Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7423
Скачиваний: 69
и
отвлечения
.
Ошибочные
решения
могут
носить
и
характер
от
-
дельных
непоследовательных
суждений
(
например
,
при
астениче
-
ских
состояниях
).
В
этих
случаях
больные
при
обращении
их
внимания
на
допущенную
ошибку
сами
ее
исправляют
.
Образование
аналогий
Для
выполнения
этого
задания
обследуемому
необходимо
ус
-
тановить
логические
связи
и
отношения
между
понятиями
.
Кроме
того
,
как
и
при
исследовании
предыдущей
методикой
,
в
опыте
легко
обнаруживаются
нарушения
последовательности
суждений
,
когда
обследуемый
на
время
перестает
следовать
избранному
им
модусу
решения
задания
.
Аналогии
в
различных
задачах
строятся
по
разным
принципам
,
и
наличие
инертности
психических
про
-
цессов
значительно
затрудняет
для
ряда
больных
выполнение
за
-
дания
—
в
последующей
задаче
они
пытаются
выделить
аналогию
по
принципу
предыдущей
задачи
.
Различают
образование
простых
и
сложных
аналогий
.
Образо
-
вание
простых
аналогий
производится
с
помощью
специальных
бланков
,
на
которых
слева
располагаются
пары
слов
—
образцы
,
по
аналогии
с
которыми
следует
выделить
пару
слов
в
правой
по
-
ловине
бланка
.
Причем
справа
вверху
первое
слово
искомой
пары
указано
,
а
нижнее
нужно
выделить
из
пяти
.
Например
:
Обследуемому
объясняют
,
что
также
,
как
электричество
идет
по
проволоке
,
пар
идет
по
трубам
.
Совместно
с
обследуемым
можно
решить
еще
один
,
более
трудный
и
отличающийся
другим
принципом
построения
пример
.
Обязательно
для
примера
надо
выбрать
задачи
,
где
аналогия
строится
по
разному
принципу
.
Для
некоторых
обследуемых
это
служит
предупреждением
о
возмож
-
ности
ошибок
.
Иногда
принцип
выполнения
задания
можно
объ
-
яснить
арифметическим
примером
образования
пропорций
.
Такое
объяснение
оказывается
успешным
при
определенной
интеллек
-
туальной
сохранности
.
В
анализе
результатов
важно
не
только
обнаружение
ошибок
,
но
и
мотивировка
их
и
возможность
коррекции
.
96
Этим
методом
выявляются
нарушения
логического
строя
мышления
,
однако
ошибки
типа
соскальзываний
большей
частью
не
корригируются
,
тогда
как
непоследовательные
суждения
в
свя
-
зи
с
истощаемостью
исправляются
больными
,
как
только
они
их
замечают
.
Обнаружение
возможности
исправления
ошибок
в
ходе
эксперимента
,
недопущение
их
в
дальнейшем
свидетельствуют
об
определенной
сохранности
критичности
мышления
.
Помимо
словесного
варианта
методики
образования
простых
аналогий
,
можно
пользоваться
и
предметным
ее
вариантом
.
В
ка
-
честве
примеров
для
этого
можно
пользоваться
некоторыми
таб
-
лицами
Рейвена
,
а
также
карточками
из
соответствующего
суб
-
теста
в
методике
аналитического
исследования
интеллекта
Мей
-
ли
.
Образование
сложных
аналогий
предусматривает
выделение
сложных
,
абстрактных
логических
отношений
.
В
связи
с
большей
трудностью
этой
методики
мы
так
же
,
как
и
С
.
Я
.
Рубинштейн
(1962),
применяем
ее
лишь
при
обследовании
лиц
со
средним
и
высшим
образованием
.
Обследуемого
инструктируют
о
том
,
что
в
верхней
части
бланка
расположены
шесть
пар
слов
,
каждой
из
которых
присущи
определенные
отношения
.
Эти
отношения
анализируются
,
напри
-
мер
: «
овца
—
стадо
» —
часть
и
целое
, «
малина
—
ягода
» —
это
оп
-
ределение
, «
море
—
океан
»
различаются
в
количественном
отно
-
шении
и
т
.
д
.
Затем
внимание
обследуемого
обращается
на
распо
-
ложенные
ниже
пары
слов
,
принцип
связи
которых
он
должен
со
-
поставить
с
одним
из
образцов
.
Против
каждой
пары
он
ставит
тот
номер
,
который
стоит
около
пары
-
образца
.
Примерное
реше
-
ние
задания
носит
следующий
характер
: «
Глава
является
частью
романа
аналогично
тому
,
как
овца
—
частью
стада
».
Обсуждение
совместно
с
больным
допущенных
ошибочных
решений
дает
исследующему
материал
,
на
основании
которого
можно
судить
о
нарушениях
логического
строя
мышления
,
его
целенаправленности
и
критичности
.
Выделение
закономерностей
К
этой
группе
можно
отнести
ряд
методик
,
различных
по
сте
-
пени
сложности
.
Некоторые
из
них
могут
быть
выполнены
при
относительно
высоком
уровне
обобщения
.
1.
Числовой
ряд
.
Обследуемому
предъявляют
ряд
чисел
.
Анализ
их
расположения
позволит
ему
продолжить
этот
97
ряд
.
Последовательно
предъявляются
все
более
сложные
ряды
:
Приводим
примеры
решения
такого
рода
заданий
:
2.
