Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7137

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

следующие

 

ответы

и

 

лев

и

 

собака

 — 

животные

звери

 (

ответ

 

на

 

концептуальном

 

уровне

); 

и

 

лев

и

 

собака

 

едят

 (

ответ

 

на

 

функцио

-

нальном

 

уровне

); 

оба

 

они

 

имеют

 

ноги

 (

ответ

 

на

 

конкретном

 

уров

-

не

).

 

Следует

 

указать

что

 

нередко

 

оценка

 

ответа

 

и

 

определение

 

уровня

 

сравнения

 

понятий

 

представляют

 

большие

 

затруднения

 

и

 

требуют

 

от

 

исследующего

 

опыта

 

и

 

знаний

Возможны

 

ответы

квалификация

 

которых

 

весьма

 

затруднительна

Так

больной

 

ши

-

зофренией

 

нашел

что

 

сходство

 

между

 

львом

 

и

 

собакой

 

заключа

-

ется

 

в

 

том

что

 

это

 

звери

, «

одинаково

 

остро

 

воспринимаемые

 

че

-

ловеком

». 

При

 

формальном

 

подходе

 

к

 

оценке

 

здесь

 

можно

 

гово

-

рить

 

о

 

концептуальном

 

уровне

 

ответа

На

 

самом

 

же

 

деле

 

речь

 

идет

 

о

 

типичном

 

шизофреническом

 

инакомыслии

Этот

 

пример

 

свиде

-

тельствует

 

о

 

неправомерности

 

одного

 

лишь

 

количественного

 

под

-

хода

 

к

 

оценке

 

результатов

.

 

В

 

этом

 

субтесте

 

оценивается

 

главным

 

образом

 

логический

 

ха

-

рактер

 

мышления

Максимальная

 

оценка

 

по

 

субтесту

 — 26 

бал

-

лов

.

 

Хотя

 

в

 

этом

 

субтесте

 

время

 

выполнения

 

заданий

 

не

 

ограниче

-

но

 

и

 

более

 

медленный

 

темп

 

пожилых

 

обследуемых

 

не

 

ставит

 

их

 

в

 

худшие

 

по

 

сравнению

 

с

 

молодыми

 

обследуемыми

 

условия

тем

 

не

 

менее

 

результаты

 

здесь

 

значительно

 

снижаются

 

с

 

возрастом

О

Bromley (1966) 

указывает

что

 

пожилые

 

люди

 

становятся

 

не

 

толь

-

ко

 

менее

 

способными

 

к

 

формированию

 

абстрактных

 

принципов

но

 

также

 

и

 

к

 

различению

 

их

Когда

 

они

 

истолковывают

 

по

-

словицы

их

 

ответы

 

менее

 

общие

 

и

 

менее

 

абстрактные

чем

 

ответы

 

лиц

 

более

 

молодых

.

 

5-

й

 

субтест

 — 

воспроизведение

 

цифровых

 

рядов

 — 

приме

-

няется

 

для

 

исследования

 

памяти

главным

 

образом

 

оперативной

и

 

внимания

В

 

каждой

 

серии

 

цифр

 

имеется

 2 

равнозначных

 

задания

Второе

 

задание

 

серии

 

предъявляется

 

обследуемому

 

только

 

в

 

том

 

случае

если

 

он

 

не

 

справился

 

с

 

первым

Цифры

согласно

 

инст

-

рукции

воспроизводятся

 

в

 

прямом

 

и

 

обратном

 

порядке

Поводом

 

для

 

прекращения

 

исследования

 

является

 

несостоятельность

 

об

-

следуемого

 

в

 

обоих

 

заданиях

 

данной

 

серии

Время

 

не

 

регламенти

-

руется

Каждое

 

правильно

 

выполненное

 

задание

 

оценивается

 

в

 1 

балл

Максимальная

 

оценка

 — 17 

баллов

  (

при

 

воспроизведении

 

цифр

 

в

 

прямом

 

порядке

 — 9 

и

 

в

 

обратном

 — 8 

баллов

).

 

116

 


background image

По

 

Д

Векслеру

невозможность

 

для

 

обследуемого

 

повторить

 

в

 

прямом

 

порядке

 

ряд

 

из

 4 

цифр

 

может

 

свидетельствовать

 

о

 

слабо

-

умии

Старение

  (

физиологическое

не

 

оказывает

 

заметного

 

влия

-

ния

 

на

 

простое

 

запоминание

 (

о

 

выполнении

 

задания

 

по

 

этому

 

суб

-

тесту

 

больным

 

церебральным

 

атеросклерозом

 

речь

 

будет

 

идти

 

ниже

). 

