Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7127

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

различных

 

профессий

лыжник

 

и

наконец

ребенок

Выделение

 

испытуемым

 

этих

 

групп

 

свидетельствует

 

об

 

определенной

 

со

-

хранности

 

процессов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

На

 

втором

 

этапе

 

происходит

 

образование

 

более

 

крупных

 

групп

 — 

растений

жи

-

вотных

 

и

 

предметов

Этот

 

этап

 

характеризует

 

более

 

высокую

 

ступень

 

обобщения

.

 

Ведение

 

опыта

 

тщательно

 

протоколируется

Отмечаются

 

все

 

группировки

 — 

правильные

 

и

 

ошибочные

При

 

этом

 

важно

 

от

-

метить

 

в

 

протоколе

 

отношение

 

больного

 

к

 

обнаруженной

 

ошиб

-

ке

 — 

исправляет

 

ли

 

он

 

ее

не

 

повторяется

 

ли

 

эта

 

ошибка

 

в

 

по

-

следующем

Следует

 

регистрировать

 

рассуждения

 

больного

 

в

 

процессе

 

выполнения

 

задания

так

 

как

 

в

 

них

 

нередко

 

содержится

 

мотивировка

 

ошибочного

 

суждения

Наличие

 

нескольких

 

иден

-

тичных

одноименных

 

групп

  (

например

две

 

группы

 

одежды

разделение

 

на

 

несколько

 

групп

 

посуды

свидетельствует

 

о

 

недо

-

статочности

 

внимания

.

 

 

Исключение

 

Данные

получаемые

 

при

 

исследовании

 

методикой

 

исключе

-

ния

позволяют

 

судить

 

об

 

уровне

 

процессов

 

обобщения

 

и

 

отвле

-

чения

о

 

способности

 

испытуемого

 

выделить

 

существенные

 

признаки

 

предметов

 

или

 

явлений

Существуют

 

два

 

варианта

 

ме

-

тодики

 

исключения

 — 

словесный

 

и

 

предметный

.

 

Словесный

 

вариант

 

производится

 

при

 

помощи

 

бланка

со

-

держащего

 

серии

 

из

 5 

слов

Обследуемому

 

говорят

что

 

четыре

 

из

 

пяти

 

слов

 

в

 

серии

 

являются

 

в

 

какой

-

то

 

мере

 

однородными

 

91

 


background image

понятиями

 

и

 

могут

 

быть

 

объединены

 

по

 

общему

 

для

 

них

 

признаку

а

 

одно

 

слово

 

не

 

соответствует

 

этим

 

требованиям

 

и

 

должно

 

быть

 

исключено

Если

 

обследуемый

 

сразу

 

не

 

усвоил

 

инструкцию

то

 

один

 - 

два

 

примера

 

исследующий

 

решает

 

совместно

 

с

 

ним

: «

Васи

-

лий

Федор

Семен

 

и

 

Порфирий

 — 

имена

а

 

Иванов

 — 

фамилия

»; 

«

молоко

сливки

сыр

сметана

 — 

молочные

 

продукты

а

 

сало

 — 

животный

 

жир

». 

Убедившись

 

в

 

том

что

 

принцип

 

выполнения

 

за

-

дания

 

обследуемый

 

усвоил

ему

 

предлагается

 

самостоятельно

 

вы

-

полнять

 

последующие

 

примеры

вычеркивая

 

карандашом

 

на

 

спе

-

циальном

 

бланке

 

подлежащее

 

исключению

 

слово

При

 

отсутствии

 

бланков

 

исследующий

 

зачитывает

 

серии

 

слов

 

и

 

отмечает

 

в

 

прото

-

коле

 

характер

 

решения

.

 

Приводим

 

типичные

 

примеры

 

для

 

исследования

 

по

 

методике

 

исключения

 

в

 

ее

 

словесном

 

варианте

дряхлый

старый

изношен

-

ный

маленький

ветхий

смелый

храбрый

отважный

злой

ре

-

шительный

.

 

Существенную

 

роль

 

играет

 

отношение

 

обследуемого

 

к

 

допу

-

щенным

 

ошибкам

 — 

сам

 

ли

 

он

 

их

 

заметил

 

или

 

с

 

помощью

 

иссле

-

дующего

как

 

он

 

мотивирует

 

ошибочные

 

решения

 

и

 

насколько

 

они

 

доступны

 

коррекции

.

 

Для

 

проведения

 

предметного

 

варианта

 

необходимо

 

подгото

-

вить

 

набор

 

карточек

каждая

 

из

 

которых

 

содержит

 

изображения

 4 

предметов

 

(

рис

. 7). 

Дается

 

инструкция

: «

Из

 

изображенных

 

на

 

ри

-

сунке

 

четырех

 

предметов

 

три

 

имеют

 

между

 

собой

 

общее

их

 

можно

 

объединить

 

в

 

одну

 

группу

называть

 

одним

 

словом

а

 

один

 

сущест

-

венно

 

от

 

них

 

отличается

 

и

 

должен

 

быть

 

исключен

». 

