Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7131

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Перед

 

обследуемым

 

в

 

беспорядке

 

размещают

 

набор

 

сте

-

реометрических

 

фигур

отличающихся

 

формой

цветом

 

и

 

ве

-

личиной

 

(

рис

. 8). 

На

 

скрытой

 

от

 

него

 

нижней

 

стороне

 

этих

 

фигур

 

имеются

 

условные

 

надписи

 («

бит

», «

цев

», «

гур

», «

лаг

»). 

Произ

-

вольно

 

выбирается

 

одна

 

фигура

и

 

исследующий

 

объясняет

что

 

надпись

 

на

 

ней

 (

например

, «

цев

») 

совершенно

 

ничего

 

не

 

означает

условна

но

 

имеющимся

 

в

 

этом

 

наборе

 

фигурам

 

с

 

аналогичной

 

надписью

 

присущ

 

общий

 

признак

Обследуемый

 

должен

 

устано

-

вить

какие

 

фигуры

 

входят

 

в

 

эту

 

группу

то

 

есть

 

определить

 

поня

-

тие

 «

цев

». 

После

 

этого

 

обследуемый

 

отбирает

 

несколько

 

фигур

 

и

 

объясняет

 

свою

 

гипотезу

Например

он

 

считает

что

 

к

  «

цев

» 

от

-

носятся

 

все

 

фигуры

 

того

 

же

 

цвета

Тогда

 

исследующий

 

перевора

-

чивает

 

одну

 

из

 

отобранных

 

ошибочно

 

фигур

 

и

 

показывает

 

над

-

пись

 — 

несмотря

 

на

 

то

что

 

она

 

того

 

же

 

цвета

она

 

не

 «

цев

». 

Если

 

обследуемый

 

отбирает

 

ряд

 

фигур

руководствуясь

 

одинаковой

 

формой

исследующий

 

таким

 

же

 

образом

 

показывает

 

ему

 

оши

-

бочность

 

этой

 

гипотезы

Таким

 

образом

остается

 

одна

 

возмож

-

ность

 — 

определить

 

понятие

  «

цев

» 

в

 

зависимости

 

от

 

размеров

что

 

представляется

 

довольно

 

трудным

так

 

как

 

размеры

 

фигур

 

ха

-

рактеризуются

 

двумя

 

признаками

 — 

площадью

 

основания

 

и

 

вы

-

сотой

.

 

 

101

 


background image

Результаты

 

опыта

 

оцениваются

 

в

 

зависимости

 

от

 

тою

сколько

 

ходов

 

понадобилось

 

обследуемому

 

для

 

выполнения

 

задания

на

-

сколько

 

логичны

 

были

 

его

 

рассуждения

 

при

 

этом

как

 

восприни

-

малась

 

помощь

 

исследующего

При

 

этом

 

исследовании

 

обнару

-

живаются

 

аффективно

-

личностные

 

качества

 

обследуемого

осо

-

бенно

 

выявляющиеся

 

в

 

реакции

 

на

 

неуспех

.

 

Методика

 

Выготского

 — 

Сахарова

 

несколько

 

упрощена

 

А

Ф

Говорковой

 (1962). 

Цель

 

этого

 

упрощения

 — 

приспособление

 

ме

-

тодики

 

формирования

 

искусственных

 

понятий

 

к

 

детскому

 

возрас

-

ту

Обследуемому

 

показывают

 16 

вырезанных

 

из

 

картона

 

фигур

отличающихся

 

формой

  (

два

 

вида

), 

цветом

  (

красные

 

и

 

зеленые

и

 

величиной

 (

четыре

 

варианта

(

рис

. 9). 

На

 

обороте

 

этих

 

фигур

 

на

-

писаны

 

их

 

условные

 

обозначения

например

 «

гацун

». 

Одну

 

из

 

фи

-

гур

 «

гацун

» (

например

 5) 

дают

 

обследуемому

 

и

 

просят

 

отобрать

 

другие

 

фигуры

 

этого

 

разряда

Каждую

 

отобранную

 

фигуру

 

обсле

-

дуемый

 

переворачивает

 

и

 

по

 

надписи

 

на

 

обороте

 

убеждается

 

в

 

правильности

 

или

 

ошибочности

 

своего

 

выбора

О

 

результатах

 

ис

-

следования

 

судят

 

по

 

количеству

 

ходов

понадобившихся

 

обсле

-

дуемому

 

для

 

формирования

 

понятия

При

 

исследовании

 

детей

 

этой

 

методикой

 

определяется

 

их

 

способность

 

к

 

целенаправлен

-

ным

 

и

 

последовательным

 

действиям

умение

 

вести

 

анализ

 

одно

-

временно

 

в

 

нескольких

 

направлениях

отбрасывать

 

неподкреп

-

ленные

 

признаки

Эти

 

особенности

 

характеризуют

 

течение

 

про

-

цессов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

 

у

 

обследуемых

.

