Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7428
Скачиваний: 69
так
как
иногда
обследуемые
ссылаются
на
неумение
рисовать
.
Кроме
того
,
обследуемого
предупреждают
,
что
совершенно
недо
-
пустимо
для
запоминания
прибегать
к
словесным
или
буквенным
обозначениям
.
Слова
,
к
которым
образуются
вспомогательные
рисунки
-
пиктограммы
,
подготавливаются
заранее
.
При
этом
учитывается
возраст
обследуемого
,
уровень
его
культурного
развития
.
Обычно
вначале
называют
слова
более
конкретного
содержания
,
а
затем
,
убедившись
,
что
исследуемому
доступно
выполнение
задания
,
переходят
к
абстрактным
словам
,
например
:
веселый
праздник
,
тяжелая
работа
,
вкусный
ужин
,
болезнь
,
печаль
,
счастье
,
любовь
,
развитие
,
разлука
,
обман
,
победа
,
подвиг
,
вражда
,
справедливость
,
сомнение
,
дружба
.
Для
проведения
повторных
обследований
по
методике
пикто
-
грамм
исследующий
должен
располагать
параллельными
набора
-
ми
понятий
,
используемых
для
опосредования
.
Всего
обследуе
-
мому
называют
10—15
слов
.
Обязательно
нужно
включать
слова
,
имеющие
значительный
эмоциональный
подтекст
.
В
протоколе
опыта
записываются
рассуждения
больного
,
объясняющие
связь
между
словом
и
рисунком
.
Впоследствии
обследуемого
просят
по
рисункам
воспроизвести
соответствующие
слова
.
По
результатам
выполнения
задания
судят
об
уровне
процес
-
сов
обобщения
и
отвлечения
:
может
ли
обследуемый
обозначать
слово
символом
,
насколько
возрастают
при
этом
его
затруднения
,
когда
опосредуются
слова
абстрактного
характера
.
Не
менее
важ
-
но
установить
характер
ассоциаций
,
которыми
руководствуется
обследуемый
при
подборе
пиктограмм
, —
соответствие
пикто
-
граммы
заданному
слову
,
чрезмерная
конкретность
ассоциаций
или
,
наоборот
,
их
чрезвычайно
абстрактный
,
условно
-
симво
-
лический
характер
,
наличие
ассоциаций
по
«
слабому
»
признаку
.
Существенную
роль
играет
эмоциональная
насыщенность
пикто
-
грамм
.
В
определенной
степени
она
отражает
эмоциональное
со
-
стояние
обследуемого
.
Как
уже
указывалось
,
по
результатам
исследования
можно
су
-
дить
о
логической
памяти
обследуемого
—
насколько
опосредова
-
ние
слов
в
зрительных
образах
помогает
запомнить
их
.
Представляет
интерес
модификация
методики
пиктограмм
,
предложенная
Б
.
Г
.
Херсонским
(1979, 1981, 1982).
Изменения
внесены
не
столько
в
проведение
исследования
,
106
сколько
в
интерпретацию
получаемых
данных
.
Методика
стан
-
дартизована
,
для
проведения
исследования
автор
применял
неиз
-
менный
набор
из
16
понятий
.
С
помощью
ретестирования
уста
-
навливается
возможность
продуцирования
различных
категорий
рисуночных
образов
,
замены
менее
адекватных
на
более
соответ
-
ствующие
заданному
понятию
.
Автор
в
плане
интерпретации
пик
-
тограмм
взял
критерии
,
близкие
к
используемым
в
тесте
Роршаха
(
обе
эти
методики
использовались
им
параллельно
).
При
клас
-
сификации
пиктограмм
по
качественным
характеристикам
учиты
-
ваются
следующие
факторы
:
абстрактность
(
конкретные
и
атри
-
бутивные
образы
,
метафорическая
,
геометрическая
,
графическая
и
грамматическая
символика
),
фактор
индивидуальной
значимости
,
фактор
частоты
(
различаются
стандартные
,
оригинальные
и
по
-
вторяющиеся
образы
),
фактор
адекватности
.
С
помощью
указан
-
ных
факторов
проводится
формализованная
оценка
рисуночных
образов
.
Интерпретация
пиктограмм
,
по
Б
.
Г
.
Херсонскому
,
вклю
-
чает
и
оценку
количественных
соотношений
.
Здесь
учитываются
количественные
соотношения
образов
различного
типа
,
количест
-
во
индивидуально
значимых
и
адекватных
образов
.
Представляют
интерес
выделенные
Б
.
Г
.
Херсонским
особые
феномены
,
мало
поддающиеся
формализации
.
Это
шоковые
реак
-
ции
,
выражающиеся
в
прямом
(
речевом
или
мимическом
)
выра
-
жении
неудовольствия
либо
в
парадоксальных
высказываниях
типа
«
какое
прекрасное
слово
...», «
это
интересно
...».
