Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7135

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

так

 

как

 

иногда

 

обследуемые

 

ссылаются

 

на

 

неумение

 

рисовать

Кроме

 

того

обследуемого

 

предупреждают

что

 

совершенно

 

недо

-

пустимо

 

для

 

запоминания

 

прибегать

 

к

 

словесным

 

или

 

буквенным

 

обозначениям

.

 

Слова

к

 

которым

 

образуются

 

вспомогательные

 

рисунки

-

пиктограммы

подготавливаются

 

заранее

При

 

этом

 

учитывается

 

возраст

 

обследуемого

уровень

 

его

 

культурного

 

развития

Обычно

 

вначале

 

называют

 

слова

 

более

 

конкретного

 

содержания

а

 

затем

убедившись

что

 

исследуемому

 

доступно

 

выполнение

 

задания

переходят

 

к

 

абстрактным

 

словам

например

веселый

 

праздник

тяжелая

 

работа

вкусный

 

ужин

болезнь

печаль

счастье

любовь

развитие

разлука

обман

победа

подвиг

вражда

справедливость

сомнение

дружба

.

 

Для

 

проведения

 

повторных

 

обследований

 

по

 

методике

 

пикто

-

грамм

 

исследующий

 

должен

 

располагать

 

параллельными

 

набора

-

ми

 

понятий

используемых

 

для

 

опосредования

Всего

 

обследуе

-

мому

 

называют

 10—15 

слов

Обязательно

 

нужно

 

включать

 

слова

имеющие

 

значительный

 

эмоциональный

 

подтекст

В

 

протоколе

 

опыта

 

записываются

 

рассуждения

 

больного

объясняющие

 

связь

 

между

 

словом

 

и

 

рисунком

Впоследствии

 

обследуемого

 

просят

 

по

 

рисункам

 

воспроизвести

 

соответствующие

 

слова

.

 

По

 

результатам

 

выполнения

 

задания

 

судят

 

об

 

уровне

 

процес

-

сов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

может

 

ли

 

обследуемый

 

обозначать

 

слово

 

символом

насколько

 

возрастают

 

при

 

этом

 

его

 

затруднения

когда

 

опосредуются

 

слова

 

абстрактного

 

характера

Не

 

менее

 

важ

-

но

 

установить

 

характер

 

ассоциаций

которыми

 

руководствуется

 

обследуемый

 

при

 

подборе

 

пиктограмм

, — 

соответствие

 

пикто

-

граммы

 

заданному

 

слову

чрезмерная

 

конкретность

 

ассоциаций

 

или

наоборот

их

 

чрезвычайно

 

абстрактный

условно

-

симво

-

лический

 

характер

наличие

 

ассоциаций

 

по

  «

слабому

» 

признаку

Существенную

 

роль

 

играет

 

эмоциональная

 

насыщенность

 

пикто

-

грамм

В

 

определенной

 

степени

 

она

 

отражает

 

эмоциональное

 

со

-

стояние

 

обследуемого

.

 

Как

 

уже

 

указывалось

по

 

результатам

 

исследования

 

можно

 

су

-

дить

 

о

 

логической

 

памяти

 

обследуемого

 — 

насколько

 

опосредова

-

ние

 

слов

 

в

 

зрительных

 

образах

 

помогает

 

запомнить

 

их

.

 

Представляет

 

интерес

 

модификация

 

методики

 

пиктограмм

предложенная

 

Б

Г

Херсонским

 (1979, 1981, 1982). 

Изменения

 

внесены

 

не

 

столько

 

в

 

проведение

 

исследования

,

 

106

 


background image

сколько

 

в

 

интерпретацию

 

получаемых

 

данных

Методика

 

стан

-

дартизована

для

 

проведения

 

исследования

 

автор

 

применял

 

неиз

-

менный

 

набор

 

из

 16 

понятий

С

 

помощью

 

ретестирования

 

уста

-

навливается

 

возможность

 

продуцирования

 

различных

 

категорий

 

рисуночных

 

образов

замены

 

менее

 

адекватных

 

на

 

более

 

соответ

-

ствующие

 

заданному

 

понятию

Автор

 

в

 

плане

 

интерпретации

 

пик

-

тограмм

 

взял

 

критерии

близкие

 

к

 

используемым

 

в

 

тесте

 

Роршаха

 

(

обе

 

эти

 

методики

 

использовались

 

им

 

параллельно

). 