 

Понимание

 

переносного

 

смысла

 

пословиц

 

и

 

метафор

 

Методика

 

применяется

 

для

 

исследования

 

особенностей

 

мыш

-

ления

 — 

его

 

уровня

целенаправленности

 

и

 

критичности

.

 

Обследуемому

 

называют

 

несколько

 

часто

 

употребляемых

 

ме

-

тафор

 («

золотая

 

голова

», «

золотые

 

руки

», «

каменное

 

сердце

», 

«

заячья

 

душа

», «

медный

 

лоб

») 

и

 

пословиц

 («

Яблоко

 

от

 

яблони

 

недалеко

 

падает

», «

Куй

 

железо

пока

 

горячо

», «

Слово

 

не

 

воробей

 

— 

вылетит

не

 

поймаешь

») 

и

 

просят

 

объяснить

 

их

 

отвлеченный

переносный

 

смысл

Можно

 

предложить

 

обследуемому

 

привести

 

соответствующие

 

примеры

 

из

 

своей

 

жизни

 

или

 

прочитанного

.

 

Буквальное

 

истолкование

 

пословицы

 

или

 

метафоры

 

свиде

-

тельствует

 

о

 

недостаточности

 

уровня

 

обобщения

.

 

102

 


background image

Если

 

обследуемый

 

верно

 

объясняет

 

переносный

 

смысл

 

по

-

словицы

это

 

еще

 

не

 

означает

что

 

мышление

 

у

 

него

 

совершенно

 

не

 

нарушено

так

 

как

 

при

 

объяснении

 

пословиц

 

обследуемый

 

проявляет

 

имеющиеся

 

у

 

него

 

знания

 — 

для

 

выполнения

 

задания

 

не

 

требуется

 

обобщения

 

нового

 

материала

Процесс

 

обобщения

 

нового

 

материала

 

исследуется

 

другими

более

 

сложными

вариан

-

тами

 

этой

 

методики

.

 

Сравнение

 

пословиц

 

Обследуемому

 

предлагают

 

карточки

на

 

которых

 

написаны

 

специально

 

подобранные

 

пословицы

и

 

дают

 

задание

 

сгруппиро

-

вать

 

их

выделив

 

парами

 

либо

 

аналогичные

либо

 

противополож

-

ные

 

по

 

смыслу

Например

Е

А

Рушкевич

 (1953) 

предлагает

 

для

 

сравнивания

 

следующий

 

набор

 

пословиц

:

 

 

Обследуемый

 

должен

 

отобрать

 

пары

 

аналогичных

 

пословиц

:

 

 

При

 

этом

 

обследуемые

 

обнаруживают

 

не

 

только

 

понимание

 

переносного

 

смысла

 

отдельных

 

пословиц

сопоставляя

 

их

они

 

дифференцируют

 

существенные

 

признаки

 

от

 

второстепенных

случайных

Таким

 

образом

результаты

 

исследования

 

этим

 

вариан

-

том

 

методики

 

в

 

определенной

 

мере

 

свидетельствуют

 

об

 

особен

-

ностях

 

ассоциативных

 

связей

в

 

частности

способствуют

 

выявле

-

нию

 

ассоциаций

 

по

  «

слабому

» 

признаку

Примером

 

последнего

 

может

 

служить

 

обобщение

 

пословиц

: «

Что

 

посеешь

...» 

и

 «

Куй

 

же

-

лезо

...», 

когда

 

больной

 

дает

 

следующее

 

объяснение

: «

Прежде

 

чем

 

сеять

надо

 

вначале

 

ковать

Как

 

скуешь

 

плуг

 — 

так

 

и

 

посеешь

».

 

103

 


background image

Отнесение

 

фраз

 

к

 

пословицам

 

Этот

 

вариант

 

предложен

 

Б

В

Зейгарник

 (1958). 

Здесь

 

труд

-

ность

 

заключается

 

не

 

столько

 

в

 

истолковании

 

переносного

 

смыс

-

ла

 

пословицы

сколько

 

в

 

возможности

 

соскальзывания

 

на

 

прибли

-

зительный

 

смысл

Обследуемому

 

предлагают

 

серию

 

табличек

на

 

которых

 

написаны

 

пословицы

 

или

 

метафоры

и

 

значительно

 

большее

 

количество

 

карточек

 

с

 

фразами

Среди

 

фраз

 

имеются

 

со

-

ответствующие

 

переносному

 

смыслу

 

пословиц

 

и

 

лишь

 

сходные

 

в

 

формально

-

лексическом

 

отношении

Вначале

 

убеждаются

что

 

обследуемый

 

понимает

 

переносный

 

смысл

 

пословиц

а

 

затем

 

ему

 

предлагают

 

подобрать

 

к

 

каждой

 

пословице

 

соответствующую

 

по

 

смыслу

 

фразу

Например

к

 

каждой

 

пословице

 

дается

 

на

 

выбор

 

2—3 

фразы

:

 

 

Выполняя

 

это

 

задание

обследуемый

 

вначале

 

уясняет

 

перенос

-

ный

 

смысл

 

пословицы

а

 

затем

 

сопоставляет

 

ее

 

с

 

фразами

 

и

 

таким

 

образом

 

как

 

бы

 

переносит

 

усвоенный

 

принцип

 

работы

 

на

 

матери

-

ал

содержащий

 

новое

Этот

 

вариант

 

задания

 

требует

 

более

 

высо

-

кого

 

уровня

 

обобщения

чем

 

одно

 

лишь

 

объяснение

 

переносного

 

смысла

 

пословиц

 

и

 

метафор

.

