Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7430
Скачиваний: 69
Многочисленные
исследования
психически
больных
методом
ассоциативного
эксперимента
позволили
обнаружить
особенности
результатов
его
при
различных
нозологических
формах
и
в
зави
-
симости
от
стадии
заболевания
.
Подбор
слов
-
антонимов
Эта
методика
является
,
в
сущности
,
вариантом
словесного
эксперимента
,
при
котором
более
четко
регламентируется
харак
-
тер
ответных
реакций
.
В
результате
исследования
устанавливается
словарный
запас
больного
,
устойчивость
избранного
модуса
дея
-
тельности
,
состояние
внимания
.
Для
проведения
опыта
пользуются
специальным
бланком
,
со
-
держащим
заранее
подобранные
слова
,
например
:
тупой
,
тонкий
,
грязный
,
исчезновение
и
т
.
д
.
Обследуемому
дается
указание
к
каждому
слову
подобрать
слова
противоположного
значения
.
Для
проверки
уяснения
инструкции
первые
1—2
примера
можно
вы
-
полнить
совместно
с
обследуемым
,
а
затем
—
предоставить
ему
возможность
самостоятельного
выполнения
задания
.
Исследую
-
щий
записывает
(
по
секундомеру
)
время
,
отделяющее
называние
антонима
от
слова
-
раздражителя
,
и
содержание
ответной
реакции
.
При
оценке
результатов
обращают
внимание
на
соответствие
речевой
реакции
условиям
задания
.
Так
,
иногда
вместо
антонимов
называются
синонимы
либо
вообще
слова
,
не
связанные
со
сло
-
вами
-
раздражителями
(
атактические
речевые
реакции
).
Сущест
-
венное
значение
имеет
величина
латентного
периода
—
явное
уд
-
линение
его
при
абстрактном
характере
слова
-
раздражителя
сви
-
детельствует
о
некоторой
недостаточности
уровня
обобщения
.
Анализируются
дифференцированность
и
точность
ответных
ре
-
акций
,
возможность
подобрать
к
одному
слову
несколько
антони
-
мов
.
Характерный
признак
обеднения
словарного
запаса
при
ин
-
теллектуальной
недостаточности
—
образование
антонима
при
-
бавлением
к
заданному
слову
частицы
«
не
» (
красивый
—
некра
-
сивый
,
скупой
—
нескупой
,
победа
—
непобеда
).
По
увеличению
латентного
периода
и
ухудшению
качества
ответных
реакций
к
концу
исследования
можно
судить
о
повышенной
истощаемости
обследуемого
.
111
Психометрические
методы
исследования
интеллекта
Исследование
интеллекта
по
методу
Д
.
Векслера
Метод
Векслера
для
исследования
интеллекта
у
взрослых
(1955)
является
вариантом
,
возникшим
вследствие
переработки
ранее
широко
употреблявшегося
теста
Векслера
—
Бельвью
(1939).
Известны
многочисленные
модификации
этого
метода
,
используемые
в
ФРГ
,
Польше
и
других
странах
.
В
частности
,
в
ФРГ
психологи
пользуются
так
называемым
гамбургским
вариан
-
том
метода
(HAWIE),
в
котором
некоторые
вопросы
адаптирова
-
ны
,
а
весь
тест
в
целом
заново
стандартизован
на
2000
обследуе
-
мых
.
В
Советском
Союзе
метод
Векслера
был
адаптирован
со
-
трудниками
Ленинградского
научно
-
исследовательского
психо
-
неврологического
института
им
.
В
.
М
.
Бехтерева
.
С
помощью
метода
Векслера
могут
быть
обследованы
лица
старше
16
лет
.
Для
обследования
детей
создан
специальный
вари
-
ант
метода
Векслера
(W1SC),
адаптированный
и
стандартизован
-
ный
А
.
Ю
.
Панасюком
(1973).
