Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7132

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

и

 

отвлечения

Ошибочные

 

решения

 

могут

 

носить

 

и

 

характер

 

от

-

дельных

 

непоследовательных

 

суждений

 (

например

при

 

астениче

-

ских

 

состояниях

). 

В

 

этих

 

случаях

 

больные

 

при

 

обращении

 

их

 

внимания

 

на

 

допущенную

 

ошибку

 

сами

 

ее

 

исправляют

.

 

Образование

 

аналогий

 

Для

 

выполнения

 

этого

 

задания

 

обследуемому

 

необходимо

 

ус

-

тановить

 

логические

 

связи

 

и

 

отношения

 

между

 

понятиями

Кроме

 

того

как

 

и

 

при

 

исследовании

 

предыдущей

 

методикой

в

 

опыте

 

легко

 

обнаруживаются

 

нарушения

 

последовательности

 

суждений

когда

 

обследуемый

 

на

 

время

 

перестает

 

следовать

 

избранному

 

им

 

модусу

 

решения

 

задания

Аналогии

 

в

 

различных

 

задачах

 

строятся

 

по

 

разным

 

принципам

и

 

наличие

 

инертности

 

психических

 

про

-

цессов

 

значительно

 

затрудняет

 

для

 

ряда

 

больных

 

выполнение

 

за

-

дания

 — 

в

 

последующей

 

задаче

 

они

 

пытаются

 

выделить

 

аналогию

 

по

 

принципу

 

предыдущей

 

задачи

.

 

Различают

 

образование

 

простых

 

и

 

сложных

 

аналогий

Образо

-

вание

 

простых

 

аналогий

 

производится

 

с

 

помощью

 

специальных

 

бланков

на

 

которых

 

слева

 

располагаются

 

пары

 

слов

 — 

образцы

по

 

аналогии

 

с

 

которыми

 

следует

 

выделить

 

пару

 

слов

 

в

 

правой

 

по

-

ловине

 

бланка

Причем

 

справа

 

вверху

 

первое

 

слово

 

искомой

 

пары

 

указано

а

 

нижнее

 

нужно

 

выделить

 

из

 

пяти

Например

:

 

 

Обследуемому

 

объясняют

что

 

также

как

 

электричество

 

идет

 

по

 

проволоке

пар

 

идет

 

по

 

трубам

Совместно

 

с

 

обследуемым

 

можно

 

решить

 

еще

 

один

более

 

трудный

 

и

 

отличающийся

 

другим

 

принципом

 

построения

 

пример

Обязательно

 

для

 

примера

 

надо

 

выбрать

 

задачи

где

 

аналогия

 

строится

 

по

 

разному

 

принципу

Для

 

некоторых

 

обследуемых

 

это

 

служит

 

предупреждением

 

о

 

возмож

-

ности

 

ошибок

Иногда

 

принцип

 

выполнения

 

задания

 

можно

 

объ

-

яснить

 

арифметическим

 

примером

 

образования

 

пропорций

Такое

 

объяснение

 

оказывается

 

успешным

 

при

 

определенной

 

интеллек

-

туальной

 

сохранности

.

 

В

 

анализе

 

результатов

 

важно

 

не

 

только

 

обнаружение

 

ошибок

но

 

и

 

мотивировка

 

их

 

и

 

возможность

 

коррекции

.

 

96

 


background image

Этим

 

методом

 

выявляются

 

нарушения

 

логического

 

строя

 

мышления

однако

 

ошибки

 

типа

 

соскальзываний

 

большей

 

частью

 

не

 

корригируются

тогда

 

как

 

непоследовательные

 

суждения

 

в

 

свя

-

зи

 

с

 

истощаемостью

 

исправляются

 

больными

как

 

только

 

они

 

их

 

замечают

Обнаружение

 

возможности

 

исправления

 

ошибок

 

в

 

ходе

 

эксперимента

недопущение

 

их

 

в

 

дальнейшем

 

свидетельствуют

 

об

 

определенной

 

сохранности

 

критичности

 

мышления

.

 

Помимо

 

словесного

 

варианта

 

методики

 

образования

 

простых

 

аналогий

можно

 

пользоваться

 

и

 

предметным

 

ее

 

вариантом

В

 

ка

-

честве

 

примеров

 

для

 

этого

 

можно

 

пользоваться

 

некоторыми

 

таб

-

лицами

 

Рейвена

а

 

также

 

карточками

 

из

 

соответствующего

 

суб

-

теста

 

в

 

методике

 

аналитического

 

исследования

 

интеллекта

 

Мей

-

ли

.

 

Образование

 

сложных

 

аналогий

 

предусматривает

 

выделение

 

сложных

абстрактных

 

логических

 

отношений

В

 

связи

 

с

 

большей

 

трудностью

 

этой

 

методики

 

мы

 

так

 

же

как

 

и

 

С

Я

Рубинштейн

 

(1962), 

применяем

 

ее

 

лишь

 

при

 

обследовании

 

лиц

 

со

 

средним

 

и

 

высшим

 

образованием

.