 

Называние

 50 

слов

 

Методика

 

направлена

 

на

 

изучение

 

особенностей

 

ассоциаций

Кроме

 

того

по

 

результатам

 

исследования

 

можно

 

судить

 

о

 

богат

-

стве

 

словарного

 

запаса

 

и

 

темпе

 

речевой

 

деятельности

 

больного

Инструкция

 

содержит

 

просьбу

 

назвать

 

подряд

 

как

 

можно

 

быстрее

 

любые

 50 

слов

за

 

исключением

 

названий

 

расположенных

 

в

 

ком

-

нате

 

предметов

Произносимые

 

больными

 

слова

 

записываются

По

 

секундомеру

 

регистрируется

 

затраченное

 

на

 

это

 

время

Если

 

больной

 

очень

 

быстро

 

называет

 

слова

не

 

следует

 

его

 

оста

-

навливать

Слова

которые

 

исследующий

 

не

 

успел

 

записать

заме

-

няются

 

прочерком

.

 

104

 


background image

Психически

 

здоровые

 

называют

 

слова

  «

гнездами

» — 

по

 5— 

слов

имеющих

 

общие

 

признаки

например

виды

 

транспорта

одежды

 

и

 

т

д

Увеличение

 

этих

 «

гнезд

» 

рассматривается

 

как

 

при

-

знак

 

инертности

 

психических

 

процессов

Могут

 

быть

 

обнаружены

 

и

 

малосодержательные

 

ассоциации

 — 

по

 

созвучию

.

 

Инструкция

 

может

 

быть

 

усложнена

 

требованием

 

называть

 

только

 

существительные

Если

 

обследуемый

 

ее

 

не

 

выполняет

да

-

ется

 

дополнительная

 

инструкция

: «

Вы

 

называете

 

не

 

только

 

суще

-

ствительные

Соблюдайте

 

правила

 

выполнения

 

задания

». 

Если

 

и

 

после

 

этого

 

обследуемый

 

называет

 

не

 

только

 

существительные

это

 

также

 

свидетельствует

 

о

 

значительной

 

инертности

 

психиче

-

ской

 

деятельности

.

 

Бедность

 

словарного

 

запаса

 

проявляется

 

в

 

значительном

 

уве

-

личении

 

времени

необходимого

 

на

 

выполнение

 

задания

  (

здоро

-

вые

 

называют

 50 

слов

 

за

 1,5—2,5 

мин

), 

в

 

повторении

 

одних

 

и

 

тех

 

же

 

слов

в

 

назывании

 

вопреки

 

инструкции

 

находящихся

 

перед

 

глазами

 

обследуемого

 

предметов

.

 

Пиктограммы

 

Эта

 

методика

 

предложена

 

Л

С

Выготским

 

и

 

разработана

 

как

 

один

 

из

 

методов

 

опосредованного

 

запоминания

В

 

отличие

 

от

 

предложенной

 

А

Н

Леонтьевым

 

методики

 

опосредованного

 

за

-

поминания

 

при

 

образовании

 

пиктограммы

 

представляют

 

значи

-

тельно

 

большие

 

возможности

 

для

 

исследования

 

ассоциативного

 

процесса

.

 

Пиктограмма

 — 

это

 

образ

создаваемый

 

обследуемым

 

для

 

опосредованного

 

запоминания

Таким

 

образом

с

 

помощью

 

мето

-

дики

 

пиктограмм

 

мы

 

изучаем

 

самостоятельную

 

мыслительную

 

продукцию

 

больных

Здесь

 

особенно

 

явно

 

выступают

 

нарушения

 

мышления

что

 

объясняется

 

малой

 

предопределенностью

мень

-

шим

 

регламентированием

 

процессов

 

мышления

 

условиями

 

опыта

 

(

Ю

Ф

Поляков

, 1969; 

С

В

Лонгинова

, 1972), 

тогда

 

как

 

в

 

методи

-

ке

 

А

Н

Леонтьева

 

выбор

 

образов

 

для

 

опосредования

 

ограничен

 

исследующим

.

 

Методика

 

очень

 

проста

Обследуемому

 

дают

 

листок

 

чистой

 

бумаги

 

и

 

карандаш

 

и

 

говорят

что

 

сейчас

 

он

 

услышит

 

слова

для

 

запоминания

 

которых

 

он

 

должен

 

сделать

 

какой

-

нибудь

 

неслож

-

ный

 

рисунок

Инструкцией

 

предусматривается

что

 

качество

 

ри

-

сунка

 

никакой

 

роли

 

не

 

играет

,

 

105