При

 

клас

-

сификации

 

пиктограмм

 

по

 

качественным

 

характеристикам

 

учиты

-

ваются

 

следующие

 

факторы

абстрактность

  (

конкретные

 

и

 

атри

-

бутивные

 

образы

метафорическая

геометрическая

графическая

 

и

 

грамматическая

 

символика

), 

фактор

 

индивидуальной

 

значимости

фактор

 

частоты

  (

различаются

 

стандартные

оригинальные

 

и

 

по

-

вторяющиеся

 

образы

), 

фактор

 

адекватности

С

 

помощью

 

указан

-

ных

 

факторов

 

проводится

 

формализованная

 

оценка

 

рисуночных

 

образов

Интерпретация

 

пиктограмм

по

 

Б

Г

Херсонскому

вклю

-

чает

 

и

 

оценку

 

количественных

 

соотношений

Здесь

 

учитываются

 

количественные

 

соотношения

 

образов

 

различного

 

типа

количест

-

во

 

индивидуально

 

значимых

 

и

 

адекватных

 

образов

.

 

Представляют

 

интерес

 

выделенные

 

Б

Г

Херсонским

 

особые

 

феномены

мало

 

поддающиеся

 

формализации

Это

 

шоковые

 

реак

-

ции

выражающиеся

 

в

 

прямом

  (

речевом

 

или

 

мимическом

выра

-

жении

 

неудовольствия

 

либо

 

в

 

парадоксальных

 

высказываниях

 

типа

  «

какое

 

прекрасное

 

слово

...», «

это

 

интересно

...». 

Шоковые

 

реакции

 

рассматриваются

 

автором

 

как

 

проявление

 

тормозящего

 

действия

 

аффекта

 

на

 

мыслительную

 

деятельность

Отказ

 

от

 

выбо

-

ра

 

образа

 

чаще

 

всего

 

встречается

 

при

 

предъявлении

 

обследуемому

 

наиболее

 

сложных

 

для

 

опосредования

 

понятий

Употребление

 

буквенных

 

обозначений

 

вопреки

 

инструкции

 

является

 

либо

 

вы

-

ражением

 

недостаточности

 

активного

 

внимания

либо

 — 

негати

-

вистических

 

тенденций

Под

 

неформализуемыми

 

образами

 

пони

-

маются

 

и

 

пиктограммы

основанные

 

на

 

ассоциациях

 

по

 

созвучию

на

 

выхолощенных

 

символах

на

 

подборе

 

нескольких

 

рисуночных

 

образов

 

к

 

одному

 

понятию

Феномен

 

единой

 

системы

 

заключается

 

в

 

том

что

 

при

 

построении

 

следующей

 

пиктограммы

 

обследуемый

 

использует

 

предыдущую

трансформируя

 

ее

Иногда

 

это

 

приводит

 

к

 

тому

что

 

все

 

пиктограммы

 

в

 

процессе

 

исследования

 

оказыва

-

ются

 

взаимосвязанными

.

 

107

 


background image

Феномены

  «

замены

» 

и

  «

возврата

» 

заключаются

 

в

 

том

что

 

при

 

предъявлении

 

нового

 

понятия

 

для

 

опосредования

 

обследуемый

 

пытается

 

заменить

 

предыдущую

 

пиктограмму

либо

 

графически

 

ее

 

дорабатывает

Эти

 

феномены

 

рассматриваются

 

автором

 

как

 

проявление

 

тревоги

Феномен

 

упорядоченности

 

пиктограммы

 

предполагает

 

наличие

 

сложной

 

графической

 

характеристики

про

-

являющейся

 

в

 

выборе

 

соответственно

 

заданию

 

и

 

размеру

 

листа

 

рисунка

в

 

соблюдении

 

приблизительно

 

одинаковых

 

размеров

 

ри

-

сунков

 

и

 

расстояний

 

между

 

ними

Этот

 

феномен

 

отражает

 

спо

-

собность

 

к

 

планированию

 

и

 

самоконтролю

 

в

 

ситуации

 

исследова

-

ния

 

и

 

наиболее

 

часто

 

встречается

 

при

 

ананкастных

 

и

 

субдепрес

-

сивных

 

состояниях

Органический

 

графический

 

симптомоком

-

плекс

 

заключается

 

в

 

наклоне

 

рисунка

 

более

 

чем

 

на

 5° 

от

 

верти

-

кальной

 

оси

в

 

наличии

 

дрожащих

несовпадающих

 

и

 

пересекаю

-

щихся

 

линий

Этот

 

феномен

по

 

данным

 

автора

высокоспецифи

-

чен

 

для

 

больных

 

с

 

органическими

 

поражениями

 

головного

 

мозга

Если

 

в

 

целом

 

модификация

 

Б

Г

Херсонским

 

методики

 

пикто

-

грамм

 

предназначена

 

для

 

целенаправленного

 

научного

 

исследо

-

вания

то

 

выделенные

 

им

 

при

 

этом

 

количественные

 

и

 

качествен

-

ные

 

показатели

 

и

 

особые

 

феномены

 

могут

 

оказаться

 

высокозна

-

чимыми

полезными

 

и

 

при

 

интерпретации

 

данных

 

исследования

проводимого

 

в

 

целях

 

индивидуальной

 

нозологической

 

диагности

-

ки

.