Шоковые
реакции
рассматриваются
автором
как
проявление
тормозящего
действия
аффекта
на
мыслительную
деятельность
.
Отказ
от
выбо
-
ра
образа
чаще
всего
встречается
при
предъявлении
обследуемому
наиболее
сложных
для
опосредования
понятий
.
Употребление
буквенных
обозначений
вопреки
инструкции
является
либо
вы
-
ражением
недостаточности
активного
внимания
,
либо
—
негати
-
вистических
тенденций
.
Под
неформализуемыми
образами
пони
-
маются
и
пиктограммы
,
основанные
на
ассоциациях
по
созвучию
,
на
выхолощенных
символах
,
на
подборе
нескольких
рисуночных
образов
к
одному
понятию
.
Феномен
единой
системы
заключается
в
том
,
что
при
построении
следующей
пиктограммы
обследуемый
использует
предыдущую
,
трансформируя
ее
.
Иногда
это
приводит
к
тому
,
что
все
пиктограммы
в
процессе
исследования
оказыва
-
ются
взаимосвязанными
.
107
Феномены
«
замены
»
и
«
возврата
»
заключаются
в
том
,
что
при
предъявлении
нового
понятия
для
опосредования
обследуемый
пытается
заменить
предыдущую
пиктограмму
,
либо
графически
ее
дорабатывает
.
Эти
феномены
рассматриваются
автором
как
проявление
тревоги
.
Феномен
упорядоченности
пиктограммы
предполагает
наличие
сложной
графической
характеристики
,
про
-
являющейся
в
выборе
соответственно
заданию
и
размеру
листа
рисунка
,
в
соблюдении
приблизительно
одинаковых
размеров
ри
-
сунков
и
расстояний
между
ними
.
Этот
феномен
отражает
спо
-
собность
к
планированию
и
самоконтролю
в
ситуации
исследова
-
ния
и
наиболее
часто
встречается
при
ананкастных
и
субдепрес
-
сивных
состояниях
.
Органический
графический
симптомоком
-
плекс
заключается
в
наклоне
рисунка
более
чем
на
5°
от
верти
-
кальной
оси
,
в
наличии
дрожащих
,
несовпадающих
и
пересекаю
-
щихся
линий
.
Этот
феномен
,
по
данным
автора
,
высокоспецифи
-
чен
для
больных
с
органическими
поражениями
головного
мозга
.
Если
в
целом
модификация
Б
.
Г
.
Херсонским
методики
пикто
-
грамм
предназначена
для
целенаправленного
научного
исследо
-
вания
,
то
выделенные
им
при
этом
количественные
и
качествен
-
ные
показатели
и
особые
феномены
могут
оказаться
высокозна
-
чимыми
,
полезными
и
при
интерпретации
данных
исследования
,
проводимого
в
целях
индивидуальной
нозологической
диагности
-
ки
.
Ассоциативный
(
словесный
)
эксперимент
Методика
ассоциативного
эксперимента
была
предложена
в
конце
прошлого
столетия
и
широко
использовалась
для
исследо
-
вания
психически
больных
(
В
.
М
.
Бехтерев
,
М
.
И
.
Аствацатуров
,
А
.
Г
.
Иванов
-
Смоленский
,
В
.
П
.
Протопопов
).
Сторонники
психоаналитического
направления
рас
-
сматривают
метод
словесного
эксперимента
как
подспорье
в
по
-
исках
скрытых
комплексов
,
комплексных
раздражителей
,
трактуя
с
позиций
классической
символики
3.
Фрейда
полученные
в
про
-
цессе
исследования
данные
.
По
И
.
П
.
Павлову
,
при
правильном
физиологическом
анализе
результатов
исследования
методика
словесного
эксперимента
от
-
крывает
возможность
изучения
словесных
условных
связей
и
ди
-
намики
нервных
процессов
во
второй
сигнальной
системе
,
позво
-
ляет
улавливать
изменения
корковой
динамики
под
влиянием
словесного
раздражителя
108
(
А
.
Г
.
Иванов
-
Смоленский
, 1928).
Слова
-
раздражители
являются
условными
сигналами
,
ответные
речевые
реакции
—
речевыми
условными
рефлексами
,
связанными
с
этими
сигналами
в
течение
прошлой
жизни
обследуемого
путем
многократного
повторения
.
В
патопсихологии
словесный
эксперимент
используется
для
анализа
характера
ассоциаций
обследуемого
и
скорости
их
обра
-
зования
.
С
этой
целью
обследуемому
зачитывают
заранее
подго
-
товленный
ряд
слов
— 30—40
существительных
,
лишенных
ка
-
кой
-
либо
связи
.
Дается
инструкция
—
на
каждое
услышанное
сло
-
во
отвечать
любым
,
пришедшим
в
голову
,
и
как
можно
быстрее
.
