Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7436
Скачиваний: 69
121
11-
й
субтест
—
сложение
фигур
—
измеряет
способность
со
-
ставления
из
отдельных
фрагментов
единого
смыслового
целого
,
совокупности
этих
фрагментов
.
Обследуемому
предлагают
из
4
разрезанных
на
отдельные
фрагменты
фигур
сложить
целое
(
рис
.
14).
Время
четко
регламентировано
.
За
быстрое
выполнение
зада
-
ния
даются
дополнительные
баллы
(
оценка
отдельных
заданий
—
от
8
до
13
баллов
).
Максимальный
результат
— 46
баллов
.
Затем
по
специальной
таблице
первичные
(«
сырые
»)
оценки
результатов
выполнения
отдельных
субтестов
переводятся
в
унифицирован
-
ные
,
шкальные
,
позволяющие
анализировать
разброс
.
Подсчиты
-
вается
отдельно
вербальный
и
невербальный
показатели
,
а
затем
общий
показатель
.
Последние
три
показателя
подсчитываются
с
коррекцией
на
возраст
.
Д
.
Векслер
разделял
субтесты
на
основные
,
мало
изменяющие
результаты
с
возрастом
(
словарный
,
осведомленность
,
составле
-
ние
фигур
,
обнаружение
недостающих
деталей
),
и
те
,
которые
обнаруживают
с
возрастом
явное
ухудшение
результатов
(
вос
-
произведение
цифр
,
сходство
,
подстановка
цифровых
символов
и
кубики
Кооса
).
122
Деление
это
в
известной
мере
условно
.
Некоторые
субтесты
,
под
-
чиняющиеся
возрастным
изменениям
(
составление
фигур
и
не
-
достающие
детали
),
причисляются
к
группе
субтестов
с
неизмен
-
ными
результатами
и
,
наоборот
,
подверженные
незначительному
влиянию
возрастных
изменений
субтесты
—
воспроизведение
цифр
и
нахождение
сходства
—
относятся
к
группе
подверженных
изменениям
.
Сравнением
показателей
этих
двух
субгрупп
тестов
Векслер
получил
коэффициент
детериорации
,
возрастного
ущерба
(DQ)
где
ТНР
—
показатели
по
субтестам
с
неизмененными
ре
-
зультатами
;
ТПР
—
данные
по
субтестам
с
переменными
результатами
(
полученный
результат
умножением
на
100
выражается
в
про
-
центах
).
Как
уже
указывалось
,
О
. Bromley
при
геронтопсихологических
исследованиях
большое
значение
придает
выведению
показателя
продуктивности
,
который
определяет
интеллектуальный
уровень
по
отношению
к
молодым
лицам
,
достигшим
пика
биологическо
-
го
и
интеллектуального
развития
.
У
молодого
человека
,
по
О
.
Bromley,
показатель
продуктивности
равен
интеллектуальному
показателю
(IQ).
У
старого
человека
IQ
удерживается
на
более
или
менее
постоянном
уровне
,
зато
неуклонно
снижается
показа
-
тель
продуктивности
.
Последняя
рестандартизация
методики
на
американской
попу
-
ляции
проведена
учеником
Д
.
Векслера
А
.
Кауфманом
в
1991
(
детский
вариант
)
и
в
1998
годах
(
взрослый
вариант
).
Таблицы
Рейвена
(
шкала
прогрессивных
матриц
)
Тест
был
создан
К
.
Рейвеном
в
1936
г
.
Вначале
предпо
-
лагалось
,
что
с
его
помощью
будут
исследоваться
особенности
восприятия
,
перцепции
.
Это
было
связано
с
тем
,
что
теоретиче
-
ской
основой
теста
,
наряду
с
теорией
неогенеза
С
. Spearman
(1904),
является
развиваемая
гештальтпсихологией
теория
вос
-
приятия
форм
.
В
работе
с
тестом
выявилось
,
что
при
решении
включающихся
в
тест
заданий
выступают
123
три
основных
психических
процесса
:
внимание
,
перцепция
и
мышление
.
Поэтому
тест
Рейвена
не
считается
сугубо
«
интеллек
-
туальным
»
тестом
,
таким
тестом
«
всеобщего
интеллекта
»,
к
кото
-
рым
относят
обычно
шкалу
Д
.
Векслера
.
При
решении
заданий
по
таблицам
Рейвена
большое
значение
имеет
концентрация
актив
-
ного
внимания
,
его
достаточный
объем
и
распределение
.
В
част
-
ности
,
внимание
является
тем
фактором
восприятия
,
который
соз
-
дает
определенную
установку
для
перцептивной
деятельности
.
С
помощью
теста
Рейвена
исследователи
судят
скорее
не
об
интел
-
лекте
,
а
о
способности
к
систематизированной
,
планомерной
,
ме
-
тодичной
интеллектуальной
деятельности
.
Тест
Рейвена
состоит
из
невербальных
заданий
,
что
,
по
мне
-
нию
Т
. Bilikiewicz (1956),
имеет
важное
значение
,
так
как
он
меньше
учитывает
знания
,
приобретенные
обследуемым
в
связи
с
образованием
и
жизненным
опытом
.
Стимульный
материал
теста
содержит
60
таблиц
,
разбитых
на
5
серий
.
Каждая
серия
включает
12
таблиц
,
содержащих
задания
нарастающей
трудности
.
В
то
же
время
характерно
и
усложнение
типа
заданий
от
серии
к
серии
.
В
серии
А
использован
принцип
установления
взаимосвязи
в
структуре
матриц
.
Задание
заключается
в
дополнении
недостаю
-
щей
части
основного
изображения
одним
из
приведенных
в
каж
-
дой
таблице
фрагментов
.
Выполнение
задания
требует
от
обсле
-
дуемого
тщательного
анализа
структуры
основного
изображения
и
обнаружения
этих
же
особенностей
в
одном
из
нескольких
фрагментов
.
Затем
происходит
сличение
фрагмента
,
его
сравне
-
ние
с
окружением
недостающей
части
таблицы
.
Серия
В
построена
по
принципу
аналогии
между
парами
фигур
.
Обследуемый
должен
найти
принцип
,
соответственно
которому
по
-
строена
в
каждом
отдельном
случае
аналогия
и
,
исходя
из
этого
,
подобрать
недостающий
фрагмент
.
При
этом
важно
определить
ось
симметрии
,
соответственно
которой
расположены
фигуры
в
основ
-
ном
образце
.
Серия
С
построена
по
принципу
прогрессивных
изменений
в
фигурах
матриц
.
Эти
фигуры
в
пределах
одной
матрицы
все
больше
усложняются
,
происходит
как
бы
их
непрерывное
разви
-
тие
.
Обогащение
фигур
новыми
элементами
подчиняется
четкому
принципу
,
обнаружив
который
можно
подобрать
недостающую
фигуру
124
125