Метод
Векслера
состоит
из
11
отдельных
методик
—
субтес
-
тов
.
Каждая
из
них
не
содержит
каких
-
либо
новых
,
не
использо
-
вавшихся
раньше
в
экспериментальной
психологии
приемов
.
Все
субтесты
разделены
на
2
группы
—
вербальные
(6)
и
невербальные
(5).
1-
й
субтест
—
общая
осведомленность
—
содержит
29
во
-
просов
,
направленных
на
измерение
объема
человеческих
знаний
.
По
ответам
на
эти
вопросы
можно
в
известной
мере
судить
о
памя
-
ти
обследуемого
,
о
круге
его
интересов
,
о
полученном
им
образо
-
вании
.
Результаты
по
этому
субтесту
мало
меняются
при
старении
или
под
влиянием
болезненного
процесса
(
исключением
являются
заболевания
,
протекающие
с
грубым
интеллектуально
-
мнестическим
снижением
).
Степень
трудности
задаваемых
обсле
-
дуемому
вопросов
постепенно
нарастает
.
Этот
принцип
ха
-
рактерен
и
для
других
субтестов
.
Приводим
некоторые
вопросы
:
2.
Какой
формы
мяч
?
24.
Кто
написал
«
Илиаду
»?
29.
Что
такое
гносеология
?
112
Обычно
исследование
начинается
с
пятого
вопроса
и
лишь
в
тех
случаях
,
когда
обследуемый
не
справляется
с
пятым
и
шестым
во
-
просами
,
возвращаются
к
предшествовавшим
.
Правильный
ответ
оценивается
в
1
балл
.
Максимальная
оценка
в
первом
субтесте
— 29
баллов
.
2-
й
субтест
—
общая
понятливость
—
содержит
вопросы
,
ох
-
ватывающие
особенности
поведения
обследуемого
в
какой
-
то
конкретной
ситуации
,
а
также
определяющие
понимание
им
пере
-
носного
смысла
пословиц
.
Материалы
по
этому
субтесту
свиде
-
тельствуют
о
социальном
и
культурном
фонде
обследуемого
.
Счи
-
тается
,
что
с
помощью
второго
субтеста
исследуется
«
здравый
смысл
»,
объем
практических
знаний
.
Следует
отметить
,
что
этой
методикой
пользовался
в
клинике
В
.
М
.
Бехтерева
С
.
Д
.
Владычко
(1913),
исследовавший
с
ее
помощью
психически
больных
.
Приводим
примеры
вопросов
,
задаваемых
больному
:
3.
Что
вы
сделаете
,
если
найдете
на
улице
письмо
в
запечатанном
конверте
с
надписанным
адресом
и
наклеенной
маркой
?
14.
Что
означает
выражение
: «
Одна
ласточка
весны
не
делает
»?
Исследование
начинается
с
третьего
вопроса
.
К
предыдущим
возвращаются
лишь
при
обнаружении
несостоятельности
обсле
-
дуемого
в
его
ответах
на
третий
,
четвертый
и
пятый
вопросы
.
Ответы
оцениваются
в
0, 1
либо
2
балла
в
зависимости
от
пра
-
вильности
понимания
заключенной
в
вопросе
ситуации
и
от
точ
-
ности
,
полноты
и
степени
обобщения
заключенного
в
ответе
суж
-
дения
.
Так
,
на
вопрос
о
том
,
что
делать
с
найденным
на
улице
письмом
,
лучшим
является
ответ
,
показывающий
понимание
об
-
следуемым
необходимости
немедленного
отправления
письма
:
опустить
в
почтовый
ящик
;
отнести
на
почту
.
Такой
ответ
оцени
-
вается
в
2
балла
.
В
1
балл
оцениваются
ответы
,
свидетельствую
-
щие
о
том
,
что
обследуемый
понимает
,
что
письмо
не
является
его
собственностью
:
отнесу
по
указанному
адресу
;
сдам
в
ми
-
лицию
.
