Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7430

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Многочисленные

 

исследования

 

психически

 

больных

 

методом

 

ассоциативного

 

эксперимента

 

позволили

 

обнаружить

 

особенности

 

результатов

 

его

 

при

 

различных

 

нозологических

 

формах

 

и

 

в

 

зави

-

симости

 

от

 

стадии

 

заболевания

.

 

Подбор

 

слов

-

антонимов

 

Эта

 

методика

 

является

в

 

сущности

вариантом

 

словесного

 

эксперимента

при

 

котором

 

более

 

четко

 

регламентируется

 

харак

-

тер

 

ответных

 

реакций

В

 

результате

 

исследования

 

устанавливается

 

словарный

 

запас

 

больного

устойчивость

 

избранного

 

модуса

 

дея

-

тельности

состояние

 

внимания

.

 

Для

 

проведения

 

опыта

 

пользуются

 

специальным

 

бланком

со

-

держащим

 

заранее

 

подобранные

 

слова

например

тупой

тонкий

грязный

исчезновение

 

и

 

т

д

Обследуемому

 

дается

 

указание

 

к

 

каждому

 

слову

 

подобрать

 

слова

 

противоположного

 

значения

Для

 

проверки

 

уяснения

 

инструкции

 

первые

 1—2 

примера

 

можно

 

вы

-

полнить

 

совместно

 

с

 

обследуемым

а

 

затем

 — 

предоставить

 

ему

 

возможность

 

самостоятельного

 

выполнения

 

задания

Исследую

-

щий

 

записывает

  (

по

 

секундомеру

время

отделяющее

 

называние

 

антонима

 

от

 

слова

-

раздражителя

и

 

содержание

 

ответной

 

реакции

.

 

При

 

оценке

 

результатов

 

обращают

 

внимание

 

на

 

соответствие

 

речевой

 

реакции

 

условиям

 

задания

Так

иногда

 

вместо

 

антонимов

 

называются

 

синонимы

 

либо

 

вообще

 

слова

не

 

связанные

 

со

 

сло

-

вами

-

раздражителями

  (

атактические

 

речевые

 

реакции

). 

Сущест

-

венное

 

значение

 

имеет

 

величина

 

латентного

 

периода

 — 

явное

 

уд

-

линение

 

его

 

при

 

абстрактном

 

характере

 

слова

-

раздражителя

 

сви

-

детельствует

 

о

 

некоторой

 

недостаточности

 

уровня

 

обобщения

Анализируются

 

дифференцированность

 

и

 

точность

 

ответных

 

ре

-

акций

возможность

 

подобрать

 

к

 

одному

 

слову

 

несколько

 

антони

-

мов

Характерный

 

признак

 

обеднения

 

словарного

 

запаса

 

при

 

ин

-

теллектуальной

 

недостаточности

 — 

образование

 

антонима

 

при

-

бавлением

 

к

 

заданному

 

слову

 

частицы

  «

не

» (

красивый

 — 

некра

-

сивый

скупой

 — 

нескупой

победа

 — 

непобеда

). 

По

 

увеличению

 

латентного

 

периода

 

и

 

ухудшению

 

качества

 

ответных

 

реакций

 

к

 

концу

 

исследования

 

можно

 

судить

 

о

 

повышенной

 

истощаемости

 

обследуемого

.

 

111 


background image

Психометрические

 

методы

 

исследования

 

интеллекта

 

Исследование

 

интеллекта

 

по

 

методу

 

Д

Векслера

 

Метод

 

Векслера

 

для

 

исследования

 

интеллекта

 

у

 

взрослых

 

(1955) 

является

 

вариантом

возникшим

 

вследствие

 

переработки

 

ранее

 

широко

 

употреблявшегося

 

теста

 

Векслера

 — 

Бельвью

 

(1939). 

Известны

 

многочисленные

 

модификации

 

этого

 

метода

используемые

 

в

 

ФРГ

Польше

 

и

 

других

 

странах

В

 

частности

в

 

ФРГ

 

психологи

 

пользуются

 

так

 

называемым

 

гамбургским

 

вариан

-

том

 

метода

 (HAWIE), 

в

 

котором

 

некоторые

 

вопросы

 

адаптирова

-

ны

а

 

весь

 

тест

 

в

 

целом

 

заново

 

стандартизован

 

на

 2000 

обследуе

-

мых

В

 

Советском

 

Союзе

 

метод

 

Векслера

 

был

 

адаптирован

 

со

-

трудниками

 

Ленинградского

 

научно

-

исследовательского

 

психо

-

неврологического

 

института

 

им

В

М

Бехтерева

.

 

С

 

помощью

 

метода

 

Векслера

 

могут

 

быть

 

обследованы

 

лица

 

старше

 16 

лет

Для

 

обследования

 

детей

 

создан

 

специальный

 

вари

-

ант

 

метода

 

Векслера

 (W1SC), 

адаптированный

 

и

 

стандартизован

-

ный

 

А

Ю

Панасюком

 (1973).