 

Обследуемого

 

инструктируют

 

о

 

том

что

 

в

 

верхней

 

части

 

бланка

 

расположены

 

шесть

 

пар

 

слов

каждой

 

из

 

которых

 

присущи

 

определенные

 

отношения

Эти

 

отношения

 

анализируются

напри

-

мер

: «

овца

стадо

» — 

часть

 

и

 

целое

, «

малина

ягода

» — 

это

 

оп

-

ределение

, «

море

океан

» 

различаются

 

в

 

количественном

 

отно

-

шении

 

и

 

т

д

Затем

 

внимание

 

обследуемого

 

обращается

 

на

 

распо

-

ложенные

 

ниже

 

пары

 

слов

принцип

 

связи

 

которых

 

он

 

должен

 

со

-

поставить

 

с

 

одним

 

из

 

образцов

Против

 

каждой

 

пары

 

он

 

ставит

 

тот

 

номер

который

 

стоит

 

около

 

пары

-

образца

Примерное

 

реше

-

ние

 

задания

 

носит

 

следующий

 

характер

: «

Глава

 

является

 

частью

 

романа

 

аналогично

 

тому

как

 

овца

 — 

частью

 

стада

».

 

Обсуждение

 

совместно

 

с

 

больным

 

допущенных

 

ошибочных

 

решений

 

дает

 

исследующему

 

материал

на

 

основании

 

которого

 

можно

 

судить

 

о

 

нарушениях

 

логического

 

строя

 

мышления

его

 

целенаправленности

 

и

 

критичности

.

 

Выделение

 

закономерностей

 

К

 

этой

 

группе

 

можно

 

отнести

 

ряд

 

методик

различных

 

по

 

сте

-

пени

 

сложности

Некоторые

 

из

 

них

 

могут

 

быть

 

выполнены

 

при

 

относительно

 

высоком

 

уровне

 

обобщения

.

 

1. 

Числовой

 

ряд

Обследуемому

 

предъявляют

 

ряд

 

чисел

Анализ

 

их

 

расположения

 

позволит

 

ему

 

продолжить

 

этот

 

97

 


background image

ряд

Последовательно

 

предъявляются

 

все

 

более

 

сложные

 

ряды

 

Приводим

 

примеры

 

решения

 

такого

 

рода

 

заданий

 

2. 

Методика

 

Б

И

Пинского

 (1968). 

Предназначена

 

для

 

диаг

-

ностики

 

олигофрении

Она

 

состоит

 

из

 

трех

 

экспериментальных

 

заданий

 

возрастающей

 

сложности

Для

 

исследования

 

необходим

 

набор

 

красных

 

и

 

белых

 

брусков

Обследуемому

 

предлагают

 

удлинить

 

начатый

 

исследуемый

 

«

заборчик

»: 

 

При

 

анализе

 

выполнения

 

задания

 

обращается

 

внимание

 

на

 

то

предшествует

 

ли

 

началу

 

деятельности

 

уяснение

 

принципа

 

зада

-

ния

насколько

 

стереотипен

 

избранный

 

обследуемым

 

модус

 

дея

-

тельности

как

 

влияют

 

на

 

эту

 

деятельность

 

случайные

 

побужде

-

ния

 (

например

меняет

 

ли

 

он

 

найденный

 

принцип

если

 

кончились

 

бруски

 

одного

 

цвета

). 

Существенное

 

значение

 

имеет

 

обнаружи

-

ваемая

 

при

 

исследовании

 

тенденция

 

переносить

 

в

 

готовом

неиз

-

мененном

 

виде

 

прошлый

 

опыт

 

на

 

решаемую

 

в

 

настоящий

 

момент

 

задачу

Определение

 

и

 

сравнение

 

понятий

 

Эти

 

методики

 

применяются

 

для

 

исследования

 

мышления

Для

 

определения

 

понятия

 

необходимо

 

проанализировать

 

це

-

лый

 

ряд

 

признаков

 

предмета

 

или

 

явления

 

и

 

выделить

 

из

 

них

 

наи

-

более

 

существенные

Степень

 

точности

 

определения

 

зависит

 

от

 

признаков

которые

 

выбирает

 

обследуемый

 

для

 

характеристики

 

того

 

или

 

иного

 

предмета

 

98

 


background image

или

 

явления

Наиболее

 

точным

 

считается

 (

М

Л

Кононова

, 1963) 

определение

при

 

котором

 

отмечается

 

родовое

 

и

 

видовое

 

различия

 

(

например

, «

стол

 — 

это

 

мебель

необходимая

 

в

 

быту

 

или

 

для

 

ра

-

боты

»); 

правильное

но

 

менее

 

точное

 

определение

 

основано

 

лишь

 

на

 

родовых

 

признаках

 («

стол

 — 

это

 

мебель

»); 

на

 

более

 

низкой

 

ступени

 

находится

 

определение

 

по

 

назначению

 

предмета

 («

стол

 

— 

для

 

того

чтобы

 

есть

 

или

 

писать

»), 

совершенно

 

недостаточным

 

является

 

определение

отмечающее

 

лишь

 

наглядные

 

признаки

 

предмета

 («

стол

 — 

деревянный

на

 

четырех

 

ножках

»). 