Следует

 

отметить

что

 

этот

 

субтест

 

не

 

столько

 

характери

-

зует

 

состояние

 

функции

 

памяти

 

во

 

всем

 

ее

 

многообразии

сколько

 

отражает

 

особенности

 

активного

 

внимания

 

и

 

деавтоматизации

 

рядов

 

знаков

О

. Bromley 

установила

что

 

воспроизведение

 

цифр

 

в

 

прямом

 

порядке

 

с

 

возрастом

 

снижается

 

незначительно

более

 

за

-

метно

 

у

 

стариков

 

затруднение

 

в

 

воспроизведении

 

цифр

 

в

 

обрат

-

ном

 

порядке

.

 

6-

й

 

субтест

 —

 

словарный

 — 

служит

 

для

 

оценки

 

словарного

 

за

-

паса

В

 

связи

 

с

 

тем

что

 

словарный

 

запас

 

зависит

 

от

 

образовательного

 

уровня

он

 

мало

 

изменяется

 

при

 

старении

.

 

Обследуемому

 

предлагают

 40 

слов

 

и

 

просят

 

дать

 

их

 

определе

-

ние

объяснить

 

их

 

значение

Вначале

 — 

это

 

несложные

 

и

 

часто

 

употребляемые

 

слова

 (

деньги

зима

кровать

фабрика

деталь

со

-

брание

). 

Постепенно

 

задание

 

усложняется

исследующий

 

называ

-

ет

 

для

 

определения

 

такие

 

слова

как

 

периметр

тирада

плагиат

пародия

 

и

 

т

п

Разумеется

в

 

этом

 

субтесте

 

усложнение

 

задания

 

носит

 

относительный

 

характер

 

и

 

обнаруживается

 

при

 

сравнении

 

не

 

столько

 

отдельных

 

слов

сколько

 

групп

 

слов

.

 

Ответы

 

оцениваются

 

от

 0 

до

 2 

баллов

При

 

этом

 

руко

-

водствуются

 

следующими

 

критериями

ответ

 

оценивается

 

в

 2 

балла

если

 

это

:

 

1)

 

хороший

удачно

 

подобранный

 

синоним

2)

 

основное

 

использование

 

слова

 

в

 

словарном

 

фонде

 

языка

3)

 

одно

 

или

 

несколько

 

определений

 

основных

 

свойств

 

слова

4)

 

слово

обобщающее

 

понятие

к

 

которому

 

принадлежит

 

опре

-

деляемое

 

слово

5)

 

несколько

 

правильных

 

описаний

 

свойств

 

определяемого

 

слова

которые

 

в

 

совокупности

 

отражают

 

понимание

 

обследуемым

 

значения

 

этого

 

слова

В

 1 

балл

 

оцениваются

 

правильные

но

 

неполные

 

ответы

:

 

1)

 

неясный

 

или

 

недостаточно

 

четкий

 

синоним

2)

 

второстепенное

не

 

основное

использование

 

этого

 

слова

 

в

 

языке

3)

 

пример

 

возможного

 

использования

 

слова

 

в

 

языке

В

 0 

баллов

 

оценивается

 

явно

 

неправильный

 

ответ

 

и

 

отсутствие

 

117

 


background image

реального

 

понимания

 

вопроса

даже

 

после

 

его

 

повторения

не

-

понимание

 

значения

 

слова

предъявляемого

 

в

 

характерном

 

контексте

.

 

Например

понимание

 

слова

 «

приговор

» 

может

 

быть

 

оценено

 2 

баллами

если

 

дан

 

один

 

из

 

нижеследующих

 

ответов

юридическое

 

решение

решение

 

суда

заключение

юридический

 

акт

 

решения

; 1 

баллом

 — 

наказывать

осудить

осуждение

; 0 

баллов

 — 

тюрьма

выговор

.

 

Время

 

при

 

исследовании

 

словарным

 

субтестом

 

не

 

рег

-

ламентировано

Максимальная

 

оценка

 — 80 

баллов

.

 

Перечисленные

 6 

субтестов

 

относятся

 

к

 

группе

 

вербальных

Несмотря

 

на

 

то

 

что

 

по

 

результатам

 

их

 

выполнения

 

производится

 

общая

 

оценка

которая

 

сравнивается

 

с

 

показателем

 

выполнения

 

невербальных

 

субтестов

сами

 

по

 

себе

 

они

 

являются

 

достаточно

 

неоднородными

Это

 

убедительно

 

показано

 

исследованиями

 

О

Bromley (1966). 

Так

она

 

установила

что

 

у

 

стариков

 

мало

 

меняют

-

ся

 

результаты

 

выполнения

 

заданий

 

по

 

субтестам

: «

словарному

», 

«

общей

 

осведомленности

» 

и

  «

общей

 

понятливости

». 

Эту

 

неиз

-

менность

 

результатов

 

при

 

старении

 

автор

 

объясняет

 

характером

 

активности

необходимой

 

для

 

выполнения

 

заданий

отсутствием

 

требований

касающихся

 

быстроты

 

выполнения

относительной

 

простотой

 

заданий

Эти

 

субтесты

 

измеряют

 

скорее

 

интеллекту

-

альные

 

достижения

которые

 

удерживаются

 

при

 

старении

чем

 

интеллектуальные

 

способности

снижающиеся

 

с

 

определенного

 

возраста

.