Как

 

и

 

в

 

пре

-

дыдущем

 

варианте

отдельные

 

серии

 

предъявляются

 

обследуемо

-

му

 

в

 

определенной

 

последовательности

с

 

нарастающей

 

слож

-

ностью

Наряду

 

с

 

выполнимыми

 

заданиями

 

в

 

эту

 

методику

 

иногда

 

специально

 

вводят

 

серии

 

рисунков

где

 

нельзя

 

такого

 

рода

 

обоб

-

щение

 

произвести

Здоровые

 

в

 

таких

 

случаях

 

либо

 

заявляют

что

 

задание

 

невыполнимо

либо

 

дают

 

обусловлено

 

формальный

 

ответ

например

: «

Из

 

изображенных

 

на

 

этом

 

рисунке

 

предметов

 

нельзя

 

выделить

 

группу

 

из

 

трех

но

 

если

 

вы

 

настаиваете

то

 

я

 

предлагаю

 

следующее

 

решение

 — 

в

 

отличие

 

от

 

яблока

роза

шуба

 

и

 

книга

 

несъедобны

». 

Такого

 

рода

 

невыполнимые

 

задания

 

применяют

 

при

 

обследовании

 

больных

 

шизофренией

.

 

92

 


background image

 

93

 


background image

 

94

 


background image

Выделение

 

существенных

 

признаков

 

Методика

как

 

это

 

явствует

 

из

 

названия

выявляет

 

способность

 

испытуемого

 

дифференцировать

 

существенные

 

признаки

 

предме

-

тов

 

или

 

явлений

 

от

 

несущественных

второстепенных

Кроме

 

то

-

го

наличие

 

ряда

 

заданий

одинаковых

 

по

 

характеру

 

выполнения

позволяет

 

судить

 

о

 

последовательности

 

рассуждений

 

испытуемо

-

го

.

 

Для

 

исследования

 

пользуются

 

либо

 

специальным

 

бланком

ли

-

бо

 

исследующий

 

устно

 

предъявляет

 

испытуемому

 

задачи

напри

-

мер

:

 

Сад

 (

растения

садовник

собака

забор

земля

).  

Игра

 (

карты

игроки

штрафы

наказания

правила

и

 

т

д

.

 

Предварительно

 

дается

 

инструкция

: «

В

 

каждой

 

строчке

 

здесь

 

одно

 

слово

 

находится

 

перед

 

скобками

а

 

пять

 — 

в

 

скобках

Все

 

слова

находящиеся

 

в

 

скобках

имеют

 

какое

-

то

 

отношение

 

к

 

стоя

-

щему

 

перед

 

скобками

Однако

 

вы

 

должны

 

из

 

них

 

выбрать

 

два

 

наиболее

 

существенных

являющихся

 

неотъемлемыми

 

признака

-

ми

 

слова

стоящего

 

перед

 

скобками

Выберите

 

только

 

два

 

и

 

под

-

черкните

 

их

».

 

Часто

 

обследуемые

 

приступают

 

к

 

заданию

невнимательно

 

прослушав

 

инструкцию

и

 

решения

 

их

 

в

 

этих

 

случаях

 

поверхност

-

ны

легкомысленны

Тогда

 

следует

 

обратить

 

внимание

 

обследуе

-

мого

 

на

 

то

что

 

он

 

не

 

усвоил

 

инструкцию

и

 

повторить

 

ее

Некото

-

рые

 

больные

обычно

 

при

 

интеллектуальной

 

недостаточности

не

 

сразу

 

понимают

что

 

от

 

них

 

требуется

В

 

этих

 

случаях

 

желательно

 

вместе

 

с

 

ними

 

решить

 1—2 

задачи

.

 

Слова

 

в

 

задачах

 

подобраны

 

таким

 

образом

что

 

обследуемому

 

приходится

 

продемонстрировать

 

свою

 

способность

 

уловить

 

абст

-

рактное

 

значение

 

тех

 

или

 

иных

 

понятий

 

и

 

отказаться

 

от

 

более

 

лег

-

кого

бросающегося

 

в

 

глаза

но

 

неверного

 

способа

 

решения

при

 

котором

 

вместо

 

существенных

 

выделяются

 

частные

конкретно

-

ситуационные

 

признаки

Так

к

 

слову

 «

игра

» 

правильное

 

решение

 

предусматривает

 

такие

 

существенные

 

признаки

как

  «

игроки

» 

и

 

«

правила

», 

в

 

то

 

же

 

время

 

некоторые

 

обследуемые

 

здесь

 

выбирают

 

слово

  «

карты

». 

При

 

таком

 

решении

 

задания

 

следует

 

обязательно

 

обсудить

 

с

 

больным

 

результаты

.

 

Иногда

 

даже

 

подсказка

 

исследующего

 

о

 

том

что

 

речь

 

вдет

 

об

 

абстрактном

 

значении

 

этих

 

понятий

не

 

помогает

 

обследуемому

 

найти

 

правильное

 

решение

Это

 

свидетельствует

 

о

 

недостаточно

-

сти

 

у

 

него

 

уровня

 

процессов

 

обобщения

 

95