Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7142

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

126

 


background image

 

127

 


background image

 

128

 


background image

 

129

 


background image

Серия

  D

 

построена

 

по

 

принципу

 

перегруппировки

 

фигур

 

в

 

матрице

Обследуемый

 

должен

 

обнаружить

 

эту

 

перегруппировку

 

происходящую

 

в

 

горизонтальном

 

и

 

вертикальном

 

направлении

.

 

Серия

 

Е

 

основана

 

на

 

принципе

 

разложения

 

фигур

 

основного

 

изображения

 

на

 

элементы

Недостающую

 

фигуру

 

можно

 

найти

поняв

 

принцип

 

анализа

 

и

 

синтеза

 

фигур

.

 

На

 

рис

.15 

приведены

 

образцы

 

таблиц

 

Рейвена

иллю

-

стрирующие

 

специфику

 

принципа

 

построения

 

задания

 

в

 

каждой

 

серии

а

 

также

 

постепенное

 

нарастание

 

трудности

 

содержащихся

 

в

 

таблицах

 

заданий

.

 

В

 

инструкции

 

обследуемому

 

сообщают

что

 

ему

 

предстоит

 

выпол

-

нить

 60 

заданий

и

 

обращают

 

внимание

 

на

 

их

 

степень

 

сложности

Затем

 

указывается

что

 

в

 

каждом

 

задании

 

в

 

большой

 

рамке

 

содер

-

жится

 

образец

 

определенной

 

структуры

 

или

 

составленный

 

из

 

ряда

 

фигур

Фигуры

 

или

 

рисунки

 

образца

 

расположены

 

не

 

случайно

а

 

соответственно

 

определенной

 

закономерности

Установив

 

характер

 

присущей

 

каждой

 

матрице

 

закономерности

обследуемый

 

сможет

 

найти

 

недостающий

 

фрагмент

Очередность

 

выполнения

 

заданий

 

обязательна

.

 

Первые

 5 

заданий

 (

А

1— 

А

5) 

проверяются

 

исследующим

 

тут

 

же

и

если

 

видно

что

 

обследуемый

 

понял

 

задание

остальные

 

он

 

вы

-

полняет

 

уже

 

с

 

учетом

 

времени

 

и

 

совершенно

 

самостоятельно

При

 

необходимости

 

первые

 5 

заданий

 

могут

 

выполняться

 

с

 

помощью

 

исследующего

Каждое

 

правильное

 

решение

 

задания

 

оценивается

 

в

 1 

балл

Подсчитывается

 

общее

 

число

 

баллов

 

по

 

всем

 

таблицам

 

и

 

по

 

отдельным

 

сериям

Полученный

 

общий

 

показатель

 

рассматри

-

вается

 

как

 

индекс

 

интеллектуальной

 

силы

умственной

 

произво

-

дительности

 

обследуемого

Показатели

 

выполнения

 

заданий

 

по

 

отдельным

 

сериям

 

сравниваются

 

со

 

среднестатистическими

учи

-

тывается

 

разница

 

между

 

результатами

полученными

 

в

 

каждой

 

серии

 

и

 

контрольными

полученными

 

при

 

статистической

 

обра

-

ботке

 

данных

 

обследования

 

больших

 

групп

 

здоровых

 

лиц

 

и

таким

 

образом

расцениваемыми

 

как

 

ожидаемые

 

результаты

Такая

 

раз

-

ница

 

позволяет

 

судить

 

о

 

надежности

 

полученных

 

результатов

 (

это

 

не

 

относится

 

к

 

психической

 

патологии

).

 

Полученный

 

суммарный

 

показатель

 

по

 

специальной

 

таблице

 

переводится

 

в

 

проценты

Различаются

 

пять

 

степеней

 

интеллекту

-

ального

 

уровня

 

по

 

шкале

:

 

степень

 — 

свыше

 95 % — 

особо

 

высокоразвитый

 

интеллект

;

 

II 

степень

 — 75—94 % — 

интеллект

 

выше

 

среднего

;

 

130