Методика
Б
.
И
.
Пинского
(1968).
Предназначена
для
диаг
-
ностики
олигофрении
.
Она
состоит
из
трех
экспериментальных
заданий
возрастающей
сложности
.
Для
исследования
необходим
набор
красных
и
белых
брусков
.
Обследуемому
предлагают
удлинить
начатый
исследуемый
«
заборчик
»:
При
анализе
выполнения
задания
обращается
внимание
на
то
,
предшествует
ли
началу
деятельности
уяснение
принципа
зада
-
ния
,
насколько
стереотипен
избранный
обследуемым
модус
дея
-
тельности
,
как
влияют
на
эту
деятельность
случайные
побужде
-
ния
(
например
,
меняет
ли
он
найденный
принцип
,
если
кончились
бруски
одного
цвета
).
Существенное
значение
имеет
обнаружи
-
ваемая
при
исследовании
тенденция
переносить
в
готовом
,
неиз
-
мененном
виде
прошлый
опыт
на
решаемую
в
настоящий
момент
задачу
.
Определение
и
сравнение
понятий
Эти
методики
применяются
для
исследования
мышления
.
Для
определения
понятия
необходимо
проанализировать
це
-
лый
ряд
признаков
предмета
или
явления
и
выделить
из
них
наи
-
более
существенные
.
Степень
точности
определения
зависит
от
признаков
,
которые
выбирает
обследуемый
для
характеристики
того
или
иного
предмета
98
или
явления
.
Наиболее
точным
считается
(
М
.
Л
.
Кононова
, 1963)
определение
,
при
котором
отмечается
родовое
и
видовое
различия
(
например
, «
стол
—
это
мебель
,
необходимая
в
быту
или
для
ра
-
боты
»);
правильное
,
но
менее
точное
определение
основано
лишь
на
родовых
признаках
(«
стол
—
это
мебель
»);
на
более
низкой
ступени
находится
определение
по
назначению
предмета
(«
стол
—
для
того
,
чтобы
есть
или
писать
»),
совершенно
недостаточным
является
определение
,
отмечающее
лишь
наглядные
признаки
предмета
(«
стол
—
деревянный
,
на
четырех
ножках
»).
При
исследовании
методикой
определения
понятий
следует
отмечать
не
только
способность
обследуемого
выделять
основные
признаки
,
но
и
построение
определения
,
четкость
формулировки
.
Этой
методикой
легко
обнаруживается
расплывчатость
суждений
,
избыточная
детализация
,
склонность
к
резонерству
Близка
к
описанной
методика
сравнения
понятий
.
При
этом
происходит
не
только
анализ
свойств
предмета
или
явления
,
но
и
устанавливаются
определенные
отношения
между
несколькими
предметами
,
явлениями
.
В
связи
с
этим
сравнение
понятий
более
сложный
,
чем
определение
понятий
,
мыслительный
процесс
,
включающий
в
себя
анализ
и
синтез
,
требующий
дифференциров
-
ки
существенных
признаков
на
общие
и
разные
для
нескольких
объектов
.
При
сравнении
нескольких
понятий
выполнение
задания
идет
в
два
этапа
:
вначале
выделяются
существенные
признаки
каждого
из
них
,
а
затем
из
них
выбираются
совпадающие
для
этих
объек
-
тов
и
те
,
которые
обусловливают
разницу
между
ними
.
При
срав
-
нении
относительно
однородных
объектов
первыми
оказываются
родовые
,
а
вторыми
—
видовые
признаки
.
К
относительно
одно
-
родным
понятиям
относятся
:
часы
—
хронометр
,
трамвай
—
трол
-
лейбус
и
т
.
п
.
Наряду
с
этим
Т
.
К
.
Мелешко
(1966)
предлагает
для
сравнения
разнородные
понятия
:
тарелка
—
ложка
,
ботинок
—
карандаш
,
глобус
—
бабочка
,
плащ
—
ночь
,
часы
—
река
.
Проведенные
автором
исследования
методикой
сравнения
не
-
однородных
понятий
показали
,
что
больные
шизофренией
часто
пользуются
мало
характерными
для
здоровых
, «
нестандартными
»
признаками
.
Хотя
«
стандартность
»
того
или
иного
признака
ха
-
рактеризуется
статистическими
99
показателями
;
этот
вариант
может
использоваться
и
при
диаг
-
ностически
направленном
психологическом
эксперименте
,
так
как
при
нем
обнаруживается
легкость
выделения
больными
шизофренией
«
слабых
»
признаков
.
Сравнение
понятий
помогает
выявить
интеллектуальную
недостаточность
,
резонерские
суждения
.
Формирование
искусственных
понятий
Для
исследования
способности
формирования
понятий
час
-
то
применяется
методика
,
разработанная
Л
.
С
.
Выготским
и
Л
.
С
.
Сахаровым
(1930).
Методика
эта
весьма
сложна
,
и
правиль
-
ное
выполнение
задания
обследуемым
свидетельствует
об
от
-
сутствии
у
него
интеллектуального
снижения
.
По
данным
Л
.
С
.
Выготского
(1938),
с
помощью
данной
ме
-
тодики
можно
констатировать
нарушение
функций
образования
понятий
не
только
при
явных
расстройствах
мышления
,
но
и
у
больных
,
у
которых
вне
экспериментальной
обстановки
трудно
заметить
нарушения
формального
мышления
.