Если
преследуется
цель
—
проверить
,
может
ли
обследуемый
следовать
какому
-
либо
более
определенному
модусу
выполнения
задания
—
инструкция
может
быть
соответственно
уточнена
(
на
-
пример
,
отвечать
только
существительным
,
или
словом
-
антонимом
,
или
родовым
определением
).
В
протоколе
опыта
регистрируется
время
ответной
реакции
и
ее
содержание
.
Обращают
внимание
на
лаконичность
речевых
реакций
,
соответствие
их
слову
-
раздражителю
или
,
наоборот
,
случайный
,
нелепый
характер
,
от
-
сутствие
связи
между
словом
-
раздражителем
и
словом
-
ответом
.
Многословные
речевые
реакции
свидетельствуют
о
не
-
способности
выполнения
инструкции
.
Однако
некоторые
боль
-
ные
,
в
основном
отвечая
одним
словом
,
в
ответ
на
не
-
индифферентный
для
них
словесный
раздражитель
дают
много
-
словный
ответ
.
Средний
латентный
период
при
обследовании
здоровых
со
-
ставляет
0,5—1,5
с
.
В
некоторых
случаях
наблюдается
особенно
заметное
увеличение
латентного
периода
при
воздействии
неин
-
дифферентных
для
обследуемого
словесных
раздражителей
(
для
введения
их
в
эксперимент
в
бланке
оставлены
пробелы
).
Однако
это
явление
нельзя
переоценивать
,
так
как
иногда
аффективно
-
значимыми
неожиданно
оказываются
совсем
другие
слова
(
Б
.
В
.
Зейгарник
, 1958).
Поэтому
включение
в
словесный
эксперимент
таких
аффектогенных
слов
должно
базироваться
на
тщательном
изучении
анамнеза
,
конфликтной
жизненной
ситуации
,
индиви
-
дуальных
особенностей
личности
больного
.
Характеристику
ответных
речевых
реакций
можно
производить
согласно
классификации
А
.
Г
.
Иванова
-
Смоленского
(1928),
раз
-
личающего
:
109
I.
Низшие
или
примитивные
словесные
реакции
:
1)
междометные
(«
гм
», «
ну
», «
ой
», «
ай
»
и
др
.);
2)
эхолалические
,
буквально
воспроизводящие
слово
-
раздражитель
;
3)
созвучные
—
тождественные
или
близкие
по
звучанию
слову
-
раздражителю
своими
первыми
или
последними
словами
;
4)
экстрасигнальные
,
не
имеющие
отношения
к
слову
-
раздражителю
,
а
являющиеся
реакцией
на
другие
раздра
-
жения
,
поступающие
из
внешней
среды
;
5)
отказные
(«
не
знаю
», «
нечего
сказать
», «
слов
нет
»
и
т
.
д
.);
6)
вопросительные
(«
какой
?», «
кто
?»,
почему
?»);
7)
персеверирующие
,
когда
один
и
тот
же
ответ
появляется
на
несколько
раздражителей
подряд
.
II.
Высшие
словесные
реакции
:
1)
индивидуально
—
конкретные
(
например
, «
город
—
Мо
-
сква
», «
чашка
—
голубая
»);
2)
общеконкретные
(«
город
—
деревня
», «
чашка
—
блюдце
»);
3)
абстрактные
(«
город
—
культура
», «
чашка
—
посуда
»).
Эта
классификация
дополнена
еще
одним
видом
низших
сло
-
весных
реакций
—
атактическими
,
отличающимися
от
экстрасиг
-
нальных
тем
,
что
для
них
нельзя
найти
какой
-
либо
раздражитель
в
окружающей
больного
обстановке
(
М
.
С
.
Удальцова
, 1956;
Б
.
Я
.
Первомайский
, 1957).
Существуют
другие
варианты
методики
словесного
экспери
-
мента
.
А
.
Д
.
Зурабашвили
(1955)
предложил
пользоваться
че
-
тырьмя
вариантами
словесных
раздражителей
:
названиями
пред
-
метов
,
глаголами
,
отглагольными
существительными
и
прилага
-
тельными
.
Эти
словесные
раздражители
отличаются
возрастаю
-
щей
сложностью
.
В
.
Иванов
(1965)
предложил
структурно
-
ассоциативный
экс
-
перимент
,
цель
которого
—
исследование
грамматического
и
ло
-
гического
структурирования
речи
(
мыслительной
деятельности
).
В
качестве
словесного
раздражителя
используются
незакончен
-
ные
предложения
с
отсутствием
определенных
частей
речи
.
Эта
методика
позволяет
обнаружить
латентные
проявления
разорван
-
ности
мышления
,
резонерства
и
начинающегося
распада
речи
в
тех
случаях
,
когда
клинически
они
еще
мало
заметны
.