 

Ассоциативный

 (

словесный

эксперимент

 

Методика

 

ассоциативного

 

эксперимента

 

была

 

предложена

 

в

 

конце

 

прошлого

 

столетия

 

и

 

широко

 

использовалась

 

для

 

исследо

-

вания

 

психически

 

больных

 (

В

М

Бехтерев

М

И

Аствацатуров

А

Г

Иванов

-

Смоленский

В

П

Протопопов

).

 

Сторонники

 

психоаналитического

 

направления

 

рас

-

сматривают

 

метод

 

словесного

 

эксперимента

 

как

 

подспорье

 

в

 

по

-

исках

 

скрытых

 

комплексов

комплексных

 

раздражителей

трактуя

 

с

 

позиций

 

классической

 

символики

 3. 

Фрейда

 

полученные

 

в

 

про

-

цессе

 

исследования

 

данные

.

 

По

 

И

П

Павлову

при

 

правильном

 

физиологическом

 

анализе

 

результатов

 

исследования

 

методика

 

словесного

 

эксперимента

 

от

-

крывает

 

возможность

 

изучения

 

словесных

 

условных

 

связей

 

и

 

ди

-

намики

 

нервных

 

процессов

 

во

 

второй

 

сигнальной

 

системе

позво

-

ляет

 

улавливать

 

изменения

 

корковой

 

динамики

 

под

 

влиянием

 

словесного

 

раздражителя

 

108

 


background image

(

А

Г

Иванов

-

Смоленский

, 1928). 

Слова

-

раздражители

 

являются

 

условными

 

сигналами

ответные

 

речевые

 

реакции

 — 

речевыми

 

условными

 

рефлексами

связанными

 

с

 

этими

 

сигналами

 

в

 

течение

 

прошлой

 

жизни

 

обследуемого

 

путем

 

многократного

 

повторения

.

 

В

 

патопсихологии

 

словесный

 

эксперимент

 

используется

 

для

 

анализа

 

характера

 

ассоциаций

 

обследуемого

 

и

 

скорости

 

их

 

обра

-

зования

С

 

этой

 

целью

 

обследуемому

 

зачитывают

 

заранее

 

подго

-

товленный

 

ряд

 

слов

 — 30—40 

существительных

лишенных

 

ка

-

кой

-

либо

 

связи

Дается

 

инструкция

 — 

на

 

каждое

 

услышанное

 

сло

-

во

 

отвечать

 

любым

пришедшим

 

в

 

голову

и

 

как

 

можно

 

быстрее

Если

 

преследуется

 

цель

 — 

проверить

может

 

ли

 

обследуемый

 

следовать

 

какому

-

либо

 

более

 

определенному

 

модусу

 

выполнения

 

задания

 — 

инструкция

 

может

 

быть

 

соответственно

 

уточнена

  (

на

-

пример

отвечать

 

только

 

существительным

или

 

словом

-

антонимом

или

 

родовым

 

определением

). 

В

 

протоколе

 

опыта

 

регистрируется

 

время

 

ответной

 

реакции

 

и

 

ее

 

содержание

Обращают

 

внимание

 

на

 

лаконичность

 

речевых

 

реакций

соответствие

 

их

 

слову

-

раздражителю

 

или

наоборот

случайный

нелепый

 

характер

от

-

сутствие

 

связи

 

между

 

словом

-

раздражителем

 

и

 

словом

-

ответом

.

 

Многословные

 

речевые

 

реакции

 

свидетельствуют

 

о

 

не

-

способности

 

выполнения

 

инструкции

Однако

 

некоторые

 

боль

-

ные

в

 

основном

 

отвечая

 

одним

 

словом

в

 

ответ

 

на

 

не

-

индифферентный

 

для

 

них

 

словесный

 

раздражитель

 

дают

 

много

-

словный

 

ответ

.

