Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7433
Скачиваний: 69
следующие
ответы
:
и
лев
,
и
собака
—
животные
,
звери
(
ответ
на
концептуальном
уровне
);
и
лев
,
и
собака
едят
(
ответ
на
функцио
-
нальном
уровне
);
оба
они
имеют
ноги
(
ответ
на
конкретном
уров
-
не
).
Следует
указать
,
что
нередко
оценка
ответа
и
определение
уровня
сравнения
понятий
представляют
большие
затруднения
и
требуют
от
исследующего
опыта
и
знаний
.
Возможны
ответы
,
квалификация
которых
весьма
затруднительна
.
Так
,
больной
ши
-
зофренией
нашел
,
что
сходство
между
львом
и
собакой
заключа
-
ется
в
том
,
что
это
звери
, «
одинаково
остро
воспринимаемые
че
-
ловеком
».
При
формальном
подходе
к
оценке
здесь
можно
гово
-
рить
о
концептуальном
уровне
ответа
.
На
самом
же
деле
речь
идет
о
типичном
шизофреническом
инакомыслии
.
Этот
пример
свиде
-
тельствует
о
неправомерности
одного
лишь
количественного
под
-
хода
к
оценке
результатов
.
В
этом
субтесте
оценивается
главным
образом
логический
ха
-
рактер
мышления
.
Максимальная
оценка
по
субтесту
— 26
бал
-
лов
.
Хотя
в
этом
субтесте
время
выполнения
заданий
не
ограниче
-
но
и
более
медленный
темп
пожилых
обследуемых
не
ставит
их
в
худшие
по
сравнению
с
молодыми
обследуемыми
условия
,
тем
не
менее
результаты
здесь
значительно
снижаются
с
возрастом
.
О
.
Bromley (1966)
указывает
,
что
пожилые
люди
становятся
не
толь
-
ко
менее
способными
к
формированию
абстрактных
принципов
,
но
также
и
к
различению
их
.
Когда
они
истолковывают
по
-
словицы
,
их
ответы
менее
общие
и
менее
абстрактные
,
чем
ответы
лиц
более
молодых
.
5-
й
субтест
—
воспроизведение
цифровых
рядов
—
приме
-
няется
для
исследования
памяти
,
главным
образом
оперативной
,
и
внимания
.
В
каждой
серии
цифр
имеется
2
равнозначных
задания
.
Второе
задание
серии
предъявляется
обследуемому
только
в
том
случае
,
если
он
не
справился
с
первым
.
Цифры
,
согласно
инст
-
рукции
,
воспроизводятся
в
прямом
и
обратном
порядке
.
Поводом
для
прекращения
исследования
является
несостоятельность
об
-
следуемого
в
обоих
заданиях
данной
серии
.
Время
не
регламенти
-
руется
.
Каждое
правильно
выполненное
задание
оценивается
в
1
балл
.
Максимальная
оценка
— 17
баллов
(
при
воспроизведении
цифр
в
прямом
порядке
— 9
и
в
обратном
— 8
баллов
).
116
По
Д
.
Векслеру
,
невозможность
для
обследуемого
повторить
в
прямом
порядке
ряд
из
4
цифр
может
свидетельствовать
о
слабо
-
умии
.
Старение
(
физиологическое
)
не
оказывает
заметного
влия
-
ния
на
простое
запоминание
(
о
выполнении
задания
по
этому
суб
-
тесту
больным
церебральным
атеросклерозом
речь
будет
идти
ниже
).
Следует
отметить
,
что
этот
субтест
не
столько
характери
-
зует
состояние
функции
памяти
во
всем
ее
многообразии
,
сколько
отражает
особенности
активного
внимания
и
деавтоматизации
рядов
знаков
.
О
. Bromley
установила
,
что
воспроизведение
цифр
в
прямом
порядке
с
возрастом
снижается
незначительно
,
более
за
-
метно
у
стариков
затруднение
в
воспроизведении
цифр
в
обрат
-
ном
порядке
.
6-
й
субтест
—
словарный
—
служит
для
оценки
словарного
за
-
паса
.
В
связи
с
тем
,
что
словарный
запас
зависит
от
образовательного
уровня
,
он
мало
изменяется
при
старении
.
Обследуемому
предлагают
40
слов
и
просят
дать
их
определе
-
ние
,
объяснить
их
значение
.
Вначале
—
это
несложные
и
часто
употребляемые
слова
(
деньги
,
зима
,
кровать
,
фабрика
,
деталь
,
со
-
брание
).
Постепенно
задание
усложняется
,
исследующий
называ
-
ет
для
определения
такие
слова
,
как
периметр
,
тирада
,
плагиат
,
пародия
и
т
.
п
.
Разумеется
,
в
этом
субтесте
усложнение
задания
носит
относительный
характер
и
обнаруживается
при
сравнении
не
столько
отдельных
слов
,
сколько
групп
слов
.
Ответы
оцениваются
от
0
до
2
баллов
.
При
этом
руко
-
водствуются
следующими
критериями
:
ответ
оценивается
в
2
балла
,
если
это
:
1)
хороший
,
удачно
подобранный
синоним
;
2)
основное
использование
слова
в
словарном
фонде
языка
;
3)
одно
или
несколько
определений
основных
свойств
слова
;
4)
слово
,
обобщающее
понятие
,
к
которому
принадлежит
опре
-
деляемое
слово
;
5)
несколько
правильных
описаний
свойств
определяемого
слова
,
которые
в
совокупности
отражают
понимание
обследуемым
значения
этого
слова
.
