Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7438
Скачиваний: 69
126
127
128
129
Серия
D
построена
по
принципу
перегруппировки
фигур
в
матрице
.
Обследуемый
должен
обнаружить
эту
перегруппировку
происходящую
в
горизонтальном
и
вертикальном
направлении
.
Серия
Е
основана
на
принципе
разложения
фигур
основного
изображения
на
элементы
.
Недостающую
фигуру
можно
найти
,
поняв
принцип
анализа
и
синтеза
фигур
.
На
рис
.15
приведены
образцы
таблиц
Рейвена
,
иллю
-
стрирующие
специфику
принципа
построения
задания
в
каждой
серии
,
а
также
постепенное
нарастание
трудности
содержащихся
в
таблицах
заданий
.
В
инструкции
обследуемому
сообщают
,
что
ему
предстоит
выпол
-
нить
60
заданий
,
и
обращают
внимание
на
их
степень
сложности
.
Затем
указывается
,
что
в
каждом
задании
в
большой
рамке
содер
-
жится
образец
определенной
структуры
или
составленный
из
ряда
фигур
.
Фигуры
или
рисунки
образца
расположены
не
случайно
,
а
соответственно
определенной
закономерности
.
Установив
характер
присущей
каждой
матрице
закономерности
,
обследуемый
сможет
найти
недостающий
фрагмент
.
Очередность
выполнения
заданий
обязательна
.
Первые
5
заданий
(
А
1—
А
5)
проверяются
исследующим
тут
же
,
и
,
если
видно
,
что
обследуемый
понял
задание
,
остальные
он
вы
-
полняет
уже
с
учетом
времени
и
совершенно
самостоятельно
.
При
необходимости
первые
5
заданий
могут
выполняться
с
помощью
исследующего
.
Каждое
правильное
решение
задания
оценивается
в
1
балл
.
Подсчитывается
общее
число
баллов
по
всем
таблицам
и
по
отдельным
сериям
.
Полученный
общий
показатель
рассматри
-
вается
как
индекс
интеллектуальной
силы
,
умственной
произво
-
дительности
обследуемого
.
Показатели
выполнения
заданий
по
отдельным
сериям
сравниваются
со
среднестатистическими
,
учи
-
тывается
разница
между
результатами
,
полученными
в
каждой
серии
и
контрольными
,
полученными
при
статистической
обра
-
ботке
данных
обследования
больших
групп
здоровых
лиц
и
,
таким
образом
,
расцениваемыми
как
ожидаемые
результаты
.
Такая
раз
-
ница
позволяет
судить
о
надежности
полученных
результатов
(
это
не
относится
к
психической
патологии
).
Полученный
суммарный
показатель
по
специальной
таблице
переводится
в
проценты
.
Различаются
пять
степеней
интеллекту
-
ального
уровня
по
шкале
:
I
степень
—
свыше
95 % —
особо
высокоразвитый
интеллект
;
II
степень
— 75—94 % —
интеллект
выше
среднего
;
130