатрии
и
наркологии
МЗ
РФ
.
В
проведении
опыта
можно
выделить
два
основных
этапа
.
На
первом
обследуемый
более
или
менее
самостоятельно
образует
группы
:
одежда
,
мебель
,
школьные
принадлежности
,
орудия
тру
-
да
,
измерительные
приборы
,
люди
.
Последние
две
группы
,
как
указывает
С
.
Я
.
Рубинштейн
(1962),
представляют
наибольшие
трудности
для
выделения
.
Так
,
объединение
вместе
часов
,
весов
,
термометра
и
штангенциркуля
требует
выделения
наиболее
суще
-
ственного
,
абстрактного
признака
,
выявляющего
их
сродство
.
К
группе
людей
относятся
различные
представители
,
охарактеризо
-
ванные
на
карточках
по
-
разному
:
представители
90