 

Средний

 

латентный

 

период

 

при

 

обследовании

 

здоровых

 

со

-

ставляет

 0,5—1,5 

с

В

 

некоторых

 

случаях

 

наблюдается

 

особенно

 

заметное

 

увеличение

 

латентного

 

периода

 

при

 

воздействии

 

неин

-

дифферентных

 

для

 

обследуемого

 

словесных

 

раздражителей

  (

для

 

введения

 

их

 

в

 

эксперимент

 

в

 

бланке

 

оставлены

 

пробелы

). 

Однако

 

это

 

явление

 

нельзя

 

переоценивать

так

 

как

 

иногда

 

аффективно

-

значимыми

 

неожиданно

 

оказываются

 

совсем

 

другие

 

слова

  (

Б

В

Зейгарник

, 1958). 

Поэтому

 

включение

 

в

 

словесный

 

эксперимент

 

таких

 

аффектогенных

 

слов

 

должно

 

базироваться

 

на

 

тщательном

 

изучении

 

анамнеза

конфликтной

 

жизненной

 

ситуации

индиви

-

дуальных

 

особенностей

 

личности

 

больного

.

 

Характеристику

 

ответных

 

речевых

 

реакций

 

можно

 

производить

 

согласно

 

классификации

 

А

Г

Иванова

-

Смоленского

 (1928), 

раз

-

личающего

:

 

109

 


background image

I. 

Низшие

 

или

 

примитивные

 

словесные

 

реакции

:

 

1)

 

междометные

 («

гм

», «

ну

», «

ой

», «

ай

» 

и

 

др

.); 

2)

 

эхолалические

буквально

 

воспроизводящие

 

слово

-

раздражитель

3)

 

созвучные

 — 

тождественные

 

или

 

близкие

 

по

 

звучанию

 

слову

-

раздражителю

 

своими

 

первыми

 

или

 

последними

 

словами

4)

 

экстрасигнальные

не

 

имеющие

 

отношения

 

к

 

слову

-

раздражителю

а

 

являющиеся

 

реакцией

 

на

 

другие

 

раздра

-

жения

поступающие

 

из

 

внешней

 

среды

5)

 

отказные

 («

не

 

знаю

», «

нечего

 

сказать

», «

слов

 

нет

» 

и

 

т

д

.); 

6)

 

вопросительные

 («

какой

?», «

кто

?», 

почему

?»); 

7)

 

персеверирующие

когда

 

один

 

и

 

тот

 

же

 

ответ

 

появляется

 

на

 

несколько

 

раздражителей

 

подряд

II. 

Высшие

 

словесные

 

реакции

:

 

1)

 

индивидуально

 — 

конкретные

 (

например

, «

город

 — 

Мо

-

сква

», «

чашка

 — 

голубая

»); 

2)

 

общеконкретные

 («

город

деревня

», «

чашка

блюдце

»); 

3)

 

абстрактные

 («

город

 — 

культура

», «

чашка

 — 

посуда

»). 

Эта

 

классификация

 

дополнена

 

еще

 

одним

 

видом

 

низших

 

сло

-

весных

 

реакций

 — 

атактическими

отличающимися

 

от

 

экстрасиг

-

нальных

 

тем

что

 

для

 

них

 

нельзя

 

найти

 

какой

-

либо

 

раздражитель

 

в

 

окружающей

 

больного

 

обстановке

  (

М

С

Удальцова

, 1956; 

Б

Я

Первомайский

, 1957).

 

Существуют

 

другие

 

варианты

 

методики

 

словесного

 

экспери

-

мента

А

Д

Зурабашвили

 (1955) 

предложил

 

пользоваться

 

че

-

тырьмя

 

вариантами

 

словесных

 

раздражителей

названиями

 

пред

-

метов

глаголами

отглагольными

 

существительными

 

и

 

прилага

-

тельными

Эти

 

словесные

 

раздражители

 

отличаются

 

возрастаю

-

щей

 

сложностью

.

 

В

Иванов

 (1965) 

предложил

 

структурно

-

ассоциативный

 

экс

-

перимент

цель

 

которого

 — 

исследование

 

грамматического

 

и

 

ло

-

гического

 

структурирования

 

речи

  (

мыслительной

 

деятельности

). 

В

 

качестве

 

словесного

 

раздражителя

 

используются

 

незакончен

-

ные

 

предложения

 

с

 

отсутствием

 

определенных

 

частей

 

речи

Эта

 

методика

 

позволяет

 

обнаружить

 

латентные

 

проявления

 

разорван

-

ности

 

мышления

резонерства

 

и

 

начинающегося

 

распада

 

речи

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

клинически

 

они

 

еще

 

мало

 

заметны

.