В
1
балл
оцениваются
правильные
,
но
неполные
ответы
:
1)
неясный
или
недостаточно
четкий
синоним
;
2)
второстепенное
,
не
основное
,
использование
этого
слова
в
языке
;
3)
пример
возможного
использования
слова
в
языке
.
В
0
баллов
оценивается
явно
неправильный
ответ
и
отсутствие
117
реального
понимания
вопроса
,
даже
после
его
повторения
,
не
-
понимание
значения
слова
,
предъявляемого
в
характерном
контексте
.
Например
,
понимание
слова
«
приговор
»
может
быть
оценено
2
баллами
,
если
дан
один
из
нижеследующих
ответов
:
юридическое
решение
,
решение
суда
,
заключение
,
юридический
акт
решения
; 1
баллом
—
наказывать
,
осудить
,
осуждение
; 0
баллов
—
тюрьма
,
выговор
.
Время
при
исследовании
словарным
субтестом
не
рег
-
ламентировано
.
Максимальная
оценка
— 80
баллов
.
Перечисленные
6
субтестов
относятся
к
группе
вербальных
.
Несмотря
на
то
что
по
результатам
их
выполнения
производится
общая
оценка
,
которая
сравнивается
с
показателем
выполнения
невербальных
субтестов
,
сами
по
себе
они
являются
достаточно
неоднородными
.
Это
убедительно
показано
исследованиями
О
.
Bromley (1966).
Так
,
она
установила
,
что
у
стариков
мало
меняют
-
ся
результаты
выполнения
заданий
по
субтестам
: «
словарному
»,
«
общей
осведомленности
»
и
«
общей
понятливости
».
Эту
неиз
-
менность
результатов
при
старении
автор
объясняет
характером
активности
,
необходимой
для
выполнения
заданий
;
отсутствием
требований
,
касающихся
быстроты
выполнения
;
относительной
простотой
заданий
.
Эти
субтесты
измеряют
скорее
интеллекту
-
альные
достижения
,
которые
удерживаются
при
старении
,
чем
интеллектуальные
способности
,
снижающиеся
с
определенного
возраста
.
Переходим
к
описанию
невербальных
субтестов
.
7-
й
субтест
—
цифровых
символов
—
требует
от
обследуе
-
мого
в
специальной
таблице
(
рис
. II)
в
соответствии
с
образцами
в
рядах
случайно
подобранных
цифр
поставить
под
каждой
цифрой
ее
обозначение
,
символ
,
как
бы
произвести
перешифровку
цифр
.
Этим
тестом
исследуется
психомоторика
,
способность
к
обуче
-
нию
.
Время
выполнения
задания
ограничивается
90
с
.
Каждое
правильно
выполненное
задание
оценивается
в
1
балл
.
Первые
10
заданий
не
учитываются
,
они
служат
примером
.
О
способности
к
научению
новому
материалу
свидетельствует
выполнение
после
-
дующих
примеров
,
когда
обследуемого
предупреждают
о
начале
хронометрии
и
необходимости
выполнять
задание
как
можно
ско
-
рее
.
При
исследовании
этой
методикой
различных
возрастных
групп
установлено
,
что
показатель
результативности
обнаружива
-
ет
отчетливую
тенденцию
к
снижению
после
40
лет
.
119
8-
й
субтест
—
нахождение
недостающих
деталей
в
карти
-
не
.
Здесь
выявляется
способность
обследуемого
выделить
суще
-
ственные
признаки
предмета
или
явления
.
Обследуемому
предъ
-
является
специальный
набор
картинок
.
На
каждом
изображении
не
хватает
какой
-
либо
одной
существенной
детали
.
Экспозиция
каждой
картинки
— 20
с
.
Каждый
правильный
ответ
оценивается
в
1
балл
.
Максимальный
результат
— 20
баллов
.
9-
й
субтест
—
кубики
Кооса
—
служит
для
исследования
пространственного
воображения
,
конструктивного
мышления
.
Обследуемый
должен
обнаружить
способность
перенесения
зри
-
тельного
образа
с
карточки
-
образца
на
определенную
конструк
-
цию
,
которую
он
в
ином
масштабе
воссоздает
из
цветных
куби
-
ков
.
Набор
карточек
-
образцов
стандартный
(
рис
. 12).
Время
четко
регламентировано
;
за
успешное
,
в
сокращенный
срок
,
выполнение
последних
4
заданий
к
оценке
прибавляется
1
или
2
балла
.
В
бланке
опыта
указаны
критерии
времени
для
оценки
выполнения
каждого
задания
.
Максимальный
результат
— 48
баллов
.
10-
й
субтест
—
последовательных
картин
—
является
чет
-
ко
дозированным
по
временной
характеристике
вариантом
мето
-
дики
установления
последовательности
развития
сюжета
по
серии
картинок
.
Всего
применяется
8
серий
картинок
.
Каждая
серия
предлагается
в
определенном
порядке
,
не
соответствующем
ис
-
тинной
последовательности
картинок
.
Обследуемый
должен
уло
-
вить
смысл
изображенной
с
помощью
картинок
истории
,
про
-
явить
,
по
Д
.
Векслеру
,
способность
упорядочения
группы
факто
-
ров
в
логическую
систему
.
Здесь
оцениваются
характер
выполне
-
ния
задания
(
существуют
лучшие
и
худшие
варианты
)
и
затра
-
ченное
на
это
время
.
В
зависимости
от
этого
оценка
по
отдельным
заданиям
различна
—
от
4
до
6
баллов
.
Задания
в
порядке
их
предъявления
усложняются
.
Максимальный
результат
— 36
бал
-
лов
.
Приводим
некоторые
серии
из
используемых
в
этом
субтесте
(
рис
. 13).
120