 

Метод

 

Векслера

 

состоит

 

из

 11 

отдельных

 

методик

 — 

субтес

-

тов

Каждая

 

из

 

них

 

не

 

содержит

 

каких

-

либо

 

новых

не

 

использо

-

вавшихся

 

раньше

 

в

 

экспериментальной

 

психологии

 

приемов

Все

 

субтесты

 

разделены

 

на

 2 

группы

 — 

вербальные

 (6) 

и

 

невербальные

 

(5).

 

1-

й

 

субтест

 — 

общая

 

осведомленность

 — 

содержит

 29 

во

-

просов

направленных

 

на

 

измерение

 

объема

 

человеческих

 

знаний

По

 

ответам

 

на

 

эти

 

вопросы

 

можно

 

в

 

известной

 

мере

 

судить

 

о

 

памя

-

ти

 

обследуемого

о

 

круге

 

его

 

интересов

о

 

полученном

 

им

 

образо

-

вании

Результаты

 

по

 

этому

 

субтесту

 

мало

 

меняются

 

при

 

старении

 

или

 

под

 

влиянием

 

болезненного

 

процесса

 (

исключением

 

являются

 

заболевания

протекающие

 

с

 

грубым

 

интеллектуально

-

мнестическим

 

снижением

). 

Степень

 

трудности

 

задаваемых

 

обсле

-

дуемому

 

вопросов

 

постепенно

 

нарастает

Этот

 

принцип

 

ха

-

рактерен

 

и

 

для

 

других

 

субтестов

Приводим

 

некоторые

 

вопросы

:

 

2. 

Какой

 

формы

 

мяч

?  

24. 

Кто

 

написал

 «

Илиаду

»?  

29. 

Что

 

такое

 

гносеология

?

 

112

 


background image

Обычно

 

исследование

 

начинается

 

с

 

пятого

 

вопроса

 

и

 

лишь

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

обследуемый

 

не

 

справляется

 

с

 

пятым

 

и

 

шестым

 

во

-

просами

возвращаются

 

к

 

предшествовавшим

.

 

Правильный

 

ответ

 

оценивается

 

в

 1 

балл

Максимальная

 

оценка

 

в

 

первом

 

субтесте

 — 29 

баллов

.

 

 


background image

2-

й

 

субтест

 — 

общая

 

понятливость

 — 

содержит

 

вопросы

ох

-

ватывающие

 

особенности

 

поведения

 

обследуемого

 

в

 

какой

-

то

 

конкретной

 

ситуации

а

 

также

 

определяющие

 

понимание

 

им

 

пере

-

носного

 

смысла

 

пословиц

Материалы

 

по

 

этому

 

субтесту

 

свиде

-

тельствуют

 

о

 

социальном

 

и

 

культурном

 

фонде

 

обследуемого

Счи

-

тается

что

 

с

 

помощью

 

второго

 

субтеста

 

исследуется

  «

здравый

 

смысл

», 

объем

 

практических

 

знаний

Следует

 

отметить

что

 

этой

 

методикой

 

пользовался

 

в

 

клинике

 

В

М

Бехтерева

 

С

Д

Владычко

 

(1913), 

исследовавший

 

с

 

ее

 

помощью

 

психически

 

больных

.

 

Приводим

 

примеры

 

вопросов

задаваемых

 

больному

:

 

3. 

Что

 

вы

 

сделаете

если

 

найдете

 

на

 

улице

 

письмо

 

в

 

запечатанном

 

конверте

 

с

 

надписанным

 

адресом

 

и

 

наклеенной

 

маркой

?  

14. 

Что

 

означает

 

выражение

: «

Одна

 

ласточка

 

весны

 

не

 

делает

»?

 

Исследование

 

начинается

 

с

 

третьего

 

вопроса

К

 

предыдущим

 

возвращаются

 

лишь

 

при

 

обнаружении

 

несостоятельности

 

обсле

-

дуемого

 

в

 

его

 

ответах

 

на

 

третий

четвертый

 

и

 

пятый

 

вопросы

.

 

Ответы

 

оцениваются

 

в

 0, 1 

либо

 2 

балла

 

в

 

зависимости

 

от

 

пра

-

вильности

 

понимания

 

заключенной

 

в

 

вопросе

 

ситуации

 

и

 

от

 

точ

-

ности

полноты

 

и

 

степени

 

обобщения

 

заключенного

 

в

 

ответе

 

суж

-

дения

Так

на

 

вопрос

 

о

 

том

что

 

делать

 

с

 

найденным

 

на

 

улице

 

письмом

лучшим

 

является

 

ответ

показывающий

 

понимание

 

об

-

следуемым

 

необходимости

 

немедленного

 

отправления

 

письма

опустить

 

в

 

почтовый

 

ящик

отнести

 

на

 

почту

Такой

 

ответ

 

оцени

-

вается

 

в

 2 

балла

В

 1 

балл

 

оцениваются

 

ответы

свидетельствую

-

щие

 

о

 

том

что

 

обследуемый

 

понимает

что

 

письмо

 

не

 

является

 

его

 

собственностью

отнесу

 

по

 

указанному

 

адресу

сдам

 

в

 

ми

-

лицию

Полное

 

непонимание

 

того

что

 

следует

 

сделать

 

с

 

письмом

оценивается

 

в

 0 

баллов

не

 

стану

 

поднимать

выброшу

 

в

 

мусор

-

ную

 

урну

.