При

 

исследовании

 

методикой

 

определения

 

понятий

 

следует

 

отмечать

 

не

 

только

 

способность

 

обследуемого

 

выделять

 

основные

 

признаки

но

 

и

 

построение

 

определения

четкость

 

формулировки

Этой

 

методикой

 

легко

 

обнаруживается

 

расплывчатость

 

суждений

избыточная

 

детализация

склонность

 

к

 

резонерству

 

Близка

 

к

 

описанной

 

методика

 

сравнения

 

понятий

При

 

этом

 

происходит

 

не

 

только

 

анализ

 

свойств

 

предмета

 

или

 

явления

но

 

и

 

устанавливаются

 

определенные

 

отношения

 

между

 

несколькими

 

предметами

явлениями

В

 

связи

 

с

 

этим

 

сравнение

 

понятий

 

более

 

сложный

чем

 

определение

 

понятий

мыслительный

 

процесс

включающий

 

в

 

себя

 

анализ

 

и

 

синтез

требующий

 

дифференциров

-

ки

 

существенных

 

признаков

 

на

 

общие

 

и

 

разные

 

для

 

нескольких

 

объектов

При

 

сравнении

 

нескольких

 

понятий

 

выполнение

 

задания

 

идет

 

в

 

два

 

этапа

вначале

 

выделяются

 

существенные

 

признаки

 

каждого

 

из

 

них

а

 

затем

 

из

 

них

 

выбираются

 

совпадающие

 

для

 

этих

 

объек

-

тов

 

и

 

те

которые

 

обусловливают

 

разницу

 

между

 

ними

При

 

срав

-

нении

 

относительно

 

однородных

 

объектов

 

первыми

 

оказываются

 

родовые

а

 

вторыми

 — 

видовые

 

признаки

К

 

относительно

 

одно

-

родным

 

понятиям

 

относятся

часы

 — 

хронометр

трамвай

 — 

трол

-

лейбус

 

и

 

т

п

Наряду

 

с

 

этим

 

Т

К

Мелешко

 (1966) 

предлагает

 

для

 

сравнения

 

разнородные

 

понятия

тарелка

 — 

ложка

ботинок

 — 

карандаш

глобус

 — 

бабочка

плащ

 — 

ночь

часы

 — 

река

Проведенные

 

автором

 

исследования

 

методикой

 

сравнения

 

не

-

однородных

 

понятий

 

показали

что

 

больные

 

шизофренией

 

часто

 

пользуются

 

мало

 

характерными

 

для

 

здоровых

, «

нестандартными

» 

признаками

Хотя

  «

стандартность

» 

того

 

или

 

иного

 

признака

 

ха

-

рактеризуется

 

статистическими

 

99

 


background image

показателями

этот

 

вариант

 

может

 

использоваться

 

и

 

при

 

диаг

-

ностически

 

направленном

 

психологическом

 

эксперименте

так

 

как

 

при

 

нем

 

обнаруживается

 

легкость

 

выделения

 

больными

 

шизофренией

 «

слабых

» 

признаков

Сравнение

 

понятий

 

помогает

 

выявить

 

интеллектуальную

 

недостаточность

резонерские

 

суждения

Формирование

 

искусственных

 

понятий

 

Для

 

исследования

 

способности

 

формирования

 

понятий

 

час

-

то

 

применяется

 

методика

разработанная

 

Л

С

Выготским

 

и

 

Л

С

Сахаровым

 (1930). 

Методика

 

эта

 

весьма

 

сложна

и

 

правиль

-

ное

 

выполнение

 

задания

 

обследуемым

 

свидетельствует

 

об

 

от

-

сутствии

 

у

 

него

 

интеллектуального

 

снижения

По

 

данным

 

Л

С

Выготского

 (1938), 

с

 

помощью

 

данной

 

ме

-

тодики

 

можно

 

констатировать

 

нарушение

 

функций

 

образования

 

понятий

 

не

 

только

 

при

 

явных

 

расстройствах

 

мышления

но

 

и

 

у

 

больных

у

 

которых

 

вне

 

экспериментальной

 

обстановки

 

трудно

 

заметить

 

нарушения

 

формального

 

мышления