Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7436

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

121

 


background image

11-

й

 

субтест

 — 

сложение

 

фигур

 — 

измеряет

 

способность

 

со

-

ставления

 

из

 

отдельных

 

фрагментов

 

единого

 

смыслового

 

целого

совокупности

 

этих

 

фрагментов

Обследуемому

 

предлагают

 

из

 4 

разрезанных

 

на

 

отдельные

 

фрагменты

 

фигур

 

сложить

 

целое

 

(

рис

14). 

Время

 

четко

 

регламентировано

За

 

быстрое

 

выполнение

 

зада

-

ния

 

даются

 

дополнительные

 

баллы

 (

оценка

 

отдельных

 

заданий

 — 

от

 8 

до

 13 

баллов

). 

Максимальный

 

результат

 — 46 

баллов

Затем

 

по

 

специальной

 

таблице

 

первичные

 («

сырые

») 

оценки

 

результатов

 

выполнения

 

отдельных

 

субтестов

 

переводятся

 

в

 

унифицирован

-

ные

шкальные

позволяющие

 

анализировать

 

разброс

Подсчиты

-

вается

 

отдельно

 

вербальный

 

и

 

невербальный

 

показатели

а

 

затем

 

общий

 

показатель

Последние

 

три

 

показателя

 

подсчитываются

 

с

 

коррекцией

 

на

 

возраст

.

 

 

Д

Векслер

 

разделял

 

субтесты

 

на

 

основные

мало

 

изменяющие

 

результаты

 

с

 

возрастом

  (

словарный

осведомленность

составле

-

ние

 

фигур

обнаружение

 

недостающих

 

деталей

), 

и

 

те

которые

 

обнаруживают

 

с

 

возрастом

 

явное

 

ухудшение

 

результатов

  (

вос

-

произведение

 

цифр

сходство

подстановка

   

цифровых

   

символов

   

и

   

кубики

   

Кооса

).

 

122

 


background image

Деление

 

это

 

в

 

известной

 

мере

 

условно

Некоторые

 

субтесты

под

-

чиняющиеся

 

возрастным

 

изменениям

  (

составление

 

фигур

 

и

 

не

-

достающие

 

детали

), 

причисляются

 

к

 

группе

 

субтестов

 

с

 

неизмен

-

ными

 

результатами

 

и

наоборот

подверженные

 

незначительному

 

влиянию

 

возрастных

 

изменений

 

субтесты

 — 

воспроизведение

 

цифр

 

и

 

нахождение

 

сходства

 — 

относятся

 

к

 

группе

 

подверженных

 

изменениям

Сравнением

 

показателей

 

этих

 

двух

 

субгрупп

 

тестов

 

Векслер

 

получил

 

коэффициент

 

детериорации

возрастного

 

ущерба

 

(DQ)

 

 

где

 

ТНР

 

— 

показатели

 

по

 

субтестам

 

с

 

неизмененными

 

ре

-

зультатами

;

 

ТПР

 

— 

данные

 

по

 

субтестам

 

с

 

переменными

 

результатами

 

(

полученный

 

результат

 

умножением

 

на

 100 

выражается

 

в

 

про

-

центах

).

 

Как

 

уже

 

указывалось

О

. Bromley 

при

 

геронтопсихологических

 

исследованиях

 

большое

 

значение

 

придает

 

выведению

 

показателя

 

продуктивности

который

 

определяет

 

интеллектуальный

 

уровень

 

по

 

отношению

 

к

 

молодым

 

лицам

достигшим

 

пика

 

биологическо

-

го

 

и

 

интеллектуального

 

развития

У

 

молодого

 

человека

по

 

О

Bromley, 

показатель

 

продуктивности

 

равен

 

интеллектуальному

 

показателю

 (IQ). 

У

 

старого

 

человека

 IQ 

удерживается

 

на

 

более

 

или

 

менее

 

постоянном

 

уровне

зато

 

неуклонно

 

снижается

 

показа

-

тель

 

продуктивности

.

 

Последняя

 

рестандартизация

 

методики

 

на

 

американской

 

попу

-

ляции

 

проведена

 

учеником

   

Д

Векслера

 

А

Кауфманом

 

в

 1991 

(

детский

 

вариант

и

 

в

 1998 

годах

 (

взрослый

 

вариант

).