 

Переходим

 

к

 

описанию

 

невербальных

 

субтестов

.

 

7-

й

 

субтест

 — 

цифровых

 

символов

 — 

требует

 

от

 

обследуе

-

мого

 

в

 

специальной

 

таблице

 

(

рис

. II) 

в

 

соответствии

 

с

 

образцами

 

в

 

рядах

 

случайно

 

подобранных

 

цифр

 

поставить

 

под

 

каждой

 

цифрой

 

ее

 

обозначение

символ

как

 

бы

 

произвести

 

перешифровку

 

цифр

Этим

 

тестом

 

исследуется

 

психомоторика

способность

 

к

 

обуче

-

нию

Время

 

выполнения

 

задания

 

ограничивается

 90 

с

Каждое

 

правильно

 

выполненное

 

задание

 

оценивается

 

в

 1 

балл

Первые

 10 

заданий

 

не

 

учитываются

они

 

служат

 

примером

О

 

способности

 

к

 

научению

 

новому

 

материалу

 

свидетельствует

 

выполнение

 

после

-

дующих

 

примеров

когда

 

обследуемого

 

предупреждают

 

о

 

начале

 

хронометрии

 

и

 

необходимости

 

выполнять

 

задание

 

как

 

можно

 

ско

-

рее

При

 

исследовании

 

этой

 

методикой

 

различных

 

возрастных

 

групп

 

установлено

что

 

показатель

 

результативности

 

обнаружива

-

ет

 

отчетливую

 

тенденцию

 

к

 

снижению

 

после

 40 

лет

.

 


background image

 

 

119

 


background image

8-

й

 

субтест

 — 

нахождение

 

недостающих

 

деталей

 

в

 

карти

-

не

Здесь

 

выявляется

 

способность

 

обследуемого

 

выделить

 

суще

-

ственные

 

признаки

 

предмета

 

или

 

явления

Обследуемому

 

предъ

-

является

 

специальный

 

набор

 

картинок

На

 

каждом

 

изображении

 

не

 

хватает

 

какой

-

либо

 

одной

 

существенной

 

детали

Экспозиция

 

каждой

 

картинки

 — 20 

с

Каждый

 

правильный

 

ответ

 

оценивается

 

в

 1 

балл

Максимальный

 

результат

 — 20 

баллов

.

 

9-

й

 

субтест

 — 

кубики

 

Кооса

 — 

служит

 

для

 

исследования

 

пространственного

 

воображения

конструктивного

 

мышления

Обследуемый

 

должен

 

обнаружить

 

способность

 

перенесения

 

зри

-

тельного

 

образа

 

с

 

карточки

-

образца

 

на

 

определенную

 

конструк

-

цию

которую

 

он

 

в

 

ином

 

масштабе

 

воссоздает

 

из

 

цветных

 

куби

-

ков

Набор

 

карточек

-

образцов

 

стандартный

 

(

рис

. 12). 

Время

 

четко

 

регламентировано

за

 

успешное

в

 

сокращенный

 

срок

выполнение

 

последних

 4 

заданий

 

к

 

оценке

 

прибавляется

 1 

или

 2 

балла

В

 

бланке

 

опыта

 

указаны

 

критерии

 

времени

 

для

 

оценки

 

выполнения

 

каждого

 

задания

Максимальный

 

результат

 — 48 

баллов

.

 

10-

й

 

субтест

 — 

последовательных

 

картин

 — 

является

 

чет

-

ко

 

дозированным

 

по

 

временной

 

характеристике

 

вариантом

 

мето

-

дики

 

установления

 

последовательности

 

развития

 

сюжета

 

по

 

серии

 

картинок

Всего

 

применяется

 8 

серий

 

картинок

Каждая

 

серия

 

предлагается

 

в

 

определенном

 

порядке

не

 

соответствующем

 

ис

-

тинной

 

последовательности

 

картинок

Обследуемый

 

должен

 

уло

-

вить

 

смысл

 

изображенной

 

с

 

помощью

 

картинок

 

истории

про

-

явить

по

 

Д

Векслеру

способность

 

упорядочения

 

группы

 

факто

-

ров

 

в

 

логическую

 

систему

Здесь

 

оцениваются

 

характер

 

выполне

-

ния

 

задания

  (

существуют

 

лучшие

 

и

 

худшие

 

варианты

и

 

затра

-

ченное

 

на

 

это

 

время

В

 

зависимости

 

от

 

этого

 

оценка

 

по

 

отдельным

 

заданиям

 

различна

 — 

от

 4 

до

 6 

баллов

Задания

 

в

 

порядке

 

их

 

предъявления

 

усложняются

Максимальный

 

результат

 — 36 

бал

-

лов

.

 

Приводим

 

некоторые

 

серии

 

из

 

используемых

 

в

 

этом

 

субтесте

 

(

рис

. 13).

 

120