Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7422
Скачиваний: 69
различных
профессий
,
лыжник
и
,
наконец
,
ребенок
.
Выделение
испытуемым
этих
групп
свидетельствует
об
определенной
со
-
хранности
процессов
обобщения
и
отвлечения
.
На
втором
этапе
происходит
образование
более
крупных
групп
—
растений
,
жи
-
вотных
и
предметов
.
Этот
этап
характеризует
более
высокую
ступень
обобщения
.
Ведение
опыта
тщательно
протоколируется
.
Отмечаются
все
группировки
—
правильные
и
ошибочные
.
При
этом
важно
от
-
метить
в
протоколе
отношение
больного
к
обнаруженной
ошиб
-
ке
—
исправляет
ли
он
ее
,
не
повторяется
ли
эта
ошибка
в
по
-
следующем
.
Следует
регистрировать
рассуждения
больного
в
процессе
выполнения
задания
,
так
как
в
них
нередко
содержится
мотивировка
ошибочного
суждения
.
Наличие
нескольких
иден
-
тичных
,
одноименных
групп
(
например
,
две
группы
одежды
,
разделение
на
несколько
групп
посуды
)
свидетельствует
о
недо
-
статочности
внимания
.
Исключение
Данные
,
получаемые
при
исследовании
методикой
исключе
-
ния
,
позволяют
судить
об
уровне
процессов
обобщения
и
отвле
-
чения
,
о
способности
испытуемого
выделить
существенные
признаки
предметов
или
явлений
.
Существуют
два
варианта
ме
-
тодики
исключения
—
словесный
и
предметный
.
Словесный
вариант
производится
при
помощи
бланка
,
со
-
держащего
серии
из
5
слов
.
Обследуемому
говорят
,
что
четыре
из
пяти
слов
в
серии
являются
в
какой
-
то
мере
однородными
91
понятиями
и
могут
быть
объединены
по
общему
для
них
признаку
,
а
одно
слово
не
соответствует
этим
требованиям
и
должно
быть
исключено
.
Если
обследуемый
сразу
не
усвоил
инструкцию
,
то
один
-
два
примера
исследующий
решает
совместно
с
ним
: «
Васи
-
лий
,
Федор
,
Семен
и
Порфирий
—
имена
,
а
Иванов
—
фамилия
»;
«
молоко
,
сливки
,
сыр
,
сметана
—
молочные
продукты
,
а
сало
—
животный
жир
».
Убедившись
в
том
,
что
принцип
выполнения
за
-
дания
обследуемый
усвоил
,
ему
предлагается
самостоятельно
вы
-
полнять
последующие
примеры
,
вычеркивая
карандашом
на
спе
-
циальном
бланке
подлежащее
исключению
слово
.
При
отсутствии
бланков
исследующий
зачитывает
серии
слов
и
отмечает
в
прото
-
коле
характер
решения
.
Приводим
типичные
примеры
для
исследования
по
методике
исключения
в
ее
словесном
варианте
:
дряхлый
,
старый
,
изношен
-
ный
,
маленький
,
ветхий
;
смелый
,
храбрый
,
отважный
,
злой
,
ре
-
шительный
.
Существенную
роль
играет
отношение
обследуемого
к
допу
-
щенным
ошибкам
—
сам
ли
он
их
заметил
или
с
помощью
иссле
-
дующего
,
как
он
мотивирует
ошибочные
решения
и
насколько
они
доступны
коррекции
.
Для
проведения
предметного
варианта
необходимо
подгото
-
вить
набор
карточек
,
каждая
из
которых
содержит
изображения
4
предметов
(
рис
. 7).
Дается
инструкция
: «
Из
изображенных
на
ри
-
сунке
четырех
предметов
три
имеют
между
собой
общее
,
их
можно
объединить
в
одну
группу
,
называть
одним
словом
,
а
один
сущест
-
венно
от
них
отличается
и
должен
быть
исключен
».