 

Таблицы

 

Рейвена

 

(

шкала

 

прогрессивных

 

матриц

)

 

Тест

 

был

 

создан

 

К

Рейвеном

 

в

 1936 

г

Вначале

 

предпо

-

лагалось

что

 

с

 

его

 

помощью

 

будут

 

исследоваться

 

особенности

 

восприятия

перцепции

Это

 

было

 

связано

 

с

 

тем

что

 

теоретиче

-

ской

 

основой

 

теста

наряду

 

с

 

теорией

 

неогенеза

 

С

. Spearman 

(1904), 

является

 

развиваемая

 

гештальтпсихологией

 

теория

 

вос

-

приятия

 

форм

В

 

работе

 

с

 

тестом

 

выявилось

что

 

при

 

решении

 

включающихся

 

в

 

тест

 

заданий

 

выступают

 

123

 


background image

три

 

основных

 

психических

 

процесса

внимание

перцепция

 

и

 

мышление

Поэтому

 

тест

 

Рейвена

 

не

 

считается

 

сугубо

 «

интеллек

-

туальным

» 

тестом

таким

 

тестом

 «

всеобщего

 

интеллекта

», 

к

 

кото

-

рым

 

относят

 

обычно

 

шкалу

 

Д

Векслера

При

 

решении

 

заданий

 

по

 

таблицам

 

Рейвена

 

большое

 

значение

 

имеет

 

концентрация

 

актив

-

ного

 

внимания

его

 

достаточный

 

объем

 

и

 

распределение

В

 

част

-

ности

внимание

 

является

 

тем

 

фактором

 

восприятия

который

 

соз

-

дает

 

определенную

 

установку

 

для

 

перцептивной

 

деятельности

С

 

помощью

 

теста

 

Рейвена

 

исследователи

 

судят

 

скорее

 

не

 

об

 

интел

-

лекте

а

 

о

 

способности

 

к

 

систематизированной

планомерной

ме

-

тодичной

 

интеллектуальной

 

деятельности

.

 

Тест

 

Рейвена

 

состоит

 

из

 

невербальных

 

заданий

что

по

 

мне

-

нию

 

Т

. Bilikiewicz (1956), 

имеет

 

важное

 

значение

так

 

как

 

он

 

меньше

 

учитывает

 

знания

приобретенные

 

обследуемым

 

в

 

связи

 

с

 

образованием

 

и

 

жизненным

 

опытом

.

 

Стимульный

 

материал

 

теста

 

содержит

 60 

таблиц

разбитых

 

на

 

серий

Каждая

 

серия

 

включает

 12 

таблиц

содержащих

 

задания

 

нарастающей

 

трудности

В

 

то

 

же

 

время

 

характерно

 

и

 

усложнение

 

типа

 

заданий

 

от

 

серии

 

к

 

серии

.

 

В

 

серии

 

А

 

использован

 

принцип

 

установления

 

взаимосвязи

 

в

 

структуре

 

матриц

Задание

 

заключается

 

в

 

дополнении

 

недостаю

-

щей

 

части

 

основного

 

изображения

 

одним

 

из

 

приведенных

 

в

 

каж

-

дой

 

таблице

 

фрагментов

Выполнение

 

задания

 

требует

 

от

 

обсле

-

дуемого

 

тщательного

 

анализа

 

структуры

 

основного

 

изображения

 

и

 

обнаружения

 

этих

 

же

 

особенностей

 

в

 

одном

 

из

 

нескольких

 

фрагментов

Затем

 

происходит

 

сличение

 

фрагмента

его

 

сравне

-

ние

 

с

 

окружением

 

недостающей

 

части

 

таблицы

.

 

Серия

 

В

 

построена

 

по

 

принципу

 

аналогии

 

между

 

парами

 

фигур

Обследуемый

 

должен

 

найти

 

принцип

соответственно

 

которому

 

по

-

строена

 

в

 

каждом

 

отдельном

 

случае

 

аналогия

 

и

исходя

 

из

 

этого

подобрать

 

недостающий

 

фрагмент

При

 

этом

 

важно

 

определить

 

ось

 

симметрии

соответственно

 

которой

 

расположены

 

фигуры

 

в

 

основ

-

ном

 

образце

.

 

Серия

 

С

 

построена

 

по

 

принципу

 

прогрессивных

 

изменений

 

в

 

фигурах

 

матриц

Эти

 

фигуры

 

в

 

пределах

 

одной

 

матрицы

 

все

 

больше

 

усложняются

происходит

 

как

 

бы

 

их

 

непрерывное

 

разви

-

тие

Обогащение

 

фигур

 

новыми

 

элементами

 

подчиняется

 

четкому

 

принципу

обнаружив

 

который

 

можно

 

подобрать

 

недостающую

 

фигуру

 

124

 


background image

 

125