 

Понимание

 

пословицы

 «

Одна

 

ласточка

 

весны

 

не

 

делает

» 

оце

-

нивается

 

в

 2 

балла

 

при

 

понимании

 

обследуемым

 

ее

 

абстрактного

 

смысла

нельзя

 

на

 

основании

 

одного

 

случая

 

строить

 

обобщение

для

 

обобщения

 

нужна

 

совокупность

 

признаков

Ответы

 

конкрет

-

ным

 

примером

 

или

 

свидетельствующие

 

о

 

недостаточной

 

степени

 

абстрагирования

 

оцениваются

 

в

 1 

балл

один

 

хороший

 

поступок

 

еще

 

не

 

значит

что

 

человек

 

хороший

Буквальное

 

понимание

 

пословицы

 

оценивается

 

в

 0 

баллов

если

 

ласточка

 

прилетела

то

 

еще

 

не

 

114

 


background image

значит

что

 

наступила

 

весна

ласточки

 

всегда

 

прилетают

 

раньше

 

других

 

птиц

.

 

Максимальная

 

оценка

 

во

 

втором

 

субтесте

 — 28 

баллов

Время

 

не

 

лимитируется

Результаты

 

здесь

как

 

и

 

в

 1-

м

 

субтесте

мало

 

за

-

висят

 

от

 

возраста

не

 

ухудшаются

 

существенно

 

при

 

старении

.

 

3-

й

 

субтест

 

— 

арифметический

 — 

состоит

 

из

 14 

заданий

Первые

 

два

 

задания

 

проверяются

 

лишь

 

при

 

недостаточных

 

отве

-

тах

 

на

 3-

е

 

и

 4-

е

 

задания

Арифметические

 

задачи

предъявляемые

 

обследуемому

характеризуются

 

нарастанием

 

трудности

Время

 

лимитировано

 — 

на

 

первые

 4 

задачи

 

отпускается

 

по

 15 

с

на

 5-

ю

 

— 10-

ю

 

задачи

 — 30 

с

на

 11-

ю

 — 13-

ю

 

задачи

 — 60 

с

на

 

послед

-

нюю

 — 120 

с

За

 

быстрое

 

решение

 

последних

 4 

задач

 

добавляется

 

балл

Правильное

 

решение

 

задачи

 

оценивается

 

в

 1 

балл

  (

в

 

том

 

числе

 

и

 

задач

которые

 

не

 

пришлось

 

проверять

).

 

Примеры

 

арифметических

 

задач

:

 

4. 

Если

 

человек

 

купил

 

марок

 

на

 6 

коп

., 

а

 

дал

 10 

коп

., 

то

 

сколько

 

он

 

должен

 

получить

 

сдачи

8. 

Сколько

 

времени

 

потребуется

 

человеку

чтобы

 

пройти

 

     24 

км

если

 

он

 

идет

 

со

 

скоростью

 3 

км

/

ч

?  

14. 

Восемь

 

человек

 

могут

 

закончить

 

работу

 

за

 6 

дней

Сколько

     

      

человек

 

потребуется

чтобы

 

выполнить

 

эту

 

работу

 

за

 

полдня

?

 

Этот

 

субтест

 

свидетельствует

 

о

 

способности

 

концентрации

 

ак

-

тивного

 

внимания

 

и

 

оперирования

 

арифметическим

 

материалом

Способность

 

к

 

выполнению

 

арифметических

 

действий

 

в

 

уме

 

не

 

обнаруживает

 

с

 

возрастом

 

значительной

 

тенденции

 

к

 

ухудшению

Результаты

 

в

 

этом

 

субтесте

 

при

 

старении

 

несколько

 

хуже

чем

 

при

 

выполнении

 

субтеста

  «

повторение

 

цифр

», 

но

 

значительно

 

лучше

чем

 

в

 

субтестах

о

 

которых

 

речь

 

будет

 

идти

 

ниже

.

 

4-

й

 

субтест

 — 

нахождение

 

сходства

 — 

является

 

несколько

 

упрощенным

 

вариантом

 

методики

 

сравнения

 

понятий

в

 

котором

 

задание

 

ограничивается

 

лишь

 

установлением

 

сходства

Обследуе

-

мому

 

предлагаются

 

для

 

сравнения

 

такие

 

понятия

как

 

апельсин

 — 

банан

пальто

 — 

платье

похвала

 — 

наказание

муха

 — 

дерево

Время

 

ответов

 

не

 

учитывается

Ответы

 

оцениваются

 

в

 2, 1, 0 

бал

-

лов

Оценка

 

ответа

 

зависит

 

от

 

уровня

на

 

котором

 

выполнено

 

за

-

дание

Так

при

 

сравнении

 

понятий

 «

лев

» 

и

 «

собака

» 

возможны

 

115