Полное
непонимание
того
,
что
следует
сделать
с
письмом
,
оценивается
в
0
баллов
:
не
стану
поднимать
;
выброшу
в
мусор
-
ную
урну
.
Понимание
пословицы
«
Одна
ласточка
весны
не
делает
»
оце
-
нивается
в
2
балла
при
понимании
обследуемым
ее
абстрактного
смысла
:
нельзя
на
основании
одного
случая
строить
обобщение
;
для
обобщения
нужна
совокупность
признаков
.
Ответы
конкрет
-
ным
примером
или
свидетельствующие
о
недостаточной
степени
абстрагирования
оцениваются
в
1
балл
:
один
хороший
поступок
еще
не
значит
,
что
человек
хороший
.
Буквальное
понимание
пословицы
оценивается
в
0
баллов
:
если
ласточка
прилетела
,
то
еще
не
114
значит
,
что
наступила
весна
;
ласточки
всегда
прилетают
раньше
других
птиц
.
Максимальная
оценка
во
втором
субтесте
— 28
баллов
.
Время
не
лимитируется
.
Результаты
здесь
,
как
и
в
1-
м
субтесте
,
мало
за
-
висят
от
возраста
,
не
ухудшаются
существенно
при
старении
.
3-
й
субтест
—
арифметический
—
состоит
из
14
заданий
.
Первые
два
задания
проверяются
лишь
при
недостаточных
отве
-
тах
на
3-
е
и
4-
е
задания
.
Арифметические
задачи
,
предъявляемые
обследуемому
,
характеризуются
нарастанием
трудности
.
Время
лимитировано
—
на
первые
4
задачи
отпускается
по
15
с
,
на
5-
ю
— 10-
ю
задачи
— 30
с
,
на
11-
ю
— 13-
ю
задачи
— 60
с
,
на
послед
-
нюю
— 120
с
.
За
быстрое
решение
последних
4
задач
добавляется
1
балл
.
Правильное
решение
задачи
оценивается
в
1
балл
(
в
том
числе
и
задач
,
которые
не
пришлось
проверять
).
Примеры
арифметических
задач
:
4.
Если
человек
купил
марок
на
6
коп
.,
а
дал
10
коп
.,
то
сколько
он
должен
получить
сдачи
?
8.
Сколько
времени
потребуется
человеку
,
чтобы
пройти
24
км
,
если
он
идет
со
скоростью
3
км
/
ч
?
14.
Восемь
человек
могут
закончить
работу
за
6
дней
.
Сколько
человек
потребуется
,
чтобы
выполнить
эту
работу
за
полдня
?
Этот
субтест
свидетельствует
о
способности
концентрации
ак
-
тивного
внимания
и
оперирования
арифметическим
материалом
.
Способность
к
выполнению
арифметических
действий
в
уме
не
обнаруживает
с
возрастом
значительной
тенденции
к
ухудшению
.
Результаты
в
этом
субтесте
при
старении
несколько
хуже
,
чем
при
выполнении
субтеста
«
повторение
цифр
»,
но
значительно
лучше
,
чем
в
субтестах
,
о
которых
речь
будет
идти
ниже
.
4-
й
субтест
—
нахождение
сходства
—
является
несколько
упрощенным
вариантом
методики
сравнения
понятий
,
в
котором
задание
ограничивается
лишь
установлением
сходства
.
Обследуе
-
мому
предлагаются
для
сравнения
такие
понятия
,
как
апельсин
—
банан
,
пальто
—
платье
,
похвала
—
наказание
,
муха
—
дерево
.
Время
ответов
не
учитывается
.
Ответы
оцениваются
в
2, 1, 0
бал
-
лов
.
Оценка
ответа
зависит
от
уровня
,
на
котором
выполнено
за
-
дание
.
Так
,
при
сравнении
понятий
«
лев
»
и
«
собака
»
возможны
115