Как
и
в
пре
-
дыдущем
варианте
,
отдельные
серии
предъявляются
обследуемо
-
му
в
определенной
последовательности
,
с
нарастающей
слож
-
ностью
.
Наряду
с
выполнимыми
заданиями
в
эту
методику
иногда
специально
вводят
серии
рисунков
,
где
нельзя
такого
рода
обоб
-
щение
произвести
.
Здоровые
в
таких
случаях
либо
заявляют
,
что
задание
невыполнимо
,
либо
дают
обусловлено
формальный
ответ
,
например
: «
Из
изображенных
на
этом
рисунке
предметов
нельзя
выделить
группу
из
трех
,
но
если
вы
настаиваете
,
то
я
предлагаю
следующее
решение
—
в
отличие
от
яблока
,
роза
,
шуба
и
книга
несъедобны
».
Такого
рода
невыполнимые
задания
применяют
при
обследовании
больных
шизофренией
.
92
93
94
Выделение
существенных
признаков
Методика
,
как
это
явствует
из
названия
,
выявляет
способность
испытуемого
дифференцировать
существенные
признаки
предме
-
тов
или
явлений
от
несущественных
,
второстепенных
.
Кроме
то
-
го
,
наличие
ряда
заданий
,
одинаковых
по
характеру
выполнения
,
позволяет
судить
о
последовательности
рассуждений
испытуемо
-
го
.
Для
исследования
пользуются
либо
специальным
бланком
,
ли
-
бо
исследующий
устно
предъявляет
испытуемому
задачи
,
напри
-
мер
:
Сад
(
растения
,
садовник
,
собака
,
забор
,
земля
).
Игра
(
карты
,
игроки
,
штрафы
,
наказания
,
правила
)
и
т
.
д
.
Предварительно
дается
инструкция
: «
В
каждой
строчке
здесь
одно
слово
находится
перед
скобками
,
а
пять
—
в
скобках
.
Все
слова
,
находящиеся
в
скобках
,
имеют
какое
-
то
отношение
к
стоя
-
щему
перед
скобками
.
Однако
вы
должны
из
них
выбрать
два
наиболее
существенных
,
являющихся
неотъемлемыми
признака
-
ми
слова
,
стоящего
перед
скобками
.
Выберите
только
два
и
под
-
черкните
их
».
Часто
обследуемые
приступают
к
заданию
,
невнимательно
прослушав
инструкцию
,
и
решения
их
в
этих
случаях
поверхност
-
ны
,
легкомысленны
.
Тогда
следует
обратить
внимание
обследуе
-
мого
на
то
,
что
он
не
усвоил
инструкцию
,
и
повторить
ее
.
Некото
-
рые
больные
,
обычно
при
интеллектуальной
недостаточности
,
не
сразу
понимают
,
что
от
них
требуется
.
В
этих
случаях
желательно
вместе
с
ними
решить
1—2
задачи
.
Слова
в
задачах
подобраны
таким
образом
,
что
обследуемому
приходится
продемонстрировать
свою
способность
уловить
абст
-
рактное
значение
тех
или
иных
понятий
и
отказаться
от
более
лег
-
кого
,
бросающегося
в
глаза
,
но
неверного
способа
решения
,
при
котором
вместо
существенных
выделяются
частные
,
конкретно
-
ситуационные
признаки
.
Так
,
к
слову
«
игра
»
правильное
решение
предусматривает
такие
существенные
признаки
,
как
«
игроки
»
и
«
правила
»,
в
то
же
время
некоторые
обследуемые
здесь
выбирают
слово
«
карты
».
При
таком
решении
задания
следует
обязательно
обсудить
с
больным
результаты
.
Иногда
даже
подсказка
исследующего
о
том
,
что
речь
вдет
об
абстрактном
значении
этих
понятий
,
не
помогает
обследуемому
найти
правильное
решение
.
Это
свидетельствует
о
недостаточно
-
сти
у
него
уровня
процессов
обобщения
95